Тема: «Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 3-4 года»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

Курсовая работа

ПО 02. «Психология»

Тема: «Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 3-4 года»

Выполнила: студентка

3 курса группы 33 А

специальности: 44.02.01

«Дошкольное образование»

Ижевск 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр. 3

1. Теоретическая часть.

Теоретические аспекты изучения эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..

1.1. Теоретические подходы в изучении эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

1.2. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Вывод по теоретической части.

2. Практическая часть.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и этапы проведения исследования.

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

2.3. Разработки рекомендаций для воспитателя по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Вывод по практической части.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

В последнее время проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Над данной проблемой работали следующие психологи: Л.С. Выготский, П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др. Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.

Вместе с тем в отечественной психологии сложилась тенденция связывать сферу эмоций, переживаний, чувств с механизмами контроля. Это то, что у нас принято называть эмоционально-волевой сферой. Естественно, это соответствовало жесткой идеологической системе, по которой человек принимался, понимался и мог развиваться только в соответствии с ценностями, целями, установками и идейно-нравственными нормами, «работающими» в обществе. Реакции, которые не укладывались в рамки общепринятых норм, не принимались.

10 стр., 4718 слов

Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

... влияет и на повышение чувства комфорта у детей. Взаимодействие специалистов по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога ... любовь, заботу, ребенок был объектом чувств то на этапе 5-7 лет он субъект эмоциональных отношений. Младшие дошкольники дают оценку своему ...

Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит. В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы психоэмоциональной. Особенно важным с этой точки зрения является младший дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.

Анализ научной и методической литературы позволил выделить общие особенности дошкольников: эмоциональность и эмоциональную открытость, высокую степень психического заражения, запечатление «картинок» различных сцен с выраженным эмоциональным фоном, «накапливание эмоционального опыта», оказывающего огромное влияние на формирование поведения, установок, стиля жизни.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Однако, эти исследования лишь косвенно затрагивают особенности эмоциональной сферы детей разного пола. Поэтому проблема развития эмоций и чувств является одних из основных проявлений эмоциональной сферы у детей разного пола, а также сравнительный анализ этих проявлений приобретают особую важность.

Цель исследования. Исследовать особенности эмоционального развития у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования. Эмоциональная сфера детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования. Особенности развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. В младшем дошкольном возрасте у детей существуют определенные особенности развития эмоциональной сферы.

11 стр., 5199 слов

Методики по исследованию детей старшего дошкольного возраста

... детей данного возраста и уметь корректно изучать отдельные стороны единого процесса психического развития.      Методики, использованные в данном, исследовании ... выше среднего, самое благоприятное эмоциональное благополучие на ребенка оказывает папа, а понижает самооценку ребенка мама. Мальчик адекватно оценивает ... диагностики 1 2 3 4 5 6 Сферы мотивации А Б В средний №13 «Разговор ...

Теоретико-методологическим основанием данного курсового проекта являются исследования зарубежных и отечественных ученых, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К. Джеклин, А.Н. Леонтьев, Е. Маккоби, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Д.Б. Эльконин и др.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ существующих подходов к изучению особенностей эмоциональной сферы младших дошкольников.

2.Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших дошкольников.

3. Проанализировать результаты диагностики и на их основе написать рекомендации воспитателю по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования.

1.Теоретические: изучение и анализ теоретических источников по теме курсовой работы.

2.Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование.

3.Математические: обработка результатов исследования.

Методологическая основа: По данной теме исследования работали следующие ученые П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др..

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 259» г. Ижевск.

Теоретическая значимость: изучены теоретические источники по проблеме исследования.

Практическая значимость: выявлен уровень эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста, даны рекомендации воспитателю по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух частей (6 параграфов), заключения, списка литературы( 26 источников), приложения.

1. Теоритическая часть. Теоритические аспекты эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Теоритические подходы к изучению эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [4].

3 стр., 1074 слов

Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в сфере досуга

... методологические аспекты организации досуга детей младшего дошкольного возраста 1.1. Характеристика детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст – не менее важный для всестороннего развития ребенка период, чем раннее ... материал, разнообразные игрушки (мягкие, резиновые, пластмассовые, изображающие людей, животных, транспортные средства, растения). Строительных наборов должно быть ...

Возникновение и проявление чувств и эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется их тесная связь с деятельностью сердца (“от страха сердце замерло”), органов дыхания (“слушал с интересом, затаив дыхание”), с выразительными движениями всего тела (пантомима), деятельностью лицевых мышц (мимика), с изменением интонаций голоса (голосовая мимика) и др.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства — специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах — значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

По мнению П.А. Урунтаевой отличительной характеристикой чувств является их полярность как простейшее переживание удовольствия — неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиями возникновения и исчезновения и так далее. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомима), в интонациях речи [24].

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей [24].

18 стр., 8810 слов

Педагогическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии эмоциональной сферы

Педагогическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии эмоциональной сферы СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 2 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ.. 5 1.1. Эмоции и их классификация. 5 1.2. Эмоции и переживания личности. 12 1.3. Эмоции в подростковом возрасте. 15 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.. 24 2.1. Особенности ...

Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий.

Часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами….

Вывод по практической части

Таким образом, для определения эмоциональной самооценки дошкольников использовался цветовой тест М. Люшера (модификация Ясюковой Л.А.).

Согласно оценке Л.А. Ясюковой у ребенка позитивная самооценка, он отождествляет себя с хорошими детьми, если его цветовой выбор начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов. В то же время, автор считает, что у ребенка негативная самооценка, когда он себя отождествляет с плохими людьми, сам себе не нравится, если его цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов. Выбор фиолетового цвета свидетельствует об инфантильных проявлениях в самооценке ребенка.

Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Результаты диагностики эмоционального состояния и установки детей младшего дошкольного возраста (Л. А. Ясюковой, Цветового теста отношений А. Эткинда ) отражены в гистограммах и таблицах.Получили следующие результаты: дети младшего дошкольного возраста: высокий уровень – 20 %, средний уровень – 40%, низкий уровень (пассивное эмоциональное состояние) – 40 %.

4 стр., 1513 слов

Теоретические аспекты проблемы формирования этикетных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр.Экспериментальная работа по форм

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования этикетных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр 6 1.1. Понятие этикета и этикетных представлений в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Особенности формирования этикетных представлений у детей в дошкольном образовательном учреждении 10 1.3. Дидактическая игра как средство формирования ...

Таким образом, общий вывод по уровню эмоционального состояния,можно сделать следующим: у большинства детей испытуемой группы выявлена положительная установка, эмоциональное состояние хорошее и позитивная самооценка; у меньшей части детей выявилось нейтральное (спокойное) состояние; отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности (серый цвет), а также отрицательная установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения (чёрный цвет) – не проявилась ни у одного ребенка.

Заключение

В данной курсовой работе мы определили суть и разработали структуру ключевых понятий: «эмоциональное развитие младших дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития»; определили психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников; подобрали методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников.

Под эмоциональным развитием младших дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Результаты диагностики эмоционального состояния и установки детей младшего дошкольного возраста (Л. А. Ясюковой, Цветового теста отношений А. Эткинда ) отражены в гистограммах и таблицах.

Получили следующие результаты: дети младшего дошкольного возраста: высокий уровень – 20 %, средний уровень – 40%, низкий уровень (пассивное эмоциональное состояние) – 40 %.

22 стр., 10539 слов

Развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития с трудностями в поведении

... психического развития детей. / Под ред. К.С. Лебединской - М.: Педагогика, 1982. - 125 с. 2. Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости страших дошкольников ... : введение, три главы, заключение, список литературы. Глава 1. Особенности эмоционального развития в детском возрасте (обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) 1.1 ...

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список использованных источников

1. Гессе Г. Игра в бисер. — М.: Прогресс, 1975.

2. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. — СПб.: Акцидент. — 1995

4. Изард К. Эмоции человека. — М., 1983.

5. Игра: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая школа, — 1994.

6. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. — М.: ГОО «Интел Тех». — 1995.

7. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития. — 1997.

8. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. — Псков: Псковский областной институт усовершенствования учителей. — 1997.

9. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М.: КСп «Института психологии РАН». — 1997

10. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. /Сост. И.А. Кутузова. — СПб.: Государственный университет педагогического мастерства. — 1997

11. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств»//Дошкольное воспитание. — 1996. -№2

12. Немов Р.С. Психология. — Кн.II. Психология образования. — М.: Просвещение. — 1994.

13. Основы коммуникации. Программ развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /Сост. Л.М. Шипицина, А.П. Воронова и др. — СПб.: Международный детский фонд Рауля Валленберга. — 1993.

14. Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Московский университет. — 1987.

15. Павлова Л. Развивающие знания: взрослые и дети. //Дошкольное воспитание. — 1996. — №3

16. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа. — 1996.

17. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. /Под ред. З.М. Михайловой. — СПб.: Акцидент. — 1997.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС. — 1995

19. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада.//Дошкольное воспитание. — 1977. — №2

20. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников./Под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. М., 1975.

21. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — М.: Наука. -1989.

22. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М.: Новая школа. — 1993.

23. Усова А.П. Обучение в детском саду. — М.:Просвещение. — 1981.

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. -М.:Academ A. — 1997.

25. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.:Просвещение. — 1990.

26. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М.,1995