Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии

Курсовая работа

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии

Введение

Актуальность исследования. Работа с новым сотрудником начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован данный процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей как самого сотрудника, так и достижения целей всей организации.

Система адаптации новых сотрудников разрабатывается и внедряется для того, чтобы минимизировать обоюдные риски и вводить специалистов в компанию так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя неуверенно. Четко разработанная программа адаптации обеспечивает не только легкое вхождение новых сотрудников в коллектив, но и совершенствует всю систему работы персонала в компании.

Проблема адаптации может проявиться как в качестве продуктивности работы сотрудников, так и в психологическом напряжении и дискомфорте. Процесс адаптации проходят не только новые сотрудники, но и сотрудники, которые перешли на другую должность, стали использовать в работе новую аппаратуру, приняли новые функциональные обязанности.

На практике довольно редко в компаниях уделяется внимание адаптационным процессам, «акклиматизации» новых сотрудников. Как правило, происходит стихийная адаптация нового сотрудника на рабочем месте, без каких-либо адаптационных программ. Никто не будет возражать, что новому сотруднику живется непросто. Ситуация — новая, организация рабочего времени и пространства либо малознакома, либо — в лучшем случае — имеет нюансы. Даже сугубо профессиональные задачи, как правило, не совсем те, что раньше. Вообще, сама компания знакома пока только «понаслышке». Личность начальника уже видна в наиболее ярких своих проявлениях, но еще не ясна, по сути. Знакомых — пока нет (скорее всего).

Как и у кого спросить о важном — в первые дни не совсем понятно, так как группировки и «расстановка сил» тоже пока неясны.

Таким образом, существование вышеперечисленных проблем и отсутствие четкой программы по их устранению и обусловливают актуальность темы работы: «Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников».

Объект исследования — адаптации молодых сотрудников.

Предмет исследования — психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии.

Цель исследования: выявление особенностей психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... данной работы: дать теоретический анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: ... 10 Распределение ролей в современной молодой семье ………………….  16 Адаптация в молодой семье  ……………………………………………..  18 Психологическая совместимость в молодой семье …………………….. 23 Заключение ...

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «адаптация в современной психологической науке.

2. Выявить особенности психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии.

3. Осуществить отбор психодиагностических методик для исследования психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии.

4. Провести экспериментальное исследование психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии.

5. По результатам исследования разработать рекомендации по коррекции психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды Аракелова Н., Астапова В.М., Абрамовой А.Г., Агаркова В.А., Айзенка Г., Артюховой Т.Ю., Бороздиной Л.В., Левитова Н.Д., Ковалева А.Г., Березина Ф.Б., Волкова Б.С., Мур Э, Файн Д., Климова Е.А.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация, экспериментальные — опрос, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных, психодиагностические методики: Методика К. Роджерса и Р. Даймонда [31], Методика FPI [25], Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [26], Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон), Адаптация Н.Е. Водопьяновой. [11]

База исследования: компании ЗАО «Бюрократ», Московская обл., г. Чехов. В исследовании приняли участие сотрудники, принятые на работу за последние 3 месяца, в количестве 10 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведено исследование психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы ЗАО «Бюрократ» для обеспечения и коррекции психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии.

Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 40 наименований, и 4 приложения.

Общий объем работы — 71 страница. Основной текст работы — 43 страницы, включая 8 таблиц, 7 рисунков. Приложения занимают 16 страниц.

1. Теоретические подходы к психологическому обеспечению адаптации молодых сотрудников

1.1 Характеристика процесса адаптации в современной психологической науке

Процесс, от которого зависит, как быстро новый сотрудник сможет приносить организации необходимую прибыль — это процесс его адаптации в организации. Вторая задача, которая решается процедурой адаптации нового сотрудника — это снижение издержек по поиску и найму новых сотрудников.

Наличие четко регламентированной процедуры адаптации делает первые несколько месяцев работы нового сотрудника «прозрачными», тем самым, снижая риск ухода последнего из организации. Переход из организации в организацию всегда является мощным стрессогенным фактором для сотрудника, формализованная процедура адаптации является инструментом, нивелирующим его стрессогенность.

4 стр., 1984 слов

Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников ...

... адаптации на предприятии. Чем более выражено чувство успешности в профессиональной деятельности, тем ниже уровень профессиональной дезадаптации личности, и напротив – эффективность прохождения адаптации сотрудника в организации ... прежде. Актуальность выбранной тематики выпускной квалификационной работы определяется тем, что адаптация к профессиональной деятельности, являясь многомерным и ...

Адаптация новых сотрудников в коллективе — одна из важных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации.

Адаптацию нельзя рассматривать как отдельный, изолированный процесс, не связанный с системой управления персоналом на предприятии.

Формализованная процедура адаптации строится на основе и является неотъемлемой частью структуры управления предприятия в целом. Так, например, при разработке процедуры адаптации необходимо наличие положений об отделах и должностных инструкций, т.к. на их основе разрабатываются стандарты адаптации и критерии оценки.

Процесс взаимного приспособления молодого сотрудника и организации, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании.

Именно недостаточное внимание службы по работе с персоналом к этой функции, отсутствие четко регламентированных процедур по адаптации новых сотрудников влечет за собой неврабатываемость нового сотрудника в коллектив, его уход или увольнение по инициативе администрации.

Соответственно эффективность мероприятий по комплектованию организации персоналом снижается, да и эффективность деятельности организации в целом, падает.

Этапы создания эффективной процедуры адаптации:

Во-первых, необходимо выделить факторы, которые влияют на успешную адаптацию новых сотрудников, а также выработать критерии оценки эффективности процедуры адаптации.

Во-вторых, определить круг мероприятий, необходимых, для понимания и успешного принятия молодым сотрудником существующих на предприятии норм и правил.

В-третьих, определить круг лиц, которые будут проводить и контролировать эти мероприятия, разграничить сферы ответственности различных подразделений, включенных в процесс. [5]

Организационная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Необходимо, сделать новому сотруднику краткий экскурс в историю развития организации, рассказать о клиентах и партнерах, дать ознакомиться с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, куда он выходит. Выдать на руки должностную инструкцию. Также необходимо познакомить его с непосредственным начальником (в случае, если это не было сделано в процессе отбора) и ознакомить его с процедурой эскалации проблем.

Социально-психологическая адаптация сотрудника — это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в данной организации, приспособление к новому социуму. Здесь необходимо познакомить нового сотрудника и обсудить с ним миссию компании, рассказать ему о традициях, существующих на предприятии, познакомить его с коллегами по подразделению и людьми из других подразделений, с кем он будет связан технологически (круг функциональных связей подразделения должен быть зафиксирован в соответствующих положениях).

6 стр., 2883 слов

Организация социальной работы с семьями безработных

... актуальность и выбор темы настоящей курсовой работы. Объект курсового исследования - семьи безработных. Предмет курсового исследования - организация социальной работы с семьями безработных. Цель курсового ... службы на территории России. Ее территориальные представительства не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного ...

В случае наличия специфических условий осуществления деятельности (закрытость / удаленность подразделения) имеет смысл проведение социально-психологических тренингов, нацеленных на формирование определенных норм и стиля взаимоотношений.

Профессиональная адаптация — это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков сотрудничества до определенного уровня, необходимого для исполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне. Круг данных навыков должен быть очерчен в должностной инструкции, которую сотрудник получает на руки.

Должны быть разработаны и доведены до его сведения критерии успешности прохождения испытательного срока, а также, по возможности, четко поставлены задачи. Большое внимание будет уделяться организационной адаптации сотрудников, которые проходят процесс первичной адаптации, т.е. сотрудникам, для которых данное место работы является первым. [7]

Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Для них обычно является большой сложностью обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п.

Службе по работе с персоналом необходимо довести до новых сотрудников сведения о сложившейся корпоративной культуре организации, системе документооборота компании, служебных взаимоотношениях между работниками. Для каждой организации существует свой, сложившийся со временем стиль общения и служебных взаимоотношений между сотрудниками.

Самый элементарный пример, который можно привести в данном случае: в некоторых фирмах обращение к работнику происходят по имени и отчеству, вне зависимости от должности и возраста, в других для обращения используется имя и фамилия, в третьих — имя. Если новый сотрудник не извещен об этом, то у него в самом начале работы, могут возникнуть проблемы в общении с коллегами.

Для успешной организационной и профессиональной адаптации предлагается внедрить институт наставничества в организации, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был «брошенным». Наставником, будет выступить опытный сотрудник данного подразделения, положительно зарекомендовавший себя. На наставника возлагается основная часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организационной адаптации.

Менеджеры по работе с персоналом обязаны контролировать и корректировать работу наставника. Для наставников вводятся дополнительные поощрения в случае успешной адаптации «подшефного» в коллективе.

Для социально-психологической адаптации новых сотрудников менеджером по работе с персоналом будут проводиться периодические мероприятия (опросы, тренинги), также тщательнаясупервизия отношений «новый сотрудник — наставник». [1]

15 стр., 7500 слов

Социально-психологическая адаптация сотрудников уголовно-исполнительной системы

... различные аспекты проблемы социально-психологической адаптации. Цель данной работы состоит в определении проблемы адаптации к службе, разработке вопроса адаптации применительно к специфике деятельности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы; разработке ...

В организационном плане наставник и новый сотрудник будут выделены в отдельный сектор внутри структурного подразделения. При этом наставник получит статус руководителя сектора со всеми полномочиями и подчинением начальнику структурного подразделения. Это освобождает начальника структурного подразделения от лишней нагрузки путем делегирования определенного круга полномочий наставнику, а наставник в свою очередь, получает достаточный инструментарий, для успешного осуществления своих функций.

Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой нового сотрудника более опытным и высококвалифицированным.

Целью данного метода является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников подразделений и периода освоения новых технологий сотрудниками на рабочем месте, с помощью чего решаются следующие задачи:

— повышение качества подготовки и квалификации персонала;

— развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;

— предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь рабочих показателей, необходимых компании;

— экономия времени руководителей подразделений на обучение новых работников;

— предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг перед компанией;

— снижение текучести кадров;

— подготовка документов «План вхождения в должность» и «Лист оценки и развития компетенций». [2]

К характерным признакам наставничества относятся:

1) гибкость. Наставничество может осуществляться самыми разнообразными способами и в самых различных ситуациях. Необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек;

2) прикладной характер. Наставничество имеет отношение к профессиональной деятельности и охватывает весь диапазон этой деятельности;

3) индивидуальность. Наставничество напрямую связано с потребностями и интересами личности;

4) ориентация на людей. Люди воспринимаются такими, какие они есть, со всеми их ценностями, мотивами, чувствами;

5) наличие обратной связи;

6) высокий мотивационный потенциал. [3]

Наставниками могут стать только те сотрудники, которые готовы поделиться своими знаниями, навыками и опытом и выслушать все, что «крестники» захотят рассказать о своих проблемах.

Одним из основных качеств, которыми должен обладать наставник, является желание передавать собственный опыт вновь принятым сотрудникам. Следовательно, наставник должен быть лояльным компании, знать предмет передачи, постоянно совершенствоваться и уметь правильно передавать свои знания.

Наставник должен быть коммуникабельным, терпеливым, с чувством юмора, открытым, ответственным, требовательным, при этом знать чувство меры, с уважением относится к стажеру, быть компетентным.

Преимуществами данного метода обучения являются выполнение должностных обязанностей наставником и обучаемым, выполнение плана работы (личного, подразделения, компании), получение рабочих навыков в короткое время.

Наставник — одна из ключевых фигур в процессе адаптации, т.к. он способствует закреплению знаний, полученных сотрудником в ходе стажировки, его быстрому привыканию к рабочему месту. [6]

19 стр., 9084 слов

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной ...

... трудовой деятельности. В течение какого времени протекает период адаптации? Вообще говоря, процесс адаптации протекает в течение всего срока работы, поскольку ни предприятие, ни работник не остаются неизменными. ...

Исходя из этого, руководство предъявляет особые требования к наставникам. Они должны быть высококвалифицированными специалистами с трудовым стажем в компании более 6 месяцев; иметь способность в обучении людей; обладать такими личностными качествами, как терпимость, спокойствие, организованность, тактичность; пользоваться уважением в коллективе.

Выдвижение сотрудника на должность наставника будет производиться на основании руководителя структурного подразделения, в который поступает новый сотрудник: он заполняет специальную заявку в соответствии с Положением о наставничестве и передает ее в службу персонала.

Менеджеры службы персонала формируют списки претендентов, направляемых в службу персонала для специального тестирования на профпригодность и соответствующего обучения.

После его успешного завершения кандидатуры утверждает руководитель службы персонала. Обучение новых наставников проходит 1 раз в год. Процесс адаптации нового сотрудника — это комплексное мероприятие. В нем участвует не только наставник, но и менеджер по подбору персонала — на этапе первичного собеседования.

Служба персонала дает базовую информацию о фирме, рассказывает о функциональных обязанностях работника, знакомит с перспективами карьерного роста.

В настоящее время руководители и НР-специалисты, заинтересованные в успешной адаптации новых сотрудников, все чаще соглашаются, что наставничество должно всячески поощряться.

Оплата труда наставников производится в форме доплаты к основному заработку. Согласно Положению о наставничестве, наставник может взять на стажировку только одного ученика. [9]

Контролируют начисление оплаты труда этого специалиста руководитель подразделения и менеджеры службы персонала. Кроме того, наставничество рассматривается как ступень в служебной карьере и поддерживается моральными стимулами (награждение почетной грамотой, присвоение звания «Лучший наставник» и др.).

Качество процесса наставничества будет оценивать руководитель подразделения. Он наблюдает за работой наставника и ученика, принимает экзамен у последнего, оценивает его дальнейшие трудовые показатели.

Менеджер по работе с персоналом также контролируют этот процесс, наблюдая за работой «наставника» и его подопечного, опрашивая их и проверяя документацию наставника.

По окончании стажировки (3 месяца) сотрудник заполняет «адаптационную анкету», которая является формой представления руководителю подразделения обратной связи о прохождении испытательного периода. [4]

Учитывая все вышеизложенные факторы, предлагается Положение об адаптации сотрудников, которое включает в себя описание процедуры адаптации, оставляя без изменений только первый этап действующей процедуры адаптации:

Этап 1. Знакомство с компанией. Новый сотрудник поступает на работу. На первом этапе служба персонала поможет новому сотруднику составить общее представление о хозяйственной деятельности своего предприятия.

Этап 2. Введение в должность. Отличие от действующей модели адаптации состоит в том, что вместо руководителя службы, имеющего и так большой круг вопросов, появляется профессиональный наставник, хорошо знакомый с процессом работы и имеющий практическую возможность «вести» нового сотрудника. Образно говоря, на первых порах кто-то должен взять нового сотрудника «под свое крыло». Наставник должен так вести своего «подопечного», чтобы у последнего остались четкие представления о следующем: какую конкретно работу должен выполнять ежедневно новый сотрудник, на каком оборудовании он будет работать; с кем он будет работать; кому он будет отчитываться о проделанной работе. Первый этап адаптации занимает от нескольких дней до нескольких недель.

Этап 3. Исполнение обязанностей. Сразу после введения в должность новый сотрудник должен приступить к исполнению своих хотя бы основных служебных обязанностей. Не следует забывать о том, что сначала все ему будет в новинку. Не следует терять нового сотрудника из поля своего зрения. Хотя при введении в должность новый сотрудник получит минимум необходимой для работы информации, но дополнительные вопросы обязательно появятся. На этом этапе необходимо оказывать новому сотруднику постоянную помощь и поддержку. Он гораздо лучше будет справляться со своими должностными обязанностями, если почувствует себя частью единой команды. Если новый сотрудник хорошо усвоил принципы работы и понял, что от него требуется, он начинает испытывать чувство повышенной ответственности. Постепенно он станет очень полезным членом трудового коллектива.

Таким образом, процесс адаптации — одна из важных задач в организации. Он требует много сил и времени, как от службы персонала, руководителя — наставника, так и от самого нового сотрудника.

Процесс адаптации проводится в несколько этапов, которые позволяют молодому сотруднику менее болезненно влиться в новый коллектив и новые условия работы.

1) Знакомство с компанией.

2) Введение в должность.

3) Исполнение обязанностей.

1.2 Особенности психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии

Выделяют два ведущих аспекта адаптации в сфере труда: профессиональный и психологический.

Под профессиональной адаптацией исследователи понимают достижение работником определённого уровня в овладении профессиональными умениями и навыками, формирование некоторых профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного отношения к избранной специальности.

Психологическая адаптация — это адаптация к личностной среде предприятия, производственному коллективу, которая выражается в благополучном вхождении новичка в производственный коллектив, в усвоении и принятии им норм жизни данного коллектива, в закреплении и развитии умений и навыков межличностного общения в данном коллективе, в достижении такого положения, когда он становится полноправным членом коллектива, достигает зоны эмоционального комфорта. [18]

Психологическое обеспечение адаптации рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «…любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения». Адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией. [15]

Адаптация в узком, психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего — производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.

Особенности психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду — сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек.

Другими словами, психологическое обеспечение адаптации рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. В свою очередь, группа реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций, правил. [8]

Адаптация — и в биологии, и в психологии — рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них (его, по сути, обозначают термином «адаптация», употребляя последний в более распространенном, узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй же процесс изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредствуют друг друга (что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них).

[7]

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет психологическое обеспечение производственной адаптации. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Принципиальными целями адаптации являются:

— уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

— снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

— сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением. [12]

Целью системы психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:

1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность: достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки; уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей.

2. Сокращение уровня текучести кадров: снижение кол-ва сотрудников, не прошедших испытательный срок; уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы. [9]

Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации являются: получение полной информации, требуемой для эффективной работы; снижение уровня неопределенности и беспокойства; повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом; освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения; выстраивание системы взаимодействия с коллегами; получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока.

Выгодами, получаемыми компанией с выстроенной системой адаптации, являются:

— создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;

— выявление недостатков существующей в компании системы подбора;

— развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;

— обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода;

— повышение лояльности сотрудника компании как работодателю. [6]

Интересен в этом отношении опыт решения этих проблем в Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10-12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т.е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то, во всяком случае, без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах — неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятые в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки — адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода — двух месяцев. Основной смысл начального обучения — знакомство новичков с компанией, принципами взаимоотношений сотрудников, традициями, обычаями, ритуалами, т.е. в моральной подготовке к работе. [20]

Успешность психологического обеспечения адаптации в сфере труда зависит не только от реального состояния и прогрессивного изменения всех сторон производственной ситуации, но и от их субъективной оценки со стороны работника. Влияние удовлетворенности каким-либо фактором на адаптацию работника опосредуется субъективной значимостью этого фактора для личности, поэтому неудовлетворенность незначимыми факторами не препятствует успешной адаптации. Соответствие характера работы способностям и склонностям молодого специалиста является ведущим в достижении высокого уровня адаптированности к профессиональной деятельности, в раскрытии потенциала личности и его дальнейшего развития.

Изучение личностных факторов психической адаптации привело к гипотезе, получившей многочисленные подтверждения, суть которой заключается в следующем: психическая адаптация человека определяется не абсолютными значениями (выраженностью) тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками, что сказывается на общем поведении индивида и его устойчивости к факторам среды. [14]

Основные недостатки в организации и условиях труда, которые негативно влияют на его эффективность, процесс психологической адаптации и состояние здоровья работников: неудобное рабочее место, недостаточная обеспеченность необходимыми материалами, неясность в определении должностных обязанностей, монотонная работа, неудобный режим работы, удаленность работы от места жительства, невысокая заработная плата, отсутствие возможности повышения квалификации, неясные перспективы продвижения по службе, недостаточная квалификация руководства, негативные особенности социальной среды. [4]

Знание факторов, влияющих на эффективность процесса адаптации и на сохранение равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда», имеет несомненное значение для выбора путей и средств управления процессом профессиональной адаптации. Но еще большее значение для разработки системы управляющих воздействий этим процессом имеет анализ психологических механизмов адаптации. Существенное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка. Результатом неадекватной самооценки обычно является неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, в отдельных случаях — отказ от нее. Еще один психологический механизм адаптации, тесно связанный с самооценкой, — механизм психологической защиты. Действие защитных механизмов может проявляться либо в том, что неблагоприятные факторы не воспринимаются или не осознаются; либо в том, что дискомфорт, возникший в процессе адаптации, связывается с определенным лицом или объектом; либо в снижении мотивации, подавлении нереализованных склонностей и желаний; либо в переосмыслении ситуации, позволяющем снизить ее отрицательное эмоциональное влияние.

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников должно строиться на всестороннем учете рассмотренных факторов в их взаимосвязи и взаимодействии.

Психологическое сопровождение в ходе адаптации заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции эмоциональных состояний.

Таким образом, психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.

В ходе адаптации наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Наибольшую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо. [5]

Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта.

Следовательно, психологическая адаптация новых молодых сотрудников в компании тоже очень важна. Она подразумевает под собой процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.

Если молодой сотрудник психологически подготовлен к новому образу жизни в новой организации, значит, организация добивается своей цели — снижения издержек.

2. Экспериментальное исследование психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии

2.1 Организация и проведение экспериментального исследования психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии

Исследование проводилось на базе компании ЗАО «Бюрократ». Выборку исследования составили сотрудники, принятые на работу за последние 3 месяца, в количестве 10 человек.

Наше исследование проводилось в несколько этапов:

1. Констатирующий этап: подготовка к диагностическому обследованию, проведение диагностической работы, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов.

2. Формирующий этап: разработка и реализация развивающей программы.

3. Контрольный этап: анализ результатов коррекционно-развивающей программы.

Для того чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо в процессе диагностики собрать три типа данных по интересующей характеристике: L-, Q- и Т-данные.

1. L-данные (life — жизнь) — это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Наиболее часто для получения этого типа данных используются экспертные оценки. Подбираются люди, хорошо знающие испытуемого (их называют экспертами), и оценивают выраженность интересующей исследователя характеристики.

Для повышения надежности L-данных разработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок:

— оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения;

— эксперт должен иметь возможность изучать поведение испытуемого в течение достаточно длительного промежутка времени;

— следует привлекать экспертов различных психологических типов и с разным отношением к испытуемому (позитивное, индифферентное, негативное) и др.

2. Q-данные (question — вопрос).

Этот тип данных получается с помощью различных методов самооценок, в частности, опросных методов и др.

Основные причины искажения Q-данных носят познавательный и мотивационный характер.

Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, использованием неверных эталонов, отсутствием навыков самонаблюдения и специальных знаний. Различная мотивация испытуемых может явиться источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих дефектов. Такие искажения могут носить как сознательный, так и бессознательный характер. Для их устранения (или учета) используют шкалы лжи и коррекции, построение опросников из супервопросов и др.

3. Т-данные (test — тест) — это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура.

Объективность Т-данных достигается путем:

— наложения ограничений на возможные искажения тестовых оценок;

— использования объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого.

Ограничение возможных искажений обеспечивается посредством конструирования тестов, цель которых неясна испытуемым. Для этого:

— маскируется истинная цель исследования;

— осуществляется неожиданная постановка задач;

— ставятся неопределенные цели тестирования;

— используются специальные процедуры отвлечения внимания;

— создается специальная эмоциональная ситуация при тестировании;

— используются автоматизированные реакции и «непроизвольные» индикаторы и т.п.

Объективация способа получения оценок достигается путем разработки строго формализованных (алгоритмизированных) процедур получения тестовых оценок.

Привлечение этих трех типов данных позволяет построить объемный LTQ — образ исследуемой переменной.

Если собраны три таких типа данных, тогда можно говорить о том, что проведено полное психодиагностическое оценивание изучаемой характеристики.

Учитывая психологические особенности личности испытуемых, была разработана диагностическая программа, которая включила в себя следующие методики, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Методики диагностической программы

Тип данных

Диагностические методики

Цель методик

L

Метод наблюдения

Изучение психологических особенностей личности сотрудников

L

Беседа

Выявление отношения к профессиональной деятельности, руководству

Т

Методика К. Роджерса и Р. Даймонда

Диагностика социально-психологической адаптации

Q

Методика FPI

Исследование психологических особенностей личности сотрудников

Q

Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Диагностика уровня личностной тревожности

Q

Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон).

Адаптация Н.Е. Водопьяновой.

Изучение уровня профессионального выгорания

Опишем вышеупомянутые методики:

1) Методика К. Роджерса и Р. Даймонда

Уровень личностной тревожности напрямую зависит от социально-психологического статуса человека, его социально-психологической адаптации. Личностный опросник (Приложение А) предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7 — бальная шкала ответов.

Методика направлена на диагностику таких личностных показателей как адаптация, приятие себя, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию. Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

2) Методика FPI

Разработка методики FPI начата Й. Фаренбергом, Х. Зелгом и Р. Гампелом в 1963 г. Опубликован в 1970 г., вторая и третья редакции изданы в 1973 и 1978 гг. Опросник содержит высказывания, касающиеся способов поведения, эмоциональных состояний, ориентаций, отношения к жизненным трудностям и т.п.

Опросник FPI содержит 12 шкал (Приложение Б); «формаВ» отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а X-XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (Невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизациюинтротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизацииэкстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия — интроверсия).

Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность).

Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм — феминизм).

Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те, с которыми Вы не согласны.

3) Методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности сотрудников в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (Приложение В), предназначенная для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии

Опросник Спилбелгера-Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т.е. состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стрессирующего фактора).

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Так называемая ситуативная тревожность развивается в течение жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Интенсивность воздействия стрессовых факторов существенно отражается на такой характеристике личности, как реактивная (ситуативная) тревожность. Личностная тревожность присуща индивиду от рождения, являться одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Люди с перманентным чувством тревоги находятся в постоянном ожидании несчастий, болезней, смерти и т.д. У них нарушается сон и возникает ряд вегетативных расстройств. Так же имеет влияние на уровень личностной тревожности особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений.

4) Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон).

Адаптация Н.Е. Водопьяновой

Авторами методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой. (Приложение Г)

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (Цинизм) (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

На подготовительном этапе была проведена беседа с сотрудниками, которая выявила особенности личностной сферы исследуемой группы.

Также было проведено наблюдение за профессиональной деятельностью и во время общения.

Было отмечено, что молодые сотрудники ведут себя скованно, неуверенно, чувствуется, что у них нет уверенности ни в своих действиях, ни в поступках, ни в будущем своей профессиональной деятельности.

Далее нами была проведена диагностическая работа, направленная на выявление особенностей психологической адаптации молодых сотрудников. Нами были изучены такие показатели как ситуативная и личностная тревожность, адаптированность личности, уровень профессионального эмоционального выгорания и профессиональная мотивация сотрудников.

2.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии

Методика К. Роджерса и Р. Даймонда

Социально-психологической адаптации в нашей группе можно дать следующую характеристику: по показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая низкие адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с низкими адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют низкий показатель самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, доминирования.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

Таблица 2. Результаты диагностики по методике социально-психологической адаптации

Ф.И.

Показатели

Адаптивность (1)

Дезадаптивность (2)

Лживость — (3)

Лживость + (4)

Приятие себя (5)

Неприятие себя (6)

Приятие других (7)

Неприятие других (8)

Эмоциональный комфорт (9)

Эмоциональный дискомфорт (10)

Внутренний контроль (11)

Внешний контроль (12)

Доминирование (13)

Ведомость (14)

Эскапизм (уход от проблем) (15)

1

Андрей Б.

68

115

27

19

26

14

16

16

35

16

46

48

12

18

12

2

Елена А.

59

176

17

9

15

36

9

35

9

34

16

18

3

28

25

3

Екатерина Н.

55

174

15

10

16

36

6

36

7

38

17

16

2

33

24

4

Дмитрий Д.

116

75

25

20

27

16

16

26

32

18

38

37

16

15

28

5

Ирина Т.

126

115

21

23

44

18

26

16

34

18

54

34

16

18

14

6

Виктор Б.

61

181

16

9

19

35

9

35

12

35

19

17

2

29

10

7

Анна Г.

79

117

26

16

50

18

27

17

38

18

68

46

11

15

24

8

Марина Р.

145

85

24

21

51

16

28

23

42

18

56

23

15

15

12

9

Николай А.

47

178

26

7

19

36

8

36

11

38

19

16

2

31

14

10

Алексей П.

38

175

17

8

16

35

9

37

10

36

16

16

5

35

12

Результаты диагностики по тесту FPI зафиксированы в таблице 3 и на рисунке 2.

Таблица 3. Психологические особенности сотрудников

Ф.И.

Показатели

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1

Елена А.

6

5

7

7

6

3

6

6

6

6

8

8

2

Андрей Б.

9

9

6

9

5

6

9

5

4

6

8

8

3

Дмитрий Д.

9

8

6

9

5

5

9

5

5

9

7

9

4

Ирина Т.

7

8

6

7

5

6

8

5

3

9

6

9

5

Екатерина Н.

4

1

7

3

4

3

5

6

4

3

6

3

6

Анна Г.

9

9

4

9

4

3

9

7

6

9

8

8

7

Виктор Б.

5

1

9

5

8

5

7

1

3

6

3

5

8

Марина Р.

7

8

8

7

7

8

9

9

6

7

8

5

9

Николай А.

8

5

7

8

6

3

9

7

6

6

6

8

10

Алексей П.

8

9

8

9

5

6

9

7

5

7

8

6

Оценка результатов: оценки уровня развития обследуемых качеств осуществляется на основе таблицы-стенов, и их результаты определяются как:

— 9-7 — высокие,

— 6-4 — средние,

— 1-3 — низкие.

В результате высокий уровень невротичности (шкалаI) отмечен у 70% испытуемых; спонтанной агрессивности (шкала II) у 60%; депрессивности (шкалаIII) выявлен у 60%; раздражительности (шкала IV) выявлен у 80%; общительности (шкала V) — 20%; уравновешенности (шкала VI) — 10%; реактивной агрессивности (шкала VII) отмечен у 80%; застенчивости (шкала VIII) — 40%; экстраверсии-интроверсии (шкала X) выявлен у 40%; эмоциональной лабильности (шкала XI) наблюдается у 60%; маскулинизма — феминизма (шкала XII) — 60%.

Средний уровень по невротичности отмечен у 30%; спонтанной агрессивности — 20%; депрессивности выявлен у 40%; раздражительности — 10%; общительности у 80%; уравновешенности отмечен у 50%; реактивной агрессивности — 20%; застенчивости наблюдается у 50%; открытости — 80%; экстраверсии-интроверсии отмечен у 40%; эмоциональной лабильности — 30%; маскулинизма — феминизма выявлен у 30%.

Низкий уровень по шкале невротичности, депрессивности не выявлен, по спонтанной агрессивности отмечен у 20%; раздражительности наблюдается у 10%; уравновешенности отмечен у 40%; реактивной агрессивности не выявлен, застенчивости у 10%; открытости наблюдается у 20%; экстраверсии-интроверсии — 20%; эмоциональной лабильности у 10%; маскулинизма — феминизма выявлен у 10%.

Следует отметить, что у большинства исследуемых отмечен высокий уровень депрессивности, раздражительности, при низких показателях агрессивности и уравновешенности.

Методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Результаты исследования по данной методике представлены в виде диаграмм Рис. 3, 4 и таблицы 4

Таблица 4. Результаты исследования уровней тревожности сотрудников

Ф.И.

Показатели

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

1

Андрей Б.

44

32

2

Елена А.

73

58

3

Екатерина Н.

53

47

4

Дмитрий Д.

30

25

5

Ирина Т.

45

30

6

Виктор Б.

70

60

7

Анна Г.

32

31

8

Марина Р.

39

42

9

Николай А.

63

46

10

Алексей П.

49

46

В нашем исследовании, по показателям личностной и ситуативной тревожности, получены следующие данные: у большинства сотрудников высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.

Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон).

Адаптация Н.Е. Водопьяновой

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявлен у 20% респондентов, в фазе формирования синдром «эмоционального выгорания» у 60% опрошенных, у 20% опрошенных отсутствует синдром «эмоционального выгорания» (таблица 5)

Таблица 5. Уровень сформированности «синдрома эмоционального выгорания» у сотрудников

Ф.И.

Эмоциональное выгорание

Цинизм

Редукция личных достижений

1

Андрей Б.

17

7

31

2

Елена А.

41

24

22

3

Екатерина Н.

39

19

20

4

Дмитрий Д.

10

5

37

5

Ирина Т.

15

3

45

6

Виктор Б.

30

17

15

7

Анна Г.

25

20

10

8

Марина Р.

20

8

34

9

Николай А.

40

21

27

10

Алексей П.

36

18

20

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что проблема «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности актуальна, т.к. у 80% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания».

Лишь у 20% респондентов синдром «эмоционального выгорания» не выявлен. «Эмоциональное выгорание» в стадии формирования выявлено у 60% работников, принявших участие в исследовании. Все это свидетельствует о необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование синдрома «эмоционального выгорания», проведения профилактики и психокоррекции эмоционального и психического состояния сотрудников.

Результаты диагностической работы занесены в сводную таблицу 6 и рис. 6.

Таблица 6. Сводные результаты диагностического исследования

Ф.И.

Показатели

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость —

Лживость +

Приятие себя

Неприятие себя

Приятие других

Неприятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм (уход от проблем)

Уровень выгорания

Уровень личностной / реактивной тревожности

1

Андрей Б.

68

115

27

19

26

14

16

16

35

16

46

48

12

18

12

Ср

Ср / Ср

2

Елена А.

59

176

17

9

15

36

9

35

9

34

16

18

3

28

25

В

В/В

3

Екатерина Н.

55

174

15

10

16

16

6

36

7

38

17

16

2

33

24

В

В/В

4

Дмитрий Д.

116

75

25

20

27

16

16

26

32

18

38

37

16

15

28

Н

Н/Н

5

Ирина Т.

126

115

21

23

44

18

26

16

34

18

54

34

16

18

14

Н

Н / Ср

6

Виктор Б.

61

181

16

9

19

35

9

35

12

35

19

17

2

29

10

В

В/В

7

Анна Г.

79

117

26

16

50

18

27

17

38

18

68

46

11

15

24

В

Ср / Ср

8

Марина Р.

145

85

24

21

51

16

28

23

42

18

56

23

15

15

12

Ср

Ср / Ср

9

Николай А.

47

178

26

7

19

36

8

36

11

38

19

16

2

31

14

В

В/В

10

Алексей П.

38

175

17

8

16

35

9

37

10

36

16

16

5

35

12

В

В/В

Полученные результаты показывают, что у большинства молодых сотрудников достаточно низкий уровень адаптации, что в свою очередь отрицательно влияет на уровень тревожности личности, на эмоциональное состояние человека, а также на формирование синдрома «эмоционального выгорания».

Исследование особенностей процесса адаптации производилось на базе компании ЗАО «Бюрократ». И проводилось оно с использованием следующих методик: Метод наблюдения, Беседа, Методика К. Роджерса и Р. Даймонда, Методика FPI, Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон), Адаптация Н.Е. Водопьяновой. В результате данных методов было выявлено, что

— у большинства исследуемых сотрудников компании отмечен высокий уровень депрессивности, раздражительности, при низких показателях агрессивности и уравновешенности;

— у большинства сотрудников высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности;

— у большинства молодых сотрудников достаточно низкий уровень адаптации, что в свою очередь отрицательно влияет на уровень тревожности личности, на эмоциональное состояние человека, а также на формирование синдрома «эмоционального выгорания»;

— было выделено пятеро сотрудников, у которых проявляются низкие адаптивные способности, у них также были выявлены низкие показатели и по таким пунктам, как самопринятие, эмоциональный комфорт, доминирование, принятие других.

2.3 Рекомендации по коррекции психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии

Опираясь на полученные результаты, нами была разработана коррекционная программа, направленная на снятие дезадаптации сотрудников и сглаживание связанных с этим отклонений в личностном развитии.

Программа тренинга развития и формирования межличностного взаимодействия представлена в таблице 7.

Таблица 7. Программа тренинга развития и формирования межличностного взаимодействия

Дата

Название

Кол-во часов

Содержание

1.

1.03.

«Пойми себя»

1

Занятие включает в себя различные виды работы:

— упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств человека;

— упражнения, направленные на развитие уровня социально-психологической адаптации;

— снятие повышенного уровня тревожности;

— работа, направленная на гармоничное развитие личности.

Занятие предполагает реализацию следующих целей:

1. Развитие наблюдательности, чувственного понимания себя и других;

2. Формирование стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем;

3. Понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений;

4. Формирование позитивной «Я — концепции»;

5. Развитие способности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Занятия включают в себя такие темы, как:

— образ физического и личностного «Я»;

— чувственное и телесное самосознание;

— самооценка и «Я — концепция»;

— поведенческие стереотипы и социальные нормы;

— эмоциональное самовыражение.

2.

3.03

«Я среди других»

1

Цель:

— Формирование стремления к пониманию и принятию других людей, учитывая индивидуальные особенности каждого;

— Развитие понимания и принятие своих и чужих чувств.

На занятии использовались игры, развивающие вербальную активность, удобно включать в основную часть занятия. В игре «30 секунд» каждому участника дается 30 секунд, в течение которых он может сказать все, что захочет. Задача не только в том, чтобы сделать более свободной речь участников группы, но и в том, что бы научить их внимательно выслушивать друг друга. В играх «Синонимы», «Антонимы», «Ассоциации» участники по очереди предлагают, соответственно, синонимы, антонимы или ассоциации к слову, названному руководителем или предыдущим игроком.

В игре «Название чувств» участникам предлагается по очереди называть слова, обозначающие человеческие чувства. Аналогично проводятся игры «Настроение», «Качества характера» и т.п.

Среди игр и заданий, формирующих согласованность действий и развивающих невербальные средства общения, можно назвать «Бегущие хлопки», «Телеграмма». Задание «Броуновское движение» используется как разминка.

3.

5.03

«Мои друзья, и я, их друг»

1

Цель:

— Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;

— Раскрытие качеств, важных для эффективного межличностного общения.

В программе занятия использованы следующие игры:

В игре «Узкий мостик» двое идут навстречу по воображаемому узкому мостику, разойтись на котором невозможно. Задача каждой такой пары — продемонстрировать какой-либо вариант поведения в этой ситуации. В игре «Обмен местами» задача участников — поймать взгляд другого члена группы и «договорившись с ним глазами», обменяться местами. Несколько заданий основаны на принципе «Слепого и поводыря». Давая «слепому» напарнику словесные команды, ведущий должен добиться того, чтобы ведомый с завязанными глазами прошел по заданному маршруту.

4.

7.03

«Я расту и меняюсь»

1

Цель:

— Помощь каждому осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения.

Обсуждения и дискуссии становятся возможными только во второй половине работы группы. Тематика может быть самой разнообразной. В основном она концентрируется вокруг следующих проблем: преодоление трудностей в межличностном общении, проблему принятия решения, лидирование в группе и т.д.

Задания, способствующие стабилизации самооценки, помогают не только преодолеть эти личностные нарушения, но и повышают сплоченность группы, улучшают общую эмоциональную атмосферу. Вот некоторые из этих заданий.

«Ведущее качество»: каждый из участников группы называет одним словом свое главное положительное качество. «Комплименты»: все участники по очереди дают характеристику тому, на кого указал жребий. Разрешается называть только положительные качества, но не придуманные, а реально существующие.

Для завершения работы с группой можно так же предложить обсуждение того, что ребята приобрели, что изменилось в их самоощущении, в отношении с окружающими, насколько комфортно они стали чувствовать себя в социуме, выработали ли они в себе какие-то новые качества.

ИТОГО:

5

Организация занятий:

Тренинг развития и формирования межличностного взаимодействия состоит из 5 занятий, примерное время проведения каждого занятия 40 — 60 минут.

В ходе проведения коррекционной работы целесообразно сочетание различных методов, традиционно используемых в разных формах групповой работы. Это связано с разнообразием интересов, тенденцией к смене видов активности и поиску тех из них, которые более отвечают индивидуальным склонностям.

Психотерапевтические методики работы ориентируются, прежде всего, на различные техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках человека.

Все упражнения, используемые в данной программе, можно разделить на несколько групп:

— Игры, развивающие вербальную активность;

— Игры и задания, формирующие согласованность действий и развивающие невербальные средства общения;

— Тематические обсуждения и дискуссии;

— Задания, способствующие стабилизации самооценки.

Все эти задания могут варьироваться в зависимости от особенностей группы, этапа работы, конкретных задач, стоящих перед руководителем.

Игры, развивающие вербальную активность, удобно включать в основную часть занятия. В игре «30 секунд» каждому участника дается 30 секунд, в течение которых он может сказать все, что захочет. Задача не только в том, чтобы сделать более свободной речь участников группы, но и в том, что бы научить их внимательно выслушивать друг друга. В играх «Синонимы», «Антонимы», «Ассоциации» участники по очереди предлагают, соответственно, синонимы, антонимы или ассоциации к слову, названному руководителем или предыдущим игроком.

В игре «Название чувств» участникам предлагается по очереди называть слова, обозначающие человеческие чувства. Аналогично проводятся игры «Настроение», «Качества характера» и т.п.

Среди игр и заданий, формирующих согласованность действий и развивающих невербальные средства общения, можно назвать «Бегущие хлопки», «Телеграмма». Задание «Броуновское движение» используется как разминка.

В игре «Узкий мостик» двое идут навстречу по воображаемому узкому мостику, разойтись на котором невозможно. Задача каждой такой пары — продемонстрировать какой-либо вариант поведения в этой ситуации. В игре «Обмен местами» задача участников — поймать взгляд другого члена группы и «договорившись с ним глазами», обменяться местами. Несколько заданий основаны на принципе «Слепого и поводыря». Давая «слепому» напарнику словесные команды, ведущий должен добиться того, чтобы ведомый с завязанными глазами прошел по заданному маршруту.

Обсуждения и дискуссии становятся возможными только во второй половине работы группы. Тематика может быть самой разнообразной. В основном она концентрируется вокруг следующих проблем: преодоление трудностей в межличностном общении, проблему принятия решения, лидирование в группе и т.д.

Задания, способствующие стабилизации самооценки, помогают не только преодолеть эти личностные нарушения, но и повышают сплоченность группы, улучшают общую эмоциональную атмосферу. Вот некоторые из этих заданий.

«Ведущее качество»: каждый из участников группы называет одним словом свое главное положительное качество. «Комплименты»: все участники по очереди дают характеристику тому, на кого указал жребий. Разрешается называть только положительные качества, но не придуманные, а реально существующие.

Для завершения работы с группой можно так же предложить обсуждение того, что респонденты приобрели, что изменилось в их самоощущении, в отношении с окружающими, насколько комфортно они стали чувствовать себя в социуме, выработали ли они в себе какие-то новые качества.

По окончанию тренингов сотрудникам вновь была предложена диагностическая программа, которая выявила результаты, представленные в таблице 8.

Таблица 8. Сводные результаты повторного диагностического исследования

Ф.И.

Показатели

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость —

Лживость +

Приятие себя

Неприятие себя

Приятие других

Неприятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм (уход от проблем)

Уровень выгорания

Уровень личностной / реактивной тревожности

1

Андрей Б.

118

95

27

19

24

14

16

16

35

16

46

48

12

16

12

Н

Ср / Ср

2

Елена А.

89

156

17

9

19

26

11

19

17

24

28

30

5

26

23

Н

В / Ср

3

Екатерина Н.

85

95

25

20

36

16

18

17

35

16

47

47

14

13

14

Ср

Ср / Ср

4

Дмитрий Д.

126

75

25

20

27

16

16

26

32

16

38

37

16

15

28

Ср

Н/Н

5

Ирина Т.

126

105

21

23

44

18

16

16

34

16

54

34

16

18

14

Н

Ср / Ср

6

Виктор Б.

71

121

16

9

29

15

19

26

25

25

29

31

10

19

10

Ср

Ср / Ср

7

Анна Г.

99

110

26

16

50

18

28

17

38

18

68

46

14

15

24

Ср

Ср/В

8

Марина Р.

149

85

24

21

51

16

28

23

42

18

56

23

16

15

12

Н

Ср / Ср

9

Николай А.

67

128

26

7

39

26

15

26

33

28

32

33

12

18

14

Ср

Ср / Ср

10

Алексей П.

58

115

27

8

46

22

21

27

29

25

46

29

11

21

12

Ср

Ср / Ср

Полученные результаты существенно отличались от предыдущих. На основании полученных данных мы можем сделать следующие выводы:

1. По показателю социально-психологической адаптации группа характеризуется как имеющая нормальные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с нормальными адаптивными способностями.

2. Так же большинство респондентов этой группы имеют нормальный показатель самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, доминирования.

3. Практически у всех участников эксперимента повысился уровень самооценки.

4. В свою очередь уровень тревожности снизился до нормы.

Заключение

В первой главе был проведен анализ теоретических подходов к сущности понятия «адаптация в современной психологической науке».

В данном анализе мы рассмотрели три этапа создания эффективной процедуры адаптации: организационную, социально-психологическую и профессиональную и полностью раскрыли их понятия. Проведенный анализ теоретических подходов к сущности понятия «адаптация в современной психологической науке» показал, что чем быстрее новый сотрудник внедрится в процесс адаптации, тем быстрее предприятие начнет получать от него прибыль.

Были выявлены особенности психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии. Раскрыты понятия и цели психологической адаптации. В качестве примера кратко рассмотрена система подготовки кадров в Японии. Выявлены основные недостатки в организации, которые мешают быстрой адаптации молодого сотрудника.

Во второй главе мы осуществили отбор психодиагностических методик для исследования психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии.

Также было проведено экспериментальное исследование психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии. Исследование особенностей процесса адаптации производилось на базе компании ЗАО «Бюрократ». И проводилось оно с использованием следующих методик: Метод наблюдения, Беседа, Методика К. Роджерса и Р. Даймонда, Методика FPI, Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон), Адаптация Н.Е. Водопьяновой.

Данное исследование показало нам, что в организации большинство сотрудников находятся в состоянии депрессии, тревожности, из-за чего у них болезненно проходит процесс адаптации.

По результатам исследования нами были разработаны рекомендации по коррекции психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии. Была составлена программа тренинга развития и формирования межличностного взаимодействия, благодаря которой сотрудники показали хорошие результаты адаптивных способностей.

Полученные результаты говорят о результативности проведенных мероприятий.

Цели исследования считаю достигнутыми, гипотезу доказанной.

Список использованной литературы

1) Абрамова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] / А.Г. Абрамова // Психологический журнал. — М.: Наука, 2005. — №6.

2) Агарков В.А. Эмпирические исследования диссоциации [Текст] / Брушлинский А.В., Журавлев А.Л. (ред.) Современная психология: состояния и перспективы исследований. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. Том 1. — М.: Изд-во ИП РАН, 2002.

3) Айзенк Г. Структура личности [Текст]/ Г. Айзенк. — М.: «КСП+», СПб.: «Ювента», 1999.

4) Айзенк X. Психологические теории тревожности [Текст] / Х. Айзенк // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В.М. — СПб.: Питер, 2011. — с. 224-247

5) Арзакелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Н. Арзакелов, Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. — 2008. — №1

6) Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: автореф. дисс…. канд. психол. наук [Текст] / Т.Ю. Артюхова. — Новосибирск, — 2010. — 24 с.

7) Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека [Текст] / В.М. Астапов // Методо-логические проблемы оснований науки. Киев. — 2006.

8) Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога [Текст] / Ф.Б. Березин // Психические состояния. — СПб.: Питер, 2010. — с. 219-229.

9) Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний [Текст] / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. — №1 — 2003. — с. 104-113.

10) Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л. Венгер. — М.: Генезис, 2001. — 128 с.

11) Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — Спб.: Питер, 2005. — 336 с.

12) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Академ. Проспект, 2004. — 224 с.

13) Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] / Г.Ш. Габдрева // Тонус. — 2010. — №5.

14) Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды [Текст] / Е.А. Климов. — М. — 2006.

15) Ковалев А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. — Л. — 2003.

16) Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области [Текст] / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. М.: Медицина, 2004. — №3.

17) Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Воспитание школьника. — 2010. — №6. — с. 34-41.

18) Левитов Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. — М.: Просвещение, 2004. — с. 343.

19) Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики [Текст] / Е. Лешукова // Вестник РАТЭПП. Вып. 1. — СПб: 2005. — с. 36-47.

20) Мур Э. [Текст] / Файн Д. (ред.) Психоаналитические термины и понятия: словарь. М.: Независимая фирма «Класс», 2010.

21) Наенко Н.И. Психическая напряженность [Текст] / Н.И. Наенко. — М, 2006.

22) Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации [Текст] / К.Э. Оксинойд / Учеб.пособие. — М.: Флинта: МПСИ, 2007.

23) Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков. Психология стресса [Текст] / Н.Б. Пасынкова. — М.: Наука, 2003. — 368 с.

24) Практические занятия по психологии [Текст] / Под ред. А.Ц. Пуни. — М.: ФиС, 2007.

25) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.

26) Практикум по психологии состояний: Учебное пособие [Текст] / Под ред. проф. О.А. Прохорова. — СПб: Речь, 2004. — c. 121-122.

27) Психология и психоанализ характера [Текст] / Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского — СПб., 2007.

28) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. — 384 с.

29) Трунов Л. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] / Л. Трунов // Журнал практического психолога. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — №8

30) Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. — 2008. — №8. — с. 84-89.

31) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 — с. 193-197.

32) Фрейд А. Эго и механизмы защиты [Текст] / Фрейд А. Теория и практика психоанализа. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд. ЭКСМО — Пресс, 2009.

33) Фрейд З. Я и Оно [Текст] / Фрейд З. Труды разных лет. В 2-х т., Тбилиси, «Мерани», «Веста» — 2009.

34) Фрейд З. Торможение симптом и тревога [Текст] / Фрейд З. Истерия и страх. OOO «Фирма СТД» — 2006.

35) Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера [Текст] / Ю.Л. Ханин. — Спб.: Питер, 2006. — 40 с.

36) Хекхаузен X. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен / Пер. с нем. — Т 2. — М.: Педагогика, 2006. — 243 с.

37) Холл К., Линдсей Г. Теории личности [Текст] / К. Холл, Г. Линдсей. — М., 2007.

38) Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] / Пер. с англ. / Общ.ред. Г. Бурменской. — М.: Прогресс-Универс, 2008. — с. 33-47.

39) Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности [Текст] / Г.К. Шингаров. — М., 2008

40) Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум [Текст] / сост. Строков Тюмень: ТГУ — 2008.

Размещено на