Тема 4. Направления воспитания
План
1. Понятие содержания воспитания.
2. Нравственное воспитание.
3. Формирование научного мировоззрения
4. Гражданско-правовое воспитание.
5. Трудовое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
7. Физическое воспитание.
Понятие содержания воспитания
Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Содержание воспитания необходимо структурировать, оформлять конструктивно, чтобы облегчить составление программ воспитания и определить пути и средства реализации этих программ.
Содержание воспитания определяется целью воспитания – всестороннее и гармоническое развитие личности – и конкретизируется в ряде задач, отражающихся в виде направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. Подобное деление использовалось афинской системой воспитания еще в период античности, это разделение удобно как аналитическая, познавательная операция и как рациональная организационная форма для практики.
В советской педагогике преобладала ориентация содержания воспитания на интересы государства, слабо была представлена направленность воспитания на формирование своеобразие личности, имеющей свои интересы, потребности.
В постсоветской педагогике О.С. Газман предложил рассматривать содержание воспитания как элементы, составляющие базовую культуру личности, культуру ее жизненного самоопределения: интеллектуальную, трудовую, физическую, политическую и другую. В данном подходе не отрицаются традиционные направления воспитания, при этом подчеркивается ориентация на активность и самостоятельность личности в процессе воспитания.
Таком образом, направление воспитания можно рассматривать как ту или иную область содержания воспитания, ориентирующуюся на решение определенных задач, предполагающую усвоение воспитанником тех или иных компонентов социокультурного опыта (знаний, умений, норм, ценностей и т.д.).
То или иное направление воспитания позволяет формировать соответствующие личностные качества, личностную культуру воспитанников (нравственную, эстетическую, политическую, физическую, трудовую, интеллектуальную).
Нравственное воспитание
Нравственное направление воспитания нацелено на усвоение ценностей и норм морали и формирование нравственности, гуманности.
Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...
... семьи менее успешными на фоне нуклеарных семей в силу того, что воспитанием детей и содержанием семьи занимается одна женщина; они делают акцент на значимости в этом ... эмиграции). В статье отражены результаты исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, проведенных психологами, социологами, демографами российской и латиноамериканской научных школ. Были ...
Мораль представляет осознанную личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. Нравственность – это личностная характеристика, регулирующая индивидуальное поведение человека и объединяющая такие его качества как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Гуманность понимается как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Механизмом формирования нравственности и гуманности является совесть. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» совесть определяется как нравственное самосознание личности, способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
Нравственное воспитание происходит на уроках литературы, истории, через знакомство с этическими учениями, нравственными проблемами и способами их разрешения, с примерами реальных и исторических личностей-носителей этических идеалов. Воспитанники усваивают опыт нравственного самосовершенствования, умения самоанализа, методы самовоспитания. Важно научить детей нормам этического поведения с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах.
Вызывает интерес проведение дискуссий, связанных с нравственной проблематикой, например, о допустимости насилия во благо; о том, каким должно быть милосердие в современном обществе; о сущности гуманизма подлинного и абстрактного, о социальной справедливости и несправедливости и т.д.
Необходимо укрепление традиций школьного и классного коллектива, основанных на нравственных ценностях. При организации коллективной учебной, общественно полезной деятельности важно включение детей в ситуации взаимопомощи, проявления сочувствия, сопереживания и сорадования, приобретение опыта милосердия к тем, кто нуждается, защиты младшего, слабого.
В процессе нравственного воспитания следует формировать дисциплинированность как качество личности, которое проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям. Необходимо разъяснение школьникам важности соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества, педагогам следует требовать внутренне осознанного соблюдения школьной дисциплины.
Пример гуманного отношения педагога как к воспитанникам, так и к остальным людям обладает особой воспитательной силой, он может убедительно подкрепить рассуждения, беседы и рассказы о гуманности. Воспитатель должен служить образцом дисциплинированности и нравственной ответственности.
Целями и результатом нравственного воспитания являются нравственная культура личности, в основе которой лежит гуманистическое мировоззрение, деятельная любовь к людям, рефлексия как понимание другого, эмпатия как способность к сопереживанию, толерантность; сознательная дисциплина, а также культура поведения, в которой органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура.
Конфликт между личностью и культурой как главная проблема психоанализа З.Фрейда
... не найдены. Объекты курсовой работы: личность, культура. Предмет курсовой работы: Конфликт между личность и культурой (Столкновение человеческого бессознательного с ... Проблема тотема и табу………………………………………………...24 Конфликт между личностью и культурой в понимании З. Фрейда Социальный контроль как ... пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не ...
Формирование научного мировоззрения
Формирование научного (философского) мировоззрения направлено на развитие интеллектуальной культуры учащихся.
Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир, природу, общество, мышление.
Научное мировоззрение, будучи способом осмысления, понимания и оценки объективной реальности и воплощая в себе достижения мировой цивилизации, вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества
Интеллектуальное развитие в процессе формирования научного мировоззрения школьников осуществляется на уроках по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов и факультативных занятиях. Здесь происходит знакомство с историей научных идей и открытий, с примерами жизни выдающихся ученых, с аспектами научной методологии. Школьники овладевают основами исследовательской культуры, учатся применять различные методы познания, совершенствуют умения обработки различных видов информации, в том числе овладевают компьютерными технологиями.
Учащиеся участвуют в работе кружков по предмету, в предметных олимпиадах, в создании научно-исследовательских проектов. В старших классах организуются «круглые столы», конференции, семинары, диспуты по обсуждению современных проблем научных исследований.
Интерес вызывают встречи с исследователями в различных областях наук, экскурсии в научно-исследовательские учреждения: институты, лаборатории, центры, в этом направлении можно эффективно использовать ресурсы Интернета, возможности виртуальных контактов, дистанционного образования.
К результатам данного направления воспитания относится интеллектуальная культура, включающая целостную систему мировоззренческих убеждений, глубину научных знаний; способность диалектического осмысления действительности; исследовательскую культуру; социальную активность личности.
Гражданско-правовое воспитание
Гражданско-правовое направление посвящено достижению одной из главной целей образования — воспитанию ответственного гражданина.
Базовыми ценностями данного направления, согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» воспитания являются национальное государство, гражданское общество, многообразие культур и народов, существующее в стране и в мире в целом; межэтнический мир и согласие всех представителей многонационального народа Российской Федерации.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям как своего народа, так и других этносов. Задачами такого воспитания должны стать формирование любви к малой Родине и ко всей стране, готовности к защите Отечества, уважения к культуре других народов.
Гражданско-правовое и патриотическое воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Прежде всего значима познавательная деятельность на учебных и факультативных занятиях, уроках истории, географии, обществознания. Это дает знания об устройстве общества, основах государства и права, позволяет постичь историю, культурные традиции, природно-климатические особенности, основы экономики своей страны и других стран. Школьники изучают государственные символы Российской Федерации (герб, флаг, гимн), символику других стран; знакомятся с историей и современным состоянием взаимоотношений России с другими культурами и т.д.
Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение
... неблагоприятной компании, проявляет агрессивность во взаимоотношениях со взрослыми». В какие виды деятельности целесообразно включать подростка для его социального становления, интеллектуального развития? 9) Ребенок ... все же попросил прощения у мамы. Насколько эффективен предложенный метод воспитания? Предложите другие варианты разрешения этой конфликтной ситуации и оказания воспитательных ...
Актуально обсуждение проблем в сфере социальных, гражданско-правовых, межнациональных отношений в беседах, дискуссиях, встречах с сотрудниками федерального и местного управления, правоохранительных органов, с представителями общественности.
Важны участие школьников в работе постоянных и временных органов общешкольного и классного самоуправления, включение учащихся в активный созидательный труд на благо Родины. Ценно приобретение ими опыта деятельности в подростковых и молодежных общественных организациях, проявление инициатив в сфере организации социальных акций и т.д., участие в общественно-полезной деятельности по благоустройству школы, микрорайона, города (поселения).
Таким образом, к целям и результатам гражданско-правового воспитания следует отнести гражданственность как интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Гражданственность тесно связана с формированием политической культуры включающей в себя знание правового минимума и политическую грамотность; переживание высших гражданских чувств; потребность проявления общественной активности; стремление участвовать в деятельности общественного самоуправления, политических событиях; здоровый нравственный климат в коллективе; отсутствие правонарушений.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание играет незаменимую роль в формировании гармоничной личности, воспитывая социально значимые качества труженика и профессионала.
Трудовое воспитание позволяют осуществлять уроки труда (технологии), уроки истории, обществознания, география на которых раскрываются социальное значение трудовой деятельности, роль производства в истории России и в ее современности, происходит усвоение арсенала экономических знаний и возможностей организации экономической деятельности, овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости.
В системе формирования трудовой и экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекция, решение производственных задач, экскурсии на различные предприятия и т.п. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и внеучебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).
Незаменимую роль играет трудовая деятельность самих школьников, важен учебный умственный и физический труд на уроках и самостоятельная работа по предметам во внеурочное время. Общественно полезный труд включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.
Виды производственной деятельности человека. Эргономика и производительность ...
... процессы мышления (психический компонент).Итак, существуют два вида производственной деятельности человека: физическая и умственная.Физическая деятельность определяется, в основном, работой мышц, к которым в ... эргономики (наука, которая изучает правильный подход к организации труда человека) производительность труда человека определяется его работоспособностью, которая, в свою очередь, зависит ...
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Профессиональный отбор осуществляют учреждения профессионального образования, профессиональная адаптация помогает молодому специалисту приспособиться к профессиональной деятельности.
Результатами процесса трудового воспитания являются трудолюбие как нравственное качество личности; сформированность основ культуры умственного и физического труда (высокая личная заинтересованность и производительность труда; отличное качество продукции; трудовая активность и рационализаторство; высокая трудовая дисциплина; способность к сотрудничеству); экономическая культура (экономическое мышление, бережливость, практичность, хозяйственность).
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание способствует формированию отношения к такой ценности как красота.
Это направление осуществляется на уроках художественного цикла (музыка, изобразительные искусства, литература), где происходит эстетическое восприятие школьниками произведений искусства, овладение основами эстетических теорий, усвоение таких категорий эстетики как прекрасное, возвышенное, безобразное и другие. На учебных занятиях и во внеурочное время происходит знакомство воспитанников с творчеством деятелей отечественного и мирового искусства, ориентация в художественных стилях и направлениях и т.д., Необходимо развивать культуру чтения когда на уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова.
Тема: Роль воспитания в развитии личности
... мировоззренческих позиций человека; – эстетическое воспитание - это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего ... профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и других сферах деятельности. [1, с. 74] Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания: – воспитание ускоряет развитие личности; – воспитание замедляет развитие ...
Развитие способности эстетического суждения формируется при восприятии произведений искусства во время посещений выставок, филармонии, кинотеатров, просмотра театральных постановок, встреч с художниками, писателями, поэтами, актерами, режиссерами.
В подростковом и юношеском возрасте актуальна организация обсуждения творчества выдающихся деятелей искусства, дискуссии и диспуты по идейно-художественной проблематике классического и современного искусства.
Особую роль играет формирование умений, связанных с художественным творчеством, овладение воспитанниками основами различных видов искусств (литература, музыка, хореография, театр, изобразительные искусства).
Это может происходить как в учреждениях дополнительного образования, так и во внеурочной деятельности на базе школы. Традиционными формами художественного воспитания являются организация выставок, концертов, постановка и показ спектаклей силами самих воспитанников.
Развитие эстетического вкуса и его проявление осуществляются в организации окружающей среды, включая эстетизацию как внешней бытовой обстановки, так и духовного пространства межличностных отношений. Важно развитие умений проявлять эстетический вкус в выборе одежды, стиля прически, аксессуаров и т.д.
Эстетическое воспитание, таким образом, реализуется в формировании эстетической культуры как способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Это проявляется в эстетических идеалах и художественном вкусе; в переживании эстетических чувств и способности эстетического суждения. Результатом этого направления воспитания становится художественно-эстетическое творчество воспитанников в искусстве, жизни, поведении, отношениях.
Физическое воспитание
Физическое воспитание направлено на укрепление физического, психического и духовного развития воспитанников, на формирование их здорового образа жизни, повышение их работоспособности, закаливание, охрану здоровья.
Физическое воспитание осуществляется на уроках физкультуры, занятиях в секциях, при участии школьников в спортивных соревнованиях, что позволяет обеспечить укрепление здорового организма, развитие двигательных умений, формирование культуры физических движений, овладение основами различными видами спорта (лыжная подготовка, игровые виды спорта и др.).
В беседах, рассказах, встречах со специалистами по физиологии человека, медицине, психологии, спортсменами происходит получение знаний о сущности здорового образа жизни и таких средствах его формирования как нравственное самовоспитание, здоровое питание, режим дня, физическая культура, силы природы и т.д., об основных приемах самоконтроля, о профилактике и преодолении вредных привычек. Актуально проведение дискуссионных форм воспитания, посвященных проблемам и трудностям формирования здорового образа жизни в современных условиях.
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности
... Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. Репродуктивная функция (от лат. — самовоспроизведение, ... семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном ... дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где ...
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Эффективно использование потенциала туризма, который включает прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны
Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований
В результате физического воспитания повышаются показатели физического развития воспитанника (силы, выносливости, ловкости и быстроты, закаленности организма и др.); формируется нравственно-физическая культура (личная гигиена, четкая организация труда и отдыха; нетерпимость к проявлениям безнравственности; способность эстетического наслаждения физической деятельностью).