18. Роль деятельности в развитии личности. Характеристика основных видов деятельности школьников. Структура деятельности и условия эффективности ее осуществления.
Деятельность
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива
Мотивы и цели могут не совпадать. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Поступок– действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные,моторные, волевые, мыслительные, мнемические,внешние предметныеиумственные. Выделяют следующие компоненты действия.
Основныевиды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – этообщение, игра, учение и труд.
Сенсомоторные процессы– это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения.
Идеомоторные процессысвязывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоционально-моторные процессы– это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Интериоризация– процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация– процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Поведение– взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность– осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи ... … …Впоследствии я начал обращать особое внимание на процесс возвращения в тело и обнаружил, что при этом ...
Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.
Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды.
Основными формами деятельности являются:
- познание;
- общение;
- труд.
Основными видами деятельности являются:
- игра;
- учение;
- труд.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология оказалась построенной на этом понятии.
Истоки теории деятельности:
- объективная рефлексология Бехтерева;
- реактология Корнилова;
- бихевиоризм Уотсона;
- культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции.
Принцип единства сознания и деятельности: психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности.
Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.
Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.
А. Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней».
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».
Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности. Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия– процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.
Развитие личности донаучн. период
... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...
Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побужденияинаправления.
Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.
Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие.
Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления. В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.
Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец.
Понятие ведущего вида деятельности (по А.Н. Леонтьеву), его изменения в зависимости от возраста
Воспитатель, обучая ребенка, тем самым организует его деятельность. Не проявляя собственной активности, не включаясь в соответствующую деятельность, дети ничему не могут научиться, сколько бы сил ни тратили взрослые на объяснения. Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка.
Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие. Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве -в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, раннем возрасте -манипулируя с предметами, дошкольном детстве -играя со сверстниками, младшем школьном возрасте -в учебной деятельности, подростковом -в интимно-личностном общении со сверстниками, старшем школьном -при подготовке к будущей профессии.
Структура деятельности
Действие обычно может выполняться разными способами, т.е. с помощью разных операций. Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.
Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста
... семьёй- консультации папки передвижки, беседы конкурсы. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, ... направленных на развитие таких физических качеств, как координация и ...
Таким образом, структуру деятельностиможно схематично представить так:
мотив —деятельность,
цель —действие,
условия осуществления деятельности —операции.
Вопросы, связанные со структурой деятельности и влиянием деятельности на развитие ребенка, касались внешнегоплана действий. Но существует и планвнутренний.В отечественной психологии принято понимать психическое развитие как формированиевнутренних действий.Психические функции или процессы -это внутренние действия, и в уже упоминавшейся теории развития высших психических функций Л.С. Выготского прослеживается путь их становления: от внешнего к внутреннему. Л.С. Выготский пишет: «Всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека». Это относится к произвольной памяти и произвольному вниманию, логическому мышлению и речи. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называетсяинтериоризацией.
П.Я. Гальперин установил последовательность этапов, которые должно пройти внешнее действие, прежде чем стать внутренним, умственным. Но сначала нужны соответствующая мотивация и ориентировочная основа действия -ориентировка в материале, с которым ребенок будет иметь дело, и тех действиях, которые он сам будет выполнять. Конкретные, частные умственные действия формируются у детей в процессе обучения и, в принципе, любой учебный материал можно преподнести ребенку гак, чтобы они были поэтапно отработаны на этой основе.
Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок-общественный предмет» и «ребенок-общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольни-ка и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок -общественный взрослый» или, шире, «человек -человек».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но, по существу, и то и другое -освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок-общественный предмет» или «человек-вещь».
Игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте
... дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая большей частью окружающую жизнь, деятельность и отношения людей. Творческие игры делятся на: сюжетно ... и будем рассуждать в нашей работе. 1. Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста Дети всех народов мира имеют общую характерную особенность - врождённое влечение ...
В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек -человек» и «человек -вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.