Опытно-педагогическая работа по умственному развитию детей в процессе ознакомления с природой

Содержание

Введение 2

I. Теоретические основы умственного развития дошкольников в процессе ознакомления с природой 7

§ 1. Психолого-педагогические основы умственного развития дошкольников 7

§ 2. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с живой природой 13

§ 3 Анализ современного Куррикулума и зарубежных программ по ознакомлению старших дошкольников с растительным миром 21

Глава II. Опытно-педагогическая работа по умственному развитию детей в процессе ознакомления с природой 33

§ 1. Определение уровней умственного развития детей. 33

§ 2 Формирующие педагогические эксперименты по умственному воспитанию детей 46

§ 3 Результаты исследования 86

Общие выводы 101

Приложение 105

Список использованной литературы 114

Введение

Актуальность темы

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы просвещения — от дошкольных учреждений до университетов — отмечаются с одной стороны рост информированности, с другой — снижение в целом качества знаний и уровня умственного развития молодого поколения.

В работах ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первую систему дошкольного воспитания Ф. Фребель, М. Монтессори и др. В исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н. Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

11 стр., 5263 слов

Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника

... игры как сред­ства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникно­вению ... отношения с людьми. Значение дидактической игры для развития дошкольника За всю историю человеческой цивилизации сложились многие ... ребенка с первых лет жизни, его товарищ, учитель и воспитатель. Проблеме игры уделяют внимание исследователи разных сфер знаний ...

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или в меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

По данным ученых (генетиков, психологов) предпосылки умственных способностей заложенны в природе ребенка на 50-60%.

Умственное развитие ребенка может осуществляться в различных видах детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественно-продуктивной, трудовой).

Исследования (С.Н.Николаевой, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Э.И. Залкинда и др.) доказали, что природа является важным средством умственного развития детей дошкольного возраста. В процессе непосредственного общения с природой ребенок познает ее качества, особенности, может изучать ее свойства с помощью органов чувств, осваивать умения общаться с объектами природы.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

Психолого-педагогические исследования показывают огромные возможности умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Исследование этих вопросов исключительно актуально для современного этапа развития дошкольной педагогики, которая разрабатывает наиболее эффективные пути формирования полноценных интеллектуальных качеств ребенка.

Из всего многообразия природы нами были выбраны объекты растительного мира, так как эти объекты близки и понятны детскому восприятию; они вызывают у детей особый интерес, что связано с изменением растения в разные времена года (зима, весна, лето, осень); многообразием растительных объектов, находящихся постоянно в окружении ребенка, оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, чувства сопричастности к природе, единения с ней.

Цель исследования:

Разработать педагогическую технологию по ознакомлению старших дошкольников с растительным миром, оказывающую положительное влияние на умственное развитие детей.

Объект исследования:

Умственное развитие детей шестого года жизни в процессе ознакомления с растительным миром.

11 стр., 5252 слов

Исследование индивидуальных особенностей развития военнослужащего

... методик изучить индивидуальные особенности военнослужащего Объект исследования: Индивидуальные особенности развития военнослужащего Предмет исследования: личностные особенности выявленные опросником Айзенка и ... всего их индивидуальных особенностей. Предметом данного исследования является закономерности формирования и развития личности военнослужащего, особенности индивидуальных различий и ...

Предмет исследования:

Влияние процесса усвоения знаний о растительном мире на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме умственного развития старших дошкольников (на материале растительного мира).

2. Разработать педагогическую технологию умственного развития детей (на материале растительного мира).

3. Выявить эффективность разработанной педагогической технологии.

Гипотеза

Если систематически и целенаправленно формировать у детей элементарно-научные знания об объектах растительного мира (деревья, кустарники, цветы), используя эффективные формы, методы, приемы и средства обучения, занимательный материал, то у детей будут сформированы системные знания о растениях, повысится уровень интеллектуального развития детей (умение выделять существенные признаки объектов, умение сравнивать и классифицировать растения).

Методы исследования

1. Теоретический анализ литературы по проблеме умственного развития детей в процессе ознакомления с природой.

2. Опросные методы (беседы)

3. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный)

Этапы исследования

Первый этап (июнь-июль 2003) был связан с углубленным изучением теоретической основы проблемы умственного развития дошкольников в процессе ознакомления с природой; были сформулированы теоретические позиции нашего исследования.

Второй этап (август 2003) разрабатывалась методика педагогического эксперимента с детьми старшего и среднего возраста; была выявлена система элементарно-научных знаний о растительном мире, доступная детям дошкольного возраста.

На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент (сентябрь 2003- август 2004).

На четвертом этапе (сентябрь-ноябрь 2004) была проведена количественная и качественная обработка результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Пятый этап исследования был связан с литературным оформлением на (февраль-май 2005)

База исследования

г. Рыбница, ДОУ № 6 «Березка» (старшая экспериментальная группа).

и ДОУ № 3 «Солнышко» (контрольная группа)

Апробация работы

По теме исследования автор выступал:

? на методическом объединении воспитателей старших групп г. Рыбницы на тему «Умственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с живой природой» (24 марта 2004 г.)

? на педсовете в ДОУ №6 г. Рыбницы на тему: «Особенности ознакомления с растительным миром» (6 декабря 2004 г.);

? на научной студенческой конференции на факультете психологии, педагогики и социальной работы (22 марта 2005 г.) на тему: «Умственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с растительным миром»;

Результаты исследования были одобрены и получили положительную оценку участников конференции.

I. Теоретические основы умственного развития дошкольников в процессе ознакомления с природой

§ 1. Психолого-педагогические основы умственного развития дошкольников

Самоценность дошкольного детства очевидна — первые семь лет жизни ребенка — это период бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

20 стр., 9866 слов

Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ...

... 6 лет. Объектом исследования является процесс развития словаря ребенка 5-6 лет. Предмет исследования составляют особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим ... нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, ...

Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на основе которых формируется восприятие. Огромным достижением этого периода является то, что ребенок овладевает речью, которая в совокупности с восприятием и движением дает мощный толчок развитию интеллекта — от простейших мыслительных актов, сопряженных, как правило, с действием, он переходит к наглядно-образным решениям, а затем и к логическим, дискурсивным (речевым) формам мышления т.е. ребенок постепенно овладевает способностью формулировать просьбу, задавать вопрос, делать сообщение и даже строит к 6-7 годам) первые аргументированные объяснения и гипотезы.

Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций.

Достижениями первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценность.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка со взрослым — оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Ребенок хорошо развивается, если общение со взрослым строится на понимании последним его эмоционального самочувствия, интересов, возможностей, если взрослый умеет признать в ребенке развивающуюся личность, умеет вставать не его позицию, учитывать его точку зрения, воспринимать его как полноценного партнера совместной деятельности……..

Список использованной литературы

1. Артемова Л.О. О воспитании любви к природе // Дошкольное воспитание. — 1979 № 6 с. 20-22.

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002 — 205 с.

3. Бонева Б. Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни растений и детей старшего дошкольного возраста. Автореф. кан. пед. наук — М.: 1973

4. Вахрушев А.А. и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитания. — М.: Балас, 2001 — 300с.

5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой, — М.: Прсвещение», 1980

6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада — 2-е изд. доп. М.: Просвещение, 1982

7. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие ребенка от первого появления сознания до школы. М.: Просвещение, 1980

8. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб 1995

9. Дмитриев Ю.Д. о природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1983

10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохин, Т.А. Илина — М.: Просвещение, 1986 — 415 с.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения ... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ...

11. Дрязгунова А.В. дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. — М. Просвещение, 1981 — 80 с.

12. Емельяненко А.И., Дорожина Л.В. Природа и малыш. — Пущино, 1986 — 13 с.

13. Жуковская Ф.И. Родной край. — М.: Просвещение 1948 — с. 31-41.

14. Ковинько Л.Б. Мир удивительных открытий. — М.: Педагогика. 1977 — 112 с.

15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия 1998 — 432 с.

16. Корзакова Е.И., Фокина В.Т. Труд в природе // Дошкольное воспитание. — 1976 №6 с.20-22.

17. Корзакова Е.И., Фокина В.Т. Труд в природе. / под ред / В.Г. Нечаевой. — М.: Просвещение, 1983 с.84-124.

18. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста — М.: Просвещение, 1985 — 48 с.

19. Кунько Т.Ф., Смирнова А.И. Дети наше будущее. — К.: Родная Школа, 1980 — 104 с.

20. Куррикулум. Воспитание и обучение детей 5-7 лет в подготовительной группе Чемортан Стелла, Еужения Марин, Анастасия Усатюк. — Кишинэу, Институт педагогических наук, 2002 — 66 с.

21. Лоза Т.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с животными / Всесоюзная научная конференция. Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. Тезисы документов т.2 — Минск: 1971. с.235-239.

22. Лось В.А. Человек и природа. — М.: Политиздат, 1978 — 224 с.

23. Лугич М.В. Детям о природе — М.: Просвещение, 1966 — 167 с.

24. Лугич М.В. Прогулки детей в природу — М.: Просвещение, 1966 — 167 с.

25. Люблинская А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1974 — 415 с.

26. Масюкова М.А., Мушков К.Л. Наши цветы. Алма-Ата, Каинар, 1973 — 142 с.

27. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольника: Уч. пос. / под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой — Спб. 1998 — 318 с.

28. Настольная книга воспитателя детского сада — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 — 336 с.

29. Николаева С.Н. Влияние знаний, отражающих завистмости живой природы на умственное воспитание дошкольников / под ред. Н.Н. Поддякова 1980 с.85-120

30. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Издательский центр «Академия» 2002 — с.336

31. Николаева С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. — М.: Мозаика-синтез, 2002 — 128 с.

32. Общая психология / под ред. А.В. Петровского — М.: Просвещение, 1986 — 464 с.

33. Пармонова Л. Мир не дне лужи. О детском экспериментировании // Дошкольное образование. 2003 №9 с.13-14

34. Поддяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977 с.271

35. Пришвин М.М. Желанная книга. — М.: Сов. Россия, 1987 — с.413

36. «Пралеска»: программа воспитания и обучения детей в яслях, саду. — Минск: Министерство образования и науки Республики Беларусь. Управление дошкольного воспитания, 1998. — 224 с.

37. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. — Киев: Рад.школа 1985 — 128 с.

7 стр., 3250 слов

Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

... исследования). 2. Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для ... РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)   Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата Психолого-педагогическое ...

38. Рыжова Н.А. Здравствуй дерево // Дошкольное воспитание. 2002 №7-10 с.24-26

39. Рыжова Н.А. Я и природа. — М.: 1992 — с.89

40. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учереждения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 — 576 с.

41. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольника с природой. — М.: Просвещение, 1983 — 207 с.

42. Сизенко- Казанцев З. И. Природа и дети. — М.: Просвещение, 1966 — 199 с.

43. Сосновский И. Живая природа и малыши // Дошкольное воспитание. 1980 №5 с.64-65

44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — К.:Лумина, 1978 — 239 с.

45. Фокина В.Т. О воспитании умственной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Сб. научных трудов. М., 1980 с.75-89

46. Хайдурова А.И. к вопросу о системе знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Л., 1976 — 198 с.

47. Хайдурова А.И. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет // Умственное воспитание детей в детском саду — Л., 1981 — 224 с.