Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

План

1. Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

2. Психологическая характеристика готовности и адаптации ребенка к обучению в школе.

3. Развитие познавательных процессов у младших школьников.

4. Учебная деятельность младших школьников.

5. Особенности общения младших школьников.

6. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

Основные понятия

Физическая готовность, объективная и субъективная психическая готовность детей к школе, мотивы учения школьников, произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, уровень притязаний, понятийное мышление, интериоризация, экстериоризация, умение учиться, внутренняя позиция школьника, смысловая ориентировочная основа поступка, обобщение переживаний, синтезирующее восприятие, обучаемость.

 

Рекомендованная литература

 

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М., 1998. — 224 с.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. — М., 1988. — 208 с.

3. Вікова психологія / За ред. Г.С.Костюка. — К., 1976. — Розділ V.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1979. — Гл. IV.

5. Коломинский ЯЛ., Панько У.А. Учителю о психологии детей ше-стилетнего возраста. — М.,1988. — 190 с.

6. Матюхин М.В. Мотивация учення младших школьников. — М., 1984. -СЮ- 136.

7. Мир детства. Младший школьник. — М., 1988. — С. 178 — 190.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М., 1998. — С. 7 — 71.

9. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1987. — С. 103 — 121.

 

Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

 

Младшие школьники имеют значительные резервы развития. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Заканчивается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, которое создает условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирование и выполнение программ действий. Возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается большая, чем у дошкольников, уравновешенность процессов возбуждения и торможение, хотя процессы возбуждения преобладают. Возрастает функциональная роль второй сигнальной системы, слово приобретает обобщенное значение. Существенным образом возрастает физическая выносливость ребенка, но она относительна. Работоспособность младших школьников резко снижается через 25 — 30 мин. урока.

5 стр., 2094 слов

Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников ...

... процессе развития в данный период, особенности влияния на учебную мотивацию просоциальных мотивов. Вопрос же влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка ... Дать характеристику понятию «учебная мотивация». 3. Рассмотреть социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. 4. Проанализировать особенности мотивационной сферы детей младшего школьного ...

С поступлением ребенка в школу изменяется его социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития, которое происходит в младшем школьном возрасте, и изменение ведущего вида деятельности, по мнению Л. С. Выготского, способствует становлению качественно новых отношений между ребенком и коллективом класса, между ребенком и взрослым, который его учит. Определенные отношения со взрослыми и ровесниками формируются на основе того, как ученик учится, выполняет классные поручения, ведет себя в семье, с взрослыми, ровесниками, проявляет или не проявляет готовность выполнять поручения других людей.

Итак, социальная ситуация ребенка зависит от уровня удовлетворения социальных потребностей школьника, которые реализуются в границах взаимодействия «учитель — ученик» и «ученик — ученик».

Это объективное положение ребенка субъективно (более адекватно или менее адекватно) проявляется в его настроении, доминирующих переживаниях, эмоциональном отношении к школе и учебному процессу. П. М. Якобсон отмечает, что школа у младшего школьника вызывает очень много новых видов переживаний, которых не было у дошкольников. Это, вчастности, переживания, связанные с пребыванием в ученической группе, общением с ровесниками, учителем, оценка которого, похвала или замечание являются очень значащими для ученика.

По мнению Д. Б. Эльконина, свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она формируется. Младший школьный возраст — это период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Все, что связанно с игрой, для школьника становится менее значащим, чем то, что связанно с учебной деятельностью. Учебная деятельность становится ведущим видом деятельности.

На основе учебной деятельности развиваются основные новообразования младшего школьного возраста:

· произвольность психических процессов,

· развитие внутреннего плана действий,

· рефлексия,

· мотив достижения успеха.

 

В целом младший школьный возраст не имеет больших трудностей для работы учителя, но вместе с тем надо помнить, что именно в этом возрастезакладываются основы моральной и эмоциональной направленности личности, стиля поведения и деятельности.

 

Основное противоречие озраста: моральное развитие отстает от интеллектуального.

18 стр., 8887 слов

Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

... учебной деятельности на самооценку младших школьников. Объект исследования - личностная сфера младших школьников. Предмет исследования - влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников. Гипотеза исследования - на самооценку младших школьников влияет учебная деятельность. ... в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [5]. В научных исследованиях И.И. Чесноковой, В.В. ...

Учебная деятельность младших школьников.

 

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Ведущей она становится не автоматически. Структура учебной деятельности формируется постепенно. Более сложными, сравнительно с дошкольным периодом, становятся цели учебной деятельности, которые определяются содержанием обучения, которое значительно расширяется и усложняется.
У школьников формируются новые действия. Среди них на первое место выходят мыслительные и речевые. Им подчиняются мнемические, практические и др.

 

Мотивация учения младших школьников характеризуется сложностью и неоднозначностью как по смыслу, так и по степени сформированности.

В первые дни обучения у первоклассников доминирует интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение портфеля и и т.п.).

Сначала внутренняя позиция школьника становится ведущей мотивацией обучения, но удерживается недолго. Если занятия в школе скучные — интерес исчезает, тогда вместо внутренних мотивов появляются внешние. Л. И. Божович отмечала, что особую ценность для учеников начальных классов имеют широкие социальные мотивы учения. Они развиваются от общего, недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в 1-ый класс, к более глубокому пониманию причин необходимости учиться, осознание смысла учения «для себя».

Итак, учебно-познавательные мотивы учения не занимают ведущего места в системе мотивации учения младшего школьника. Ученики младших классов преимущественно избирают широкие социальные мотивы учения, в частности первое место занимают мотивы самоопределения исамосовершенствования, второемотивы ответственности (у школьников первых и вторых классов — перед учителем и родителями, а у третьеклассников — перед одноклассниками).

Значительное место в мотивации учения младших школьников занимают мотивы получения высокой оценки. Относительно динамики познавательной мотивации в младших школьников, то сначала у них развивается интерес к процессу и содержанию учебной деятельности, потом — к способам приобретения знаний (А. К. Маркова, В. М. Матюхина).

Познавательные интересы младших школьников имеют свою специфику, которая состоит в их экстенсивной форме развития и яркой эмоциональной окраске. Ученики берутся за все новое, что происходит в процессе школьного обучения, но вместе с тем их познавательные интересы нестойкие, эпизодические, реактивные и ситуативные.

Исследование, посвященные изучению динамики отношения младших школьников к учебной деятельности, свидетельствуют о том, что положительное отношение к учебной деятельности остается доминирующим для большинства младших школьников, однако к окончанию начальной школы увеличивается количество учеников с отрицательным отношением к этой деятельности. По результатам исследования В. М. Матюхиной, при традиционном обучении к третьему классу у школьников не развивается «чувство долга» хорошо учиться, желание заниматься учебной деятельностью.

23 стр., 11135 слов

Эмоции в учебной деятельности школьника

... к ним свое отношение и использовать это в работе с детьми. Моим предметом исследования стали младшие подростки. К которым у меня двойственное эмоциональное отношение. С ... ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава ...

А. К. Маркова, анализируя особенности динамики отношения младших школьников к учебной деятельности, установила, что интерес к ней возрастает в 1-2 классах и снижается к 3-ему классу. Этот феномен «мотивационного вакуума» до конца младшего школьного века замечают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Отношение младших школьников к учению определяется отношением младших школьников к собственной учебной деятельности, к людям, во взаимодействии с которыми эта деятельность реализуется, и к самому себе как субъекту учебной деятельности.

Обучение, будучи индивидуальным по форме, всегда является социальным по смыслу. Отношение младших школьников к учебной деятельности в значительной мере зависит от уровня удовлетворения социальных потребностей школьника, которые реализуются в границах взаимодействия «учитель — ученик» и «ученик — ученик» в процессе этой деятельности.

Результатом учебной деятельности является не только получение знаний, усвоение научных понятий, но прежде всего изменение самого ребенка, его развитие. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех других процессов и является основным содержанием умственного развития в младшем школьном возрасте. Развитие мышления детей в этот период является ключом к их умственному развитию в целом. Необходимо, чтобы мышление поднялось на новый уровень (от наглядно-образного перешло к словесно-логического).

Поэтому важно позаботиться о научности содержания обучения, о том, чтобы дети усвоили систему научных понятий и способов их получения.

Учебная деятельность должна побуждаться соответствующими адекватными мотивами. Такими должны стать учебно-познавательные мотивы. Задачи развивающего обучения могут решаться только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности.

Для формирования у учеников устойчивой учебно-познавательной мотивации необходимо изменить традиционное содержание учебных предметов. Вчастности, акцентировать внимание на методологической стороне материала, общих методах добывания знаний, познании закономерностей. Важной является перестройка не только содержания обучения, а и организации учебного процесса.

 

Развитие личности в младшем школьном возрасте.

Кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Изменяется восприятие своего места в системе отношений. По мнению Л. С. Выготского, кризис 7 лет характеризуется обобщением переживаний, которое обусловливает формирование стойких аффективных комплексов. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи. Такая перестройка эмоционально-мотивационной сферы ведет к возникновению внутренней жизни ребенка. Часто внутренняя жизнь не отвечает внешней. Ребенок думает, прежде чем что-то сделать, начинает скрывать свои переживания. Соответственно, теряется детская непосредственность.

Возникает новый уровень самосознания детей — внутренняя позиция, которая проявляется в отношении к себе, окружающим людям, событиям. Это характеризуется тем, что в сознания ребенка выделяется система моральных норм, которых он старается придерживаться. В период от 5 до 12 лет изменяется представления школьников о морали:

25 стр., 12295 слов

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего ...

... деятельность МБОУ - СОШ по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста ). апробировать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего ... ребёнка [3]. У младшего школьника происходит развитие рефлексии, формируется внутренний план действий, формируются отношения в учебном коллективе. Рефлексия проявляется в ...

от морального реализма (непоколебимое, однозначное понимание добра и зла; бездумное выполнение требований взрослого) к моральному релятивизму (в каждом поступке можно увидеть морально оправданное и то, что можно осудить; иногда можно поступить не так, как считает взрослый).

Соответственно концепции Э. Эриксона, в этот период формируется такое личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности (или же неполноценности), а также чувство дифференцированности своих возможностей. С каждым годом младшие школьники становятся более самостоятельными, а их суждения более критичными. Самостоятельность младших школьников объединяется с зависимостью от взрослых. Начиная с 3-го класса, у младших школьников появляется настойчивость как волевая черта характера.

Трудолюбие возникает как следствие успехов при прикладывании определенных усилий и получении поощрения за это. Эта черта развивается в обучении и труде.

У ребенка закрепляется стойкая личностная черта — мотив достижения успеха. На мотивацию достижения успеха влияют такие личностные образования, как самооценка и уровень притязаний. У младших школьников присутствует самооценка разных типов. В онтогенетическом плане отношения к себе возникает очень рано и является линейным отображением отношения близких взрослых к ребенку.

Целый ряд исследований (Ш. А. Амонашвили, Е. Ю. Худобиной, О. В. Хухлаєвої,
А. В. Захарова, О. И. Липкиной, Р. Бернса и других) показывают, что младший школьный возраст является важным периодом для формирования отношения к себе. По мнению И.И. Чесноковой, в это время у ребенка накапливаются психические резервы для дальнейшего развития самосознания. Социальному оцениванию в это время подлежат умения, возможности и способности, а также личностные качества ученика, которые обнаруживаются в учебной деятельности. Младший школьник уже оценивается взрослыми как субъект этой деятельности.

Отношение ученика к себе как к субъекту учебной деятельности, по исследованиям
И. С. Коновальчук, включает в себя,

во-первых, рациональное отношение к себе как субъекту учебной деятельности,

во-вторых, эмоциональное отношение к себе (переживание и оценка собственной значимости как субъекта учения).

Оно будет зависеть от того, насколько успешно «войдет» младший школьник в ситуацию школьного обучения, в какой мере продуктивным окажется его опыт межличностного взаимодействия, сформированность учебной деятельности. В младшем школьном возрасте преобладает эмоциональный характер отношения школьников к себе как к субъекту учебной деятельности и осуществляется постепенное его когнитивное структурирование в течение этого возрастного периода.

 

Б. Г. Ананьев отмечает, что влияние оценки учителя на развитие учеников осуществляется в 2-х направлениях:

а) ориентировочном, т.е таком, которое влияет на умственную работу школьника, оказывает способствует осознанию им достигнутого уровня усвоенного материала;

10 стр., 4635 слов

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных ...

... Набором взаимосвязанных конкретных учебных действий характеризуется любое учебное умение школьника, которое ему необходимо для успешной учебно-познавательной деятельности. Учебное действие состоит из ... начального образования является формирование навыков учебной деятельности. Уровень сформированности этого, достаточный для младшего школьника, обеспечивает возможность развития психических и ...

б) стимулирующем — таком, которое влияет через переживание успеха и неуспеха на аффективно-волевую сферу ученика, на формирование его уровня притязаний, намерений. Становление самооценки зависит не только от успешности ребенка и особенностей общения с учителем, а и от семейного воспитания.

 

Под влиянием оценки взрослых у ребенка формируется тип мотивации поведения и деятельности, вырабатывается установка на достижение успеха или избежание неудач.