Ощущения.
- Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности.
- Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологические основы ощущений
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором.
Органы чувств:
1) слух
2) зрение
3) обоняние
4) вкус
5) осязание
Свойства ощущений:
1) адаптация
2) контраст
3) пороги
4) сенсибилизация
5) последовательные образы
Виды ощущений:
1. Экстерорецептивные
а) зрительные
б) слуховые
в) обонятельные
г) вкусовые
д) тактильные
е) температурные
2. Интерорецептивные
а) ощущение времени
б) боль
в) равновесие
г) мышечно-двигательные
3. Проприоцептивные
пороги ощущений
а) абсолютный (сильный раздражитель)
б) относительный (индивидуальный)
Низкий порог ощущений – минимальная величина, при которой раздражитель вызывает ощущение
Верхний порог – максимальный диапазон чувствительности между min и max.
Дифференциальный порог – наименьшая величина между раздражителями
Оперативный порог – величина различий между сигналами, при которых точность и скорость различий достигает максимума.
Временной порог – минимум, который необходим для того, чтобы ощущение возникло.
Латентный период – период времени необходимый для организма, чтобы воспринять ощущение.
Инерция – время, которое необходимо после окончания воздействия на анализаторы, чтобы ощущение прошло.
Сенсибилизация – повышение чувствительности.
Синестезия – воздействие на один анализатор.
Память.
- Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.
- Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... непосредственное раздражение, например прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство и др.). Ощущения классифицируются по качеству, силе и дли ... всегда индивидуальны. Во многом они определяются интеллектуально-мнестическими (мнезис — память) особенностями личности. Довольно редко встречается способность к зеркально точному воспроизведению ...
По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:
- Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)
- Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0,5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)
- Долговременная
Объем памяти 7+-2 предмета
Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.
Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.
Виды памяти:
- двигательная
- эмоциональная
- образная
- словесная
По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
Группы теорий памяти
1. Психологическая теория
Направления:
1) Ассоциативная
Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».
Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.
В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).
2) гештальт-теория
Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей.
Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.
3) смысловая
Ассоциативная + гештальт
Два вида памяти:
— механическая
— логическая
Бине, Бюлер
4) деятельности
— деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.
Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.
Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.
2. Биохимические теории:
Направления:
1) химическая теория
Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.
2) физиологическая теория
Теории памяти 3
... памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. Здесь память выступает как особый вид деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. ...
Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».
Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).
Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.
3) физическая теория
Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)
4) информационно-кибернетическая теория
Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.
Законы памяти:
1) осмысление
2) интерес
3) установка
4) край
5) торможение
6) повторение
7) контекст
8) объем
Кратковременная память – реверберирующее возбуждение (гипотеза) – циркуляция возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов => информация сохраняется в виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.
Промежуточная память – процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).
Продолжается несколько часов.
Электрофизиологияеские процессы + вторые посредники (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) => биохимические реакции => активация синтеза медиаторов, рецепторов ионных каналов === нейрохимическая память.
Долговременная память – формируется с помощью кратковременной и промежуточной памяти + важная роль синаптических процессов.
Синаптические процессы: обучение => новые синапсы в ЦНС (увеличение их размеров, количество; количество медиаторов, разрастаются дендриты, увеличивается число шипиков на них, коллатералей аксонов) – все эти явления в теченние месяца исчезают.
Разные медиаторымогут оказывать разные эффектыв процессах усвоения и хранения информации (серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при «+» эмоциональном подкреплении; норадреналин – ускоряет обучение в условиях применения отрицательного подкрепления).
Ретроградная амнезия – человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг.
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 369 дней].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
-
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Функции воображения
Операции процесса мышления
Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...
Анализ — мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон.
Синтез — мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.
Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или их качественными особенностями.
Абстракция (отвлечение) — мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно — значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.
Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.
Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.
Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по существенному признаку).
Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Прежде чем стать умственными действиями, они были действиями практическими. В самом деле, прежде чем мысленно «разобрать» или «собрать» конструкцию какой-либо машины, т.е. произвести умственный анализ и синтез, человек должен сделать это практически. Эти главные мыслительные операции анализа и синтеза опираются на все другие мысленные действия — сравнение, абстрагирование, конкретизацию и так далее. Овладевать мыслительными операциями и развивать мышление важно с раннего детства. В этом отношении очень полезны занятия со строительным материалом, игры типа «конструктор» и другие.
Мышление и мозг_1
... пути среди живых людей и объективных предметов) и естественнонаучные знания о природе. Можно ... тела или его частей. Однако человеческое мышление Декарт считал непространственным.Мыслит человек о пространстве, ... естественной руки на эквивалентную ей механическую. Мозг находит способ нужным образом использовать предоставляющуюся ... есть и психологи, и в ней речь идет не о простом описании положения ...
Виды мышления
Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребенка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (генетическая классификация мышления).
Главным различием между всеми этими видами мышления является характеристика тех психических содержаний (форм), на которые опирается мышление при мыслительных операциях.
Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия).
При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок (так называемые двигательные пробы).
Наглядно-образное мышление — вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).
В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Вместе с наглядными образами используются и знания, полученные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени.
В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления соответствует появление у ребенка громкой речи как сопровождения фазы ориентировки — описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребенка в ситуации. Речь вначале носит развернутый, внешний характер, а затем постепенно «свертывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление — база для формирования словесно-логического мышления.
Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление — вид мышления, которое опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться все основные мыслительные операции.
Раздел IV. Психология познания: мышление и речь
... или явления, закономерно с ним связанного; как высший психический процесс мышление опосредовано речью. К опосредованному познанию человек прибегает: 1) когда непосредственное познание невозможно ... М. 2001. С.365-387 (мислення). 1. Место мышления в структуре психических явлений Мышление - социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, ...
В психологической литературе иногда проводится разграничение между теоретическим и практическим мышлением по типу решаемых ими задач. Теоретическое мышление ориентировано на познание законов и правил, а основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности (постановка цели, создание плана, проекта).
В других случаях основанием для классификации видов мышления является уровень обобщений, с которыми имеет дело мышление: при теоретическом мышлении это научные понятия, а при эмпирическом — житейские, ситуационные обобщения.
По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов выделяют аналитическое (логическое) мышление, которое развернуто во времени, имеет четкие и осознанные этапы (осуществляется путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности), в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания и малой осознанностью многих его этапов (осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, своеобразное «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения).
По функциям мышление иногда подразделяют на творческое (созидательное), которое ориентировано на поиск оригинального решения задачи, порождение новых идей (оно возможно только в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов), и мышление стереотипное, которое ориентировано на решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.
Выводы Сеченова о ВНД:
1. Самый простейший психический акт требует времени. И чем сложнее психический акт, тем больше времени требуется, это время можно определить.
2. Психическая деятельность требует для своего происхождения анатомо-физиологические целостности головного (и спинного) мозга.
3. Зачатки психической или психологической деятельности, по крайней мере, с которыми родится человек, развиваются из чисто материальных субстратов: яйца и семени.
4. Через посредство этих материальных субстратов передаются по родству очень многие из индивидуальных психических особенностей, и иногда такие, которые относятся к разряду очень высоких проявлений (пр: наследственность талантов).
5. Ясны границы между заведомо соматическими нервными актами и явлениями, которые признаются уже психическими, не существует ни в одном мысленном отношении.
6. Физиология, изучая явления в теле, в связи с устройством последнего, доказала в новейшее время тесную связь между всеми характерами данных представлений и устройством соответствующих органов чувств.
Физиология ВНД – это нейрофизиологические механизмы, отражающие внешний мир психических функций, т.е. процессов опоздания сигналов, их фиксации в памяти, создание ситуации мыслительных процессов, равно как и механизмы внешне реализуемого поведения.
МЕТОДЫ исследования ВНД:
1) Метод условных рефлексов (в сочетании с различными дополнительными исследованиями или воздействиями).
Условный рефлекс – это выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.
Структурно-функциональное состояние организма человека
... живущих на Земле. Человек - вершина развития всего живого. 1. Структурно-функциональное состояние организма человека Тело человека состоит из целого ряда органов. Их составной частью является ... специальные отделы коры больших полушарий, т.к. именно с деятельностью высших отделов головного мозга связано возникновение субъективных отношений. Посредством зрения человек познает форму, величину, цвет ...
2) Электроэнцефалография – регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – кривая, зарегистрированная при этом.
Электрокортикограмма – запись ЭЭГ с коры ГМ.
3) Метод вызванных потенциалов (ВП) – регистрация колебания электрической активности, возникающего на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных).
4) Магнитоэнцефалография – мозг генерирует не только электрические, но и слабые магнитные волны.
Преимущество этой методики: повышенная точность локализации очага корковой активности, т.к. сигналы от соседних участков не накладываются др. на др.
5) Компьютерная томография – через мозг пропускается тонкий пучок рентгеновских лучей, источник которого вращается вокруг головы в заданной плоскости; прошедшее через череп излучение измеряется сцинтилляционным счетчиком.
à рентгенографические изображения каждого участка мозга с различных точек.
6) Микроэлектродный метод – основан на подведении к одиночным нейронам микроэлектродов.
Позволяет изучать активность одиночных нейронов ЦНС; измерять мембранные потенциалы покоя, регистрировать постсинаптические потенциалы, а также потенциалы действия.
7) Метод молекулярной биологии – направлены на изучение роли молекул ДНК, РНК и др. биологически активных веществ в образовании условных рефлексов.
8) Методы холодового выключения структур ГМ – дают возможность визуализировать пространственно-временную мозаику электрических процессов мозга при образовании условного рефлекса в разных функциональных состояниях.
9) Стереотаксический метод – позволяет ввести электрод в различные подкорковые структуры ГМ à подготовить животное для хронического эксперимента.
10) Метод перерезки и выключения различных участков ЦНС – позволяет обратимо видоизменять активность мозга в целом и наблюдать за изменением условно-рефлекторного поведения.
11) Реоэнцефалография – основана на регистрации изменений сопротивления ткани мозга переменному току высокой частоты в зависимости от кровенаполнения à позволяет косвенно судить о величине общего кровенаполнения мозга, тонусе, эластичности его сосудов, состоянии венозного оттока.
12) Эхоэнцефалография – основана на свойстве ультразвука по-разному отражаться от структур мозга, его патологических образований, цереброспинальной жидкости, костей черепа и др.
à дает возможность: -определения размеров локализации тех или иных образований мозга; -оценивать скорость направления движения крови в сосудах, участвующих в кровоснабжении мозга.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
6 стр., 2600 слов
Описание психологических состояний человеческого организма в ...
... форм ответа являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление ... (внешние условия деятельности); - характеристика психологических состояний и свойств личности (уровень интеллекта (интеллектуальная ... действия становятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению. Протекание ... крайний) употребляется в том случае, если речь идет не о нормальных, обычных ...
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Выделяют следующие основные функции языка:
- средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
- средство общения (коммуникации)
- орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
- механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);
- группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.
- физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания (физический процесс «говорения» или «письма»).
Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.
Свойства речи:
- Содержательность;
- Понятность;
- Выразительность;
- Действенность;
Речь — особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий — выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.
Виды речи:
1. Внутренняя — при подготовке к устной или письменной речи — фаза внутреннего проговаривания речи про себя.
2. Внешняя речь: — письменная — общение посредством письма. — устная — слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.
Устная делится на: а) диалогическая — взаимные реплики. б) монологическая.
Все виды речи тесно взаимосвязаны — общая черта: произнесение в слух или про себя.
Эмоции – психический процесс, который активно вкючается в функциональное состояние мозга и организацию поведения, особый класс субъективых психологических состоянйи, которые выражаются в форме переживания процесса или результатов какой-либо деятельности, направленной на удовлетворение потребности, переживания, в котором проявляется отношение к окружающему миру и к самому себе.
10 стр., 4975 слов
Адаптация человека и функциональное состояние организма
... явления декомпенсации (нарушения функций); - затем неполного приспособления - активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды; - и, наконец, фаза относительно устойчивого приспособления. ... др. Огромное значение в физиологической адаптации имеют реактивность организма, его исходное функциональное состояние (возраст, тренированность и пр.), в зависимости от них ...
Классификации.
1. По продолжительности действия эмоции:
– длительные эмоциональные состояния или общий эмоциональный фон (настроение);
– кратковременное реагирование, связанное с определенной ситуацией или деятелбностью.
2. По знаку:
– «+» эмоциональное состояние мозговых структур, побуждающее усилить и повторить данное состояние;
– «-» эмоциональное состояние, активизирующие состояние мозговых структур, побуждающие к ослаблению и прекращению состояния.
3. По форме выражения:
– внешняя форма (слова, мимика, изменение вегетативных показателей);
– внутренняя (испытываемое чувство)
4. Леонтьев положил в основу несколько параметров.
А)Аффекты – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается резко выраженными движениями и висцеральными проявлениями.
Особенности: не контролируются сознанием, возникают в результате уже совершённого действия, их трудно сдержать (возможно только на 1 стадии – считать, ходить).
Б)Собственно эмоции – длительные состояния, реакции на события совершившиеся или воспоминаемые.
Могут предшествовать деятельности или поведению в отличие от аффектов.
Настроение – эмоциональное самочувствие человека, которое влияет на его поведение, мысли в течение долгого времени.
Зависит от состояния здоровья, событий, воспоминаний и т. д.
Фрустрация – длительное эмоциональное состояние, которое возникает при часто повторяющихся конфликтных ситуациях.
Может проявляться в депрессии и агрессии.
Стресс – напряжённость, неспецифический ответ организма на какие-либо предъявляемые требования.
Обычно проявляется у человека, когда ему что-то угрожает.
В)Чувства – устойчивые психические состояния, которые не имеют чётко выраженный предметный характер.
Особенности: направлены на лицо, объект или процесс, могут изменяться.
По воздействию на организм
– Стенические эмоции – оказывают активирующее воздействие,
– Астенические – подавляющее, расслабляющее.
Функции эмоций:
1. Побуждающая – змоции побуждают к определенной деятельности и являются основным компонентом мотивационного возбуждения.
2. Оценочная (отражательная).
С помощью эмоций определяется полезное воздействие или вредность извне.
3. Замещающая. Компенсируют недостаток информации в данный момент времени.
4. Переключательная. Регуляция поведения (пр: чувтсво страха преодолевается чувством долга).
5. Коммуникативная. Передача информации невербальными средствами.
Физиологическое выражение эмоций.
1.Эмоции выражаются на уровне напряжения мышц. Чаще всего «-» мышечный тонус при гневе проявляется в скованности движений, их неуправляемости.
2.Влияют на голос. Может измениться частный спектр голоса.»-» эмоции вызывают понижение частоты голоса, а «+» – повышение.
3.Изменяется активность вегетативной НС – ЧСС, давление, секреция желез (зависит от индивидуальных особенностей).
2 типа вегетативного проявления эмоции:
– стетическое реагирование, когда повышаются все показатели
– астетическое (наоборот).
4.Изменение биотоков мозга (ЭЭГ) – при «+» эмоциях альфа-ритм, при «-» бета-ритм в лобных долях.
5.Роль эндокринной системы.
3 основные теории возникновения эмоций:
1.Биологическая теория эмоций.(П.К.Анохина).
В основе – концепция функциональной системы.
Эмоция связана с появлением потребности, которое может сопровождаться «-» эмоциями; и устранением ее, в результате чего возникает «+» эмоция.
Это продукты эволюции, имеют приспособительное значение для организма.
2.Потребностно-информационная теория (Симонова).
Предложил формулу:
Э = П*(Ин-Ис)
П – потребость, Ин – информация о средах, необходимых для удовлетворения П.; Ис – информация о существующих средах, которыми реально располагает субъект.
Эмоция возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения.
Если в наличии находится информация, соотоветствующая прогнозу, то эмоциональное состояние получает позитивную окраску.
При дефиците необходимой информации возникают «–» эмоции.
Исходя из потребностей человека, можно выделить 2 типа поведения:
а) поведение, направленное на поиск информации (если успешен, возникает положительная эмоция);
б) Отказ от поиска информации. В этом случае сохраняется «–» фон, может возникнуть стресс.
3.Косицкий Г.И.: Для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время (Вн): если существующие у организма информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (СН), которое можно выразить эмпирической формулой:
СН=fЦ(Ин*Эн*Вн – Ис*Эс*Вс)
Ц – цель, fЦ – функция цели.
Однако, ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения «–» или «+» эмоций.
Обобщающим фактором, вызывающим эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.
Теории эмоций.
Существует 2 направления теорий, объясняющих эмоции:
1. Электрофизиологические теории– объясняют природу эмоций наличием структур в мозге. Подтвердились экспериментами над животными.
Первая теория: Дарвин.
Эмоции достались человеку от животных (как атавизмы и рудименты), т.е. у животных они о чем-то сигнализируют, а у человека никакой роли не играют.
1. Периферическая теория эмоций (Джеймс и Ланге).
Эмоция – сумма органических ощущений. Они возникают так: сначала человек плачет, потом появляется грусть.
Ситуация, образ ситуации, воздейстующий на двигательные нервы => возникает двигательная реакция и ощущения от нее, которые воспринимаются сенсорными нервами и возникает эмоция.
2.Теория Кеннона.
Впервые выделил эмоциональную структуру мозга.
Эмоциогенным центром является таламус.
Неорганические процессы вызывают эмоции, а эмоции и эти процессы порождаются одновременно каким-то источником.
3. Теория «Круга Пеийреца».
Выделил эмоциогенные структуры мозга: поясная извилина, гиппокамп, передние таламические ядра, гипоталамус.
Между ними всеми двусторонняя круговая связь.
4.Теория лимбической системы (Мак Лин).
Также выделил эмоциогенные структуры (те же + миндалина, средний мозг; – таламические ядра).
Его структуру подтвердили опыты.
Среди теорий,объясняющих эмоции, можно выделить Линдсмейт: в основе лежат функции ретикулярной формации, т.е. именно она, активизируясь, способствует появлению эмоций.
2. Психологические теории эмоций.
2 точки зрения:
1. эмоции – вторичное состояние, зависят от деятельности;
2. эмоции – превичны и связаны с функциями организма.
Эмоциогенные структуры мозга.
1.Гипоталамус – в латеральной части находятся центры удовольствия.
Раздражение этих центров приводит к стремлению продлить это состояние.
Медиальная часть содержит центры неудовольствия, при их раздражении наблюдается реакция избегания.
2.Гиппокамп. Связан с памятью, в т.ч. эмоциональной.
3.Миндалевидное тело или миндалина. Находится в боковой части среднего мозга – скопление нервных клеток величиной с миндальный орех.
Связана с агрессивным поведением, отвечает за реакцию страха.
4.Поясная извилина. Выполняет функцию связующего звена, через нее проходят проводниковые пути.
5.Ретикулярная формация. Активизирует КГМ.
Здесь находится голубое пятно, отростки которого выделяют норадреналин, в результате чего повышается реакция удовольствия.
Также здесь находится чёрная субстанция, отростки которой выделяют дофомин, связанный с получением приятных ощущений.
6.Кора ГМ.
Лобная доля – связана с высшими человеческими эмоциями, которые возникают в процессе деятельности, общения и т.д.
При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений.
Височная доля – принимает участие в формировании эмоций как составляющей речи.
При повреждении – бедная, монотонная речь.
Ассоциативные зоны коры – здесь выделена ассоциметрия функций ассоциативных зон, т.е. различных функций правом и левом полушарий.
При поражении правой – эйфория.
ПП более тесно связано со сферой эмоций.
Повреждение зон ЛП сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями;
Повреждение зон ПП – эмоции утрачиваются.
Оказалось, что наши полушария дают нам разные эмоции.
Слова, подававшиеся в ПП – хорошие, а в ЛП – плохие.
Значения эмоций:
1.Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов.
Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большого объема информации, повышает спортивление достижения.
«–» астеническая эмоция сопровождается демобилизацией ресурсов организма.
2.Коммуникативная роль – мимические и пантомимические движения.
3.Влияют на здоровье организма.
«+» эмоции – благотворное влияние; «–» эмоции разрушают организм.
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.
Эустресс
Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс
Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Приспособительное значение эмоцинального стресса проявляется в мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта.Невозможность его разрешения приводит к формированию длительного застойного эмоционального возбуждения, проявляется в нарушениях мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях (развитие ишемической болезни сердца, гипертензия, язвообразование, дисфункция эндокринной системы).Наблюдаются глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов в ЦНС.