Основы медицинской статистики

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Северо-Западный государственный медицинский университет

им. И.И. Мечникова

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

2013

УДК 616.2:616-039.57

Основы медицинской статистики: учебно-методическое пособие / под ред. В.С. Лучкевича. – СПб., 2013. – …с.

Рецензент: заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Юрьев Вадим Кузьмич

Учебно-методическое пособие содержит основные теоретические элементы, представлены базовые понятия социальной медицины, терминология санитарной статистики. Приведена подробная методика проведения медико-статистического исследования. Описаны правила построения статистических таблиц. Отражены основные сведения о применении санитарной статистики в практической деятельности медицинских работников.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов.

Коллектив авторов: В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова, Е.А. Абумуслимова, П.Н. Морозько, Г.М. Пивоварова, Г.Н. Мариничева, А.В. Зелионко, Д.С. Тягунов, А.А. Горшков, Ф.Р. Абазова, Т.В. Самсонова, З.Э. Каллагова, Д.А. Долгов, А.М. Шакиров, Е.Н. Шибанов, Д.Х. Кокова

15 стр., 7390 слов

Анатомия центральной нервной системы Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности "Психология" очного отделени

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общей психологии Анатомия центральной нервной системы Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности "Психология" очного отделения социолого-психологического факультета Иваново Издательство «Ивановский государственный университет» 2004 Составители: канд. биол. наук Любовь ...

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия Методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ

им. И.И.Мечникова

протокол № ____ от « » 2013 г.

Общественное здоровье и здравоохранение – наука о стратегии и тактике здравоохранения.

Общественное здоровье — медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Общественное здоровье – важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни людей.

Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

В соответствии с Федеральным законом №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Здоровье — это такое состояние организма, которое обеспечивает оптимальные взаимоотношения организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности (трудовой, хозяйственно-бытовой, рекреационной, социализаторской, планирования семьи, поведенческой и медико-социальной активности).

9 стр., 4361 слов

Деятельность специалиста по медико-социальной работе с населением

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Дневник прохождения учебной (ознакомительной) практики студентки 4 курса Ващекина Дарья Александровна (Ф.И.О. студента) Направления 040400.62 « Социальная работа», профиля « ...

Имеются и другие определения (Ю.Д.Лисицын, В.И.Казначеев, Р. Капра, Н.М.Амосов, И.М.Воронцов и др.), которые рассматривают здоровье индивидуума как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.

«Общественное здоровье» рассматривается как одно из состояний (свойств, качеств) того социального организма, каким является население, общественно-профессиональные группы и связи с их основными видами жизнедеятельности на различных административных территориях.

Уровни оценки здоровья в медико-социальных исследованиях:

  1. Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека;
  2. Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп;
  3. Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий;
  4. Общественное здоровье — здоровье популяции.

Задачи науки об общественном здоровье и здравоохранении:

1. Изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения;

2. Разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных медико-социальных условий и факторов, оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения;

3. Разработка для практических органов и учреждений здравоохранения рекомендаций по нормативно-кадровому обеспечению, планированию и прогнозированию деятельности отдельных специалистов и учреждений в целом, по организации медицинской помощи и санитарно-эпидемического благополучия, основам экономических и организационных форм медицинского страхования, менеджмента, маркетинга и моделирования медицинских услуг населению.

4. Оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.

Методы медико-социальных исследований.

— Исторический.

8 стр., 3976 слов

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

Государственный университет управления Институт заочного обучения Специальность – менеджмент Кафедра управления персоналом Содержание. 1. Введение 3 2. Основные факторы развития социальной среды организации 5 2.1. Потенциал и социальная инфраструктура организации 5 2.2. Условия работы и охраны труда 7 2.3. Социальная защищенность 8 2.4. Социально-психологический климат коллектива 9 2.5. ...

— Динамического наблюдения

— Санитарно-статистический — основной

— Медико-социологический анализ

— Экспертных оценок

— Системного анализа

— Организационного эксперимента

— Планово-нормативный

Объекты медико-социальных исследований:

— Группы лиц, население административных территорий (пациенты, страдающие определенной нозологией, учащиеся школы №, население Северо-Западного региона РФ, и др.);

— Отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы, промышленные предприятия, учреждения здравоохранения и др.);

— Органы здравоохранения (министерства, агентства, комитеты, отделы, секторы и др.);

— Объекты окружающей среды (водоемы, участки растительных насаждений, сельскохозяйственные владения и др.);

— Общие и специфические факторы риска различных заболеваний (экологическое неблагополучие, вредное производство, механические, химические и физические производственные факторы и др.).

Факторы, влияющие на здоровье населения (акад. Ю.П. Лисицын):

  1. Социально-экономические или образ жизни — 50% влияния.

а) экономические — это уровень жизни, определяемый количеством доходов данного лица, выражаемый в денежном эквиваленте.

б) социологические – определяют качество жизни — степень материального обеспеченности человека.

в) социально–психологические – это стиль жизни, психологические индивидуальные особенности поведения личности.

г) социально-экономические – это уклад жизни, определяемые национально-общинным порядком жизни, особенностями быта, уровнем и принципами общественной культуры.

2) Социально-биологические или наследственно-генетические — 20% влияния (наследственность, пол, конституцию, возраст, темперамент, адаптационные возможности).

3) Экологические и природно-климатические — 20% влияния (особенности природных и климатических условий местности проживания, состояние окружающей среды).

10 стр., 4656 слов

Обучение населения здоровому образу жизни

Министерство здравоохранения Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Свердловский областной медицинский колледж" Дипломная работа (проект) Обучение населения здоровому образу жизни Исполнитель: студентка группы 401 специальности Сестринское дело Ушакова Светлана Александровна Руководитель: Фасхиева Мария Салимовна Серов 2014 ...

4) Организационно-медицинские или качество медицинской помощи — 10% влияния (уровень, качество и доступность медико-социальной помощи и т.п.).

Критерии оценки здоровья населения:

  1. Медико-демографические показатели

— рождаемость

— смертность

— естественный прирост

— уровень младенческой смертности

— фертильность (коэффициент плодовитости)

— средняя продолжительность жизни

  1. Показатели заболеваемости:

— собственно заболеваемость – совокупность вновь возникших и зарегистрированных заболеваний, в данном календарном году, отнесенных к численности населения, выраженная в промилле или продецимилле

— болезненность – совокупность вновь возникших заболеваний, а также ранее существовавших, выявленных при первичном обращении в данном календарном году, отнесенных к численности населения, выраженная в промилле или продецимилле

— патологическая пораженность – совокупность патологических состояний, выявленных при профилактических медосмотрах, отнесенных к численности населения, выраженная в промилле или продецимилле

3. Показатели физического развития:

— антропометрические – масса тела, рост, окружности груди, головы.

— физиометрические – частота дыхания, пульс, ЖЕЛ, АД.

— соматоскопические – телосложение, тургор.

Оценка этих показателей производится по таблицам физического развития (шкалам регрессии).

4. Показатели инвалидности – первичной, физической и психической

Подобно врачу, который вначале интересуется анамнезом, а затем объективными характеристиками больного, врач-организатор в области управления здравоохранением должен соблюдать определенный порядок и последовательность в работе по изучению здоровья населения в соответствие с рекомендуемой схемой:

2 стр., 674 слов

Целью психологического исследования явилось определение особенностей протекания психических процессов и эмоционально-волевой сферы

Государственное учреждение Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ» Отделение внебольничной психотерапии и реабилитации телефон: 412-72-11 Заключение по результатам психологического обследования испытуемого Ц., 1976 года рождения от 09.09.2009 года. При проведении ...

    • Изучение общих социально-экономических и санитарно-гигиенических условий территории и перспективы ее развития.
    • Изучение климато-географических и других условий физической среды, «факторы риска» заболеваемости населения
    • Характеристика условий труда.
    • Оценка уровня и качества медицинской помощи.
    • Учет генетических (наследственных) и других медико-биологических факторов, определяющих здоровье человека.

    Методы, используемые в социальной медицине:

    1. Медико-статистический

    2. Социологический

    3. Экспериментальный

    4. Экспертных оценок

    5. Историко-медицинский

    6.Методы экономического анализа, экономико-математического моделирования на основе использования современного программного обеспечения

    7. Клинические и гигиенические в комплексе с другими методами.

    Медико-статистический метод является основным методом медико-социального анализа – метод количественного изучения массовых общественных явлений, построенный на основе определенных принципов, правил и приемов.

    Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качеством особенностями. Именно разнообразием качественных особенностей объясняется то, что для количественного описания явлений используется большое число самых разных статистических величин. Статистика устанавливает соответствие между двумя мирами: идеальным миром и представлением о реальном мире.

    Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохранением, называется медицинской, или санитарной, статистикой.

    Медицинская статистика – наука, изучающая общественное здоровье и здравоохранение, которая с помощью математических приемов и методов способствует разработке мер по оздоровлению населения.

    Разделы медицинской статистики:

    — Статистика общественного здоровья;

    — Статистика здравоохранения;

    — Статистика научных исследований или теоретическая медицинская статистика.

    Предметом статистики являются:

    — Изучение общественного здоровья (состояние здоровья определенной территории, факторы риска вредного производства и др.);

    — Изучение деятельности учреждений здравоохранения (качество работы территориальной поликлиники, эффективность деятельности диспансера, оборот коек стационара, и др.);

    — Научно-исследовательская работа (проведение научных исследований, написание научных работ, организация научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и др.).

    -Работа над методикой проведения медико-статистических исследований

    Независимо от того, какие задачи ставятся в санитарно-статистическом исследовании, оно должно проводиться в определенной последовательности в соответствии с исторически сложившимися этапами, которые в свою очередь состоят из отдельных шагов.

    Этапы статистического исследования.

    1.Составление плана и программы

    2.Статистическое наблюдение

    3.Статистическая сводка в таблицы и группировка, первичная счетная обработка данных.

    4.Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику.

    Алгоритм проведения медико-статистического исследования:

    I. Формулирование цели и постановка задач исследования в соответствие с рабочей гипотезой;

    определение и подбор статистической совокупности

    — определение единицы наблюдения

    — выбор вида статистического исследования

    — определение объекта наблюдения, времени наблюдения и субъекта наблюдения;

    — определение программы сбора данных (составление статистической карты с перечнем учетных признаков);

    — определение программы разработки данных (составление макетов таблиц с взаимосвязями признаков);

    — определение метода наблюдения (анализа): анкетный, анамнестический, монографического описания и др.

    II. Статистическое наблюдение

    — инструктаж исполнителей;

    — выкопировка сведений;

    — контроль качества регистрации: логический, аналитический.

    III. Статистическая разработка

    — группировка признаков;

    — разработка и создание (электронной) базы данных;

    — заполнение статистических таблиц;

    — подсчет итогов (априорный).

    IV. Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику.

    — распределение признака (расчет относительных величин: экстенсивных, интенсивных, соотношения, наглядности);

    — средний уровень признака (расчет средних величин, моды, медианы, средней арифметической, средней прогрессивной);

    — разнообразие признака (лимит, амплитуда ряда, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации);

    — репрезентативность признака (оценка достоверности результатов исследования, определение средней ошибки репрезентативности и доверительных границ средних и относительных величин в генеральной совокупности);

    — взаимосвязь между группами (расчет коэффициентов корреляции, регрессии, соответствия и др.);

    — анализ динамических рядов (сопоставление показателей в различные периоды наблюдений);

    — использование методов графического анализа;

    — представление выводов и практических рекомендаций по оздоровлению условий и улучшению деятельности;

    — расчет нормативных показателей на перспективу, разработка оптимальных структурных моделей и вероятностных прогнозов.

    Программа медико-статистического исследования включает в себя формулировку цели, задач, темы исследования, определение объекта, единиц и объема наблюдения, уточнение или составление глоссария терминов и основных понятий, формулировку гипотез, определение методов формирования выборочной совокупности, описание методики сбора, хранения, обработки и анализа информации, порядок проведения пилотного исследования.

    Рабочий план медико-статистического исследования включает в себя порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; определение необходимого объема и видов ресурсного обеспечения для проведения исследования (кадры, финансы, материально-технические, информационные ресурсы и др.); определение стоков и ответственных за отдельные этапы исследования.

    Основные характеристики статистической совокупности, единицы наблюдения, учетных признаков, объектов наблюдения

    Объект – основная совокупность исследуемых лиц или предметов, ее численность, характер.

    Субъект – непосредственные исполнители медико-статистического исследования.

    Статистическая совокупность – группа относительно однородных элементов в конкретных условиях времени и пространства.

    В зависимости от охвата единиц наблюдения статистическая совокупность может быть:

    — генеральная – состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в зависимости от целей исследования;

    — выборочная – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности.

    Групповые свойства статистической совокупности.

    1. Распределение признака – элементы совокупности распределяются неодинаково (по характеру) учетного признака, образуя определенную структуру (здоровые-больные) — позволяет использовать относительные величины, стандартизованные показатели, вариационный ряд.
    2. Средний уровень признака – обобщенная характеристика различных величин количественного учетного признака совокупности (Критерии: средняя арифметическая — М, мода — Мо, медиана — Ме)
    3. Разнообразие признака – различие единиц наблюдения по величине учетного количественного признака совокупности (Критерии: лимит — Lim, амплитуда — Ampl, среднее квадратическое отклонение — σ, коэффициент вариации — Сv)
    4. Репрезентативность признака – представительность, типичность всех признаков, формирующих единицу наблюдения, выборочной совокупности по отношению к генеральной совокупности (Критерии: средняя ошибка средней арифметической — m, средняя ошибка относительной величины – m%, коэффициент соответствия – χ2)
    • количественная – достаточный объем (n) наблюдений в выборочной совокупности;
    • качественная – типичность признаков, формирующих наблюдения, достигается путем специальных методов отбора элементов выборочной совокупности из генеральной.
    1. Взаимосвязь между признаками (корреляция) – зависимость размеров признаков друг от друга (Критерии: коэффициент корреляции – r xy, коэффициент ранговой корреляции – ρ xy, коэффициент регрессии — Rxy).

    Единица наблюдения – первичный элемент статистической совокупности, наделенный признаками сходства и различия. Признаки различия подлежат изучению и поэтому называются учетными признаками.

    Учетные признаки (различия):

    По характеру:

    — количественные (определительные) – качественные, выраженные словесно, имеют описательный характер;

    — качественные (атрибутивные) – выраженные числом.

    По роли в совокупности:

    — факториальные – влияют на изменение зависимых признаков, вызывают действие;

    — результативные – зависят от факторных, изменяются под воздействием факторных признаков.

    Методы отбора единиц наблюдения:

    По времени

    1.Единовременное – статистические данные собираются на определенный момент времени.

    2.Текущее/ непрерывное – исследуемые данные собираются путем постоянной регистрации в течение определенного временного периода по мере их возникновения.

    По степени охвата

    1. Сплошной – изучаются все единицы наблюдения объекта исследования (вся генеральная совокупность)

    2. Несплошной

    — монографическое описание

    — метод основного массива

    — выборочное исследование (случайное, механическое, типологическое, серийное, многоступенчатого отбора, направленного отбора, когортное, «копи-пара» и др.)

    Методы сбора статистической информации:

    — анкетирование

    — интервьюирование

    — комбинация анкета-интервью

    — наблюдение

    — экспедиционно-монографический метод

    — бюджетный метод

    Характеристика учебных элементов темы «Статистическая совокупность и ее структура»

    1.

    Статистическая совокупность (пример)

    На промышленном предприятии г. Н., где работали 2590 рабочих, была проведена иммунизация против гриппа 1420 рабочим. Проведенное дальнейшее изучение заболеваемости гриппом за один год позволило установить, что среди 1420 иммунизированных рабочих заболело гриппом 32 человека. Среди неиммунизированных 1170 человек число заболевших составило 82 рабочих. Как установить эффективность иммунизации?

    2.

    Область применения

    Для выявления общих свойств, общих закономерностей различных явлений. Закономерности проявляются при изучении массы (группа совокупности) явлений и не могут быть обнаружены в единичных явлениях:

    — выявление уровня показателей;

    — определение степени воздействия факторов;

    — выявление взаимосвязи между признаками;

    — установление эффективности воздействия;

    — определение динамики процесса и его прогноза.

    3.

    Признаки статистической совокупности

    Признаки сходства.

    — единые специальные признаки – рабочий промышленного предприятия;

    — единство времени – один год;

    — единство пространства – промышленное предприятие г. Н.

    Признаки различия.

    — иммунизированные-неиммунизированные

    — заболевшие-незаболевшие гриппом

    4.

    Структура статистической совокупности

    Единица наблюдения

    — каждый рабочий

    — каждый случай заболевания гриппом

    Учетные признаки

    — профессия

    — пол

    — возраст

    — стаж работы

    5.

    Объем совокупности

    Численность единиц наблюдения

    — n = 2590 рабочих

    6.

    Классификация учетных признаков

    По характеру:

    Атрибутивные (определительные)

    — иммунизированные

    — неиммунизированные

    — заболевшие

    — незаболевшие

    Количественные

    — возраст (20-29, 30-39, 40-49, 50-59 лет, 60 лет и старше)

    — 1420 (иммунизированные рабочие)

    — 1170 (неиммунизированные рабочие)

    По роли в совокупности

    Факторные

    — иммунизация

    — условия труда

    Результативные

    — уровень заболеваемости

    — травматизма

    — смертности

    — инвалидности

    7.

    Анализ структуры статистической совокупности

    Признаки сходства единиц наблюдения

    — рабочий промышленного предприятия

    — наблюдался в течение года

    Объем наблюдения – 2590 рабочих

    Признаки различия (учетные признаки) единиц наблюдения

    — иммунизированные – неиммунизированные (атрибутивный факторный)

    — заболели — не болели гриппом (атрибутивный результативный)

    8.

    Виды статистической совокупности

    Генеральная – все рабочие завода

    Выборочная – рабочие одного из цехов завода

    Образец решения ситуационной задачи

    С целью изучения распространенности дизентерии и др. острых кишечных инфекций в одном из районов области в 2006-2007 гг. проанализированы «экстренные извещения об инфекционном заболевании» (учетная форма №58).

    За эти два года зарегистрировано: дизентерии: 2006 г. – 2349 случаев, 2007 г. 1205 случаев; колиэнтерита: 2006 г. – 306 случаев, 2007 г. – 282 случая; диспепсия простая: 2006 г. – 15 случаев, 2007 г. – 12 случаев; диспепсия токсическая: 2006 г. – 11 случаев, 2007 г. – 14 случаев. Население района составляет 56 756 человек, из них детей до 15 лет – 14190 чел., 15-19 лет – 6250 чел., 20 лет и старше – 36316 чел. Из общего числа детей посещают детские учреждения 12 144, не посещают детские учреждения – 2046 чел.

    Контрольные вопросы

    Ответы

    Какая исследована совокупность: генеральная или выборочная?

    Генеральная совокупность: все население района – 56756 чел (все заболевшие дизентерией или другими острыми кишечными инфекциями в зависимости от цели исследования)

    Каков объем исследованной совокупности?

    N = 56 756 человек

    Перечислите признаки, характеризующие исследуемую совокупность. Назовите единицу наблюдения.

    Каждый случай инфекционного заболевания дизентерией или другими острыми кишечными инфекциями в 2006-2007 годах.

    Укажите признаки, по которым различаются элементы статистической совокупности.

    Заболевшие различными инфекционными заболеваниями (по нозологическим формам), возрастные группы, дети, посещающие и не посещающие детские учреждения.

    Сколько учетных признаков в данной совокупности? Назовите признаки количественные и атрибутивные, факторные и результативные.

    А.) По характеру: атрибутивных – два:

    1. Дети, посещающие и не посещающие детские учреждения.

    2. Донозологические формы

    Количественных – два

    — годы наблюдения

    — возрастные группы

    Б.) По роли в совокупности:

    Факторных – три

    — годы наблюдения

    — возрастной фактор

    — посещение детских учреждений

    Результативных – один

    — заболеваемость инфекционным заболеванием

    Репрезентативна ли по качеству изучаемая совокупность?

    Здесь имеет место генеральная совокупность, а не выборочная, поэтому вопрос о репрезентативности отпадает.

    Назовите объект исследования.

    Население одного из районов области.

    Назовите вид наблюдения.

    Текущее.

    Назовите метод проведения наблюдения.

    Сплошное наблюдение.

    Статистические таблицы

    Основные элементы статических таблиц.

    — название — должно полностью отражать содержание таблицы, располагается сверху.

    — статистическое подлежащее – основная группировка, объект изучения в целом или его части (население, больные, предприятия и др.).

    Формулировка его указывается в первой строке первой графы, а его группировка – в последующих строках той же графы.

    — статистическое сказуемое — учетные признаки, которые характеризуют статистическое подлежащее, располагаются в последующих графах первой строки.

    — итоговые данные по горизонтали и по вертикали.

    Требования к составлению статистических таблиц.

    1. Таблица должна иметь четкое, краткое заглавие, отражающее суть таблицы.

    2. Таблица должна иметь единую последовательную порядковую нумерацию.

    3. Оформление заканчивается итогами по графам и строкам.

    4. В таблице не должно быть пустых клеток (если признака нет – ставится прочерк).

    Простая таблица не содержит никаких группировок, она имеет в подлежащем лишь перечень объектов

    — территориальная

    — хронологическая

    — перечневая

    Макет простой таблицы

    «Распределение детей, больных кишечными инфекциями в зависимости от нозологических форм в районе Н. за 20__ год. (n)»

    Название заболеваний

    Число больных (n)

    Диспепсия

    Дизентерия

    Энтероколиты

    Сальмонеллезы

    Итого

    Групповая таблица состоит из сочетания двух признаков, имеющая группировку в подлежащем и сказуемом. Каждый из признаков сказуемого сочетается с подлежащим попарно, изолировано от других.

    Макет групповой таблицы

    «Распределение детей, больных кишечными инфекциями в зависимости от возраста и посещаемости детских учреждений в районе Н. за 20__ год (n)»

    Название заболевания

    Возраст (в годах) (n)

    Всего (n)

    До 1г.

    1-3 г.

    4-6 лет

    Диспепсия

    Дизентерия

    Энтероколиты

    Сальмонеллезы

    Итого

    В комбинационной таблице подлежащее характеризуется несколькими объединенными, взаимно связанными признаками сказуемого.

    Макет комбинационной таблицы

    «Распределение «организованных» и «неорганизованных» детей, больных кишечными инфекциями, в зависимости от возраста в районе Н. за 20___ год (n)»

    Название заболевания

    Посещали детские учреждения

    Не посещали детские учреждения

    Всего детей

    До 1 г.

    1-3 г.

    4-6 л.

    Всего

    До 1 г.

    1-3 г.

    4-6 л.

    Всего

    До 1 г.

    1-3 г.

    4-6 л.

    Всего

    Диспепсия

    Дизентерия

    Энтероколиты

    Сальмонеллез

    Итого

    Задачи для самостоятельного решения

    1. В целях совершенствования организации обслуживания больных дизентерией в 2007 г. в поликлинических отделениях Санкт-Петербурга совместно с городским ЦГСЭН проведено изучение влияния сроков диагностирования дизентерии на длительность стационарного лечения.

    Результаты исследования показали, что у 100 больных дизентерией диагноз был поставлен в первые три дня заболевания. Длительность пребывания в стационаре этой группы больных колебалась в пределах 15-20 дней. У 30 больных диагноз дизентерии был поставлен после 3-х дней от начала заболевания. Длительность пребывания их в стационаре колебалась в пределах от 21 до 35 дней.

    Опишите статистическую совокупность согласно модели.

    2. Сформулируйте цель и задачи статистического исследования, составьте план и программу наблюдения, составьте макеты статистических таблиц для изучения:

    — глазного травматизма среди населения города N

    — травматизма рабочих промышленного предприятия

    — обслуживания больных, взятых на диспансерное наблюдение участковым терапевтом

    — физического развития школьников.

    1. Приведите примеры единовременного и текущего статистического наблюдения в области:

    — демографической статистике

    — санитарной статистике

    4. Укажите, к какому виду статистического наблюдения (по степени охвата, периоду наблюдения) относятся:

    — паспортизация водоисточников на 01.01. 200____ г.;

    — регистрация рождаемости и смертности населения;

    — изучение пищевых и профессиональных отравлений;

    — исследование качества продуктов;

    — учет числа семейных врачей на 20___ г.;

    — изучение инфекционной заболеваемости по данным профилактических осмотров;

    — изучение санитарно-гигиенических условий труда и заболеваемости рабочих в цехах промышленного предприятия.

    5. Составьте макеты статистических таблиц для изучения заболеваемости инфекционными заболеваниями, пользуясь в качестве учетных документов «Картой экстренного извещения об инфекционном заболевании» и «Картой эпидемиологического обследования очага».

    6. Сформулируйте вопросы программы изучения причин абортов у женщин, составьте макеты статистических таблиц.

    7. Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макеты таблиц для изучения:

    — зависимости заболеваемости рабочих аллергодерматитами от санитарно-гигиенических условий труда;

    — влияния экологической обстановки на здоровье населения;

    — бытовых условий и их влияния на здоровье населения.

    8. Какой метод статистического исследования следует применить при изучении условий жизнедеятельности студента медицинского ВУЗа.

    9. Произведите группировку основных вопросов программы изучения заболеваемости кишечными инфекциями, постройте макеты статистических таблиц.

    10. Проведите группировку основных вопросов программы, и составьте макеты статистических таблиц для изучения организации лечебно-профилактической помощи больным, получившим травмы. Зашифруйте учетные признаки: 1. характер и локализация повреждения; 2. обстоятельства травмы; 3. возраст больного; 4. пол; 5. вид лечебно-диагностической помощи; 6. длительность лечения; 7. исход.

    Аудиторная самостоятельная работа студентов

    1. Определить цель исследования.

    А. Составить программу исследования, для чего:

    — установить единицу наблюдения и ее учетные признаки;

    — разработать программу наблюдения (составить карту статистического исследования);

    — составить план исследования с установлением: объекта и единицы наблюдения, объема работы, видов и способов наблюдения (по времени, объему и способу сбора материала), места и времени исследования.

    Б. Определить сроки и субъект исследования.

    2. Составить макеты статистических таблиц.

    3. В соответствии с предложенными данными заполнить все графы и клетки таблиц абсолютными числами.

    4. Свести все полученные отдельными студентами данные в единую таблицу.

    5. Составить логическую программу анализа полученных результатов исследования.

    6. В соответствии с моделью решения представленной в задаче-эталоне (условие, контрольные вопросы и ответы), разработать варианты предложенных заданий. При этом дается обязательная характеристика статистической совокупности, вида наблюдения, способа наблюдения, объема наблюдения, выделяются признаки, характеризующие единицу наблюдения, описываются учетные признаки (количественные, атрибутивные, факторные и результативные).

    В заключении делается вывод о репрезентативности по количеству изучаемой совокупности.

    7. Изучение первичной учетно-отчетной документации, в которой представлены сведения о состоянии здоровья населения и деятельности медицинских учреждений, санитарно-гигиеническое, социально-экономическое и медико-географическое описание типового городского района, со структурой здравоохранения, демографическими параметрами и сетью медицинских учреждений района для планирования последующего самостоятельного выполнения заданий по курсовой работе.

    8. Решение ситуационных задач, составление алгоритма, программ разработки и анализа, построение макетов статистических таблиц и графических изображений.

    Вопросы для самоподготовки

    1. Наука об общественном здоровье и здравоохранении, ее содержание и основные методы.
    2. Основные критерии здоровья населения, методы его изучения.
    3. Основные показатели здоровья населения России и Санкт-Петербурга, их медико-социальная оценка.
    4. Основные факторы риска заболеваемости населения РФ.
    5. Социальные и биологические факторы, влияющие на здоровье. Актуальные медико-социальные проблемы охраны и укрепления здоровья населения.
    6. Предмет и методы медицинской статистики. Статистика здоровья и статистика здравоохранения.
    7. Использование статистического метода для изучения и оценки здоровья населения. Основные этапы статистического исследования.
    8. Основные элементы плана и программы медико-социального изучения взаимодействия факторов образа жизни и здоровья населения.
    9. Использование абсолютных и производных величин при оценке здоровья населения и анализе деятельности учреждений здравоохранения.
    10. Определение и применение статистических коэффициентов и средних величин.
    11. Статистические методы определения причинно-следственных взаимосвязей факторов риска и здоровья населения. Методы стандартизации, корреляционный анализ, коэффициент согласия.
    12. Использование статистических показателей при оценке физического развития населения.
    13. Виды статистических таблиц и их использование при анализе показателей здоровья. Требования, предъявляемые к составлению статистических таблиц.
    14. Использование коэффициента согласия χ2 в медико-статистических исследованиях.
    15. Методы определения корреляционной связи между признаками, их применение в здравоохранении.
    16. Стандартизованные коэффициенты. Их применение, методы расчета, прямой метод стандартизации.

    ЛИТЕРАТУРА

    а) основная литература:

    1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. – М., 2012. – 608 с.

    2. Кучеренко В.З. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению. – М., 2010. – 464 с.

    3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбекова. – М., 2011. – 544 с.

    4. Основы экономики здравоохранения / под ред. Н.И. Вишнякова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2012. – 144с.

    5. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – М., 2011. – 592 с.

    б) дополнительная литература

    1.Зайцев В.М., Аликбаева Л.А. Медицинская статистика в амбулаторно-поликлинических учреждениях промышленных предприятий: учебное пособие. – СПб., 2009. – 416 с.

    2.Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: учебник / под ред. В.С. Лучкевича и И.В. Полякова. – СПб., 2009. – 242 с.

    3.Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / В.А. Медик, Ю.П. Лисицын, М.С. Токмачев. – М., 2012. – 400 с.

    4.Медик В.А. Статистика здоровья и здравоохранения: учебное пособие для студентов ВУЗов / В.А. Медик, М.С. Токмачев. – М., 2009. – 365 с.

    5.Общественное здоровье и здравоохранение (квалификационные тестовые задания): учебное пособие / под ред. проф. В.С. Лучкевича. – СПб., 2009. – 242 с.

    6.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие для практических занятий / под ред.В.З. Кучеренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. – 256 с.

    ИТОГОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    Дополнить:

    1. Основным методом социальной медико-социального анализа является________________метод.

    2. Признаки, по которым различаются элементы статистической совокупности – это ________ признаки.

    3. Обследование, проведенное на определенную дату (время), называется ________ наблюдением.

    Выбрать правильный ответ:

    4. Выборочное наблюдение – это наблюдение:

    а) охватывающее часть единиц совокупности для характеристики целого

    б) приуроченное к одному какому-либо моменту

    в) в порядке текущей регистрации

    г) обследование всех без исключения единиц изучаемой совокупности

    5. ЕДИНИЦА НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО

    а) первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации

    б) массив единиц, являющихся носителем изучаемого признака

    в) наблюдение, приуроченное к какому-либо моменту

    г) определение объема наблюдения

    д) структура статистического наблюдения

    6. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – ЭТО ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    а) первый

    б) второй

    в) третий

    г) четвертый

    д) пятый

    7. СУЩЕСТВУЮТ ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ (УЧЕТНЫЕ)

    а) количественные

    б) результативные

    в) факторные

    г) атрибутивные

    д) все перечисленные

    Выбрать правильные ответы:

    8. ЕДИНОВРЕМЕННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ

    а) изучение рождаемости

    б) профилактический осмотр населения

    в) перепись больных, находящихся в стационаре

    г) изучение инвалидности

    д) медико-социологический анализ заболеваемости

    9. СТАТИСТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВКЛЮЧАЕТ:

    а)контроль собранного материала

    б) шифровку материала в соответствии с группировочными признаками

    в) раскладку карт в соответствии с макетами разработочных таблиц

    г) составление макетов таблиц

    д) заполнение таблиц и подсчет итогов

    Установить соответствие:

    10.

    ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    ОПЕРАЦИИ

    1) 1 этап

    2) 2 этап

    3) 3 этап

    4) 4 этап

    а) выбор единицы наблюдения

    б) составление плана и программы

    в) сбор материала

    г) определение цели исследования

    д) группировка и сводка материалов

    е) анализ результатов исследо­вания

    ж) расчет и графическое изображение статистических величин

    Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __; 4 – __

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    1

    Статистический

    2

    Учетные

    3

    Единовременным

    4

    А

    5

    А

    6

    2

    7

    5

    8

    2 3

    9

    1 2 3 5

    10

    1)абг 2)в 3)д 4)еж

    20