Московский городской психолого-педагогический институт
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Кафедра
индивидуальной и групповой психотерапии
РЕФЕРАТ
по предмету: История психотерапии
на тему: Трансакционныйанализ Эрика Бёрна
Выполнила:
Студентка
III курса
группы ПК-
III.1
Мазо Юлия Сергеевна
Москва 2002/2003 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. О книгах Э.Бёрна,трансакционном анализе и трансакционной психотерапии
2. Концепция трансакционного анализа
2.1.Структурный анализ
2.2.Трансакционный анализ
2.3. Анализпсихологических «игр»
2.4.Скриптоанализ (анализ жизненного сценария)
3. Особенности трансакционнойпсихотерапии
Заключение
Приложение:
БиографияЭрика Бёрна
Введение
Трансакционный (трансактный)анализ
(ТА) – направление психологии, рассматривающееразвитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненныхуровней организации индивидуальной психики. Трансакционный анализ какпсихотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XXв. американскимпсихологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представленияЗ.Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптацияпсихоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своейзаслугой он также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии надоступный житейский язык. Критикам его подхода это дало повод утверждать, что трансакционныйанализ по существу является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положенийтрансакционного анализа действительно перекликается с постулатами Фрейда, носуществуют и специфические черты трансакционного анализа, позволяющиерассматривать его как самостоятельное направление психологической теории ипрактики.
1. О книгах Э.Бёрна, трансакционноманализе
и трансакционной психотерапии
Таксложилось, что Э.Берн – наиболее известный в России гуманистический психолог. Такиекниги, как «Игры, в которые играют люди», затем «Что вы говорите после того,как сказали «Привет»» были едва ли не первыми книгами по практическойпсихологии, которые распространялись в ксерокопиях и читались довольно широкойпубликой наряду с Кастанедой и Даниилом Андреевым.
Психотерапия неврозов
... отражают функциональное состояние нервной системы и их учет важен при проведении психотерапии. Поэтому на этом этапе важно проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к ... более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ...
Всвоём послесловии к одной из книг Э.Бёрна известный российский психотерапевтМ.Папуш пишет о «повальности» увлечения Бёрном. Во всех углах Союза, от Лиепаидо Владивостока, занимались выявлением эго-состояний, пытались анализировать«игры» и «сценарии». Однако чаще всего это ни к чему не вело; после некоторых попытоканализа появлялись взаимные обвинения («Ты играешь со мной в игры!») иразочарования («Такой уж у меня сценарий!»).
М.Папуш предполагает, что это – не случайность. Книги Берна (во всяком случае, популярные) очень ярко указывают наопределенную психопатологическую, невротическую (в широком смысле слова)действительность, но устроены таким образом, что сами по себе не дают ключа к трансакционной терапии. Возможно, этообъясняется тем, что после ставших бестселлером «Игр» Бёрн обращался к довольноопределенной категории читателей: это пособие (или реклама) для актуальных илипредполагаемых клиентов, с которыми работают или будут работать обученныетрансакционные терапевты.
«Делов том, – пишет М.Папуш, – что берновская терапия, похожая в этом на фрейдовскийпсихоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализаот клиента требуется некоторое – определенное и довольно узкое – владение егопонятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но какклиент, а не как терапевт. А то, чтодолжен уметь и понимать терапевт, либо скрыто между строк, либо недосказано».
Исходяиз вышесказанного мы вначале, опираясь на произведения Бёрна, попытаемсяизложить концепцию трансакционного анализа, а к трансакционной психотерапиивернёмся несколько позже.
2. Концепция трансакционного анализа
Трансакционныйанализ включает в себя ряд направлений:
1. структурныйанализ (теория эго-состояний);
2. собственно ТАдеятельности и общения, основанный на понятии «трансакции»
3. анализпсихологических «игр»;
4. скриптоанализ(анализ жизненного сценария – «скрипта»).
Рассмотрим попорядку каждое из этих направлений.
2.1. Структурныйанализ
Наблюдая заспонтанной социальной деятельностью (в условиях психотерапевтической группы)Бёрн обнаружил, что время от времени люди демонстрируют весьма заметныеизменения в своем поведении, – в своем общем состоянии, стиле речи, интонацияхи эмоциях. Эти поведенческие проявления часто сопровождаются и эмоциональнымисдвигами. Возникающий поведенческий паттерн согласуется с определеннымпсихическим состоянием, в то время как друтой паттерн соответствует иному состояниюпсихики, чем первый. Эти изменения и различия навели Бёрна на идеюсуществования эго-состояний.
К самой идее«эго-состояний» следует отнестись с особым вниманием. Это очень сильная и совершеннонетривиальная идея[1]
. Ведь Бёрн фактическиутверждает, – вопреки одной из основных посылок почти всей гуманистической психологии,– что человек не является единым и целостным: поведение и соответствующие емуфизиологические, эмоциональные и умственные состояния человека систематическиизменяются таким образом, что это указывает скорее на множественность, чем наединство. Вот как сам Берн об этом пишет:
Образ маленького человека в прозе Ф.Сологуба
... соответствовать новый герой. От Рахметова до Алеши Карамазова - таков диапазон поисков нового человека. Русская реалистическая литература - это литература не только вопросов, но и ответов. Можно ... сладострастный "Санин" мог действительно вызвать скандал. Внешность героини, как правило, описана таким образом, что тело кажется "полуплотью". Трудно представить себе, что Сонечка Мармеладова - несчастная ...
«Наблюденияза спонтанной социальной деятельностью… обнаруживают, что время от времени разныеаспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.)заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными.У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определеннымсостоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимымс первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и измененияприводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.
Наязыке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя еекак набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человекрасполагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которыесуть не роли, а психологическая реальность». [2]
Изпроцитированного отрывка можно понять, что эго-состояния даже более реальны,чем так называемая «личность», и определяют не только психологическую, но донекоторой степени и социальную реальность.
Нетруднопочувствовать, насколько это противоречит большинству психологических теорий инасколько отличается от представлений здравого смысла: с точки зренияпоследнего, каждый из нас является одним, единым человеком, который «очевидным»образом определяется, с одной стороны, своим физическим телом, с другой –паспортом (водительским удостоверением, счетом в банке и пр., то есть«социальным телом»).
Фактически Берн(хотя, конечно, не только он) утверждает, что «на самом деле» (то есть напсихологическом «самом деле») это не так, что человек не един. И бессмысленноспрашивать, когда он является (и является ли вообще когда-нибудь) «самим собой»:в одном эго-состоянии он представляет собой нечто одно, а в другом – другое. [3,С.: 330 — 380]
Профессиональнымязыком эго-состояния могут быть описаны следующим образом:феноменологически – как система чувств и операционально – как поведенческие паттерны.Более простым языком их можно определить как систему чувств, связанную сопределенными поведенческими схемами. Каждая личность имеет ограниченныйрепертуар подобных эго-состояний, которые являются не ролями, а психологическойреальностью. Этот репертуар может быть описан следующими категориями:
1.
Эго-состояние,сходное с состоянием родительской фигуры,
2.
Эго-состояние,самостоятельно по своей природе и направленное на объективную оценкуреальности;
3.
Эго-состояние,все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве и представляющеесобой архаические пережитки.
Неформальнопроявления этих Эго-состояний называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В каждыймомент времени в процессе социального взаимодействия человек находится в одномиз трёх эго-состояний и обладает возможностью переходить от одного к другому,однако у каждого человека отмечается разная степень готовности к переходу.
Следуяэтой точке зрения была создана структурнаясхема, отражающая строение личности любого человека и включающая в себя всевышеперечисленные эго-стостояния.
Следуетотметить, что Родитель может проявляться двояким образом — прямо или косвенно:как активное эго-состояние или как влияние Родителя. В первом случае он подражаетодному из родителей, во втором — приспосабливается к их требованиям.
Образ человека в психоаналитической философии
... связана с расширением комплекса гуманитарных знаний. Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом особое внимание уделяется ... длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в ...
Точно также иРебёнок может проявлять себя в двух ипостасях: как адаптивный Ребёнок(модифицирует своё поведение согласно ожижданиям родителей) и естественныйРебёнок (спонтанно самовыражается, например, бунтуя или творя).
Каждому эго-состоянию соответствует собственный способ восприятия,анализа получаемой информации и реакции на действительность.
Следует помнитьо том, что каждый вид эго-состояния имеет собственную жизненную ценность дляорганизма. Согласно Берну, каждый из этих компонентовнесет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.
Родитель
(аналогичен «сверх-Я» в фрейдистской структуре личности) выступаетносителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваиваетв детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), атакже на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях,как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируютсясложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимостирассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителяопределяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.
Ребенок
выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Онтакже содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскимивпечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества — спонтанность,творчество, интуиция; негативные – отсутствие произвольной регуляции поведения,неконтролируемая активность.
Взрослый
–наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо, хотяи с использованием информации, которая заложена в Родителе и Ребенке. Взрослыйолицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностнуюоценку ситуаций.
Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом соформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессеопределяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит кнеадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственнопсихотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названныхкомпонентов и усиление роли Взрослого.
2.2. Трансакционныйанализ
Прежде, чемперейти к самому трансакционному анализу, следует остановиться на бёрновскойтеории социального взаимодействия. Большое внимание в своей теории Бёрн уделяетидее сенсорного голода или сенсорной деривации[2]
. Сенсорнаядепривация оказывает влияние как на детей, так и на взрослых: дестабилизируетсяпсихическое состояние вплоть до развития временного психоза или другогопсихического нарушения, могут происходить изменения на биологическом уровне(недостаточная стимуляция ретикулярной формации может привести к необратимымизменениям в нервных клетках).
Размышляя осоциальных механизмах сенсорной депривации, Бёрн пишет следующее. «Послесладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинаетотдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлятьсвои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит отматери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё большепсихологических, физических и социальных препятствий будет вставать на егопути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человекбудет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся еёвременными заменителями» [2, с.12] Во взрослой жизни младенческий сенсорныйголод преобразуется в жажду признания. Жесты признания по своей психологическойсути напоминают поглаживания. В результате Бёрн берёт это слово (поглаживания) в качестве термина дляобозначения интимного физического контакта и понимает под этим любой акт (словоили действие), который направлен на выражение признания. Обмен поглаживаниямиБёрн принимает за единицу социального взаимодействия и считает, что именнообмен поглаживаниями образует трансакцию.
Дидактические игры как средство обогащения словаря детей пятого ...
... уровня. Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования дидактических игр в качестве средства обогащения словаря детей с общим ... теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр как средства обогащения словаря детей пятого года жизни ... в эти возрастные периоды [14]. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в ...
Извышесказанного следует, что Э.Берн определяет трансакцию как единицу общения. Еслидвое, трое или более людей встречаются, то рано или поздно один из нихзаговорит или каким-либо другим способом даст понять остальным, что осведомлёноб их присутствии. Это называется трансакционнымстимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-тоскажет или сделает. Этот ответ называется трансакционнойреакцией.
В процессекоммуникации Бёрн выделяет несколько правил. Первое правило гласит: процесскоммуникации будет протекать гладко, пока трансакциидополнительны (см. рис.2) (ответная реакция соответствует ожиданиям агентаи характерная для здоровых естественных человеческих отношений).
Следствие изэтого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации можетпродолжаться неопределенно долго. Обратное правило состоит в том, что процесскоммуникации разрушается, когда трансакция становится перекрёстной (см. рис.3).
Примером к этой схеме может быть диалог:
– Давайразберемся, почему у тебя снизилась успеваемость(В –> В).
– Неправда, мнепросто не везет, а вам лишь бы поругать меня (Ре –> Р).
Все возможныевиды трансакций отражены на схеме, изображённой на рси.4. Дополнительныетрансакции между «психологически эквивалентными» эго-состояниями представленылиниями (1-1)2, (5-5)2 и (9-9)2 . Трансакции(2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8) (8-6) тоже дополнительные. Все остальныекомбинации образуют перекрёстные трансакции.
Простыедополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубокихпроизводственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простымипересекающимися трансакциями.
Более сложнымиявляются скрытые трансакции,требующие одновременного участия более чем двух эго-состояний. Эта категорияслужит основой для игр. Здесь наравне с обычной трансакцией (напримерВзрослый-Взрослый) одновременно происходит скрытая трансакция, в которой одинчеловек учавствует на подсознательном уровне, а другой отлично ее «видит» иумело манипулирует своим партнером, а иногда оба в процессе скрытой трансакциивыступают наравне, и это приносит им удовольствие. Например:
Парень: Хочешь,покажу тебе мою стереосистему?
Девушка: Да!Я всегда мечтала увидеть ее!
На социальном уровне происходит разговорВзрослых о стереосистемах, но на психологическом уровне это разговор Ребенка сРебенком, содержание которого — заигрывание. Такая трансакция называетсядвойной скрытой. А, например, скрытые трансакции Взрослый-Взрослый (социальныйуровень), Ребенок-Взрослый (психологический уровень) называются угловыми (повиду изображения).
Функциональные состояния человека
... данного результата деятельности. Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека. Анализ состояний человека в процессе длительно выполняемой работы обычно ведется с помощью изучения фаз ...
Итак, мыподразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на простые искрытые, а последние — на угловые и двойные.
Рис.2. Дополнит. трансакция Рис.3. Перекрёстная трансакция Рис.4. Схема взаимоотношений
2.3. Анализ психологических «игр»
Как уже былосказано в пункте 2.2, «после сладостных переживаний, связанных с близостью кматери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир,который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется,тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувствоблизости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будетвставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю своюжизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которыестановятся её временными заменителями» [2, с.12] Прежнего уровня слияния сдругим человеком он уже не достигнет никогда, и тут у него открываются двевозможности: либо построить подобные отношения с другим человеком на основедоверия и откровенности, достигнув таким нелёгким трудоёмким способом оченьценного результата – настоящей близости;либо заняться времяпрепровождением,которое является лишь искусственным заменителем истинной близости и искреннихчувств.
Следуетотметить, что явление времяпрепровождений возникает в ответ не только насенсорный, но ещё и на структурный голод.Люди озабочены тем, чтобы структурировать своё время, и считают, что должныпомогать друг другу в этом[3]
.Таким образом, структурирование становится основой нашей социальной жизни.Операциональный аспект структурирования может быть назван планированием,которое подразделяется на три вида – материальное, индивидуальное и социальное.
Материальное планирование
исходит извзаимодействия с предметным миром, и интересно нам, если обеспечиваетпоглаживание, признание и другие формы социального взаимодействия.
Социальное планирование
выражается вритуальных и полуритуальных видах общения; основным критерием становитсяприемлемость поведения, определяемая традицией или ритуалом.
Чем ближезнакомы люди, тем чаще проявляется индивидуальноепланирование. Оно может приводить к инцидентам, которые покажутсяслучайными, но более внимательное наблюдение выявит, что они проявляются сзавидной периодичностью и опираются на определённую поведенческую схему. Всетрансакции, включённые в этот вид планирования, подчиняются неким скрытымправилам и следуют какой-то закономерности. Цепи трансакций, основанные наиндивидуальном планировании, порождают такой феномен, как игры. Основная функция игр – социальная функция структурированиявремени.
Игра– этопоследовательный ряд дополнительных скрытых трансакций, разворачивающийся внаправлении чётко определённого и предсказуемого исхода. Это серия трансакций,которые внешне выглядят вполне правдоподобно и кажутся легко объяснимыми, но вдействительности определяются скрытой мотивацией. Другими словами, этодействия, содержащие в себе какой-либо подвох. Отличительной особенностью игрявляется наличие скрытого смысла и выигрыша, который обозначает получение чего-то.Выигрыш может быть биологическим, экзистенциальным, внутренним психологическим,внешним психологическим, внутренним социальным и внешним социальным, а такжеможет сочетать в себе элементы всего вышеперечисленного.
Структурно-функциональное состояние организма человека
... среди всех существ, живущих на Земле. Человек - вершина развития всего живого. 1. Структурно-функциональное состояние организма человека Тело человека состоит из целого ряда органов. Их ... воздействующего и защитного эффектов. 1.2 Восприятие человеком состояния внешней среды и характеристика анализаторов Человеку постоянно необходимы сведения о состоянии и изменении внешней среды, переработка этой ...
Игрыпорождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет другихучастников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр.Были выделены следующие категории игр: игра длинною в жизнь (сюда относятсятакие игры, как «Алкоголик, «Должник» «Посмотри, что я из-за тебя сделал ипр.), супружеские игры («В зале суда», «Загнанная лошадь», «Посмотри, как ястарался» и пр.), игры для вечеринок, сексуальные игры, игры преступного мира,игры для психотерапевтических сессий и конструктивные игры (это особаякатегория игр, названных Бёрном «хорошими» играми, которые не только приносятвыигрыш игроку, но и позволяют другим людям получить конструктивноеудовольствие).
Говоряо генезисе игр, Бёрн делает акцент на том, что по своей природе игры являютсяимитационными и предлагает рассматривать развитие ребёнка как процесс обучениятому, в какие игры надо играть и как в них играть. Т.е. по Бёрну ребёнокобучается играм на основе ежедневногоопыта взаимодействия с действительностью.
Возвращаяськ тому, о чём шла речь в начале этого раздела, следует заметить, чтоповседневная жизнь предоставляет нам достаточно мало возможностей длядостижения и переживания близости, кроме того, многие формы близости из-засвоей интенсивности неприемлемы для большинства людей. Поэтому время,затрачиваемое на игры, составляет весьма значительную часть нашей социальнойжизни. Нужно отметить, что состояние близости, свободной от игр, котороеявляется наиболее яркой формой человеческих отношений, — чрезвычайно прекрасноеи сильное переживание. Оно настолько сильно, что даже при отсутствиивнутреннего равновесия, человек может найти в этом переживании ощущениебезопасности, а значит, суметь отказаться от игр.
2.4. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария)
Воснове многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека,заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Этисценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо осознаются и потому делаютчеловека несвободным, психологически зависимым.
Бёрнпишет об этом так. «… Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненнымпланом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периодывремени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью,времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносятчеловеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости илиже эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях,которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышениемчувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзиирассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаныЭриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своегоребенка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность кфилософствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзиимогут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию».[2, с.200]
анализ эффективности применения дидактических игр в работе с ...
... фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не ... школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми [38, c.56]. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения ...
Такчто же такое сценарий? Сценарий – этонепрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве подвлиянием родителей. Это психическая сила, которая несет человека поопределенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путьразумным или сопротивляется ему. [2, с.204]
Какпроисходит формирование сценария? Бёрн следующим образом отвечает на этотвопрос. Впервые сценарий является ребёнку в очень раннем возрасте в своейнаиболее архаичной форме – в форме мифов и сказок. Ребёнок растёт и со временемон, усложняя собственный мир, покидает мир классических архетипов и вступает вмир более романтичных существ. Сказки и истории о животных, рассказанные илипрочитанные ему сначала родителями, а затем им самим, захватывают еговоображение. В третьей фазе, в юности, человек еще раз пересматривает свойсценарий, чтобы приспособить его к той реальности, какой она емупредставляется: сверкающей, романтичной и пр. Постепенно, с возрастом, человекдвижется все ближе к той реальности, какой она действительно является. Большинстволюдей считают, что другие люди или предметы должны определенным образомреагировать на их действия, быть полноценными участниками предлагаемого имсценария. Так, человек на протяжении десятилетий готовит себя к заключительному«представлению». Это – прощальное представление, и задача терапевта – изменитьпуть к нему. Бёрн объясняет это тем, что реальный человек не должен жить поформуле[4]
,он должен уметь действовать спонтанно и в то же время рационально в согласии собстановкой и окружением. Тот, кто живет по формуле, – не является человеком вполном смысле слова.
Психотерапия,разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев,программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление имнепосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностныхотношениях, через выработку разумного и независимого поведения.
3. Особенности трансакционной психотерапии
Трансакционныйанализ – по-русски означает анализ высказываний. Это направление психотерапииназывается так, потому что анализ высказываний (трансакций) — основнойтехнический прием этого подхода. Однако, смысл ТА-терапии гораздо шире, чем то,что можно представить исходя из названия технического приема.
Как уже былосказано выше, ТА возник в лоне психоанализа и разделяет представление о том,что жизненные неудачи человека связаны с его искаженными представлениями ореальности, причина которых в ранних детских конфликтах. Другими словами,человек не эффективно взаимодействует с реальностью, потому что воспринимает еечерез фильтры детских представлений. При этом, психоаналитический подходполагает, что сделать поведение эффективным до разрешения инфантильныхконфликтов — не возможно. А на их разрешение, основным психоаналитическимметодом: систематическим анализом свободных ассоциаций и переноса уходят годыежедневных психоаналитических встреч. Все это время пациент берет на себяобязательство не предпринимать попыток серьезных изменений поведения запределами терапевтического кабинета. И с вышеуказанной точки зрения этооправдано.
Досуговая деятельность как способ профилактики девиантного поведения ...
... преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком . В то же время ... определениях адаптации-дезадаптации. Приложение 1. План досуга воспитанников детского дома. № Вид деятельности Сроки Ответственные 1. Познавательная ... представления, и нормы поведения не только выступают в качестве ориентиров или регуляторов поведения, но и являются ...
ТА полагает(расходясь в этом с психоанализом), что радикально изменить поведение, сделатьего эффективным можно до или даже вне зависимости от разрешения глубинныхдетских конфликтов. Эта возможность связана с одной особенностью устройствапсихики. Личность каждого человека состоит не из одной программы адаптации ксреде (Я — в рамках которого он что-то может, а чего-то не может), а изнескольких программ (эго-состояний).
При чем, то, что недоступно для одного Я вчеловеке, доступно для другого! Таким образом, то что «не получается» по жизни,не получается «не вообще», а из данного, как правило, детского илиродительского эго-состояния.
Основная идея ТА
состоит в том,что если внутренние конфликты детского эго-состояния искажают реальность иделают поведение не эффективным, теоретически и практически возможно переходитьи закреплять самоотождествление во временно не актуализированное, но всегдаготовое к действию, эго-состояние взрослого, свободное от этих конфликтов. Ононе может быть не эффективным по отношению к реальности потому, что этосостояние, по сути, есть программа по адаптации к среде. Таким образом, основнаязадача ТА терапии — перевести Я (самосознание) из детского эго-состояния вовзрослое, то есть активизировать, запустить программу Взрослого. Причем изэтого эго-состояния человек не только может модернизировать, адаптировать креальности другие эго-состояния, но и реализовывать все жизненные функции — отлюбви до работы. Разрешение же конфликтов детского эго-состояния с активизациейВзрослого впервые получает надежную опору и осуществляется Взрослым (если этовообще окажется нужно) после решения основных жизненных проблем.
Как на практике,т.е. в психотерапевтической группе ТА, происходит актуализация и удержаниеактивности Взрослого эго-состояния? Так как мы реализуем свое поведение впоступках и словах то на группе мы можем, в основном говорить. Значит,систематически обращать внимание на то, как мы говорим, анализироватьтрансакции на предмет того, насколько они соотносится с целями нашегоприсутствия на занятии и означает активизировать эго-состояние Взрослого. Изэтого эго-состояния участники анализируют свои жизненные проблемы, формируютновые способы их решения.
Основнаятрудность, с которой на первых порах сталкиваются участники группы, состоит втом, что сначала, привычно активизируются не эффективные для работыэго-состояния Родителя и Ребенка. Из состояния Родителя человек анализируетсвои проблемы точно так, как это сделал бы его собственный реальный родитель, совсеми привычными для него стереотипами, нового решения при этом ждать неприходится. Кроме того, Родитель в нас часто колеблется: раздуть собственныеамбиции и встать на сторону ребенка против попыток взрослого разобраться ввопросе или успокоить ребенка и дать возможность активизироваться Взрослому?
При самоанализеиз эго-состояния Ребенка проблема другая. Участник крайне болезненно реагируетна обратную связь ведущего или группы. «Меня ругают, — склонен думатьребенок в нас, — значит, не любят». Затем следует обида или гнев.Эмоциональная реакция в свою очередь блокирует решение проблемы. С точки зренияпостоянных усилий по удержанию себя в состоянии Взрослого участие в группе — конфронтация с самим собой. Однако уже одно понимание природы своих реакции, ихпред-ожидание, наблюдение, исследование их происхождения и функций — запускаети удерживает эго-состояние взрослого. Это дает возможность, осознав своеповедение, проверить его на предмет соответствия действительности и принятьновое решение в соответствии с актуальными целями.
Итак,люди изменяются. Мы меняемся не просто потому, что понимаем наши старыепаттерны поведения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этихпаттернов. О