Вопрос № 73 Социально-психологический тренинг. Виды. Характеристика.
Социально-психологический тренинг – это активное социально-психологическое обучение, характеризующееся обязательным взаимодействием обучаемых между собой (Ю.Н. Емельянов); средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения (Л.А. Петровская).
Цель тренинга: повышение коммуникативной компетентности личности.
Задачи тренинга:
- приобретение психологических знаний.
- приобретение внешне выражаемых умений общения
- коррекция коммуникативных установок
- адекватное восприятие себя и других.
- личностный рост.
Методы: лекции и семинары, активные методы: групповая дискуссия (групповой самоанализ), игровые мотоды (ролевые игры, психодрамма), сензитивный тренинг – недиррективные группы встреч.
Дискуссионные методы.
Благодаря механизму дискуссии со сверстниками личность учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения.
Игровые методы.
Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые.
Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности
Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных ... при помощи использования следующих методик: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) А.Н. ... консультации, тренинг. – Ярославль, 2002. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М., 1995. Социально-психологическое ...
В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов.
Психодрама, понимается как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. Сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижению на первый план взаимодействия между участниками.
Сензитивный тренинг.
Особенностью этого метода является стремление к максимальной амостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.
Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
В процессе групповой работы, так или иначе, затрагиваются глубокие психологические образования участников тренинга. Когда речь идёт о том, что в тренинге человек получает новые сведения о себе, то при этом имеется в виду не только внешний, поверхностный срез, но и такие личностные характеристики, как ценности, мотивы, установки и т.п. Это говорит о том, что в каком-то смысле и в какой-то степени социально-психологический тренинг можно ассоциировать с процессом развития личности.
73. Виды социально-психологического тренинга, их характеристика.
В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.
СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние, как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Изучение эффективности социально-психологического тренинга на ...
... возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и ... появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании ...
Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы.
Общая цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:
1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например, умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;
2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Основные задачи, решаемые в ходе социально-психологического тренинга, можно разделить на пять групп:
1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д., т е обогащение техники и тактики общения.
3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.
Перечисленные задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект.
СПТ проводится в группах по 8—12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Обычный цикл занятий рассчитан на 30—50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20—24 ч) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу СПТ и снижают ее эффективность.
Занятия могут проводиться с интервалами в 1—3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 ч. Но более эффективной формой организации работы является марафон — несколько занятий подряд по 8—10 ч непрерывной работы.
Нейролингвистическое программирование: основные техники работы ...
... место НЛП в современном обществе; • ознакомиться с основными техниками работы; • PR пример на Чешском ресторане Pitnica. Материалом исследования ... века создали свою методику, в основу которой легли методы работы таких мэтров психотерапии как М. Эриксон, В. ... в неосознаваемые процессы умственной деятельности может быть опасным, ведь деятельность бессознательного почти не изучена человеком. Техники НЛП ...
В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т.д. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность СПТ, предоставляя участникам (наряду с обратной связью, полученной от других членов группы) объективную обратную связь.
СПТ получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, врачей, психологов, социальных работников и т.д.
Общие тренинговые методы
1. Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в транзактном анализе Э.Берна.
В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития подпороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернена Вульфа).
Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии, основателем которой является В.Райх. В последнее время внимания практических психологов — ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация, восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Медитативные техники, по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетер осуттестии.
Педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста
... детских работ по изобразительной деятельности, желательно представлять родителям в отдельных папках. В группе, особенно в «приемной», для детей раннего возраста необходимо очень тщательно продумать ... постоянно пополняться, меняться, т.е. работать, а «не застывать». Очень хорошо, если воспитателями группы продуманы и такие активные формы общения заведующей, специалистов с родителями, например: « ...