Виды обучения

Объяснительно-иллюстративное

Программированное

обучение

Проблемное обучение

Развивающее обучение

1.КОНЦЕПТУ-АЛЬНАЯ ОСНОВА

Я.А.Коменский

Природосообразность

Обучение-это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений-подрастающему.

Б.Скиннер,

Дж.Уотсон, Э.Торндайк

Ассоциативно-рефлекторная, бихевиоризм

Дж.Дьюи

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

Усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс.

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Теория периодизации детского психического развития (Д.Б.Эльконин),

теория основных типов мышления человека (В.В.Давыдов),

теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Ю.А.Полуянов, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман идр.),

теория связи требований учебной деятельности и построения учебно-методических пособий (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов,В.В.Репкин и др.).

2.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Формирование системы знаний.

Формирование основ научного мировоззрения.

Всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика.

Набор запланированных качеств (стандартов обучения)

«Школа знаний».

Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка

Приобретение ЗУН

Усвоение способов самостоятельной деятельности

Развитие познавательных и творческих способностей

Воспитание субъекта жизнедеятельности, способного к саморазвитию, самоактуализации и стремящегося к этому.

обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения (учащего-ся).

3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Технократическое(определяется задачами индустриализации страны).

Единообразное.

Учебные дисциплины(основы наук)

Программные знания

Серия порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности

Цепь проблемных ситуаций.

Освоение способов познания

теоретические знания (Давыдов В.В.),

система научных понятий (Репкин В.В.)

4.ДВИЖУЩАЯ

СИЛА УЧЕНИЯ

Внешняя среда.

Внешняя регуляция поведения.

Угрозы,приказания,запрещения,»кнут и пряник», соревнование с другими, отметка

Внешняя среда.

Внешняя регуляция поведения.

поисковая активность

поисковая активность

5.МЕТОДЫ РАБОТЫ

Регламентация деятельности, принудительности обучающих процедур,

Централизация контроля

Ориентация на среднего ученика

Сообщение готовых знаний

Обучение по образцу

Индуктивной логике от частного к общему

Механической памяти

Вербальное изложение

Репродуктивное воспроизведение Объяснение, повторение, упражнение, заучивание наизусть, действие по образцу.

Самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла.

Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов

Совместная деятельность, поиск, исследовательская деятельность.

поисково-исследовательская учебная деятельность (Репкин В.В.)

6.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Классно-урочные

Управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства. Процесс управления обучением строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий.

Система малых групп

Совместная УД, коллективно-распределенная деятельность.

коллективно-распределенная деятельность, групповая.

Развернутый коллективный учебный диалог.

7.РОЛЬ

УЧИТЕЛЯ

Сообщение знаний в такой форме, чтобы оно могло быть усвоено быстро, прочно и долго сохранялось в памяти.

Помощь

Создание педагогической проблемной ситуации с помощью активизирующих действий, вопросов учителя.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

Носитель культурных средств познания мира и самого себя. Организатор воспитывающей, развивающей среды. Посредник, помощник, старший друг,советник, соратник в поисках истины.

Организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач.

направляет УД, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он перестраивает условие задачи на каждом этапе ее решения.

Организует учебно-поисковую деятельность.

Деловой партнер.

9.СТИЛЬ

РУКОВОДСТВА

Авторитарный.Диктат.

Свободное воспитание

Ситуативный.

Сотрудничество.

8.РОЛЬ УЧЕНИ

КА

Подчиненный объект обучающих воздействий

Активно переваривать словесные, наглядные знания, предъявлять продукт переваривания учителю и ждать за него отметки (П.И.Пидкасистый с.110)

Ребенок становится в позицию субъекта своего обучения.

Активная самостоятельная деятельность учащихся по разрешению проблемной ситуации

Активно сотрудничать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир.

Учащиеся воспроизводят ход и результаты изучаемого научного исследования, т.е. осуществляют квазиисследовательскую деятельность, становясь, субъектом УД, направленной на самоизменение.

9.ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Свободное воспитание

Личностный подход

Индивидуальный подход

Сотрудничество. Совместно-распределенная деятельность:учитель и ученики осуществляют совместный поиск, который опирается не на разделении функций между учителем и учеником, а на распределении между ними последовательных этапов решения учебной задачи.

10.КО

НЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬ

ТАТЫ УЧЕНИЯ

Соответствие знаний, умений, навыков учащихся запрограммированным стандартам,выявляемое опросом, экзаменом, способностью действовать по образцу.

Программные знания

ЗУН, способы умственных действий

Главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту:

• Произвольность,

• Рефлексия,

• Внутренний план действий,

• Теоретическое мышление,

• Субъект УД.

11.ОЦЕ

НИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИЯ

Критерии количественной 10-тибалльной оценки ЗУН

Оценка как средство принуждения, орудие власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Репродуктивная деятельность.

ЗУН

Уровни сформированности учебных действий.

Субъектность