3. Информационное взаимодействие как природный процесс

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается метод объективной оценки влияния информационных и ком­муникативных технологий на психику и физиологические структуры человека. Метод основан на комплексной оценке устойчивости гомеостаза организма с ис­пользованием шенноновского определения энтропии. Показано, что нормальное функционирование биосистемы возможно, когда уровень хаоса и порядка в ней подчиняется закону гармонии, а именно находится в пропорции золотого сечения

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационных технологий. Они активно влияют на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безо­пасности государства. Главной информационной угрозой безопасности государства следует считать угрозу информационного влияния другой стороны на сознание и подсознание человека, навязывание личности, об­ществу желаемой системы ценностей, взглядов, интересов, решений в жизненно важных сферах общественной и государственной деятельности, управление их поведением и развитием в нужном для другой стороны направлении.

В связи с этим исключительную важность приобретают исследования механизмов информационного влияния на личность и практические раз­работки по объективизации такого воздействия.

Для оценки влияния информационных и коммуникативных технологий на организм человека формулировалась следующая постановка задачи. На биосистему поступает некоторое информационное возмущающее воздей­ствие, которое выводит его из режима нормального функционирования. Необходимо определить степень нарушения функционирования психосо­матических структур человека. При этом было принято следующее допу­щение. Прием и переработка информации у человека осуществляется с помощью универсального кода р-пропорций (р-коды Фибоначчи), в ос­нове которого лежат параметры «золотого сечения». Именно с помощью этого кода обеспечиваются оптимальные параметры систем организма, отвечающих за переработку информации. Тогда уровень гармоничности функционирования биосистемы можно оценить с помощью параметров «золотого сечения».

3 стр., 1383 слов

Влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

... Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе. 4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов. Методы исследования: теоретические - анализ ... образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, ...

Метод активизации информационного влияния на человека реализует­ся на основе комплексной оценки устойчивости гомеостаза на основе рас­смотрения в динамике показателей центральной и региональной гемодинамики с учетом реологических характеристик крови и упругих свойств стенок сосудов [1]. По полученным параметрам определяли степень неоп­ределенности функционирования биосистемы с использованием шенноновского определения энтропии.

Исследования проведенные в Гурзуфском центральном военном сана­тории Министерства обороны Украины показали [2], что энтропийные параметры организма имеют стохастический характер и флуктуируют относительно некоторой константы. Проведя соответствующую статисти­ческую обработку было показано, что в качестве такой константы высту­пают параметры «золотого сечения».

В рамках ранее сформулированных ограничений, постулируется сле­дующее утверждение: «в гармонично функционирующей биосистеме в простейшем случае доля хаоса (беспорядка) должна составлять 0,382 от максимального значения энтропии, а упорядоченности — 0,618». Более строгое определение: «относительная энтропия системы и относительная организация системы при оптимальном функционировании биосистемы определяются некоторой функцией от параметров золотого сечения». Это наиболее общий принцип оптимального (гармоничного) функционирова­ния сложной биосистемы.

Метод организации информационного влияния на человека прошел всестороннюю апробацию в Гурзуфском центральном военном санатории МО Украины. Проведенные эксперименты полностью подтвердили пра­вомочность описанных выше допущений. Экспериментально было дока­зано, что энтропийно-информационный подход является точным и доста­точно чувствительным методом объективизации практически любых воз­действий на человека.

8 стр., 3775 слов

Предмет, объект и методы психологии. Место психологии системе наук.

... строения тела на поведение человека. Основные свойст­ва нервной системы - сила, подвижность, уравновешенность. Особен­ности нервной системы и типы темперамента. ... стиля общения. Психология самопознания. Тестирование как один из методов са­мопознания. Самонаблюдение. Оценка окружающих как источник знания ... 4 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университет ...

Список литературы

1. Маклаков Г. Ю. Метод оценки влияния техногенных факторов на человека //Сб. науч. тр. СИЯиП. Севастополь — СИЯиП, 2000. — Вып. 3 С. 111−114.

2. Маклаков Г. Ю., Шванева И.Н., Кущенков И.К., Колмогоров В.Н. Исследование эф­фективности низкочастотной виброароматерапии для стабилизации психоэмоционального состояния человека // В кн.: Материалы II международной научно-практической конферен­ции «Проблемы квантовой медицины в Украине и за рубежом». 22−25 октября 1997 г. НИЦ квантовой медицины «Вщгук» министерства здравоохранения Украины. Донецк. 1997. -С.98−99.

МЕТОД СТАБИЛИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ

Рассматриваются лечебно-профилактические мероприятия по стабилизации психосоматического состояния человека при информационных воздействиях. В основу методов профилактики положен принцип высвобождения сознания и под­сознания индивида от деструктивной информации с помощью комплексных мето­дов, базирующихся на резонансном воздействии акустического поля.

Особенность современной эпохи заключается во все возрастающем влиянии информационно-коммуникативных процессов на человека. На­блюдается интенсивное информационное воздействие окружающей среды на его психику. В результате возникают тяжелые психические нарушения, стимулирующие развитие серьезных соматических заболеваний. Совре­менные информационные технологии оказывает серьезное влияние на генетические процессы сложных биосистем. Анализ отечественных и за­рубежных публикаций показывает, что на работу генома биосистем серь­езное влияние оказывают не только электромагнитные, но и акустические поля (в том числе речь, музыка, пение и различные шумы в звуковом диа­пазоне).

Сущность разработанных профилактических мероприятий заключает­ся в комплексном воздействии на человека различных физиотерапевтиче­ских процедур (вибростимуляция всей поверхности тела совместно с аро-матерапией на фоне музыки и музыкотерапия совместно с низкочастотной фотостимуляцией сетчатки глаза).

3 стр., 1343 слов

выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

... является музыка. 1.2 Методы и приемы художественно - эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников ... Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его ... 2007. 15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 592 с. 16. Метлов Н.А. Музыка - детям. - ...

Процедуры осуществлялись с помощью альфа-камеры (разработка компании Sybaritic Inc., США) и устройства для низкочастотной фотостимуляции глаза RelaxEase (разработка компании 21st Centure Industries, США).

Исследование эффективности лечебно-профилактических мероприятий проводились в Гурзуфском центральном военном санатории министерства обороны Украины.

Эффективность указанных выше лечебных процедур определялась пу­тем комплексной оценки устойчивости гомеостаза организма на основа­нии измерения в динамике показателей центральной и региональной гемодинамики с учетом реологических характеристик крови и упругих свойств стенок различных сегментов сосудов [1]. По полученным пара- метрам рассчитывали степень неопределенности функционирования био­системы с использованием шенноновского определения энтропии [2].

Определение оптимальных параметров процедуры (характер музыки, тип вибрации, тип растительных виброрегуляторов, частота фотостиму­ляции, длительность процедуры) проводили с использованием активного эксперимента по методу ортогональных латинских квадратов.

В качестве музыкотерапии использовали специально разработанный квазимузыкальный звукоряд. По существу этот звукоряд напоминает му­зыкальную композицию, осуществляющую в лечебных целях биорезо­нансное воздействие на организм акустическим полем в диапазоне частот 10−40 000 Гц. «Ноу-хау» такой «музыки» состоит в особом её построении с учетом психолингвистики. Для ароматерапии использовали растительные биорегуляторы (РАБ) отечественного (эфирные масла гвоздики, лаванды, герани, эвкалипта) и зарубежного (композиции: «Cleansing», «Vigor». «Relaxation», «Health») производства. Найденные математические зависи­мости основных психофизиологических параметров от характеристик вибрации, вида РАБ и специфики музыки, позволяют оптимизировать параметры низкочастотной виброароматерапии и с успехом использовать альфа-камеру в лечебно-профилактических мероприятиях.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... отвлекает нас от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ничего человеку в принципе дать не может. А ... моделирования развития. Поэтому когда мы читаем всевозможные социальные, политические, экономические сообщения, мы должны сразу остро чувствовать, куда нас ведут. Все эти ...

После проведения процедур пациентами отмечалось улучшение на­строения, чувство эмоционального подъема. Исчезла депрессия. Адекват­но воспринимался окружающий мир. Объективно зафиксировано увели­чение адаптационных резервов организма.

Проведенные эксперименты свидетельствуют о достаточно сложном механизме влияния лечебных процедур с использованием резонансного акустического воздействия на мозг человека. Выбирать определенные схемы необходимо строго индивидуально, под жёстким компьютерным мониторингом.

Список литературы

1. Маклаков Г. Ю. Методика вариационной реоэнцефалографии в диагностике сосуди­стых заболеваний мозга //В кн: Актуальные вопросы теоретической и клинической медици­ны. 4.2 Днепропетровск: Днепропетровский медицинский институт, 1993.-С.94−95

2. Маклаков Г. Ю. Энтропийно-информационный метод объективизации внешнего воз­действия на организм человека // В кн: Труды IV международной конференции ГГ+МЕ'98 «Новые информационные технологии в медицине и экологии». 4.2 26 мая — 4 июня 1998 г. Ялта-Гурзуф 1998.-С. 507−510.

Наконец, уже в рамках информационных объектов субъектом познания стала виртуальная реальность; подчеркиваем — именно субъектом, а не объектом, как до того бывшие, поскольку природа опосредованно, мыслью и руками создала экспериментальную форму небиологической жизни [Е.И.Нефедов, А.А.протопопов, А.А.Яшин, 1997]. Эта форма характеризуется «голым» информационным содержанием и физическим носителем в виде электромагнитного поля: от электрических сигналов периферийных устройств ЭВМ до глобальных телекоммуникационных сетей с оптическими, радиооптическими, радиорелейными и пр. Физическими линиями передачи, создающими информационные каналы.

13 стр., 6192 слов

Анализ системы коммуникаций управления фирмы 'Trade Master'

... информации, отсылаемой источником. [2, С.71]. Управление коммуникациями предполагает знание их особенностей, специфики информационного ... . Системный дивизион разрабатывает проекты современных информационных систем, коммуникативных систем, локальных и корпоративных телефонных сетей ... «Trade Master», автономно от канала передачи сообщения, самым распространенным являются официальные коммуникации (прямые ...

Простейшей и пока еще единственной освоенной формой небиологической жизни в виртуальной реальности являются компьютерные вирусы размножающегося типа. Попытки освоения (создания) более сложных, адекватных биосистем, виртуальных форм предпринимаются постоянно — метод «пробного нащупывания»; здесь и игрушки вроде виртуального животного «тамагочи», и запуски в компьютерные сети программ негативного (психотронного) воздействия на психику человека. Однако четкая концепция развития виртуальных форм жизни еще отсутствует.

Прогнозируя это развитие, конечно, мы должны исключить слепое копирование эволюции биологической жизни, ибо последнее было совершенствование вещественной и — отчасти — полевой оболочки для информационного содержания. Для виртуальных же объектов совершенно излишне повторять этот путь: вирусы, безъядерная клетка, соматическая и половая клетка и так далее вплоть до «человека», которого, как предвещал Н. Винер, в постинформационном обществе можно будет передавать на расстояния по телефону… Тем не менее, Н. Винер был провидчески прав, ибо (очередной) конечной целью познания является такое вот «телепонирование человека», естественно, в виртуальной оболочке. Понятно, что это и прогнозом-то трудно назвать, но знать наперед ходы природы — это значит знать ФКВ, что человеку не дано. В формальной логике это закреплено в законе (теореме) Геделя о неполноте знания. Более того, здесь даже неуместны сбывшиеся фантазии Жюля Верна, поскольку ему было проще, ибо познание в его эпоху свершалось в биологической, антропоморфной оболочке.

объединить в одну единую систему группу информационно одарённых специалистов — ЭНИОоператоров и возможности современных компьютерных сетей, таких как Интернет, Фидонет и др. Благодаря такой интеграции в системе появляется ряд новых свойств, резко повышающих достоверность получаемой экспертизы. Например, возрастает информационная стойкость, поскольку надёжность сети, состоящей из многих ячеек во много раз превышает надёжность отдельных связей.

10 стр., 4983 слов

Коммуникации в системе управления масс-медиа

... и социологии Контрольная работа по предмету Коммуникации в системе управления Казань 2008г. Найдите общее и отличное в работах представителей системного ... , коммуникация воспроизводится самой коммуникацией: «Я переформулирую его как различение информации, сообщения и понимания. Коммуникация осуществляется лишь тогда, когда можно синтезировать эти три аспекта ...

Все эти определения сегодня вряд ли можно признать удовлетворительными или просто содержательными. Прежде всего потому, что

  • не определен главный предмет, изучаемый этой наукой — ИНФОРМАЦИЯ,
  • отсутствует раскрытие содержания главного акта действия, совершаемого с участием информации — информационного взаимодействия.

Основной целью данных заметок является попытка обоснования новой парадигмы для информатики. Необходимость этого давно уже назрела, чему свидетельством также являются и следующие, установленные наукой в последнее десятилетие факты:

  • воздействие слабых и сверхслабых электромагнитных полей (ЭМП) на биологические объекты; такое воздействие не является энергетическим, а по общему признанию мирового научного сообщества является ИНФОРМАЦИОННЫМ, так как зависит исключительно от характера пространственно-временной организации ЭМП, а именно, от закона его модуляции, и может оказывать при одном законе вредное воздействие (вплоть до летального исхода), а при другом — полезное, терапевтическое, в том числе [1];
  • открыт волновой генетический код [2]: оказалось, что гены дуалистичны — они вещество и поле одновременно, полевые эквиваленты хромосом размечают пространство-время организма и тем самым управляют развитием биосистемы, гены обладают эстетически-образной и речевой регуляторными функциями ;
  • ведется разработка точечного информационного оружия (геномное оружие), ориентированного на поражение или вывод из строя одного конкретного человека носителя данного генома, что требует создания средств защиты [3];
  • разработка интеллектуальных систем управления, телекоммуникаций, измерения и др. в полном объеме невозможна без создания специальных блоков понимания смысла сообщения, переносимого сигналом.

Н.Винер считает, что «информация есть информация, а не материя и не энергия…» и далее «…информация это обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему и приведения в соответствие с ним нашего мышления…» [4].

Л.Куфиньяль даёт следующее определение: «…информация — сочетание носителя с семантикой; семантика — психический эффект информации; носитель — физическое явление, связанное с семантикой для определения информации» [5].

Известный американский физик Леон Бриллюэн так определяет это понятие: «Мы определяем информацию, как результат выбора… мы полностью игнорируем человеческую оценку информации… Другими словами, мы определяем информацию как нечто отличное от знания, для которого у нас нет количественной меры» [6].

По определению логиков Р. Карнапа и И. Бар-Хиллела, а также академика А.Н.Колмогорова, понятие информации не связывается ни с формой, ни с содержанием сообщений, а информация представляется абстрактной величиной, не существующей в физической реальности, подобно мнимому числу или геометрической точке, не имеющей линейных размеров.

Рассмотрим информационное взаимодействие в последовательности возникновения составляющих этого процесса (рис.2) :

Рис.2

  1. Рождение сообщения наделенного смыслом — акт творения происходящий в психической среде. Взаимодействие с семантическим континуумом — поиск нужного семантического инварианта.
  2. Обращение к транслятору и фильтру — знаковой среде. Формулирование сообщения на каком либо языке (мысленно).
  3. Закладка сообщения в сигнал, генерация сигнала и его модуляция. Материализация идеального (например, речевая деятельность).
  4. Преодоление пространства — прохождение сигнала через канал передачи (например, акустический).
  5. Первичная рецепция сигнала — прием сигнала (выделение из помех и мешающих сигналов, демодуляция и декодирование).
  6. Интерпретация сообщения, постижение его смысла (в том числе путем эмпатии): переживание семантического инварианта, соответствующего полученному сообщению. Дематериализация, возврат к идеальному.
  7. Адекватная реакция на сообщение.

Как видно из этой схемы, современная информатика со всем ее грандиозным арсеналом технических (аппаратных и программных) средств, безусловно, включая новейшие средства телекоммуникаций, на сегодня смогла освоить (то есть воплотить в реально функционирующие технические устройства и системы) только процессы по п.п. 3−5.

Из этой схемы можно также усмотреть следующие главные признаки информационного взаимодействия:

  • Ведущая роль здесь принадлежит не энергии или веществу, а информации в различных формах ее проявления,
  • Информационное взаимодействие не силовое и может осуществляться с помощью очень слабых сигналов,
  • При информационном взаимодействии реализуется коммуникативная функция и происходит как закладка смысла в сообщение, так и его постижение при приеме сообщения или более коротко: при информационном взаимодействии главными операциями являются операции со смыслами, образами, эмоциями то есть передается ИДЕАЛЬНОЕ,
  • Информационные взаимодействия не могут осуществляться при отсутствии памяти у взаимодействующих объектов или более расширительно при отсутствии того, что принято называть элементами сознания (основные свойства психики это целостность, рефлексивность, спонтанность).

В итоге мы приходим к следующему определению:

Взаимодействие материальных объектов, при котором осуществляется передача (генерация и освоение) идеальных категорий (смыслов, значений, образов, эмоций) будем называть ИНФОРМАЦИОННЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ.

Информационное взаимодействие невозможно без затрат, хотя и очень малых, известных видов энергии, включая и психическую энергию. Основным оператором в процессе информационного взаимодействия является оператор сознания. Сознание при этом понимается расширительно. Наукой сегодня установлено до тридцати форм существования (пребывания) нашего сознания. Привычная нам форма это только одна из них. Информация может обрабатываться (усваиваться) и минуя фильтры сознания через подсознание (известный науке феномен «25-го кадра»).

Таким образом, чтобы двигаться дальше необходимо, прежде всего сменить старую парадигму и перейти к вышеизложенной. В этом случае можно ставить и решать следующие первоочередные задачи:

  • разработать теорию систем оперирующих со смыслами,
  • создать языки для адекватного описания целостных объектов,
  • разработать модели эмоций и переживаний,
  • разработать теорию сигналов «понимаемых» биологическими объектами,
  • принять меры предосторожности от несанкционированного использования получаемых по этим направлением результатов.

В качестве одного из первых шагов в предпоследнем направлении рассмотрим семиотическое управление.

4. Семиотическое управление

Семиотическое управление коротко может быть нами определено, как управление совершаемое посредством семиотических сигналов в сложных нелинейных и неравновесных системах. К числу таких систем принадлежат, например, биологические, а также биотехнические системы. В этих системах семиотическое управление может реализовываться в процессе их ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Важную роль в семиотическом управлении играет семиотика — наука об общих свойствах знаковых систем, к которым относятся и языки (естественные, искусственные, языки науки, системы сигнализации в человеческом обществе и живой природе, языки биообъектов и др.).

Семиотическое управление не может быть реализовано без согласования языков управляемого объекта и системы управления.

Семиотическое управление не является частным случаем интеллектуального управления, а скорее являет собой некоторое важное дополнение последнего.

Отличительной особенностью технической интеллектуальной системы управления (ТИСУ), в соответствии с [15], является реализация возможности с ее помощью автоматической выработки решения внутри управляющей системы на основе накопленного в ней и в управляемой системе знания, без ориентации на нахождение функционального описания управляемой системы.

Таким образом предполагается, что ТИСУ способна автоматически разделять поступающую информацию на экстенсиональные и интенсиональные составляющие и вырабатывать процессы управления в тех случаях, когда математический аппарат оптимизации не может быть применен для решения задач управления в условиях неопределенности информации о внутрисистемных связях управляемого объекта и возмущающих воздействиях среды функционирования. При этом предполагается, что общение человека с такой технической системой может осуществляться за счет наличия в системе лингвистической технической среды, способной анализировать контекстно-зависимые сообщения, выделять и сохранять знания, при условии ограничения информационных потоков общения заранее выбранной областью описательного знания, терминология которой включена в соответствующий тезаурус [15]. Заметим, что в полном объеме подобные технические системы до сих пор не созданы. Не будем здесь останавливаться на причинах препятствующих достижению этой цели. Важно, что цель обозначена. Для ее достижения необходимо решить, по крайней мере, две сложнейшие технические задачи:

  • создать упомянутую техническую лингвистическую среду способную осуществлять не только перевод текстов с естественного языка на язык машины, но и ПОНИМАНИЕ этих текстов,
  • синтезировать процессы управления в условиях неопределенности (то есть отсутствия) информации о внутрисистемных связях управляемого объекта и возмущающих воздействиях окружающей среды.

Сама формулировка указанных задач уже содержит понимание того факта, что на существующем традиционном пути их решения, вряд ли, можно достичь обозначенной цели.

Решение первой задачи не сводится к оперированию языковыми знаками, а представляет собой сложную деятельность по ОСМЫСЛЕНИЮ этих знаков и переходу от формально-языкового уровня к содержательно-смысловому. Иначе говоря, истинным объектом моделирования здесь должна была бы быть интеллектуальная деятельность, обеспечивающая ПОНИМАНИЕ текста. Таким образом, способность к пониманию является центральным признаком системы искусственного интеллекта. Однако, здесь содержится скрытый парадокс [16]. Он заключается в том, что программа понятная машине составляется так, чтобы исключить всякую необходимость ПОНИМАНИЯ. Она потому и понятна машине, что не содержит того, что обычно требует понимания: неоднозначности, имплицитности, свернутости, полиморфности, эмоциональности и т. п. В ней предусмотрены все возможные варианты, этапы и операции, безусловное выполнение которых приводит к цели не требуя понимания, то есть формально без обращения к содержанию и смыслу решаемой задачи. На этом основании такую программу можно рассматривать как текст, характеризующийся максимальной развернутостью и эксплицитностью всех элементов [16].

В психологии понимание рассматривается в двух аспектах: как мыслительный процесс и как результат некоторой интеллектуальной деятельности. Понимание как результат обычно связывается с понятием «инсайта», то есть «внезапного и невыводимого из прошлого опыта понимания существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы» (Краткий психологический словарь, 1985, с. 117, цит. по [16]).

Специальные исследования, проведенные А.Н.Соколовым (цит. по [16]) показали, что феномен мгновенности понимания (инсайт) представляет собой не что иное, как завершающий момент процесса понимания, как акт связи и объединения найденных путем предшествующего анализа частей в единое целое. Важнейшую роль здесь играет ИНТУИЦИЯ, то есть прямое усмотрение «истины» не опирающееся на доказательство.

В ТИСУ понимание на уровне инсайта, базирующегося на интуиции до сих пор не реализовано. В этих системах «понимание» используется для превращения имплицитного в эксплицитное, свернутого в развернутое и тем самым СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО в ФОРМАЛИЗОВАННОЕ. Систематизированность знания при этом приобретает особую значимость, так как оно должно использоваться в формализованных процедурах [16].

Что же касается второй сложной технической задачи, которую пытаются решать в ТИСУ (формулировка ее была сделана выше), то таким образом поставленная, она вряд ли является корректно сформулированной в [15]. Действительно, любое управление невозможно без какой бы то ни было априорной информации об объекте управления и возмущающих воздействиях и без пополнения этой информации в процессе управления.

Итак, коротко подводя итог сказанному о технических интеллектуальных системах управления (ТИСУ), можно сделать следующее заключение.

Для создания ТИСУ необходимо научить компьютер оперировать языком человека.

Главной из этих операций является ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА, поступающих в компьютер сообщений.

Более трех десятков лет потраченных мировым научным сообществом на решение этих задач, пока еще не привели к окончательному результату.

Коренным отличием семиотического управления от интеллектуального является следующее. Для управления сложной системой (например, биологической или биотехнической) человек не стремится навязать ей функцию понимания его языка, а, напротив, пытается познать язык информационных сообщений циркулирующих в самой этой системе (или на межсистемном уровне) и строить управление на базе этого языка. Чтобы представить себе как это делается, рассмотрим пример.

Биотехническая система (БТС) диагностики и коррекции сердечной деятельности человека, использующая для управления семиотические сигналы и биологическую обратную связь (biofeedback).

Подробное описание подобной системы можно найти в [17].

Для целей диагностики здесь используются не только традиционные методы «чтения» электрокардиограмм (ЭКГ), но и методы семиотики, с помощью которых делаются попытки постижения языка данной функциональной системы. Затем врач-диагност осуществляет акт интерпретации (понимания) сообщения, принятого от биологической системы пациента (на ее языке) и синтезирует, с помощью оригинальной компьютерной программы, так называемый «эталонный ритм». Затем пациент включается в процедуру кардиотренинга. Здесь он должен, наблюдая на экране монитора за двумя волнообразными кривыми приблизить волевыми усилиями собственную ритмограмму (которая с него непрерывно снимается) к тестовой (текущей, непрерывно расчитываемой «эталонной») с учетом ее периода, амплитуды и смещения на величину средней частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Удается ему это сделать за счет ритмичного дыхания (вдох — ЧСС растет, выдох — падает) [17].

Как показывает практика, такой тренинг (управление) с адаптивной биологической обратной связью, отличающийся отсутствием монотонности за счет периодической смены активации и торможения управляемой функции в пределах индивидуальной физиологической нормы, осуществляет безопасную попеременную тренировку симпатических и парасимпатических механизмов сердечно-сосудистой системы (ССС), расширяет динамический диапазон регуляторных процессов. Это позволяет «раскачивать» ригидные функциональные состояния для перевода их на адекватный уровень. Этот эффект может длительно сохраняться (у 90% испытуемых более года) [17]. Вышеизложенное можно представить себе в виде блок-схем, изображенных на рис. 3 а, б. В схеме изображенной на рис. 3.б. преобразователь сообщений (ПС), по сути, выполняет функции транслятора с языка одной функциональной системы (ССС) на язык другой функциональной системы — зрительного анализатора (ЗА).

Отметим, что языком ЗА является язык зрительных образов. Таким путем достигается преодоление ограничений, накладываемых структурой языков описания на возможности модельного и теоретического описания важнейшего свойства — целостности, присущего биологическим объектам. Следовательно, адекватное воспроизведение свойства целостности оказывается возможным в языковых моделях, но при этом язык не обязательно должен основываться на вербальных формах. Биотехническая система в режиме коррекции функциональной системы осуществляет, в итоге, семиотическое управление «непроизвольной» функцией при помощи внешней искусственной обратной связи и внутренних модельных языков, включенных в сферу «произвольного» контроля. На этой основе у человека вырабатывается устойчивый навык и он обучается хорошо владеть той функцией, которая прежде вообще или почти не поддавалась произвольному управлению. Это оказывается возможным также и потому, что язык непроизвольной функции (сердечно-сосудистой системы) становится понятным произвольной сфере, что и позволяет, в конечном итоге, самой биологической системе выработать необходимые сигналы управления параметрами функциональной системы (ССС).

Следует также отметить, что функция ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА сообщений, циркулирующих в основных звеньях БТС в режиме коррекции, реализуется в сознании и подсознании самого пациента. Преобразование сообщений (трансляция-перевод с языка ССС на язык ЗА) осуществляется человеком — специалистом по семиотическову управлению. Важным является и то обстоятельство, что семиотическое управление действует на управляемую систему организма не непосредственно, а опосредованно, через произвольную систему (ЗА), что усиливает эффективность управления, так как сохраняется свойство целостности из-за перехода от знака к образу.

Семиотическое управление в биологии и медицине только еще начинает завоевывать свои рубежи, однако уже достигнутое впечатляет. Открыт волновой генетический код [2] и показано (включая экспериментальную часть), что язык волновых генов, существенным образом коррелирует с нашим естественным языком и имеет также с ним структурную общность. Полевая форма генов выражена их акустическим и электромагнитным полями [2]. Показано также, что язык музыки тоже структурно близок к генетическому коду [18]. Кроме того, можно составить нечто вроде биологического словаря, «слова» которого сконструированы по правилам генетического кода, начиная с кодонов, то есть триплетов азотистых оснований. Таким образом, существует возможность для открытия грамматических и логических правил, приписывающих биологический смысл группам слов связанных этими правилами [18]. Получили дальнейшее развитие суггестивная лингвистика [19] и лингвистическая генетика [20]. У семиотического управления в биологии и медицине открываются новые перспективы [21]. Отметим также, что в информодинамике [22] за основу построений при работе с информацией, берутся гармонические шкалы, как важный природный феномен.

Литература

1. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века (под редакцией профессора Р.М.Юсупова и профессора Р.И.Полонникова) Изд. «Анатолия» Санкт-Петербург, 1998, 488 с.

2. Гаряев П.П. Волновой генетический код. М. Институт проблем управления.1997. 107 с.

3. Biowar.//Wired, vol. 4, N 11, 1996, p. 142−153

4. Винер Н. Кибернетика и общество. М. ИЛ. 1958, 112 с

5. Couffignnal L. La Cyberhetique. Paris. 1963, 292 p.

6. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М. Мир. 1966, 271 с.

7. Конторов Д.С. Внимание — системотехника. М. Радио и связь. 1993, 223 с.

8. Полонников Р.И. Информационный подход к нестареющему парадоксу психофизических явлений. Изд. «Анатолия» Санкт-Петербург, 1997, 54 с.

9. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах М. Советское радио. 1974, 269 с.

10. Голицин Г. А., Петров В.М. Информация-поведение-творчество. М. Наука.1991.221 с.

11. Дубровский Д.И. Критерии существования и проблемные ситуации в науке.// Кибернетика живого. Биология и информация.М. Наука.1984.140 с.

12. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М. Знание.1980.191 с.

13. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. // Загадка человеческого понимания. М. Изд. политической литературы. 1991. 351 с.

14. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М. Прометей. 1989, 189 с.

15. Поляков А.О. Интеллектуальные системы управления. Введение в прикладную теорию. Учебное пособие. Санкт-Петербург. Изд. СПб государственного технического университета. 1997. 88 с.

16. Котов Р.Г., Новиков А.И., Скокан Ю.П. Прикладная лингвистика и информационная технология. М. Наука. 1987. 161 с.

17. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века. Под ред. проф. Р.М.Юсупова и проф. Р.И.Полонникова. Санкт-Петербург. Изд. «Анатолия» 1998. С. 253−258.

18. Кальоти Дж. От восприятия к мысли. М. Мир. 1998. С. 112−124.

19. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. Санкт-Петербург. «Лань» 1996. 202 с.

20. Маковский М.М. Лингвистическая генетика. М., 1992. 190 с.

21. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века. Под ред. проф. Р.М.Юсупова и проф. Р.И.Полонникова. Санкт-Петербург. Изд. «Анатолия» 1998. С. 99−125.

22. Поляков А.О., Лачинов В.М. Избранные лекции к обоснованию информодинамики. Изд. Санкт-Петербургского технического университета. 1998, с. 95−97.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector