Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое обоснование необходимости подготовки ребенка к школьному обучению

Раскройте психолого-педагогическое обоснование необходимости подготовки ребенка к школьному обучению. Назовите и раскройте основные показатели готовности к школе. Разработайте рекомендации для родителей по подготовке к школе.

План:

I. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению:

1. Педагогическая готовность к школьному обучению:

v навы­ки прямого и обратного счета;

v выполнение элементарных математических операций;

v узнавание печатных букв или чтение;

v копирование букв;

v пересказ содержания текстов, чтение стихов.

2. Психологическая готовность к школьному обучению:

2.1. Личностная готовность:

v внутренняя позиция школьника;

v отношения с взрослыми;

v отношения сотрудничества с другими детьми;

v отношение к себе.

2.2. Развитие произвольной сферы (волевая готовность):

v способность подчиняться правилам;

v способность подчиняться требованиям взрослого;

v умение работать по образцу.

2.3. Интеллектуальная готовность:

v владение определенными средствами познавательной деятельности(сенсорными эта­лонами, системой мер);

v осуществлять основные мысли­тельные операции(уметь сравнивать, обобщать, класси­фицировать объекты, выделять их существенные призна­ки, делать выводы и пр.);

v умственная активность (достаточно широкие позна­вательные интересы, стремление узнавать что-то новое.)

Физическая готовность

II. Рекомендации для родителей по подготовке к школе.

I. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению:

Поступление ребёнка в школу существенно изменяет социальную сторону его развития. Ребёнку придётся общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться требованиям, а главное, ему нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции. Неподготовленность ребёнка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми, новым видам деятельности. Поэтому так необходима подготовка к школе.

Проблема готовности к школе включает педагогичес­кий и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

19 стр., 9454 слов

Психологическая готовность детей к школьному обучению 3

... со взрослыми на новом уровне. ) Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в ... большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из ...

Педагогическая готовность к школьному обучению.

Педагогическая готовность к школеопределяется уров­нем владения специальными знаниями, умениями и на­выками, необходимыми для обучения в школе. Это навы­ки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умени­ями может облегчить ребенку первый этап школьного обу­чения, усвоения школьной программы: Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ре­бенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уро­вень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять про­стейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками ипр. В то же время, дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но облада­ющие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных изарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).

Психологическая готовность к школе- это сложное об­разование, представляющее собой целостную систему вза­имосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформи­рованности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми исверстниками и др. Развитие всех этих ка­честв в ихединстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

14 стр., 6830 слов

Методика развития силы у детей младшего школьного возраста

Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта Факультет олимпийского и профессионального спорта Кафедра теории физического воспитания, олимпийского спорта и образования   Курсовая работа Методика развития силы у детей младшего школьного возраста Донецк 2008 Содержание: Введение Глава 1. Анатомо- ...

В качестве основных компонентов психологической го­товности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.

Рекомендации родителям будущих первоклассников.

1. Для начала выработайте у ребёнка, и у себя позитивное отношение к школе.Можно опереться на собственный опыт и вспомнить тот период в своей жизни, когда вы приступали к учёбе в школе. Вспомните все свои чувства, переживания и тревоги, как позитивные, так и негативные. Может быть, у кого-то из вас негативного получится больше, чем позитивного. Но вы это делаете не только ради ребёнка, но и ради себя — ведь именно вам участвовать в школьной жизни вашего ребёнка целых 11 лет. Расскажите ему о том, как вы пошли в 1-ый класс, какие ожидания были у вас, опишите, если помните, свою первую учительницу, своего одноклассника, с которым вы сели первый раз за парту.

Конечно, каждая семья переживает по-своему данную ситуацию. Но важно помнить, что это событие является позитивным и требует от вас мобилизации сил и любви к собственному ребёнку.

2. Первое сентября — день радостный и волнительный одновременно как для вашего ребёнка, так и для вас. Сделайте его праздничным.Ведь это определённый итог вашей жизни. Изменился статус семьи. Теперь вы с гордостью говорите, что ваш ребёнок — первоклассник.

3. С поступлением в школу изменится и положение малыша в семье. У него появятся новые права и обязанности, и к нему будут все относиться как к взрослому. Поэтому у ребёнка обязательно должен быть свой стол,где он будет делать уроки. За порядком на столе он должен следить сам. Первое время нужно будет принимать участие в подготовке домашнего задания, контролировать его работу, как можно чаще интересоваться его школьной жизнью. В старших классах контроль со стороны взрослых должен быть всё реже и реже, но интерес к школьной жизни не должен исчезнуть.

8 стр., 3885 слов

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста

Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга.Кафедра адаптивной физической культуры Курсовая работа «Особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста» Выполнил: Студент 3 курса, гр. 6ДН-03 дневного обучения Беримец В.И. Научный руководитель: Курамшин Ю.Ф Проверена (дата) Оценка Подпись преподавателя Содержание Введение… 3 Понятие о КС, их ...

 

4. Было бы хорошо, если бы требования, предъявляемые в школе,совпадали с теми, которые установлены у вас дома, или не очень сильно отличались. Если учитель говорит, что улицу переходят только на зелёный свет, то для него это закон. Но мама почему-то переходит улицу где придётся. Ребёнок растерян, как вести себя в этой ситуации, кому верить: учителю ил имаме?

Во-первых,мама сознательно или бессознательно подрывает авторитет учителя.

Во-вторых,мама вносит сомнения и неуверенность в слабую психику ребёнка.

В-третьих,жизнь ребёнка подвергается реальной опасности.

Возможен вариант, когда учитель предъявляет к ребёнку требования, совершенно не приемлемые с точки зрения родителей. В этом случае можно обсудить существующие, разногласия и совместно выработать линию поведения.

Конечно же ребёнку необходимо приспосабливаться к требованиям различных людей. Умение контактировать с людьми, оставаясь при этом целостной личностью, — это важное качество, которое вырабатывается в школе.

Как подготовить ребёнка к школьному обучению?

Подготовкой ребёнка к школьному обучению занимаются в детском саду и в так называемых развивающих группах и кружках.

Очень хорошо, если родители заинтересованы в этом сложном этапе и могут провести дополнительную работу с дошкольником.

Общие рекомендации по подготовке ребёнка

К школьному обучению

1.Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.

2.Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

3.Увеличивайте словарный запас ребёнка.

4.Регулярно водите ребёнка в библиотеку.

12 стр., 5863 слов

Занятия физической культурой как средство повышения психологической готовности к школьному обучению

... сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного ... задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. Дошкольный период детства ...

5.Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.

6.Учтите с ребёнком стихотворения наизусть. Сначала расскажите стихотворение целиком, затем учите его по частям. Наблюдайте, полно ли ребёнок воспроизводит текст, не переставляет ли слова, пропускает или добавляет несуществующие.

7.В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.

 

8.Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел. Каждый раз обращайте внимание на следующие моменты: считает ли ребёнок «глазами» или проговаривает тихим, но слышимым шёпотом. Необходимо, чтобы малыш постепенно переходил от момента прикосновения пальцем при счёте предмета к моменту счёта без видимых моторных или двигательных компонентов, т.е. к счёту глазами.

9.Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картинке по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти картинки похожи?» и т.д.

10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребёнком в разные игры.

11. Помогите ребёнку запомнить его имя, фамилию, адрес.

В заключение:

• Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.

• Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.

• Ваши объяснения должны быть простыми и ясными, говорите чётко,«ясно.

• Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, коллекционировать и т.д.)

• Не теряйте чувство юмора.

• Поощряйте любознательность и творчество ребёнка, стремление задавать вопросы.

• Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребёнку доверяют и, самое главное, где его любят.