Тема: «Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 3-4 года»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

Курсовая работа

ПО 02. «Психология»

Тема: «Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 3-4 года»

Выполнила: студентка

3 курса группы 33 А

специальности: 44.02.01

«Дошкольное образование»

Ижевск 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр. 3

1. Теоретическая часть.

Теоретические аспекты изучения эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..

1.1. Теоретические подходы в изучении эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

1.2. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Вывод по теоретической части.

2. Практическая часть.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и этапы проведения исследования.

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

2.3. Разработки рекомендаций для воспитателя по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Вывод по практической части.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

В последнее время проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Над данной проблемой работали следующие психологи: Л.С. Выготский, П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др. Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.

Вместе с тем в отечественной психологии сложилась тенденция связывать сферу эмоций, переживаний, чувств с механизмами контроля. Это то, что у нас принято называть эмоционально-волевой сферой. Естественно, это соответствовало жесткой идеологической системе, по которой человек принимался, понимался и мог развиваться только в соответствии с ценностями, целями, установками и идейно-нравственными нормами, «работающими» в обществе. Реакции, которые не укладывались в рамки общепринятых норм, не принимались.

10 стр., 4718 слов

Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

... развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Объект исследования - процесс эмоционального развития детей 5-7 лет. Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет. Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .1 Понятие «эмоции» Эмоции детей возраста ...

Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит. В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы психоэмоциональной. Особенно важным с этой точки зрения является младший дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.

Анализ научной и методической литературы позволил выделить общие особенности дошкольников: эмоциональность и эмоциональную открытость, высокую степень психического заражения, запечатление «картинок» различных сцен с выраженным эмоциональным фоном, «накапливание эмоционального опыта», оказывающего огромное влияние на формирование поведения, установок, стиля жизни.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Однако, эти исследования лишь косвенно затрагивают особенности эмоциональной сферы детей разного пола. Поэтому проблема развития эмоций и чувств является одних из основных проявлений эмоциональной сферы у детей разного пола, а также сравнительный анализ этих проявлений приобретают особую важность.

Цель исследования. Исследовать особенности эмоционального развития у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования. Эмоциональная сфера детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования. Особенности развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. В младшем дошкольном возрасте у детей существуют определенные особенности развития эмоциональной сферы.

Теоретико-методологическим основанием данного курсового проекта являются исследования зарубежных и отечественных ученых, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К. Джеклин, А.Н. Леонтьев, Е. Маккоби, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Д.Б. Эльконин и др.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ существующих подходов к изучению особенностей эмоциональной сферы младших дошкольников.

2.Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших дошкольников.

3. Проанализировать результаты диагностики и на их основе написать рекомендации воспитателю по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования.

1.Теоретические: изучение и анализ теоретических источников по теме курсовой работы.

2.Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование.

19 стр., 9186 слов

Музыка как средство эмоционального развития младших школьников ...

... данного исследования заключается в подборе конспектов по организации слушания музыки младшими школьниками с гиперактивным поведением, содержание которых направлено на эмоциональное развитие данной категории детей. Конспекты ... этот исследователь, когда в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда кончается период раннего детства. Эмоциональная сфера в это время перестает играть ...

3.Математические: обработка результатов исследования.

Методологическая основа: По данной теме исследования работали следующие ученые П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др..

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 259» г. Ижевск.

Теоретическая значимость: изучены теоретические источники по проблеме исследования.

Практическая значимость: выявлен уровень эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста, даны рекомендации воспитателю по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух частей (6 параграфов), заключения, списка литературы( 26 источников), приложения.

1. Теоритическая часть. Теоритические аспекты эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Теоритические подходы к изучению эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [4].

Возникновение и проявление чувств и эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется их тесная связь с деятельностью сердца (“от страха сердце замерло”), органов дыхания (“слушал с интересом, затаив дыхание”), с выразительными движениями всего тела (пантомима), деятельностью лицевых мышц (мимика), с изменением интонаций голоса (голосовая мимика) и др.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства — специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах — значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

По мнению П.А. Урунтаевой отличительной характеристикой чувств является их полярность как простейшее переживание удовольствия — неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиями возникновения и исчезновения и так далее. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомима), в интонациях речи [24].

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей [24].

3 стр., 1417 слов

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

... человеком разнообразной информации. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей ... трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, ...

Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий.

Часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами….

Вывод по практической части

Таким образом, для определения эмоциональной самооценки дошкольников использовался цветовой тест М. Люшера (модификация Ясюковой Л.А.).

Согласно оценке Л.А. Ясюковой у ребенка позитивная самооценка, он отождествляет себя с хорошими детьми, если его цветовой выбор начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов. В то же время, автор считает, что у ребенка негативная самооценка, когда он себя отождествляет с плохими людьми, сам себе не нравится, если его цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов. Выбор фиолетового цвета свидетельствует об инфантильных проявлениях в самооценке ребенка.

Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Результаты диагностики эмоционального состояния и установки детей младшего дошкольного возраста (Л. А. Ясюковой, Цветового теста отношений А. Эткинда ) отражены в гистограммах и таблицах.Получили следующие результаты: дети младшего дошкольного возраста: высокий уровень – 20 %, средний уровень – 40%, низкий уровень (пассивное эмоциональное состояние) – 40 %.

Таким образом, общий вывод по уровню эмоционального состояния,можно сделать следующим: у большинства детей испытуемой группы выявлена положительная установка, эмоциональное состояние хорошее и позитивная самооценка; у меньшей части детей выявилось нейтральное (спокойное) состояние; отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности (серый цвет), а также отрицательная установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения (чёрный цвет) – не проявилась ни у одного ребенка.

Заключение

В данной курсовой работе мы определили суть и разработали структуру ключевых понятий: «эмоциональное развитие младших дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития»; определили психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников; подобрали методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

11 стр., 5427 слов

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

... изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника. Задачи исследования: ... ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста. ·разработать методические рекомендации ...

Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников.

Под эмоциональным развитием младших дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Результаты диагностики эмоционального состояния и установки детей младшего дошкольного возраста (Л. А. Ясюковой, Цветового теста отношений А. Эткинда ) отражены в гистограммах и таблицах.

Получили следующие результаты: дети младшего дошкольного возраста: высокий уровень – 20 %, средний уровень – 40%, низкий уровень (пассивное эмоциональное состояние) – 40 %.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список использованных источников

1. Гессе Г. Игра в бисер. — М.: Прогресс, 1975.

2. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. — СПб.: Акцидент. — 1995

4. Изард К. Эмоции человека. — М., 1983.

5. Игра: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая школа, — 1994.

6. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. — М.: ГОО «Интел Тех». — 1995.

7. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития. — 1997.

8. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. — Псков: Псковский областной институт усовершенствования учителей. — 1997.

9. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М.: КСп «Института психологии РАН». — 1997

10. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. /Сост. И.А. Кутузова. — СПб.: Государственный университет педагогического мастерства. — 1997

11. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств»//Дошкольное воспитание. — 1996. -№2

12. Немов Р.С. Психология. — Кн.II. Психология образования. — М.: Просвещение. — 1994.

13. Основы коммуникации. Программ развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /Сост. Л.М. Шипицина, А.П. Воронова и др. — СПб.: Международный детский фонд Рауля Валленберга. — 1993.

14. Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Московский университет. — 1987.

15. Павлова Л. Развивающие знания: взрослые и дети. //Дошкольное воспитание. — 1996. — №3

16. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа. — 1996.

6 стр., 2585 слов

Готовность детей с ЗПР к обучению

... обучения детей указанных возрастов, определяющими успешность всего дальнейшего гармонического развития ребенка и фактической ориентации на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое проскакивание отдельных стадий детского развития ... совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. Помимо психологической готовности, дошкольнику необходим известный запас сведений об ...

17. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. /Под ред. З.М. Михайловой. — СПб.: Акцидент. — 1997.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС. — 1995

19. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада.//Дошкольное воспитание. — 1977. — №2

20. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников./Под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. М., 1975.

21. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — М.: Наука. -1989.

22. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М.: Новая школа. — 1993.

23. Усова А.П. Обучение в детском саду. — М.:Просвещение. — 1981.

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. -М.:Academ A. — 1997.

25. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.:Просвещение. — 1990.

26. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М.,1995