ИП 31. Трансактный анализ Э. Берна

ИП 31. Трансактный анализ Э. Берна

Эрик Леннард Берн (Настоящее имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) американский психолог и психиатр, разработчик сценарного анализа и трансактного анализа. Родители были выходцами из России: отец, Давид Гиллель Бернстайн, был доктором, а мать, Сара Гордон, занималась литературой. Увлеченный медициной, отец, практикующий терапевт, на обход больных часто брал своего сына.

В 1921 году Эрик Берн лишился отца, и мать стала одна воспитывать дочь с сыном. Позже Эрик поступил в Мак-Гиллский университет в Монреале, где обучался психологии, английскому языку и подготовительному курсу медицины. В 1931 году он доучился до бакалавра в гуманитарных науках. В 1935 году тот же университет присудил ему степень доктора медицины, а также магистра хирургии. После этого Эрик Берн переселился в США и получил там гражданство.

В Инглвудской больнице Нью-Джерси получил должность психиатрического ординатора. В то время очень сильно были распространены антисемитские настроения, что вынудило Эрика изменить фамилию на «Берн». Позже он переехал в штат Коннектикут и начал в Норфолке психиатром вести частную практику. В этот же период женился в первый раз. Всего у него было три брака, и все они были неудачными.

С 1941 года начал осваивать специальный курс Нью-Йоркского психоаналитического института, где был подвергнут психоанализу Полем Федерном, бывшим коллегой Фрейда.

В 1943 году стал работать в Армейском медицинском корпусе, и начал практиковать работу с группами. В 1946 году он уволился из армии и обосновался в Кармеле Калифорнии. В это время пишет книгу для широкого круга читателей о психиатрии и психоанализе и обучается в Психоаналитическом институте в Сан-Франциско, где Эрик Эриксон руководил курсами психоанализа.

В 1950 году начал вести частную практику в Сан-Франциско, в Больнице Горы Сион. А в сентябре 1954 года он начал вести первую группу трансактного анализа.

1 стр., 474 слов

Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne) | Биография

Годы жизни:1902 -1970 Родина: Монреаль (Канада) Эрик Леннард Берн - американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, одного из направлений психотерапии и практической психологии. Д-р медицины, профессор. Ученик П. Федерна. Родился и получил медицинское образование в Канаде. После окончания университета в Монреале эмигрировал в США, где продолжил образование, специализируясь в ...

Собственные оригинальные представления все дальше уводили Эрика Берна от ортодоксального психоанализа, поэтому в 1956 году, когда он подал заявку на членство в Психоаналитическом институте в Сан-Франциско в третий раз, то вновь получил отказ. При этом этот институт спустя несколько лет сам предложил Берну членство в своих рядах, но отказался уже Берн.

В 1958 году опубликовал научный доклад о трансактном анализе.

В 60-е годы работал над книгами по применению трансактного анализа в группах: 1963 г. -«Структура и динамика организаций и групп, 1964 г. — «Игры, в которые играют люди» 1966 г. — «Принципы группового лечения», 1972 г. — «Что вы говорите после того, как говорите «здравствуйте»?» В 1962 году начал издаваться журнал «Бюллетень трансактного анализа» редактором которого в течение нескольких лет был Берн.

В 1964 году была образована Международная Ассоциация трансактного анализа. В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

13 стр., 6050 слов

Анализ исходного состояния проблемы

ПРОГРАММА «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2013-2018 ГОДЫ» МОУ СОШ № 4 I. Паспорт программы. Наименование программы Комплексно-целевая программа «Повышение качества образования обучающихся на 2013 -2018 годы» Основания для разработки программы   1.План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая ...

Главным достижением Эрика Берна является разработка концепции трансактного анализа, которую он вначале называл социальной психотерапией, подчеркивая ее связь с социальным научением. Концепция Берна ориентирована в большей степени на практику, чем на формирование новых теоретических положений.

Ведущее положение трансактного анализа: понятие о трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек — Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации.

Трансактному анализу предшествует структурный анализ, который стремится дифференцировать и проанализировать состояния Я.

Родитель — это состояния Эго, которое копирует образцы поведения, сходные с поведением родителей индивида, либо лиц, их заменяющих.

Взрослый — это состояния ЭГО, направленные на объективную оценку действительности и принятие взвешенных решений.

Ребенок — это состояние Эго, соответствующее состоянию и поведению ребенка, которым был когда-то человек.

Все компоненты личности важны и ценны: Ребенок привносит в жизнь творчество, счастье и обаяние. Взрослый необходим для успешного функционирования в жизни, так как именно в состоянии Взрослого человек способен перерабатывать информацию и принимать взвешенные решения. Родитель необходим для успешного выполнения функций реального родителя. Второй функцией состояния Родителя является автоматическая реакция на многие действия. Автоматизм сохраняет время и силы: гораздо эффективнее вести себя «как принято» во многих стандартных жизненных ситуациях, чем анализировать и обдумывать простые решения.

Единицу общения Э. Берн называет трансакцией. Трансактный анализ (ТА) — изучение комплексный, стереотипных цепочек коммуникаций, которые вновь и вновь воспроизводятся в стандартных ситуациях. ТА выясняет в каком состоянии Эго находится каждый из участников общения. Если общение идет между людьми, находящимися в состоянии Взрослого, либо между Ребенком и Родителем, то описанные трансакции называются дополнительными. В этом случае стимул вызывает ожидаемую нормальную реакцию.

2 стр., 768 слов

Тест «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?»

Тест Г.Пэйна для родителей «Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям»   1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который Вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что Вы делаете? А. Выполняете просьбу и слушаете рок-музыку вместе с ней? Б. Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм? В. Обещаете купить для нее портативный телевизор? Г. Записываете фильм на ...

Процесс коммуникации идет без затруднений, если трансакции дополнительные.

Р

В

Р

Ре

В

Р

Ре

В

Р

Ре

В

Ре

И, наоборот, процесс коммуникации затруднен, а иногда и прерывается, если трансакции пересекаются. Пересекающиеся трансакции подразумевают, что стимул и реакция на него не совпадают. Например, один из собеседников задает рациональный вопрос из позиции Взрослого, а второй отвечает из позиции обиженного Ребенка, либо делает замечания с позиции Родителя.

В

Р

Ре

В

Р

Ре

В

Р

Ре

В

Р

Ре

4 стр., 1835 слов

теоретическое обоснование и экспериментальная оценка эффективности работы по формированию игровых умений в сюжетной игре у детей четвертого года жизни.

Содержание Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогические основы исследуемой проблемы 8 1.1. Значение сюжетной игры для развития личности ребенка 8 1.2. Этапы развития игры детей дошкольного возраста 14 1.3. Педагогические технологии руководства сюжетной игрой детей дошкольного возраста 20 Выводы по первой главе 30 Глава 2. Формирование игровых умений в сюжетной игре у детей четвертого года жизни 31 ...

пРИ

Поскольку люди нуждаются в постоянных социальных контактах, то они вынуждены вступать во взаимодействие с другими людьми. Кроме того, все люди нуждаются в структурировании своего времени. Э. Берн выделяет три типа планирования времени: материальное, связанное с деятельностью человека, социальное, определяющее поведение индивида в обществе («времяпрепровождение») и индивидуальное («игры» и «истинная близость»).

Каждый человек нацелен на получение максимальной выгоды от трансакций с другими людьми. Игры — это стандартные цепочки трансакций со скрытой мотивацией. Обычно в играх задействовано более чем одно Эго-состояние человека. Играя в игры, человек удовлетворяет свои потребности в снятии напряжения, устранения психологически опасных ситуаций и поддержание приобретенного равновесия. Э. Берн приводит описание многих игр, которые индивид использует при общении с другими людьми, на приеме у психотерапевта, в семье и пр. Среди них, например, супружеские игры: «Тупик», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка»; игры в компаниях: «Почему бы вам не…- Да, но», «Какой ужас», «Гость-разиня» и др. Есть и пожизненные игры, тесно связанные с жизненным сценарием: «Алкоголик», «Должник», «Побейте меня» и др.

Сценарный анализ представляет собой анализ правил поведения (скриптов), которые хранят каждое из Эго-состояний. Эти скрипты определяют поведение человека в конкретной жизненной ситуации. Определенные рамки поведения формируются в детстве, навязываются ребенку его родителями. Жизненные сценарии в большинстве случаев основываются на родительском программировании, которое ребенок усваивает по трем ключевым причинам: 1. Оно придает жизни цель, 2. Дает ребенку приемлемый (с точки зрения его родителей) способ структурирования времени, 3. Оно указывает ребенку как поступать и как делать те или иные вещи.

5 стр., 2101 слов

анализ эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы изучения применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи……………………6 1.1 Понятие и сущность дидактической игры………………………………...6 1.2 Роль дидактической игры в системе развития речи у детей с нарушениями речи ...

За первые два года жизни ребенок осваивается в окружающем мире и вырабатывает жизненную позицию относительно Я и Ты.

  1. Я -, Ты + Это психологически депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоуничижение.(Характерна для детей от рождения до года)
  2. Я —, Ты -. Это позиция безнадежности. (Характерна для детей от года до двух лет).
  3. Я +, Ты —. Это позиция превосходства, характерна для посредственных личностей.(Характерна для детей от года до двух лет).
  4. Я +, Ты +. Позиция успеха. Эта позиция принимается на сознательном уровне, в ней отражены сведения о себе и о других, а также потенциальные возможности человека

Обычно на третьем году жизни какая-либо из первых трех позиций закрепляется (чаще всего позиция Я -, Ты +).

Эти позиции основаны на чувствах и эмоциях, четвертая позиция — результат размышления, веры и желания действовать. Четвертая позиция самая оптимальная, так как это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и окружающий мир.

Трансактный анализ позволяет изучить и выявить стереотипные схемы поведения (игры) и долговременные жизненные планы (сценарии).

При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его межличностных отношений.

Adblock
detector