Образ человека в психоаналитической философии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Институт экономики и управления

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

Образ человека в психоаналитической философии

Екатеринбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

З. Фрейд и К. Юнг как основоположники глубинной психологии

Глава 1. Учение З. Фрейда о психоанализе человека, культуре и религии

1.1 Структура личности

1.2 Возникновение и предназначение культуры

1.3 Возникновение и предназначение религии

1.4 Психоанализ

Глава 2. Психология бессознательного К. Юнга

2.1 Понятия коллективного и индивидуального бессознательного

2.2 Архетипы

2.3 Структура личности

2.4 Проблема души современного человека

2.5 Самопознание и саморазвитие человека

Заключение

Список литературы

человек психоанализ душа самопознание

ВВЕДЕНИЕ

Познание человека — одна из самых сложных и интересных задач, встающая перед исследователями всего мира. И как бы далеко сегодня не продвинулось человечество в своих открытиях, загадка появления и существования людей на Земле возможно никогда и не будет разгадана. XX век ознаменовался появлением новой науки — антропологии, предназначение которой и состоит в том, чтобы как можно больше приблизиться к пониманию сути человека, закономерностей его поведения и мышления, постичь смысл жизни.

Идея человека как самостоятельной области знаний имеет свою предысторию. Разумеется, человек стал объектом изучения от самых истоков философии. Но постепенно вызревала мысль о том, что возможна вполне автономная область знаний о человеке как особом роде сущего. Однако на пути философского постижения человека можно выделить наиболее значительные вехи. Конечно, это, прежде всего, попытка И. Канта создать философскую антропологию как самостоятельную область знаний в философии. Он предпринял попытку систематизировать: все открытия, которые сделаны в лоне науки и связаны непосредственно с человеческой природой. Он также предполагал, что только в рамках философии возможен синтез мировоззренческих интуиций и теоретических постижений человека. Самый главный предмет в мире, считал Кант, это человек, ибо он для себя конечная цель 1.

11 стр., 5211 слов

Реферат по философии на тему «Постпозитивистская философия науки» Оглавление

29 Введение Основные направления философии постпозитивизма К. Поппер родоначальник постпозитивизма. Концепция науки, предложенная К. Поппером Новый вариант постпозитивистской философии науки (концепция И. Лакатоса) Концепция науки П. Фейерабенда Роль метафизики в понимании Д. Уоткинса Проблема научной рациональности в постпозитивистской философии Заключение Список литературы Введение Кризис ...

Актуальность темы исследования обусловлена процессом антропологизации философского знания, развертыванием философско-антропологических исследований во всем мире и, особенно, в нашей стране, где философская антропология не достигла высокого уровня развития. Актуальность проведенного исследования связана с расширением комплекса гуманитарных знаний.

Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом особое внимание уделяется сопоставлению просветительской и фрейдовской модели человека. Задачи, поставленные в данной диссертационной работе, определяются следующими вопросами: обладает ли человек некоей константой или он постоянно преобразует собственное естество? Стабильна ли человеческая природа? В какой мере можно говорить о целостности человека? Какую роль в архетипе человека играет бессознательное?

З. Фрейд и К. Юнг как основоположники глубинной психологии

Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Следует иметь в виду, что на современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только фанатичные приверженцы, но и не менее страстные противники. Чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека — самого сложного явления в известной нам вселенной.

11 стр., 5141 слов

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

... », философы считали сон особым проявлением душевной деятельности человека, более высокой ступенью развития духа. З. Фрейд «Психология бессознательного», М., «Просвещение», 1990. С-310. Врачи рассматривали ... . Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.» И. Фролов. «Введение в философию». http://eurasialand.ru/txt/frolov1 ...

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии. В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. На подобные факты указывал еще Э. Тайлор в «Первобытной культуре». К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Аналитическая концепция культуры К. Юнга является оригинальной теорией культур, не во всем принятой сторонниками ортодоксальной науки. Во многом она служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур. Важнейшим ее положением было раскрытие категории «коллективного бессознательного» как наследуемой структуры психического, развивавшейся в течение сотен тысяч лет. Коллективное бессознательное представляет собой «совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и действенным образом определяет индивидуальную жизнь». Когда-то это было названо «наиболее революционной идеей» в науках о культуре и человеке в XX в. Век заканчивается, но пока никаких выводов из идей К. Юнга и их разработки не было сделано.

ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ З. ФРЕЙДА О ПСИХОАНАЛИЗЕ ЧЕЛОВЕКА, КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ

Человек, в понимании З. Фрейда, это, прежде всего, природное существо. Он полностью разделял теорию Дарвина о происхождении человека из природного мира и полагал, что специфика человеческого бытия полностью исчерпывается биологическими аспектами его жизни. Инстинкты действуют как на телесном, так и на психическом уровнях. Психическое выражение инстинктивных влечений Фрейд назвал «бессознательное», или «Оно».

12 стр., 5956 слов

Психологическая культура человека

Оглавление Введение. 2 Психология. 4 Отрасли психологии 5 Кора головного мозга. Полушария. 7 Свойства нервной системы. 10 Темперамент. 13 Характер. 15 Гипертимический тип 17 Тревожно-боязливый тип 17 Дистимический тип 18 Педантичный тип 18 Возбудимый тип 19 Эмотивный тип 19 "Застревающий" тип 19 Демонстративный тип 20 Циклотимический тип 20 Аффективно-экзальтированный тип 21 Эмоции. 21 ...

1.1 Структура личности

В представлении Фрейда, структура личности состоит из трех составляющих — Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования).

Оно характеризуется следующими особенностями. Во-первых, является хранилищем психической энергии инстинктов, во-вторых, имеет собственный принцип деятельности, который Фрейд назвал «принцип удовольствия».

Оно Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. В этой сфере бессознательного есть очень мощный первичный импульс — импульс продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого мира в психике человека формируется новый элемент — Я.

Я олицетворяет собой сознание, рациональность. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я выполняет три основных функции: 1) руководит контактом с реальностью (восприятие внешнего мира: видит, слышит и т. д.; 2) планирует деятельность человека, руководствуясь «принципом реальности»; 3) вытесняет желания и влечения Оно, которые никак не согласуются с реальностью. Вытесненный материал уходит из Я, но не исчезает из психики, а становится бессознательной ее частью. С точки зрения Фрейда, вытесненное желание в дальнейшем будет проявлять себя в сновидениях, оговорках, в каком-то непонятном поступке или в болезненной форме в виде невроза или психоза.

В структуре личности есть еще один важный элемент — Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.

В психоаналитической философии отношения между этими тремя элементами предстают как весьма сложные и многообразные. Раскрывая взаимодействие Я и Оно, Фрейд использует в качестве аналогии образ всадника и коня: «В своем отношении к «Оно» «Я» похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это собственными силами, а «Я» — заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

9 стр., 4434 слов

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

... Фрейда в разработке теории психоанализа Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом в 1896г. Продолжая практику психотерапевта, Фрейд обратился от индивидуального поведения к социальному. В памятниках культуры ... трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными. За почти ...

Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно.

По Фрейду, представления человека о свободе воли иллюзорны, поскольку за волевыми решениями и вообще сознательными актами скрываются совсем иные — подлинные и неосознаваемые — мотивы поступков. Истолкования же собственных действий чаще всего оказываются рационализациями, т.е. такими объяснениями, которые человек «придумывает» и которые вполне удовлетворяют его сознание.

1.2 Возникновение и предназначение культуры

Значительный мировоззренческий потенциал психоаналитической философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на принуждении и на подавлении инстинктивных импульсов, потому неизбежно вызывает страдание. Культура имеет мощные средства принуждения, к ним относятся религия, нравственные идеалы, произведения искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей.

Фрейд так определял культуру: «Это все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных». Он выделял две ее стороны. Во- первых, культура содержит знания и умения, которые позволяют людям овладеть силами природы и получить от нее материальные блага. Также она включает все те требования и нормы, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ.

В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд отмечал, что человек находится в сложном, противоречивом положении. С одной стороны, культура — источник его страданий, с другой — она необходимое условие жизни в обществе. Самым лучшим выходом из этого положения Фрейд считает увеличение культурной значимости научного знания. «Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь, уменьшать наши страдания и в соответствии, с чем устраивать нашу жизнь». Именно наука, по мнению Фрейда, поможет человеку примириться с требованиями культуры. С помощью психоанализа человек научится управлять бессознательными импульсами и, значит, уменьшится «репрессивная» функция культуры. В связи с этим основную цель психоанализа Фрейд формулировал так: «Там, где было Оно, должно стать Я». На пути к этой цели произойдет также освобождение культуры от религиозных представлений, так как они «иллюзия» и не соответствуют реальности. Религию, утверждает Фрейд, нужно считать общечеловеческим неврозом, который будет преодолен в ходе развития человечества.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Фрейд утверждает, что каждая культура основывается на принуждении к труду и на отказе от первичных позывов и потому неизбежно вызывает страдание. В связи с этим помимо средств принуждения в культуре создаются средства, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы. Последние Фрейд называет «психологическим арсеналом культуры». К ним относятся культурные идеалы, творения искусства и религиозные представления.

1.3 Возникновение и предназначение религии

По мнению Фрейда, религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы 15 и ограничении первичных позывов, имеющих антикультурный характер. Культурная значимость религиозного мировоззрения связана с тем, что оно позволяет компенсировать чувство беспомощности, возникающее у человека перед силами природы. Также религия умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье. Обещания защиты и счастья тесно связаны с этическими требованиями. Они являются платой за выполнение религиозных заповедей; только тот, кто им подчиняется, может рассчитывать на эти благодеяния, непослушных ждут наказания.

Религиозное мировоззрение Фрейд трактует как «иллюзию», укорененную особенностях душевной жизни человека. Недоказуемость религиозных учений, их несоответствие разуму и опыту, нарастание в культуре рациональности неотвратимо ведут к падению значения религии. Религия, утверждает Фрейд, подобна общечеловеческому неврозу; она должна быть преодолена в ходе человеческого развития. Его взгляды в этом вопросе схожи с воззрениями Л. Фейербаха, полное собрание сочинений которого он внимательно прочитал еще в юности.

4 стр., 1800 слов

Бессознательное в работах Фрейда

... человека. Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру психики человека ... На её основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями. Так ... стремились объяснить социальное устройство жизни людей. Билет № 24. Проблема человека в философии экзистенциализма. ...

Однако Фрейд, сознает, что последствия разложения религиозной нравственности среди широких масс могут быть деструктивными, что требует пересмотра отношений между культурой и религией, поиска иных оснований морали. Он утверждает необходимость замены религиозного воспитания интеллектуальным, ориентированным на науку.

«Освобожденное от давления религиозных учений воспитание, — пишет Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии», — изменит в психологическом существе человека; Бог наш, Логос, может быть, не очень всемогущ и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что обещали его предшественники. Если мы это поймем, то примем с покорностью. Интереса к миру и жизни из-за этого не потеряем, так как есть у нас одна надежная точка опоры. Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь и в соответствии с чем устраивать нашу жизнь. У науки много открытых и еще больше тайных врагов среди тех, кто не может ей простить, что она обессилила религиозную веру и грозит ей полным уничтожением. Науку упрекают в том, сколь малому она нас научила и сколь несравненно больше оставила нерешенным. Но при этом забывают, как она молода, как трудны были ее первые шаги и как ничтожно мал тот период, к которому человеческий интеллект окреп для ее заданий».

1.4 Психоанализ

Психоанализ вызвал и продолжает вызывать споры относительно вопроса о его научной ценности. Сам Фрейд и сторонники классического психоанализа считали его такой же наукой, как, например, физика или химия. Однако существуют серьезные возражения против такой позиции. Так, один из крупнейших методологов науки в ХХ столетии К.Поппер считал, что психоанализ не отвечает требованиям науки. Те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения — он не может проверить истинность утверждений пациента.

Для некоторых философов психоанализ — это, прежде всего, герменевтика — искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. С критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили К.Ясперс, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, Э. Мунье и другие. Независимо от приведенных оценок антропологические и социально-философские взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, философию, психологию первой половины ХХ в.

Необходимо отметить, что во многом философская позиция Фрейда не однозначна. С одной стороны Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал их как первоисточник всех явлений культуры. Психоанализ Фрейда справедливо критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции культуры, хотя оценка взаимоотношений культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное Фрейдом учение показало, насколько сложным предметом философского исследования является человек.

В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические взгляды, не только высказали критические замечания по их поводу, но и стали создателями своих собственных теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции бессознательного, рассматриваются такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К. ЮНГА

Юнг признавал значимость фрейдовских достижений в области исследования проблемы человека. Как и у Фрейда, в центре внимания Юнга оказывается идея бессознательного. Однако Юнг предложил иное понимание его природы и форм проявления. Он не был согласен с мнением Фрейда, что человеческое существование в большей степени определяется инстинктивными влечениями и что одной из главных задач культуры является их подавление.

Юнг вспоминал: «Везде, где находила свое выражение духовность, — будь то человек или произведение искусства, — Фрейд моментально подозревал подавленную сексуальность… Я пытался возразить ему, что если эту гипотезу довести до ее логического конца, то вся человеческая культура предстанет не более чем фарсом, нездоровым последствием сексуальности. “Да, — соглашался он, — так оно и есть, это какое-то роковое проклятие, против которого мы бессильны”. Я не был готов согласиться с этим и еще менее готов был с этим смириться». В итоге Юнг разработал собственную концепцию человека, в рамках которой большое значение придавалось социальным аспектам человеческого бытия.

2.1 Понятия коллективного и индивидуального бессознательного

С точки зрения Юнга, структура личности состоит из трёх частей — сознания (эго), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго — это сознание человека, включающее в себя все мысли, чувства, воспоминания, ощущения и служит основой самосознания человека.

Личное бессознательное является поверхностным слоем бессознательного. В нем содержатся вытесненные переживания любых значимых событий личной жизни (а не только неприятных, постыдных и тягостных, как считал Фрейд).

Юнг предполагал при этом, что иной индивид может достичь уровня полного осознания содержания личного бессознательного, в результате чего в его психике останется только коллективное бессознательное. Личное бессознательное отражает личный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер, так как были забыты или подавлены. Коллективное бессознательное — это своего рода общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется у современных людей через сновидения.

Коллективное бессознательное — глубинный слой в структуре личности — представляет собой хранилище опыта развития всего человечества. Вводя коллективный уровень в бессознательном, Юнг делает акцент на существовании в структуре личности универсальных, надындивидуальных и неосознаваемых компонентов. «Самая большая глубина, какой мы можем достичь в ходе исследования бессознательного, — писал Юнг, — это тот слой души, в котором человек перестает быть отдельным индивидом и его душа сливается с душой человечества — душой не сознательной, а бессознательной, где мы все одинаковы. Подобно тому, как всем телам присуще анатомическое сходство — у всех людей есть пара глаз, пара ушей, сердце и т.д. лишь с незначительными индивидуальными отличиями, точно так же и души сходны в своей основе. На этом коллективном уровне мы уже не отдельные индивиды, тут мы все едины».

Таким образом, Юнг расширяет фрейдовское понимание бессознательного: от узко инстинктивного до уровня автономной системы, которая базируется на многовековой духовной культуре человечества.

2.2 Архетипы

По мнению Юнга, бессознательное продуцирует некоторые схемы, формирующие представления человека, которые он назвал архетипами. Это изначально врожденные психические структуры, которые действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе «Архетип и символ» Юнг следующим образом поясняет суть этого понятия: «Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности… Прообраз или архетип являются сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это так сказать психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».

Как некие прообразы, врожденные возможности представлений всего человеческого рода, архетипы в своем символическом виде отражают структуру человеческой психики, включая ее сознательные и бессознательные пласты. Они составляют внутреннюю сущность человека, являющегося, по Юнгу, архетипным существом.

Архетипические образы — это формы представления архетипа в сознании. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и в этой совокупности подвергается сознательной обработке. Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником сказок, мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Например, архетип Самости в мифах, сказках, сновидениях предстает в образе мудрого старца, божественного дитя, однако столь же часто Самость предстает как крест, кольцо, круг (мандала), квадрат.

2.3 Структура личности

На базе «коллективного бессознательного» и «архетипов» К. Юнг раскрывает и анализирует основные элементы в структуре личности.

Структура личности по Юнгу:

Эго — центральный архетип в сфере сознания.

Персона — архетип, который показывает компромисс между индивидом и обществом, это маска (соответствует фрейдовскому «Сверх-Я»), которую человек надевает при встречах с другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. Персона — внешнее выражение социальности, она дает возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой — скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.

«Тень» — центральный архетип в сфере бессознательного, в котором сосредоточена негативная сторона человека. «Тень» — это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.

«Анима» и «Анимус» — архетипы женского и мужского начала, содержащиеся в образах человеческого «Я» и символизирующие собой противоположный пол.

«Самость» — центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный субъект, и целостную личность, и цель жизни человека.

Юнг считал, что неврозы связаны с такими состояниями человеческого сознания, когда комплексы образуют автономные группы представлений и ассоциаций, имеющих тенденцию самостоятельно перемещаться и жить собственной жизнью, независимо от намерений людей. Человек утрачивает ценностные ориентиры в жизни, лишается символов, воплощенных в образе Бога, переживает своеобразный вакуум.

Современный человек находится как бы в поисках души, ему необходимо помочь обрести целостность, душевное равновесие. Речь идет об индивидуации (процесс становления личности), обретении человеком своей Самости, которую Юнг называет «Богом внутри нас».

Таким образом, Юнг рассматривает человека самостоятельным существом. При этом вычленение различных образов сознания и многочисленных персонификаций бессознательного позволило «размыть» ту непреодолимую преграду между сознанием и бессознательным, которая была воздвигнута Фрейдом. Раскрывая несоответствие между «истинным» и «ложным» бытием человека в современном мире, Юнг в структуре человеческой психике выделяет особую инстанцию, заключающую в себе потенциальные возможности становления индивида подлинным человеком, целостной личностью.

2.4 Проблема души современного человека

Проблема души современного человека принадлежит к вопросам, которые сделались частью нашего века настолько, что мы не в состоянии разглядеть их в необходимой перспективе. Человек сегодняшнего дня представляет собой совершенно новый феномен. Современная проблема — это только что возникшая проблема, и ответ на нее принадлежит будущему. «Говоря о проблеме души современного человека, мы можем в лучшем случае лишь поставить вопрос, причем мы ставили бы его, наверное, совсем иначе, будь у нас хотя бы малейший намек на ответ, который даст на него будущее. Дело в том, что он обращен к чему-то столь универсальному, что выходит за пределы индивидуального восприятия. Открытое признание нашей ограниченности кажется мне существенным, поскольку именно проблемы такого рода чаще других искушают нас произносить громкие и пустые слова, а также потому, что и сам я буду вынужден сказать нечто кажущееся непомерным и неосторожным» — пишет в своей работе Карл Юнг.

Современный человек по нению Юнга никоим образом не является обычным человеком. Скорее он представляет собой человека, стоящего на вершине или на самом краю мира — с пропастью будущего перед ним, одними небесами над ним и всем человечеством, с исчезающей в первобытном тумане историей — под ним. Современный встречается достаточно редко, ибо он должен быть в высшей степени сознательным. Ведь существовать целиком в настоящем означает полностью осознавать свое существование, что требует максимальной интенсивности и экстенсивности сознания, минимума бессознательного. «Нужно ясно понять, что простой факт жизни в настоящем не делает человека современным, ибо тогда любого ныне живущего можно было бы считать таковым. Современен лишь тот, кто полностью осознаёт настоящее» — отмечает К. Юнг.

Достигший сознания настоящего человек одинок. «Современный» человек во все времена был таковым, ибо каждый шаг к более полной сознательности удалял его от животного, от стада, от погруженности в общую бессознательность. Каждый шаг вперед означал освободительный отрыв от бессознательного, в котором пребывает людская масса. Даже в цивилизованном обществе люди, образующие, с точки зрения психологии, низший слой, живут в состоянии бессознательности, мало отличающемся от первобытного состояния. Обитатели последующих стран живут на уровнях сознания, соответствующих начальным этапам человеческой культуры, тогда как принадлежащие к высшему слою наделены сознанием, которое отображает жизнь нескольких последних столетий. Только человек современный в этом смысле слова действительно живет настоящим: только он обладает сегодняшним сознанием, он один обнаружил, что пресытился жизнью на более ранних уровнях.

К. Юнг в своей книге «Проблема души современного человека» пишет, что все знание приобретено опытом наблюдений за другими людьми и из собственного опыта: «Я знаю кое-что об интимных сторонах психической жизни многих сотен образованных личностей, здоровых и больных, выходцев из самых различных районов цивилизованного белого мира; мои суждения основываются на этом опыте. Без сомнения, я могу дать лишь одностороннюю картину, поскольку все мои наблюдения связаны с душой — все это лежит внутри. Я должен сразу же добавить, что уже это само по себе примечательно, поскольку душа не всегда и не везде обнаруживается внутри.»

Подобно тому как в отдельном индивиде, тьма взывает к приходящему на подмогу свету, точно так же происходит и в душевной жизни народа. За разрушительными толпами, втекавшими в Нотр-Дам, стояли темные и безымянные силы, отрывавшие человека от его корней; эти же силы действовали и на Анкетиля дю Перрона. Они вызвали отклик, вошли в историю и говорят с нами устами Шопенгауэра и Ницше. Конечно, на интеллектуальной поверхности не так уж много видно: горсть ориенталистов, один-два энтузиаста буддизма, несколько темных знаменитостей вроде мадам Блаватской или Анни Безант с ее Кришнамурти. Эти явления подобны мелким островкам, разбросанным по океану человечества; но в действительности эти островки являются пиками подводных хребтов.

Великие новшества никогда не приходят свыше; они неизменно поднимаются снизу, подобно тому как деревья растут вверх с земли, а не с небес. Перевороты, происходящие в нашем мире, и сдвиги в нашем сознании суть одно и то же. Все стало относительным, а потому сомнительным. В то самое время как человек нерешительно созерцает мир, свихнувшийся от всех своих мирных договоров и дружественных пактов, демократии и диктатуры, капитализма и большевизма, его дух стремится найти ответ, который позволил бы уменьшить беспокойство, вызванное сомнениями и неуверенностью. Именно люди, живущие на низших, темных уровнях, следуют бессознательным влечениям души.

2.5 Самопознание и саморазвитие человека

Юнг придавал большое значение самопознанию и саморазвитию личности. Для этого, считает Юнг, необходимо изменение направленности сознания: ему следует отказаться от исключительной обращенности вовне. Вместо восприятия окружающего мира сознание должно обратиться вглубь психики, к ее бессознательной части. Самое увлекательное путешествие, по мнению Юнга, которое может совершить человек, это путешествие к своему бессознательному.

Юнг писал, что «сознание и бессознательное не составляют никакой цельности, если одно подавляет или причиняет вред другому. …Обе стороны имеют равные права. Обе они — аспекты жизни. Сознание должно защищать свой разум и свои возможности самоограждения, но и хаотическая жизнь бессознательного также должна иметь возможность следовать своему собственному характеру, в той мере, в какой мы можем его выносить. Это означает открытую борьбу и открытое сотрудничество. Так, вероятно, должна выглядеть человеческая жизнь. Это старая-престарая игра: молота и наковальни. Страдающее железо, оказавшееся между нами закаляется и выковывается в нерушимую цельность, а именно в “индивида”».

Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший в концепции и Юнга название индивидуация. Индивидуация — процесс становления личности, ее саморазвития. Юнг отмечал, что словом «индивидуация» (in-dividuation не- делимый) подчеркивается специфика этого процесса, в результате которого человек становится не-делимым, т.е. отдельным нераздельным единством или «целым».

Человеку, решившемуся на саморазвитие, по мнению Юнга, необходимо обратиться к поиску подлинно духовных ценностей, смысла жизни, стремиться реализовать свои творческие задатки. Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Их отличие друг от друга можно определить по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям. Юнг писал: «действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, совершенно не жизненен. Поэтому он не имеет ничего общего с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления жизненно необходимой связи между индивидами в их общественной жизни».

Так, в учении Юнга, личностный рост непосредственно связан с полноценной общественной жизнью человека. Только личность может найти свое настоящее место в человеческом коллективе; только личности наделены способностью создавать сообщества, то есть по-настоящему интегрироваться в группы людей, а не просто быть отдельными «номерами» в безликой массе. Ведь масса — это лишь сумма индивидов, которая, в отличие от сообщества, никогда не может сделаться свободной и социально ответственной. Для Юнга самореализация — как в индивидуальном, так и в социальном смысле — становится условием морального развития человека и общества.

Подводя итог, необходимо сказать, что точка зрения Юнга на проблему человека не «расставила все точки над i», а стала очередным шагом на пути ее изучения. Заслуга Юнга заключается в том, что он выступил с критикой натуралистического подхода Фрейда к проблеме человека, указал на определяющую роль в человеческой жизни социокультурных факторов, призывал людей к самопознанию и духовному развитию. Однако Юнг в своем учении о человеке не смог до конца преодолеть биологизаторский уклон, характерный для фрейдовского понимания человека. Учение о коллективном бессознательном — врожденном психическом уровне — является ярким доказательством этого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние психоанализа легко обнаруживается в творчестве многих писателей, художников, кинорежиссеров. В 20-е годы, когда психоанализ получил распространение, он стал объектом критики таких философов, как К. Ясперс и М. Шелер. Позднее с критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили Ж.-П. Сартр, Э. Мунье, К. Поппер и другие. Эта философская критика привела к многочисленным попыткам создания новых философских учений.

Однако несмотря на все влияние, оказанное психоанализом на гуманитарные науки, строгим критерием научности психоанализ никогда не соответствовал, а идеи самого Фрейда являются не менее умозрительны, чем воззрения критикуемых им философов. Фрейд не учел, что те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения — он не может проверить истинность утверждений пациента. Главным критерием истины в психоанализе оказывается чувство очевидности при обнаружении бессознательного содержания психики, которое сопровождается исчезновением невротических симптомов.

Главной особенностью психоаналитической концепции человека является утверждение о том, что бессознательное — это та сфера психического, где происходят существенные и значимые для человеческой жизни процессы, которые определяют поступки, побуждения и переживания человека. Своей задачей Фрейд и его последователь Юнг считал раскрытие содержательных характеристик бессознательного, в недрах которого, по их мнению, происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная. В связи с этим можно говорить о другой важной особенности психоаналитической философии, которая заключается в убежденности, что познание бессознательного делает человека свободным, освобождает от власти иррационального начала жизни, является условием благополучной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. Канке. Учебник по философии. М, 2006.

Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. — СПб, 1997.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 2001.

Юнг К.Г. Воспоминания, размышления, сновидения. М., 2007.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Фрейд З. Психология бессознательного. — М, 2001.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М. 2003.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2008.

Размещено на