№ 6. Усвоение ребенком процесса письма и чтения

Лекция № 6

Тема: Письмо и чтение и их усвоение (2 часа)

  1. Общая характеристика письменной деятельности.
  2. Письмо как вид речевой деятельности.
  3. Чтение как вид речевой деятельности.
  4. Обучение ребенка письму и чтению.
  1. Общая характеристика письменной деятельности.

Письменная деятельность является наряду с устной и внутренней речью самостоятельным видом деятельности и имеет 2 разновидности – письмо и чтение.

Хотя письменная речь тесно связана с письменной, она не повторяет все основные этапы устной речи в своем развитии. Письменная речь – это не простой перевод устной речи, а овладение письмом – это не есть просто усвоение техники письма. Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым через опосредование практической деятельностью, постепенно становясь самостоятельной формой общения, однако никогда не отрывается от практической деятельности (жесты, мимика).

Письменная речь имеет иное происхождение и психологическую структуру и формируется не спонтанно, как устная речь, а в процессе регулярного осознанного обучения.

Письменная речь является по преимуществу монологической, хотя в последнее время активно развиваются ее диалогические виды.

В то же время письменная речь является филогенетически и онтогенетически более поздней формой речи и первым этапом ее формирования является пикограмма (рисунки-символы, с помощью которых древние люди передавали информацию).

Впоследствии появились идеограммы – первые письменные знаки. Каждый знак в идеограмме означает словосочетание или речевое высказывание (впервые возникла у ассирийцев).

Позже идеограммы были преобразованы в иероглифы, обозначавшие отдельные слова. На основе иероглифов возникло силлабическое (слоговое) письмо в Египте и Малой Азии. Намного позднее, в Древне Греции, появилось алфабетичесое письмо, в котором один знак-буква обозначал один звук. Таким образом, развитие письма удалялось от образности, постепенно приближаясь к звучащей речи.

Письменная монологическая речь имеет различные формы:

  1. письменное сообщение
  2. доклад
  3. письменное повествование
  4. письменное выражение мысли в виде рассуждения.

Письменная монологическая речь – это речь без собеседника, ее содержание, также как и контроль, коррекция определяется пишущим. При наличии адресата для письменного сообщения, пишущий должен представить себе этого адресата и его реакцию на сообщение.

5 стр., 2480 слов

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и ...

... деятельности. Значимость поэтапного формирования умственных действий при коррекции чтения и письма обусловлена и тем, что правильное чтение и письмо ... дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию ... речи, чтения и письма). Патогенетический принцип предполагает учёт механизмов нарушения чтения и письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма ...

Несомненно, письменная речь является более сложной по организации – она внеконтекстная и лишена, в отличие от устной ряда эмоционально-выразительных средств и других внеязыковых средств, облегчающих процесс изложения. В связи с последним, письменная речь должна обладать грамматической полнотой, чтобы быть понятой третьим лицом. В письменной речи почти всегда используются организованные развернутые грамматические структуры и почти никогда не встречается прямая речь. Длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи. В письменной речи используются сложные грамматические формы – придаточные предложения.

В качестве замены интонаций и пауз выступают такие средства письменной речи, как приемы выделения отдельных элементов текста с помощью абзаца или курсива. Пишущий должен изложить свое сообщение таким образом, чтобы читающий мог через развернутое высказывание, отраженное в письменном сообщении проникнуть к внутреннему смыслу излагаемого текста.

Процесс понимания письменной речи резко отличается от понимания устной речи, т.к. написанное можно всегда перечитать, что практически маловозможно при понимании устной речи.

Письменная речь требует абстрагирования и она вдвойне абстрактна, т.к. ребенок должен абстрагироваться от звучащей (чувственной) речи и перейти к отвлеченной речи – не к словам, а к представлениям этих слов. Письменная речь, находясь во внутреннем плане не произносится, а мыслится.

Письменная речь состоит из ряда фаз (уровней):

  1. фонематический уровень (поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в слова);
  2. лексический уровень (подбор слов, поиск нужных словесных выражений, противопоставление их лексическим альтернативам);
  3. сознательные операции синтаксического уровня (сознательное построение фразы, опосредованное речевыми навыками и правилами грамматики и синтаксиса).

Письменная речь гораздо произвольнее устной, причем как в отношении синтаксиса, так и в отношении фонетики (фонетика в устной речи автоматизирована).

Сознательная деятельность письма всегда сопровождается сознательными интенциями. Усваивается письменная речь также сознательно, в отличие от устной речи. Если устная речь чаще выполняет функцию разговорной речи, то письменная – это деловая, научная речь, служит для передачи содержания отсутствующему собеседнику, закрепления содержания устной речи и информации во времени, обеспечения передачи информации на любые расстояния. В плане общения письмо и чтение являются вспомогательными по отношению к устной речи.

3 стр., 1195 слов

Тема 2: «Речь, как психическая деятельность»

... Письменной речью называют вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записями во время заседания). Письменная речь отличается от речи устной ... — это сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирую­щиеся в процессе развития человека под влиянием общества, ...

В целом функции письменной речи более ограничены, чем устной, которую они в целом дополняют, расширяя ее возможности.

  1. Письмо как вид речевой деятельности.

На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная его операция изолирована и является осознаваемым действием. Написание слова для ребенка включает ряд самостоятельных задач:

  1. выделение звука;
  2. обозначение его буквой;
  3. запоминание этой буквы;
  4. написание этой буквы.

Постепенно структура письма меняется – отдельные операции, автоматизируясь, уходят из-под контроля сознания и объединяются в целостный сенсомоторный навык.

Компоненты деятельности письма:

  1. звуковой анализ слова – умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы;
  2. соотнесение каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой;
  3. перешифровка зрительного представления буквы в соответствующее ей графическое начертание посредством специальных моторных действий письма.

Письмо как вид речевой деятельности включает ряд уровней (по А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой):

  1. психологический уровеньимеет ряд звеньев, а именно:

а) возникновение интенции письменной деятельности;

б) создание замысла (о чем писать);

в) создание общего смысла (что писать), определение содержания;

г) регуляция и контроль процесса письма.

  1. психофизиологический (сенсомоторный) уровень– состоит из 2 подуровней:

а) сенсо-акустико-моторный подуровень – техническая реализация процесса письма, что обеспечивает процесс звукоразличения, установление последовательности в написании слов;

б) оптико-моторный подуровень: процессы перешифровки с одного кода языка на другой – со звука на букву и с буквы на комплекс тонких движений рук.

  1. лингвистический уровень– определяет, какими средствами осуществляется письмо.

Деятельность письма имеет сложную психофизиологическую структуру, соотвестующую взаимодействиям оптического, кинестетического, кинетического, проприоцептивного, пространственного и др. анализаторов. Так, звуковой анализ обеспечивается совместной работой акустического и кинестетического анализаторов, перешифровка звуков в буквы – акустического, кинестетического и оптического анализаторов, правильное написание буквы – оптического пространственного и двигательного.

  1. Чтение как вид речевой деятельности.

Чтение – это с одной стороны, сложный процесс восприятия, с другой один из основных видов речевой деятельности, представляющий собой специфический вид общения, тесно связанный со слушанием, письмом и говорением. С помощью чтения передается социальный опыт, чтение играет большую роль в познавательной деятельности, обучении, воспитании и формировании личности, самообразовании взрослого человека.

Если процесс чтения рассматривать с позиций деятельностного подхода, то можно выделить следующие положения:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

  1. чтец является субъектом чтения – чтение человека детерминировано мотивами, потребностями, установками, целями;
  2. деятельность чтения имеет следующее содержание: предмет (мысль, смысловое содержание текста), средства и способы формирования и формулирования мысли пишущего и читающего;
  3. как в общей структуре деятельности в структуре деятельности чтения есть 3 уровня – мотивационно-целевой, предметный и операциональный (техника чтения);
  4. существует единство внутренней и внешней стороны чтения, в качестве внутренней (интегральной) стороны выступает смысловое воприятие, которое включает понимание, осмысление, в качестве внешней – исполнительная, техническая, операциональная сторона.

Текст как объект чтения является многоуровневым образованием и включает предметный, смысловой уровни и уровень средств и способов выражения его предмета. Распредмечивание текста преломляется через языковое сознание чтеца в процессе осмысления. Положительным результатом такого осмысления является понимание, а отрицательным – непонимание. Таким образом, осмысление – это результат понимания.

Понимание текста – это процессуальное многоуровневое образование, уровни которого выделяются по степени осознанности, глубины, полноты, адекватности.

Активность чтеца реализуется на нескольких уровнях:

  1. личностном (установки, мотивы, цели);
  2. интеллектуальном (выдвижение вероятностных гипотез);
  3. моторном (глазодвигательная и речевая активность).

Сам процесс чтения имеет 2 уровня:

  1. сенсомотрный уровень– обеспечивает технику чтения, а именно: скорость чтения, его точность. Данный уровень включает звенья:

а) звено звуко-буквенного анализа;

б) звено удержания в памяти получаемой информации;

в) смысловые догадки, возникающие на основе этой информации;

г) сличение, контроль (соотнесение гипотез с данным материалом);

  1. семантический уровень– обеспечивает понимание значения и смысла отдельных слов и целового речевого высказывания.

Деятельность чтения имеет следующую психофизиологическую основу – взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов. Нейрофизиологическая основа – совместная работа заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов левого полушария головного мозга.

  1. Обучение ребенка письму и чтению

На ранних этапах формирования письменной речи ее предметом является не столько мысль, сколько те технические средства написания букв, слов. У ребенка на первых этапах обучения письма и чтения предметом внимания и интеллектуального анализа являются технические операции письма и чтения, происходит формирование двигательных навыков письма и слежения взором при чтении. Значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение своих мыслей.

14 стр., 6718 слов

Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушением речи

... явилось предположение о том, что состояние готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи характеризуется трудностями зрительно-моторной координации, несоответствием интеллектуальной сферы возрастным ... операциями; в готовности руки к овладению письмом. Рассмотрим подробнее критерии того, что включает в себя интеллектуальная готовность к школьному обучению [17]. К 6-7 годам ...

Вспомогательные промежуточные операции процесса усвоения письменной речи:

  1. операция выделения фонем из звукового потока;
  2. изображение фонем буквой;
  3. синтез букв в слово;
  4. последовательный переход от одного слова к другому.

Впоследствии эти операции автоматизируются и ребенок готов к выражению мыслей (письмо) или к их восприятию (чтение).

В процессе формирования навыка чтения выделяются следующие стадии (по Т.Г. Егоровой):

1) этап овладения звуко-буквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) этап становления синтетических приемов чтения;

4) этап слитного (синтетического) чтения.

Обучение чтению вслух – это не столько обучение чтению, сколько обучение устной речи и раз­витие артикуляционного аппарата. Учить следует не «чтению вообще» на одном конкретном его виде (медленному и осмысленному или динамическому и просмотровому), а различ­ным видам чтения и умению свободно переходить от одного к другому в за­висимости от цели чтения и характе­ра текста. (Много бед в школьном пре­подавании литературы коренится в том, что школьников не учат читать художест­венный текст как художественный.)

Таким образом, обучение чтению должно строиться не как обучение технике, а как обучения деятельности, т.е. с позиции управления, формирования и развития самого чтеца, а именно: а) его мотивацонно-потребностной сферы, б) обеспечения адекватного целям содержания и в) обучения технике чтения.

Что касается письма, то научить письму это совсем не значит научить письменной речи, письменному изло­жению своих мыслей. Научив запоми­нать и излагать чужие мысли, нельзя считать это полноценной подготовкой к сочинению. Впрочем, выпускники общей средней школы не способны в своем большинстве написать ни дело­вой, ни научный, ни художественный текст. Многие из этих умений понадобятся им и в вузе, и на рабочем месте, и просто в жизни. Учить пись­менной речи — значит раскрыть перед учеником всю палитру ее коммуника­тивных возможностей.

Неправильно совершенно от­дельно и бессвязно «работать над чте­нием» или «письмом». В голове уче­ника они неразрывны и все равно со­единятся, как бы мы их ни преподава­ли. Лучше с самого начала стро­ить уроки чтения и письма как интег­рированные.

Является заблуждением тот факт, что обучение чтению, письму и т.д. должно производиться на специаль­ных уроках чтения или письма.

Чтение и письмо выполняют пропедевтическую функцию не только по отно­шению только к родному языку и лите­ратуре.

На самом деле, обучение чтению, письму может и должно вестись на всех уроках, вплоть до математики. Ведь математический текст — текст особого рода, со своим языком. Часто даже старшеклассники не могут решить задачу только потому, что они не умеют правильно ее прочи­тать и понять, осмыслить. То же верно для биологии, химии, истории и всех других предметов. Вообще полноцен­ное обучение видам речевой деятель­ности на родном языке — это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образова­тельной области.

13 стр., 6271 слов

Обучение чтению на начальном этапе обучения

... необходимо знать, как начинающим преподавателям, так и родителям учащихся. Следовательно, тема «Обучение чтению на начальном этапе обучения» крайне актуальна сегодня, когда система образования претерпевает разнообразные преобразования направленные на ... человек умеет читать и любит это делать, то это проявляется в правильности речи, в знании орфографии и пунктуации языка. Кроме того, любой язык - это ...

Таким образом, трудно переоценить значение комплексного обучения ви­дам речевой деятельности в началь­ной школе для всей судьбы ребенка. Не формальная грамотность школьни­ка является основной задачей началь­ной школы: здесь должны быть заложены основы его функциональ­ной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это ору­дие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, со­циализацию, его дальнейшее познава­тельное, личностное, художественно-ценностное развитие.

5