Классификация процессов воображения

Ощущения.

  1. Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности.
  2. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Физиологические основы ощущений

 

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором.

 

Органы чувств:

1) слух

2) зрение

3) обоняние

4) вкус

5) осязание

 

Свойства ощущений:

1) адаптация

2) контраст

3) пороги

4) сенсибилизация

5) последовательные образы

 

Виды ощущений:

1. Экстерорецептивные

а) зрительные

б) слуховые

в) обонятельные

г) вкусовые

д) тактильные

е) температурные

2. Интерорецептивные

а) ощущение времени

б) боль

в) равновесие

г) мышечно-двигательные

3. Проприоцептивные

пороги ощущений

а) абсолютный (сильный раздражитель)

б) относительный (индивидуальный)

 

Низкий порог ощущений – минимальная величина, при которой раздражитель вызывает ощущение

Верхний порог – максимальный диапазон чувствительности между min и max.

Дифференциальный порог – наименьшая величина между раздражителями

Оперативный порог – величина различий между сигналами, при которых точность и скорость различий достигает максимума.

Временной порог – минимум, который необходим для того, чтобы ощущение возникло.

Латентный период – период времени необходимый для организма, чтобы воспринять ощущение.

Инерция – время, которое необходимо после окончания воздействия на анализаторы, чтобы ощущение прошло.

Сенсибилизация – повышение чувствительности.

Синестезия – воздействие на один анализатор.

Память.

  1. Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.
  2. Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... непосредственное раздраже­ние, например прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувст­во и др.). Ощущения классифицируются по качеству, силе и дли ... и всегда индивидуальны. Во многом они определяются интеллектуально-мнестическими (мнезис — память) особенностями личности. Довольно редко встречается способность к зеркально точному воспроиз­ведению ...

По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:

  1. Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)
  2. Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0,5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)
  3. Долговременная

Объем памяти 7+-2 предмета

 

Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.

Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.

 

Виды памяти:

  1. двигательная
  2. эмоциональная
  3. образная
  4. словесная

По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

 

Группы теорий памяти

1. Психологическая теория

Направления:

1) Ассоциативная

Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».

Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.

В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).

2) гештальт-теория

Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей.
Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.

3) смысловая

Ассоциативная + гештальт

Два вида памяти:

— механическая

— логическая

Бине, Бюлер

4) деятельности

— деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.

Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.

Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.

 

2. Биохимические теории:

Направления:

1) химическая теория

Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.

2) физиологическая теория

3 стр., 1328 слов

Теории памяти 3

... памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. Здесь память выступает как особый вид деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. ...

Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».

Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).

Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.

3) физическая теория

Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)

4) информационно-кибернетическая теория

Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.

 

Законы памяти:

1) осмысление

2) интерес

3) установка

4) край

5) торможение

6) повторение

7) контекст

8) объем

Кратковременная памятьреверберирующее возбуждение (гипотеза) – циркуляция возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов => информация сохраняется в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.

 

Промежуточная память – процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).

Продолжается несколько часов.

Электрофизиологияеские процессы + вторые посредники (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) => биохимические реакции => активация синтеза медиаторов, рецепторов ионных каналов === нейрохимическая память.

Долговременная память – формируется с помощью кратковременной и промежуточной памяти + важная роль синаптических процессов.

Синаптические процессы: обучение => новые синапсы в ЦНС (увеличение их размеров, количество; количество медиаторов, разрастаются дендриты, увеличивается число шипиков на них, коллатералей аксонов) – все эти явления в теченние месяца исчезают.

Разные медиаторымогут оказывать разные эффектыв процессах усвоения и хранения информации (серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при «+» эмоциональном подкреплении; норадреналин – ускоряет обучение в условиях применения отрицательного подкрепления).

 

Ретроградная амнезия – человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 369 дней].

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Функции воображения

Операции процесса мышления

Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... две базовые стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

Анализ — мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон.

Синтез — мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.

Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или их качественными особенностями.

Абстракция (отвлечение) — мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно — значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.

Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по существенному признаку).

Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Прежде чем стать умственными действиями, они были действиями практическими. В самом деле, прежде чем мысленно «разобрать» или «собрать» конструкцию какой-либо машины, т.е. произвести умственный анализ и синтез, человек должен сделать это практически. Эти главные мыслительные операции анализа и синтеза опираются на все другие мысленные действия — сравнение, абстрагирование, конкретизацию и так далее. Овладевать мыслительными операциями и развивать мышление важно с раннего детства. В этом отношении очень полезны занятия со строительным материалом, игры типа «конструктор» и другие.

4 стр., 1719 слов

Мышление и мозг_1

... к пространственному перемещению тела или его частей. Однако человеческое мышление Декарт считал непространственным.Мыслит человек о пространстве, но не ... нейрон, — например, естественной руки на эквивалентную ей механическую. Мозг находит способ нужным образом использовать предоставляющуюся возможность, а не ... среди которых есть и психологи, и в ней речь идет не о простом описании положения дел, а ...

Виды мышления

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребенка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (генетическая классификация мышления).

Главным различием между всеми этими видами мышления является характеристика тех психических содержаний (форм), на которые опирается мышление при мыслительных операциях.

Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия).

При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок (так называемые двигательные пробы).

Наглядно-образное мышление — вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Вместе с наглядными образами используются и знания, полученные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени.

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления соответствует появление у ребенка громкой речи как сопровождения фазы ориентировки — описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребенка в ситуации. Речь вначале носит развернутый, внешний характер, а затем постепенно «свертывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление — база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление — вид мышления, которое опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться все основные мыслительные операции.

7 стр., 3032 слов

Льва Выготского «Мышление и речь»

... не живет изолированной жизнью и встречается всегда в живом, сложном процессе мышления, всегда выполняет разнообразные функции (понимания, осмысливания, решения какой-либо задачи). Исследования, проведенные ... таком сочетании не встречаются в мире повседневных понятий, обозначаемых с помощью речи. По ходу проведения этого исследования разворачивается процесс осмысливания бессмысленного слова, ...

В психологической литературе иногда проводится разграничение между теоретическим и практическим мышлением по типу решаемых ими задач. Теоретическое мышление ориентировано на познание законов и правил, а основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности (постановка цели, создание плана, проекта).

В других случаях основанием для классификации видов мышления является уровень обобщений, с которыми имеет дело мышление: при теоретическом мышлении это научные понятия, а при эмпирическом — житейские, ситуационные обобщения.

По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов выделяют аналитическое (логическое) мышление, которое развернуто во времени, имеет четкие и осознанные этапы (осуществляется путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности), в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания и малой осознанностью многих его этапов (осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, своеобразное «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения).

По функциям мышление иногда подразделяют на творческое (созидательное), которое ориентировано на поиск оригинального решения задачи, порождение новых идей (оно возможно только в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов), и мышление стереотипное, которое ориентировано на решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

Выводы Сеченова о ВНД:

1. Самый простейший психический акт требует времени. И чем сложнее психический акт, тем больше времени требуется, это время можно определить.

2. Психическая деятельность требует для своего происхождения анатомо-физиологические целостности головного (и спинного) мозга.

3. Зачатки психической или психологической деятельности, по крайней мере, с которыми родится человек, развиваются из чисто материальных субстратов: яйца и семени.

4. Через посредство этих материальных субстратов передаются по родству очень многие из индивидуальных психических особенностей, и иногда такие, которые относятся к разряду очень высоких проявлений (пр: наследственность талантов).

5. Ясны границы между заведомо соматическими нервными актами и явлениями, которые признаются уже психическими, не существует ни в одном мысленном отношении.

6. Физиология, изучая явления в теле, в связи с устройством последнего, доказала в новейшее время тесную связь между всеми характерами данных представлений и устройством соответствующих органов чувств.

Физиология ВНД – это нейрофизиологические механизмы, отражающие внешний мир психических функций, т.е. процессов опоздания сигналов, их фиксации в памяти, создание ситуации мыслительных процессов, равно как и механизмы внешне реализуемого поведения.

МЕТОДЫ исследования ВНД:

1) Метод условных рефлексов (в сочетании с различными дополнительными исследованиями или воздействиями).

Условный рефлекс – это выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.

18 стр., 8905 слов

Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на ...

... концепции заключается в рассмотрении физической рекреации как органической части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат - создание оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. Ряд ...

2) Электроэнцефалография – регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – кривая, зарегистрированная при этом.

Электрокортикограмма – запись ЭЭГ с коры ГМ.

3) Метод вызванных потенциалов (ВП) – регистрация колебания электрической активности, возникающего на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных).

4) Магнитоэнцефалография – мозг генерирует не только электрические, но и слабые магнитные волны.

Преимущество этой методики: повышенная точность локализации очага корковой активности, т.к. сигналы от соседних участков не накладываются др. на др.

5) Компьютерная томография – через мозг пропускается тонкий пучок рентгеновских лучей, источник которого вращается вокруг головы в заданной плоскости; прошедшее через череп излучение измеряется сцинтилляционным счетчиком.

à рентгенографические изображения каждого участка мозга с различных точек.

6) Микроэлектродный метод – основан на подведении к одиночным нейронам микроэлектродов.

Позволяет изучать активность одиночных нейронов ЦНС; измерять мембранные потенциалы покоя, регистрировать постсинаптические потенциалы, а также потенциалы действия.

 

7) Метод молекулярной биологии – направлены на изучение роли молекул ДНК, РНК и др. биологически активных веществ в образовании условных рефлексов.

8) Методы холодового выключения структур ГМ – дают возможность визуализировать пространственно-временную мозаику электрических процессов мозга при образовании условного рефлекса в разных функциональных состояниях.

9) Стереотаксический метод – позволяет ввести электрод в различные подкорковые структуры ГМ à подготовить животное для хронического эксперимента.

10) Метод перерезки и выключения различных участков ЦНС – позволяет обратимо видоизменять активность мозга в целом и наблюдать за изменением условно-рефлекторного поведения.

11) Реоэнцефалография – основана на регистрации изменений сопротивления ткани мозга переменному току высокой частоты в зависимости от кровенаполнения à позволяет косвенно судить о величине общего кровенаполнения мозга, тонусе, эластичности его сосудов, состоянии венозного оттока.

12) Эхоэнцефалография – основана на свойстве ультразвука по-разному отражаться от структур мозга, его патологических образований, цереброспинальной жидкости, костей черепа и др.

à дает возможность: -определения размеров локализации тех или иных образований мозга; -оценивать скорость направления движения крови в сосудах, участвующих в кровоснабжении мозга.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

8 стр., 3949 слов

Структурно-функциональное состояние организма человека

... существ, живущих на Земле. Человек - вершина развития всего живого. 1. Структурно-функциональное состояние организма человека Тело человека состоит из целого ряда органов. Их составной частью ... специальные отделы коры больших полушарий, т.к. именно с деятельностью высших отделов головного мозга связано возникновение субъективных отношений. Посредством зрения человек познает форму, величину, цвет ...

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

  • механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);
  • группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.
  • физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания (физический процесс «говорения» или «письма»).

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

Свойства речи:

  1. Содержательность;
  2. Понятность;
  3. Выразительность;
  4. Действенность;

Речь — особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий — выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Виды речи:

1. Внутренняя — при подготовке к устной или письменной речи — фаза внутреннего проговаривания речи про себя.

2. Внешняя речь: — письменная — общение посредством письма. — устная — слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.

Устная делится на: а) диалогическая — взаимные реплики. б) монологическая.

Все виды речи тесно взаимосвязаны — общая черта: произнесение в слух или про себя.

Эмоции – психический процесс, который активно вкючается в функциональное состояние мозга и организацию поведения, особый класс субъективых психологических состоянйи, которые выражаются в форме переживания процесса или результатов какой-либо деятельности, направленной на удовлетворение потребности, переживания, в котором проявляется отношение к окружающему миру и к самому себе.

 

Классификации.

1. По продолжительности действия эмоции:

– длительные эмоциональные состояния или общий эмоциональный фон (настроение);

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... декомпенсации (нарушения функций); - затем неполного приспособления - активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды; - и, наконец, фаза относительно устойчивого ... и др. Огромное значение в физиологической адаптации имеют реактивность организма, его исходное функциональное состояние (возраст, тренированность и пр.), в зависимости от них изменяются ...

– кратковременное реагирование, связанное с определенной ситуацией или деятелбностью.

 

2. По знаку:

– «+» эмоциональное состояние мозговых структур, побуждающее усилить и повторить данное состояние;

– «-» эмоциональное состояние, активизирующие состояние мозговых структур, побуждающие к ослаблению и прекращению состояния.

 

3. По форме выражения:

– внешняя форма (слова, мимика, изменение вегетативных показателей);

– внутренняя (испытываемое чувство)

 

4. Леонтьев положил в основу несколько параметров.

А)Аффекты – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается резко выраженными движениями и висцеральными проявлениями.

Особенности: не контролируются сознанием, возникают в результате уже совершённого действия, их трудно сдержать (возможно только на 1 стадии – считать, ходить).

 

Б)Собственно эмоции – длительные состояния, реакции на события совершившиеся или воспоминаемые.

Могут предшествовать деятельности или поведению в отличие от аффектов.

Настроение – эмоциональное самочувствие человека, которое влияет на его поведение, мысли в течение долгого времени.

Зависит от состояния здоровья, событий, воспоминаний и т. д.

Фрустрация – длительное эмоциональное состояние, которое возникает при часто повторяющихся конфликтных ситуациях.

Может проявляться в депрессии и агрессии.

Стресс – напряжённость, неспецифический ответ организма на какие-либо предъявляемые требования.

Обычно проявляется у человека, когда ему что-то угрожает.

 

В)Чувства – устойчивые психические состояния, которые не имеют чётко выраженный предметный характер.

Особенности: направлены на лицо, объект или процесс, могут изменяться.

 

По воздействию на организм

– Стенические эмоции – оказывают активирующее воздействие,

– Астенические – подавляющее, расслабляющее.

 

Функции эмоций:

1. Побуждающая – змоции побуждают к определенной деятельности и являются основным компонентом мотивационного возбуждения.

2. Оценочная (отражательная).

С помощью эмоций определяется полезное воздействие или вредность извне.

3. Замещающая. Компенсируют недостаток информации в данный момент времени.

4. Переключательная. Регуляция поведения (пр: чувтсво страха преодолевается чувством долга).

5. Коммуникативная. Передача информации невербальными средствами.

 

Физиологическое выражение эмоций.

1.Эмоции выражаются на уровне напряжения мышц. Чаще всего «-» мышечный тонус при гневе проявляется в скованности движений, их неуправляемости.

2.Влияют на голос. Может измениться частный спектр голоса.»-» эмоции вызывают понижение частоты голоса, а «+» – повышение.

3.Изменяется активность вегетативной НС – ЧСС, давление, секреция желез (зависит от индивидуальных особенностей).

2 типа вегетативного проявления эмоции:

стетическое реагирование, когда повышаются все показатели

астетическое (наоборот).

 

4.Изменение биотоков мозга (ЭЭГ) – при «+» эмоциях альфа-ритм, при «-» бета-ритм в лобных долях.

5.Роль эндокринной системы.

 

3 основные теории возникновения эмоций:

1.Биологическая теория эмоций.(П.К.Анохина).

В основе – концепция функциональной системы.

Эмоция связана с появлением потребности, которое может сопровождаться «-» эмоциями; и устранением ее, в результате чего возникает «+» эмоция.

Это продукты эволюции, имеют приспособительное значение для организма.

 

2.Потребностно-информационная теория (Симонова).

Предложил формулу:

Э = П*(Ин-Ис)

П – потребость, Ин – информация о средах, необходимых для удовлетворения П.; Ис – информация о существующих средах, которыми реально располагает субъект.

 

Эмоция возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения.

Если в наличии находится информация, соотоветствующая прогнозу, то эмоциональное состояние получает позитивную окраску.

При дефиците необходимой информации возникают «–» эмоции.

Исходя из потребностей человека, можно выделить 2 типа поведения:

а) поведение, направленное на поиск информации (если успешен, возникает положительная эмоция);

б) Отказ от поиска информации. В этом случае сохраняется «–» фон, может возникнуть стресс.

 

3.Косицкий Г.И.: Для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время (Вн): если существующие у организма информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (СН), которое можно выразить эмпирической формулой:

СН=fЦ(Ин*Эн*Вн – Ис*Эс*Вс)

Ц – цель, fЦ – функция цели.

 

Однако, ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения «–» или «+» эмоций.

Обобщающим фактором, вызывающим эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

 

Теории эмоций.

Существует 2 направления теорий, объясняющих эмоции:

1. Электрофизиологические теории– объясняют природу эмоций наличием структур в мозге. Подтвердились экспериментами над животными.

Первая теория: Дарвин.

Эмоции достались человеку от животных (как атавизмы и рудименты), т.е. у животных они о чем-то сигнализируют, а у человека никакой роли не играют.

1. Периферическая теория эмоций (Джеймс и Ланге).

Эмоция – сумма органических ощущений. Они возникают так: сначала человек плачет, потом появляется грусть.

Ситуация, образ ситуации, воздейстующий на двигательные нервы => возникает двигательная реакция и ощущения от нее, которые воспринимаются сенсорными нервами и возникает эмоция.

 

2.Теория Кеннона.

Впервые выделил эмоциональную структуру мозга.

Эмоциогенным центром является таламус.

Неорганические процессы вызывают эмоции, а эмоции и эти процессы порождаются одновременно каким-то источником.

 

3. Теория «Круга Пеийреца».

Выделил эмоциогенные структуры мозга: поясная извилина, гиппокамп, передние таламические ядра, гипоталамус.

Между ними всеми двусторонняя круговая связь.

 

4.Теория лимбической системы (Мак Лин).

Также выделил эмоциогенные структуры (те же + миндалина, средний мозг; – таламические ядра).

Его структуру подтвердили опыты.

 

Среди теорий,объясняющих эмоции, можно выделить Линдсмейт: в основе лежат функции ретикулярной формации, т.е. именно она, активизируясь, способствует появлению эмоций.

 

2. Психологические теории эмоций.

2 точки зрения:

1. эмоции – вторичное состояние, зависят от деятельности;

2. эмоции – превичны и связаны с функциями организма.

 

Эмоциогенные структуры мозга.

1.Гипоталамус – в латеральной части находятся центры удовольствия.

Раздражение этих центров приводит к стремлению продлить это состояние.

Медиальная часть содержит центры неудовольствия, при их раздражении наблюдается реакция избегания.

 

2.Гиппокамп. Связан с памятью, в т.ч. эмоциональной.

 

3.Миндалевидное тело или миндалина. Находится в боковой части среднего мозга – скопление нервных клеток величиной с миндальный орех.

Связана с агрессивным поведением, отвечает за реакцию страха.

 

4.Поясная извилина. Выполняет функцию связующего звена, через нее проходят проводниковые пути.

 

5.Ретикулярная формация. Активизирует КГМ.

Здесь находится голубое пятно, отростки которого выделяют норадреналин, в результате чего повышается реакция удовольствия.

Также здесь находится чёрная субстанция, отростки которой выделяют дофомин, связанный с получением приятных ощущений.

 

6.Кора ГМ.

Лобная доля – связана с высшими человеческими эмоциями, которые возникают в процессе деятельности, общения и т.д.

При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений.

Височная доля – принимает участие в формировании эмоций как составляющей речи.

При повреждении – бедная, монотонная речь.

Ассоциативные зоны коры – здесь выделена ассоциметрия функций ассоциативных зон, т.е. различных функций правом и левом полушарий.

При поражении правой – эйфория.

ПП более тесно связано со сферой эмоций.

Повреждение зон ЛП сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями;

Повреждение зон ПП – эмоции утрачиваются.

Оказалось, что наши полушария дают нам разные эмоции.

Слова, подававшиеся в ПП – хорошие, а в ЛП – плохие.

Значения эмоций:

1.Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов.

Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большого объема информации, повышает спортивление достижения.

«–» астеническая эмоция сопровождается демобилизацией ресурсов организма.

 

2.Коммуникативная роль – мимические и пантомимические движения.

 

3.Влияют на здоровье организма.

«+» эмоции – благотворное влияние; «–» эмоции разрушают организм.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Приспособительное значение эмоцинального стресса проявляется в мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта.Невозможность его разрешения приводит к формированию длительного застойного эмоционального возбуждения, проявляется в нарушениях мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях (развитие ишемической болезни сердца, гипертензия, язвообразование, дисфункция эндокринной системы).Наблюдаются глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов в ЦНС.