Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте

Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Тип работы Диплом (специалист)

Дисциплина работы Педагогика

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста 7

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7

1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте 17

1.3. Организационно-педагогические условия развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста 25

Выводы по 1 главе 33

Глава 2. Экспериментально-исследовательская работа по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 34

2.1. Изучение уровня развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста 34

2.2. Реализация организационно-педагогических условий развития эмоционально-нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста 46

2.3. Анализ результатов экспериментально-исследовательской работы 54

Выводы по 2 главе 56

Заключение 57

Библиографический список 59

Приложение 64

Введение

Актуальность проблемы исследования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, важностью задач развития активной, творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию.

В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, а также среди значительной части воспитанников дошкольных учреждений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственной культуры. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, выражающийся в усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе и детской.

Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, а не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе.

29 стр., 14032 слов

Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников средствами ...

... не сможет способствовать развитию психических свойств и качеств ребенка, приобретению им знаний, навыков и умений. Это касается и развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе игры. ...

В настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что отражено в нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», ст. 18; Конституция РФ ст. 55 п. 3; Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ ст. 5 п.1; Конвенция о правах ребёнка. В «Программе развития воспитания» подчёркивается, что в современных концепциях и программах воспитания должны быть «выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими».

В большинстве ДОУ нашего государства воспитательная работа организована не на должном уровне. Часто отсутствует система в организации и управлении воспитательной деятельностью, воспитательные цели и задачи не учитывают интересов дошкольников, а основой их поведения не всегда являются духовные ценности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.

Если в воспитании детей данного возрастного периода упущено что-то существенное, то эти проблемы, даже если они не замечены в дошкольном возрасте, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придётся иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании детей дошкольного возраста надо искать в реальном процессе воспитания ДОУ.

Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности (А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.Н. Стрелкова, Т.П. Хризман и др.).

Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец).

Актуальность исследования определяется важностью дошкольного возраста для психического развития и социализации детей, становления их личности; ограниченным количеством данных об эмоционально-нравственном развитии дошкольников; недостаточным научным обоснованием методов эмоционально-нравственного воспитания; отсутствием методических рекомендаций по эмоционально-нравственному развитию.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Объект исследования — развитие эмоционально-нравственной сферы личности в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способст­вуют установлению тесных ...

В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективным, если будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:

1) проведение занятий по эмоционально-нравственному воспитанию в игровой форме;

2) создание предметно-игровой среды;

3) организация взаимодействия ДОУ и семьи.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционально-нравственного развития детей;

2. изучить особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников;

3. выявить уровень развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста;

4. разработать содержание, организацию и методику проведения игровых занятия, направленных на эмоционально-нравственное воспитание дошкольников;

5. экспериментально проверить эффективность проведенной работы.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; тестирование; анкетирование; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ результатов.

Базой исследования является детский сад №9 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Проблема развития эмоций является одной из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. В истории психологии не было ни одной значительной школы, которая бы не вырабатывала своей собственной концепции формирования и развития эмоциональных состояний. Уже Демокрит и Платон уделяли большое внимание вопросу о роли чувств в регуляции деятельности, а Аристотель разрабатывал теорию аффектов, способов их предупреждения и борьбы с ними.

Одним из первых провел научное исследование эмоций Ч. Дарвин, который связал эмоции (и связанные с ними выразительные движения) человека с соответствующими аффектами и инстинктивными реакциями, наблюдаемыми в животном мире, показывая их практическую роль в процессе адаптации. Более подробно связь эмоциональных состояний с мышечными усилиями была выявлена в теории Джемса-Ланге, в которой оба психолога, независимо друг от друга пришли к мысли об иннервации эмоциональных процессов мышечными импульсами.

Значительная роль в исследовании физиологических основ эмоций принадлежит И.П. Павлову, П.К. Анохину, П.В. Симонову и У. Кеннону, который разработал нейрогуморальную теорию эмоций, показав их связь с вегетативной нервной системой.

Исследование условий возникновений эмоций выявило несколько точек зрения на этот процесс. Если по мнению таких известных ученых как В. Вундт и Н. Грот, любое воспринимаемое событие является эмоциональным, потому что в момент восприятия является частью жизни индивида, то Р. Лазарус, напротив, считал, что эмоции возникают, только в тех исключительных случаях, когда появляется некоторая угроза и невозможность ее избежать. При этом в работах Вундта и Грота речь идет прежде всего об эмоциях и чувствах, а в работе Лазаруса дана схема возникновения аффектов. Экспериментальные данные также свидетельствуют о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения, их двойной обусловленности, с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой стороны — особенностями воздействия (ситуацией).

20 стр., 9961 слов

Игра как средство развития эмоций в дошкольном детстве

... простое средство развития эмоциональной сферы ребенка. Целью исследования является изучение влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является игра как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Огромное значение в дальнейшем исследовании эмоций имело открытие Э. Клапареда, выделившего ведущие эмоции (направленные на мотивационно значимые явления) и производные эмоции (развивающиеся из ведущих), а также работы У. Макдауголла, который ограничил класс производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно могут быть названы эмоции успеха — неуспеха. Роль этих эмоций в регуляции поведения и закреплении опыта, приобретенного человеком, анализировалось в работах Б. Скиннера, исследовавшего устойчивость оперантного поведения и А. Бандуры, который изучал развитие подражания у детей.

Анализ различных концепций эмоционального развития детей, прежде всего позиций А. Адлера, К. Бюлера, А.В. Запорожца, показывает, что большинство ученых в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание, в котором соединяются разные стороны психического развития детей. Интересную интерпретацию проблема переживания получает в трехмерной концепции чувств В. Вундта, который говорил о значении субъективных переживаний – чувств.

Л.С. Выготский считал, что переживание является единицей социальной ситуации развития, соединяя две стороны психического развития — аффективную и интеллектуальную и определяет взаимодействие внутреннего душевного мира человека с внешней средой. Развивая эти идеи А.В. Запорожец доказывал, что эти эмоции выполняют функцию ориентировки ребенка в тех личностных смыслах, которые имеют для него предметы окружающего мира, при этом они играют большую роль как в формировании новых мотивов поведения у детей (превращая их из знаемых в реально действующие, так и в реализации уже имеющихся у субъекта мотивов поведения, где проявляется регулятивно-побудительная функция эмоций.

С этой позицией во многом перекликаются взгляды А. Адлера, который считал, что эмоции, по своему функциональному значению, связаны не только с той инстинктивной ситуацией, в которой они появляются, но и являются важнейшей образующей характера, стиля жизни человека. Таким образом, у него также эмоциональное переживание связывается с процессом построения основной, ведущей психической структуры, иерархии потребностей личности…………………

Заключение

Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что нравственное развитие личности — усвоение и реализация в поступках общественных норм отношения к труду, к окружающим людям, к самому себе — осуществляется не только через знание необходимых нравственных понятий. Только то, что нашло соответствующий эмоциональный отклик, эмоциональное приятие и постепенно сложилось в систему потребностей, стремлений, в систему ценностей и, наконец, убеждений личности, становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения в целом.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

16 стр., 7896 слов

16 Психология развития. Лекция «Дошкольное детство» Дошкольный ...

... в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью. Итак, социальная ситуация развития в дошкольном возрасте – познание социальных ... отношений «вращается» вся активность ребенка, все развитие в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через ...

К организационно-педагогическим условиям формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ мы отнесли: игровую форму проведения занятий по эмоционально-нравственному воспитанию; создание предметно-игровой среды; организация взаимодействия ДОУ и семьи. Для проверки эффективности данных условий была проведена экспериментальная работа.

Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента выявили несформированность эмоционально-нравственной сферы у некоторых детей, что обусловило необходимость разработки содержания и методики работы по развитию эмоционально-нравственных знаний и навыков поведения.

На формирующем этапе использовались специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру. Занятия начинаются приветствием, включают несколько игр, проводимых взрослыми, и завершаются ритуальным прощанием. Разработанные игры-занятия содержали специально подобранные игры и игровые упражнения, благодаря которым у детей формируются эмоционально-мотивированные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям.

Для оценки эффективности проведенной работы была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты эксперимента показали, что уровень эмоционально-нравственной сферы повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Таким образом, гипотеза о том, что процесс формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективным, если будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия: проведение занятий по эмоционально-нравственному воспитанию в игровой форме; создание предметно-игровой среды; организация взаимодействия ДОУ и семьи – нашла свое подтверждение.

Библиографический список

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987. — 168с.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. — М., 2006. — 177 с.

3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 1995. — №4.

4. Бахурина Е.С. Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет // Психолог в детском саду. – 2004. — №4. – С.34-45.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.

6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада).

— М.: Просвещение, 2005. — 218 с.

7. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг, 1992. – 62 с.

4 стр., 1622 слов

процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

... особенности художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности. Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: изобразительная деятельности как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс ...

8. Волков Б.С., Волкова И.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика.- М.: Просвещение, 1994. — 218 с.

9. Выготский Л С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. — М., 1984. — С. 90-318.

10. Выготский Л.С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

11. Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. — 1994. — №6. — С.26-36.

12. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции).

— М., 2006. — 311 с.

13. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

14. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. — 2000. — №1. — С. 41-49.

15. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

16. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.

17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Ко-нонова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. — 4-е изд., перераб. — М.: Про-свещение, 1985. — 144 с.

18. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста. — М: Детям XXI века, 2005. — 62 с.

19. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 60-68.

20. Дошкольная педагогика / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. — М.: Просвещение, 2004. — 456 с.

21. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс, 2001. — С.25-26.

22. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. — М.:ЧП Ильин, 2001. — 249с.

23. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: СОЮЗ, 2000. — 448 с.

24. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

25. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. — 1991. — №4. -С.96-99.

26. Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 312с.

27. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 128 с.

28. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обу-чении дошкольников с отклонниями в развитии: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с.

29. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании / Авт.-сост.: Ф.П.Черноусова, Е.Ю.Яковлева]. — М.: Центр пед. образования, 2007.

14 стр., 6983 слов

Индивидуальный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста

... подхода, его роль в воспитании детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть методы и приема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. 4. Проанализировать проблемы индивидуального подхода к дошкольникам в семейном воспитании. 5. Раскрыть роль педагога ...

30. Козлова А.М., Никифорова Е.В., Скопинова Н.А. Дошкольное образова-ние: Психолого-педагогическая практика: Учебно — методическое посо-бие. — М.: ЦГЛ, 2002. — 80с.

31. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

32. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989. — № 5. — С. 10-23.

33. Косарева С.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду №5 г. Харовска // Проблемы воспитания патриотизма. — Вологда: ВИРО. — 2004. — C.80-83.

34. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

35. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.

36. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.

37. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 135 с.

38. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.

39. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. Программа «Росинка». — М.: Владос, 2003. — 166с.

40. Лелюх СВ., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. — Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.

41. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. «Институт практической психологии», 1997.

42. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 231 с.

43. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». — М., 2005. – 72 c.

44. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 2001. — 48с.

45. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда — М.: МДО, 1995. — 174с.

46. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4.

47. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. — М.: Академия, 2002.

48. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. -64 с.

49. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, — М., 2004. — 156 с.

50. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 69 с.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

...   ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука рассматривает ... детей 1. Определить уровень развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста 11 2. Исследовать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников ...

51. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 137 с.

52. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003. — 211 с.

53. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.

54. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. — 780 с.

55. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1993.

56. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

57. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В.Запорожца. — М., 2006. — 342 с.

58. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Наука, 2000. — 499с.

59. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. – М., 1989. – 742 с.

60. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.

Приложение

Тестовый материал к методике «Сюжетные картинки»

Анкета-опросник для родителей «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка»

Уважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в опросе с целью изучения особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Выберите, пожалуйста, тот вариант ответа, который Вы считаете правильным.

1. Принято ли в Вашей семье открыто выражать свои эмоции и чувства?

1. Да

2. Нет…………