74. Основные функции процесса обучения и принципы

Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называютсядидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

  1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип доступности и посильности;
  5. принцип учета возрастных особенностяхобучаемых;

Принцип сознательности.– это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике.

Принцип активности.Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком..Принцип наглядности.Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности.Принцип систематичностиподразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.Принцип доступности и посильностиреализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.

Также существуют методические принципы, характерные именно для обучения иностранному языку. Их разделяю наобщеметодические и частнометодическиепринципы. Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

6 стр., 2898 слов

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала ...

... учения II. Оснащенность урока 1. Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО 2. Целесообразность использования средств наглядности III . Содержание урока, формы реализации 1. Соответствие методической ... чтения, письма) 14. Работа над произношением 15. Наличие страноведческого компонента 16. Обучение учащихся приемам самостоятельной рабо ты над языком IV. Психологические аспекты урока ...

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.

Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функцияпроцесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функцияпроцесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

75. История становления педагогики как самостоятельной науки

Значение греческого слова «педагогика» («пайдос» —дитяи «аго» —вести)- вести детей.Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее:до начала XVII в. педагогика развивалась в рамках философии.

История педагогики как самостоятельной науки начинается в серединеXVII в.

Во-первых,развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с именами английского философа и естествоиспытателя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

ФРЭНСИС БЭКОНв 1623 г. в качестве отдельной отрасли научного знания он выделилпедагогику.

Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Цель воспитания— подготовка человека к вечной жизни; выделял:умственное воспитание(познание себя и окружающего мира);нравственное воспитание(управление собой, развитие моральных качеств — справедливости, мужества, умеренности, мудрости);религиозное воспитание(стремление к богу).

Я. А. Коменский создал единую систему образования, выдвинул идеювсеобщего начального обучения, призывал«учить всех — всему», начинать обучение на родном языке. .

3 стр., 1133 слов

Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу.Составить ...

... движения, закона, сущности и т.п. – это обобщения, выраженные словом [3]. Мышление в узком смысле понимается как процесс решения ... / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. : Педагогика, 1998. – 816 с. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии ... Социосфера, 2001. – 352 с. 9. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев / Проблемы развития психики: 4-е изд. ...

Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.

В России первые научные труды по педагогике появились во II-й половине XVIII векапри Екатерине II.

Отцом русской педагогики, учителем русских учителей, просветителем является КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ(1824-1870).

Педагогические взгляды К. Д. Ушинского глубоко гуманистичны, проникнуты действенной любовью к детям, к простым людям, к своей Родине.Целью воспитанияон считал подготовку детей к труду, к жизни, к выполнению гражданских обязанностей.

76. Различные подходы к формам организации педагогического процесса.

1.Системный подход.

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов.

цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

2.Личностный подход.

Сущность:признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

3.Деятельностный подход.

Сущность:деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

4.Полисубъектный (диалогический) подход.

Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека

5.Культорологический подход.

Сущность:аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.

6.Этнопедагогический подход.

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.7.Антропологический подход.

Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

1) определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);

3) реализовать гуманистическую парадигму образования.

77. Ассоциативная теория обучения, теория проблемного обучения

Ассоциативная теория обучения

7 стр., 3215 слов

Категория «деятельность» в теории А.Н. Леонтьева

... как не совсем понятные обертоны. Однако, сегодня, когда эта идея отработана, продумана теорией деятельности, она воспринимается совсем не так, как в первой половине прошлого века. ... действительно было обвинением, поскольку в СССР экзистенциализм считался идеалистической теорией. Аргументы, подтверждающие близость психологии деятельности и экзистенциализма приводят в своей книге А.А. Леонтьев, Д.А. ...

  • всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;
  • 
основной метод — упражнение.


Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями.
Слабость ассоциативной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.


Проблемное обучение.В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации.
Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем.

78. Теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальперинымв серединеXXвека. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоениязнаний,навыков,умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:



Первый — создание мотивации обучаемого; 

Второй — составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий — выполнение реальных действий;

Четвертый — проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Пятый — Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой — Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см.интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается»..

Практическое значениетеории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальпериназаключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использованияметода проб и ошибок.

Теория учебной деятельности возникла на базе нескольких общепсихологических теорий. Одной из них была теория ведущей деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым. Он указывал, что «жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для Дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятелъности вообще, а от ведущей деятельности»

79. Теория развивающего обучения

Цель развивающего обучения– формирование у детей основ теоретического мышления. Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Характеризуя теорию развивающего.В основе учебного процесса РО лежит так называемая «учебная задача»,то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. Центральное положение теории РО, которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в следующем: современный младший школьник может оторваться от пут узкого житейского (так называемого эмпирического) отношения к вещам и явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности. Это положение подтверждено как в экспериментальных исследованиях, так и в широкой практике

6 стр., 2642 слов

Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической ...

... 5-7], более эффективным для решения задач диагностики и коррекционно-развивающей деятельности специалиста образования является трехкомпонентный методологический подход и соответствующая ему типологическая модель анализа. Более ... и «реального». С другой стороны, все коррекционные и развивающие мероприятия, программы, методы изначально не могут быть направлены на каждый конкретный случай, и точно так ...

80. Особенности традиционного и проблемного обучения.

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения.

Достоинства и недостатки традиционного обучения

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

  • Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
  • Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Особенность проблемного обучениязаключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления.

10 стр., 4984 слов

Проблема орудийной деятельности у высших приматов

... предложить адекватный язык-посредник. Цель данной работы - исследовать проблему орудийной деятельности у высших приматов. 1. Понятие использования орудий приматами примат орудие стереотип опыт Подавляющее ... большинство данных об орудийной деятельности животных в естественных условиях относится к ...

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

81. Активные методы обучения в высшей школе

Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Именно такое обучение сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения». Исследования показывают, что именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Фраза «наиболее полно и с пользой для себя» означает, что учащиеся думают о том, что они изучают, применяют это в ситуациях реальной жизни или для дальнейшего обучения и могут продолжать учиться самостоятельно. Обучение, которое можно использовать, обучение, которое является долговечным, — это гораздо более эффективное приложение времени педагога и средств общества, нежели обучение, которое оставляет учащихся пассивными, которое утомляет педагога однообразием и которое вскоре забывается, потому что оно не используется на практике и не развивается. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

82. Предмет психологии и педагогики высшего образования. Специфика управления процессами обучения и воспитания в высшей школе.

Главным предметом педагогикивысшей школы является проектирование процесса обучения и воспитания студентов, а также и управления им, то нам необходимо выявить те блоки знаний, без которых невозможно управление любым объектом. Такими блоками являются:

1 — описание и оценка исходного (наличного) состояния объекта;

2 — описание финальных характеристик объекта, т.е. той цели, которую нужно достигнуть с помощью управляющих воздействий;

3 — методы воздействий, обеспечивающие переход от исходного состояния к финальному;

4 — способы контроля за достижением поставленных целей, т.е. оценки того, насколько достигнутое состояние отличается от запланированного.

В первый блок входит социально-историческая характеристика современной системы высшего образования в России, методы определения уровня подготовки выпускников вузов, методы входного контроля знаний и умений и тд.

Во второй блок входит прежде всего описание целей обучения и однозначно задаваемое ими содержание образования.

Третий блок включает в себя не только методы обучения и воспитания студентов, но и методы подготовки и переподготовки преподавателей, совершенствования и перестройки всей системы высшего образования, ее отдельных звеньев.

6 стр., 2620 слов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ...

... интеллекта происходит нарушение познавательной деятельности. Снижается сила и подвижность нервных процессов. Происходит нарушение высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности ЦНС. Также наблюдается дисплазия; ... оборудованного рабочего места, с помощью других лиц; неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным ...

В четвертый блок — блок контроля — входят методы оценки приобретенных в ходе обучения знаний, умений, навыков;

Предметом психологиивысшего образования выступают психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе. В этом совокупном предмете можно выделить ряд частных предметов изучения и отдельных проблем: психологическая структура учебной деятельности; формирование познавательных процессов учащихся, профессиональных способностей, черт личности, умений и навыков; возрастные психические и психофизиологические особенности студентов; психологические аспекты педагогического общения и др.

83. Первые высшие учебные заведения в России. Современные виды высших учебных заведений

Первые высшие учебные заведения в России

В России, в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725 г.)

По инициативе и проекту М. В.Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет, что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования — «гимназия — университет — академия» В Указе от 12 января 1755 г. одновременно с учреждением университета впервые был сформулирован ряд важных положений политики в области образования, в частности, отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей «национальными людьми», чтения лекций на русском языке и обеспечения тесной связи теории с практикой в обучении. Позже этот принцип стал методологическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе.

Со временем было предано забвению требование М.В.Ломоносова о невмешательстве церковных властей в жизнь университета.

Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Одним из его наиболее известных сторонников был выдающийся русский педагог Н. А. Вышнеградский. Во второй половине XIX в. открываются первые «всесословные женские училища» как важное звено системы среднего образования.

Тем не менее в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Поводом для этого послужил отказ Московского и Дерптского университетов в приеме женщин на обучение. Именно поэтому многие русские девушки из состоятельных семей вынуждены были учиться в зарубежных университетах, в частности в Швейцарии.

Виды высших учебных заведений

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт.

1.1. Федеральный университет— высшее учебное заведение, которое:

— реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

— является ведущим научным и методическим центром.

2. Университет— высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

— выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

— является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

3. Академия— высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

— выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

— является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

4. Институт— высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

— ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.