Имидж современного специалиста в представлениях студентов (сравнительный анализ)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………….……………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИМИДЖ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Развитие и сущность понятия «имиджа»…………………………….…..7

1.2. Имидж и профессионально важные качества специалиста социальной сферы……………………………………………………………………………..…11

1.3. Психологические исследования имиджа специалиста в современной социальной психологии……………………………………………………………23

ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

2.1. Психологическая характеристика студенческого возраста……………26

2.2. Структура и содержание представлений студенческой молодежи……31

2.2. Модель исследования представлений студенческой молодежи об имидже специалиста………………………………………………………………..34

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИМИДЖЕ СПЕЦИАЛИСТА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

3.1. Программа и методы исследования представлений об имидже специалиста…………………………………………………………………………………………………36

Введение

Исследование проблемы имиджа социального субъекта приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества. Понятие имиджа является важным для многих сфер практики: социальных институтов, рекламы, маркетинга, массовых коммуникационных процессов, менеджмента и др. Исследование имиджа представляет интерес и для социальной психологии, а именно, сферы социальной перцепции, которая включает в себя всю область процессов восприятия социальных объектов от людей до социальных групп и общностей. Только психологи, имея в арсенале соответствующие методики, могут исследовать сформированный образ, оценить степень влияния различных факторов на его формирование, изучить систему категорий, которыми пользуются различные группы в процессе социальной перцепции. При этом особо определяется задача выделения психологической сути феномена имиджа, прослеживания связей с другими общепсихологическими и социально-психологическими понятиями. Трудность обобщения эмпирических данных состоит еще и в том, что имидж традиционно употребляется в нескольких контекстах: имидж человека (чаще всего политического деятеля), имидж фирмы, имидж товара и т.п., причем в зависимости от этого контекста выделяются особенности, свойства, дается собственное определение.

6 стр., 2898 слов

12. Конфликтологическая компетентность специалистов социальных ...

... же данная услуга не пользуется популярностью в России, поэтому чаще специалистам социальных служб приходится применять свои навыки в конфликтных ситуациях между ... с онкологическими больными предполагает взаимодействие и координацию усилий специалистов смежных профессий — врачей, психологов, социальных работников. Психологические проблемы вызваны деградацией личности, патологической адаптацией ...

Проблема профессиональной направленности занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности, где всесторонне рассматриваются состояния, свойства и самочувствия личности.

Становление личности – процесс преобразования природы и общества. Обретение уверенности в себе, зеркальное отражение социально-экономических условий в сознании личности актуализирует спрос на «реализованную личность». Все это обусловливает формирование объективной потребности у личности найти достойную форму проявления своей внутренней сути. В качестве таковой, как нам представляется, и выступает имидж. Востребованность имиджелогии определяется закономерным возрастанием роли межличностного общения в жизни общества. Сегодня велико осознание личностью ценности для нее человеческого и общественного признания, особенно для ее душевного спокойствия и удовлетворения собственной жизнью. Практически это проявляется в расширении ее коммуникационных связей с людьми, в росте рейтинга ее общественного признания. Поэтому имидж сегодня – это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности.

Очевидно, что на сегодняшний день общепринятого определения имиджа нет, хотя сделаны определенные попытки определить его как «визуальный образ», «мнение», «символический образ субъекта», «как категория, универсально применимая к любому объекту», «как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием» и другие. [1] Самым распространенным является определение имиджа как сложившегося в массовом сознании и имеющего характер стереотипа эмоционально окрашенного образа кого-либо или чего-либо.

Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится публичным, то есть когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия. Применительно к содержанию имиджа человека речь идет об интеграции его социальных, профессиональных и психологических характеристик. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, и на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам.

Формирование имиджа современного специалиста социально-культурной сферы в процессе профессионализации — актуальнейшая проблема специального среднего и высшего образования. Поскольку непрерывное образование составляет основу системной подготовки профессионалов, процесс формирования имиджа также представляется непрерывным и направленным к достижению профессионального мастерства и высокого социально-личностного статуса. Поэтому в данной работе было намерение выяснить, что собой представляет имидж специалиста для выпускников ВУЗов, как он формируется и на чем основывается.

Исследование имиджа современного специалиста предполагает изучение его содержания.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью ... упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской темы ...

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в той формулировке, в которой заявлена тема, ранее исследование не проводилось. Результаты проведенного исследования расширяют существующие представления о специалисте социальной сферы и его имидже как субъекте профессиональной деятельности.

Целью работы является исследование имиджа современного специалиста в представлениях студентов.

В качестве объекта исследования выступают студенты выпускного курса психологического, юридического, экономического, лингвистического факультетов.

Предметом данной работы стало исследование представлений студентов об имидже специалиста.

Выдвинута гипотеза: содержание имиджа специалиста определяется профессионально важными качествами конкретной профессии:

Для психологов – решение проблем;

Для лингвистов – коммуникативные навыки;

Для юристов – правовые знания;

Для экономистов – высокий уровень развития мышления.

Задачи: 1. провести теоретический анализ литературы по вопросу имиджа как объекта психологического исследования;

2. разработать методический инструментарий и провести эмпирическое исследование с целью выявления представлений студенческой молодежи об имидже специалиста;

3. на основе полученных данных сделать вывод о содержании имиджа специалиста.

Для проведения исследования применялся анализ литературы по проблеме исследования, методы сбора эмпирических данных включали в себя контент-анализ сочинения «Я – как специалист», методику Т.И.Ильиной «Мотивация обучения в вузе», авторский опросник «Что я знаю о профессии, как я к ней отношусь, что я буду делать»………..

Список использованной литературы

1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФА-М, 2002.

4. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. – М.: 1976.

5. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер Пресс, 1996.

6. Вяткин Л.Г., Капичникова О.Б., Дружкин А.В. Актуальные проблемы воспитания молодежи. Вып. 3. — Саратов. — 1997.

7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Изд. «Цитадель». – М.: 1998.

8. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. – Свердловск, 1985.

9. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. — №3 (19) – М.: ГУУ, 2006.

10. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 1999.

11. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФА-М, 2002.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: 1989.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

14. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. – 1987.

6 стр., 2741 слов

Исследование имиджа Макарьевского монастыря

... и не посещали Макарьевский монастырь. В ходе интервью выяснялись следующие параметры имиджа объекта исследования: - общая информация о монастыре (месторасположение, дата основания и т.п.); - ... красоту природы. В данной работе я рассмотрю имидж Макарьевского монастыря применительно к целевой группе туристы. 3. Методы исследования наблюдение. Говорить об использовании данного метода можно лишь ...

15. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002.

16. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. – Киев: Рекламное агентство Губерникова, 1995.

17. Психология: Словарь. – М.: Наука, 1990.

18. Психология бизнеса: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1998.

19. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н.Лавриенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

20. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб,2006.

21. Семенова Е.А. Представления о психологии как будущей профессии у студентов технического университета. // Актуальные проблемы российской современной психологии. Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. Иркутск, 2006.

22. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.:ЮНИТИ, 1997.