Возрастные и индивидуальные особенности нравственного развития дошкольников

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Дошкольная педагогика и психология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Возрастные и индивидуальные особенности нравственного развития дошкольников

Автор: Гераськина Оксана Алексеевна

студентка 1 курса 13 группы

Научный руководитель

Кандидат психол.наук, доцент О.О. Гонина

Тверь 2013

Введение

Актуальность темы исследования: Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня нравственного развития каждого человека, которые закладываются в детстве. Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития, в котором складывается детская личность. Проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала как философов, историков, социологов, так педагогов и психологов.Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проведенные на настоящий момент психологические исследования значительно обогатили представления о нравственном развитиидетей дошкольного возраста, но целостная теория развития нравственной сферы личности дошкольника ещё не разработана. Нет строгой системы соотнесенных понятий.

Для успешного осуществления процесса воспитания, для гармоничного развития личности ребенка педагогу необходимо определить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Для этого воспитатель должен учитывать особенности характера, уровень развития самосознания ребенка, его интересы и потребности, возможности и особенности эмоциональной сферы. Воспитателю необходимы знания о возрастных и индивидуальных особенностях нравственного развития детей.

Объектом данного исследования являются закономерности нравственного развития.

Предмет исследования — возрастные и индивидуальные особенности нравственного развития дошкольников.

Цель исследования: проанализировать закономерности и факторы нравственного развития детей дошкольного возраста.

11 стр., 5253 слов

Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка

... личности Изучить понятие личности; Рассмотреть особенности личности ребенка. Глава I Роль семьи в формировании и развитии личности .1 Понятие семьи в современном обществе семья ребенок личность ... соблюдения не только нравственных, но и правовых ... развития. Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, ...

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

.Определить понятие нравственного развития

.Выявить факторы развития нравственной сферы дошкольников

.Описать возрастные особенности нравственного развития дошкольников

.Описать средства и методы развития нравственной сферы детей

.Разработать практические рекомендации

Гипотеза исследования заключается в предположении того, что уровень нравственного развития зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме

1. Понятие нравственного развития

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». По мнению И.А.Каирова, нравственность — это совокупность требований, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность выполняет незаменимую для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни [10].

И.Ф.Харламов отмечает, что нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение [11].

Понятие «нравственность» образуется от слова «нравы». По латыни «нравы» звучат как «морас» — мораль. Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует отметить, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль».

8 стр., 3618 слов

§1. Развитие, социализация и воспитание личности

... нравственного воспитания. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Нравственным нужно считать такого человека, ... и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относиться: Противоречия между новыми потребностями, порождаемые ...

Так, в кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) [12].
В этике эти понятия различаются. Под моралью в этом смысле понимается система норм, правил, требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности; нравственность же трактуется как совокупность этих норм, правил и требований. Формирование нравственности педагогика связывает не только со знанием морали, но и с ее неукоснительным соблюдением [11].
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания [11].

Вывод: Развитие нравственной сферы личности есть процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий.

Результатом нравственного развития становится нравственная воспитанность — система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребёнка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного на нравственных эталонах и нормах.

2.Факторы развития нравственной сферы

Дошкольное детство — время интенсивного развития человека, накопления социально значимого опыта, формирования отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. У Г.А. Урунтаевой находим: « Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Детство имеет конкретно-исторический характер, поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по разному, таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. И все-таки биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, играет определенную роль в психическом развитии….Они влияют на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через своеобразие социальных условий жизни…Психическое развитие во многом зависит от того,в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная характеристика, как к ней будут относиться сам ребенок и воспитывающие его взрослые.» [2,с.6]

Мухина В.С. пишет о существенных индивидуальных различиях в психическом развитии детей. Эти различия касаются прежде всего темпа развития. «Наряду с различиями в темпе развития у детей обнаруживаются и увеличиваются с возрастом различия в индивидуально-психологических качествах: интересах, чертах характера, способностях.» Следовательно, биологический фактор влияет на развитие нравственной сферы ребенка, и определяет индивидуально0психологические особенности ребенка.

4 стр., 1746 слов

Семья как важный фактор развития ребенка и формирования его личности

... своего времени. В семье закладываются основные качества личности ребенка. Семья, как фактор воспитания, может влиять на развитие ребенка как положительно, так и отрицательно. Положительное ... сталкивается с разделением труда [22]. Между членами семьи существуют идеологические, нравственные религиозные и правовые отношения. Квалификационный рост, формирование трудовых ресурсов, миграция населения ...

Личная история человека начинается в момент его рождения, с развития в социуме. Индивидуальная жизнь ребенка становится частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Л.С. Выготский в своих трудах уделял большое значение отношению между ребенком и окружающей его действительностью. Прежде всего социальной: «Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие». [1,с.25]

Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются спецефические человеческие свойства. «Социальная ситуация развития» специфична для каждого возраста, она развивается и изменяется, поэтому ребенку постоянно приходится общаться с изменяющейся предметной действительностью и окружающими людьми.

Нравственное сознание дошкольника включает в себя оценочный компонент. Оценочная деятельность ребенка тесно связана с аффективно-эмоциональной сферой, поэтому позитивные или негативные нравственные оценки поступка и деятельности, даваемые взрослыми, закрепляются в сознании ребенка в качестве нравственных эталонов, которые имеют значение ориентиров, необходимых при самостоятельной оценке событий, людей, явлений. Потребность ребенка в нравственных ориентирах может быть выделена как самостоятельная нравственная потребность, являющаяся движущей силой развития нравственного сознания и умения самостоятельно осуществлять нравственный выбор. Так у дошкольников формируется способность различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя — надо», выбирать и делать правильный нравственный выбор.

Мельникова Н.В. в своих психолого-педагогических исследованиях выделяет ряд условий развития нравственной сферы личности дошкольника.

Первая группа условий связана с нравственным потенциалом окружающей социальной микросреды и воспитательного микросоциума, который имеет следующие проявления: нравственная культура педагогов и родителей дошкольников; наличие в ней нравственных образцов отношений; социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребенок вступает в общество); наличие в ней моделей нравственных отношений (семья, группа детского сада); разработанность и представленность детям нравственных норм, правил и требований.

Вторая группа условий развития нравственной сферы личности дошкольника, связанная с активностью и самостоятельностью ребенка в освоении нравственного опыта, имеет такие проявления: активное освоение нравственных знаний на основе базисных этических понятий;активная имитация нравственных эталонов в поведении; активное подражание нравственным образцам в отношениях; активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении; моральный выбор ребёнка на основе принятия нравственных ценностей, норм, правил и требований; моральные переживания ребёнка в процессе решения моральных дилемм.

7 стр., 3386 слов

Особенности развития нравственной сферы детей с нарушениями слуха

... особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм у детей. Развитие нравственной сферы у ребёнка с ... овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого. На развитие нравственной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения ...

Третья группа условий определяется психолого-педагогическим сопровождением развития нравственной сферы личности дошкольника и включает различные аспекты сопровождения: выявление психологических механизмов становления и развития нравственной сферы личности дошкольника; разработка модели процесса развития нравственной сферы личности дошкольника на основе базисных этических понятий, технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы, критериев их развития; подготовка воспитателей ДОУ к работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника; повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников. [5]

Вывод: на развитие нравственной сферы ребенка влияют такие факторы, как биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, сложившаяся исторически на определенный момент социальная среда, воспитательный микросоциум, активность и самостоятельность ребенка в освоении нравственного опыта, психолого-педагогическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.

. Возрастные особенности нравственного развития дошкольников

Анализ литературы позволяет представить структуру нравственной сферы личности дошкольника, как взаимодействие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Когнитивный компонент: дети овладевают моральными знаниями, суждениями, представлениями, пониманием моральных требований, критериев моральной оценки.

Поведенческий компонент (моральное поведение): ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии.[2]

Аффективный компонент(морально ценные переживания): у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, чувства <#»justify»>Вывод: развитие нравственной сферы ребенка имеет свои возрастные особенности. Они связаны с возрастными уровнями физического и психического развития, развитием мотивационно-потребностной сферы и операционно-технических возможностей, присущих каждому возрастному этапу. Таким образом, правильное нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в обретении ребенком опыта нравственной жизни, начиная с внутреннего нравственного самоопределения к самосознанию и нравственному поведению, на основе формирования ценностно-ориентированных отношений и опыта в различении добра и зла.

. Средства и методы развития нравственной сферы дошкольников

11 стр., 5027 слов

Пути реализации программы духовно-нравственного развития детей ...

... Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образовании; 4. Описание способов организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного ... духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития ...

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

Опыт работы Калининой Р.Р. с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода).

Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют. [7]

Целью нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта; воспитание основы культуры общения; понимание смысла «добра» и «зла», совести и чувства долга и т.д. Среди основных задач отмечаются: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, воспитание у детей трудолюбия.[6]

Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большую роль имеет воспитание у него эмоционально — положительного oтношeния к окружающему миру. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовность к общению. Негативные эмоциональные состояния могут послужить фактором озлобленности, зависти, боязни, отчуждения, агрессии. Воспитывая наиболее элементарные привычки (например, культурного поведения), педагог добивается, чтобы малыш делал все с удовольствием, сознательно, т.е. чтобы внешние положительные проявления формулировали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Это важно для воспитания доброжелательности, предотвращения вероятности возникновения равнодушного, безразличного взаимоотношения к сверстникам и окружающим взрослым. Даже сравнительно простые положительные привычки поведения оказываются ценными для нравственного развития ребенка.

С младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопеpeживанию, умение откликаться на горе и радость других людей. Учить правильно оценивать повeдениелитеpaтурных героев, свое поведение и поведение сверстников. Воспитывать любовь, доброжелательное отношение к людям ; добиваться эффективного проявления гуманных чувств и отношений, их социальной установки.

3 стр., 1302 слов

Нравственно-эстетическое воспитание в учреждениях НПО

... в силу несформированности мировоззренческих позиций оказались дети, подростки, молодежь. Очевидно, что в такой ситуации особенно возрастает значимость нравственно-эстетического воспитания, в том числе через постижение и ... работающего./ Управление персоналом, №4, 2001 г. 10. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Просвещение, 1986. 11. Макиенко Н.И. Педагогический процесс ...

Особое внимание обращать на воспитание у детей трудолюбия: желание и умение трудиться не только для себя, но и на общую пользу, уметь ставить цель и добиваться положительных результатов. Воспитывать инициативность, готовность преодолевать препятствия, выражать инициативу при выполнении установленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца.

Нравственное развитие возможно с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного развития дошкольников можно объединить в несколько групп.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эти средства содействуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети быстро, эмоциoнально и довеpчиво воспpинимают читaемые им стихи, рассказы, сказки, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильнoев печатлeние работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее результативны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств [16, с.24].

Средством нравственного развития дошкольников служит отношение к природе. Знакомство с природными условиями родного края, страны, с животным миром, вызывает у детей гумaнные чувства, желaние заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, охранять их, спосoбствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многосторонне и при соответствующей педагoгической оргaнизации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Важным средством нравственного развития дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, умственные занятия, художественно-продуктивная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою особенность, выполняя функцию средства воспитания. Особoе место в этой группе средств отвадится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания должна быть вся среда, в которой живет ребенок. Окружающие ребенка условия становится средством воспитания чувств, взглядов, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на развитие определенных нравственных качеств.

Методы развития нравственной сферы ребенка — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

2 стр., 751 слов

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. ...

... развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием ее регулятивной функции. Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С ...

. Методы формирования нравственного повeдения: упрaжнения, поручeние, требoвание, проблемные ситуации;

. Методы формирования нравственного сознания: объяснeние, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

. Методы стимулиpoвания: поощрение, соревнoвание, одoбрение, награждение, субъективно-прагматический.

соотвeтствие метода цели и задачам воспитания;

гумaнный характер метода: не унижающий ребенка, не нарушающий его права.

реальность метода: требование логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. В нравствeнном воспитании каждый метод должен быть весомым, важным;

для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочется использовать метод организации коллективной деятельности детей — устроить «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен приготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

избирательность отбора метода. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может обратиться в назидание и перестает приносить нужный результат;

тактичность применения метода. Воспитанник не должен испытывать, что его воспитывают. Опосрeдованное влияние — великое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

планирование вероятного результата воздействия метода. Важно предвидеть вероятные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе — от выбранного метода следует отказаться;

терпение и толерантность педагога при использовании метода. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя надеяться на мгновенный и устойчивый результат. Следует терпеливо воспроизводить примененные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

доминирующая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Если только опираться на осoзнaние, понимaние знaчимoсти положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желaемых результaтов не будет. Так, обратимся к хорошо знакомому методу примеру взрослого как образца для подражания. Надеяться на действие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка [17, с.10];

методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в кoмплeксе, во взaимoсвязи. Основаниями для подбора методов служит ведущая воспитательная задача и возраст детей.

9 стр., 4179 слов

Экспериментально исследовательская деятельность как метод экологического ...

... является инструментом, в том числе и экологического воспитания дошкольников. Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и ... - в оценке уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, в организации экспериментально - исследовательской работы с детьми. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, ...

Вывод: Нравственное развитие возможно с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного развития дошкольников можно объединить в несколько групп: группа художественных средств; экологическое воспитание; собственная деятельность детей; среда в которой находятся дети. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания: методы формирования нравственного повeдения, методы формирования нравственного сознания, методы стимулиpoвания.

нравственный дети общение долг

Список литературы

1.Выготский Л.С. Психология развития ребенка М.:Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005.- 512с.

2.УрунтаеваГ.А.Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 272с.

.Мухина В.С. Психология дошкольника. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1975. — 239с.

. Курочкина Н.А., Лейкина Б.С., Логинова В.И. и др.Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. -2 56 с.

. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника Автореферат дис.насоиск.учен.степ.канд.психол.наук. Казань, 2009. — 41с.

. Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.12-18

.Калинина Р.Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С.12-20

8. Липницкая А.В. Программа нравственного воспитания дошкольников. Мн.: Народная асвета, 2003. — 150с.

. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. — М.: Просвещение, 1984. — Т.4. — 420с.

.Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1975. — 319 с.

.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. — М.: Гардарики, 2000. — 460с.

.Краткий словарь по философии. — М.: Просвещение, 1982

.Гладких Л.П. Основы православной культуры. Науч-метод. Пособие для педагогов детских садов.-Курск.2008.-324с.

.Эльконин Д.Б. детская психология.-М.,2004.

. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред.Т.С. Комаровой. — М.: Педагогика, 1983.

.Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2001.

.Борисова Н.А. О нравственном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2009.-№5.- С. 9-12.