Ощущение и восприятие: сущность и свойства

Курсовая работа

Название дисциплины: Общая психология

Тема: Ощущение и восприятие: сущность и свойства

Содержание

Введение

1. Ощущение и его свойства

2. Восприятие и классификация его свойств

Заключение

Глоссарий

Список использованной литературы

Введение

Восприятие и ощущения — это сложные познавательные психические процессы, на основании которых формируется картина мира, окружающего человека. С помощью этих процессов происходит отражение реальной действительности, которую мы познаем при помощи восприятия и ощущений. Другими словами, все наши знания основаны на ощущениях и восприятии. Из этого можно сделать вывод, что разработка темы об этих познавательных процессах является достаточно актуальной.

Хотя и ощущения, и восприятие являются познавательными процессами, они отличаются друг от друга степенью своей сложности.

Самым простым познавательным процессом является ощущение. Ощущения дают нам возможность ориентироваться в окружающих условиях, посылают нам сигналы о том, что происходит как вокруг нас, так и в нас самих. Ощущения являются начальным источником всех наших знаний, так как именно через них мы получаем знания о форме, цвете, запахе, температуре и так далее. Определенные ощущения привязаны к определенным органам. На основе ощущений, вернее, на основе взаимодействии нескольких видов ощущений, мы получаем восприятие.

Восприятие — более сложный психический познавательный процесс. Оно не сводится к простой сумме ощущений. Восприятие качественно отличается от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В нем отражены потребности человека, его интересы, стремления, желания. Восприятие всегда имеет эмоциональную составляющую, потому, что отношения человека к воспринимаемому предмету делает этот предмет эмоционально окрашенным. При восприятии предмета или явления, мы всегда осмысливаем воспринимаемый образ, используем при этом и свою память, и свое мышление.

Таким образом, несмотря на явную взаимосвязь между этими двумя процессами все-таки существуют различия. Различаются также и факторы, которые оказывают влияние на ощущения и восприятие.

Поэтому целью данной курсовой работы является раскрытие сущности и свойств таких двух важных познавательных психических процессов как ощущение и восприятие.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

10 стр., 4661 слов

Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека

... (видение двумя глазами). 3) Восприятие времени - восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности ... профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу. При этом: ... орган чувств при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, ...

изучить теоретическую литературу по теме;

дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»;

показать взаимосвязь и различие этих психических процессов;

изучить свойства ощущения и восприятия;

Объект данной работы — ощущение и восприятие как психические процессы, обеспечивающие познание окружающей действительности.

Предмет — взаимосвязь и свойства таких психических процессов как ощущение и восприятие.

Методологической основой для курсовой работы являются труды таких ученых и психологов, как Рубинштейн С.Л., Маклаков А.Г., Лурия А.Р., Немов Р.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В. и других.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений.

восприятие ощущение анализатор

1. Ощущение и его свойства

Что такое ощущение? Это простейший психический процесс, в результате которого отражаются только отдельные свойства окружающего нас мира или мира, находящегося внутри нас. Ощущения возникаю тогда, когда на определенные рецепторы действуют раздражители. Так холодный воздух соприкасается с нашей кожей, и мы делаем вывод о температуре воздуха. На язык попадает какой-либо продукт, воздействует на вкусовые рецепторы, и мы понимаем вкус этого продукта, обозначая его определенными словами — сладко, горько, кисло, солено, холодно, горячо. Из нашего организма поступает сигнал, и мы говорим, что нам больно или мы хотим есть. Таким образом, ощущения, которые мы получаем, несут нам информацию, которая впоследствии обрабатывается нашим мозгом. Эта информация поступает в мозг беспрестанно, и это позволяет нашему организму ориентироваться в том пространстве, в котором он находится, делать выводы об окружающих предметах и о состоянии собственно организма.

Ощущения, являясь психическим процессом, имеет рефлекторный характер. Основа ощущения — нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор. Материальные вещи и процессы, которые оказывают воздействие на органы чувств, называются раздражителями, а самый процесс этого воздействия — раздражением. Процесс, возникающий в результате раздражения в нервных тканях, называется возбуждением. Возбуждение по ценростремительным нервам доходит до коры больших полушарий и в результате этого возникает ощущение Теплов Б.П. Психология. Учебник. [Текст]. — М.: ВЛАДОС, 2005. — с. 84..

Аппарат, который участвует в возникновение ощущения, по предложению И.П. Павлова был назван анализатором. Анализатор состоит из трех частей Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. [Текст]. — СПб.: Питер, 2000. — с. 184.: органа чувств (рецептора), центростремительных нервов и соответствующего участка мозга.

Периферический отдел, представленный органами чувств, или рецептор — он является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы — это центростремительные нервы, проводящие пути, которые соединяют периферический отдел анализатора с центральным;

Соответствующие участки головного мозга — подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора — это место, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... организма. Различают несколько видов ощущений: зри­тельные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятель­ностью внутренних органов, ощущения ... восприятие без объекта. Как и иллюзии, галлюцинации различаются по органам чувств. Следует помнить, что галлюцинации могут возникать только на болезненной ...

Для того, чтобы у человека возникло ощущение, необходимо, чтобы работали все три части анализатора. Тогда раздражитель, воздействуя на рецептор, вызывает раздражение. От рецептора раздражение по афферентным нервам достигает ядра анализатора, а затем и корковых клеток анализатора. Здесь возникает ответ организма на раздражитель. Мы начинаем ощущать вкус, запах, звук, свет, которые, по сути, являются качественными характеристиками раздражителя. Таким образом, внешнее раздражение преобразовывается в факт сознания и отражает окружающий мир.

Информацию о том, что происходит вокруг нас и с нами, мы получаем через органы чувств. Поэтому органы чувств можно назвать каналами, по которым мир проникает в наше сознание. Без органов чувств мы не смогли бы получать сведения об окружающем нас мире, не могли бы правильно реагировать на его явления, приспосабливаться в окружающей нас среде.

Интересно то, что каждое ощущение закреплено за определенным органом чувств и не может реагировать на другие раздражители. Если на глаз воздействовать звуками или запахами, то они не смогут вызвать зрительных ощущений. То есть, глаз воспринимает только зрительные раздражители, которые вызывают у нас зрительные ощущения. Точно так же свет и запахи не смогут вызвать слуховых ощущений, для них непременно нужен звук, который воздействует на слуховые органы. Таким образом, ощущения, которые вызываются различными раздражителями, воздействуют только на определенные органы чувств, предназначенные для восприятия именно определенного раздражителя. Это значит, что одни и те же раздражители воспринимаются одними органами и вызывают ощущения, а другими органами не воспринимаются совсем и не могут дать реакцию в виде ощущения. То есть, органы чувств являются специализированными, предназначенными для восприятия определенных раздражителей внешней среды и по своей структуре и свойствам каждый орган адекватен определенным воздействиям Немов Р.С. «Психология»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 томах, кн. 1. [Текст]. — М.: ВЛАДОС, 2005. — с. 295.

В зависимости от того, какой орган воспринимает действие раздражителя, со стороны чего идет воздействие на рецепторы, каково качество самого раздражителя — от всего этого зависит классификация ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена, по крайней мер, по двум основным принципам: систематическому и генетическому Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. Учебное пособие. [Текст]. — М.: Прогресс, 2005. — с. 123..

На основании систематического принципа классификации ощущений выделяют три большие группы ощущений:

Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Эти сигналы несут нам информацию о состоянии внутренних процессов организма, через них мы узнаем о своем самочувствии, о дискомфорте какого-либо органа, воспринимаем болевые ощущения, идущие изнутри организма. Эти ощущения возникают в результате работы рецепторов, которые располагаются на стенках наших внутренних органов, таких как пищевод, желудок, кишечник. Эти рецепторы называют внутренними, а ощущения еще носят название «органические». К ощущениям органическим мы можем отнести ощущение голода, жажды, сытости, боли, идущие изнутри. Если внутренние органы человека работают нормально, то интероцептивных ощущений мы не испытываем. Органические рецепторы сигнализируют главным образом тогда, когда в организме происходят какие-либо нарушения. Органические ощущения все вместе являются основой общего самочувствия человека.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности? № 5 Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? А. Побывав в помещении, человек вскоре перестал ощущать ... слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. ...

Проприороцептивные ощущения передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения отражают ощущения движения и положения частей нашего тела в пространстве. Они посылают нам сигналы о том, насколько согнута наша рука, насколько сокращены мышцы. Эти ощущения являются основой движения человека, они помогают удерживать равновесие, так как дают представление о положении тела в пространстве. Они составляют основу понимания того находится ли тело в покое или оно перемещается в пространстве. Рецепторы, которые помогают нам владеть подобными ощущениями, находятся в каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущения обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Эта группа ощущений самая большая. Она является основной группой ощущений, которые связывают нас с внешней средой. Ощущения этой группы принято разделять на две подгруппы:

контактные ощущения.

дистантные ощущения.

Контактными называют ощущения, которые воздействуют непосредственно на органы чувств. Сюда относят тактильные ощущения, то есть осязание, воздействие какого-либо предмета или явления окружающей среды на нашу кожу. Тактильные ощущения несут нам информацию о самом раздражителе, а также о месте, на которое этот раздражитель воздействует.

Тактильные ощущения можно разделить на четыре вида:

Ощущения, возникающие при прикосновении к коже какого-либо раздражителя;

Ощущения, которые вызываются температурным воздействием на нашу кожу. Их можно разделить на ощущения тепла и холода. Это зависит от температуры того предмета, который соприкасается с нашей кожей. Прикосновение предмета, у которого температура ниже температуры нашего тела, будет вызывать ощущение холода. Напротив, прикосновение предмета, у которого температура выше температуры нашего тела, будет вызывать ощущение тепла.

Болевые ощущения, причиной возникновения которых являются все те же раздражители, которые мы перечислили в первых трех случаях. Единственным отличием их воздействия на нашу кожу при возникновении ощущения боли является интенсивность проявления этого воздействия. Очень высокая температура раздражителя вызывает ожег, и как его следствие — боль. Очень низкая температура раздражителя также вызывает болевое ощущение, но уже связанное с холодовым ожегом. Слишком интенсивное прикосновение раздражителя к коже также может вызвать болевое ощущение, связанное с сильной деформацией кожи.

К этой же подгруппе относится и вкусовые ощущения, так как для их возникновения необходимо воздействие чего-либо непосредственно на вкусовые рецепторы, находящиеся в полости рта. Рецепторами вкусовых ощущений является вкусовая луковица, которая состоит из вкусовых чувствительных клеток, соединенных нервными волокнами. Эти луковицы расположены на кончике, по краям и на задней части поверхности языка, на небе, миндалинах и задней стенке глотки.

4 стр., 1575 слов

Ощущение восприятия детей дошкольного возраста

... отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. ...

Дистантные ощущения возникают в результате воздействия предмета или явления, не находящегося рядом и непосредственно действующим на орган чувств, а в результате действия предмета или явления, удаленного на некоторое расстояние от того органа чувств, на который это явление или этот предмет могут адекватно воздействовать. К таким ощущения относят слух и зрение, обоняние.

Обонятельные ощущения мы получаем посредством работы органов обоняния, через обонятельные рецепторы, которые расположены в слизистой оболочке обонятельных органов. Работу этих рецепторов запускает воздействие на них пахучих веществ, которые проникают в нос вместе с воздухом.

Звуковые сигналы являются раздражителями органов слуха. Рецепторы, реагирующие на звуки и шумы, расположены в ухе человека. Музыкальные звуки или шум являются адекватными раздражителями для уха. Именно эти раздражители воспринимаются слуховыми рецепторами, именно в результате этого раздражения мы понимаем, что из внешнего мира до нас доходит звук, понимаем каково качество этого звука, анализируем, что этот звук или шум может обозначать, и реагируем на него, регулируя свое поведение. Так, например, мы реагируем на шум проезжающей мимо машины, на звуки начинающейся грозы, на доносящиеся до нас музыкальные композиции. Также мы можем, воспринимая звук, давать ему характеристику, то есть определить, насколько высоким, громким является этот звук, каков тембр этого звука.

Еще одним видом ощущений дистантной подгруппы являются зрительные ощущения. Адекватным раздражителем для органов зрения является свет, который исходит от различных предметов в виде электромагнитных волн различной длины. Эти волны воздействуют на зрительные рецепторы, находящиеся в органах зрения. Определенная длина волн вызывает у человека ощущение определенного цвета.

Все ощущения имеют свойства. Эти свойства могут быть специфическими для различных органов, но существуют и общие для всех ощущений свойства. К ним относятся качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебник. [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — с. 402.

Такое свойство как качество отражает отличие данного вида ощущения от других его видов. Так если мы говорим о вкусовых ощущениях, то их качеством будет являться то, что они представляют собой информацию о такой характеристике предмета, как вкус — сладкий, соленый, кислый и так далее. Качеством же осязательного ощущения будет такая характеристика предмета как качество поверхности — гладкая, шероховатая, металлическая, деревянная и так далее.

Следующим свойством ощущения является его интенсивность, то есть характеристика силы раздражителя, действующего на рецепторы. Интенсивность ощущения также может зависеть еще и от состояния самого рецептора. Если состояние рецептора нарушено, то и его способность воспринимать силу раздражителя также может быть нарушена. Так всем известно, что нарушения работы рецепторов, отвечающих за обоняние (что может произойти в результате простудного заболевания), может привести к тому, что мы не сможем воспринимать интенсивность запахов, их сила будет нам казаться меньшей, чем это есть на самом деле.

7 стр., 3382 слов

Ощущение и восприятие

... благодаря чему возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами ... качества раздражителя. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя называется «порогом ощущений». ... предмета или явления. Виды ощущений. Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. ...

Временной характеристикой ощущения является такое его свойство как длительность. Это свойство зависит от времени, в течение которого действует раздражитель. Дело в том, что время воздействия раздражителя не совпадает с началом и окончание существования ощущения. Ощущение возникает не сразу, а через какое-то время после начала воздействия раздражителя. Также оно прекращается не сразу после того, как раздражитель перестал действовать на рецептор, а сохраняется еще какое-то время. Здесь можно говорить о таком свойстве ощущений как их инерция, которое как раз и проявляется в том, что воздействие на рецептор уже прекращено, но ощущение еще продолжает сохраняться. Так часто случается со зрительными ощущениями, когда воздействие раздражителя уже прекращено, но все еще сохраняется след от этого раздражителя, и человек продолжает видеть тот зрительный образ, который в настоящее мгновение уже не воздействует на зрительные рецепторы.

Длительность ощущения так же может зависеть и от силы воздействия раздражителя. Чем сильнее действует раздражитель, тем дольше остается ощущение его воздействия. Так случается с болевыми ощущениями. Очень сильный раздражитель, который вызвал болевое ощущение, может уже прекратить свое воздействие на рецептор, но ощущение боли еще может сохраняться достаточно долго.

Еще одно свойство ощущения — пространственная локализация раздражителя. Рецепторы всегда могут предоставить нам сведения о том, где расположен раздражитель, на какое место нашего организма он воздействует.

Организм человека обладает таким свойством, которое характеризует чувствительность к воздействию раздражителя. Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Таким образом, порог ощущения — минимальная величина раздражителя, способная вызвать ощущение. Сила, с которой действует раздражитель, должна быть равна или превосходить порог ощущения. Если эта сила будет меньше, чем порог ощущения, то ощущение не возникнет или, если быть точными, возникнет, но не будет распознано.

Величина раздражителя, вызывающая едва заметное изменение ощущения, называется разностным порогом ощущения или порогом различения. Исследования порога различения проводились двумя немецкими учеными — Гюставом Теодоров Фехнером и Эрнстом Генрихом Вебером. Основываясь на результатах исследования Вебера, Фехнер выработал закон, по которому увеличение интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии ведет к увеличению ощущения в арифметической прогрессии, то есть здесь существует логарифмическая зависимость. Чтобы предыдущее ощущение могло хоть на минимальную величину отличаться от последующего, новый раздражитель должен также отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. Так, чтобы два предмета воспринимались как различные по весу, их вес должен различаться на 1/30. Закон Вебера — Фехнера и теперь лежит в основе современной психологии.

Американский ученый Стивенс работал над изучением психического процесса — ощущения. В результате своих исследований он пришел к выводу, о том, что закон зависимости ощущения от раздражителя выражается не логарифмической, а степенной кривой, что между стимулом или раздражителем существует степенная зависимость. Согласно этому закону, сила ощущения пропорционально зависима от степени интенсивности раздражителя.

Человек способен чувствовать даже самые незначительные изменения в интенсивности воздействия раздражителя. Это явление называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Исследованиями порогов ощущения занимались независимо друг от друга французский ученый П. Бугер и немецкий ученый Э. Вебер. Их исследования привели к одинаковым результатам. Итогом их исследования стал закон Бугера-Вебера, который гласит, что дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину. Эта величина получила название константы Вебера.

2. Восприятие и классификация его свойств

Мир, окружающий нас, его предметы и явления, действуя на ниши органы чувств, посылают нам информацию о своей форме, цвете, запахе. Анализируя эту информацию, мы составляем представление об этих предметах и явлениях окружающего мира, другими словами, воспринимаем его. Таким образом, восприятие — это совокупность тех ощущений, которые мы получаем от окружающего нас мира. Через эти ощущения мы воспринимаем предметы и явления, познаем окружающий нас мир.

Правда, если говорить более точно, то восприятие — это не просто сумма ощущений, которые мы получаем от какого-либо предмета Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебник. [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — с. 362. Восприятие — это сложный процесс, основанный на воспроизведении прошлого опыта, на работе мышления, чувств, эмоций. Оно является чувственным отражением предмета или явления той объективной действительности, которая воздействует на наши органы чувств. Воспринимая какой-то предмет, мы понимаем, что-то, что мы воспринимаем, является свойствами или качествами данного предмета. Мы понимаем, что именно этот предмет является источником тех воздействий, которые мы ощущаем на себе. Поэтому при восприятии те свойства предмета, которые воздействуют на нас как раз и создают образ этого предмета, так как эти свойства мы относим к предмету. Таким образом, восприятие становится формой познания действительности.

Восприятие называют сложным психическим процессом еще и потому, что каждая часть воспринимаемого предмета или явления хоть в какой-то степени, но зависит от того, в окружении чего, каких других предметов или явлений происходит это восприятие. Поэтому при восприятии возможно возникновение различных иллюзий, которые могут исказить истинный образ предмета. Так часто мы сталкиваемся с иллюзией величины предмета, когда он кажется нам меньше или больше в зависимости от того, в окружении чего он находится. То же самое происходит в случае иллюзии параллельности или не параллельности линий. Так что для объективного восприятия предмета необходимо учитывать все условия его восприятия, его окружение, взаимодействие его частей.

Если ощущение дает нам знания о том или ином свойстве предмета, то восприятие предлагает нам целостный образ, который складывается из этих ощущений. Но мы уже знаем, что восприятие не является простой суммой ощущений, оно основано на некотором взаимодействии между этими ощущениями, на связях качеств и свойств различных составляющих частей предмета или явления.

Таким образом, восприятие имеет определенную структуру. В восприятии принято выделять четыре вида операции, из которых оно состоит: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

Обнаружение и различение относятся к перцептивным действиям, то есть к действиям, которые принимают, отражают и преобразовывают сенсорную информацию, формируя ее в целостный образ предмета.

Обнаружение является первой операцией психического процесса восприятия. На этой стадии человек может лишь определить наличие на него воздействия со стороны какого-либо предмета или явления.

На второй стадии, которая называется операцией различения происходит выделение в предмете определенных признаков. Результатом различения становится формирование перцептивного образа предмета-эталона.

Когда образ эталона сформирован, становится возможно осуществление опознавательного действия. К опознавательным действиям относятся следующие две операции — идентификация и опознание.

На этапе операции идентификации происходит сопоставление воспринимаемого предмета с одним из уже известных человеку образцов.

На этапе опознания происходит отнесение воспринимаемого объекта к определенному классу объектов, которые воспринимались человеком ранее, то есть происходит категоризация объекта.

Таким образом, можно сказать, что восприятие требует объединения основных существенных признаков предмета или явления и сопоставления их с прошлым опытом, а это значит, что «процесс восприятия представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа» Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. [Текст]. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — с. 140..

Поскольку в основе восприятия все-таки лежит ощущение, то, как и ощущение, восприятие зависит от того, какие анализаторы участвуют в восприятии. Поэтому выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Конечно, в чистом виде редко можно встретить какое-либо восприятие, так как оно обычно бывает комбинированным и возникает в результате сочетания нескольких различных по качеству ощущений.

Некоторые психологи выделяют такие виды восприятия как пространственное, временное и восприятие движения Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. [Текст]. — М.: Просвещение, 2006. — с. 257..

Пространственное восприятие отражает объективное пространство, формы и величины предметов, их взаимное расположение, расстояние между ними. Восприятие формы предмета формируется на основе нескольких анализаторов — зрительного, тактильного и кинестетического. Восприятие направления расположения предметов относительно друг друга основывается на зрительном, кинестезическом и статическом (ощущение равновесия и положения тела в пространстве) ощущениях.

Восприятие времени дает нам возможность ориентироваться в окружающей среде, так как именно оно отражает длительность, скорость и последовательность явлений окружающей нас действительности.

Восприятие движения помогает нам понимать изменение положения, которое те или иные объекта занимают в пространстве. Эта информация предоставляется нам посредством зрительных ощущений Там же… — с. 268-280…

Как и ощущения, восприятия имеют характеризующие их свойства. Принято выделять такие свойства восприятия как:

осмысленность и обобщенность,

предметность,

целостность,

структурность,

избирательность,

апперцепция,

константность.

Рассмотрим подробнее перечисленные свойства восприятия.

Осмысленность. Это свойство заключается в том, что воспринимая предмет, мы понимаем, что именно мы воспринимаем. Мы сразу же, несмотря на его цвет или точную форму, относим предмет к определенной категории предметов. Это происходит потому, что мы опознаем предмет даже по колеблющимся, изменяющимся признакам, которые мы в результате обобщаем и обозначаем этот предмет определенным понятием. Процесс осмысления воспринимаемого предмета происходит по уже сложившейся схеме. Из потока информации мы выделяем сигналы, которые объединяем и затем относим к определенному предмету. Затем активизируем в памяти эталон, с которым соотносим воспринятый предмет, относим этот предмет к категории определенных предметов и окончательно идентифицируем предмет. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Следующее свойство восприятия — предметность — заключается в том, что сенсорную информацию о предметах мы сразу же соотносим с реальными предметами. Это значит, что те образы, которые мы воспринимаем, соответствуют реальным предметам действительности Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. [Текст]. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009. — с. 110.. Это соответствие помогает нам ориентироваться в окружающем нас мире, правильно реагировать на происходящее вокруг нас, регулировать свое поведение в соответствии с изменения во внешнем мире. Такое свойство восприятия как предметность формируется в результате наших контактов с самими предметами окружающей действительности, входе которых мы усваиваем основные свойства предметов и возможность их применения на практике.

Целостность также является свойством восприятия. Это свойство заключается в том, что явления и предметы окружающей действительности мы воспринимаем целиком, а не отдельными частями. Если говорить об ощущениях, то, предположим, мы сможем ощущать запах апельсина через обонятельные органы, видеть его цвет при помощи зрительных органов, тактильные ощущения дадут нам информацию о качестве и структуре его кожуры, вкусовые рецепторы оставят в памяти ощущение вкуса этого плода. Это все отдельные ощущения, которые мы можем получить при помощи органов чувств. Восприятие же дает нам целостную картину апельсина. Глядя на него мы сразу понимаем, что это такое, какой у этого предмета цвет, вкус, запах. И эту целостность нам может дать только восприятие, поскольку мы уже говорили о том, что при восприятии, которое является сложным психическим процессом, задействованы и мышление, и память, и чувства, и эмоции. Именно эта совокупность всех процессов и дает нам возможность воспринимать предмет целостно, не дробя его на части или не собирая представление о нем по частицам из того букета ощущений, которые дает нам сам предмет Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. [Текст]. — М: Просвещение, 2006. — с. 250.. Ведь с помощью восприятия отражаются все связи между свойствами предметов и явлений. Поэтому иногда воспринимая лишь одно-два каких-либо свойств предмета, мы можем представить уже знакомое нам целостное образование.

Структурность — свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Это свойство восприятия тесно связано с таким свойством как целостность. Все предметы и явления окружающей действительности имеют устойчивую структуру признаков, неразрывно связанных отношений между элементами объекта, по которым мы и относим их к той или иной группе предметов, к тому или иному образу. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта. Внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации.

Избирательность трактуется как выделение объекта или части объекта из остальных объектов, находящихся в поле восприятия. Избирательность обусловлена особенностями свойств раздражителя, воздействующего на анализаторы. Так в первую очередь будут выделяться раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от других по тем или иным признакам, как то цвет, осязание, тембр и так далее. Избирательность также зависит от особенностей субъекта восприятия, от его потребностей, мотивов, интересов, направленности деятельности субъекта, задач и установок, стоящих перед ним в данный момент восприятия Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. [Текст]. — Мн.: Новое издание, 2008. — с. 107.. Избирательность восприятия зависит от того, какие элементы объекта признаются базовыми.

Апперцепцией называется зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, опыта, знаний, интересов, установок и особенностей личности. Глядя издали на горящий костер, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие включено и это качество. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные стороны предметов. Это происходит потому, что в восприятии сказывается весь человек с собственным отношением к воспринимаемому предмету или явлению, со своими интересами, желаниями и чувствами. Чувства оказывают большое влияние на процесс восприятия, так как делают воспринимаемое либо более ярким, либо могут оставить в тени другого предмета или явления. При восприятии какого-либо предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий, поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми, имеющими разный жизненный опыт, разный эмоциональный настрой.

И, наконец, последнее свойство восприятия — его константность. Под ним понимают относительное постоянство воспринимаемых свойств и качеств предмета или явления, то есть его цвета, формы, величины, которые сохраняются независимо от того, в каких условиях они воспринимаются. Константность — свойство, благодаря которому мы можем узнавать предметы в любой обстановке. Мы можем воспринимать предмет, который находится от нас в удалении, а значит, видимый нами размер не соответствует истинному размеру предмета. При разном освещении мы можем слегка по-разному воспринимать цвет предмета. Если бы не было такого свойства как константность, то при малейшем изменении условий, при которых воспринимается нами предмет, мы бы каждый раз воспринимали как бы новый предмет, так как каждый раз менялись бы свойства, по которым мы узнаем предмет. Мы перестали бы воспринимать мир как устойчивый, он бы менялся каждый раз, и наше восприятие уже не смогло служить нам средством познания мира, усложнилась бы или даже стала невозможной ориентировка в пространстве. Поэтому константность, которая заключается в том, что основные чувственные качества восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов, помогает нам ориентироваться в окружающей действительности, правильно реагировать на ее изменения.

Таким образом, восприятие является сложной воспринимающей деятельностью субъекта. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности обусловил целый ряд свойств этой деятельности, о которых мы уже говорили выше. Эта деятельность складывается из совместной работы многих органов чувств, в результате чего является представление о предмете или явлении. Воспринимающая деятельность захватывает все уровни психической деятельности человека.

Заключение

Итак, изучив теоретический материал по теме «Ощущение и восприятие», мы можем сделать выводы.

Ощущение и восприятие являются психическими процессами, на основании которых мы осваиваем окружающий мир, познаем его, учимся правильно вести себя в нем, изменять свое поведение в соответствии с изменениями, происходящими в реальной действительности.

Ощущение — простой психический процесс. Он тесно связан с деятельностью органов чувств, при этом каждый вид ощущения связан с каким-либо конкретным органом. Ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах и качествах предметов и явлений. Так посредством ощущений мы узнаем информацию о цвете, форме, вкусе, размере, температуре, качестве поверхности предмета. Различают интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Они несут информацию, как из внешнего мира, так и изнутри человеческого организма. Также ощущения делят на контактные и дистантные. Это зависит от того, как происходит взаимодействие с раздражителем, вызывающим ощущение. В зависимости от органа чувств, с которым связано ощущение, они также делятся на зрительные, осязательные, вкусовые, слуховые, обонятельные.

Ощущения являются основой еще одного психического процесса — восприятия. Восприятие, в отличии от ощущения, является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, эмоции, чувства, опыт, интересы и установки личности воспринимающего. Восприятие опирается на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложную систему. В результате такого объединения мы получаем целостное восприятие предмета или явления, возникающее в результате перехода отражения отдельных признаков предметов к отражению целого предмета или ситуации.

Восприятие имеет свою структуру, состоящую из четырех видов операций: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Различают пространственное, временное и восприятие движения.

Восприятие обладает свойствами. Среди свойств восприятия выделяют такие как осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, апперцепция, константность. Обладая этими свойствами, восприятие дает нам возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, помогает нам относить воспринимаемые предметы к определенной категории, реагировать на происходящее в окружающем нас мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире, познавать окружающую действительность.

Таким образом, мы можем сказать, что ощущение является чувственным опытом человека, который возникает при воздействии среды на органы чувств. Ощущение — это первая стадия процессов, возникающих при воздействии внешней среды на рецепторы органа ощущения и ведущая к восприятию, которое формирует субъективную картину мира.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Анализатор

воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения.

2

Восприятие

чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующих на наши органы чувств.

3

Дистантные ощущения

ощущения, отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.

4

Интероцептивные ощущения

ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма.

5

Кинестезия

ощущение положения и движения отдельных частей тела, сопротивления и тяжести внешних предметов.

6

Контактные ощущения

ощущения, вызываемые непосредственным воздействием объекта на орган чувств.

7

Ощущение

отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы

8

Перцептивное действие

процесс непосредственного активного приема, отражения и преобразования сенсорной информации, с помощью которого формируется субъективный целостный образ объекта.

9

Проприоцептивные ощущения

ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве.

10

Раздражитель

фактор, вызывающий в организме какую-либо реакцию, раздражение.

11

Рецептор

нервные образования, преобразующие воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.

12

Структурность

свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.

13

Экстероцептивные ощущения

ощущения, доводящие до человека информацию из внешнего мира и являющиеся основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Список использованных источников

1 Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. [Текст]. — Мн.: Новое издание, 2008. — 217 с.

2 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. [Текст]. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009. — 337 с.

3 Карпова А.В. Общая психология. Учебник. [Текст]. — М.: Гардарики, 2004. — 319 с.

4 Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. Учебное пособие. [Текст]. — М.: Прогресс, 2005. — 208 с.

5 Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. [Текст]. — СПб.: Питер, 2000. — 296 с.

6 Немов Р.С. «Психология»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 томах, кн. 1. [Текст]. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 483 с.

7 Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. [Текст]. — М.: Просвещение, 2006. — 415 с.

8 Петровский. А.В., Ярошевский М.Г. «Психология». Словарь. 2е изд., [Текст]. — М.: Политиздат, 2007. — 514 с.

9 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебник. [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — 552 с.

10 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. [Текст]. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 247 с.

11 Теплов Б.П. Психология. Учебник. [Текст]. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 335 с.

Размещено на