ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……..…7

1.1 Сущность категории «коммуникативная компетентность»………..……..….7

1.2 Методы формирования коммуникативной компетентности ………………..19

1.3 Специфика коммуникативной компетентности подростков……………..…24

Выводы по первой главе……………………………………………………………28

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА………………………………………31

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………………….…31

2.2 Методика исследования……………………………………………………….32

2.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………………….41

Выводы по второй главе………………………………….……………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………………………….48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………51

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..….56

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Новые социально-экономические условия развития России обусловили необходимость преобразования деятельности различных государственных и общественных структур. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны. Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу).

Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски.

По мнению многих психологов (Г.М. Бреслав, Л.В.Выготский, Г.С.Никифоров, А.В.Петровский, Л.И.Рувинский и др.), общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Неблагополучные взаимоотношения с товарищами, складывающиеся в силу недостаточной сформированности коммуникативной компетентности, негативно отражаются на эмоциональном состоянии подростков (К.Н.Волков, Я.Л.Коломинский, А.Е.Личко, Т.В.Снигирева).

В этом случае психологи (А.А.Бодалев, И.В.Дубровина) ставят перед школой особую задачу — сформировать необходимый уровень коммуникативной компетентности у подростков. Ведь подростковый возраст — время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того, насколько ребята успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой. Неразвитость подростков как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и с другими окружающими людьми. Для снижения агрессивности и повышения уровня взаимопонимания подростков нужно использовать активные методы социально-психологического воздействия на подростка. Так, в частности, область социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения, другими словами, СПТ (Социально-психологический тренинг) рассматривается как средство развития компетентности в общении. Значимость социально-психологического тренинга для развития компетентности подростков, повышение отдельных умений, навыков с помощью социально-психологического тренинга обусловили выбор темы дипломной работы — «Формирование коммуникативной компетентности у подростков в ходе социально-психологического тренинга».

4 стр., 1835 слов

Социально-психологический тренинг как условие развития коммуникативной компетентности студентов вуза

... ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ 6 1.1. Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности 6 1.1.1. Понятие коммуникативная компетентность 6 1.1.2. Развития коммуникативной компетентности взрослых людей ...

Разработкой групповых форм тренинга связаны с именами К.Левина, К. Роджерса, Л.Брадфорта, Р.Липпита, М.Форверга. Разработанные К.Левином теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. Опыт использования психологического тренинга отражен в работах отечественных психологов: Г.А.Ковалева (1980; 1989; 1996), Л.А. Петровской (1982; 1989; 1996), Ю.А. Емельянова (1983; 1985; 1991), Х.Миккина (1981; 1986), Т.С. Яценко (1987), В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой (1989), А.П. Ситникова (1992; 1996), Г.И. Марасанова (1995), В.Ю. Большакова (1996), С.И. Макшанова (1997), И.В. Вачкова (2000), Г.И. Лидерса (2001), О.П. Кондауровой (2002), В.Г. Ромек (2002), Е.В. Сидоренко (2001; 2002), Т.В. Зайцевой (2002) и других.

27 стр., 13051 слов

Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

КУРСОВАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка» 1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростков. 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ...

Психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении подростков. Активное использование психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей психологии.

Объект исследования: коммуникативная компетентность подростков.

Предмет исследования: формирование коммуникативной компетентности подростков на основе социально-психологического тренинга.

Цель исследования: развитие коммуникативной компетентности подростков с помощью социально-психологического тренинга.

Гипотеза. Социально-психологический тренинг значимо влияет на компоненты коммуникативной компетентности, необходимые подросткам для общения.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и уточнить понятие «коммуникативная компетентность» на основе анализа психологической литературы.

2. Определить специфику процесса формирования коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.

3. Проанализировать методы диагностики и формирования коммуникативной компетентности.

4. Провести социально-психологический тренинг коммуникативной компетентности для подростков.

5. Экспериментально оценить эффективность тренинга.

Для решения исследовательских задач использованы следующие группы методов:

1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы.

2. Адаптированный вариант американского тест-опросника коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха.

3. Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского.

4. Методика «Оценка отношений подростка с классом».

5. Математические методы статистической обработки полученных данных.

Экспериментальной базой исследования выступили ученики 7-8-х классов ГОУ СОШ №428 ВАО г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 99 учащихся подросткового возраста (13-14 лет).

24 стр., 11946 слов

Особенности развития конфликтной компетентности у современных подростков

Содержание   Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии 1.1 Основные подходы к рассмотрению конфликтной компетентности в современной психологии 1.2 Конфликтная компетентность и её основные психологические составляющие 1.3 Особенности проявления конфликтности в подростковом возрасте Выводы по первой главе Глава 2. Сущность и ...

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в учебно-воспитательном процессе средних образовательных школ, а также учреждений дополнительного образования при работе с подростками. Разработанная программа формирования коммуникативной компетентности в ходе социально-психологического тренинга может служить основой для создания педагогами и психологами новых авторских программ повышения коммуникативной компетентности подростков.

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы коммуникативной компетентности подростков

Настоящая глава посвящена обоснованию теоретических положений, составляющих основу решения проблемы формирования коммуникативной компетентности у учащихся подросткового возраста. В ходе обсуждения обозначенной задачи в параграфах главы раскрывается сущность понятия «коммуникативная компетентность», приводится характеристика методов формирования коммуникативной компетентности личности, выявляются специфика формирования коммуникативной компетентности подростков и особенности социально-психологического тренинга как метода формирования коммуникативной компетентности подростков.

1.1 Сущность категории «коммуникативная компетентность»

Произошедшие в последнее десятилетие изменения во всех сферах жизни общества неизбежно повлекли за собой повышенные требования к уровню различного рода компетентности граждан. Особую значимость приобрела способность к управлению в условиях, когда организации высказывают законные притязания на управление более крупными и сложными экономическими, социальными системами. При этом новое понимание, приоритеты восприятия проблемы коммуникативной компетентности личности необходимы всем членам современного общества, включая и только формирующееся в личностном плане подрастающее поколение [32, с.3].

В ходе многочисленных исследований постоянно уточняется понятийный аппарат решения проблемы коммуникативной компетентности, предпринимаются попытки определить ее место и роль в системе других понятий, прийти к единообразию в выделении ее структурных компонентов, рассмотреть соотношение понятий «коммуникативной компетенции» и «коммуникативной компетентности». Однако единого подхода по выше обозначенным вопросам до сих пор не выработано. Ведутся поиски путей и средств формирования и повышения коммуникативной компетентности личности, к которым относят социально-психологические тренинги, спецкурсы, игровые технологии, активные методы обучения и пр. Указанные факты дают основание полагать, что проблема коммуникативной компетентности личности по-прежнему остается открытой для исследователей.

21 стр., 10460 слов

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

... рамках коммуникативной компетентности и выдвинуть критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности ...

Анализ научно-теоретической литературы позволяет судить о том, что структура, функции, генезис общения и отношений межличностного взаимодействия тщательно изучены и освещены в теоретических трудах философов, психологов, педагогов. Общепсихологический анализ проблемы общения представлен в работах Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, В.Н.Панферова, Б.Д.Парыгина и др. Проблемам межличностного общения, особенностям доверительного общения, развитию коммуникативной компетентности посвятили свои работы Я.Л.Газман, И.С.Кон, В.Н.Куницина, В.Х.Манеров, Л.Б.Филонов, Е.А.Хорошелова. В работах Е.В.Залюбовской, Б.Д.Парыгина, Е.В.Цукановой, В.Н. Кунициной, Б.Ф.Поршнева рассматриваются трудности и барьеры человеческого общения. В.А.Кан-Калик в проблеме общения впервые выделил дидактический и коммуникативный аспекты. Разработаны теоретические положения межличностного познания (А.А.Бодалев, С.В.Кондратьев, В.А.Лабунская, Н.Н.Обозов, Л.А.Петровская и др.).

Понимание и смысл термина «коммуникативная компетентность» рассматривали А.Б.Зверинцев, А.А.Мурашов, Н.Н.Обозов, И.И.Рыданова и др. Проблема коммуникативной компетентности детально исследовалась С.Л.Братченко, Ю.Н.Емельяновым, Г.А.Кудрявцевой, О.П.Санниковой и др. Проблему коммуникативной компетентности в деятельности учителя выделяют Н.В.Бордовская, Н.С.Колмогорова, Л.М.Митина, В.А..Якунин. Эти и другие авторы при характеристике коммуникативной компетентности оперируют такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А.Шипилина), коммуникативные умения (И.П.Раченко, В.А.Якунин), коммуникативность (Н.Н.Обозов, Р.А.Порошина), Коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.А.Петровская), коммуникативные процессы (А.А.Леонтьев, В.А.Якунин).

Несмотря на огромное количество исследований в этом направлении, все еще имеют место множественные расхождения как в определении категории «коммуникативная компетентность», так и в выявлении ее сущности.

4 стр., 1819 слов

92-Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности

... человеческого общения, предполагает интеграцию всех источников коммуникативной компетентности. Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности личность вступает в общение, имея определенный уровень самосознания и самоуважения. Личность становится персонифицированным субъектом общения - ...

Для качественного анализа существующих подходов мы считаем необходимым обратиться к рассмотрению процесса становления и развития категории «коммуникативная компетентность» в историческом ракурсе.

Разновидности компетентности (социальная, перцептивная, академическая и т.п.) изучались за рубежом уже с конца 50-х годов прошлого столетия, хотя термин «коммуникативная компетентность» как самостоятельный не существовал. Впервые он прозвучал в формулировке ««коммуникативная компетенция» за рубежом в 70-е годы и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. В зарубежных исследованиях коммуникативная компетенция рассматривалась с трех позиций: во-первых, как средство и способность общаться устно или письменно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях (Р.Тейлор, Э. Хаймз); во-вторых, как некоторая сумма коммуникативных умений, дополненная эмпатическими и рефлексивными способностями (А.Бандура, Э.Берн, И.Миллер, Б.Ф.Скинер и др.); в-третьих, как способность к субъект-субъектной форме отношения и умение воспроизводить ситуацию, творчески ее изменять (В.Беннис, А.Маслоу, Я.Л.Морено, и др.).

В отечественной психологии явления, относящиеся к «способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений», до середины 80-х годов обозначались как «социально-психологическая компетентность» [11, с.178]. Позднее ряд авторов (Л.А.Петровская, Ю.Н.Емельянов и др.) стали использовать понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» как синонимы [22, с.34]. В конце 90-х годов в отечественной науке В.Н.Кунициной и Е.В.Коблянской были разведены понятия «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность» и обозначены как структурные элементы социальной компетентности.

Проводя анализ категории «коммуникативная компетентность», возьмем за основу две составляющие ее сущность понятий — «компетентность» и «коммуникация». В современном словаре иностранных слов компетентность определяется как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Отсюда, компетентный — (лат. competens — соответствующий, способный) обладающий компетенцией, правомочный; знающий, сведущий в определенной области» [56, с.89]. В словаре по этике приводится следующее определение компетентности: «компетентность — свойство по значению прилагательного компетентный, при этом, компетентный — обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; обладающий компетенцией, правомочный» [55, с.124]. Схожую трактовку мы находим и в толковом словаре русского языка [42, с.288]. Другими словами, сущность компетентности можно свести, с одной стороны, к обладанию знаниями, умениями (опытом), а с другой — к правомочиям субъекта деятельности. Для нашего исследования наиболее важным является первое понимание компетентности.

4 стр., 1521 слов

Компетентность в общении и решение проблем собственного трудоустройства

... уровень развития коммуникативной компетентности, которая исследуется в контексте проблематики общения, взаимодействия и социальной перцепции. Коммуникативная компетентность определяется как ... экспресс-диагностики состояния собеседника психогигиены умственной деятельности и психогигиены общения; ·деятельность психологической службы, реализующей просветительскую, диагностическую, консультативную ...

К изучению компетентности в современной науке существуют два подхода. Первый подход (Л.А.Анцыферова, И.И.Барахович, Д.Равен и др.) состоит в изначальном акцентировании внимания на компетентности как на сугубо профессиональном качестве. При таком подходе выделяют три основных слагаемых компетентности с позиций профессионального работника. Во-первых, внутренние мотивированные характеристики, связанные с системой личных ценностей (инициатива, лидерство, непосредственный интерес к механизмам работы организации и общества в целом и т.п.).

Вторая составляющая компетентности — представления и ожидания, связанные с механизмами функционирования общества и ролью человека в обществе. К третьей составляющей компетентности относят понимание терминов, описывающих отношения внутри организации. То есть структура компетентности рассматривается как совокупность профессиональных свойств, а коммуникативная компетентность как «уровень представленности в индивидуальном сознании иерархической структуры проблемных ситуаций деятельности и владение методами их решения» и как «интегральное новообразование психики, развивающееся в процессе профессионализации субъекта деятельности» [49, с.34].

Некоторые из сторонников первого подхода (В.М.Алхведов, М.И.Дьяченко, Е.А.Климов, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков, Н.В.Яковлева и др.) приблизились к пониманию компетентности как к более широкому психолого-педагогическому феномену, а не только как профессиональной составляющей деятельности. Такое восприятие компетентности составляет основу второго подхода к ее определению и изучению. К его приверженцам можно отнести Э.Г.Гельфмана, Ю.Н.Емельянова, М.А.Холодную и др. Они рассматривают компетентность как «уровень сформированности социального опыта субъекта», «владение научно-обоснованными психологическими приемами эффективной работы с людьми, готовность к взаимодействию с другими людьми» [23, с.47]. К элементам знаний, отличающих компетентного человека, исследователи относят следующие: разнообразие; артикулированность (четкость и взаимосвязанность); гибкость (взаимозаменяемость отдельных элементов знания); быстрота актуализации; возможность его применения в разнообразных ситуациях; наличие ключевых элементов; категориальный характер; владение не только декларативным знанием, но и процедурным; наличие информации о собственном знании [58,с.54-58].

Для нашего исследования интересен интегративный подход (Н.С.Колмогорова, М.Кяэрс).

При таком подходе, раскрывая понятия компетентности, выделяют различные его типы. Во-первых, предпосылки компетентности (способности, талант, знания, опыт, умелость, образование и т.д.); во-вторых, деятельность человека как процесс (его описание, структура, характеристика, признаки); и, в-третьих, результаты деятельности (плоды труда, изменения в объектах деятельности, количественные и качественные параметры результатов и встречающиеся в них сдвиги) [32,с.17]. При этом утверждается, что «компетентность является одним из основных компонентов личности или совокупностью известных компонентов личности, обусловливающих успех в решении основных задач; компетентность является одним из свойств проявления личности и заключается в эффективности решения проблем, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации»[30, с.43]. При таком подходе компетентность рассматривается как конкретно измеряемое выражение личности, что крайне важно для экспериментальной части нашего исследования. В то же время компетентность встречается в области конкретной проблематики, в определенной деятельности, в конкретной специальности, в определенной «сфере компетентности». Подобные подходы к компетентности позволяют, с одной стороны, считать ее важным интегральным понятием общепсихологической теории деятельности и видеть, как в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение действительности, а с другой — рассматривать компетентность как важное новообразование личности, которое возникает в ходе освоения профессиональной или учебно-познавательной деятельности [57, с.9].

Таким образом, основными характеристиками понятия «компетентность» являются следующие. Прежде всего, компетентность означает обладание специфическими способностями, включающими в себя личностные психологические черты и характеристики поведения, значимые для какой-либо деятельности. Компетентность характеризуется также способностью получать высокие результаты в определенной деятельности, которая не обязательно опосредована природными данными, интеллектом или полученным образованием. Важнейшую роль в структуре компетентности личности играет не только наличие знаний, но и практических умений. При этом существуют разные виды компетентности в процессе обучения и обыденной практике. Для проведения качественного исследования по любому из видов компетентности необходимо учитывать ее многокомпонентность, которая обуславливает максимальную успешность в той или иной деятельности. Исходя из этих положений, мы и будем раскрывать сущность коммуникативной компетентности.

Вторая составляющая категории — «коммуникация». Анализ этого понятия позволил сделать следующие выводы. Во-первых, в современном словаре иностранных слов коммуникацию трактуют как «…важнейший механизм становления индивида как социальной личности, проводник установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки, средство коррекции асоциального проявления индивида или группы» [56, с.67]. Однако смысл, закладываемый авторами в понятие коммуникации, различен.

Во-вторых, главный акцент в большинстве исследований делается на видоизменение передаваемой в процессе коммуникации информации, пропуская ее через призму собственных воззрений, преобразование и даже создание новой (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев и др.).

В целом, сложились два подхода к изучению процесса коммуникации. Первый носит название информационного, в котором средства информации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития (Г.Лассуэл, Д.Мид, Д.Хоманс и др.).

Второй поход назван гуманистическим (Д.Карнеги, С.Г.Якобсон и др.), так как основным результатом коммуникации здесь выступает понимание человека другим человеком (взаимопонимание) [9, с.131].

В-третьих, если принять взаимопроникновение и практически полное слияние понятий «коммуникация» и «общение», то в центре рассмотрения коммуникативной компетентности оказывается проблема оптимизации процесса общения [25, с.99]. Анализ соотношения понятий «общение» (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев и др.) и «коммуникация» (А.Б.Зверинцев, А.А.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, А.Б.Спиркин) позволяет утверждать, что, с одной стороны в них обнаруживаются существенные различия (Б.Г.Ананьев, Г.М.Дридзе, М.С.Каган, Л.В.Митина и др.), т.е. понятие «общение» значительно шире, а с другой — они могут употребляться синонимично (А.Б.Зверинцев, А.А.Леонтьев, А.Б.Спиркин).

Для нашего исследования интересен взгляд И.И.Барахович, которая рассматривает коммуникацию как процесс обеспечения многофункциональности общения и признает тесную взаимосвязь понятий «коммуникация» и «общение» [6, с. 9].

Исходя из выявленных особенностей коммуникации, Б.Г.Ананьев определяет социально-психологическую (коммуникативную) компетентность как «умение практического взаимодействия с людьми в различных социальных структурах», а также как «развитость и сформированность коммуникативных черт характера» [3, с.23]. Социально-психологическая компетентность в работах А.А.Бодалева выступает как «овладение умением находить оптимальные способы общения» [9, с.25]. А.А Леонтьев, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев понимают под ней уровень развития средств общения и способность эффективно преодолевать коммуникативные барьеры (психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению) [44, с.12]. При этом все они выделяют общение как один из видов деятельности. Помимо речевых и неречевых средств общения ученые указывают внутреннюю его сторону, то есть познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегулирующиеся поступки человека с учетом полученных знаний, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей. На основе этого исследователи делают вывод о взаимосвязи между информацией о людях и межличностных отношениях; коммуникацией и саморегуляцией поступков человека, преобразованием внутреннего мира самой личности в процессе общения [34, с.31].

Среди отечественных психологов можно выделить тех, кто остро обозначил проблему оптимизации общения и поиска путей, средств, форм и методов повышения коммуникативной компетентности личности. Так, Б.Ф.Поршнев изучал распространение информации в обществе. А.Н.Леонтьев также исследовал обмен информацией в процессе коммуникации. Средства, способствующие принятию информации ослабляющие действия фильтров (фасцинацию) изучал А.А.Брудный. Средства общения в процессе коммуникации рассматривали Б.Г.Ананьев и В.А.Лабунская (невербальные средства общения).

А.М.Зимичев изучал барьеры общения, которые также систематизировал Я.А.Лупьян. Проблему коммуникативной компетентности рассматривала наиболее детально Л.А.Петровская, проблему конфликтного общения — А.П.Егидес и многие другие.

После анализа центральных составляющих (компетентность, коммуникация) перейдем к категории «коммуникативная компетентность». Различные определения понятия «коммуникативная компетентность» дают как педагоги, так и психологи, в частности Т.Гордон, Ю.Н.Емельянов, Л.А.Петровская и др. Большинство определений понятия «коммуникативная компетентность» тяготеет к пониманию ее как важнейшего условия оптимизации процесса общения при огромном значении наличия личностного опыта, и раскрываются через различные структурные компоненты (А.Б.Добрович, Ю.Н.Емельянов, Л.А.Петровская, Л.Д.Столяренко).

Для нашего исследования интересным является определение Ю.Н.Емельянова, который обозначает коммуникативную компетентность, с одной стороны, как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а с другой — как «такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе… Отсюда коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой индивида или понимать ее как замкнутый межличностный опыт отдельного человека [22, с.6]. Необходимо упомянуть концепцию В.А.Ядова, приобретающую особую значимость в связи с переориентацией системы образования на гуманистическую парадигму, исходя из которой под коммуникативной компетентностью можно понимать качественную сторону способности личности к взаимодействию с другими, основанную на ее гуманистической ценностной позиции [61, с.35-52].

Все многообразие раскрытия сущности категории коммуникативной компетентности можно свести к следующим подходам. Во-первых, это рассмотрение коммуникативной компетентности в связи с деятельностью людей и общением (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.Б.Зверинцев, М.С.Каган, А.А.Леонтьев, Л.М.Митина и др.).

Во-вторых, это рассмотрение коммуникативной компетентности в связи с поведением человека, его психологическими свойствами и качествами (Е.Н Ильин, Л.В.Матвеева, З.И.Рябикина, Л.Д.Столяренко, В.М.Шепель, В.А.Якунин и др.).

В-третьих, это характеристика коммуникативной компетентности посредством способностей личности, проявляемых в процессе общения (В.А.Кан-Калик, Л.М.Митина, А.В.Мудрик, К.К.Платонов).

По вопросу о структуре коммуникативной компетентности также имеется несколько подходов: 1) исследователи делают акцент на когнитивной составляющей этого феномена, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения (В.П. Захаров, В.А. Лабунская, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, Н.Ю. Хрящева); 2) описание структуры коммуникативной компетентности дается через коммуникативные умения (А.В. Захарова, А.В. Мудрик); 3) структурными элементами коммуникативной компетентности являются и коммуникативные знания, и коммуникативные способности, и коммуникативные умения (Е.В. Сидоренко); 4) в составе коммуникативной компетентности кроме знаний, умений, навыков выделяются личностные особенности (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов, А.А. Кидрон и др.).

Отдельного внимания заслуживают работы А.А.Кидрона, который выделяет в структуре коммуникативной компетентности следующие компоненты: совокупность навыков для восприятия, понимания и оценивания других людей, т.е. социальная сенситивность; способности оптимизировать межличностные отношения в микроколлективе; паттерны поведения, тактические умения общаться, «техника общения» и т.д., т.е. факторы влиятельности; некоторые личностные предпосылки коммуникативного потенциала: стабильность «Я» — концепции, способность, автономия и т.д. первая из них — личностная плоскость, в которой отражена структура коммуникативной способности (навыки).

Вторая — это плоскость поведения, где выделяются закономерности ситуационного формирования готовности к общению и умение общаться (умения).

И третья — это плоскость взаимовосприятия и оценки людей, где происходит «отражение компетентности в общении в наборе коммуникативных свойств» (общая направленность поведения и стиль общения) [29, с.110].

Представители второго подхода опираются на теории А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна о компонентах предметной деятельности. Например, Ю.М.Жуков раскрывает структурный состав компетентности через «ориентировочную (анализ и оценка ситуации; формулирование цели и операционного состава действия с ориентировкой в правилах регуляции совместных действий) и исполнительскую (реализация плана и? или его коррекция части». Он называет главным критерием коммуникативной компетентности — «наличие ресурсов компенсации и нейтрализации негативных эффектов действия» [26, с. 4]. Несколько другую трактовку и более глубокий, на наш взгляд, анализ проблемы коммуникативной компетентности можно найти в работах Ю.Н.Емельянова. Здесь коммуникативная компетентность — идейно-нравственная категория, обладающая способностью регулировать всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе [23,с.47]. Ю.Н.Емельянов выделяет в структуре коммуникативной компетентности несколько иные компоненты: общие способности (обучаемость); коммуникативные знания, умения, навыки (свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения — звуковая речь с использованием фенологических и невербальных элементов, письменная речь со стилями самовыражения и паралингвистической графики) и собственно невербальные средства: организацию индивидом межличностного пространства на своей территории, согласно социальным нормам; личностные переменные («Я» — концепция, пластичность и ригидность установок, экстернальность или интернальность, модус «бытия», а не «обладания») [23, с.64].

Итак, коммуникативная компетентность включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопережив……..