процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

Оглавление

Введение 3

Глава І. Теоретический обзор по проблеме адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности 6

1.1 Определение понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Психолого-педагогические условия адаптации ребенка к обучению в школе 18

1.3 Значение игровой деятельности в адаптации ребенка к школе 34

Вывод по главе І 43

Глава ІІ. Эмпирическое исследование проблемы адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности 45

2.1 Организация исследования 45

2.2 Адаптация ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности 62

2.3 Обработка и анализ результатов исследования 68

Вывод по главе ІІ 76

Заключение 78

Список литературы 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 86

Введение

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и формирования школьной адаптации.

Проблеме адаптации детей младшего школьного возраста посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов и педагогов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Над проблемой адаптации работали такие психологи как: Ю.А.Александровский, А.В.Петровский, А.М.Прихожан, К.Роджерс, З.Фрейд и многие другие [1; 32; 33; 37; 44].

Начальный период обучения для первоклассников достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Смена места в системе общественных отношений — переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка. Согласно Ю. А. Александровскому, последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала [1].

3 стр., 1122 слов

Адаптация первоклассников к школьному обучению 2

... их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности. Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.   ...

Для подготовки ребенка к условиям обучения в школе важным средством является игровая деятельность, так как именно в игре происходит развитие многих психических функций.

Проблемой игровых форм работы с младшими школьниками в адаптационный период занимались: С. А. Беличева, М.Р. Битянова, Г.И. Вергелес и др. [6; 9; 12]

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы выделили противоречия между необходимостью повышения уровня адаптации детей к обучению в школе и малым количеством программ, направленных на решение данной проблемы. Также существуют противоречия между необходимостью проведения работы по адаптации детей к обучению в школе и тем, что такая работа не проводится.

Проблема исследования: Как адаптировать детей к обучению в школе, если год от года увеличивается количество детей, с трудом адаптирующихся к условиям школы, вследствие не посещения дошкольных образовательных учреждений?

Согласно выделенной проблеме и сформулированных противоречий мы определили тему исследования: «Адаптация ребенка к обучению в школе средствами игры».

Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы адаптации ребенка к обучению в школе средствами игры и разработать программу игр, направленную на адаптацию ребенка к обучению в школе.

Гипотеза исследования: процесс адаптационного периода первоклассника к обучению в школе будет эффективным, если в практику работы учителя начальных классов будет внедрена программа игр, направленная на адаптацию ребенка.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть парадигму развития проблемы адаптации ребенка к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Определить психолого-педагогические условия адаптации ребенка к обучению в школе.

3. Рассмотреть нарушения адаптации ребенка к обучению в школе.

4. Определить значение игровой деятельности в адаптации ребенка к школе.

5. Разработать программу адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

Объект исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе.

Предмет исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа); статистические; аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).

Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы, который включает в себя 51 издание; приложения, включающего 8 таблиц, 9 рисунков.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 77 города Челябинска.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использований разработанной нами программы игр, направленной на адаптацию ребенка к обучению в школе, учителями начальных классов и воспитателей старших подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений.

Глава І. Теоретический обзор по проблеме адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности

1.1 Определение понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе

Приведем анализ подходов к категории «адаптация» с точки зрения различных научных школ.

Адаптация личности к условиям своей деятельности органически связана со многими проблемами государства. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности (полот, словарь).

6 стр., 2853 слов

Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического ...

... с учетом уровня знаний, умений и навыков, предусмотренных программой коррекционного обучения или материалами по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР V–IX классов. (Приложение 1) Составление календарно ... редакцией Бгажноковой И.М.), так как именно учебно-методическими пособиями этих авторов оснащены школы нашего района. Данная программа составлена на основе Базисного учебного плана (вариант ...

В психолого-педагогическом словаре В.А. Мижериков понимает адаптацию как приспособление. Здесь же он приводит классификацию видов адаптации:

• физиологическая — изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей;

• литературная — сокращение и упрощение печатного текста, с учетом возраста, профессии и уровня подготовки читателей;

• профессиональная — процесс приспособления людей к из-менившимся условиям профессиональной основной деятельности [25].

Д. Жюлиа в Философском словаре рассматривает адаптацию как приспособление одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде. Приводит в пример две основные психологические теории адаптации:

• теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружающей среды и ее способность отбирать наиболее адаптированные организмы;

• теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в первую очередь от самого организма [42].

Согласно Дарвину, когда земли Африки пересохли и листья деревьев располагались все выше и выше (пальмы), то выжили лишь животные, обладавшие длинной шеей (жирафы), прочие вида вымерли. По Ламарку, у этих животных в силу того, что они постоянно искали пищу на высоте, со временем удлинились шеи и так они стали жирафами [42].

Именно проблемы, связанные с адаптацией к миру, или, по Бергсону, ослабление «инстинктивной» адаптации как раз и пробудили человеческий разум: строительство домов — чтобы спастись от холода, оружие — для зашиты от диких животных и т. п. [42]

Разум есть форма мышления, позволяющая человеку синтезировать результаты познания, создающая новые ил ей, выходящие за пределы сложившихся систем. По-другому, разум есть творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности [48, с. 217].

Согласно Г. В. Осипову, на уровне человеческих отношений адаптация определяется способностью общаться с другим человеком, понимать его, вместо того чтобы ему противостоять (конфликт, ревность, сознание более низкого или более высокого положения, вызывающее желание подчинить себе другого, и т.д.) [48].

Наука психология, в частности психоанализ, может быть полезной подспорьем в процессе адаптации к другим людям и налаживания социально приспособленной жизни.

В философском словаре под редакцией Е.Ф. Губского, Г. В. Кораблева и В. А. Лутченко наряду с термином адаптация (приспособление) рассматривается понятие «коадаптация», что означает от латинского «со» — вместе — приспособлять — коррелятивное (соотносительное) приспособление.

В биологии примером коадаптации является приспособление формы цветка к устройству ротовых частей некоторых насекомых и т. п.

Н. Ф. Голованова под адаптацией поним………

Список литературы

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст]/ Ю.А. Александровский – М.: Владос, 2009. – 276 с.

2. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики [Текст]/ Н. А. Алексеев – Тюмень, 2007. – 127 с.

10 стр., 4522 слов

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

... выходишь из ее сутолоки и духоты».   Основные идеи гуманно-личностной педагогики   Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие ... шаблонов авторитарной педагогики.Амонашвили покоряет даже далекого от научных изысканий в сфере педагогики и психологии человека, своей любовью к детям, искренним желанием, как можно лучше ...

3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш. А. Амонашвили – М.: Сфера, 2008. – 496 с.

4. Ананьев Б. Г. О человека как объекте и субъекте воспитания [Текст]/ Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Академия, 2007. – С. 9-127.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст]/ Г.А. Балл //Вопросы психологии. — 2005. — № 3. — С. 92 — 100.

6. Беличева С. А. Основы примитивной психологии [Текст]/ С. А. Беличева – М.: Класс, 2009. – 194 с.

7. Белшева С. А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст]/ С. А. Белшева – М.: АСТ, 2007. – 143 с.

8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/ Ф.Б. Березин — СПб: Речь, 2008. – 270 с.

9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/ М.Р. Битянова — М.: Генезис, 2006. – 340 с.

10. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст]/ Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. — №4. – С. 11-17.

11. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа [Текст]// Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов н/Д, 2005. – С. 11-27.

12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Посоги ему учиться: Книга для учителей и родителей [Текст]/ Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. — 159 с.

13. Вульфсон Б. Л. Эрих Фромм о воспитании [Текст]/ Б. Л. Вульфсон – М.: Сфера, 2007. – 121 с.

14. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С. Выготский — СПб.: Союз, 1999. – 329 с.

15. Голованова Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое [Текст]/ Н. Ф. Голованова // Педагогика. – 2008. — № 5. – С. 42-45.

16. Давыдов В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников [Текст]/ В.В. Давыдов //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

17. Зотова А. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. Методология и методы социальной психологии [Текст]/ А. И. Зотова, И. К. Кряжева – М.: Дашков и Ко, 2009. – 149 с.

18. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт [Текст]/ Н.В. Иванова, М.С. Кузнецова //Журнал практического психолога №2, 1997. — С.14 — 20.

19. Ильин В. С. Формирование личности школьника [Текст]/ В. С. Ильин – М.: Академия, 2009. – 208 с.

20. Каракулина Т. А. Проблемы развития самооценки школьников в условиях личностно-ориентированного образования. Личностно-развивающий образовательный процесс [Текст]/ Т. А. Каракулина – Волгоград, 2008. – 212 с.

21. Коган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации [Текст]/ В. Е. Коган //Вопросы психологии. – 2004. — № 4. – С. 28-37.

22. Кон И. С. Постоянность и изменчивость личности [Текст]/ И. С. Кон // Психологический журнал. – 1997. — № 4. – С. 126-137.

13 стр., 6375 слов

Курс, 4 семестр (ОЗО) Психология и социальная педагогика

... школьника. 29. Психологическое консультирование подростков и их родителей. 30. Психологическое консультирование старшеклассников и их родителей. 31. Консультирование детей со школьной дезадаптацией. ... направление в консультировании. Классический психоанализ. Адлериановское консультирование. 10. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальттерапевтический подходы в консультировании. 11. ...

23. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника [Текст]/ В.А. Крутецкий //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

24. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]/ Пер. А.М.Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 2009. – 215 с.

25. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. А. Мижериков – М.: Феникс, 2008. – 447 с.

26. Молодцова Т. Д. Психолого-педагогическая проблема предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации [Текст]/ Т. Д. Молодцова – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 295 с.

27. Молодцова Т. Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук [Текст]/ Т. Д. Молодцова – Ростов н/Д, 1998. – 243 с.

28. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст]/ А. В. Мудрик – М.: Владос, 2004. – 105 с.

29. Общая психодиагностика [Текст]/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — СПб.: Речь, 2010. – 439 с.

30. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возратса в школе [Текст]/ Под ред. И.Д.Зверева, А.М.Пышкало — М.: Педагогика, 2009. – 216 с.

31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]/ Р.В. Овчарова — М.: Педагогика, 2007. – 127 с.

32. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст]/ А. В. Петровский – М.: Проспект, 2002. – 147 с.

33. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности [Текст]/ В. А. Петровский — М.: МГУ, 2007. – 224 с.

34. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности [Текст]/ А.А. Реан //Вестник СПб гос. Унив. 2007.- Серия 6, № 3. — С.72 — 86.

35. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника [Текст]/ М.А. Резническо //Начальная школа, 2008 №1. — С. 25-30

36. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога [Текст]/ Е.И. Рогов — М.: Феникс, 2007. – 210 с.

37. Роджерс К. Консультирование и психотерапия [Текст]/ К. Роджерс — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 312 с.

38. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника [Текст]/ Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова — М.: МГППУ, 2006. — 210 с.

39. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование [Текст]/ В. В. Сериков // Педагогика. – 2004. — № 5. – С. 16-21.

40. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Текст]/ В. В. Сериков – Волгоград, 2010. – 173 с.

41. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский – Ростов н/Д: Феникс, 1994. – 287 с.

42. Философские проблемы теории адаптации [Текст]. — М.: Наука, 1995. – 277 с.

43. Формирование положительной мотивации обучения как способ профилактики дезадаптации: Методическое пособие [Текст] – Калач-на-Дону, 2010. – 78 с.

44. Фрейд З. Психология бессознательного [Текст]/ З. Фрейд – М.: Академия, 2009. – 448 с.

45. Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам [Текст] / А.Г. Хрипкова — М.: Педагогика, 2003. – 326 с.

46. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков [Текст]/ Т.А. Шилова — М.: Аврис ПРЕСС, 2004. – 182 с.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах – как область приложения сил ... идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ...

47. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст]/ Д.Б. Эльконин //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

48. Энциклопедический социологический словарь [Текст]/ Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Гардарики, 2010. – 503 с.

49. Эриксон Э. Детство и общество [Текст]/ Э. Эриксон – М.: Эксмо, 2009. – 234 с.

50. Юнг К. Аналитическая психология [Текст]/ К. Юнг – М.: Эксмо, 2007. – 415 с.

51. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст]/ И. С. Якиманская – М.: Астрель, 2007. — 95 с.