Конфликт между личностью и культурой как главная проблема психоанализа З.Фрейда

Федеративное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ

И КУЛЬТУРОЙ КАК ГЛАВНАЯ

ПРОБЛЕМА ПСИХОАНАЛИЗА

З. ФРЕЙДА

Курсовая работа выполнена:

Студенткой 1 курса ОДО ФИСМО

Костюк Натальей Александровной

Научный руководитель:

Подсадняя Инна Владимировна

Краснодар 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

  1. Личность в психоанализе З. Фрейда

1.1. Структура личности ……………………………………………………6

1.2. Оно (Ид) как сфера бессознательного…………………………………7

1.2.1. Трансформация фрейдовской концепции

бессознательного (или этапы формирования

фрейдовской концепции)………………………………………………… —

1.2.2. Вытеснение как механизм

образования бессознательного……………………………………………12

1.2.3. Влечения или инстинкты как движущие силы

7 стр., 3323 слов

Анализ различия точек зрения на бессознательное З. Фрейда и представителей ...

... психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. ... З.Фрейда 2. Проанализировать взгляды представителей неофрейдизма на бессознательное 2. Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда Долгое время в философии преобладал особенность ...

человеческого поведения………………………………………………….12

1.3. Я (Эго) как сфера сознательного………………………………………16

1.3.1. Тревога как функция Эго. Типы тревоги………………………….17

1.3.2. Основные защитные механизмы Эго………………………………18

1.4. Идеал – Я ( Сверх –Я, Супер – Эго)

как сфера предсознательного ………………………………………………..19

1.4.1. Основные подсистемы Идеал – Я и

их краткая характеристика……………………………………………….20

  1. Культура в психоанализе З. Фрейда

2.1. «Докультурное» состояние человечества

и развитие культуры в трактовке З.Фрейда…………………………………22

2.2. Проблема тотема и табу…………………………………………………24

  1. Конфликт между личностью и культурой в понимании З. Фрейда
    1. Социальный контроль как причина конфликта………………………………..30
    2. Психотерапия как средство адаптации

личности к культуре…………………………………………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы………………………………………………………..34

Введение

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

16 стр., 7550 слов

Основные психологические формы поведения личности в конфликте

... Оба автора делают акцент на эмоциональном напряжении, в которое попадает конфликтующая личность. В работе «Психология конфликта» доктор психологических наук Н.В. Гришина ссылается на ведущих конфликтологов России ... не отложился на потом, вызвав столкновения вновь? В данной работе мы выделим основные формы поведения личности в конфликте и попытаемся дать методические рекомендации по предотвращению и ...

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями.

Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».

К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

З. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу.

Актуальность темы. Зигмунд Фрейд посвятил множество работ изучению личности и проблем, связанных с взаимодействием индивида с общественными организациями.

На наш взгляд тема конфликта личности и общества очень актуальна и в современном мире, т.к. в последнее время обостряются общественные конфликты, а эффективные пути их решения так и не найдены.

Объекты курсовой работы: личность, культура.

Предмет курсовой работы: Конфликт между личность и культурой (Столкновение человеческого бессознательного с культурными запретами).

Цели и задачи. Целью данной курсовой является рассмотрение конфликта между личностью и культурой в трактовке З. Фрейда.

3 стр., 1163 слов

Тест достижений Сознание человека

... Редко 15. Путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. 1. Труд ... , которые актуально человеком не рефлексируются. 1. Сознание 2. Предсознание 3. Бессознательное 21. Постоянно ли присутствует и функционирует сознание вместе с различными ... “Введение в общую психологию” , Москва , 1996. З. Фрейд “Психология бессознательного” , Москва , 1990.

Работа состоит из трех разделов, в которых решаются следующие задачи:

  1. Во-первых, рассматривается структура личности по З. Фрейду;
  2. Во-вторых, анализируется фрейдовское понимание культуры;
  3. В-третьих, анализируется конфликт между личностью и культурой в трактовке З. Фрейда.

Источниковая база курсовой работы. В данной работе представлена широкая выборка работ Зигмунда Фрейда разных периодов творчества, а так же несколько выпусков журнала «Социс».

1. Личность в психоанализе З. Фрейда

1.1. Структура личности

Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный».1 Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное — лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон.1

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...

1.2. Ид (Оно) как сфера бессознательного

1.2.1. Трансформация фрейдовской концепции бессознательного (или этапы формирования фрейдовской концепции бессознательного)

Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа.

Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для филосовской системы. Бессознательное — те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.1

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

8 стр., 3825 слов

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...

... есть процесс материальный, практический. "[1]. мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных отношений. ... и происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека, в форме сознания. . 3. Психология познавательных процессов.   . Марксизм рассматривает восприятие, т. ...

Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных, легко достижимых условиях.2 Представление – или всякий другой психический элемент в определенный момент может присутствовать в сознании человека, а в последующий может оттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменным снова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представление сохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительно этого, неизвестно. 1

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

Концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям.

В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учению знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от которых она находилась и в прямой генетической зависимости.

5 стр., 2319 слов

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни

... сопротивления собственному исцелению". Фрейд утверждает, что повышение бессознательного чувства вины может сделать человека преступником. "У многих ... Оно" и поэтому больше отдалено от сознания, нежели "Я". Фрейд приводит примеры из клинической практики, подтверждающие ... свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что психология является отражением мыслительных ...

Во второй, самый продолжительный и самый важный, период развития психоанализа определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. Разработка всех вопросов происходит в этот период исключительно в плоскости теоретической и прикладной психологии.

В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. 1

Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого знатока гипноза Бернгейма: загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответсвовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее, Бернгейм путем настойчивых расспросов и наведений ее мысли заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное ее во время гипноза.

Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:

— Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;

— Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;

— Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрической практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый катартический метод лечения истерии.

Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых других психогенных нервных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного: это какие-нибудь душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии.1

16 стр., 7513 слов

Теории личности и их значение в жизни человека

... жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание ... личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому ...

Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются «бессознательным», как понимал его Фрейд в первый период развития своего учения. «Бессознательное» можно определить как некое чужеродное тело, проникшее в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.

Такова первая фрейдовская концепция бессознательного.2 Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык сознания; другого, непосредственного подхода к бессознательному помимо сознания саомго больного нет и не может быть.

Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.

В этом периоде бессознательное становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний.

1.2.2. Вытеснения как механизм образования бессознательного

Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный харатер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.1

1.2.3. Влечения или инстинкты как движущие силы человеческого поведения

Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир. 1

11 стр., 5141 слов

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

... как о проявлении негативного влияния бессознательных импульсов на человеческий разум и нормальную жизнь человека, Фрейд говорил, что корень зла нужно ... многие философские школы, но и на всю духовную культуру -- искусство и литературу, театр и музыку, политические ... и различного рода впечатления из повседневной жизни сформировали в сознании мальчика образ опасной лошади, который эволюционировал вместе ...

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. И вот психические представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две группы: 1) сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода; 2) личные влечения, или влечения «я», их цель – самосохранение индивида.

Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в организме и психике.

По Фрейду личность формируется в четыре этапа. Каждая из стадий развития связана с определенной эрогенной зоной, на каждом из этапов стремление к удовольствию вступает в конфликт с ограничениями.

Первая эрогенная зона – это рот. Вся деятельность младенца сфокусирована на получение удовольствия через рот. Эта стадия называется оральной.

На второй стадии основной эрогенной зоной является задний проход. Эта фаза называется анальной.

Третья стадия известна как фаллическая. Главный источник удовольствия у мальчиков – пенис, у девочек – клитор. С этого момента, по мнению Фрейда, девочки и мальчики начинают развиваться в разных направлениях.

После латентного периода сексуального развития юноши и девушки вступают в генитальную фазу, основным источником удовольствия в которой является половое сношение с представителем противоположного пола.2

Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан принципом реальности и культурой. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического самодавления.

Движущими силами человеческого поведения Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

Вторая группа – инстинкты Смерти или Тонатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.

Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.

Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта.

Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта.

Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

Влечение «Я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понимание которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.1

Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.

Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно».1 «Оно» — глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость», основа деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.

«Оно» (Id) — это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле. Эта стихия — примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название «принцип удовольствия».

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное.

1.3. Я (Эго) как сфера сознательного

«Я» (Ego) — сфера сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. Выступает как компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно.1

До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть облась бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная облась «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глуюже и существеннее, чем казалась вначале.

1.3.1. Тревога как функция Эго. Типы тревоги

Пересмотрев свою первоначальную концепцию природы тревоги, Фрейд постулировал: тревога является функцией эго, и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, что дает возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно.

Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги в зависимости от того, откуда исходит угроза: реалистическая, невротическая и моральная тревога.

Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира называется реалистической тревогой. Она выполняет функцию самосохранения.

Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными, — невротическая тревога. 

Возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания эго со стороны суперэго.

1.3.2. основные защитные механизмы Эго

Основная функция тревоги – помогать избегать неприемлемых выявлений у себя инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают осуществлению этой функции. По мнению Фрейда, эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя способами:

  1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении
  2. Искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону.

Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии.

Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Замещение, в данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Рационализация — другой способ справиться с фрустацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Реактивное образование — этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположенный. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Сублимация — механизм защиты, дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие.

Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики перед лицом внешней и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше эго теряет энергию и гибкость.

1.4. Идеал – Я ( сверх – Эго, Супер – Эго) как сфера

предсознательного

Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я».1 «Идеал — Я» (Super – Ego, Сверх — я) — внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям «принципа реальности».

В «Лекциях по психоанализу» Фрейд писал: «Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я»»1

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.).

Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.

1.4.1. Основные подсистемы Идеал – Я

и их краткая характеристика

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Суперэго — это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к проявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.

2. Культура в трактовке Зигмунда Фрейда

2.1. «Докультурное» состояние человечества

и развитие культуры в трактовке З. Фрейда

3игмунд Фрейд первоначально характеризует «докультурное» состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о «циклопической» семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была «циклопическая» семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий Фрейд описывает следующим образом: «В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили, таким образом, конец отцовской орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы — жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями.

Но после отцеубийства сыновьями овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровно-родственное объединение внутри одного клана).

Это явление получило название экзогамии. Она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения. Почти повсюду, где имеется тотем, существует закон, что члены одного и того же тотема не должны вступать между собой в брак.1

Впоследствии образ отца был заменен на тотемическое животное, на которое был перенесен запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убивают и поедают. Этот ритуал, включающий и оплакивание жертвенного животного, служил напоминанием о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом.

В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил примеры фобий (боязни) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова, лошадь и т. д.).

Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на животное. Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти. Аналогичным образом Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства. Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний.

Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида — участника ритуала Фрейд развивал в работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907) и «Будущность одной иллюзии» (1927).

Обосновывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, — это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными влечениями. В соответствии с этим, религия — универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида.

Теория о развитии культуры, как защиты от общества и общественных отношений получила развитие в работе Фрейда «Неудовлетворенность культурой». Она представляет интерес тем, что написана она была довольно поздно, в 1930 году, что представляет возможность как можно ближе познакомиться со взглядами Фрейда.

Фрейд подчеркивает, что слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми. Чтобы лучше понять это, рассмотрим по отдельности характерные черты культуры.

С давних времен человек создавал себе идеальное представление о «всемогуществе и всезнании», воплощением которых были боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно сказать, что боги и были его культурными идеалами. Теперь он очень близко подошел к достижению этих идеалов, он сам сделался, чуть ли не богом, правда лишь настолько, насколько человеческий здравый смысл вообще признает эти идеалы достижимыми. В одних случаях они совершенно неисполнимы, в других — наполовину. Человек стал «богом на протезах», величественным, когда употребляет все свои вспомогательные органы, но они с ним не срослись и доставляют ему порой еще немало хлопот. Однако при всем своем богоподобии, современный человек не чувствует себя счастливым.

2.2. Проблема тотема и табу

Фрейд замечает, что нельзя не заметить одного из самых важных свойств культуры — насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность могущественных влечений. «Культурные запреты», то есть табу, господствуют в огромной области социальных отношений между людьми. Известно, что они — причина враждебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры. Нелегко понять, что вообще в силах заставить влечение отклониться от удовлетворения.

Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Фрейд обращается к истокам культуры, к возникновению религиозных верований. Выявленные в ходе исследований закономерности влияния внешней среды на мышление, поведение, деятельность человека позволили Фрейду по своему трактовать предназначение культуры, соотношение природных и культурных начал в структуре личности, истоки нравственности и др.

Изучая жизнь патриархального уровня развития, сохранившиеся в Австралии, Африке, Америке и Азии, Фрейд сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах действует система запретов, охватывающая все важнейшие сферы жизни. Особую роль играли особые тотемические символы.

Вместо всех отсутствующих религиозных и социальных установлений у австралийцев имеется система тотемизма. Австралийские племена распадаются на маленькие семьи или кланы, из которых каждая носит имя своего тотема. <…> Тотем считается праотцем всей семьи, кроме того, ангелом-хранителем и помощником, предрекающим будущее и узнающим и милующим своих детей, даже если он, как правило, опасен для других. Лица одного тотема связаны священным, в случае нарушения влекущим наказания обязательством не убивать своего тотема и воздерживаться от употребления его мяса (или от другого доставляемого им наслаждения).

Признак тотема не связан с отдельным животным или отдельным существом: он связан со всеми индивидами этого рода. Время от времени устраиваются праздники, на которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражают движениям своего тотема.1

Тотем передается по наследству по материнской или отцовской линии. Первоначально повсюду был первый тип передачи, и только затем произошла его замена вторым (первая и вторая гендерные революции).

Принадлежность к тотему лежит в основе всех социальных обязательств австралийцев; с одной стороны она выходит за границы принадлежности к одному племени и, с другой стороны, отодвигает на задний план кровное родство.1

Лица одного тотема живут раздельно и мирно уживаются с приверженцами других тотемов.

Можно различать, по крайней мере, три вида тотемов:

  1. Тотем племени, в почитании которого принимает участие целое племя и который передается по наследству от одного поколения к другому.
  2. Половой тотем, которому принадлежат все мужчины или все женщины племени, причем исключаются лица другого пола.
  3. Индивидуальный тотем, присвоенный отдельному лицу и не переходящий на его потомство.2

И все же откуда произошел тотемизм?

Шотландец Маккленнан воздержался бы от какого бы то нибыло высказывания на этот счет3. По словам Э. Ланга,он склонен был некоторое время объяснять тотемизм обычаем татуировки4.

Теории происхождения тотемизма:

  • Номиналистические
  • Социологические
  • психологические5

К проблеме табу Фрейд подошел со стороны психоанализа, то есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни.

Исследования Фрейда не носят этнографического характера, так как он пытался понять как биологическое стадо превратилось в простейший общественный организм, где действуют нравственные ограничения, то есть табу.

Загадочное слово «табу», которое сохранилось и в наше время, полинезийского происхождения. Оно означает религиозно-магический запрет, нарушение которого приводит к болезни или смерти, насылаемые сверхъестественными силами, богами и духами.

Табу живучи. Наш собственный образ жизни перегружен табу – пищевыми табу, табу вежливости и др.

С табу связано представление чего-то, требующего осторожности, табу выражается, по существу в запрещениях и ограничениях.

Ограничения табу представляют собой не что иное, как религиозные или моральные запрещения. Табу жестко регулирует все стороны жизни и господствует над ними. Табу не оставляет никаких лазеек. При такой форме жизни практически не существовало никаких проблем и не было ничего даже отдаленно сходного с моральными проблемами.1

Вундт2 называет табу самым древним неписаным законодательным кодексом человечества. Общепринято мнение, что табу древнее богов и восходит ко временам, предшествовавшим какой бы то ни было религии.3

Фрейд рассматривал табу как результат двойственности чувств, вернемся к нашему рассказу о убийстве праотца, раскаяние породило феномен культуры как средства преодоления навязчивых вожделений. Так, по Фрейду, произошло рождение человека из животного.

Но как могло чувство вины себя проявить, если раньше оно не было свойственно человеку? На это Фрейд отвечает: «Я должен утверждать, как бы парадоксально это не звучало, что чувство вины существовало до проступка… людей этих с полным правом можно было бы назвать преступниками вследствие сознания вины».4

По убеждению Фрейда, темное ощущение изначальной вины имело своим источником комплекс Эдипа.

Врожденное бессознательное влечение вызвало грех, который оказался отправной точкой для антропогенеза. Фрейд подчеркивал, что «совесть, теперь являющаяся наследственной душевной силой, приобретена человечеством в связи с комплексом Эдипа».1

Тенденция к ограничению сексуальной жизни со стороны культуры проявляется не менее отчетливо, чем другая ее тенденция, ведущая к расширению культурного круга. Уже первая фаза культуры, фаза тотемизма, принесла с собою запрет на кровосмешение — запрет, нанесший, вероятно, самую глубокую за все время рану любовной жизни человека. Посредством табу, закона, обычая вводятся дальнейшие ограничения, касающиеся как мужчин, так и женщин. Экономическая структура общества также оказывает влияние на меру остающейся сексуальной свободы.

Культура действует принуждением экономической необходимости, тем самым отнимает у сексуальности значительную часть психической энергии, каковой культура пользуется в своих целях. Страх перед восстанием угнетенных принуждает ввести строжайшие меры предосторожности. Высшая точка такого развития обнаруживается в западноевропейской культуре. Запреты и ограничения преуспевают лишь в организации беспрепятственного протекания сексуальных интересов по допустимым каналам. Современная культура ясно дает понять, что сексуальные отношения допустимы лишь в виде единственной и нерасторжимой связи между одним мужчиной и одной женщиной. Культура не желает знать сексуальности как самостоятельного источника удовольствия и готова терпеть ее лишь в качестве незаменимого средства размножения.

Культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает связать членов сообщества либидонозно, пользуется для этой цели любыми средствами, поощряет установление сильных идентификаций между членами сообщества. Культура мобилизует все силы заторможенного по цели либидо, чтобы подкрепить общественные союзы отношениями дружбы. Для исполнения этого намерения она неизбежно ограничивает сексуальную жизнь.

Так как культура требует принесения в жертву не только сексуальности, но также агрессивных склонностей человека, становится понятнее, по чему людям нелегко считать себя ею «осчастливленными». Культурный человек променял часть своего возможного счастья на частичную безопасность. Не следует, однако, забывать, что в первобытной семье только ее глава пользовался подобной свободой удовлетворения влечений, все прочие жили порабощенными. Контраст между наслаждающимся преимуществами культуры меньшинством и лишенным этих выгод большинством был, таким образом, максимальным в начале культурного существования. Тщательное исследование живущих в первобытном состоянии племен, по замечанию Фрейда, свидетельствует о том, что свободе их влечений не позавидуешь: она подлежит ограничениям иного рода, но, пожалуй, еще более строгим, чем у современного культурного человека.

Культура по Фрейду демонстрирует две свои стороны. На одной чаше весов находятся все приобретенные человеком знания и умения, дающие возможность управлять в какой-то мере силами природы. На другой же – все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений в социуме.1

Культура вбирает в себя очень много противоречий. С одной стороны окультуренный человек чувствует себя счастливым, так как может удовлетворить в ней любую свою духовную потребность. Но с другой стороны, не знаем к счастью или к сожалению, культура сдерживает человеческую сущность, постоянно держит в напряжении человеческую нервную систему. Индивид из-за культуры вынужден ограничивать свои потребности, в данном случае сексуальные. Это приводит к некоторым расстройствам психики человека.

3. Конфликт между личностью и культурой в понимании З. Фрейда

3.1. Социальный контроль как причина конфликта

между личностью и культурой

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд – проблема противоречия между человеком и обществом. Отношение к обществу, к системе социального контроля, норм, запретов и т.п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, он относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих инстинктов, освобождение которых привело бы человечество к самоуничтожению, а с другой стороны, как к чему-то такому, что с неизбежностью ведет к нарастанию неврозов и другим патологиям личности.

Фрейд колебался между критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решениями проблемы. Он склонялся то к пессимизму антиисторической концепции, согласно которой человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества; то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация человека и общества – массы будут подняты до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными, отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство управления миром. Однако к такого рода перспективам Фрейд относился все же скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологическому пессимизму.

Из этого всего следует, что конфликт между личностью и культурой в работах З. Фрейда обладает поистине драматическим содержанием и связан с природой человека, которая имеет явно выраженный консервативный характер и вряд ли может быть подвержена серьезным изменениям.

3.2. Психотерапия как средство

адаптации личности к культуре

В отдельных ситуациях, полагал Фрейд, благодаря применению психоаналитического метода к хорошо организованному процессу социализации личности, трансформация человека происходить может. Но такого рода перспективы не имеют устойчивого характера. Это значит опасность реализации сексуальных и агрессивных инстинктов и для человека, и для общества в целом сохраняется постоянно.

Фрейд видел в психоанализе средство лечения социальных болезней общества, мечтал иметь в качестве пациента весь род людской.

Фрейд показывает , что человек в основе своей биологическое существо и вся его деятельность направлена и организована внутренним возбуждением на удовлетворение своих инстинктов . Но культура , её взаимодействие и организация основана на социальных нормах , принципах и правилах , и для того чтобы сосуществовать в обществе , личность должна заменять принцип удовольствия на принцип реальности , что в последствии может привести к неудовлетворённости и расстройству психики. А зная , что энергия никуда не пропадает , а просто переходит в её другие виды , мы можем получить проявление агрессии взамен на отверженное чувство любви .

Проблема взаимодействия личности и культуры продолжается до сегодняшних дней , и мы думаем будет актуальной пока есть понятие «культура» с её сложившемся укладом .

Заключение

Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление.

Наш мир представлений, как и каждый из его элементов, доступен для восприятия лишь посредством инстанции, несводимой к нему, — сферы побуждений, желаний, потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма предшествует формам мысли, и мысль может воспринять ее лишь задним числом. Поэтому результаты наших размышлений об аффекте, побуждениях и т.д. нисколько не ведут нас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться к его корням, чтобы выявить действительно движущую силу природы, подлинный разум.

Сегодня фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

Подводя итог культурологии Фрейда, достаточно сказать, что учение Фрейда лежит в основе современной культурологии. Однако в контексте данной публикации уместно высказать несколько критических замечаний в отношении этой теории. Прежде всего, следует признать, что Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие. В частности, культурно-антропологические исследования показали, что эдипов комплекс не является универсальным явлением, а латентная фаза служит, прежде всего, отражением жизни в обществе, накладывающем ограничения на проявления сексуальности, а не определяется исключительно действием внутренних психических сил. Список противоречий и недостатков культурологии Фрейда можно продолжать.

Наконец, сам Фрейд признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по мере появления новых данных.

Но хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической концепции культуры 3. Фрейда не заслоняли его несомненных достижений. В качестве последних хотелось бы выделить: расширение предмета исследований культурологов, вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения (стереотипы сексуального поведения, ранний период детства, сны, эмоциональная сфера личности); выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры; создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая стала основой для осуществления межкультурных исследований направления «Культура и личность»; исследование компенсаторной, психотерапевтической функции культуры; формирование направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транскультурной психиатрии.

Оценка выполнения поставленных задач:

Поставленные во введении задачи можно считать выполненными. Все пункты рассмотрены и представлены в работе:

  1. Во-первых, мы рассмотрели структуру личности по З. Фрейду;
  2. Во-вторых, проанализировано нами фрейдовское понимание культуры;
  3. В-третьих; рассмотрен и проанализирован конфликт между личностью и культурой в трактовке З. Фрейда.

Список использованной литературы:

  1. Бессознательное: многообразие видения. Новочеркасск, 1994.
  2. Вундт, В. Психология народов. Ч. 2: Мифы и религия. 1986.
  3. Ланг, Э. Загадка тотема.М., 1997
  4. Поппер, К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1.
  5. Радугин, А. А., Радугин, К. А. Социология: курс лекций. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: Центр, 2000. 244с.
  6. Смелзер, Н. Дж. Теория Фрейда. // Социс. М.,1991. № 9
  7. Смелзер, Н. Дж. Фрейд. // Социс. М., 1991. № 5
  8. Фрейд, З. Избранное. Лондон, 1969. Т. 1.
  9. Фрейд, З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994.
  10. Фрейд, З. Психоанализ и учение о характерах. М., 1923.
  11. Фрейд, З. «Основные психологические теории в психоанализе». М., 1923.
  12. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. — М, 1989.
  13. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой // Западно-европейская социология XIX – начала XX веков: тексты. М., 1996.
  14. Фрейд, З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и оно. Неудовлетворенность культурой. Спб.: Алетейя, 1998.
  15. Фрейд, З. психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994.
  16. Фрейд, З. Психология бессознательного. М.,1989.
  17. Фрейд, З. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997.
  18. Фрейд, З. Я и оно. М.: ЭКСМО; Харьков: Фолио, 2003.
  19. Фрейд, З.. «Лекции по введению в психоанализ». М., 1997.
  20. Хъелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности. Спб., 1997
  21. Шерток, Л. Непознанное в психике человека. — М., 1982.

1 Бессознательное: многообразие видения. Новочеркасск, 1994. С. 12

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.284

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.35

2 Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 426

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.29

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.285

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.287

2 Там же С.288

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.290

1 Бессознательное: многообразие видения. Новочеркасск, 1994. С. 25

2 См.: Фрейд З. Фрейд.// Социс. М.: Наука, 1991. № 5. С.111 — 112

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.296

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.297

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.297

1 Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.298

1 Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31

1 Фрейд З. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. С. 23

1 Фрейд З. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. С.22

1 Frazer J.-D. Totemism and Exogamy. L., 1910. Vol. 1. P. 53

2 Фрейд З. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. С. 124

3 См.: там же С.131

4 Ланг Э. Загадка тотема. 1905. С.34

5 См.: Фрейд З. Указ. соч. С. 131 — 141

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 217

2 Вундт В. Психология народов. Ч. 2: Мифы и религия. 1906. С. 308

3 Фрейд З. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. С. 39

4 Фрейд З. Психоанализ и учение о характерах. М., 1923. С. 190

1 Там же С. 191

1 См.: Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Избранное. Лондон, 1969. Т. 1. С. 189 – 190.