Классификация процессов воображения

Ощущения.

  1. Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности.
  2. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Физиологические основы ощущений

 

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором.

 

Органы чувств:

1) слух

2) зрение

3) обоняние

4) вкус

5) осязание

 

Свойства ощущений:

1) адаптация

2) контраст

3) пороги

4) сенсибилизация

5) последовательные образы

 

Виды ощущений:

1. Экстерорецептивные

а) зрительные

б) слуховые

в) обонятельные

г) вкусовые

д) тактильные

е) температурные

2. Интерорецептивные

а) ощущение времени

б) боль

в) равновесие

г) мышечно-двигательные

3. Проприоцептивные

пороги ощущений

а) абсолютный (сильный раздражитель)

б) относительный (индивидуальный)

 

Низкий порог ощущений – минимальная величина, при которой раздражитель вызывает ощущение

Верхний порог – максимальный диапазон чувствительности между min и max.

Дифференциальный порог – наименьшая величина между раздражителями

Оперативный порог – величина различий между сигналами, при которых точность и скорость различий достигает максимума.

Временной порог – минимум, который необходим для того, чтобы ощущение возникло.

Латентный период – период времени необходимый для организма, чтобы воспринять ощущение.

Инерция – время, которое необходимо после окончания воздействия на анализаторы, чтобы ощущение прошло.

Сенсибилизация – повышение чувствительности.

Синестезия – воздействие на один анализатор.

Память.

  1. Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.
  2. Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

2 стр., 801 слов

Психология развития.Что такое психический процесс.Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:

  1. Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)
  2. Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0,5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)
  3. Долговременная

Объем памяти 7+-2 предмета

 

Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.

Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.

 

Виды памяти:

  1. двигательная
  2. эмоциональная
  3. образная
  4. словесная

По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

 

Группы теорий памяти

1. Психологическая теория

Направления:

1) Ассоциативная

Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».

Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.

В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).

2) гештальт-теория

Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей.
Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.

3 стр., 1328 слов

Теории памяти 3

... рода воздействия на информацию. В рамках когнитивного подхода разработаны структурные теории памяти. Первая теория – теория двойственности, сначала информация попадает в кратковременную память, и лишь затем ... смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих ...

3) смысловая

Ассоциативная + гештальт

Два вида памяти:

— механическая

— логическая

Бине, Бюлер

4) деятельности

— деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.

Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.

Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.

 

2. Биохимические теории:

Направления:

1) химическая теория

Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.

2) физиологическая теория

Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».

Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).

Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.

3) физическая теория

Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)

4) информационно-кибернетическая теория

Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.

 

Законы памяти:

1) осмысление

2) интерес

3) установка

4) край

5) торможение

6) повторение

7) контекст

8) объем

Кратковременная памятьреверберирующее возбуждение (гипотеза) – циркуляция возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов => информация сохраняется в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.

9 стр., 4288 слов

Память.Теории памяти

Введение Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу­дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа­щей в основе развития и обучения. Память — основа ...

 

Промежуточная память – процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).

Продолжается несколько часов.

Электрофизиологияеские процессы + вторые посредники (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) => биохимические реакции => активация синтеза медиаторов, рецепторов ионных каналов === нейрохимическая память.

Долговременная память – формируется с помощью кратковременной и промежуточной памяти + важная роль синаптических процессов.

Синаптические процессы: обучение => новые синапсы в ЦНС (увеличение их размеров, количество; количество медиаторов, разрастаются дендриты, увеличивается число шипиков на них, коллатералей аксонов) – все эти явления в теченние месяца исчезают.

Разные медиаторымогут оказывать разные эффектыв процессах усвоения и хранения информации (серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при «+» эмоциональном подкреплении; норадреналин – ускоряет обучение в условиях применения отрицательного подкрепления).

 

Ретроградная амнезия – человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 369 дней].

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Функции воображения

Операции процесса мышления

Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.

8 стр., 3678 слов

Позитивное мышление в проблемной ситуации. Как конструктивно воспринимать критику

18 АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» Факультет: Kультуры Кафедра: ООД KОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Психология и этика делового общения на тему: Позитивное мышление в проблемнои? ситуации. Как конструктивно воспринимать критику Выполнила студентка: Группы 301ПВ , 3-го ...

Анализ — мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон.

Синтез — мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.

Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или их качественными особенностями.

Абстракция (отвлечение) — мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно — значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

4 стр., 1719 слов

Мышление и мозг_1

Мышление и мозг философ, математик Анатолий Кричевец Когда в конце XVI века в Европе формировалась наука Нового времени, которая в следующие несколько веков стала образцом познания вообще, ничто (кроме, пожалуй, воодушевления ее гениальных творцов) не предвещало ее грандиозных успехов. Математическая физика, наука о движении тел в пространстве, первой предъявила весьма значительные достижения, чем ...

Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.

Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по существенному признаку).

Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Прежде чем стать умственными действиями, они были действиями практическими. В самом деле, прежде чем мысленно «разобрать» или «собрать» конструкцию какой-либо машины, т.е. произвести умственный анализ и синтез, человек должен сделать это практически. Эти главные мыслительные операции анализа и синтеза опираются на все другие мысленные действия — сравнение, абстрагирование, конкретизацию и так далее. Овладевать мыслительными операциями и развивать мышление важно с раннего детства. В этом отношении очень полезны занятия со строительным материалом, игры типа «конструктор» и другие.

Виды мышления

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребенка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (генетическая классификация мышления).

Главным различием между всеми этими видами мышления является характеристика тех психических содержаний (форм), на которые опирается мышление при мыслительных операциях.

Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия).

При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок (так называемые двигательные пробы).

7 стр., 3032 слов

Льва Выготского «Мышление и речь»

Реферат по книге Льва Выготского «Мышление и речь». Исследование развития понятий. До последнего времени главным затруднением в области развития понятий являлась неразработанность специальной методики, с помощью которой можно было бы изучить процесс образования понятий и исследовать его психологическую природу. Все традиционные методы исследования понятий делятся на две основные группы. Типичным ...

Наглядно-образное мышление — вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Вместе с наглядными образами используются и знания, полученные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени.

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления соответствует появление у ребенка громкой речи как сопровождения фазы ориентировки — описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребенка в ситуации. Речь вначале носит развернутый, внешний характер, а затем постепенно «свертывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление — база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление — вид мышления, которое опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться все основные мыслительные операции.

В психологической литературе иногда проводится разграничение между теоретическим и практическим мышлением по типу решаемых ими задач. Теоретическое мышление ориентировано на познание законов и правил, а основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности (постановка цели, создание плана, проекта).

В других случаях основанием для классификации видов мышления является уровень обобщений, с которыми имеет дело мышление: при теоретическом мышлении это научные понятия, а при эмпирическом — житейские, ситуационные обобщения.

По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов выделяют аналитическое (логическое) мышление, которое развернуто во времени, имеет четкие и осознанные этапы (осуществляется путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности), в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания и малой осознанностью многих его этапов (осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, своеобразное «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения).

По функциям мышление иногда подразделяют на творческое (созидательное), которое ориентировано на поиск оригинального решения задачи, порождение новых идей (оно возможно только в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов), и мышление стереотипное, которое ориентировано на решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

Выводы Сеченова о ВНД:

1. Самый простейший психический акт требует времени. И чем сложнее психический акт, тем больше времени требуется, это время можно определить.

2. Психическая деятельность требует для своего происхождения анатомо-физиологические целостности головного (и спинного) мозга.

3. Зачатки психической или психологической деятельности, по крайней мере, с которыми родится человек, развиваются из чисто материальных субстратов: яйца и семени.

4. Через посредство этих материальных субстратов передаются по родству очень многие из индивидуальных психических особенностей, и иногда такие, которые относятся к разряду очень высоких проявлений (пр: наследственность талантов).

5. Ясны границы между заведомо соматическими нервными актами и явлениями, которые признаются уже психическими, не существует ни в одном мысленном отношении.

6. Физиология, изучая явления в теле, в связи с устройством последнего, доказала в новейшее время тесную связь между всеми характерами данных представлений и устройством соответствующих органов чувств.

Физиология ВНД – это нейрофизиологические механизмы, отражающие внешний мир психических функций, т.е. процессов опоздания сигналов, их фиксации в памяти, создание ситуации мыслительных процессов, равно как и механизмы внешне реализуемого поведения.

МЕТОДЫ исследования ВНД:

1) Метод условных рефлексов (в сочетании с различными дополнительными исследованиями или воздействиями).

Условный рефлекс – это выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.

2) Электроэнцефалография – регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – кривая, зарегистрированная при этом.

Электрокортикограмма – запись ЭЭГ с коры ГМ.

3) Метод вызванных потенциалов (ВП) – регистрация колебания электрической активности, возникающего на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных).

4) Магнитоэнцефалография – мозг генерирует не только электрические, но и слабые магнитные волны.

Преимущество этой методики: повышенная точность локализации очага корковой активности, т.к. сигналы от соседних участков не накладываются др. на др.

5) Компьютерная томография – через мозг пропускается тонкий пучок рентгеновских лучей, источник которого вращается вокруг головы в заданной плоскости; прошедшее через череп излучение измеряется сцинтилляционным счетчиком.

à рентгенографические изображения каждого участка мозга с различных точек.

6) Микроэлектродный метод – основан на подведении к одиночным нейронам микроэлектродов.

Позволяет изучать активность одиночных нейронов ЦНС; измерять мембранные потенциалы покоя, регистрировать постсинаптические потенциалы, а также потенциалы действия.

 

7) Метод молекулярной биологии – направлены на изучение роли молекул ДНК, РНК и др. биологически активных веществ в образовании условных рефлексов.

8) Методы холодового выключения структур ГМ – дают возможность визуализировать пространственно-временную мозаику электрических процессов мозга при образовании условного рефлекса в разных функциональных состояниях.

9) Стереотаксический метод – позволяет ввести электрод в различные подкорковые структуры ГМ à подготовить животное для хронического эксперимента.

10) Метод перерезки и выключения различных участков ЦНС – позволяет обратимо видоизменять активность мозга в целом и наблюдать за изменением условно-рефлекторного поведения.

11) Реоэнцефалография – основана на регистрации изменений сопротивления ткани мозга переменному току высокой частоты в зависимости от кровенаполнения à позволяет косвенно судить о величине общего кровенаполнения мозга, тонусе, эластичности его сосудов, состоянии венозного оттока.

12) Эхоэнцефалография – основана на свойстве ультразвука по-разному отражаться от структур мозга, его патологических образований, цереброспинальной жидкости, костей черепа и др.

à дает возможность: -определения размеров локализации тех или иных образований мозга; -оценивать скорость направления движения крови в сосудах, участвующих в кровоснабжении мозга.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

  • механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);
  • группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.
  • физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания (физический процесс «говорения» или «письма»).

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

Свойства речи:

  1. Содержательность;
  2. Понятность;
  3. Выразительность;
  4. Действенность;

Речь — особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий — выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Виды речи:

1. Внутренняя — при подготовке к устной или письменной речи — фаза внутреннего проговаривания речи про себя.

2. Внешняя речь: — письменная — общение посредством письма. — устная — слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.

Устная делится на: а) диалогическая — взаимные реплики. б) монологическая.

Все виды речи тесно взаимосвязаны — общая черта: произнесение в слух или про себя.

Эмоции – психический процесс, который активно вкючается в функциональное состояние мозга и организацию поведения, особый класс субъективых психологических состоянйи, которые выражаются в форме переживания процесса или результатов какой-либо деятельности, направленной на удовлетворение потребности, переживания, в котором проявляется отношение к окружающему миру и к самому себе.

 

Классификации.

1. По продолжительности действия эмоции:

– длительные эмоциональные состояния или общий эмоциональный фон (настроение);

– кратковременное реагирование, связанное с определенной ситуацией или деятелбностью.

 

2. По знаку:

– «+» эмоциональное состояние мозговых структур, побуждающее усилить и повторить данное состояние;

– «-» эмоциональное состояние, активизирующие состояние мозговых структур, побуждающие к ослаблению и прекращению состояния.

 

3. По форме выражения:

– внешняя форма (слова, мимика, изменение вегетативных показателей);

– внутренняя (испытываемое чувство)

 

4. Леонтьев положил в основу несколько параметров.

А)Аффекты – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается резко выраженными движениями и висцеральными проявлениями.

Особенности: не контролируются сознанием, возникают в результате уже совершённого действия, их трудно сдержать (возможно только на 1 стадии – считать, ходить).

 

Б)Собственно эмоции – длительные состояния, реакции на события совершившиеся или воспоминаемые.

Могут предшествовать деятельности или поведению в отличие от аффектов.

Настроение – эмоциональное самочувствие человека, которое влияет на его поведение, мысли в течение долгого времени.

Зависит от состояния здоровья, событий, воспоминаний и т. д.

Фрустрация – длительное эмоциональное состояние, которое возникает при часто повторяющихся конфликтных ситуациях.

Может проявляться в депрессии и агрессии.

Стресс – напряжённость, неспецифический ответ организма на какие-либо предъявляемые требования.

Обычно проявляется у человека, когда ему что-то угрожает.

 

В)Чувства – устойчивые психические состояния, которые не имеют чётко выраженный предметный характер.

Особенности: направлены на лицо, объект или процесс, могут изменяться.

 

По воздействию на организм

– Стенические эмоции – оказывают активирующее воздействие,

– Астенические – подавляющее, расслабляющее.

 

Функции эмоций:

1. Побуждающая – змоции побуждают к определенной деятельности и являются основным компонентом мотивационного возбуждения.

2. Оценочная (отражательная).

С помощью эмоций определяется полезное воздействие или вредность извне.

3. Замещающая. Компенсируют недостаток информации в данный момент времени.

4. Переключательная. Регуляция поведения (пр: чувтсво страха преодолевается чувством долга).

5. Коммуникативная. Передача информации невербальными средствами.

 

Физиологическое выражение эмоций.

1.Эмоции выражаются на уровне напряжения мышц. Чаще всего «-» мышечный тонус при гневе проявляется в скованности движений, их неуправляемости.

2.Влияют на голос. Может измениться частный спектр голоса.»-» эмоции вызывают понижение частоты голоса, а «+» – повышение.

3.Изменяется активность вегетативной НС – ЧСС, давление, секреция желез (зависит от индивидуальных особенностей).

2 типа вегетативного проявления эмоции:

стетическое реагирование, когда повышаются все показатели

астетическое (наоборот).

 

4.Изменение биотоков мозга (ЭЭГ) – при «+» эмоциях альфа-ритм, при «-» бета-ритм в лобных долях.

5.Роль эндокринной системы.

 

3 основные теории возникновения эмоций:

1.Биологическая теория эмоций.(П.К.Анохина).

В основе – концепция функциональной системы.

Эмоция связана с появлением потребности, которое может сопровождаться «-» эмоциями; и устранением ее, в результате чего возникает «+» эмоция.

Это продукты эволюции, имеют приспособительное значение для организма.

 

2.Потребностно-информационная теория (Симонова).

Предложил формулу:

Э = П*(Ин-Ис)

П – потребость, Ин – информация о средах, необходимых для удовлетворения П.; Ис – информация о существующих средах, которыми реально располагает субъект.

 

Эмоция возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения.

Если в наличии находится информация, соотоветствующая прогнозу, то эмоциональное состояние получает позитивную окраску.

При дефиците необходимой информации возникают «–» эмоции.

Исходя из потребностей человека, можно выделить 2 типа поведения:

а) поведение, направленное на поиск информации (если успешен, возникает положительная эмоция);

б) Отказ от поиска информации. В этом случае сохраняется «–» фон, может возникнуть стресс.

 

3.Косицкий Г.И.: Для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время (Вн): если существующие у организма информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (СН), которое можно выразить эмпирической формулой:

СН=fЦ(Ин*Эн*Вн – Ис*Эс*Вс)

Ц – цель, fЦ – функция цели.

 

Однако, ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения «–» или «+» эмоций.

Обобщающим фактором, вызывающим эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

 

Теории эмоций.

Существует 2 направления теорий, объясняющих эмоции:

1. Электрофизиологические теории– объясняют природу эмоций наличием структур в мозге. Подтвердились экспериментами над животными.

Первая теория: Дарвин.

Эмоции достались человеку от животных (как атавизмы и рудименты), т.е. у животных они о чем-то сигнализируют, а у человека никакой роли не играют.

1. Периферическая теория эмоций (Джеймс и Ланге).

Эмоция – сумма органических ощущений. Они возникают так: сначала человек плачет, потом появляется грусть.

Ситуация, образ ситуации, воздейстующий на двигательные нервы => возникает двигательная реакция и ощущения от нее, которые воспринимаются сенсорными нервами и возникает эмоция.

 

2.Теория Кеннона.

Впервые выделил эмоциональную структуру мозга.

Эмоциогенным центром является таламус.

Неорганические процессы вызывают эмоции, а эмоции и эти процессы порождаются одновременно каким-то источником.

 

3. Теория «Круга Пеийреца».

Выделил эмоциогенные структуры мозга: поясная извилина, гиппокамп, передние таламические ядра, гипоталамус.

Между ними всеми двусторонняя круговая связь.

 

4.Теория лимбической системы (Мак Лин).

Также выделил эмоциогенные структуры (те же + миндалина, средний мозг; – таламические ядра).

Его структуру подтвердили опыты.

 

Среди теорий,объясняющих эмоции, можно выделить Линдсмейт: в основе лежат функции ретикулярной формации, т.е. именно она, активизируясь, способствует появлению эмоций.

 

2. Психологические теории эмоций.

2 точки зрения:

1. эмоции – вторичное состояние, зависят от деятельности;

2. эмоции – превичны и связаны с функциями организма.

 

Эмоциогенные структуры мозга.

1.Гипоталамус – в латеральной части находятся центры удовольствия.

Раздражение этих центров приводит к стремлению продлить это состояние.

Медиальная часть содержит центры неудовольствия, при их раздражении наблюдается реакция избегания.

 

2.Гиппокамп. Связан с памятью, в т.ч. эмоциональной.

 

3.Миндалевидное тело или миндалина. Находится в боковой части среднего мозга – скопление нервных клеток величиной с миндальный орех.

Связана с агрессивным поведением, отвечает за реакцию страха.

 

4.Поясная извилина. Выполняет функцию связующего звена, через нее проходят проводниковые пути.

 

5.Ретикулярная формация. Активизирует КГМ.

Здесь находится голубое пятно, отростки которого выделяют норадреналин, в результате чего повышается реакция удовольствия.

Также здесь находится чёрная субстанция, отростки которой выделяют дофомин, связанный с получением приятных ощущений.

 

6.Кора ГМ.

Лобная доля – связана с высшими человеческими эмоциями, которые возникают в процессе деятельности, общения и т.д.

При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений.

Височная доля – принимает участие в формировании эмоций как составляющей речи.

При повреждении – бедная, монотонная речь.

Ассоциативные зоны коры – здесь выделена ассоциметрия функций ассоциативных зон, т.е. различных функций правом и левом полушарий.

При поражении правой – эйфория.

ПП более тесно связано со сферой эмоций.

Повреждение зон ЛП сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями;

Повреждение зон ПП – эмоции утрачиваются.

Оказалось, что наши полушария дают нам разные эмоции.

Слова, подававшиеся в ПП – хорошие, а в ЛП – плохие.

Значения эмоций:

1.Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов.

Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большого объема информации, повышает спортивление достижения.

«–» астеническая эмоция сопровождается демобилизацией ресурсов организма.

 

2.Коммуникативная роль – мимические и пантомимические движения.

 

3.Влияют на здоровье организма.

«+» эмоции – благотворное влияние; «–» эмоции разрушают организм.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Приспособительное значение эмоцинального стресса проявляется в мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта.Невозможность его разрешения приводит к формированию длительного застойного эмоционального возбуждения, проявляется в нарушениях мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях (развитие ишемической болезни сердца, гипертензия, язвообразование, дисфункция эндокринной системы).Наблюдаются глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов в ЦНС.