Конфликты в системе управления

Содержание

Введение 3

1. Конфликты в системе управления организации 5

1.1. Виды конфликтов и причины их возникновения 5

1.2. Последствия конфликта в системе управления организации 11

2. Пути разрешения конфликтов в системе управления организации 13

2.1. Предупреждение конфликтов в системе управления организации 13

2.2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 17

Заключение 23

Литература 24

Введение

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки (стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965—928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. И по сегодняшний день данная проблема остается достаточно актуально, но к великому сожалению, в истории все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты.

Сегодня конфликты — повседневная реальность. Целью данной работы является провести обзор существующих видов конфликтов и поведения в сложившихся конфликтных ситуациях. Ведь для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Первая глава посвящена конфликту как таковому, его сущности, видам и последствиям в системе управления организации — основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входят в те или иные системе управления организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления, научные, системы образования, средств информации, социального обеспечения, общественные и др.), а конфликт, назревший в системе управления организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках системе управления организации или межорганизационном пространстве.

23 стр., 11075 слов

Психологическое управление производственной организацией

... практика. Структуры руководства и управления. Аппарат управления завода постоянно разрабатывает основы поведения управляющих (руководителей, начальников отделов, ... все больше и больше негосударственных предприятий и организаций: акционерные общества, коммерческие, кооперативные и хозрасчетные ... включала в себя и цели и систему средств их реализации. Анализ производственной деятельности предприятия, ...

Трудовой коллектив — формальная (формализованная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания и т. д.).

При этом формальные параметры коллектива (структура, количественный и качественный состав, отношения власти и субординации, вертикальные и горизонтальные связи, нормы и правила поведения и т. п.) задаются спецификой и параметрами самой системе управления организации. Во второй главе раскрыты правила поведения, методы управления конфликтами и их специфические особенности, предупреждение конфликтных ситуаций.

В третьей главе идет речь о социально-трудовых конфликтах, как о борьбе различных социальных групп за экономические (материальные) ресурсы, в основе которой лежит понятие «справедливость», определяемое как соотношение вложенного труда и полученного вознаграждения.

Раскрытие всех вышеизложенных вопросов, которые являются задачами предложенной работы, несмотря на общепринятое утверждение сегодняшних теоретиков управления, что полное отсутствие внутри системе управления организации конфликта- условие не только невозможное, но и нежелательное, позволит иметь полное представление о грамотном и своевременном предупреждении конфликтов на основе теоретических трудов менеджеров, психологов и философов и на опыте российской и западной практики.

1. Конфликты в системе управления организации

1.1. Виды конфликтов и причины их возникновения

Организация — сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты. Например, горизонтальные, вертикальные, трудовые, бытовые, межгрупповые, межличностные, ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные и др.

Причинами зарождения конфликтов могут быть противоречия, связанные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Все причины организационно-трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки системе управления организации (плохая организация труда, слабая материально-техническая база, недостатки финансирования и т. п.) В основе субъективных причин — субъективные особенности и состояния членов системе управления организации.

Многообразие видов конфликтов и причин, их вызывающих, обусловлено еще и тем, что в трудовой системе управления организации функционируют, как бы параллельно, несколько систем (подсистем) отношений. Например: 1) организационно-технологическая; 2) социально-экономическая; 3) административно-управленческая; 4) внеформальная; 5) социально-психологическая; 6) социально-культурная [5, c.8].

5 стр., 2281 слов

Контроль срс по дисциплине опд. Ф. 07. Социология и психология ...

... литература Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. – 464 с. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебник для студентов вузов. ... Решите ситуационную задачу «Грейдинговая система оценки» применив метод попарного сравнения. «Грейдинговая система оценки» Вы являетесь менеджером по управлению персоналом крупного предприятия, на кото­ ...

Следовательно, члены трудового коллектива взаимодействуют сразу в нескольких системах отношений. Поэтому возникающие в системе управления организации конфликты можно также квалифицировать по типу функциональных систем…………………..

Заключение

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.

Подводя итог, повторюсь, что для реализации своих планов и целей, не вызывая отрицательной реакции у окружающих, необходимо правильно использовать язык, на котором вы изъясняетесь: говорить четко, конкретно и не повторяться, стараться, чтобы речь была актуальна, динамична, линейна, субъективна. Уверенность, артистизм, дружелюбие, искренность, обаяние говорящего, а также его объективность и заинтересованность лишь улучшат сложившуюся ситуацию, даже если она находится в стадии краха.

В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Данные советы помогут в практической деятельности по продуктивному и творческому разрешению конфликтных ситуациях.

Литература

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды/В. В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 543 с.

2. Алехина О., Павлуцкий А. Служба персонала.//Управление персоналом. – 2000. — №11. – C. 56-59.

3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002. – 218 с.

4. Басаков М.И. Управление персоналом: Конспект лекций: Пособие для подгот. к экзаменам. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 154 с.

5. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов. – Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2002. – 348 с.

6. Белоусов Р.А. Общий и специальный менеджмент. М., 2002. 158с.

7. Блейк Р., МоутонД. Научные методы управления / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997.

8. Десслер Г. Управление персоналом/ Под общ. ред. И.М. Степанова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 799 с.

11 стр., 5130 слов

Вклад М.П. Фоллет в развитие теории управления

... 1933 г. М.П. Фоллет удостоилась высокой чести прочитать цикл лекций при открытии факультета управления бизнесом (позднее факультета трудовых отношений) в Лондонской школе экономики. Позднее Линдал ... активной участницей интеллектуальной и общественной жизни Бостона и Гарварда. После окончания учебы М.П. Фоллет окунулась в общественную работу. Она развернула активную деятельность в ...

9. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. -Н. Новгород: НИМБ, 2001.320с

10. Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002.180с.

11. Зайцев Г. Г. Управление персоналом: Учеб. пособие. — СПб.: Северо-Запад,1998.280с.

12. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. М.: ГАУ, 1993.

13. Коледова С.А. Кадровая политика и стратегия работы с персоналом (на примере крупного производственного предприятия).

//Справочник по управлению персоналом. – 2004. – № 4. – С. 96-108.

14. Маслов В. О стратегическом управлении персоналом. //Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 5. – С. 99-105.

15. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Са-ломатина. М.: ИНФРА-М, 1995.

16. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999.

17. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА -ИНФРА-М, 1998. 430с.