- Воспитание в целостном педагогическом процессе. Сущность, структура, факторы, закономерности, принципы воспитания.
- Психологические причины неуспеваемости школьников: недостатки познавательной деятельности и недостатки в развитии мотивационной сферы.
- Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?
А. В известном рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П.Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспомнила при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».
1.Воспитание в целостном педагогическом процессе. Сущность, структура, факторы, закономерности, принципы воспитания.
Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим; направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни (И.П. Подласый).
Главная цель воспитания – формирование гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть полезным этому обществу. Задачи воспитания определяются общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, скромности, доброты, бескорыстности. Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания. Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать — «воспитанность». Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Критерии воспитанности М.В. Гамезо выделяет два критерия воспитанности:
Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...
... воспитания личности;- Раскрыть принцип индивидуального подхода как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива.Предметом исследования является индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ... мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и ...
1.уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (чем руководствуется человек в своем поведении);
2.уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость личности, умение преодолевать трудности, управлять своими желаниями, действовать под влиянием намерения, преодолевать другие непосредственные побуждения, которые мешают выполнять намерения.
А.К. Маркова, исследуя психологические закономерности труда учителя, указывает, что чрезвычайно важным для оценки его эффективности являются именно те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда педагога: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика, по ее мнению, включает в себя:
1) «запас» нравственных представлений (что знает ученик о нормах поведения в обществе);
2.нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);
3.реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).
Таким образом, процесс воспитания – процесс активного целенаправленного взаимодействия между учащимися и учителем, в результате которого у учащегося формируются опыт деятельности и поведения, личностные качества
Особенности воспитательного процесса
1. Целенаправленность. Основным ориентиром в воспитании служит общественная направленность. Педагог должен видеть модель, к которой он стремится, проистекающая из нее цель должна быть понятна воспитаннику, он должен ее принять и понять – тогда будет эффективным воспитание.
2. Многофакторность процесса. При его осуществлении учитель должен учитывать большое количество объективных и субъективных (внутренние потребности личности) факторов. Чем больше совпадают влияние учителя и объективных факторов, тем успешнее воспитание.
3. Значимость личности педагога. Огромную роль в воспитании играет личность педагога: его умения, черты характера, качества, ценности.
4. Отдаленность результатов от непосредственного воспитательного воздействия – воспитание не дает мгновенного эффекта.
5. Непрерывность. Это процесс постоянного взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие не приведет к результату, необходима система работы.
6. Комплексность: единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчиненное идее целостности формирования личности.
Противоречия процесса воспитания. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.
Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...
... исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, проведенных психологами, социологами, демографами российской ... вид семьи. Цель данной статьи – анализ воспитательного потенциала неполной семьи, получившей широкое распространение в ... отказа незамужней женщины от ребенка. Исследование девиантного поведения матери, проведенное В.И. Брутманом, А.Я. Варга, И.Ю. ...
Внешние противоречия
1. Несоответствие воспитательных влияний семьи и школы, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы.
2. Противоречие в необходимости усвоения учащимися все возрастающего потока информации и наличия у учеников умения ориентироваться в ее содержании, направленности, значимости, умения самостоятельно пополнять свои знания.
3. Противоречие между теоретически усвоенными принципами, нормами, ценностями поведения и реально сформированными качествами личности.
4. Противоречие между словом и делом, которое возникает из того, что имеет место переоценка словесных методов воспитания и относительная обособленность их от практического поведения личности.
Внутренние противоречия
1. Противоречие между возникающими у личности новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения. Это расхождение побуждает личность к активности, направленной на усвоение новых норм поведения, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Если педагог или родители не создают условий для удовлетворения потребностей (не преподносят положительные образцы поведения, не предоставляют сферы деятельности), то ребенок сам находит сферу их удовлетворения (усваивает новые нормы, которые могут быть и негативными, отрицательными).
Назначение воспитателя – правильно сориентировать ребенка;
2. Противоречие между уровнем развития личности и образом жизни, выполняемыми функциями. Ребенок постоянно вырастает из сложившегося образа и стремится к новому положению, к новым видам деятельности (надо предоставлять ему возможность выполнять новые функции).
Зависимость воспитания от совокупности субъективных и объективных факторов среды (от идеологии, политической системы и т.д.).
Субъективные факторы
1. Формирование в структуре личности новообразований совершается только путем активности самого ребенка.
2. Эффективность воспитания зависит от деятельности, активности самих участников взаимодействия.
3. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их потребностями.
4. Эффективность воспитания зависит от:
– сопутствующих процессов обучения и развития личности;
– сложившихся воспитательных отношений;
– соответствия цели и действий, помогающих эту цель достигнуть;
– соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников;
– интенсивности воспитания и самовоспитания;
– качества воспитательного воздействия;
– интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитанника;
– сочетания педагогического воздействия и уровня вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;
– интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ... Поэтому режим дня - не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие. Определенный способ организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов ...
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектик
1. Закон единства и борьбы противоположностей
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
Структура воспитательного процесса представляет собой последовательность задач, на решение которых направлен процесс.
Процесс воспитания направлен на:
— целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
— формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
— приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
— воспитание жизненной позиции, соответствующей демократичным преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
— развитие склонностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
— организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
— организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
— развитие важнейшей социальной функции личности- общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: – умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях2. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.
Функции воспитательного процесса: аналитическая, диагностирующая, прогностическая, рефлексивная, результативная.
Для воспитательного процесса, как и для любого другого, характерны свои закономерности. Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов. Выявление закономерностей является одной из постоянных задач педагогики. Необходимо отметить, что в педагогической науке проблема закономерностей воспитания является сложной и не до конца разрешенной. В свое время на важность знания закономерностей указывал К. Д. Ушинский, подчеркивая, что именно на них строятся основные правила педагогической деятельности. Можно выделить следующие закономерности.
Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации ...
... и технологий духовно-нравственного воспитания личности. 1.Понятие духовности и морали. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ... школах и ВУЗах советского периода ХХ в.; духовно-нравственное воспитание детей в учебно-воспитательных учреждениях после распада СССР конца ХХ - начала ХХІ ...
1. Воспитание зависит от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.
2. Воспитание и обучение органично взаимосвязаны и определяют процесс развития личности. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. С другой стороны, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, в формировании различных отношений, в частности, таких как прилежание, упорство и т.д.
3. В воспитательном процессе органично связаны взаимодействие семьи, школы и общества. Положительный результат воспитания возможен лишь в том случае, если действия общественных структур, семьи и школы будут согласованы, основываться на единстве позиций и требований к ребенку.
4. Эффективность воспитательного процесса обусловлена единством целей, содержания и методов воспитания. Единство этих компонентов обеспечивает логику и эффективность воспитательного процесса. Определяющим компонентом является цель, в зависимости от нее педагог выбирает специфическое содержание и методы, позволяющие раскрыть содержание и достичь поставленную цель.
5. В воспитательном процессе закономерно связаны воспитательное воздействие, взаимодействие и активная деятельность самих воспитуемых и др. Субъектами воспитательного процесса являются педагоги и воспитанники, но ведущая роль принадлежит педагогу. Он организует деятельность, создает благоприятные условия для развития личности, оказывает определенное воздействие на ребенка своей личностью, имеющимися знаниями, опытом. Цель воспитательных воздействий можно достичь только при добровольном, сознательном включении детей в совместный процесс воспитания, в котором сами дети оказывают определенное влияние на педагога. Их собственная активность определяет успешность личностного развития.
В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов. Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса воспитания. Эти требования всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. К принципам воспитания относят:
Развитие личности донаучн. период
... родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершается прежде ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...
1) целенаправленность;
2) связь воспитания с жизнью;
3) гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней;
4) опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть;
5) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;
6) необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха;
7) воспитание в коллективе;
8) единство, целостность и преемственность в воспитании.
В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.
Принцип гуманизации предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, построение субъект-субъектных отношений в процессе воспитания.
Принцип природосообразности, разработанный Я. А. Коменским, требует организовывать воспитание на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека, воспитывать сообразно природным, врожденным, особенностям ребенка.
В основе принципа культуросообразности, предложенным Ф. Дистервегом, лежит идея о том, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфики региона.
Сущность принципа персонификации (от лат. persona – личность, facere – делать) заключается в оказании помощи детям в становлении, в создании условий для развития личностного потенциала, определении индивидуальной траектории социального развития каждого ученика. Саморазвитие личности происходит под влиянием множества социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
Реализация принципа дифференциации направлена на учет типичных социально-психологических особенностей групп детей, деловых, межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.Все принципы действуют в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга. Они, как регуляторы, задают «русло» протекания воспитательного процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности.
Метод воспитания – это путь достижения цели воспитания.
Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский)
1. Методы формирования сознания: беседы, лекции, диспуты, пример.
Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания ...
... воспитания школьников 1.3 Понятие духовно - нравственного развития школьников Глава II. Проблема исследования духовно - нравственного воспитания и развития личности школьников 2.1 Обзор исследований по проблеме духовно - нравственного воспитания и развития личности школьников ... -- упрощенному схематическому представлению о психической деятельности как складывающихся из отдельных, не-зависимых ...
2. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения:
– педагогическое требование, общественное мнение;
– приучение;
– упражнение;
– создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности:
– соревнование;
– поощрение;
– наказание.
Средства воспитания – это совокупность приемов воздействия.
Труд – это средство, а показ труда – это прием.
Средства воспитания – художественная литература, театр, выставка, спорт, интересный собеседник, предметы культуры и природы, коллектив воспитанников, коллектив учителей.
В процессе воспитания выделяют средства материальной культуры (игрушки, одежда, посуда) и средства духовной культуры (книги, речь, живопись и т.д.).
Формы организации воспитательного процесса:
– индивидуальные;
– групповые;
– массовые.
К формам воспитательного процесса относят кружки, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки и т.д.
Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного самосовершенствования человека, в один из главных путей его всестороннего развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самосознанию, самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к самовоспитанию.
Теории воспитания:
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... производительному труду (А.В. Петровский); • воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А.В. ...
авторитарное воспитание Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка.Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Народное воспитание исторически сложилось в глубокой древности. В середине XIX века сформировалась концепция народного воспитания. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики. Самой действенной чертой является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения (Ушинский, Макаренко, Сухомлинский).
«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (далее — Концепция) включает «обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся».Л.Н.Толстой говорил л необходимости научить детей творчески мыслить, формировать у них духовные потребности и нравственные качества. Роль национальных традиций в воспитании заключается в формировании нравственных качеств, таких как уважение к старшим, забота о младших, доброжелательность, трудолюбие, гостеприимство, уважительное отношение к учению, учителям и многие другие.
2.Психологические причины неуспеваемости школьников: недостатки познавательной деятельности и недостатки в развитии мотивационной сферы
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов:
• «неуспеваемость»;
• «отставание».
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
В Психолого-педагогическом словаре (1998): неуспеваемость обучающихся – это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам .
Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
... педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, при наличии воспитательного воздействия, с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная ... особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев ...
Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Чтобы учитель мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, eму необходимо знать ряд типологий неуспевающих школьников.
Л.С. Славина выделяет типы неуспевающих по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую — дети со слабыми способностями учения, третью — с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.
Коллектив под руководством И.В. Дубровиной объединил психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы: к первой, из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова (школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы и т.д.), а по второй — недостатки в развитии мотивационной сферы детей (недостаточная сформированность основных психологических процессов).
Н.А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. Благодаря исследованиям лаборатории были установлены типы неуспевающих школьников. В основу деления на типы положены 2 комплекса черт:
•Обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способ деятельности;
•Направленность личности — отношения учащегося к школе, к учению, его мотивация.
3.Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?
А. В известном рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П.Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспомнила при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».
Ответ: ассоциирование (соотнесение одного образа с другим)
1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.