Психические состояния человека

24 Психические состояния человека характеризуютсяцелостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец)

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) взависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.; 5) в зависимости от влияния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 6) в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

25 Характеристика волевого действия.ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.Деятельность человека представляет собой систему взаимосвязанных между собой действий, вытекающих одна из другой Высший уровень деятельности образуюттак называемые произвольные действия.Особый вид произвольных действий и составляют волевые действия. волевое действие — это действие, осуществляется в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций. Препятствия могут быть как внешними, так и внутр ишнимы Внешние препятствия — время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей Внутренние препятствия — отношения и установки человека, болезненное состояние, усталость и т.п. Внешние и внутренние препятствия, отра ражаючись в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудности. Препятствия могут быть как внешними, так и внутр ишнимы Внешние препятствия — время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей Внутренние препятствия — отношения и установки человека, болезненное состояние, усталость.Функции воли 1Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия 2Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... реактивность организма, его исходное функциональное состояние (возраст, тренированность и пр.), в зависимости от них изменяются и ответные ... (а равно и искусственного, т. е. производимого человеком). К понятию адаптации в эволюционноисторическом аспекте примыкают ... иногда адаптацией рецепторов или органов чувств) к действию специфических раздражителей, например зрительного анализатора - к ...

26Структура волевого действия .ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:1. Осознание цели и стремление достичь ее.2. Осознание возможностей достичь цели.3. Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.4. Борьба мотивов и выбор.5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.6. Осуществление принятого решения.7. Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.Волевые качества человека и ихразвитие Сила воли -Выдержка и самообладание.Целеустремленность и настойчивость.Упрямство.Решительность.Качество самоконтроля.Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности.Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни.Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы.

15.Понятие о восприятии, основные его свойства, классификация.ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.Существуют две основные классификации восприятия: по видам анализаторов (органов чувств) и по категориям воспринимаемых объектов. Согласно первой классификации, восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным, вкусовым, обонятельным и кинестетическим (двигательным).

Вторая классификация включает в себя следующие виды восприятия: движения, пространства, времени, человека.К свойствам восприятия относят:1. Константность – постоянство воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. 2. Предметность – приобретенное свойство, которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает возможность выделения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности. 3. Целостность – свойство, при котором предметы и явления воспринимаются как нечто целое. . 4. Избирательность – одно из свойств восприятия, которое состоит в выделении из общего пространства каких-либо объектов или их признаков. Избирательность осуществляется посредством внимания.5. Осмысленность – восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, которое связано с его употреблением. 6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... подхода. В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное свойство ... самосовершенствованию. Будучи сложным и многогранным явлением, человек выступает объектом целого ряда наук: психологии, педагогики, философии, ... Ломов и др.), которая опирается на общенаучный принцип системности (Л. фон Берталанфи, И. Пригожин и ...

 

Функции и виды внимания, его свойства

ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.Функции: 1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. 2. Способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями. 3. Сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. 4. Обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности).

Виды внимания: 1. Непроизвольное — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо его особенностей, которыми могут быть

новизна, необычность, контрастность объекта, воздействующего на человека в данный момент. 2. Произвольное (активное, волевое) — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что должен делать. 3. Послепроизвольное возникает вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта.

Свойства:1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека (средний объем внимания составляет 5-7 объектов).

2. Распределение внимания – возможность человека удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять одновременно несколько действий с ними. 3. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация на одном предмете или виде деятельности. 4. Переключаемость внимания – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. 5. Избирательность внимания проявляется в том, что сознание сосредотачивается только на объектах, представляющих для человека наибольший интерес

 

2.Предмет, задачи, принципы и структура современной психологии. Основные ее отрасли.Предметом психологии как науки является психика: психиче-ские процессы, психические свойства и психиче-ские состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображе-ние, память, мышление. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уров-ни психической активности. Психические свойст-ва (природные, моральные, волевые, интеллекту-альные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность лично-сти. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория «дея-тельность» также включена в предмет психологи-ческой науки.

7 стр., 3371 слов

Зачем человеку нужен язык? Материалы для сочинения-рассуждения

... нем и даже вытесняют исконные выражения. Зачем нужен русский язык, в котором постоянно слышится «окей», «траблы», «герла» и т.п.? За чистоту родной речи никто не волнуется, но тем не ... голосовых связок, была не доступна для «простых» людей. О чем можно написать в сочинении на тему «Зачем я изучаю русский язык?» В России, огром­ной стране, зани­ма­ю ...

Задачи:• Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;• Научиться управлять ими;• Использовать полученные знания на практике;• Быть теоретической основой практики психологической службы.

принципы:Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека.Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Принцип активности.Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена.Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей.Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Структура психологии: 1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии. 2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества. 3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии).

4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).

Основные отрасли:Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека.Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права.Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий. Возрастная психология .Психология аномального развития, или специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами.Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.Социальная психология

Виды внимания: 1. Непроизвольное — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо его особенностей, которыми могут быть новизна, необычность, контрастность объекта, воздействующего на человека в… Свойства:1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека (средний…

Классификация видов19 билет

Теоретическое понятийное мышление— это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

21 стр., 10352 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

... При разработке настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию у ... новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя; ж) испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить ...

Теоретическое образное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительныйпроцесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

21.Речь и ее функции, виды. Значение и смысл. Отличие речи от языка. РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь. Выделяются следующие функции речи:1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;2) обобщение – функция ,что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением.т3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.Внешняя речьявляется ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т.

п.Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью..Внутренняяречь – речь про себя.Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.Отличие языка и речи Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку.Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...

... человека. Ощущения и восприятие Содержание Введение 1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды и значение в жизни человека 2. Пороги чувствительности, закономерности ощущений: ... отобразить преобладающий вид памяти, особенности непроизвольной памяти, насколько развито у вас ... Особенности логической ступени познания человека. Характеристика мышления, речи, воображения.   Введение ...

Виды памяти их особенности. Факторы продуктивности памяти.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на:1Произвольную — перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. 2.Непроизвольную — функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека.Взависимости от длительности хранения материала выделяют:1. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств.2. Кратковременная память . Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность.3.Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней5. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом связано с мышлением и волевыми усилиями.В соответствии с типом запоминания:1. Двигательная память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук2. Образная память – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, мы можем говорить о подвидах образной памяти:- зрительной;- слуховой;- осязательной;- обонятельной- вкусовой.3. Эмоциональная память – запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.4. Вербальная (словесно-логическая) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение

 

 

6Основные этапы психологического исследования.
I. Подготовительный этап
1Постановка проблемы-есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения
Выдвижение гипотезы- это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительностиПри выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. 2..Планирование исследования-На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал II. Основной этап..3.Сбор данных.- Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы.III. Заключительный этап.4..Обработка данных-Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатам5..Интерпретация результатов.- Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза – на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.Теоретическая обработка выполняет две главные функции:1) преобразование статистически подготовленных данных («вторичных данных», результатов) в эмпирические знания.2) получение на их базе теоретических знаний. Таким образом, на этом этапе особенно рельефно проявляется единство и взаимосвязь эмпирических и теоретических знаний.6Выводы и включение результатов в систему знаний-ни-должны отражать существо проблемы и быть краткими, т. е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли проблема.
11Сознание и бессознательное. Типы бессознательных психических явлений.СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.Сознание всегда активно и,,интенционально.с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. «Я-концепции»,представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. человеческого сознания — это его способность к коммуникации. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление. Основные типы бессознательных явлений-1«предсознание». Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощущения).2автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически.3 бессознательные явления личности. Он состоит из трех основных классов явлений-Неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда. Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д 4 особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение.5надсознательные» процессы — высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.
12.Психологические подходы к проблеме самосознания, уровни самосознания и его структура.САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
Уровни самосознания-Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий сенсомоторным интеллектом . Социальный: сравнение себя с другими перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения.Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов(интеллектуальное, мыслительное. Структуры Самосознание в его когнитивной и эмоциональной формах может детерминировать отношение к окружающим, а так же стиль и характер общения с ними.* Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт личности, и, следовательно, личности в целом.* Самосознание может служить формой самоконтроля в разных деятельностных проявлениях человека.* Самосознание является венцом развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, выделяя себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.
13. Функции и общие свойства ощущений. Физиологическая основа. Классификация видов ощущений.ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.Общие свойства ощущений.
Общая свойства ощушений 1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.2. Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя.3. Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяет функциональное состояние органов чувств, но главное – время действия раздражителя.4. Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Периферический отдел анализатора реагирует на некоторый й вид физической энергии и перерабатывает ее в нервное возбуждениеДействие раздражителя на рецептор вызывает нервный импульс, который по доценетрових (афферентных) нервных путях передается в корковых клеток анализатора соответствующая же реакция передается по эфферентным (двигательного овому) нерва в мозговую часть

5 стр., 2446 слов

К вопросу о психологии свидетельских показаний

... высказанное в литературе по психологии, согласно которому, если есть возможность выбора, большинство людей предпочитают именно умолчание[13]. ... у него неправильного, ошибочного мнения, представления о чем-либо. Характер действий, являющихся собственно способами, средствами, с использованием ... возможность проведения экспертизы в отношении свидетелей по вопросу о том, каково может быть значение их ...

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

... вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в ... ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, ...

Наиболее разработанной и логически строгой признана классификация, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857—1952), который выделил три основных класса ощущений: экстерецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела {например, на ко же);
интероцептивные или органические, расположенные во внутренних органах (например, в стенках желудка) и сигнализирующие о процессах или изменениях, происходящих в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);
проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях и постав ляющие информацию о движении или положении различных частей те ла.
14. Пороги чувствительности. Понятие об адаптации и взаимодействии ощущений
Пороги чувствительности-Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.2Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. 3 Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду. 4Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера — Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.
Адаптация выражается в том, что: — при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, — при воздействии слабых раздражителей (или отсутствии оного) чувствительность увеличивается. Такое изменение чувствительности не происходит сразу, оно требует определённого времени. Адаптация слуховых органов идёт гораздо быстрее,чем зрительнх.Существует адаптация к запахам. Существует тепловая адаптация .В основном адаптация ощущений зависит от процессов, происходящих непосредственно в рецепторе. Под влиянием света, например, разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте зрительный пурпур восстанавливается, чувствительность повышается.
Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности.Чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения.Кравков С. В. доказал, что слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.Общая закономерность: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность. Это повышение чувствительности называется сенсибилизациейСинестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

6 стр., 2988 слов

Тема 1. Место психологии журналистики в системе научных знаний ...

... Тема 3. Психологический аспект морально-этических проблем журналистской деятельности. Вопросы для обсуждения: а)Свобода слова и свобода ... новейшей истории. в)СМИ как источник агрессии. Кумулятивный характер воздействия продукции СМИ на аудиторию. г)Современные ... - Ростов-на-Дону, 1996. Грачев Г. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. -М., ...

33. Характер: определение,структура,типология. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой муску-латурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

36. Характеристика человеческих способностей их развитие в жизни человека.Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. В настоящее время все существующие подходы к исследованию способностей можно свести к трем основным типам.В 1случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний.С точки зрения 2 п под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.3 по основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а также особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей.Способности вырабатываются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут развиваться способности.Правильное понимание природы способностей показывает, какая большая ответственность за развитие способностей ребенка ложится на воспитателей. Способности не существуют изначально. Они не являются чем-то не зависящим от педагога. Исключительно важное значение для развития способностей имеют работоспособность и трудолюбие.Только в коллективе человек может полностью раскрыть свои способности.

34Личность и характер человека. Место характера в общей структуре личности. Становление характера в онтогенезе.Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности: 1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).

2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности.Прежде всего, надо сказать о принципиальных отличиях черт характера от общих черт, о которых речь шла выше.Во-первых, характер – это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, прорывы характера, когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны, скажем, для психопатов. Имеются в виду взрослые. Что же касается детского и подросткового возраста, то это особый разговор.Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и собственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе, проявляется во всех ситуациях Во-вторых, суть тех черт, из которых складывается характер, может быть прояснена через механизмы формирования характераСтановление характера в онтогенезеОсновная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми.Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от 2-3 9-10 это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со све Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:-доброта-эгоистичность, — общительность-замкнутость -отзывчивость-безразличиерстниками. Позже формируются другие черты характера: — трудолюбие-лень, — аккуратность-неаккуратность, — добросовестность-злонамеренность, — ответственность-безответственность, — настойчивость-малодушие. В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера.В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон

38В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях.Понятие «мотивация» используется в двояком смысле:1) как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение ( в частности, потребности, мотивы, намерения, цели интересы, и т.п.);2) как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития. Мотив – тот предмет, который отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение людей. Таким образом, направленность и организованность, т.е. целесообразность и разумность, поведения могут обеспечить только конкретный мотив – предмет данной потребности. Поэтому для полноценной мотивации, т.е. для стимулирования и направленности поведения в определенное русло, необходимы, по меньшей мере, два мотивационных фактора: потребность и мотив.Цель – непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. [12]Цель есть то, мотивационно-побудительное содержание сознания.Мотивационную сферу человека можно оценивать также по следующим критериям: развитость- Чем больше у человека разнообразных потребностей, мотивов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера, гибкость-для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. и иерархизированность-это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Вопрос27Соотношение понятий человек, личность, индивид, индивидуальность

Человек – биосоциальное существо, обладающее биологическими признаками (руки,мозг,речь), логическим мышлением, словесной памятью, умеющие преобразовывать себя и окр.мир

Индивид – представитель человеческого рода

Индивидуальность – непохожесть личности на других людей

Личность – социальная характеристика человека, проявляющаяся в умении определять свою позицию по отношению к людям и мнениям, в умении ставить цели и достигать их, в способности преобразовать окружающий мир и себя

Вопрос 1Психология — наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Связь психологии с другими науками:

1)С естественными науками:

-этология(поведение животных)- общий вопрос о происхождении агрессивности

-генетика-(общий) вопрос наследственности

-медицина- общий вопрос диагностики и лечении больных

-химия- влияние препаратов на психику человека

2) С гуманитарными:

— Языкознание (НЛП- нейролингвистическое планирование)

-Социология (поведение человека в обществе)

-Политология – механизмы формирования образов

3) С философией (общие понятия)

Из-за разнообразных связей психологии с другими науками она разделена на множество отраслей:

— психология человека(закономерности психических реакций)-возрастная психология(изучение психики на разных возрастных уровнях)-педагогическая психология(воспитание и обучение)-специальная психология(аномальные дети)-социальная психология( человек в обществе)-психология семьи-психология управления-гендерная психология-дифференциальная психология-клиническая психология-психология труда

 

Вопрос3Филогенез

ФИЛОГЕНЕЗ— история развития различных видов организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и развития (эволюции) психики и поведения животных, а также возникновения и развития сознания в ходе истории человечества. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются: выделение этапов эволюции психики животных (например, инстинкт — навык — интеллект); выявление условий перехода от этапа к этапу и общих факторов этих переходов; выделение этапов исторического развития сознания. Концепция филогенеза строится на основе данных сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии, экологии, физиологии, генетики и других наук. Исследования в области филогенеза способствовали раскрытию явлений адаптации, саморегуляции, необратимости эволюции, показывали изменения психики человека в ходе его биологической эволюции под влиянием условий жизни.

Онтогенез— индивидуальное развитие каждой особи, есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится. Независимо от способа размножения начало новому организму дает одна или несколько клеток. Развитие заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей.

Индивидуальное развитие — онтогенез подразделяют на два этапа:

эмбриональный — период с момента образования зиготы до рождения или выхода организма из яйцевых оболочек.

постэмбриональный — период, завершающийся смертью организма.

Изучением всего комплекса вопросов, связанных с эмбриональным развитием организмов, занимается наука эмбриология (от греч. embryon — зародыш).

Вопрос4Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

 

Основные методы:

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Классификации методов психологии.

Классификация С.Л. Рубинштейна

1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, , физиологический (или метод условных рефлексов).

2. Приемы изучения продуктов деятельности.

3. Беседа.

4. Анкета.

Классификация (Г. Пирьов)

1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); наблюдение бывает объективное, непосредственно — опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.

2. Методические приемы — вспомогательные методы (математические, графические, биохимические).

3. Методические подходы (генетический, психофизиологический).

Вопрос5

 

 

Вопрос 7 основные подходы к пониманию психики стадии и уровни развития психики животных

 

 

 

Вопрос 8 Вопрос о природе человеческой психики решался на протяжении веков далеко не однозначно и продолжает остро дискутироваться и по сей день. Крайние точки зрения:

— человек биологическое существо;

— человек социален и духовен.

Одна из концепций принадлежит Л.С. Выготскому (конец 20-х – начало 30-х гг.) – культурно-историческая теория психики человека. В одном из положений сказано, что в процессе овладения природой он научился также овладевать своей психикой. Появились произвольные формы Деятельности, особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями», кот. полностью отсутствуют у животных.

По Выготскому есть:

 

— низшие или натуральные (низший этаж в структуре Деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная, моторная, мнемическая), они есть и у животных;

— высшие – произвольные формы.

Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и др.) формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, т.е. они имеют социальную природу.

Высшие психические функции:

— произвольные по протеканию (по свойствам);

— опосредованные по строению;

— соцальны по происхождению.

Для объяснения этого понятия необходимо сравнить культурно-историческое развитие человека и онтогенез, развитие ребенка, как считает Выготский, эти два процесса имеют принципиальное сходство. В начале процесс развития интерпсихический (межличностный), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации (понятие интериоризации было введено французскими психологами Пиаже и Жане).

В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, узелки и т.д. – искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает своим поведением) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л.С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что Деятельность имеет сигнальное значение для окружающих. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.

 

 

 

Вопрос 9Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Материальной основой психики является ЦНС и Мозг..Нервная система состоит из нейронов( специфические нервные клетки, имеющие один длинный отросток- аксон, и несколько коротких отростков- дендриты)Головной мозг представлен двумя полушариями, они покрыты корой.

Полушария имеют разные ф-ии:-левши( правое полушарие отвечает за образное мышление, музыкальный слух, пространственное воображение.)

-правши(левое полушарие отвечает за логическое мышление, вербальную память, речь, счёт)

Нейроны в коре большого полушария группируются в нервные центры.

А.Романович Лурия выделил три функциональных органа мозга:

-блок регуляции тонуса и бодрствования( любая психическая деятельность общества только в состоянии бодрствования, в коре головного мозга есть центры, которые обеспечивают регуляцию возбуждения и торможение НС)

-блок приёма, хранения, переработки информации (находятся в височных, теменных и затылочных областях)

-блок программировании, регуляции и контроля

Вопрос17Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

 

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

 

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

 

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

 

Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, — это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

Вопрос 20 Мышление — это процесс движения мысли от неизвестного к известному.Основными формами логического мышления являются:понятия;суждения;умозаключения.

Понятие

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

индуктивные;

дедуктивные;

по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Начальный этап поисковой познавательной деятельности — осознание индивидом возникшей проблемной ситуации.

такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов.

Второй этап решения задачи — выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявления определенных общих взаимосвязей , объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями – гипотезами.

Третий этап решения задачи — проверка выдвинутых следствий. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами.

На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решение поставленной задачи

Вопрос22 Воображение — особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное — образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по-видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

Перваяиз них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения

Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении.

Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами

Четвёртаяфункция воображения — это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.

Пятуюфункцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии.

 

  6Основные этапы психологического исследования. I. Подготовительный этап 1Постановка проблемы-есть теоретический или…

Виды воображения

 

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека

 

1)Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно.

2) но представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.).

Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

3) Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался

4) Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями…   1)Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов…

Вопро23

Эмоции (чувства)

– психические состояния, выражающие отношение человека к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Человек не только активно познает предметы и явления окружающей мира, но и переживает определенное отношение к ним. Одни события его волнуют, к другим он безразличен, одни вещи ему нравятся, другие оставляют равнодушным, одних людей он любит, других – ненавидит, переживает удовольствие и неудовольствие, радость и горе, отчаяние и воодушевление. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Функции эмоций:

· Оценочная – в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее;

· Сигнальная – эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей о воздействии полезного или вредного на организм;

· Побудительная – эмоции выступают как мощные источники;

· Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности , характеризующаяся устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Свойства эмоций:

1. универсальность

2. динамичность

3. доминанта (более сильные эмоции способны подавлять)

4. адаптация

5. заразительность (положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на окружающих)

6. перенос

7. амбивалентность (одновременное сосуществование 2 разномодальных эмоций)

8. суммация

Вопрос 28Понятие «личность» гораздо шире, чем такие понятия, как «индивид», «индивидуальность». Если индивид — это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность — это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром

К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

 

Самый нижний уровень — это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

 

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

А. В. Петровский разделяет структуру личности па следующие подсистемы: 1) внутрииндивидуальную (иптраиндивидуную), в которую входит системная организация индивидуальности; 2) интериндивидую. в которой личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, а групповое — в конкретной форме проявлений личности; 3) метаиндивидуальную (надиндивидуальную), воздействие на других людей.

Вопрос 29Деятельность можно определить как специфический вид актив­ности человека, направленный на познание и творческое преобразо­вание окружающего мира, включая самого себя и условия своего су­ществования. В деятельности человек создает предметы материаль­ной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие про­дуктивного, творческого характера своей деятельности человек соз­дал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребле­ния, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобра­зовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за послед­ние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих потребностей живот­ные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжа­ется в творениях, она носит продуктивный, а не только потребитель­ский характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у жи­вотных,—умениями и навыками, приобретенными в результате со­знательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески поль­зоваться предметами домашнего обихода, различ­ными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Возникает предметная дея­тельность, которая отличается от естественной активности живот­ных.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Деятельность человека имеет следующие основные характеристи­ки: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя­занные с практическим выполнением деятельности.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.

Вопрос31 Умения— это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно

выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки— это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Еще один элемент деятельности — этопривычка.От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки).

Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА различаемые по эффективности и осознанности компонентов действия промежутки процесса формирования навыка. Выделяют шесть этапов: 1) начало осмысления (понимание цели, смутное понимание средств, грубые ошибки исполнения); 2) сознательное, но неумелое использование (осознание средств и способов выполнения, неустойчивость выполнения при концентрации внимания, много лишних компонентов); 3) автоматизация (повышение качества исполнения при ослаблении интенсивности внимания, устранение лишних компонентов); 4) высокоавтоматизированный навык (точное экономное, устойчивое выполнение, превращение действия в элемент более сложного действия); 5) деавтоматизация (возвращение на второй этап); 6) вторичная автоматизация (возвращение на четвертый этап).

Вопрос32 Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).

Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека

Типы темперамента Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к» тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

— Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

— Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

— Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

— Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

— Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином « черты »

Вопрос35 Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности …

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности( хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

способности — это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки— это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;

общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;

учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Вопрос37 Мотив — это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив — это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию.

Мотивация— побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность

Вопрос39Социальнуюгруппуможно определить как относительно сплоченную и обособленную совокупность людей, связанных определенными взаимоотношениями, причисляющих себя к ней, либо имеющих общий социальный признак.

Любая реальная группа имеет следующие характеристики:

1. Член группы входит в нее, принимая на себя определенную социальную роль, способ поведения в ней, который зависит от многих обстоятельств. Ролей может быть несколько. Например, роль студента и одновременно роль лидера группы.

2. Каждая группа дает внешний физический и внутренний психологический образец своего члена. Это есть в любой группе, но более заметно в специализированных сообществах, например, в различных клубах: женский клуб, клуб любителей пива, клуб толстяков и т.п., а также в неформальных молодежных группировках: панки, рокеры, хакеры и др.

3. Группа устанавливает способы приема новых членов и способы выхода из нее. Это могут быть различные ритуалы.

4. Группа имеет материальные центры: это могут быть помещения, общие денежные средства, — и идейные центры: своего вожака, актив.

5. Группа имеет цели, задачи.

6. Группа осуществляет контроль за деятельностью каждого отдельного участника группы и в целом за своей работой. Значит, также, как и личности, ей свойственно рефлексия.

Коллективпредставляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива. Хар-ка

1) нравственность — взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

2) ответственность — каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован;

3) открытость проявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь;

4) коллективизм — забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив;

5) контактность — доверительные взаимоотношения между членами коллектива;

6) организованность — взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.;

7) информированность — четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности;

8) эффективность — качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач.

Вопрос 40 В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни факты, события его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, навстречу друг другу. При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон).

Между общением, с одной стороны, и взаимоотношением – с другой существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непоказанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит его своеобразным содержанием.

Различают деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из этой должности деловые контакты.

В процессе общения выделяют несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений:

1совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между ее членами, добрые личные взаимоотношения способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые отношения становятся менее официальными, но различия между ними сохраняются;

2натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства подчинения. Причины осложнений могут быть различными, но выход из конфликтной ситуации не должен искаться на основе нарушений деловой активности группы;

3нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными отношениями понимают такие отношения, при которых обе стороны не выходят за рамки инструкции.

10.Возникновение и развитие сознания, его основные функции и особенности, этапы развития.

 

Сознание – высший уровень психического отражения, при котором человек знает, что с ним происходит, может себя контролировать и давать отчет о своих действиях себе и другим.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.

Значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

 

29.Современные теории личности: зарубежные и отечественные.

 

В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности.

Создание теории черт личности связывают с именами американского психолога Г. Олл-порта и английского психолога Р. Кеттела.

В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жиз ни на основе его опыта, наследственности и физиологиче ских особенностей его организма. К чертам личности отно сятся, например, черты характера человека.

Предполагается, что черты личности начинают складывать ся у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты личности человека (черты его характе ра) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот про цесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Од нако главные черты личности, сформированные в детстве, ос таются в основном неизменными в течение жизни человека.

Теория черт личности оказала заметное влияние на совре менные исследования личности и на методы изучения лич ности. Большинство психологических тестов, с помощью ко торых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.

Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в тру дах его многочисленных учеников и последователей, наи более известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Лич ность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (в психоанали тической теории его называют термином Ид).

Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности чело века, общие у него с животными и бессознательно побужда ющие его действовать определенным образом.

Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведе ние человек контролировать не может. Напротив, они поми мо сознания и воли человека управляют его поведением, за частую заставляя действовать вопреки воле и сознанию.

Между З.Фрейдом и его учениками имелись определен ные расхождения в понимании сущности бессознательного. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное вли яние на все науки оказывала теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии лич ности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потреб ность и агрессивность.

Указанные выше последователи Фрейда (их стали назы вать неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком уз кое и почти исключительно биологическое понимание бессо знательного в личности, дополнив его некоторыми социаль ными потребностями. А.Адлер, например, одной из важней ших бессознательных потребностей человека считал стрем ление к власти, К.Хорни включала в структуру бессозна тельного разнообразные комплексы, Э.Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению. , Вторую часть структуры личности составляет так называ емое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрица тельные качества, признаваемые человеком реально сущест вующими у него.

Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценно сти человека, его жизненные цели, идеалы — словом, то, чем человек хотел бы

стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.

Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответству ют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые чело век стремится разрешить в процессе своего личностного ро ста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защит ных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями лич ности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.

– психические состояния, выражающие отношение человека к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Человек не только активно… Функции эмоций: · Оценочная – в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность,…