анализ эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы изучения применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи……………………6

1.1 Понятие и сущность дидактической игры…………………………………6

1.2 Роль дидактической игры в системе развития речи у детей с нарушениями речи…………………………………………………………………………………14

Вывод по 1 главе……………………………………………………………………………………….19

Глава 2. Организация применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи…………………………………………………………………………………….20

2.1 Проведение эксперементального исследования…………………………20

2.2 Формирующий этап исследования…………………………………………………….28

2.3 Контрольный этап исследования………………………………………………………35

Вывод по 2 главе……………………………………………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………………….40

Литература……………………………………………………………………….43

Приложение………………………………………………………………………47

Введение

Актуальность исследования. Роль дидактической игры в развитии речи огромна. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в связи с чем особенное внимание в развитии ребенка играет игровая деятельность. Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.

19 стр., 9482 слов

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...

... в игре не развиваются и функции речи. Отсутствует не только планирующая или фиксирующая речь, но и сопряженная. У умственно отсталого дошкольника развитие речи существенно отличается от развития речи нормальных детей. Отставание в развитии речи ...

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что важное влияние на развитие игровой, коммуникативной деятельности дошкольников оказывает речевое развитие ребенка. Дети с нарушениями речи испытывают трудности во взаимоотношениях сверстников в игре. Поэтому развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и игровой деятельности.

В связи с этим повышается необходимость разработок новых форм и методов коррекционно-формирующей работы с детьми с нарушениями речи посредством использования дидактической игры.

Однако, до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи. В связи с этим, мы считаем, что выбранная нами тема является достаточно актуальной.

Тема: Применение дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Объект исследования: дидактическая игра как метод работы с детьми с нарушениями речи.

Предмет исследования: особенности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Цель исследования: анализ эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Определить методологическую основу исследования, как результат анализа современных подходов к решению проблемы теоретических основ применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

2. Разработать критерии, показатели и комплексную методику диагностики уровней сформированности применения дидактических игр в роботе с детьми с нарушениями речи.

3. В ходе экспериментального изучения выявить особенности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Гипотеза исследования: целенаправленная формирующая работа логопеда, воспитателей и родителей посредством дидактической игры будет способствовать развитию речевой деятельности детей с нарушениями речи.

Методы исследования: теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы;

эмпирические: словесно-диагностические методы (наблюдение, беседа, эксперимент);

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... ‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и коммуникативных способностей. На начальных этапах коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

статистические: математическая обработка в ходе исследования.

База исследования: детский сад № 302 Ворошиловского района г.Волгограда. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 41 наименование, и 4 приложений.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

1.1 Понятие и сущность дидактической игры

Дидaктическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенкa. [2, с.43].

Традиционно подчеркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Так, в исследованиях Л А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко, НА Коротковой, Р.И. Жуковской. PC. Бурс и др. показана роль различных видов игр в социализации ребенка, его психическом развитии и социально-нравственном становлении. А.П. Усова, ТА. Релина, АЛ. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольников, в развитии «детского общества». В работах Л.В. Артемовой показаны общественные мотивы поведения в игре, а в исследованиях В.В. Абраменковой выделены особенности использования игры для развития гуманистической направленности личности ребенка. Труды Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, НА. Коротковой, А.И. Сорокиной и др. раскрыли роль творческих игр и игр с правилами» умственном развитии ребенка. Влияние творческих игр на художественно-эстетическое развитие ребенка подчеркивается в работах Д.В. Менжерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной и др. Развитие произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.В. Мануйленко.

В отечественной психологии принята концепция игры, разработанная Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3- 7 лет), игра с правилами (6-7 лет).

Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что «этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом» [39, с.43].

Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая деятельность дошкольника -игра. Именно с помощью нее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения к многие другие. А.В. Шипер считает, что через игру дети учатся:

? строить свои личностные жизненные планы;

? определяют и апробируют действия и средства их достижения;

? проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми [38, c.56].

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [4, c.29].

22 стр., 10776 слов

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

... Вся коррекционно-педагогическая работа с детьми осуществляется посредством игр. Поэтому игровая деятельность так важна для детей с нарушением интеллекта. Но дети с проблемами в психофизическом развитии требуют особого подхода в ...

Дидактическая игра — это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.

Дидактическая игра способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, а также, формирует у ребят, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и стремление к оказанию, в случае необходимости, помощи своему партнеру, что способствует сближению участников игры, углубляет их взаимоотношения. Расширяя границы межличностных отношений, дидактическая игра способствует возникновению творческих связей между ребятами, а также делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других. Кроме того, дидактическая игра благоприятствует реализации познавательных целей, развивает активность и самостоятельность.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

— игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.);

— настольные печатные игры;

— словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Обширна типология игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу. Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения [3, c.41].

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая, игрушки определенного цвета и называют их. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

21 стр., 10036 слов

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ...

... возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.[ ... с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Тема работы: подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ...

Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы [1, c.32].

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Словесные дидактические игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

А.В. Шипер отмечает, что «игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры» [38, с. 28].

Дидактическая игра по праву заняла в практике дошкольного воспитания важное место. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. В процессе игровой деятельности воспитатель стремится выработать у дошкольников социальные и нравственные ценности, осознанное отношение к действительности. Их формирование зависит не только от той информации, которую они получают, но и от того, как и каким путем она поступила к ним.

А.С. Макаренко отмечал, что значение использования игр в дошкольном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. «Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д» [27, с.112].

Сравнительный анализ коммуникативной компетентности детей с сохранным и нарушенным развитием позволил О.В. Дзюба выделить следующие особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

— снижение потребности в общении,

— несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи),

— незаинтересованность в контактах,

— неумение ориентироваться в ситуации общения,

— негативизм [12, c.22].

Для детей-дошкольников, с общим недоразвитием речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, а так же особенности в формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно — волевой сфер у дошкольников с ОНР влияет на развитие игровой деятельности детей, порождает определенные особенности поведения в игре.

9 стр., 4381 слов

Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

... совершенствование речевой деятельности ребенка. Однако в практике работа детских садов есть недостатки. Между пониманием воспитателем необходимости развития связной речи дошкольников и недостаточным использованием для этого сюжетно-ролевой игры. Степень ...

Как считает С.В. Артамонова, дошкольники с ОНР нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Они быстро истощаются, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других — с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности, соответственно эти дети в игре проявляют робость, их движения скованны, они быстро утомляются или наоборот раздражительны, суетливы, им не хватает сосредоточенности внимания и настойчивости в доведении игры до конца. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере.

Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Все это затрудняет включение этих детей в коллективную игру [1, c.55].

Ребенок с недоразвитием речи также, как и его сверстники без речевых нарушений активно осваивает мир, взаимодействуя с его объектами. В процессе игровой деятельности ребенок развивается, у него формируется отношение к объектам социальной и природной среды. Поэтому так важно правильно организовать игровую деятельность дошкольников с ОНР, чтобы она была развивающей и ……..

с.

34. Чистякова, Т.А. Нарушения речи в дошкольном возрасте: проблемы и решения / Т.А. Чистякова. — М.: Владос, 2013. — 234с.

35. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников / И. Н. Шевченко // Логопед. — 2011. — N 1. — С.16-26.

36. Шипер, А.В. Игровая деятельность детей дошкольного возраста / А.В. Шипер, — СПб.: Питер, 2004. — 303с.

37. Эльконин, Д. Б. Избранные труды / Д.Б. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 238.

38. Юрова, Е. В. Проблемы развития игровой деятельности дошкольников / E. B. Юрова. — М.: Аквариум, 2012. — 206 с.

39. Янчина, А.А. Обучение грамоте. Подготовительная группа дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений: пособие для логопеда/ А.А. Янчина. — М.: Олма-пресс, 2012. — 347 c.