|
Объяснительно-иллюстративное |
Программированное обучение |
Проблемное обучение |
Развивающее обучение |
1.КОНЦЕПТУ-АЛЬНАЯ ОСНОВА |
Я.А.Коменский Природосообразность Обучение-это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений-подрастающему. |
Б.Скиннер, Дж.Уотсон, Э.Торндайк Ассоциативно-рефлекторная, бихевиоризм |
Дж.Дьюи Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс. |
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Теория периодизации детского психического развития (Д.Б.Эльконин), теория основных типов мышления человека (В.В.Давыдов), теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Ю.А.Полуянов, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман идр.), теория связи требований учебной деятельности и построения учебно-методических пособий (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов,В.В.Репкин и др.). |
2.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ |
Формирование системы знаний. Формирование основ научного мировоззрения. Всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика. Набор запланированных качеств (стандартов обучения) «Школа знаний». |
Эффективное обучение на основе научно разработанной программы. Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка |
Приобретение ЗУН Усвоение способов самостоятельной деятельности Развитие познавательных и творческих способностей |
Воспитание субъекта жизнедеятельности, способного к саморазвитию, самоактуализации и стремящегося к этому. обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения (учащего-ся). |
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ |
Технократическое(определяется задачами индустриализации страны). Единообразное. Учебные дисциплины(основы наук) |
Программные знания Серия порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности |
Цепь проблемных ситуаций. |
Освоение способов познания теоретические знания (Давыдов В.В.), система научных понятий (Репкин В.В.) |
4.ДВИЖУЩАЯ СИЛА УЧЕНИЯ |
Внешняя среда. Внешняя регуляция поведения. Угрозы,приказания,запрещения,»кнут и пряник», соревнование с другими, отметка |
Внешняя среда. Внешняя регуляция поведения. |
поисковая активность |
поисковая активность |
5.МЕТОДЫ РАБОТЫ |
Регламентация деятельности, принудительности обучающих процедур, Централизация контроля Ориентация на среднего ученика Сообщение готовых знаний Обучение по образцу Индуктивной логике от частного к общему Механической памяти Вербальное изложение Репродуктивное воспроизведение Объяснение, повторение, упражнение, заучивание наизусть, действие по образцу. |
Самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. |
Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов |
Совместная деятельность, поиск, исследовательская деятельность. поисково-исследовательская учебная деятельность (Репкин В.В.) |
6.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ |
Классно-урочные |
Управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства. Процесс управления обучением строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. |
Система малых групп |
Совместная УД, коллективно-распределенная деятельность. коллективно-распределенная деятельность, групповая. Развернутый коллективный учебный диалог. |
7.РОЛЬ УЧИТЕЛЯ |
Сообщение знаний в такой форме, чтобы оно могло быть усвоено быстро, прочно и долго сохранялось в памяти. |
Помощь |
Создание педагогической проблемной ситуации с помощью активизирующих действий, вопросов учителя. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. |
Носитель культурных средств познания мира и самого себя. Организатор воспитывающей, развивающей среды. Посредник, помощник, старший друг,советник, соратник в поисках истины. Организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. направляет УД, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он перестраивает условие задачи на каждом этапе ее решения. Организует учебно-поисковую деятельность. Деловой партнер. |
9.СТИЛЬ РУКОВОДСТВА |
Авторитарный.Диктат. |
Свободное воспитание |
Ситуативный. Сотрудничество. |
|
8.РОЛЬ УЧЕНИ КА |
Подчиненный объект обучающих воздействий Активно переваривать словесные, наглядные знания, предъявлять продукт переваривания учителю и ждать за него отметки (П.И.Пидкасистый с.110) |
Ребенок становится в позицию субъекта своего обучения. Активная самостоятельная деятельность учащихся по разрешению проблемной ситуации |
Активно сотрудничать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир. Учащиеся воспроизводят ход и результаты изучаемого научного исследования, т.е. осуществляют квазиисследовательскую деятельность, становясь, субъектом УД, направленной на самоизменение. |
|
9.ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
Свободное воспитание Личностный подход Индивидуальный подход |
Сотрудничество. Совместно-распределенная деятельность:учитель и ученики осуществляют совместный поиск, который опирается не на разделении функций между учителем и учеником, а на распределении между ними последовательных этапов решения учебной задачи. |
||
10.КО НЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬ ТАТЫ УЧЕНИЯ |
Соответствие знаний, умений, навыков учащихся запрограммированным стандартам,выявляемое опросом, экзаменом, способностью действовать по образцу. |
Программные знания |
ЗУН, способы умственных действий |
Главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту: • Произвольность, • Рефлексия, • Внутренний план действий, • Теоретическое мышление, • Субъект УД. |
11.ОЦЕ НИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИЯ |
Критерии количественной 10-тибалльной оценки ЗУН Оценка как средство принуждения, орудие власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика. |
Репродуктивная деятельность. ЗУН |
Уровни сформированности учебных действий. Субъектность |