Семинарские занятия по курсу «психология девиантного поведения» для студентов 4 курса фПиМно (7 семестр)

2011/2012 Учебный год

Преподаватель: Шелкунова Т.В.

Семинар 1. Тема: Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения.

  1. Предмет изучения девиатологии.
  2. Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения».
  3. Социальная норма. Проблема «нормы» в психологии.
  4. Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддитивное по ведение» и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.
  5. .Понятие социальных норм в различных концепциях отклоняющегося поведения:

4.1. Социологизаторский подход к девиантному поведению: теории аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Д.Дьюи и др.)

4.2. Механизмы формирования делинквентной морали и поведения в теории дифференцированной ассоциации Э.Сатерленда.

4.3.Концепция «лабелинга» — «запятнанной репутации», «наклеивания ярлыков» (Э. Гоффман, Г. Беккер).

4.4.Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).

4.5.Биопсихологические концепции нормы и патологии (в теориях З._Фрейда_и Ч. Ломброзо).

Литература:

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.

  2. Глинский Я.И.,Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения – СПб., 1993.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев 1989г.
  5. Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
  6. Страх и стигма. О социально-психологических механизмах стигматизации больных СПИДом» Психологический журнал стр.40 т.20 №4 1999г

Семинар 2. Тема: Социальные отклонения: понятие, структура и динамика

  1. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).
  2. Концепции необходимости для общества девиаций их роль в развитии личности.

2.1.Девиации, помогающие понять и сохранить нормы (Э. Эриксон).

12 стр., 5571 слов

Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения

30 Федеральное агентство по образованию Государственное учреждение высшего профессионального образования СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАФЕДРА ? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Социология» «Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения» Исполнитель: студент группы 9410 С.А. Поповцев Сыктывкар 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ...

2.2.«Этогенический подход» Р. Харриса к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.

  1. Механизмы взаимодействия и функционирования социальных норм и отклонений.
  2. Типы девиаций, их характеристика.
  3. Типология предпосылок и проявлений социально-психологической дезадаптированности личности. Девиантный паттерн самореализации.
  4. Феномен «криминальной личности» и «криминального общества».

Литература:

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия –СПб., 1998.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.
  4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1997
  5. Психогенетика агрессивности Алфимова М.В. Трубников В.И. Вопросы психологии №6 2000
  6. Криминальная агрессия т.20 №6 1999 Психологический журнал.

Семинар 3. Тема: Причины девиантного поведения личности.

  1. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.
  2. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
  3. Психологические механизмы отклоняющегося поведения.

3.1.экзистенциально-гуманистический подход;

3.2.психоаналитический подход;

3.3.подход в теории научения.

3.4.когнитивное направление исследования девиантного поведения.

  1. Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта.
  2. Семейное неблагополучие как фактор девизитного поведения детей.

Литература:

3 стр., 1171 слов

Вопрос. Психологическое консультирование лиц, попавших под воздействие деструктивных тоталитарных культов.

Вопрос. Игротерапевтические методы коррекции аддикций детей и подростков План ответа: Методы коррекционной работы с детьми и подростками. Игротерапия. Показания к применению. Методы игротерапии   Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из ...

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
  3. Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
  4. Посттравматический стресс с позиции экзистенциально-гуманистической психологии. Грининг Т. Вопросы психологии №1 1994 (ветераны войн)
  5. Аффект –судебно-психологический экспертологический анализ. Психологический журнал Т22 №3 2001
  6. Влияние семьи на формирование девиантного поведения матери Психологический журнал т.21 № 2 2000г.
  7. Дерматоглифика серийных убийц. Богданов Н.Н. и др. Вопросы психологии №4, 1998
  8. Межполушарная ассиметрия и алкоголизм Вопросы психологии №5, 1999 Компьютерная игра: новая область психологических исследований Шапкин С.А. Психологический журнал №1 1999
  9. Пограничные расстройства Вопросы психологии №41996

Семинар 4 – 5. Тема: Типология отклоняющегося поведения

1.Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.

2.Локус контроля девиантного поведения личности.

3.Основные типы девиантного поведений и его характеристика:

  1. Понятия «наркотизм», «наркомания», «токсикомания». Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании. Социально-психологический, портрет наркомана и токсикомана внутренние причины; психологическая коррекция.
  2. Пьянство и алкоголизм. Состояние и тенденции. Внутренние причины. Социально-психологический, портрет алкоголика; психологическая коррекция.
  3. Проституция в подростковой и юношеской среде; понятие, состояние и тенденции; внутренние причины.
  4. Сексуальные девиации и их классификация. Феномен «сексуального поведения». Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных девиации.
  5. Суицид (самоубийство); понятие и основные виды суицидального поведения; состояние и тенденции; внутренние причины; медико-психологический комментарий.
  6. Психологическая характеристика подросткового вандализма (граффити).
  7. Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как специфическая форма девиантного поведения.
  8. Бродяжничество –источники и основные формы проявления.

Литература:

2 стр., 529 слов

1. Клиническая психология как область психологических знаний

1. Клиническая психология как область психологических знаний. 2. История развития клинической психологии. 3. Перспективы развития клинической психологии. 4. Соматическое здоровье. Психическое здоровье. Психологическое здоровье. 6. Психопрофилактика и ее виды. Актуальные задачи психопрофилактики на современном этапе. 8. Интегральное здоровье и его уровни. 9. Основные критерии психического здоровья. ...

  1. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте Вопросы психологии №5 1993
  2. Подросток-наркоман и его окружение Гульдан В.В. идр. Вопросы психологии»2 1993
  3. Антинаркотическое воспитание Вопросы психологии №3 1993
  4. Компания пьяных подростков Климова С.Г. Вопросы психологии №4 1993
  5. Пьяный подросток Вопросы психологии №4 1993
  6. Суицид: Хрестоматия по суицидологии /Сост. А.Н. Моховиков.-Киев 1996.
  7. Глинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. СПб., 1999.
  8. Абрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996.
  9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. – М., Изд-во Института психотерапии, 2001.
  10. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии Первова Л.И. Вопросы психологии №3 1999
  11. Об условиях, влияющих на становление характера (к акцентуациям характера) Цылев В.Р. Вопросы психологии №52001
  12. Шкала группового психологического насилия.

    Журнал практического психолога (спец. Выпуск) №1-2 январь – февраль 2000 М.

  13. Психологический анализ феномена детской застенчивости Галигузова Л.Н. Вопросы психологии №5 2000
  14. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся Вопросы психологии №3 1994
  15. Подросток (жертва) – половое правонарушение Вопросы психологии №1 1993
  16. Особенности психосексуальной ориентации Психологический журнал т14 №4,1993
  17. О соуциде Психологический журнал т13 №1, 1992
  18. Временное различие при депрессии т11 №6, 1990
  19. Наркотики – подростки Вопросы психологии №5,1999
  20. Локус контроля делинквентной личности Психологический журнал №2 т15 1994
  21. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией Е.Т.Соколова С.В.Ильина Вопросы психологии №5 2000

Семинар 6. Тема: Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде

  1. Социально-культурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения подростков;
  2. Концепция «агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения» (А. Бандура, А. Басе, М. Лазарус).
  3. . Уровни, виды и тины социально-культурной среды молодежных субкультур.
  4. Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши. Статус личности: понятие, классификация, характеристика.
  5. Формирование ценностных ориентаций и установок личности подростка, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность, поступок и девиантное поведение.
  6. «Акцентуированная личность» в психологии. Ролевые и позиционные отклонения акцентуированного подростка. Социально-психологические последствия отклонения.
  7. Осознанная и неосознанная девиация в подростковом возрасте.

Литература:

2 стр., 577 слов

49.аддиктивное поведение детей и подростков

Аддиктивное поведение Человек – существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Семья, воспитатели, учителя, начальники и государство учат нас соблюдать социально-приемлемые нормы поведения. И конечно, находятся те, кто не приемлет правил и идет в разрез с обществом. Таких людей называют аддиктами, а их поведение аддиктивным. Суть аддиктивного поведения – это ...

  1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
  2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб.-метод. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Школьная дезадаптация Вопросы психологии №41999
  4. Детская депрессия Вопросы психологии №3 1999
  5. Пережитое насилие – личность Вопросы психологии№61998
  6. Социальная депривация Вопросы психологии №3 1993
  7. «Ненармотивное» психическое развитие Вопросы психологии №6 1994
  8. Влияние когнитивности на проявления агрессии в детском возрасте Вопросы психологии №1 2000.
  9. Психокоррекция «трудного» класса Вопросы психологии №6 1994.
  10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.
  11. Влияние семьи на формирование делинквентности Психологический журнал №2 т15, 1994
  12. Криминальная субкультура Психологический журнал №2 т15 1994
  13. Причины подростковой преступности Психологический журнал №2 т16 1995
  14. Несовершеннолетние правонарушители Вопросы психологии №4, 1996
  15. Фигдор Г. Может ли школа помочь условно осужденным подросткам? Вопросы психологии №4, 1998

Семинар7- 8. Тема: Проблемы профилактики девиантного поведения и социального контроля.

  1. Понятие профилактики девиантного поведения и социального контроля.
  2. Общая и специальная профилактика.
  3. Региональные, территориальные и временные различия распространенности социальных отклонений и проявления девиантного поведения
  4. Профилактика отклоняющегося поведения. Стимулирование позитивной мотивации.
  5. Методы коррекции эмоциональных состояний.
  6. Когнитивное переструктурирование.
  7. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения.
  8. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.
  9. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения подростков.
  10. Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии (преступности, пьянства, наркотизма, суицидального поведения и др.).
  11. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.

Литература:

2 стр., 700 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ 1. Нарушения отношений ребенка и взрослого как первоисточник социальной дезадаптации. 2. Оптимизация социальной ситуации путем дифференцированного обучения. 3. Ранняя профессиональная ориентация как поиск сферы самореализации подростков. • Основным источником психогений и дезадаптации у подростков является семья. ...

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    5 стр., 2372 слов

    Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе

    ... Цель исследования - проанализировать особенности клиентов в социальной работе и сущность их взаимодействия с социальными работниками. Задачи исследования: 1. изучить теоретические аспекты ... требований к идеологии взаимодействия социальных работников. Степень изученности проблемы. Исследуемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Большинство работ посвящено теоретическим ...

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.

  2. Глинский Я.И.,Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения – СПб., 1993.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев 1989г.
  5. Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
  7. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб.-метод. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Практические занятия Практическое занятие 1

Цель: Исследование психологических особенностей детей в детском доме или интернате.

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах детей, не имеющих родителей и воспитывающихся в детских домах.
  2. Практический аспект : подбор, подготовка и использование психодиагностических методик ( рекомендуются проективные, рисуночные методики, личностные опросники, тесты интеллекта, познавательных и эмоционально-волевых сфер личности)

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 2

Цель: Исследование психологических особенностей детей, находящихся в реабилитационном центре «Росток» .

Требования:

1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах детей из неблагополучных семей.

  1. Практический аспект : подбор, подготовка и использование психодиагностических методик ( рекомендуются проективные, рисуночные методики, личностные опросники, тесты интеллекта, познавательных и эмоционально-волевых сфер личности)

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 3

Цель: Исследование психологических особенностей «трудных» школьников, дезадаптированных подростков..

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах «трудных» школьников, дезадаптированных подростков
  2. Практический аспект : подбор, подготовка и использование тестов ПДО, «Школьной дезадаптации анкета», тест Леонгарда. Умение различать акцентуации характера и патохарактерологические особенности подростков по результатам наблюдения и тестирования.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 4

Цель: Изучение методов и техник работы с проблемами нетрадиционной сексуальной ориентации, нарушениями полоролевой идентификации и др.

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с нарушениями полоролевой идентификации и пр.

  2. Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 5

Цель: Изучение методов и техник работы с проблемами суицида.

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с суицидальными тенденциями.

  2. Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 6

Цель: Изучение методов и техник работы с зависимостями и со-зависимостями (наркомания и алкоголизм)

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с с зависимостями и со-зависимостями.

  2. Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.