Конфликт в организации как социально-психологический процесс

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные социально-психологические причины конфликтных ситуаций

1.1. Конфликт как столкновение несовместимых тенденций в межличностных взаимодействиях………………………………………………………………………………………….5

1.2. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций…………………………………………………………………………………………………….16

1.3. Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации……………………………………………………………………………………….23

Глава 2. Регулирование конфликтных ситуаций при помощи реальной обратной связи в группе

2.1. Цели, задачи и методика исследования…………………………………………………………..33

2.2. Результаты исследования……………………………………………………………………………….36

2.3. Интерпретация результатов……………………………………………………………………………40

Заключение………………………………………………………………………………………………………….44

4 стр., 1827 слов

(Рабочие материалы) Методология психолого-педагогического исследования ...

... Тема 4. Общенаучные проблемы психолого-педагогического исследования. Проблема категориальной структуры педагогического исследования: цели, содержание, сущность, методы, организационные формы обучения (воспитания). ... объяснительная. Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования. Сущность методологического подхода к исследованию конкретных проблем педагогики. Группы частно - ...

Список литературы………………………………………………………………………………………………47

Введение

В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения.

Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.

Актуальность этой проблемы велика и состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам оптимального разрешения конфликтов и предотвращение их. Основной целью психологического воздействия, осуществляемого в различных формах социально-психологического тренинга, является развитие компетентности в общении. Соответственно актуальность практического и теоретического освоения указанных форм диктуется растущей значимостью компетентного общения во всех сферах жизнедеятельности человека. Развитие психологической компетентности способно помочь в решении целого ряда социально-психологических проблем, порождаемых современной научно-технической революцией с ее умножением межличностных контактов, усложнением форм общения, интенсификацией управленческой деятельности, что может привести к зарождению конфликтов.

Т.о., объектами изучения были сотрудники фирмы в возрасте от 21 до 37 лет.

Основные задачи настоящего исследования заключаются в следующем:

— ввести и обосновать понятие конфликта и его возникновения; выявить стратегические средства разрешения конфликтных ситуаций;

— наметить основные стратегии и методы для выработки модели поведения в конфликтной ситуации в современных условиях;

— эксплицировать и по возможности обосновать процедурные аспекты упомянутой формы социально-психологического воздействия;

— на основе соответствующего эмпирического материала выявить, структурировать и проанализировать характерные эффекты социально-психологического тренинга как регулирование конфликтных ситуаций при помощи реальной обратной связи в группе;

— исследовать основные механизмы выбранного социально-психологического тренинга, позволяющие понять, каким образом в ранках соответствующей процедуры обеспечиваются типичные эффекты тренинга;

— проанализировать полученную информацию исследования и отметить основные аспекты коррекционной психологической работы.

6 стр., 2704 слов

Понятие конфликта, основные составляющие конфликта. Причины и функции конфликта.

... руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу. 3)Социально-психологические причины: - возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; - ... уровне. Они выражаются в следующих последствиях. 1. Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться ...

Глава 1. Основные социально-психологические причины конфликтных ситуаций

1.1. Конфликт как столкновение несовместимых тенденций в межличностных взаимодействиях

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Понятие «Конфликт» рассматривается во многих науках. В философии, например, дается такое определение:

Конфликт – категория, отражающая, стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречие противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия .

В общественных науках (история, политология, социология, психология) – процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действия людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах – противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях.

В теоретико-методологическом плане в социологии существуют терминологические и концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции конфликта. Условно можно выделить два широко распространенных концептуальных подхода к определению конфликта: первый ориентирован на актуальные действия, второй – на мотивы действия. Последователи первого подхода (Р. Мак и Р. Снайдер) ратуют за относительно узкое определение конфликта, считая его частным видом социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. При этом предлагается ……

Заключение

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

22 стр., 10705 слов

Тренинг преодоления конфликтов

... или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг "как средство воздействия, направленное на развитие знаний социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения", "средство психологического воздействия". Г.А. Ковалев относит социально-психологический тренинг ...

Результаты проведенного исследования в данной работе позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении. Объединяя

в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, он может рассматриваться в качестве перспективного научно-практического метода прикладной социальной психологии.

2. Активное использование социально-психологического тренинга для решения реальных практических проблем, его включение в различные звенья складывающейся в нашей стране психологической службы являются

актуальной задачей приложений социально-психологической науки. Основу контингента возможных участников групп социально-психологического тренинга составляют лица трех категорий: а) различного уровня руководители; б) люди, профессия которых предполагает интенсивное общение (педагоги, медицинские работники, психологи, люди, занятые в сфере обслуживания, и т. п.); в) люди, испытывающие серьезные трудности в общении (в рамках производственных, учебных коллективов, в семье и т. д.).

3. Практическое и теоретическое освоение социально-психологического тренинга неизбежно связано с восприятием опыта, накопленного в области разрешения конфликтных ситуаций. Это восприятие должно

быть достаточно дифференцированным, учитывающее элементы, относящиеся в первую очередь к области технологии психологического воздействия.

Исходными позициями для анализа разрешения уже возникших конфликтных ситуаций и предвосхищения их, является социально-психологический тренинг. В него входит разработка проблем межличностного общения, социальной перцепции и обратной связи, принцип деятельностного опосредствования психологических и социально-психологических образований, идея соотнесенности результатов психологического воздействия с характером реализующего его общения, принцип органического единства интеллектуальных и эмоциональных аспектов психики, принцип активности личности.

Процедура тренинга может включать в себя три основные стадии: организационно-подготовительную, вводно-ознакомительную и диагностическую (коррекционную).

В ходе тренинга его участники овладевают специфическими нормами группового общения, характеризующегося субъект-субъектностью, продуктивностью, глубинностью. Необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении взрослых людей является развитие ориентации в сложившемся индивидуальном опыте общения.

Тренинг позволяет в некотором смысле обратить ситуацию обычного повседневного восприятия, когда каждый человек воспринимает себя в основном изнутри, а другого — со стороны. В тренинге участники получают систематичес-кую возможность видеть себя в основном со стороны, а своих партнеров по общению — изнутри.

Для социально-психологического тренинга характерно наличие ядерных и сопутствующих эффектов. Ядерные эффекты реализуют основные задачи тренин-га. В случае тренинга по разрешению конфликтных ситуаций относятся эффекты диагностического типа, включающие: диагностику участниками группы кон-кретных представлений о себе; развитие обобщенных перцептивных знаний и умений, способствующих решению задач самодиагностики; развитие знаний и умений, касающихся диагностики партнеров по общению.

К числу сопутствующих эффектов такого тренинга относятся: развитие установки на социально-психологическую активность, развитие гуманистической установки на партнеров по общению, осознание общения как самостоятельной ценности, а также ряд эффектов психотерапевтического типа.

16 стр., 7650 слов

Глава I. Теоретический аспект исследования невербальных средств ...

... I. Теоретический аспект исследования невербальных средств общения в социальной психологии Понятие невербальных средств общения Общение понимается: 1) многоплановый процесс развития контактов ... По мнению В.А.Лабунской невербальное общение – это «социально или биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно ...

Социально-психологический тренинг вообще и тренинга по разрешению конфликтных ситуаций в частности не могут рассматриваться в качестве лаборатории «роста личности», как это полагают, например, сторонники за-падной гуманистической психологии. В действительности, тренинг способен дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перест-роек.

Одной из определяющих особенностей социально-психологического тренинга является специфическая организация намеренной межличностной обратной связи, позволяющая интенсифицировать (сравнительно с условиями реального повседневного общения) процесс подачи и восприятия обратной связи и повысить уровень ее адекватности и информативности.

Наиболее важными базисными элементами механизма социально-психологического тренинга являются: построение группового процесса на основе субъект-субъектного общения, активизация и гармонизация эмоциональных и интеллектуальных аспектов общения, использование эффектов группового воздействия.

Список литературы

1. Алякринский Б. С. Общение и его проблемы. М., 1982.

2. Андреев В. И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов), М., 1995.

3. Аллинг Э. Г., Миккин К. X. О применении видеотренинга

при обучении навыкам общения продавцов//Человек. Среда.

Общение. Таллин, 1990.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.

М., 1977.

5. Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции//Вопр. психологии. 1987. № 2.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

7. Арутюнян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком//Психология межличностного познания. М., 1981.

8. Булыгина А. Этика делового общения, Новосибирск, 1995.

9. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 1.

10. Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. — М: Прогресс, 1990

11. Дэна Даниэль. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома, СПб, 1994.

12. Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л. Для тебя и о тебе. М., 1991.

13. Жуков Ю. М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в группе//Межличностное восприятие в группе. М., 1981.

14. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении)//Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1993.

15. Кузин Ф. Культура делового общения. М., 1996.

16. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... хаотический, гибкий и др.). МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем ... с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы ... консультации, тренинг. – Ярославль, 2002. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М., 1995. Социально- ...

17. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1995.

18. Князева М.Н. Конфликт. ЭКО, 1992, №2.

19. Ковальчук М. А„ Петровская Л. А. Проблема группового

тренинга в зарубежной психологии//Вопр. психологии. 1982, №2.

20. елибруа Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. — М: Прогресс, 1986.

21. Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1983.

22. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1994.

23. Петровская Л. А. Обратная связь как феномен социально-

перцептивных процессов в группе//Межличностное восприятие в группе. М., 1991.

24. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы

социально-психологического тренинга. М., 1982.

25. Поварнин С. И. Спор: о теории и практике спора. СПб, 1996.

26. Скотт Г. Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. — Киев: Издат. Об-во «Верзилин и КЛТД», 1991.

27. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. — Киев: Издат. Об-во «Верзилин и КЛТД», 1991.

28. Социально-психологические проблемы научно-технического

прогресса/Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1982.

29. Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения / пер. с англ. — М: «Наука», 1990.

30. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США.

М., 1989.

31. Эткинд А. Н. Эмоциональные компоненты самоотчетов и

межличностных суждений//Вопр. психологии. 1983. № 2.

32. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1994.