Сравнение определения полученного в процессе работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках.

Лабораторное занятие

Тема: Тренинг эмпатии: «Дети с особенностями психофизического развития».

Вопросы:

1.Технология мыследеятельности «Алфавит»

2.Сравнение определения полученного в процессе работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках

3.Тренинговый цикл

 

Цель: путем технологии мыследеятельности выявить наличные знания педагогов (студентов) относительно понятия «дети с особенностями психофизического развития»; формировать ценностно-смысловое поле специалиста, работающего в области специального образования, как в отношении профессиональной деятельности, так и в отношении ребенка, которого будет обучать.

План проведения:

1. Технология мыследеятельности «Алфавит».

Цель: раскрыть смысл изучаемого понятия «дети с особенностями психофизического развития».

Технология «Алфавит»

Цели технологии.Назначение технологии «Алфавит» заключается в развитии мышления, интеллекта, сознания учащихся через организацию следующих процессов:

— мыследеятельность – активизация мыслительной деятельности детей, самостоятельная мыслительная деятельность, выполнение различных мыслительных операций для решения проблемы;

— смыслотворчество – каждый ученик, участник технологии, имеет возможность создать свой смысл по обсуждаемой проблеме и обогатить его в процессе обмена смыслами с другими участниками;

— творческая познавательная деятельность – познавательная деятельность по созданию нового смысла о чем-либо, основанная на интуиции, импровизация имеющейся информации и опыте деятельности.

Условия реализации технологии:

— количество участников – до 30 человек.

Необходимое оборудование:

— технологическая карта: лист ватмана, на котором сверху вниз с левой стороны записан маркеров алфавит (за исключением букв, с которых не могут начинаться слова);

— 2-4 маркера разных цветов.

Порядок реализации технологии.Вводная беседа.Педагог знакомит учащихся с порядком и условиями проведения технологии, предлагает понятия, которые будут рассматриваться в процессе ее реализации.

Среди понятий, которые можно предложить учащимся, могут быть любые термины, предметы, явления, нравственные понятия, духовные и материальные ценности, составляющие содержание любого школьного курса, любой области знания, любой сферы деятельности.

10 стр., 4863 слов

Глава 1.Понятие деятельности

... возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность ... форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ...

Технология «Алфавит» может быть использована как в процессе обучения, так и во внеклассной работе с детьми. Например, учащимся можно предложить на уроке географии или биологии рассмотреть понятие «окружающая среда».

На доске или стене вывешивается технологическая карта.

Первый этап. Смыслотворчество. На этом этапе педагог предлагает учащимся раскрыть смысл изучаемого понятия (в нашем примере – это «окружающая среда»), заполнив технологическую карту (вписать маркером в каждую строку с соответствующей буквы алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл изучаемого понятия).

Поочередно каждому учащемуся (или одновременно двоим учащимся) предлагается вписать в технологическую карту свои понятия. Каждый ученик может записать от одного до нескольких понятий. В зависимости от желания можно подходить к технологической карте много раз, записывая на нее понятия.

Учащийся, записывая свое понятие на технологическую карту, называет его вслух.

Заполнение технологической карты заканчивается тогда, когда у нее побывали все участники хотя бы по одному разу, и тогда, когда на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно слово понятие.

Второй этап. Аналитический.На этом этапе учащимся предлагается из всех записанных на технологической карте слов выделить три, которые наиболее отражают сущность изучаемого понятия.

Выбор каждого участника технологии педагог отмечает на технологической карте точкой (плюсом и т.д.), поставленной над выбранным словом.

После того как отмечен выбор всех участников технологии (в том числе и педагога), учитель называет слова, получившие большее число выборов и подчеркивает их маркером. Выделенные понятия – это мнение группы о сущности изучаемого понятия.

Третий этап. Рефлексивный.Заканчивается реализация технологии анализом деятельности участников, их взаимодействия. Алгоритм рефлексии может быть следующим:

— зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно изменилось;

— определите причины этого состояния;

— оцените свою деятельность и важность этой технологии для себя.

При организации рефлексии педагог предлагает высказаться каждому участнику технологии.

Технология «Алфавит» является достаточно универсальной, она не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Ее можно использовать с учащимися любого возраста – начиная с начальной школы и заканчивая выпускниками, со студентами на занятиях психолого-педагогических курсов. Эта технология результативна и на семинарах для учителей, руководителей школ. Только за последний год на подобных семинарах автор неоднократно использовал эту технологию для рассмотрения таких понятий, как «диалог», «монолог», «диагностика», «целеобразование» и др.

Технологию можно совершенствовать. Один из вариантов: предложить участникам создать две творческие группы и заполнить каждой из них свою технологическую карту по двум сравниваемым темам, например диалог – монолог, природная среда – социальная среда и т.д.

4 стр., 1816 слов

Современные технологии обучения детей дошкольного возраста

... исследования - виды современных технологий обучения детей дошкольного возраста. Целью данной курсовой работы является: изучение современных технологий в системе обучения дошкольников. ... сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания». Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу ...

Сравнение определения полученного в процессе работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках.

Определение Л.Пожар: «В нашем определении аномальные дети – это дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса, со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности».

Определение В.Г.Петровой и И.В.Беляковой: «Дети с отклонениями в развитии – это те, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира».

Определение в словаре «Коррекционная педагогика и специальная психология»: «Дети с ОПФР – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию в формировании личности ребенка» .

 

Тренинговый цикл.

Цель: формирование эмпатии и толерантности по отношению к детям с ОПФР.

После каждого упражнения педагог обсуждает со студентами, какую категорию детей с особенностями в развитии они сейчас пытались прочувствовать, задает вопросы: «Комфортно вам? Какие чувства вы испытали?» Цель каждого упражнения сообщается студентам после его прохождения и обсуждения. Упражнения можно проводить выборочно.

Упражнение №1.

Цель: установление эмоционального контакта, объединение в рамках профессиональной принадлежности.

«Пришла осень и это хорошо, потому что…»

«Пришла осень и это плохо, потому что…»

Через одного человека студенты по кругу говорят свое высказывание.

«Я – буду работать с «особыми» детьми и это хорошо, потому что…»

«Я – буду работать с «особыми» детьми и это плохо, потому что…»

Если в первом круге студент говорил «…плохо», то во втором должен говорить «…хорошо».

Упражнение №2.

Цель: прочувствовать ощущения ребенка с ДЦП.

— В варежках (шубинках) собрать 5-6 скрепок или кнопок пинцетным захватом. Одновременно могут работать 5-6 человек с установкой «Кто больше соберет?».

— Большим пальцем и мизинцем взять шариковую ручку. Попробовать написать несколько слов.

Упражнение №3.

Цель: ощутить себя в позиции ребенка с сенсомоторной алалией, который ничего не понимает, которому необходима соответствующая интонация, темп, мимика, жест, неоднократные повторения.

«Канкор». Повторение этого слова с разной интонацией, в разном темпе, с привлечением жестов.

Упражнение №4.

Цель: прочувствовать ощущения ребенка не видящего на один глаз.

— Налить воду в стакан из чайника с одним завязанным глазом.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... Решение данной проблемы обусловило постановку цели данной работы. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ... педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с целью были выдвинуты ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: - ...

— Закрыть один глаз и нарисовать квадрат.

Упражнение №5.

Цель: прочувствовать ощущения не видящего человека.

— Стоя в кругу завязать глаза, подойти к своей парте, достать из сумочки губную помаду, ключи.

— Завязать глаза, на ощупь достать из кошелька купюру достоинством 100 рублей, 1 000 рублей.

Упражнение №6.

Цель: прочувствовать ощущения слабослышащего человека.

— Закрыть одно ухо – кто больше услышит звуков?

— Закрыть два уха – что слышим?

Преподаватель говорит шепотом с расстояния 6 м поочередно с открытым лицом, с закрытой нижней частью лица.

Упражнение №7.

Цель: прочувствовать ощущения плохо разговаривающего человека.

— Произнести с закушенной губой фразу, повернувшись друг к другу лицом: «Мышка сушек насушила».

— Произнести с прикушенным языком: «Карл у Клары украл кораллы».

— Произнести фразу, зажав крылья носа: «Мама Милу мылом мыла».

Поняли Вы друг друга? Что Вам мешало? Что Вы чувствовали? Вы были в этом состоянии несколько минут. Лицам с особенностями в развитии приходится с этим жить.

В завершение лабораторного занятия преподаватель может привести слова Я. Корчака: «Вы говорите: «Дети нас утомляют». Вы — правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть».