«Психология познавательных процессов»

План:

  1. Ощущения и восприятия
  2. Память
  3. Мышление
  4. Воображение

Литература:

  1. Гамезо Н.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: «Психология человека». — М., 2004.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., МГУ, 1988.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., Владос, 2001.
  5. Общая психология под ред. А.В. Петровского. М., МГУ, 1986.
  6. Общая и спортивная психология. /Под ред. Г.Д.Бабушкина, В.М.Мельникова. – Омск, 2000. ч. 1.
  7. «Общая и спортивная психология». Часть 1./ Под. ред. профессора Г.Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004.

1. Ощущения и восприятия

Специалисту в сфере физической культуры и спорта профессионально необходимо знать и понимать механизмы и закономерности познания. Это важно потому, что использование знаний о познавательной психической организации человека позволяет эффективнее управлять развитием его физических, личностных свойств. При определенном уровне организации познавательные психические процессы являются основными компонентами целого ряда способностей, в том числе и спортивных. Они определяют, например, двигательную одаренность, талант (обучаемость); качества сенсомоторного реагирования (скорость и точность всех типов реакций, в том числе реакций на опережение); высокий уровень развития специализированных восприятий («чувство скорости», «чувство воды», «чувство мяча» и прочие); индивидуальные особенности спортивной деятельности и многое другое.

Что же является тем первичным психическим процессом, обеспечивающим специфические двигательные возможности ее носителю, особую форму познания окружающей действительности? Таким психическим процессом является ощущение. Определим это понятие в терминах информационного подхода.

Ощущение – это познавательный психический процесс создания информационной модели действительности – образа, в котором отражены отдельные свойства объекта или явления внешней и внутренней среды при непосредственном воздействии сигнала (раздражителя) на орган чувств.

Ощущение является генетически первичной формой психической ориентировки организма в окружающей его действительности. Схематически можно представить ощущения в виде исходной формы познавательной деятельности. Без ощущений невозможна психическая активность человека. Многочисленные опыты психологов, проведенные в условиях максимально возможной сенсорной изоляции (сенсорной депривации) свидетельствуют о том, что в первые же сутки нарушается интегративная психическая деятельность. У человека изменяется сознание, появляются галлюцинации, навязчивость, он начинает терять ориентировку во времени и в пространстве. Поэтому, информационное воздействие на организм, преобразуемое через ощущения, является необходимым условием нормальной работы психики и нормального взаимодействия человека со средой.

2 стр., 563 слов

Направление 37.03.01 Психология профиль – Общая психология

... длительное исследование психологического развития одного и того же человека   7. Каково главное отличие опросников от ... мира   11. Соотнесите определение и понятие видов ощущений Интроцептивные о состоянии организма Проприоцептивные из внешнего мира ... окружающего мира   18. Способности – это А. общий интеллектуальный потенциал личности Б. особенности личности, обеспечивающие успешность ...

  1. Физиологические основы ощущений

Понятие «орган чувств» весьма условно, оно применяется в просторечии и подразумевает единство анатомического (структурного) и физиологического (процессуального) механизма формирования ощущений. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при воздействии соответствующего раздражителя (несущего информацию) на орган чувств. А анатомической основой ощущений является анализатор, специализированный механизм переработки информационных потоков. Условно в нем можно выделить три структурных подразделения:

а) Периферический отдел – представлен специализированным механизмом приема воздействий определенного диапазона раздражителей из внешней и из внутренней среды. Важнейшая часть этого механизма – рецептор, в котором преобразуется энергия внешнего воздействия в нервный импульс. Здесь реализуется первичное кодирование сигнала среды и приведение его к специфическому для его носителя виду. Сформированный нервный импульс поступает отсюда в следующий отдел анализатора.

б) Проводниковый отдел представлен афферентными – идущими к центру и эфферентными – идущими от центра нервными волокнами, проводящими нервный импульс. Первичный анализ информации нервного кода часто осуществляется уже на уровне проводникового отдела анализатора, поэтому его роль еще изучена не до конца.

в) Центральный отдел анализатора представлен корковыми и подкорковыми отделами головного мозга. Он осуществляет переработку информации, передаваемую нервными импульсами. Центральный отдел анализатора состоит из центральной части – ядра, где сконцентрирована основная часть рецепторных клеток, куда входят центростремительные нервы от рецепторного аппарата (ядро осуществляет функцию тонкого анализа и синтеза) и периферии, где клетки разбросаны по коре головного мозга и частично входят в состав других анализаторов, обеспечивая связь и участие в одном отдельном акте ощущения большой части коры головного мозга.

Классифицировать ощущения можно по различным признакам. Например, одним из самых распространенных принципов классификации ощущений является классификация по месту расположения рецепторов. В соответствие с ним выделяют:

а) Экстероцептивные ощущения – рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела и отражают информацию о свойствах предметов и явлений внешней среды. К ним можно отнести такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные, вкусовые, вибрационные, температурные, болевые.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... встречается чаще в детском возрасте. Различают эйдетизм зрительный, слу­ховой, тактильный и др. Нарушения ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствитель­ность), гипестезия ... тактильной чувствительности, вибрационное чувст­во и др.). Ощущения классифицируются по качеству, силе и дли­тельности. Качеством зрительных ощущений является цвет, слу­ховых — звуки. Сила ...

б) Интероцептивные ощущения – здесь рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают информацию о их состоянии. К ним можно отнести стато-динамические ощущения, ощущения ускорения, равновесия (рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха), органические ощущения голода, жажды, боли.

в) Проприоцептивные ощущения – рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о движении и положении тела. Их называют мышечно-суставными ощущениями, кинестетическими или кинестезическими. Различают двигательные и речевые кинестезии.

Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними: температурные, вкусовые, болевые, вибрационные, мышечно-суставные, стато-динамические.

Можно классифицировать ощущения и по другим основаниям, например, по характеру воздействия на рецептор. Так, различают контактные ощущения, они передают информационную картину действительности, а раздражение воздействует на анализатор при непосредственном контакте с объектом. Выделяют вибрационные, вкусовые, температурные и другие виды ощущений. Существуют и дистантные, ощущения, которые формируются в процессе воздействия раздражителя на рецептор через посредство какого-либо фактора, а не прямого раздражителя. К их числу можно отнести зрительные, слуховые, обонятельные ощущения

Существуют и другие принципы классификации ощущений, выделения их видов по другим основаниям. Коротко остановимся на психологической характеристике наиболее важных, информационно загруженных видах ощущений.

Зрительные ощущения

    Зрительные ощущения – возникают в результате воздействия на рецепторы зрительного анализатора электромагнитных волн определенной длины (в диапазоне от 780 до 380 ммк.).

    Зрительные ощущения могут быть ахроматическими отражают объекты в диапазоне оттенков от белого до черного цветов и хроматическими, отражающими объекты во всей цветовой гамме множества оттенков и цветовых тонов:

    — спектр красных тонов – 780-610 ммк. (миллимикрон);

    — желтые тона – 590-560 ммк.;

    — зеленые тона – 560-490 ммк.;

    — голубые тона – 490-470 ммк.;

    — синие тона -470-450 ммк.;

    — фиолетовые тона 450-380 ммк.

    Ахроматические и хроматические зрительные ощущения характеризуются еще и определенными качествами, создающими их специфичность. К ним относятся качество светлоты, которое характеризует многообразие оттенков серого тона и разделяет его многообразие. Светлотой называют показатель степени отличия какого-либо цветового тона от черного. Самый светлый цвет – белый, наименее светлый – черный. Светлота зависит от качества поверхности, отражающей световую волну и от длины отражаемой волны (λ).

    Например, белая бумага отражает около 85% падающего света, а черный бархат лишь 0,03%.

    Хроматические ощущения, кроме качества светлоты, характеризуются еще и качествами насыщенности цвета, цветовым тоном и контрастностью. Первое означает соотношение количества лучей основного света в смеси с белым, определяя степень выраженности цвета (яркий или бледный цвет).

    3 стр., 1439 слов

    Ощущения и восприятие. Виды нарушений

    ... чувствовать препятствие, встречающееся на пути. У глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставной анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле ... Этот процесс определяется индивидуальными свойства­ми организма. Различают несколько видов ощущений: зри­тельные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические ( ...

    Второе характеризует отличие одного цветового тона от другого, например, отличие желтого от красного или зеленого. Такое отличие зависит от соотношения длин световых волн. Третье качество контрастности зрительных ощущений зависит от соотношения световой или светлотной характеристики фона и ощущаемого объекта.

    Зрительный анализатор состоит из трех отделов. Периферический его отдел представлен глазным яблоком, светочувствительными элементами которого являются специализированные клетки – рецепторы – палочки и колбочки (так они называются по их форме), образующие сетчатку глаза. В них происходит преобразование энергии световой волны в энергию нервного сигнала в результате осуществления определенных фотохимических преобразований под воздействием световой волны. Палочек в сетчатке около 130 миллионов и они гораздо более чувствительны к свету, чем колбочки и поэтому особенно активны в условиях пониженной освещенности (например, в сумерках или ночью).

    В них формируются нервные сигналы, порождающие ахроматические ощущения. А вот колбочек в сетчатке глаза гораздо меньше, около 7 миллионов и их светочувствительность в несколько раз ниже, чем у палочек. В условиях пониженной освещенности они не функционируют. В колбочках происходит формирование нервного сигнала, определяющего информацию о цветовых качествах, формирующих цветоощущение. Наш глаз настолько совершенное произведение природы, что способен различать до 180 тонов цвета и около 10000 оттенков между ними.

    Проводниковый отдел зрительного анализатора представлен зрительным нервом. В его состав входит большое число нервных волокон, образующих три основные пучка, идущих от различных мест сетчатки.

    Центральный отдел зрительного анализатора представлен ядрами в подкорковой части головного мозга и зрительными зонами в коре больших полушарий (затылочное поле, височное поле), в которых происходит тонкий анализ зрительной информации, аналитико-синтетическое ее преобразование.

    Необходимо отметить необычайную информационную загруженность зрительного анализатора. Традиционно считается, что через зрение человек получает около 80% всей информации об окружающей его действительности. Для примера можно сравнить информационную загруженность зрительного анализатора с другими. Так, слуховой анализатор, определяет около 15% информационного потока, а на остальные виды ощущений приходятся оставшиеся 5%. Можно предположить, что зрительные ощущения являются своеобразным интегратором сенсорного (чувственного) образа окружающей нас действительности. В терминах зрительных ощущений мы преимущественно описываем субъективную картину мира и строим систему своих отношений с ним. Но сказанное не означает, что все другие виды ощущений ничтожны в информационном плане. 5-процентный уровень информации о тепле, боли, прикосновении, запахах и прочем могут быть в определенный момент времени важнее всей зрительной информации, которой располагает человек.

    Основываясь на информации зрительных ощущений, мы познаем не только цветовые характеристики объектов, их качественную специфику. Мы познаем еще и их пространственные характеристики – форму, объем, размер, удаленность, динамику движений. Посредством зрительных ощущений человек ориентируется в пространстве, координирует движения. Зрительные ощущения лежат в основе социального познания мира, присвоения культурных ценностей, обучения, чтения и письма.

    11 стр., 5233 слов

    Решение практических психологических задач Ощущение

    ... 3 Какой вывод о роли мышечных ощущений пространственной ориентации можно сделать на основании проделанных опытов? Об участии какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в ... ответа, в котором все явления указаны верно. а) изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, д) синестезия. а) адаптация, б) синестезия, в) специфическая ...

    Как происходит такое познание окружающей нас действительности? Это становится возможным за счет реализации уникальных возможностей зрительного анализатора и, как результата его функционирования – специфических ощущений, отображающих большой количество свойств действительности. Большую роль в таком процессе познания играют изменяющиеся (вариативные) оптические свойства глаза, определяемые тремя механизмами зрения: механизмы аккомодации глаза, конвергенции и дивергенции, а также бинокулярности зрения.

    Аккомодация глаза связана с изменением кривизны хрусталика, что позволяет фокусировать изображение на сетчатке и тем самым, отчетливо видеть как удаленные предметы, так и расположенные поблизости.

    Механизм конвергенции-дивергенции осуществляет управление зрительными осями, совмещая их или разводя в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета.

    Аккомодация глаза и механизм конвергенции-дивергенции определяют такие информационные параметры ощущений как поле зрения, угол зрения и остроту зрения.

    Механизм бинокулярности зрения позволяет оценивать форму и глубину расположения объекта в пространстве. Это происходит потому, что при зрении двумя глазами создается объемное изображение, которому соответствует расположение точек ощущаемого объекта на сетчатке левого и правого глаза. Изменение соотношения между такими точками (корреспондирующие точки) определяет ощущения перемещения объекта в пространстве, его форму и глубину расположения.

    Слуховые ощущения

      Слуховые ощущения – формируются при воздействии звуковых колебаний (волн) окружающей среды в диапазоне от 16 гц. и до 20 кгц на слуховой анализатор. Все слуховые ощущения можно свести к шумам – ощущениям звуков с непериодическими колебаниями, с неустойчивой амплитудой и частотой, к музыкальным тонам – периодическим колебаниям с устойчивой частотой (например, все гласные звуки) и к речевым ощущениям – в которых сочетается чередование музыкальных звуков и шумов.

      Кроме приведенных выше, слуховые ощущения имеют еще три важнейшие характеристики: высоту звучания, зависящую от частоты колебаний звуковой волны; громкость звучания (силу), зависящую от амплитуды колебаний звуковой волны и тембр звучания (окраску), зависящий от формы колебания звуковой волны – периодических изменений высоты и интенсивности звука.

      Слуховые ощущения формируются в пространстве слухового анализатора, состоящего, как и все другие, из трех отделов. Периферический отдел анализатора представлен ухом, которое также состоит из трех отделов – внешнего уха, среднего и внутреннего. В среднем ухе имеется барабанная перепонка и система слуховых косточек, передающих через овальное и круглое окно энергию звуковой волны (несущую определенную информацию) во внутреннее ухо. Здесь, энергия звуковой волны преобразуется в энергию нервного сигнала в специализированных опорных и волосковых клетках – рецепторах, находящихся в специальном органе слуха – улитке (таких клеток в улитке около 24 тыс.).

      25 стр., 12060 слов

      016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

      ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... не до конца... Это состояние было очень знакомо, по ощущению парализованности… …Впоследствии я начал обращать особое внимание на ...

      Проводниковая часть представлена слуховым нервом, идущим от улитки до подкорковой части головного мозга.

      Центральный отдел слухового анализатора находится в подкорковых центрах (ядра Варолиевого моста и мозжечка и в задних буграх четверохолмия).

      Корковый отдел слухового анализатора занимает височную часть коры головного мозга.

      Слуховые ощущения, также как и зрительные, ориентируют человека в окружающей среде, позволяют определить динамику движений место положения объекта в пространстве, формируют адаптивные формы поведения в среде. Вместе с тем, слуховые ощущения определяют формирование общественного опыта и его личностную форму присвоения в рече-мыслительной регуляции деятельности человека.

      Наиболее значительным в информационном плане механизмом слуховых ощущений является механизм бинауральности слуха – слушание двумя ушами. Такое слушание позволяет определить положение источника звука в пространстве и динамику его движения. Функционирование этого механизма осуществляется за счет временного сдвига (∆) в длительности достижения звука между правым и левым ухом. Экспериментально установлено, что лучше определяется направление у низких тонов звучания (до 800 гц.).

      При увеличении звуковых колебаний угол смещения звука становится все более значительным.

      1. Мышечно-двигательные ощущения

      Для специалиста в сфере физической культуры и спорта полезно знать не только о приведенных выше видах ощущений, но и об ощущениях, во многом определяющих двигательную культуру человека – стато-динамических и кинестезических.

      Стато-динамические ощущения определяют сохранение равновесия, необходимого для нормальной деятельности человека (трудовой, спортивной и других видов).

      Они вызываются изменением параметров действия гравитационнных сил на стато-динамический анализатор в результате изменения положения тела или ускорения. Стато-динамические ощущения также определяют ориентацию человека в окружающей его действительности.

      Стато-динамический анализатор представлен с позиции периферического отдела вестибулярным аппаратом, состоящим из преддверия и полукружных каналов, находящихся во внутреннем ухе. Они содержат две группы рецепторов: волосковые клетки (в полукружных каналах) – формируют информацию об ускорении и общем движении и отолитовый комплекс (в преддверии внутреннего уха) – формирует информацию о положении тела в пространстве и производит первичный анализ такого положения по отношению к плоскости опоры.

      Проводниковый отдел представлен вестибулярным нервом, идущим от вестибулярных рецепторов в подкорковые отделы анализатора в головном мозге (в задний мозг).

      Центральный отдел – представлен ядрами мозжечка, глазодвигательного центра и образований в ретикулярной формации. Кора головного мозга регулирует вестибулярную функцию условнорефлекторно. Поэтому стато-динамический анализатор функционально связан с работой других анализаторов (слухового, зрительного, кинестезического и других).

      Кинестезические ощущения – вызываются механическим воздействием на рецепторный аппарат анализатора при изменении напряжения мышечной ткани и взаиморасположения суставов. Значение кинестезических ощущений трудно переоценить. Они позволяют контролировать движения и действия человека, формируют информацию о работоспособности органа и его утомлении (о состоянии мышечной ткани), производят частичный анализ времени и пространства, формируют процессы активного осязания и обладают другими возможностями.

      3 стр., 1187 слов

      Общая характеристика ощущений.Классификация ощущений. Общая характеристика ...

      ... восприятия: в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Структурность восприятия: восприятие не является проекцией мгновенных ощущений ... рецептором зрительного анализатора. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны ... Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека. Основные свойства восприятия: ...

      В специальных видах деятельности (например, спортивной деятельности) выборочный (дробный) анализ информации в кинестезических ощущениях позволяет:

      — расчленить целостную деятельность на составляющие части и отразить положение отдельных частей тела друг относительно друга (составить «схему тела»);

      — отразить анализ отдельных пассивных движений относительно активных;

      — проанализировать и синтезировать схему активных движений в схеме целостного двигательного акта, отраженного в ощущении.

      В процессе индивидуального развития человека изменяется и специфика функционирования кинестезических ощущений. С 8 до 18 лет их информационная емкость увеличивается в два раза, а разрешающая способность достигает своего пика к периоду 11-15 лет. Поэтому, именно такой возраст является наиболее продуктивным для овладения сложнокоординированными видами спорта. В различных видах спорта предъявляются различные требования к двигательной культуре человека, выражающейся в особенностях характера движений, их формы, амплитуды, направления и в прочих параметрах. Кинестезические ощущения являются частью двигательных (и спортивных в том числе) способностей, позволяющих быстро и качественно овладеть различными формами двигательной культуры.

      Кинестезический анализатор представлен периферическим отделом центростремительных нервных окончаний или мышечно-суставными рецепторами. Выделяют три группы таких рецепторов: веретенообразные (окончания Руффини); сухожильные (аппарат Гольджи) и соединительные (тельца Гольджи-Маццони).

      Это специализированные нервные клетки, преобразующие энергию механического давления в нервный импульс, несущий соответствующую информацию. Эти рецепторы находятся на поверхности суставных сумок и сухожильных соединений

      Проводниковый отдел представлен нервными путями, идущими от рецепторов через спинномозговые узлы в подкорковые зоны головного мозга.

      Центральная часть анализатора состоит из рассеянных элементов и ядра. Ядро расположено в двигательной зоне продолговатого мозга (Варолиевом мосту), в среднем мозге и зрительных буграх, а рассеянные элементы содержатся в коре головного мозга. При поражении ядра функции анализа активизируются в рассеянных элементах анализатора. Такое сложное строение анализаторов повышает их функциональную надежность и позволяет компенсировать определенный круг нарушений.

      Итак, мы выяснили, что существует довольно много видов ощущений. Для каждого из них имеется свой анализатор, и все вместе они определяют наше познание окружающей нас действительности. Этот процесс познания носит информационный характер и реализуется на уровне психических сигналов, выстраивающих психический образ, в котором содержится информация об отдельных свойствах действительности. Образ формируется в пространстве анализатора при непосредственном воздействии на него информационного потока (в виде раздражения или какого-либо другого воздействия, обладающего определенной энергией).

      11 стр., 5138 слов

      Ощущение и восприятие: сущность и свойства

      ... двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений. восприятие ощущение анализатор 1. Ощущение и его свойства Что такое ощущение? Это простейший психический процесс, в результате которого отражаются ... этот предмет эмоционально окрашенным. При восприятии предмета или явления, мы всегда осмысливаем воспринимаемый образ, используем при этом и свою память, и свое мышление. Таким образом, ...

      Каким же путем происходит формирование чувственного образа в анализаторе, какие принципы определяют его функционирование? Физиологическая составляющая ответа на эти вопросы изучена достаточно основательно. Ответ на них с позиции психологической составляющей представляет определенные трудности и кроется в необходимости непосредственного анализа свойств психического образа ощущений, осуществляемого в терминах психофизики.

      Прежде всего, следует отметить, что ощущения, независимо от их вида формируются по принципиально одинаковой схеме. Всегда на рецепторы соответствующего анализатора действует специфический раздражитель (характерный только для данного рецептора), несущий определенную информацию в рамках определенной энергетической возможности. Результатом целостного функционирования анализатора является ощущение – своеобразный чувственный образ действительности.

      В многолетних исследованиях психологов, занимающихся проблематикой психофизики, определен круг общих (характеризующих все виды ощущений) свойств, отражающих закономерности формирования ощущений, их функционирования и изменения. Все ощущения закономерно обладают следующими свойствами:

      а) Качеством (модальностью).

      Качество проявляется в том, что любое из ощущений имеет свои неповторимые характеристики, определяющие его содержание и позволяющее отличать его от других видов ощущений. Качество ощущений зависит и от качественных характеристик раздражителя. Например, качество зрительных ощущений определяется светлотой, насыщенностью цвета, цветовым тоном, а качество слуховых ощущений – громкостью, тембром, высотой звучания и другими.

      б) Интенсивностью – количественной характеристикой ощущений, определяемой силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора (порогами ощущений).

      в) Длительностью существования ощущений – являющейся временной характеристикой, зависящей от времени действия раздражителя на анализатор, от силы и от функционального состояния самого анализатора.

      Если на анализатор действует раздражитель недостаточной силы, то происходит процесс суммирования его действия и ощущение возникает не сразу, а спустя необходимое для его формирования время, которое называют латентным (скрытым) временем ощущения. Латентное время существует у любого вида ощущений как следствие необходимой затраты времени на процессы кодирования-декодирования сигнала в пространстве анализатора, проведения нервного импульса по центростремительным и центробежным нервным путям, анализ и синтез информационного потока в центральной части анализатора и прочих временных затрат. Например, латентное время тактильных ощущений – 130 мск, а болевых – 370 мск. В таком временном режиме функционирования анализатора и существования ощущений проявляется величайшая целесообразность познавательной специфики психического процесса.

      8 стр., 3589 слов

      КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...

      ... участии речи и памяти, которые называются интеллектуальными. Результаты интеллектуальной обработки информации оказывают существенное влияние на получение новой информации восприятием и ощущением. Взаимосвязь психических процессов ... мозга. В коре головного мозга осуществляется анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий и осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в ...

      Ощущение не только не возникает сразу, но сразу и не исчезает. Имеет место некая инерция существования ощущений. На некоторое время остается след от действия раздражителя и тогда наблюдается эффект последействия – «последовательного образа». На принципах такого последействия основан, например, принцип кинематографа, в соответствии с которым человеку предъявляют 24 кадра в секунду (при последействии 1/5 секунды).

      Такое раздельное предъявление воспринимается как одно целое действие.

      г) Пространственная характеристика ощущений представлена ощущением движения, протяженности и локализации объекта, возникающими в различных анализаторах. Например, пространственные характеристики в зрительном ощущении складываются в результате функционирования механизмов аккомодации, дивергенции-конвергенции и бинокулярности. Пространственные характеристики слухового ощущения определяются действием механизма бинауральности.

      Интересные свойства ощущений выводятся из отношений взаимодействия раздражителя и функциональных особенностей самого анализатора. Оказалось, что чувствительность, то есть способность иметь ощущения, зависит, прежде всего, от силы (интенсивности) раздражителя, действующего на рецептор и от состояния самого анализатора, который преобразует это воздействие. Между этими переменными существует определенная связь, выражающаяся важнейшей закономерностью ощущений.

      1.5. Закономерности ощущений

      1) Наличие порогов ощущений. Пороги ощущений определяют психологическую характеристику зависимости интенсивности ощущения от силы воздействующего раздражителя.

      Воздействие раздражителя малой интенсивности не вызывает ощущения, точно так же как и воздействие сверхсильного раздражителя на анализатор не вызывает адекватного ощущения (а проявляется в виде недифференцированного ощущения боли).

      Таким образом, ощущения существуют в определенном диапазоне взаимодействия интенсивности раздражителя от функциональных возможностей анализатора. Поэтому, различают:

      а) Абсолютные пороги чувствительности, представленные нижним порогом ощущения, при котором минимально заметное ощущение определяется минимальной силой раздражителя и верхним порогом ощущения, определяемым максимально возможной силой раздражителя, при воздействии которого еще существует ощущение данного (специфического) вида.

      Индивидуальные различия в чувствительности и порогах ощущений зависят от ряда обстоятельств, которые полезно учитывать в системе отбора в спорте. Наиболее значимыми причинами индивидуальных различий в ощущениях являются их зависимости:

      а) От природных особенностей человека и его нервной системы. Например, часть людей от природы имеет высокую чувствительность к конкретным видам воздействия (зрительная, вкусовая, обонятельная и другие виды).

      Высокая чувствительность часто бывает связана со слабостью нервной системы;

      б) От уровня тренированности анализатора в соответствующей деятельности. Этот феномен проявляется потому, что нервная система человека обладает высокой степенью приспосабливаемости, адаптивности и поэтому величина чувствительности и различения зависит от ее реализации в конкретной деятельности. Так, например, если на анализатор падает высокая нагрузка, он развивается. Об этом свидетельствует высокая мышечно-суставная чувствительность у людей активно занимающихся спортом. А. Щенин определил, что наивысшую мышечно-суставную чувствительность в голеностопе имеют спортсмены, занимающиеся лыжными гонками, а в локтевом и кистевом суставах – фехтовальщики. Г. Гагаева определила, что вратари в футболе различают вес мяча до одного грамма, а пловцы – температуру воды до значения 0,1 градуса. Игроки различного амплуа в волейболе и баскетболе по зрительным функциям глазомера, точности и быстроты зрительного восприятия отличаются один от другого. У защитников в футболе время простой и сложной реакции выбора на 12-17 процентов меньше, чем у нападающих (Н. Михреньгин).

      в) От влияния возрастных изменений анализатора. Как показано в работах Б.Г. Ананьева пик возрастной чувствительности приходится на возраст 20-30 лет. После 40 лет чувствительность понижается, иногда такое понижение носит прогрессивный характер.

      2) Следующей закономерностью ощущений является адаптация.

      Под процессом адаптации понимается приспособление чувствительности анализаторов, формирующих ощущения, к понижению или повышению порогов чувствительности. Процесс адаптации, например, проявляется в приспособлении зрительного анализатора к изменяющимся условиям освещенности. Так, различают световую и темновую зрительную адаптацию. При полной темновой адаптации зрительные ощущения в анализаторе могут возникнуть при действии даже одного кванта световой энергии (величины ничтожно малой).

      Слуховой анализатор может адаптироваться, например, к сильному шумовому воздействию. Адаптация происходит во всех анализаторах, определяющих существование различных ощущений, кроме болевых. Психологический смысл болевых ощущений заключается в сигнальности целостности органа, адаптация к ним ведет к его разрушению и гибели. Адаптация зрительного анализатора к свету изменяет чувствительность в 200 раз. Такое исследование проводил Г.М. Колесников на спортсменах-парашютистах. Сегодня перед ночными прыжками все парашютисты обязательно проходит темновую адаптацию непосредственно на борту самолета перед прыжком.

      Адаптация может проявляться в нескольких эффектах:

      — в варианте полного исчезновения ощущения, например, ощущение давления одежды на тело;

      — в варианте частичного снижения ощущения, его притупления, например, к действию температурных раздражителей;

      — в варианте повышения ощущения (чувствительности), например, зрительного ощущения при темновой адаптации.

      3) Закономерностью формирования ощущений является сенсибилизация – проявляющаяся в процессе повышения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и их упражняемости.

      Например, слуховые ощущения ритма (музыкального ритма), повышают мышечно-суставную и кинестезическую чувствительность. Такую особенность необходимо учитывать в сложнокоординированных видах спорта.

      4) Взаимодействие ощущений закономерно определяет их новое качество – изменение чувствительности и информационного содержания чувствительного образа. Известно, например, что слабые звуковые ощущения повышают чувствительность зрительного анализатора, а сильные наоборот – понижают. Из спортивной практики известно о снижении болевых ощущений под влиянием слабых тактильных раздражителей – потирая ушибленное место, мы тем самым снижаем болевое ощущения. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых ощущений.

      5) Синестезия – ощущения данного анализатора могут вызываться неспецифическим для него видом раздражителя. Так, говорят о «цветном слухе», «звучащем зрении» и прочих.

      Итак, мы познакомились с ощущениями, связывающими нас с существующей независимо от нашего сознания действительностью. Воздействия внешней среды в виде раздражителей, сигналов передают информационную картину мира, которая в пространстве специализированного механизма переработки информации – анализаторе, превращается в психический образ этой действительности – некую информационную модель, регулирующую нашу активность, поведение и определяющую процесс ее познания и преобразования. Но ощущения являются только ступенью в системе познания мира. Следующий ее уровень представлен процессами восприятия, которые не сводятся к сумме отдельных ощущений, а являются качественно новой ступенью познания, определяя новые его возможности.

      Итак, восприятие – это познавательный психический процесс создания информационной модели – образа, в котором отражается совокупность системных свойств объекта или явления внешней и внутренней среды при непосредственном воздействии сигнала (раздражителя) на органы чувств.

      Именно, качество совокупного, системного информационного отражения свойств и качеств объекта определяет новые возможности познания. Оно осуществляется в целом, а не отдельными его свойствами, в их связях и взаимодействиях. Образ восприятия имеет гораздо более сложную предметную структуру и определяет предметные чувства, а не просто эмоциональный тон как ощущение. Поэтому восприятия – качественно новая ступень чувственного познания мира. Воспринимая, мы не только системно познаем мир в чувственной форме, но и осмысливаем его, используя для этого свой прошлый опыт и имеющиеся знания. Этот факт означает, что восприятия, будучи системным познавательным психическим процессом всегда тесно связаны с функциями памяти, мышления, эмоций и сознания.

      В отличие от ощущений, специализированных органов восприятия нет. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.

      Восприятия человека обладают рядом особенностей, важнейшее место в которых занимает система вторых сигналов. Учение о второй сигнальной системе разработано И.П. Павловым. Он обнаружил, что сигнальная функция является универсальным компонентом каждого рефлекса, т.е. в рефлексе заключается функция сигнализации об объекте. Разбив рефлекторную деятельность на низшую – регулирующую гомеостаз на допсихическом уровне и высшую – психическую – регулирующую деятельность и поведение, И.П. Павлов выделил и два вида сигналов – нервных и психических. Психические сигналы он подразделил на 1-е – чувственные образы и 2-е – речемыслительные. Вторые сигналы являются как бы «сигналами сигнала», первичным раздражителем является слово, а результатом – речемыслительный образ (знаковый образ).

      Вторая сигнальная система позволяет:

      — воспринимать познаваемую действительность предметно и обозначать ее словесным сигналами;

      — придает восприятию человека произвольный (осознаваемый) характер;

      — связывает процессы восприятия человека с активностью его личности.

      Хорошо иллюстрируют такие особенности восприятия человека опыты А.А. Бодалева, в которых он представлял портрет одного и того же человека двум различным группам студентов. Представляя портрет одной группе студентов, он характеризовал его как известного ученого, другой – как преступника. Восприятие одного и того же человека (его лица) разными группами студентов было совершенно различным. Вторая группа выделяла в нем черты преступной личности, а первая яркие черты прогрессивного деятеля. Этот пример свидетельствует о большой роли 2-й сигнальной системы в процессе восприятия, который существует только у человека.

      Восприятие, как и ощущение всегда сопряжено с действием, движением. Более того, восприятие можно считать моторным процессом в целом. Движение руки, ощупывающей предмет, глаза – исследующего объект, гортани – воспроизводящей слышимый звук происходят по принципиально единой схеме. В своих работах этот факт неоднократно подчеркивал еще И.М. Сеченов.

      На примере зрительного восприятия видно, какое множество движений совершает при этом глаз, как сильно связано восприятие с действием, являющимся его неотъемлемым компонентом. Познавательные движения глаза в точности повторяют движения руки в процессе активного осязания и состоят из двух этапов:

      1. Этапа поисковых, установочных и корректирующих движений. Эти движения организуют процесс восприятия, определяют его область и сферу познания.

      2. Само восприятие происходит на этапе гностических движений (формирующих образ восприятия).

      Гностические движения определяют пространственно-временные характеристики воспринимаемого объекта, соотносят его с фоновыми характеристиками и вычленяют его контур, сдвиги кривизны, пропорции, форму и, наконец, адекватную его идентификацию. Такой процесс становления образа восприятия в психологии называют перцептогенезом. Фазовая динамика перцептогенеза представляет собой поэтапно реализующийся переход от менее сложного образа к более сложному, более информационно емкому, наиболее адекватно отражающему свойства окружающей нас действительности. В многообразии гностических движений выделяют микродвижения и макродвижения – своеобразные прослеживающие, плавные, сглаженные – позволяющие отслеживать перемещение объекта в пространстве и саккадические – быстрые, скачкообразные – фиксирующие изменения кривизны, контура объекта и его качества.

      Если исключить из восприятия двигательный момент (остановить движение глазного яблока, например), то восприятие прекратится.

      Познавательные процессы восприятия имеют свои особенности, проявляющиеся в свойствах (закономерностях).

      1.6. Закономерности восприятия проявляются

      1. В предметности восприятия. Она заключается в том, что воспринимаемый объект осознается нами как объективно существующий, находящийся вне нас, вне пространства анализатора. Свойство предметности реализуется в предметной деятельности, регулируя и ориентируя человека в системе отношений к действительности, и подтверждается практикой. Метая копье, мы осознаем этот предмет как находящийся в пространстве вне нас.

      2. В целостности восприятия, которая выражается в единстве воспринимаемых частей структуры объекта. Компоненты целого могут восприниматься в различной комбинации, последовательности, но интегративная композиция целого объекта в восприятии остается. Спортивный поединок воспринимается нами как целостное действие, а не частями его зрительных, звуковых, эмоциональных и других компонентов. Целостный образ складывается в результате процесса обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах объекта восприятия.

      3. В константности восприятия. Это свойство определяет постоянство воспринимаемого объекта (в пределах определенного диапазона восприятия) при изменяющихся условиях восприятия. Например, при различной удаленности, угле зрения, освещенности, температурном режиме и прочих условиях восприятия мы воспринимаем величину, форму объекта постоянной. Воспринимаем постоянно (константно) цвет объекта и с близкого и с удаленного расстояния.

      4. В осмысленности восприятия, которое выражается в том, что воспринимаемый объект или явление всегда имеет смысловое содержание, значение, а значит, связано с нашим мышлением и опосредовано им. Сознательно воспринимать объект – значит мысленно назвать его, обозначить, отнести к определенному классу и обобщить его в слове.

      5. В избирательности восприятия, то есть в зависимости от субъективных, личностных особенностей человека, от его позиций в воспринимаемой ситуации. Так, например, спортивный поединок по-разному будут воспринимать зритель, игрок и судья. Поэтому судейство в таких видах спорта как фигурное катание, бокс, гимнастика будет всегда опираться на субъективные отношения судей и их оценки. Избирательность восприятия во многом зависит от жизненного опыта субъекта, его интересов, знаний, ориентаций и называется апперцепцией.

      Так восприятие одного и того же явления различными людьми может быть противоположным, что в полной мере относится и к восприятию в спортивной деятельности.

      Как можно классифицировать восприятия? Сделать это можно на основе выделения ведущего анализатора в формировании восприятия. В зависимости от того, какой анализатор доминирует, выделяют зрительные, слуховые и другие виды восприятия.

      Иногда бывает невозможно выделить доминирующий анализатор в процессе перцептогенеза (например, двигательные ощущения присутствуют во всех видах восприятия), поэтому в основе классификации восприятия можно использовать другой принцип – принцип форм существования материи, ее атрибуты: пространство, время, движение. Поэтому можно выделять такие виды восприятия как восприятие движения, времени и пространства.

      Эти виды восприятия особенно важны в спортивной деятельности и ряде других профессий. Восприятие пространства, формы, величины, глубины и удаленности, направления являются основой спортивной деятельности в спортивных играх. Неправильное сочетание цветов в спортивной экипировке приводит к частому столкновению игроков и к другим ошибкам в восприятии пространства. В волейболе цвет мяча может сливаться с фоновыми тонами пола и стен и существенно затруднять восприятие пространства и приводить к ошибкам в действиях игроков и судей. Правильное и точное восприятие цветов в оценке пространства иногда играет решающее значение для четкого выполнения спортивно-двигательной задачи.

      Итак, восприятия определяют новое качество познания деятельности человека">познания действительности, обладая специфическими свойствами и качествами, отражая в образе системную, целостную картину реальности, соотнося ее с функционированием других познавательных процессов.

      2. Память

      Память – это познавательный психический процесс информационного преобразования сигналов среды, в результате которого происходит системное сохранение, селекция (отбор) и необходимая актуализация (воспроизведение) информации во внутреннем пространстве психики.

      2.1. Классификация памяти

      Наиболее существенное значение представляет временная характеристика сохранения информации. Так, по продолжительности закрепления и сохранения информации выделяют следующие виды памяти: 1) иконическую (мгновенную, следовую) память, обеспечивающую сохранение информации на протяжении секунд и долей секунд; 2) кратковременную память, сохраняющую информацию минуты и часы; 3) долговременную память, сохраняющую информацию на длительное время; 4) оперативную память, в которой информация сохраняется на время выполнения операции (решения задачи, например).

      Это память различных уровней и между ними существует системная зависимость. Поэтому, все перечисленные виды памяти функционируют в различных вариациях и пропорциях в зависимости от особенностей среды, деятельности и задачи.

      Если брать за основу классификации признак соотнесенности памяти с характером целей деятельности, то можно выделить еще два важнейших вида памяти: 1) непроизвольную память, функционирующую в неосознаваемых или недостаточно осознаваемых ситуациях деятельности, когда явной цели запоминания информации на существует; 2) произвольную память, функционирующую в варианте четкого осознавания целей и необходимости запоминания и сохранения информации.

      Наконец, память можно классифицировать в зависимости от характера психической активности, реализуемой в памяти. Здесь выделяют такие ее виды: 1) двигательную память – память на запоминание, сохранение и воспроизведение движений, на системную организацию движений; 2) эмоциональную память – память на эмоции и пережитые чувства (является важным компонентом духовного развития человека); 3) образную память – память на информационные комплексы образов; 4) логическую память – память на знаковые системы и отношения, понятия и речевые содержательные элементы.

      Перечисленные виды памяти не исчерпывают ее возможного многообразия. Память можно рассматривать и классифицировать с позиции ее индивидуальных особенностей. Все люди в одних и тех же условиях по-разному запоминают и воспроизводят одинаковый информационный материал. Существуют люди с феноменальными возможностями памяти. Выделяют три типа индивидуальных особенностей памяти, зависящие от степени индивидуального развития отдельных процессов памяти у разных людей:

      1. По доминирующему способу запоминания материала индивидуальная память может быть по преимуществу образной, либо логической, либо гармонической.

      2. По доминирующей степени участия анализаторов в процессах памяти можно выделить зрительные, слуховые, двигательные и смешанные индивидуальные виды памяти.

      3. По доминированию процессов памяти выделяют такие ее индивидуальные особенности как преимущества в быстроте запоминания, прочности сохранения информации, точности воспроизведения, по мобилизационной готовности памяти и другие.

      Память каждого человека характеризуется следующими величинами:

      — объемом памяти – возможностью одновременно удерживать в памяти определенное количество знаков информации при однократном ее предъявлении. Чем больше знаков удается удержать в памяти, тем больше ее объем. Нормативный объем кратковременной произвольной памяти определен законом Г.Эббингауза, немецкого психолога, который еще в позапрошлом веке изучал количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения бессмысленных слогов. Он пришел к выводу о том, что нормативный объем памяти человека, при одномоментном удержании информации равен значению 7 ± 2 знака;

      — точность памяти – проявляется в способности без помех (искажений) воспроизвести информацию в первоначальной знаковой системе;

      — мобилизационная готовность памяти – возможность воспроизводить необходимую информацию в нужное время, в ситуации ее субъективной необходимости.

      2.2. Индивидуальные особенности и эффективность памяти

      Индивидуальные особенности памяти во многом зависят от личностных особенностей человека, от уровня его внимания, наблюдательности, внушаемости, заинтересованности, от волевых качеств и развития интеллектуально-мыслительных свойств и других. Индивидуальные особенности памяти во многом зависят также от профессиональной деятельности человека. Памятью можно управлять, развивать ее, менять соотношение ее процессов в общем плане реализации. Решением этих вопросов занимается специализированная психологическая практика, называемая мнемонической психотехникой (или мнемотехникой – от греческого слова «мнемос» – память), в которой разработаны специализированные приемы и методы управления памятью. В самом общем виде эффективность памяти повышается в результате следования простым рекомендациям:

      — запоминание должно осуществляться с хорошо осознаваемой целью;

      — лучше запоминается материал в условиях значимой мотивации этого действия;

      — большое влияние на эффективность функционирования памяти оказывают рациональные приемы запоминания;

      — классифицированный, систематизированный материал запоминается лучше;

      — повышают продуктивность памяти приемы сравнения и логического обобщения, осмысленность запоминания и еще целый ряд рекомендаций.

      2.3. Теории памяти

      До настоящего времени остается открытым вопрос о психофизиологическом механизме функционирования памяти. На протяжении долгого времени этот вопрос решался с позиций господствующих научных, а иногда и идеологических парадигм. Но и сегодня нет единой, законченной теории памяти, настолько сложным является это психологическое явление.

      Одной из наиболее известных теорий долгое время считалась психологическая теория памяти. В соответствие с ее положениями память представляется моделью ассоциативных процессов. Временная нервная связь в структуре мозга представляет собой механизм ассоциации, а носителем следов памяти (информации) является динамика нервных связей. Этот принцип сводится к тому, что если два раздражителя действуют одновременно или в определенной последовательности, то между ними формируется связь. Повторение одного из раздражителей активизирует ассоциативную связь другого. Так формируются ассоциативные связи, являющиеся носителями информации.

      Еще одной интересной в истории науки теорией памяти считается физиологическая теория, сводящая модельные характеристики механизма памяти к образованию условного рефлекса между новым и уже закрепленным ранее сигналом. Степень прочности такой связи зависит от особенностей подкрепления. Если оно сильное – материал запоминается хорошо, если слабое – забывается. Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием целей действия, формирует процессы памяти.

      Несколько десятилетий назад большие надежды разработки общей теории памяти возлагались на биохимическую теорию. Суть ее состоит в том, что в биологических структурах нервной системы происходят изменения под действием химических агентов (остаются следы), которые и определяют содержание памяти. Так, например, под воздействием внешних раздражителей происходят различные перегруппировки белковых молекул нейронов. Изменения происходят в структуре ДНК и считаются носителями видовой (генетической) информации. Изменения, протекающие в структуре РНК, считаются носителями индивидуальной памяти (онтогенетической).

      РНК способна к очень большому числу перегруппировок, выражающемуся числом 1015– 1020степени. Кроме того, подобное число перегруппировок происходит в одной пространственной конфигурации РНК, имеющих большой диапазон их изменений. Значит, такая молекула способна удерживать огромное количество информации.

      Кроме приведенных выше существуют еще около трех десятков серьезных теорий памяти, например, кибернетическая теория, голографическая теория и другие.

      3. Мышление

      3.1. Понятие о мышлении

      Результатом познания окружающей действительности являются знания, умения и навыки, привычки и автоматизмы, позволяющие человеку эффективно приспосабливаться к среде, воздействовать на нее, преобразовывать ее и изменять себя самого (свои нужды и потребности).

      Но такие возможности были бы несравнимо более упрощенными без реализации познания в форме мышления.

      Мышление является познавательным психическим процессом, в котором образ действительности формируется обобщенно и опосредованно, а его информационное содержание отражает его основные свойства и многообразные системные связи.

      Исходя из такого определения, проследим особенности процесса мыслительного познания в его психологических характеристиках.

      1. Во-первых, мышление определяет опосредованное познание действительности, позволяющее вырабатывать знания о том, что не дано нам в прямом чувственном контакте используя разнообразные зависимости. Например, применяя спектральный анализ мы получили много знаний об объектах далекого космоса – о солнце, звездах и прочих объектах, зная химический состав вещества, излучающего определенный спектр световых лучей. Такое познания продуктивно тогда, когда иное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов. Мы не можем воспринимать ультра- или инфразвуки, очень высокие или очень низкие температуры, лучистую энергию различных диапазонов и многое другое. Временные рамки познания также делают невозможным непосредственно познавать события или объекты, например события далекого прошлого или будущего. Опосредованное познание продуктивно и в случае нерациональности непосредственного (чувственного) познания.

      2. Мышление позволяет познавать действительность в закономерных связях и отношениях между ее объектами и явлениями. Основой получения таких знаний является установление и использование системы причинно-следственных связей и закономерностей действительности, отражающихся в процессах мышления.

      3. Мышление есть обобщенное познание действительности, в котором становится возможным переносить свойства одних объектов на свойства других, если они принадлежат одному классу. Мы не задумываемся над тем, будет ли плавать деревянная доска или нет потому, что обобщенно переносим свойства всех объектов этого класса на каждый его объект.

      4. Мышление всегда реализуется в проблемном плане. Оно возникает при наличии проблемы – в ситуации необходимости решить задачу, противоречие.

      3.2. Мыслительные операции

      а) операции анализа и синтеза, суть которых определяется в процессе познания объекта, явления путем разделения целого на части и наоборот, сложения целого из частей;

      б) операции сравнения – устанавливается сходство, и определяются различия отдельных объектов;

      в) операция обобщения – предполагает объединение объектов по их существенным признакам и свойствам;

      г) абстрагирование – осуществляется как процесс выделения одних признаков объекта и отвлечение от других;

      д) классификация – предполагает разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям;

      е) систематизация – процесс разделения и объединения, но не отдельных объектов, а их классов и групп.

      Все мыслительные операции выполняются, не изолировано, не сообразуясь с их общей конфигурацией связи, а реализуются системно и комплексно. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как умственное действие, как психический процесс активного мышления результатом которого является (объективно или субъективно) новое знание, новые умения, навыки, привычки и автоматизмы.

      Сводить мышление только к решению задач нельзя – в мышлении формулируется и сама задача, и реализуется ее проблематика на этапах ее решения. Выделяют следующие этапы решения мыслительной задачи:

      — Этап формулировки вопроса в проблемной ситуации (то есть проблема в основном предшествует задаче).

      Правильная и точная формулировка вопроса определяет успешность решения – т.е. реализации мыслительных операций. Само содержание вопроса может служить средством диагностики компетенции специалиста, студента и любого другого человека, решающего мыслительную задачу.

      — Этап выдвижения и анализа гипотез. Выдвижение и анализ гипотез предвосхищает действительность и решение задачи. В нем проявляется прогнозирующая функция мышления, а в процессах выполнения мыслительных операций происходит вычленение смысловой сути задачи.

      — Этап собственно решения мыслительной задачи. Здесь также проверяются гипотезы, уточняется их формулировка и содержание, но делается это, главным образом, методами проб и ошибок; использования алгоритма; методом трансформации (разложения на составляющие, перекодирования условий задачи, построения схем, чертежей, моделей, приведение задач к частному случаю или общему правилу); эвристические методы решения.

      — Этап проверки правильности (истинности) решения. Переосмысливается сделанное, задача рассматривается под другим углом, в другой системе связей, в измененных условиях и подходах.

      Хорошей иллюстрацией реализации мыслительных операций является процесс решения математической задачи или задачи о формировании определенного понятия – треугольника, например, или любо другой геометрической фигуры.

      С мышлением обычно связывают понятие интеллекта. Остановимся на его психологической специфике и значении в процессах познания действительности. Существует широкий спектр определений интеллекта. Наибольшее число определений представляет интеллект в трех качествах: способности к обучению; способности к абстрактно-логическому мышлению; способности к адаптации.

      — В первом случае под интеллектом понимается такая система познавательных свойств человека, которая обеспечивает легкость и продуктивность овладения знаниями.

      — Во втором – в определении главенствует функция (возможность) эффективного использования понятий и символов.

      — Наконец, в третьем, интеллект определяется через качество и динамику приспособительной деятельности.

      Имеются и другие подходы к проблематике понимания интеллекта. Наиболее полным и исчерпывающим определением интеллекта является такое: интеллект – это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств психики, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обеспечивающая адекватное взаимодействие со средой, действительностью и осуществляющая ее направленное преобразование.

      Из такого определения интеллекта становится понятным утверждение, что интеллектуальная составляющая обусловливает продуктивность познания вообще – в целом, во всех его формах и видах. В системе интеллектуальных возможностей мышление связано с другими познавательными психическими процессами, интегрировано в них. Высокий уровень развития интеллекта делает эффективным системное познание, заключенное во всем спектре познавательных возможностей психики. Сегодня в психологии не составляет большого методического труда определить уровень развития и дать качественную характеристику интеллекта любого человека. Для этого применяется соответствующий психодиагностический инструментарий, имеющий высокие оценки прогностичности, надежности и валидности.

      Большую роль в реализации и развитии мышления играет речь. Мышление и речь человека неразрывно связаны друг с другом. Эта связь подтверждается уже на уровне психофизиологической основы мышления тем, что осуществляется деятельностью коры головного мозга в целом, а не отдельными ее частями. Аналитико-синтетическая деятельность мышления целостна. Эта деятельность захватывает и речевые зоны коры больших полушарий. В левом полушарии имеется три центра речи – двигательный, слуховой и зрительный. Двигательный центр речи обеспечивает произношение слов, их моторную артикуляцию, слуховой центр – понимание воспринимаемых слов, зрительный центр обеспечивает понимание письменной речи и чтение. Полное координированное функционирование этого психофизиологического образования определяет возможности формирования понятий и использования знаковой информации в процессах мышления. Поэтому, мысль нормального, развитого человека не может существовать вне речи. Мы мыслим словами (понятиями), проговаривая их про себя во внутренней речи.

      В зависимости от содержания решаемых мыслительных задач в психологии выделяют три генетически обособленных вида мышления.

      3.3. Виды мышления

      1. Наглядно-действенное мышление. Оно характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе практического манипулирования с объектом. Мыслительные операции реализуются в ходе такого манипулирования. Речь идет о первичном в фило- и онтогенезе виде мышления, подтверждая первичность практики, а не теоретической деятельности в психическом развитии человека. Маленький ребенок мыслит (выполняет мыслительные операции) в процессе практического манипулирования с игрушками.

      2. Наглядно-образное мышление. Проявляется в содержании мыслительной задачи в процессе оперирования с образами объектов. Здесь еще сохраняется связь с практическим предметным манипулированием, но уже отсутствует его жесткость и мыслительные операции все более реализуются в режимах оперирования и образными конструктами реальных объектов. Ребенок, мыслящий наглядно-образно, может совершать операции с воспринимаемыми объектами на расстоянии, не манипулируя ими в руках.

      3. Абстрактно-логическое мышление. Решение мыслительной задачи в таком мышлении происходит в процессе реализации мыслительных операций, осуществляемых в процессе оперирования понятиями. Это генетически последний вид мышления, формирующийся на основе первых двух видов и имеющий четко выраженную социальную природу.

      Мышление взрослого человека включает в себя реализацию всех рассмотренных видов мышления. При доминировании абстрактно-логического (понятийного) вида мышления первые два (допонятийное мышление) используются в ситуациях познавательной целесообразности. Например, когда объект действительности затруднительно или невозможно познать с помощью понятий (музыку, вкус и прочее).

      4. Воображение

      4.1. Понятие о воображении

      Человек отличается от животных тем, что своим трудом преобразует окружающий его мир, создает материальные и духовные ценности. Созданию чего-либо всегда предшествует деятельность психического процесса воображения.

      Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе переработки имеющегося у человека опыта. Воображение развивается в деятельности, когда возникает необходимость создания чего-то нового.

      Психический процесс воображение находится во взаимосвязи с другими процессами – памятью, мышлением, представлением, ощущением, восприятием. Оперируя этими процессами: вспоминая, представляя, размышляя, человек создает новое. Воображение помогает ученому выдвигать гипотезы, следователю строить версии при расследовании преступлений, тренеру предвидеть будущее своего воспитанника и т.п.

      Воображение может влиять на протекание других психических процессов. Человек видит или слышит не то, что есть на самом деле, а главным образом то, что рисует ему его воображение. Воображение может и дополнять (углублять), например восприятие предмета. Особенно заметно такое явление при восприятии произведений искусств, чтении литературы.

      Важность воображения проявляется при освоении учащимися учебного материала, при выполнении учебно-исследовательских заданий, реферативных работ, при разучивании физических упражнений, при составлении конспектов занятий и т.п.

      Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний временных нервных связей из ранее сформировавшихся. Такой процесс требует предварительного расчленения прежних связей на более элементарные, из которых будут созданы новые сочетания. Деятельность процесса воображения означает сложную аналитико-синтетическую работу коры мозга (см. мышление) на уровне первой и второй сигнальных систем.

      Виды воображения

        Воображение может протекать в произвольной и непроизвольной форме.

        Непроизвольное воображение протекает в тех случаях, когда создание образов не предполагалось какой-то задачей, не ставилась для этого цель. В этом случае образы возникают под влиянием текущих потребностей человека, чувств, эмоций, состояний.

        Типичным проявлением непроизвольного воображения являются сновидения, возникающие при неглубоком сне. В этом случае не все клетки коры головного мозга охвачены торможением, и под воздействием внешних и внутренних раздражений возбужденные клетки коры связываются между собой в виде новых сочетаний.

        К непроизвольному воображению можно отнести и грезы человека. Грезить – значит фантазировать и приятном и заведомо несбыточном. Грезы обычно возникают при умиротворенном и благодушном состоянии человека, хотя они могут быть вызваны и плохим настроением.

        Произвольное воображение характеризуется построением новых образов в соответствии с поставленной задачей. Это целенаправленный, активный, волевой процесс, предусматривающий создание нового. Успешность его протекания зависит от богатства знаний человека и специальных умений.

        В произвольном воображении выделяется воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение – создание образов на основе имеющихся словесных описаний, схем, чертежей, нотных знаков, отдельных частей материальных предметов. Воссоздающее воображение – формирование образов того, что у же существует, известно другим людям, создано ими, но не имело места в личном опыте конкретного человека. Наиболее ярко воссоздающее воображение проявляется при осмотре места преступления следователями. По оставленным следам преступника следователь должен воссоздать произошедшее здесь ранее событие. При чтении книги мы как бы присутствуем в тех местах, которые описаны.

        Воссоздающее воображение лежит в основе многих видов деятельности (учителя, тренера, художника, следователя и др.).

        Достаточно ярко воссоздающее воображение проявляется в учении. Каждый раз, когда педагог старается создать у учащихся представление о предмете, явлении, которые не могут быть восприняты ими непосредственно, он сам (педагог) описывает их и тем самым организует и направляет воссоздающее воображение учащихся. Чем глубже, точнее и ярче раскрывает предметы и явления педагог, тем активнее работает воссоздающее воображение учащихся. В процессе воссоздающегося воображения формируются знания, умения и навыки.

        Творческое воображение – это создание оригинальных образов предметов, явлений, условий их существования, которых еще нет в действительности, но которые могут существовать. Без творческого воображения невозможна творческая деятельность педагога, тренера, ученого. Практически во всех видах человеческой деятельности (строительстве, спорте, живописи, литературы и т. п.) проявляется творческое воображение, способствующее созданию неизвестных до этого образов, предметов, явлений.

        Непременным явлением, сопровождающим творческое воображение, является вдохновение, понимаемое как особое состояние психики. Для вдохновения характерен общий подъем духовных сил человека и исключительная продуктивность. В моменты вдохновения обостряется мышление, память, у человека рождаются новые идеи, замыслы.

        Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов (комбинирование, агглютинация, преуменьшение, типизация).

        Комбинирование представляет собой преобразование элементов в новое сочетание. Это творческий синтез, в результате которого рождается новый образ, имеющий свою особую структуру и содержание.

        Агглютинация – прием, заключающийся в соединении частей, присущих двум разным объектам. Таким путем был создан, например, образ сфинкса, русалки, кентавра и им подобные.

        Акцентирование – прием, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план и усиленно подчеркивается (акцентируется).

        Этот прием лежит в создании карикатур, дружеских шаржей.

        Типизация – прием создания литературного, скульптурного и живописного образа. Это наиболее сложный путь создания образа, в котором выражаются и воплощаются наиболее типичные свойства и особенности личности как представителя определенного класса или группы людей.

        Особым видом воображения является мечта. Это образ желаемого будущего. В мечтах человек предвосхищает результаты своей работы. В них выражаются желаемые изменения в дальнейшей своей жизни. Представление желаемого выступает побудительной силой, активизирующей деятельность человека, приближающей его к своей мечте.

        Развитие воображения

          Непременное условие развития воображение – накопление опыта человека, а также побуждение к созидательной деятельности. Особенно ярко проявляется воображение у ребенка в играх. Поэтому, игра дошкольника является ведущей деятельностью, способствующей развитию воображения. В процессе игры проявляется как непроизвольное, так и произвольное воображение. Взрослым необходимо стремиться к проявлению произвольного воображения у ребенка, что станет в дальнейшем основой для проявления творческих способностей.

          По мере взросления ребенка непроизвольное воображение постепенно приобретает формы произвольности. Но для этого необходимо этим процессом управлять, побуждать детей к этому. Развитие воображения в школьном возрасте определяется качеством обучения, содержанием учебного материала, познавательными интересами школьника.

          19