Влияние темперамента на установление межличностных отношений у девушек

О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева

В связи с особенностями формирования женского коллектива и необходимостью осознанного управления изменениями в организации понятен интерес психологов, руководителей к особенностям установления межличностных отношений.

Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента и нервной системы, состояние здоровья, профессиональный опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Своеобразие межличностных отношений у представителей разного пола проявляется уже в детстве. Мальчики, по сравнению с девочками, еще в детском возрасте более активно вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто нравится. Содержание совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот).

У женщин круг общения значительно уже, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе значительно выше. Они чаще жалуются на одиночество 1 . Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.

Женский стиль взаимодействия направлен на уменьшение социальной дистанции в межличностных отношениях, установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. «Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их» 2 . Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Мужчины легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

17 стр., 8448 слов

Межличностные отношения 4

... ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая ... Межличностные отношения» Межперсональные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г.М. Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, ...

У женщин наибольшее значение имеет уровень самоконтроля. Эмоциональная навязчивость, энергичность при этом играют отрицательную роль. Отсутствие стремления доверять свои тайны окружающим обеспечивается оригинальным поведением и мышлением, сравнительно невысокой общей обеспокоенностью. Рациональность в оценке происходящего, мнительное отношение к окружающим при чрезмерной обеспокоенности и активности создает предпосылки избирать себе большое количество лиц для доверия своих тайн. Высокая самооценка по данному критерию выдает стремление видеть себя в лучшем свете, приукрасить свои социальные черты.

В настоящее время проблема влияния темперамента на установление межличностных отношений остается малоизученной. Необходимо отметить работы Н. Н. Обозова 3 , в которых тщательно изучались межличностные отношения, в том числе у людей с разными типами темперамента. Но, во-первых, в основу типологии темперамента положены физиологические параметры — свойства нервной системы; во-вторых, не рассматривается влияние темперамента на мотивы выбора или отвержения партнеров. Поэтому актуальной остается проблема влияния психологических составляющих темперамента на установление межличностных отношений.

Анализ литературных источников позволил выделить основные положения о влиянии темперамента на межличностные отношения:

1) темперамент как характеристика индивида со стороны его динамических особенностей не включает в себя социальные характеристики личности 4 ;

2) межличностные отношения во многом зависят от общительности как природно обусловленной черты темперамента 5 ;

3) такие свойства темперамента, как экстраверсия и нейротизм, широко исследуются в отечественной и зарубежной психологии; эмпирически найдены многочисленные связи со свойствами личности, а именно активностью субъекта в сфере межличностных отношений 6 ;

4) выявлена генетическая предрасположенность к коммуникативновной активности в структуре интегральной индивидуальности 7 .

В нашей работе мы используем мотивы аффилиации как мотивы, влияющие на установление межличностных отношений. Процесс включения индивида в группу и его адаптацию в новой социальной среде можно рассматривать как проявление активности человека, где присутствуют внутренние и внешние процессы. Активность в сфере установления межличностных отношений характеризуется побуждениями, потребностями, мотивами к установлению межличностных отношений в новом социальном сообществе. В структуре межличностных отношений особо важное место занимает мотивация участников общения. Потребность в аффилиации становится одной из актуальных в юношеском возрасте в начальный период обучения.

Аффилиация наравне с потребностями в труде, лидерстве, познании относится к социогенным потребностям 8 .

Аффилиация ( affiliation — присоединение к группе, прием в члены группы) — потребность (мотивация) в общении, эмоциональном контакте, дружбе, любви. Аффилиация — это стремление быть в обществе других людей, в частности, стремление принадлежать к определенному сообществу. Потребность в аффилиации формируется в отношениях с родителями, сверстниками и зависит от стиля воспитания. Она усиливается в стрессовых, нетипичных ситуациях, когда человек испытывает чувство неуверенности, тревоги 9 . Аффилиация может проявлять две мотивационные тенденции: стремление к людям (стремление к принятию — СП) и боязнь быть отвергнутым (страх отвержения — СО).

Эти показатели могут сочетаться друг с другом в разных комбинациях, образуя следующие четыре группы людей: 1) с высокими СП и СО; 2) с низкими СП и СО; 3) с высоким СП и низким СО; 4) с низким СП и высоким СО.

Цель данной статьи состоит в определении влияния типов темперамента на проявление мотивов аффилиации у девушек.

Методика исследования.В исследовании приняло участие 240 девушек, учащихся педагогического колледжа, средний возраст 18, 5 лет.

Для определения типов темперамента использовался тест Г. Айзенка, мотивы аффилиации исследовались с помощью опросника А. Мехрабиана 10 . Для обработки полученных результатов использовался однофакторный дисперсионный анализ, позволяющий изучить статистическую достоверность влияния такого фактора, как темперамент, на переменные: СО и СП.

Результаты и их обсуждение.По результатам однофакторного дисперсионного анализа получены данные о достоверности влияния темперамента на мотивы аффилиации.

Для переменных СП и СО процедура однофакторного дисперсионного анализа дала статистически значимые результаты на уровне р < 0, 05 ( F СП= 6, 54; F СО = = 7, 15 при F st= 2, 68).

Кроме этого, были вычислены средние значения и ошибки среднего для различных сочетаний типов темперамента и мотивов аффилиации. Эти данные представлены в таблице.

Средние значения и ошибки среднего показателей мотивов аффилиации

у девушек с разными типами темперамента

Тип темперамента

Мотивы аффилиации

Стремление к принятию

Страх отвержения

Холерический

129, 96 ± 6, 75

125, 61 ± 12, 71

Сангвинический

144, 96 ± 7, 43

108, 25 ± 4, 33

Флегматический

113, 55 ± 4, 87

123, 96 ± 5, 70

Меланхолический

129, 24 ± 11, 39

121, 64 ± 12, 27

Согласно данным таблицы мотивы СП у холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента достоверно различаются: сангвиники обладают высоким СП — 144, 96 ± 7, 43, флегматики низким — 113, 55 ± 4, 87.

Средними значениями мотива СО достоверно различаются сангвинический с флегматическим и холерическим типами темперамента. Показатели СО у сангвиников минимальны: 108, 25 ± 4, 33.

Мотивы СП у холерического, сангвинического и флегатического типов темперамента достоверно различаются. Сангвиники обладают наиболее высоким СП, флегматики — наиболее низким.

Средними значениями мотива СО различаются сангвинический с флегматическим и холерическим типами темперамента. Показатели СО у сангвиников минимальны.

Заключение.По результатам проведенного исследования получены данные о влиянии типов темперамента на мотивы аффилиации.

Сангвиники характеризуются высоким СП и низким СО. У флегматиков выражены низкие значения стремления к принятию. Холерики и меланхолики в исследовании показывают средние значения мотивов аффилиации

Полученные данные можно использовать руководителям женских коллективов. Именно девушки-сангвиники обладают оптимальным соотношением мотивов аффилиации для установления позитивных межличностных отношений. Поэтому при формировании группы студентов для более эффективной ее работы в учебной деятельности необходимо включать в нее девушек-сангвиников.

Материал поступил в редакцию 21.12.2006 г.

Список литературы

1См.: Кон И. С. Дружба (Этико-психологический очерк).

М., 1987.

2 Там же. С. 267.

3 См.: Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

4 См.: Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998.

5 См.: Крупнов А. И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.

6 См.: Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

7 См.: Корниенко Д. С. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: генетический и онтогенетический аспекты: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2003.

8 См.: Творогова Н. Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопр. психологии. 1980. С. 119 – 123.

9 См.: Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 2000.

10 См.: Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Карлинской. М., 1988.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта