Экстериоризация– процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие

18. Роль деятельности в развитии личности. Характеристика основных видов деятельности школьников. Структура деятельности и условия эффективности ее осуществления.

Деятельность

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

Мотивы и цели могут не совпадать. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок– действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные,моторные, волевые, мыслительные, мнемические,внешние предметныеиумственные. Выделяют следующие компоненты действия.

Основныевиды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – этообщение, игра, учение и труд.

Сенсомоторные процессы– это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения.

Идеомоторные процессысвязывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы– это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация– процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация– процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

  Поведение– взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Деятельность– осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... происходит тот же процесс, с тою лишь разницей, что мышление, творчество и действия человека потекут по направлениям ... согласованности полушарий мозга получило название «синхронизация деятельности полушарий», или Hemi-Sync. Это открытие также обеспечивает ... время экспериментов проводились измерения волн мозга (электроэнцефалограмма), движений глаз и сердцебиения (электрокардиограмма) Монро. Он ...

Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды.

Основными формами деятельности являются:

  • познание;
  • общение;
  • труд.

Основными видами деятельности являются:

  • игра;
  • учение;
  • труд.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология оказалась построенной на этом понятии.

Истоки теории деятельности:

  • объективная рефлексология Бехтерева;
  • реактология Корнилова;
  • бихевиоризм Уотсона;
  • культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции.

Принцип единства сознания и деятельности: психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

4 стр., 1607 слов

Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Лекция 4. Теория деятельности Принцип единства сознания и деятельности Анализируя процесс возникновения трех основных психологических направлений: бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии, можно сказать, что все эти три системы представляют собой превращенные формы психологической теории В.Вундта. Несмотря на различия, они были глубоко связаны между собой, потому, что все они исходили из ...

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А. Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней».

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности. Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия– процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побужденияинаправления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие.

Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления. В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)

... делят на 2 группы: Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид) Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я») Категория образа характеризует психологическую ... формирование черт характера влияют: взрослые, окружающие ребёнка (положение ребёнка в семье – отношение к ребёнку) сиблинговая позиция (положение ребёнка в семье – первый, второй, третий…) ...

Понятие ведущего вида деятельности (по А.Н. Леонтьеву), его изменения в зависимости от возраста

Воспитатель, обучая ребенка, тем самым организует его деятельность. Не проявляя собственной активности, не включаясь в соответствующую деятельность, дети ничему не могут научиться, сколько бы сил ни тратили взрослые на объяснения. Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка.

Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие. Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве -в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, раннем возрасте -манипулируя с предметами, дошкольном детстве -играя со сверстниками, младшем школьном возрасте -в учебной деятельности, подростковом -в интимно-личностном общении со сверстниками, старшем школьном -при подготовке к будущей профессии.

Структура деятельности

Действие обычно может выполняться разными способами, т.е. с помощью разных операций. Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.

Таким образом, структуру деятельностиможно схематично представить так:

3 стр., 1081 слов

Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста

Билет №3 1. Дифференцированный подход в детской психологии. Роль генетических, средовых и социальных факторов. Связь педагогической и возрастной психологии. Образовательная деятельность, обеспечивающая развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в группах раннего возраста. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольной организации. 1.Проблемы индивидуального подхода в ...

мотив —деятельность,

цель —действие,

условия осуществления деятельности —операции.

Вопросы, связанные со структурой деятельности и влиянием деятельности на развитие ребенка, касались внешнегоплана действий. Но существует и планвнутренний.В отечественной психологии принято понимать психическое развитие как формированиевнутренних действий.Психические функции или процессы -это внутренние действия, и в уже упоминавшейся теории развития высших психических функций Л.С. Выготского прослеживается путь их становления: от внешнего к внутреннему. Л.С. Выготский пишет: «Всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека». Это относится к произвольной памяти и произвольному вниманию, логическому мышлению и речи. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называетсяинтериоризацией.

П.Я. Гальперин установил последовательность этапов, которые должно пройти внешнее действие, прежде чем стать внутренним, умственным. Но сначала нужны соответствующая мотивация и ориентировочная основа действия -ориентировка в материале, с которым ребенок будет иметь дело, и тех действиях, которые он сам будет выполнять. Конкретные, частные умственные действия формируются у детей в процессе обучения и, в принципе, любой учебный материал можно преподнести ребенку гак, чтобы они были поэтапно отработаны на этой основе.

Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок-общественный предмет» и «ребенок-общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

13 стр., 6044 слов

Межличностная аттракция и ее влияние на отношение между людьми

... ребенка к бомжам, у которых он получает то, чего ему не дают родители. Сходство. Фактор сходства, проявляющийся в тенденции позитивного отношения к людям ... — согласие на возможность включения каждого из партнеров в любую совместную деятельность. В концепции Shultz впервые достаточно убедительно показана необходимость взаимных усилий ...

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольни-ка и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок -общественный взрослый» или, шире, «человек -человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но, по существу, и то и другое -освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок-общественный предмет» или «человек-вещь».

В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек -человек» и «человек -вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

4 стр., 1762 слов

ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА . Семья как объект психологического исследования и воздействия 7 1.1. Молодая семья, ее задачи и особенности 7 1.2. Профили брака, типы семейных отношений и их детерминанты 23 1.3. Особенности диагностики межличностных супружеских отношений. 31 Выводы по первой главе 39 ГЛАВА . Организация социально-психологической помощи семье 40 2.1 Постановка проблемы, ...