Экзаменационный билет № 28 2

  1. Педагогическая профессия. Её роль в обществе. Сущность педагогической деятельности и ее психологическая структура. Виды педагогической деятельности и функции педагога в образовании. Конструирование и решение педагогических задач.
  2. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению» и ее критерии. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
  3. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения.

По каким признакам это можно установить?

А. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и т.д.

Б. Беседуя о создании литературных образов, А.М.Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. …» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе – тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…»

В. Какой прием создания образа воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

1.Педагогическая профессия. Её роль в обществе. Сущность педагогической деятельности и ее психологическая структура. Виды педагогической деятельности и функции педагога в образовании. Конструирование и решение педагогических задач.

Педагогическая   профессия  является одной из самых древних.  Ее  появление было обусловлено социально-экономическими процессами, происходившими в условиях древнейших государств Ближнего  и  Дальнего Востока (Вавилония, Египет, Китай и др.).

Отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой  профессии  – учителя.С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

С. Макаренко приобрели всемирное признание. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Массовой эта  профессия  становится когда происходит прогресс промышленного производства  и  развитие торговли. Потребность в большом количестве учителей вызвала  и  необходимость целенаправленной  педагогической  подготовки, которая начинает осуществляться к середине ХVIII века. Менялись формации, происходили глобальные  и  локальные изменения в различных сферах человеческой жизни  и  деятельности, исчезали  и  возникали  профессии , а  профессия  «учитель» неизменно оставалась  и  остается востребованной.

В мире  профессий   она  занимает особое место. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта  и  памяти, дирижером мыслей  и  чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы  и  т.д.  и  т.д. О важности  профессии  учителя говорили многие педагоги  и  общественные деятели прошлого. наружности, — одно из величайших дел истории». В. Г. Белинский пояснял: «Как важен, велик  и  священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека». две основные функции учителя – преподавать  и  наставлять, иначе, учить  и  воспитывать. Они остаются неизменными во все времена, меняется только содержание, методы  и  формы работы учителя. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни. общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития. Выражаясь образно, педагогический процесс — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А.Дистервег).

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... III. Психология учителя. Исследует специфику профессиональной деятельности педагога, возможности профессионального и личностного роста, взаимоотношения внутри педагогического коллектива   Раздел: «Психология педагогической деятельности» Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на ...

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Психологическая структура пед.деят. состоит из цели, мотивов, действий и результата. Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.Функции педагога в образовании следующие целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т.

4 стр., 1697 слов

Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности ...

... суждений о готовности к профессионально-педагогической деятельности и совершенствованию подготовки студентов ... не делаются ·      не ограничивать развитие учащихся данным материалом, демонстрировать связь с ... Рекомендации ·      четко ставится цель и задача ·      материал не повторяет учебник ·      ...

д.Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.Аналитическя функция, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные. Существует три основных подхода к понятию « педагогическая   задача »:1)  педагогическая   задача  связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика;2)  педагогическая   задача  находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся;3)  педагогическая   задача  выступает как некоторая знаковая модель  педагогической  ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей  педагогического  процесса.

Классификация  педагогических   задач :1) стратегические задачи;2) тактические задачи;3) оперативные задачи.В содержательном плане  педагогические   задачи  могут быть сведены к следующим задачам:1) задачи возбуждения;2) задачи предвосхищения;3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития. Важно иметь представление о том, каким должен быть процесс решения  педагогических   задач  (по Л. Ф. Спирину).

Он в своем развитии проходит ряд этапов: 1) анализ  педагогической  ситуации. Он включает в себя оценку исходных условий  педагогических  действий, объяснение и предвидение  педагогических  явлений, выработку и принятие диагностических решений, диагностику индивидуального или группового поступка, диагностику личности и коллектива, прогнозирование результатов обученияи воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции;2) целеполагание и планирование. Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений результата, проектирование  педагогических  воздействий;3) конструирование и реализация  педагогического  процесса.  Педагогический  процесс предполагает обоснованный выбор различных видов деятельности учащихся, программирование управляющих действий педагога и  педагогически  целесообразные действия воспитанников;4) регулирование и коррегирование. Оценка успешности или неуспешности в реализации  педагогического  процесса и  педагогических  действий, их коррекция и переработка осуществляется благодаря регулированию и коррегированию;5) итоговый контроль и учет полученных результатов. Решение  педагогической   задачи  заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков  педагогических  действий, эффективности методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. ... должен обладать разносторонними знаниями. Функциональная структура (т.е. школьная). - выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. - ... соответствия между ключевыми элементами организации (люди, структура, задачи, технология) и стратегия. Факторы, влияющие на проект ...

2.Понятие «психологическая готовность к школьному обучению» и ее критерии. Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

5 стр., 2140 слов

процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

... Рассмотреть парадигму развития проблемы адаптации ребенка к школе в психолого-педагогической литературе. 2. Определить психолого-педагогические условия адаптации ребенка к обучению в школе. 3. Рассмотреть нарушения адаптации ребенка к обучению в школе. 4. ... А. Беличева – М.: Класс, 2009. – 194 с. 7. Белшева С. А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст]/ С. А. Белшева – М.: АСТ, 2007. – 143 с. 8. ...

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, – пишет Д. Б. Эльконин, – и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения».

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

умение ориентироваться на заданную систему требований;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Развитие речи .Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели, преследуемые при диагностике готовности к школе:

1)понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

3 стр., 1289 слов

Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое ...

... того, чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми, новым видам деятельности. Поэтому ... линию поведения. Конечно же ребёнку необходимо приспосабливаться к требованиям различных людей. Умение контактировать с людьми, оставаясь при этом целостной личностью, - это важное качество, которое ...

2)выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3)распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4)отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости.

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна–Йирасека. Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий. Первое задание–рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье–срисовывание группы точек. Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти).

Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляют умение ребенка воспроизводить образец. Умение, необходимое в школьном обучении.

Существующие отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу.

Методика «Узор». Методика создана для работы в группе и позволяет выявлять умение шестилетних детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, а также умение внимательно слушать взрослого. Может быть использована и для семилетних детей.

Методика «Графический диктант». Методика предназначена для работы в группе с детьми 6–7 лет. Позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

2 стр., 962 слов

Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности

... «Трудно представить себе, чтобы развитие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям ... период зрелости остается белым пятном. Л. С. Выготский, не закончив свою теорию, предположил, однако, что кризисы развития взрослого человека имеют какие - то другие закономерности, нежели кризисы ребенка: ...

Помимо методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П. Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А. Г. Лидерс и В. Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П. Я. Кеэса для России.

3.Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения

По каким признакам это можно установить?

А. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и т.д. агглютинация (это один из механизмов переработки представлений в воображаемые образы– заключается в «складывании», «склеивании» различных, несоединимых в повседневной жизни частей).

Б. Беседуя о создании литературных образов, А.М.Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. …» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе – тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…» типизация (это выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе).

В. Какой прием создания образа воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов? Аналогия (это сходство предметов (явлений, процессов и т. д) в каких-либо свойствах).