1. Инженерная психология изучает …
а) психологические качества человека – скорость реакции, особенности
памяти, внимания, эмоций;
б) вопросы взаимного согласования возможностей человека и
современной техники в рамках единой системы «человек-машина-среда»;
в) антропометрические и физиологические требования к технике.
2. Научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу
людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном
производстве …
а) психология труда;
б) физиология труда;
в) эргономика.
3. К особенностям операторской деятельности относится …
а) функциональная напряженность;
б) социальная изоляция;
в) непосредственное восприятие управляемых объектов.
4. Интенсивность сигналов должна соответствовать________ значениям
диапазона чувствительности анализаторов …
а) средним;
б) высшим;
в) низшим.
5. Оптимальная для распознавания скорость речи составляет …
а) 180 слов в минуту;
б) 150 слов в минуту;
в) 120 слов в минуту.
6. Для деятельности человека-оператора характерно …
а) критическое мышление;
б) творческое мышление;
в) оперативное мышление.
7. Устойчивый период работоспособности занимает____ всего периода
работы …
а) 2\3;
б) 1\2;
в) 1\3.
8. После сна проходит______ до достижения максимальной силы и
скорости работы…
а) 2-3 часа;
б) 30-60 минут;
в) 10-30 минут.
9. Восприятие информации в любой форме, умение использовать
избыточную информацию характерно для …
а) машины;
б) человека;
в) комплекса технических устройств.
10. Психическое состояние, характеризующееся неприятием слишком
простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности
называется …
а) монотония;
б) напряженность;
в) пресыщение
1б, 2в. 3б, 4а, 5б, 6в, 7в, 8а, 9б, 10 в.
11. Научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных
условиях его деятельности в современном производстве, называется…
а) эргономика
б) экономика
в) психология
г) педагогика
12. Человек, основная роль которого — сенсорная регуляция, является…
Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические ...
... Наиболее удачное метафорическое определение когнитивного подхода в психологии: «Человек прежде всего Думателъ, а не Делатель», что ... анализ ситуации, в том числе, складывающейся в хозяйственной деятельности, должен идти по двум направлениям: -как эта ... такие характеристики человека, как половые и возрастные свойства, задатки, способности, темперамент, память, эмоции, мышление, знания, навыки, ...
а) оператором-наблюдателем
б) оператором-руководителем
в) оператором-манипулятором
г) оператором-исследователем
II. Дайте ответ на следующие вопросы
1. Психофизиология профессиональной деятельности — это наука ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.Цель и задачи психофизиология профессиональной деятельности ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3.Объект психофизиологии профессиональной деятельности
______________________________________________________________________________
4. Предмет психофизиологии профессиональной деятельности
______________________________________________________________________
5. Методы исследования в психофизиологии:
а) регистрация импульсной активности нервных клеток __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) регистрация электрической активности кожи ______________________________________________________________________
в) электроэнцефалография
______________________________________________________________________
г) электроокулография
______________________________________________________________________
д) электромиография
______________________________________________________________________
е) электокардиография
______________________________________________________________________
ж) магнитоэнцефалография электрической активности
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
з) изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография)
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
и) ядерная магнитная резонансная томография (или интроскопия) (ЯМРИ).
__________________________________________________________________________
6. Строение и функции центральной нервной системы
________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Строение и функции периферической нервной системы
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Какую роль играет вегетативная симпатическая и парасимпатическая нервная система в процессе физиологической адаптации в стрессовых ситуациях?
Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека
... подход. Профессиональный отбор и обучение операторов. 2. Групповая деятельность операторов, психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем. 3. Проектирование органов управления. 4. Деятельность оператора с ... приложение 2). Лабораторное занятие № 3. Тема:Взаимная адаптация человека и технических систем, профессиональный отбор. Цели занятия: 1. Рассмотреть методы профотбора ...
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Основные положения теории функциональных состояний (П.К.Анохин).
______________________________________________________________________
10. Дайте характеристику психологическим компонентам работоспособности
____________________________________________________________________________
11. Какие методы направлены на оценку индивидуально-психологических и личностных качество человека? — Раскройте содержание понятия «психическая рефрактерность ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
12. От чего зависит способность человека к выполнению конкретной деятельности?
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
13. Какие стадии включает «кривая работоспособности»?
______________________________________________________________________
14. Раскройте содержание понятия «психофизиологическая система адаптации».
______________________________________________________________________
15. Какие психофизиологические данные помогают на практике различить состояния психической адаптации и дезадаптации?
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
16. Какие состояния являются типичными для профессиональной деятельности? Какое влияние они оказывают на трудовую деятельность? ________________________________________________________________________
17. Какие существуют механизмы и стили саморегуляции. ________________________________________________________________________
18. Разница в понятиях «эмоции» и «аффект» __________________________________________________________________________
19. Какие профессиональные предпочтения характерны для людей разных темпераментов?
____________________________________________________________________________
20. Выпишите основные коммуникативные способности и возможности (сангвиника холерика, флегматика) ______________________________________________________________________________
21. Какие характеры относятся к «стрессоустойчивым»? __________________________________________________________________________
22. Профессиональные предпочтения людей разных характеров. ______________________________________________________________________________
23. Роль памяти и внимания в профессиональной деятельности __________________________________________________________________________
24. Какие задачи решает профессиография? ________________________________________________________________________
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... отрицательном отношении ученика к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности ... и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, - 15-30, она свидетельствует об ...
25. Какое значение имеют психофизиологические методы для разработки режимов труда?
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
III. Проведите психологическое исследование
ЗАДАНИЕ 1. Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя (не получающих выхода вовне)
Инструкция: Выразите свое отношение к предлагаемым положениям согласием «+» или несогласием «-».
1. В последнее время вы почти всегда находитесь в состоянии мобилизации для отражения угрозы, неприятностей, несправедливости, но тем не менее держите себя в руках.
2. Вы часто испытываете недовольство, гнев, разочарование и стараетесь не показывать свои переживания.
3. Вас огорчают обстоятельства в семье, на работе или отношения с друзьями, и вы носите в себе эти впечатления.
4. Вам приходится скрывать антипатию, неприязнь к кому-либо из тех, с кем часто общаетесь.
5. Критику в свой адрес обычно долго помните.
6. Вы часто ругаете себя или злитесь на себя за то, что допустили ошибку, не смогли что-то сделать хорошее или вовремя.
7. Вы завидуете тем, кто лучше живет или достиг больше вас в работе или семейной жизни.
8. Вы часто сдерживаете себя, чтобы не сказать все, что думаете о непосредственно окружающих вас людях (родных, близких, друзьях, коллегах).
9. Вы почему-то не можете или не хотите открыто радоваться хорошим людям, приятным встречам, событиям.
10. Вы не можете или стесняетесь заплакать в тех случаях, когда другие это обычно делают.
11. Вам не к кому обратиться или не хочется жаловаться на свою усталость от жизни.
12. Вы не решаетесь публично высказывать свое мнение.
13. Вы обычно боитесь сделать решительный шаг, «промахнуться» в жизни.
14. Вы чувствуете себя одиноким человеком, вам не с кем поговорить, поделиться сокровенными мыслями.
15. Вы часто чувствуете себя неловко в новой обстановке или вам трудно вступать в контакты с малознакомыми людьми.
16. Вы чаще всего недовольны собой или своей работой.
17. Вас беспокоит собственное здоровье или здоровье близких, но вы об этом ни с кем не говорите.
18. Вы обычно чувствуете себя скованно, напряженно.
Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ – 1 балл.
14 – 18 баллов свидетельствуют о большой скрытой эмоциональной
напряженности, сумма меньше 6 – о слабой напряженности или ее отсутствии. 5– 13 – средняя степень выраженности.
ЗАДАНИЕ 2. Воля и внимание
В случае согласия с содержанием вопроса ставится «да»;
Сомнения, неуверенности – «не знаю» (или «бывает», «случается»);
Несогласия – «нет».
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств ...
... (у женщин); Зрелость; Мотивационные способности, т.е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижение успехов в ... оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: Бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группа, ...
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?
4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные
5. Найдете ли силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?
10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни показались вам слова противной стороны?
Ключ: Ответ «да» оценивается в2 балла;
«не знаю» (или «бывает», «случается») – 1 балл;
«нет» — 0 баллов.
0 – 12 баллов – с силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь «спустя рукава», что бывает причиной неприятностей для вас. Ваша позиция выражается высказыванием: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся – от этого вы только выиграете.
13 – 21 балл – сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но, если увидите «обходной» путь, тут же им воспользуетесь. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего – тренируйте волю.
22 – 30 баллов – с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться – вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
14 стр., 6563 слов
A)к умственной деятельности человека
... интеллект" и "способности" отражаются качества личности, относящиеся: a)к умственной деятельности человека 50.Активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, ... членов группы 80.Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития: D)коллектив 81.Что является более продолжительным ...
ЗАДАНИЕ 3. Сила характера
Отвечая на поставленные вопросы, необходимо выбрать наиболее оптимальный (лично для вас) вариант ответа
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?
а) очень редко;
б) редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите, — из-за упрямства, наперекор другим, либо из «престижных» соображений?
а) да;
б) нет.
3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях?
а) настойчивость
б) широту мышления;
в) эффективность, умение «показать себя».
4. Имеете ли склонность к педантизму?
а) да;
б) нет.
5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами?
а) да;
б) нет.
6. Любите ли анализировать свои поступки?
а) да;
б) нет.
7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:
а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;
б) остаетесь самим собой.
8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях?
а) да;
б) нет.
9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более подходит к вам?
а) мечтатель;
б) «рубаха-парень»;
в) усерден в труде;
г) пунктуален, аккуратен;
д) «философ» в широком смысле этого слова;
е) суетной человек.
10. При обсуждении того или иного вопроса:
а) высказываете свою точку зрения, хотя,быть может, она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;
в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;
г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.
11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю?
а) раздражение;
б) тревогу;
в) озабоченность;
г) равнодушие.
12. Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?
а) ответите ему в том же тоне;
б) проигнорируете этот факт;
в) демонстративно оскорбитесь:
г) предложите сделать перерыв.
13. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:
а) досаду;
б) стыд;
в) гнев.
14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:
а) себя самого;
б) «фатальное невезение»;
в) прочие «объективные обстоятельства».
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди – будь то руководители, коллеги или подчиненные – недооценивают ваши способности и знания?
а) да;
б) нет.
16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них;
б) стараетесь ретироваться;
в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;
г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;
д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.
17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то вы:
Стресс в жизни и деятельности человека
... с различными стрессорами. Стресс имеет различную природу: дистресс – это стресс оказывающей вредное воздействие на организм человека, эустресс – это разновидность стресса, который делает организм готовым к оптимальному ... связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком ...
а) будете продолжать поиск молча;
б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке:
в) уйдете без нужной вам вещи.
18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия?
а) длинная очередь в приемной;
б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.
19. Заканчивая спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения?
а) да;
б) нет.
20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете?
а) человека исполнительного, но безынициативного;
б) человека знающего, но упрямца и спорщика;
в) человека одаренного, но с ленцой.
Ключ. Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом:
1. «а»-0, «б»-1, «в»-2;
2. «да»-0, «нет»-1;
3. «а»-1, «б»-1, «в»-0;
4. «да»-2, «нет»- 0;
5. «да»-0, «нет»-2;
6. «да»-2, «нет»-0;
7. «а»-2, «б»-0;
8. «да»-0, «нет»-2;
9. «а»-0, «б»-1, «в»-3, «г»-2,»д»-2, «е»-0;
10.«а»-2, «б»-0, «в»-0, «г»-0;
11.«а»-0, «б»-1, «в»-2, «г»-0;
12. «а»-0, «б»-2, «в»-1, «г»-3;
13. «а»-2, «б»-1, «в»-0;
14. «а»-2, «б»-0, «в»-0;
15. «да»-0, «нет»-2;
16. «а»-0, «б»-1, «в»-2, «г»-0, «д»-0;
17. «а»-2, «б»-0, «в»-1;
18. «а»-1, «б»-0, «в»-2;
19. «да»-0, «нет»-2;
20. «а»-0, «б»-1, «в»-2.
Меньше 15 баллов – увы, человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с ним неприятностях готов винить кого угодно, только не себя и в работе на него трудно положиться.
-От 15 до 25 баллов – у вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть еще над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков ( можно не сомневаться, что это вам под силу).
От 26 до 38 баллов – вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас черт сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный – это не значит жесткий.
Свыше 38 баллов – простите, но вам трудно сказать что-либо определенное. Почему? Потому что просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов – это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения?
ЗАДАНИЕ 4. Психологический тип по отношению к окружающим (интроверт, амбаверт, экстраверт)
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.
- Я легко сближаюсь с людьми.
- У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
- Я разговорчивый человек.
- Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
- Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
- Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
- Мне удается оживить скучную компанию.
- Я говорю быстро.
- Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.
Трудовая деятельность человека
... общества (рис.2). Рисунок 2 - Характеристика деятельности Основные формы деятельности: игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд. Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, ...
1 – 12 баллов.Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший педагог или организатор. По темпераменту обычно флегматик или меланхолик.
13 – 24 балла. Амбаверт. Длянего характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители и все, чья работа требует умения общаться с людьми.
25 – 36 баллов.Экстраверт.Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки.Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Но не менее легко относится и к собственным обязанностям, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства. Такой человек обычно холерик или сангвиник.
IV. Вопросы для самопроверки
1. Какие классы психофизиологических методов используются в исследовании по психофизиологии труда?
2.Какие электрофизиологические методы вы знаете?
3.Укажите, какие характеристики речи используются в исследованиях по психофизиологии профессиональной деятельности?
4.Какие методы используются для оценки движений работника?
5.Какие группы методов используются для оценки психофизиологического состояния работника?
6. Какие структурные образования мозга контролируют уровень бодрствования? Как связаны ритмические составляющие электроэнцефалограммы с состоянием человека?
8. Как интерпретируются показатели детектора лжи?
9. В чем своеобразие психоэмоционального стресса?
10. Какие гормональные механизмы обеспечивают реакцию на стрессогенное воздействие?
11.За счет каких механизмов на второй стадии общего адаптационного синдрома возрастают защитные силы организма?
12. Что отличает потребность как состояние от мотивации?
13.Почему при мотивационном возбуждении наблюдаются изменения во всех системах организма?
14.Какие структуры мозга играют решающую роль в обеспечении мотивационного состояния?
15. Что такое предпусковая интеграция?
16. Какие структуры мозга обеспечивают эмоциональные реакции?
17. Какую роль играет ретикулярная формация в возникновении эмоций?
18. Как связаны эмоции и информация?
19. Какие методы наиболее эффективны для диагностики эмоционального состояния?
V. Словарь основных терминов и понятий, используемых в дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»
Активность— одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обусловливающая ее эффективность.
Акцентирование— механизм, обеспечивающий формирование образов воображения путем выделения, подчеркивания части, детали в предмете или ситуации.
Влияние неблагоприятных погодных условий на организм человека
... процесса, взаимодействие которых обеспечивает слаженную деятельность нервной системы, согласованную работу органов тела, регуляцию и совершенствование функций всего организма. Движение — важнейшее свойство организма человека. Благодаря наличию скелетных мышц человек ... насчитывается в организме более 20 млрд. Каждый нейрон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать ...
Акцептор действия— нервная модель параметров предвосхищенного реального результата.
Альтернативы принятия управленческих решений —любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.
Атрибуция каузальная — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Аттестация — система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности.
Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.
Аффекты – сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными проявлениями.
Афферентный синтез — нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия, которая приводит к решению вопроса: какой именно результат должен быть получен в данный момент.
Аффилиация— стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.
Вегетативная нервная система –часть нервной системы, отвечающая за деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов, а также в некоторой части за мускулатуру.
Внутренняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).
Внутренняя регуляция— действия по отражению условий запоминания и воспроизведения; принятию решения (выбора оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципации процесса и результата запоминания и воспроизведения; формированию представления о программе запоминания и воспроизведения (план); контролю процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекции процесса запоминания и воспроизведения.
Групповая поляризация— феномен, наблюдаемый в ситуациях принятия решения группой, когда мнение (позиция) группы более радикально, чем индивидуальное мнение (позиция).
Смещение мнения группы в сторону ранее существовавшей индивидуальной тенденции.
Двигательный навык— координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.
Движение— конкретная форма исполнения операций, характеризуется траекторией, темпом, скоростью и силой.
Деятельность— форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.
Динамическая работа— мышечная нагрузка, связанная с развитием переменных мышечных усилий или перемещением тела в пространстве, характеризуется произведением величины перемещаемого груза на расстояние.
Дистресс — дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний.
Интуиция — процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения.
Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.
Коммуникация — обмен информацией между людьми или группами людей.
Лимбическая система — комплекс структур конечного, промежуточного и среднего мозга, составляющих субстрат для проявления общих состояний организма, таких как сон, бодрствование, эмоции, мотивации.
Мнемические способности — средства организации индивидуального опыта, являющиеся свойствами функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию в целях ее запоминания, сохранения и воспроизведения, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.
Нейрон —это структурно-функциональная единица нервной системы.
Оперативная единица (восприятия, памяти)— форма организации и структурирования перцептивной информации и мнемического опыта; комплекс информационных признаков о системе управления, характеризующийся целостностью и осмысленностью. Воспринимается, сохраняется и вспоминается как нечто единое («многое, мылимое как единое»).
Оперативные единицы восприятия— группировка воспринимаемой информации в блоки и закрепление их в информационной основе как эталонные схемы для данного оператора.
Операционные механизмы мнемических способностей —индивидуально своеобразные действия организации информации в целях предстоящей деятельности, формирующиеся и развивающиеся в онтогенезе как способы обработки запоминаемого и воспроизводимого материала.
Периферическая нервная система —соединяет центральную нервную систему с органами и конечностями.
Профессиограмма— документ, представляющий собой описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
Профессиография— комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения.
Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлимой эффективности труда.
Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.
Психические состояния— понятие, использующееся для условного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности.
Психический, или психоэмоциональный, стресс —вовлечение в реакцию эмоциональной сферы. Существенной его чертой является наличие в стрессовой реакции эмоции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию. Главное, что обусловливает стресс психического порядка, — эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору.
Психическое выгорание— профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Психическое состояние— целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности.
Психограмма— составная часть профессиограммы, представляющая собой характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Психофизиология —раздел психологии, изучающий изменение различных физиологических показателей (электрическое сопротивление кожи, частота сердечных сокращений, размер зрачков и электроэнцефалограмма) в зависимости от психологического состояния.
Психофизиологические функциональные состояния (ПФС) – системная реакция организма (от организменного до личностно-психологического уровня), обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений.
Регулятивные психические процессы— процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Включают процессы целеполагания, антиципации, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции и обозначаются термином «интегральные процессы психической регуляции деятельности».
Рецептор —клетка, которая в процессе эволюции приспособилась к восприятию из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и преобразованию его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения,
Рефлексия— процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятия, содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции.
Сензитивность — состояние повышенной чувствительности той или иной функции к влияниям окружающей действительности.
Сенсорная система – это часть мозга, воспринимающая внешнюю для него информацию, анализирующую и опознающую ее.
Системный, или физический, стресс — адаптивное напряжение биологических систем. При физическом стрессе раздражитель вызывает стереотипную реакцию, развитие которой не определяется какими-либо защитными интеллектуальными механизмами.
Стресс, или общий адаптационный синдром, — комплекс физиологических реакций, который представляет собой реакцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Стресс — неспецифический ответ организма на любое воздействие-стрессор.
Утомление— функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.
Факторы гигиены— факторы, наличие которых снимает чувство неудовлетворенности работой, но само по себе не повышает удовлетворенности от нее.
Физиологическая психология – отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.
Функциональное напряжение организма — уровень активности физиологических функций, необходимый для обеспечения трудовой деятельности.
Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик, функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.
Эвстресс — эвристический стресс; фаза и тип стресса, характеризующиеся повышением продуктивности психической и исполнительской деятельности.
Эмоциональная резистентность — устойчивость личности к эмоциональным факторам.
Эмоциональное истощение — составляющая синдрома выгорания, проявляющаяся в эмоциональной опустошенности, усталости от работы.
Энграмма —физическая привычка или след памяти на протоплазме организма, оставленный повторным воздействием раздражителя
Библиографический список
Алексеева, О. Ф., Пашина Н. Р. Психофизиология / О. Ф. Алексеева. – М. : Гуманитарный университет, 1999. – 302 с.
Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т. В. Алейникова. – Ростов-на-Дону, 2002. – 146 с.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология
Марютина, Т. М., Кондаков И. В. Психофизиология / Т. М. Марютина. –М. : МГППУ, 2004. – 180 с.
Пряжников, Н. С. Психология труда : [учеб. пособие для вузов по направлению «Психология»и психол. спец.] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — 6-е изд., стер. — Москва : Академия, 2012. — 477 с.
Ушаков, И. Б. Паттерны функциональных состояний оператора / И. Б. Ушаков, А. В. Богомолов, Ю. А. Кукушкин. — Москва : Наука, 2010. — 390 с.