ИП 31. Трансактный анализ Э. Берна

ИП 31. Трансактный анализ Э. Берна

Эрик Леннард Берн (Настоящее имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) американский психолог и психиатр, разработчик сценарного анализа и трансактного анализа. Родители были выходцами из России: отец, Давид Гиллель Бернстайн, был доктором, а мать, Сара Гордон, занималась литературой. Увлеченный медициной, отец, практикующий терапевт, на обход больных часто брал своего сына.

В 1921 году Эрик Берн лишился отца, и мать стала одна воспитывать дочь с сыном. Позже Эрик поступил в Мак-Гиллский университет в Монреале, где обучался психологии, английскому языку и подготовительному курсу медицины. В 1931 году он доучился до бакалавра в гуманитарных науках. В 1935 году тот же университет присудил ему степень доктора медицины, а также магистра хирургии. После этого Эрик Берн переселился в США и получил там гражданство.

В Инглвудской больнице Нью-Джерси получил должность психиатрического ординатора. В то время очень сильно были распространены антисемитские настроения, что вынудило Эрика изменить фамилию на «Берн». Позже он переехал в штат Коннектикут и начал в Норфолке психиатром вести частную практику. В этот же период женился в первый раз. Всего у него было три брака, и все они были неудачными.

С 1941 года начал осваивать специальный курс Нью-Йоркского психоаналитического института, где был подвергнут психоанализу Полем Федерном, бывшим коллегой Фрейда.

В 1943 году стал работать в Армейском медицинском корпусе, и начал практиковать работу с группами. В 1946 году он уволился из армии и обосновался в Кармеле Калифорнии. В это время пишет книгу для широкого круга читателей о психиатрии и психоанализе и обучается в Психоаналитическом институте в Сан-Франциско, где Эрик Эриксон руководил курсами психоанализа.

В 1950 году начал вести частную практику в Сан-Франциско, в Больнице Горы Сион. А в сентябре 1954 года он начал вести первую группу трансактного анализа.

1 стр., 474 слов

Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne) | Биография

Годы жизни:1902 -1970 Родина: Монреаль (Канада) Эрик Леннард Берн - американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, одного из направлений психотерапии и практической психологии. Д ... и оригинальные взгляды Б., берущие начало из его практического опыта. На работе с эго-состояниями клиентов (структурном анализе) строится изучение межличностных взаимодействий ...

Собственные оригинальные представления все дальше уводили Эрика Берна от ортодоксального психоанализа, поэтому в 1956 году, когда он подал заявку на членство в Психоаналитическом институте в Сан-Франциско в третий раз, то вновь получил отказ. При этом этот институт спустя несколько лет сам предложил Берну членство в своих рядах, но отказался уже Берн.

В 1958 году опубликовал научный доклад о трансактном анализе.

В 60-е годы работал над книгами по применению трансактного анализа в группах: 1963 г. -«Структура и динамика организаций и групп, 1964 г. — «Игры, в которые играют люди» 1966 г. — «Принципы группового лечения», 1972 г. — «Что вы говорите после того, как говорите «здравствуйте»?» В 1962 году начал издаваться журнал «Бюллетень трансактного анализа» редактором которого в течение нескольких лет был Берн.

В 1964 году была образована Международная Ассоциация трансактного анализа. В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

10 стр., 4795 слов

Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства

... более зрелая личность. 3.Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей Психические состояния человека характеризуются целостностью, по­движностью и ... - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен­ных связей. Операция сравнения заключается в ... восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб­щения. Основными формами мышления ...

Главным достижением Эрика Берна является разработка концепции трансактного анализа, которую он вначале называл социальной психотерапией, подчеркивая ее связь с социальным научением. Концепция Берна ориентирована в большей степени на практику, чем на формирование новых теоретических положений.

Ведущее положение трансактного анализа: понятие о трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек — Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации.

Трансактному анализу предшествует структурный анализ, который стремится дифференцировать и проанализировать состояния Я.

Родитель — это состояния Эго, которое копирует образцы поведения, сходные с поведением родителей индивида, либо лиц, их заменяющих.

Взрослый — это состояния ЭГО, направленные на объективную оценку действительности и принятие взвешенных решений.

Ребенок — это состояние Эго, соответствующее состоянию и поведению ребенка, которым был когда-то человек.

Все компоненты личности важны и ценны: Ребенок привносит в жизнь творчество, счастье и обаяние. Взрослый необходим для успешного функционирования в жизни, так как именно в состоянии Взрослого человек способен перерабатывать информацию и принимать взвешенные решения. Родитель необходим для успешного выполнения функций реального родителя. Второй функцией состояния Родителя является автоматическая реакция на многие действия. Автоматизм сохраняет время и силы: гораздо эффективнее вести себя «как принято» во многих стандартных жизненных ситуациях, чем анализировать и обдумывать простые решения.

Единицу общения Э. Берн называет трансакцией. Трансактный анализ (ТА) — изучение комплексный, стереотипных цепочек коммуникаций, которые вновь и вновь воспроизводятся в стандартных ситуациях. ТА выясняет в каком состоянии Эго находится каждый из участников общения. Если общение идет между людьми, находящимися в состоянии Взрослого, либо между Ребенком и Родителем, то описанные трансакции называются дополнительными. В этом случае стимул вызывает ожидаемую нормальную реакцию.

4 стр., 1835 слов

теоретическое обоснование и экспериментальная оценка эффективности работы по формированию игровых умений в сюжетной игре у детей четвертого года жизни.

... работы по формированию игровых умений в сюжетной игре у детей четвертого года жизни. Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования), эмпирические ... нормы отношений между людьми. Сюжетные игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития познавательной деятельности. В процессе развития игры ребенок переходит от ...

Процесс коммуникации идет без затруднений, если трансакции дополнительные.

Р

В

Р

Ре

В

Р

Ре

В

Р

Ре

В

Ре

И, наоборот, процесс коммуникации затруднен, а иногда и прерывается, если трансакции пересекаются. Пересекающиеся трансакции подразумевают, что стимул и реакция на него не совпадают. Например, один из собеседников задает рациональный вопрос из позиции Взрослого, а второй отвечает из позиции обиженного Ребенка, либо делает замечания с позиции Родителя.

В

Р

Ре

В

Р

Ре

В

Р

Ре

9 стр., 4125 слов

Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры для детей 45 лет

... , мышление детский сад, направлению производственные, отражающие отклонениями профессиональный труд утверждение людей, игры основе в больницу, магазин возможность и т.д., общественные себя ... .). На рассмотрим основе глубокого другого изучения сюжетно-ролевой отношения игры детей 3-7 лет, предложенных Д.Б. Эльконин нарушение выделил и охарактеризовал ...

В

Р

Ре

пРИ

Поскольку люди нуждаются в постоянных социальных контактах, то они вынуждены вступать во взаимодействие с другими людьми. Кроме того, все люди нуждаются в структурировании своего времени. Э. Берн выделяет три типа планирования времени: материальное, связанное с деятельностью человека, социальное, определяющее поведение индивида в обществе («времяпрепровождение») и индивидуальное («игры» и «истинная близость»).

Каждый человек нацелен на получение максимальной выгоды от трансакций с другими людьми. Игры — это стандартные цепочки трансакций со скрытой мотивацией. Обычно в играх задействовано более чем одно Эго-состояние человека. Играя в игры, человек удовлетворяет свои потребности в снятии напряжения, устранения психологически опасных ситуаций и поддержание приобретенного равновесия. Э. Берн приводит описание многих игр, которые индивид использует при общении с другими людьми, на приеме у психотерапевта, в семье и пр. Среди них, например, супружеские игры: «Тупик», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка»; игры в компаниях: «Почему бы вам не…- Да, но», «Какой ужас», «Гость-разиня» и др. Есть и пожизненные игры, тесно связанные с жизненным сценарием: «Алкоголик», «Должник», «Побейте меня» и др.

Сценарный анализ представляет собой анализ правил поведения (скриптов), которые хранят каждое из Эго-состояний. Эти скрипты определяют поведение человека в конкретной жизненной ситуации. Определенные рамки поведения формируются в детстве, навязываются ребенку его родителями. Жизненные сценарии в большинстве случаев основываются на родительском программировании, которое ребенок усваивает по трем ключевым причинам: 1. Оно придает жизни цель, 2. Дает ребенку приемлемый (с точки зрения его родителей) способ структурирования времени, 3. Оно указывает ребенку как поступать и как делать те или иные вещи.

5 стр., 2101 слов

анализ эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

... лет). Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что «этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей ... школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми [38, c.56]. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых ... и пр.); - настольные печатные игры; - словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном ...

За первые два года жизни ребенок осваивается в окружающем мире и вырабатывает жизненную позицию относительно Я и Ты.

  1. Я -, Ты + Это психологически депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоуничижение.(Характерна для детей от рождения до года)
  2. Я —, Ты -. Это позиция безнадежности. (Характерна для детей от года до двух лет).
  3. Я +, Ты —. Это позиция превосходства, характерна для посредственных личностей.(Характерна для детей от года до двух лет).
  4. Я +, Ты +. Позиция успеха. Эта позиция принимается на сознательном уровне, в ней отражены сведения о себе и о других, а также потенциальные возможности человека

Обычно на третьем году жизни какая-либо из первых трех позиций закрепляется (чаще всего позиция Я -, Ты +).

Эти позиции основаны на чувствах и эмоциях, четвертая позиция — результат размышления, веры и желания действовать. Четвертая позиция самая оптимальная, так как это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и окружающий мир.

Трансактный анализ позволяет изучить и выявить стереотипные схемы поведения (игры) и долговременные жизненные планы (сценарии).

При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его межличностных отношений.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector