Влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов 5

1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы 5

1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе 15

Глава 2. Изучение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 29

2.1 3.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов 29

2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса 32

Заключение 35

Список литературы 37

Введение

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".

Из опыта работы и личных наблюдений известно, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

3 стр., 1389 слов

Профессиональные заболевания работников сферы информационных технологий

... Реферат на тему Профессиональные заболевания работников сферы информационных технологий.Выполнил студент группы ДиДОУ II-1 С.Г. ... Список литературы 10 Введение. Каждый человек в процессе своей производственной деятельности, будь она связана с ... отраслей хозяйства. К заболеваниям работающих в области информационных технологий относятся заболевания, затрагивающие практически все системы организма ...

Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.).

Энергетический показатель характеризует заинтересованность в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.).

Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие личности, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие.

Изучение и использование различных типов ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации — А.М. Матюшкин, Г. И. Щукина и др., противоречивые ситуации — Н.Е. Веракса).

Актуальность проблемы определила тему исследования: «Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов».

Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:

1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.

3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.

4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Методы исследования:

теоретические — анализ научной литературы по теме исследования;

3 стр., 1386 слов

Использование интернета для проведения исследований как технологии по связям с общественностью

... работе" Тема: "Использование интернета для проведения исследований как технологии по связям с общественностью" Содержание Интернет-технологии в связях с общественностью Пример использования интернета ... , в большинстве случаев ни в коей мере не соответствующие его интересам и ожиданиям. Авторитетные специалисты в области интернет-рекламы указывают, что ...

опытно-экспериментальные — тестирование;, моделирование.

Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов

1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса

Интерес — эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги — классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Проблема формирования устойчивого интереса у учащихся является одной из актуальных проблем современной школы.

7 стр., 3066 слов

Познавательная деятельность

... волевой, эмоциональной сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции, этот компонент включает познавательные мотивы, познавательный интерес, потребность в самопознании ... действий собственной программе. 5 уровень- фактическое отсутствие познавательного интереса. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится действенным мотивом ...

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования …

Заключение

Формирование компетентного специалиста, профессионала — одна из главных задач современной профессиональной педагогики. Одной из составляющих профессионально подготовленного специалиста является его теоретическая подготовка по дисциплинам, предусмотренным Государственным образовательным стандартом по специальности, практическая подготовка, предусмотренная практическими занятиями и практикой, а также — самостоятельная работа студента по закреплению полученных знаний, умения и навыков.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

9 стр., 4139 слов

Выбор социальной технологии как проблема существования общества

... жизни Выбор социальной технологии как проблема существования общества Проблема выбора объекта социальных технологий в управлении духовными ... процесс, который формирует в мировом сообществе основу информационного общества. Это ценнейший ресурс жизнеобеспеченности современного общества ... во многом определяется двумя важнейшими факторами: образованием и возрастом. Исследования показали, что периодическую ...

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Проведенная работа не решает всех поставленных задач, тем не менее, позволяет наметить основные направления работы по совершенствованию и применению информационных технологий в профессиональном образовании. Считаем, что дальнейшее изучение данной темы необходимо и актуально, т.к. в современном образовательном пространстве все больше внимания уделяется технологизации и информатизации.

Список литературы

1. Баранникова С.А. Рабочие программы или куррикулумы? // Образование и мониторинг, № 1 (январь — февраль), 2002.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика, — Екатеринбург, Деловая книга, 2006. — 200 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 2003. — 230 с

4. Быля Т.Н., Быля О.И. Изучаем информатику, программируя на Бэйсике.-М.: Рольф, 2007.-160с.: илл.

5. Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998. — 428 с.

6. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. — М., 2005. — 600 с.

7. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ — 2006, 98 с.

8. Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. — М., 2005. — 120 с.

9. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. Теория, методика, практика.- СПб, 1997. — 120 с.

10. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. — 78 с.

7 стр., 3177 слов

Теоретические обоснования образовательно-педагогических технологий в современной педагогике

... теоретические основы педагогических технологий   Теоретические обоснования образовательно-педагогических технологий в современной педагогике   Термин «педагогическая технология» иногда употребляют ... организовывать собственную учебную деятельность; · Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся; · Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной ...

11. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. — 100 с.

12. Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9—12 ноября 1999 г.).

— М., 1999. — 102 с.

13. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. — М., 1999. — 263 с.

14. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М., 2001. — 264 с.

15. Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации // Информатика и образование, 20 093, № 4.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2002. — 310 с.

17. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высш. шк., 1990. — 402 с.

18. Орлов О.С. Как составить образовательную программу. — М., Наука, 2005. — 320 с.

19. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Иностранные языки в школе, 1998, № 5, 6.

20. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М. Народное образование, 2004. — 240 с.

21. Сластенин В.А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997. — 140 с.

22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Пед. общество России, М., 2000. — 210 с.

23. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред Е.С.Полат. — М., 2000. — 140 с.

24. Тихонов М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием. — М., 1998. 0 226 с.

25. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке (IT&T ES2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». — М.: ЭГРИ, 2007. — 222 с.

8 стр., 3559 слов

Технология информационно-речевого воздействия педагога.

... , согласия, одобрения, похвалы (заслуженных).   Технология информационно-речевого воздействия педагога. Информативное речевое воздействие обесᴨȇчивается ... этапе развития и образования, которое он получил в процессе профессиональной подготовки. Профессиональное образование – это лишь ... , не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон ...

26. Хоффман Пол Е. Internet. Краткий справочник. — М., 1995. — 313 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector