Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра психологии и педагогики
Студента
Группа _____________________________________
Руководитель практики ________________________________________________
Наименование образовательного учреждения, где проходит практика ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Адрес образовательного учреждения ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Время прохождения практики __________________________________________
Оценка______________________
Принял______________________
(подпись, Ф.И.О.)
Дата________________________
Бузулук, 2007
Тематический план педагогической практики 3-го курса
Вид практики |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Практика для овладения целостной профессиональной деятельностью |
|
|
|
ИТОГО ЧАСОВ |
|
Учет и оценка работы, выполненной студентами в период педагогической практики
Студенты во время практики ведут дневники педагогических наблюдений, в которых отражают данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогической характеристики на одного учащегося и коллектив. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.
По окончании педагогической практики студенты представляют групповому руководителю практики следующую документацию:
- дневник;
- характеристику о работе во время практики, написанную ответственным за практику в учебном заведении (преподаватель) и подписанную директором учебного заведения;
- отчет о выполнении заданий практики, подписанный работником образовательного учреждения;
- отдельные разработки заданий.
На основании представленных документов и характеристики комиссия в составе группового руководителя, преподавателей педагогики и психолого-педагогических дисциплин проводит зачет с дифференцированной оценкой.
Итоги профессионально-педагогической практики подводятся на итоговой конференции в институте.
- Как осуществляется планирование методической работы с педагогическим коллективом и конкретно с каждым педагогическим работником?
- Что является главным в методической работе с молодыми специалистами?
Дневник педагогической практики.
Дата |
Содержание |
Анализ |
|
|
|
1 Методика подготовки и проведения урока (занятия) теоретического обучения
1.1 Примерное содержание разделов поурочного плана теоретического занятия
1.Тема занятия.
Дидактические цели и задачи занятия.
Тип, структура занятия.
Оснащение занятия: источники информации, средства наглядности и др.
2.Проверка опорных знаний (опрос)
2.1 Формы контроля знаний.
2.2 Задания, вопросы на проверку знаний.
2.3 Подготовка к восприятию новой темы.
3.Этап усвоения новых знаний.
3.1 Сообщение темы и целей занятия. Познавательные задачи.
3.2 Изложение нового материала (формы, методы, содержание).
3.3 Самостоятельная работа и ее содержание.
4.Закрепление нового материала.
4.1 Вопросы и задания на закрепление.
4.2 Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений по отработке конкретных умений и навыков.
4.3 Способы «обратной связи».
5.Подведение итогов занятия.
5.1 Выводы по итогам занятия.
5.2 Оценивание работы обучающихся на занятии.
6.Домашнее задание.
6.1 Выдача домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
1.2 Схема самоанализа теоретического занятия
- Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как оно связано с предыдущими занятиями, на что из них опирается? Как это занятие «работает» на последующие темы, разделы программы?
- В чем специфика данного занятия? Каков его тип?
- Какие задачи решались на уроке: а) образовательные; б) воспитательные; в) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми?
- Считает ли Вы, что предложенная Вами структура занятия является наиболее рациональной для решения этих задач? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли связи между этапами?
- На каких понятиях, идеях, предложениях делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?
- Какое сочетание методов обучения было избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
- Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
- Как организован контроль усвоение знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами он осуществлялся? Почему?
- Как использовался на занятии учебный кабинет? Какие средства обучения применялись и почему?
- Удалось ли поддерживать высокую работоспособность у обучающихся в течение всего занятия? Каким образом?
- Ваша оценка психологической атмосферы занятия. Удачно ли было организовано общение?
- Рационально ли было использовано учебное время?
- Имелись ли у Вас запасные методические «ходы» на случай неопределенной ситуации? Были ли они реализованы?
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие и почему?
Вывод:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Функциональные обязанности классного руководителя
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание провести беседу с зам. директора по УВР об учебном заведении. Оформить результаты беседы в виде ознакомительной справки.
- Характеристика учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
- Внеучебная работа (объединения учащихся, самоуправление)
- Работа с родителями
- Методическая работа в высшем учебном заведении.
Результат знакомства с профессиональным учебным заведением
Основные направления учебно-воспитательной работы
_______________________________________________________________
Учебное учреждение в своей воспитательной работе использует инновации
_______________________________________________________________
Воспитательные традиции учебного учреждения_______________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Трудности в работе_____________________________________________________________
_______________________________________________________________
Список учащихся класса
№ п\п |
Фамилия, имя (полностью) |
Интересы, увлечения |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
Ознакомительная справка об учебном заведении, где проходит практика___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание организуй и провести с классом «Классное» дело (беседа, конкурс, диспут, КВН и др.)
Конспект
Тема___________________________________________________________
Форма проведения_______________________________________________
Цель и задачи___________________________________________________
_______________________________________________________________
Предварительная подготовка:______________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Используемая литература__________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Примерный ход дела:____________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Анализ проведенного воспитательного дела:
а) учащимся понравилось
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
б) в ходе подготовки было сложно
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
В ходе воспитательного дела:
+ получилось – не получилось
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Самоанализ воспитательного дела
На этапе подготовки было трудно___________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
При проведении: а) было интересно
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
б) мене удачно прошло
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
в) было сложно
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Такие воспитательные дела нужны для того, чтобы
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
План воспитательной работы учебного заведения
-
Срок
Формирование ученического коллектива
Организация воспитывающей деятельности учащихся
Развитие личности каждого учащегося
самоуправление
традиции группы
формирование межличностных отношений
познавательная
трудовая
общественная
художественная
спортивно-оздоровительная
ценностно-ориентировочная
изучение воспитанности
индивидуальная работа с уч-ся
работа с родителями
работа с малым пед. кол-вом
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
План воспитательных дел классного руководителя ________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Обзор статей, посвященных вопросам воспитания студентов (за последние два года)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Теоретическая страничка
Часть 1. Общая психология
Наблюдение как метод изучения психических особенностей учащихся
Наблюдение – один из доступных педагогу методов изучения педагогических ситуаций и их отдельных сторон. Этот метод широко применяется для изучения обучаемых, их поведения, взаимоотношений. Он также результативен в познании деятельности педагога.
Основные особенности метода и условия его применения:
- наблюдение возможно за психическими явлениями, выраженными в движениях, мимике, позе, речи;
- наблюдение может быть кратковременным и длительным, одноразовым и многоразовым. Это зависит от цели наблюдения, особенностей психологического явления и условий его протекания
Организуя наблюдение, необходимо сформировать цель (для чего наблюдать), а также определить объект наблюдения; иметь хотя бы минимальные сведения о предмете (объекте) наблюдения; определить последовательность наблюдения (с чего начать, к чему перейти, чем закончить).
В ходе наблюдения держать в поле внимания основную цель и объект наблюдения; по возможности устанавливать причинную связь наблюдаемого с другими явлениями.
Результаты наблюдения надлежит фиксировать. В настоящее время для этого существует обширный арсенал технических средств: фото- и киносъемки, видео — и звукомагнитофоны. Однако технические средства не всегда могут быть, применены и тогда возникает необходимость в записи.
Вести запись в ходе наблюдения следует как можно подробнее. Фиксируются (переводятся в слова) движения, мимика, поза, речь. Желательно все проявления наблюдаемого фиксировать на фоне времени (хронометраж).
Часть 2. Теория воспитания
Воспитание– это целенаправленное воздействие на процесс формирования у обучаемых личностных качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Воспитаниев социальном, широком смысле – функция общества по подготовке молодого поколения к жизни, осуществляемое всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, средствами культуры, семьей и школой.
Воспитаниев более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебных учреждениях и направленный на развитие личности.
Принципы воспитания:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- воспитание в группе и через коллектив;
- воспитание в процессе деятельности;
- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них;
- опора на положительное в личности;
- единства, согласованности, преемственности в воспитании.
Методы воспитания:убеждения, упражнения, соревнования, поощрения, пример, принуждение.
Часть 3. Дидактика
Процесс обучения:упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимся, направленное на достижение постоянной ели.
Педагогический процесс:целенаправленное, сознательно организованное, развивающееся взаимодействие педагога и обучаемого в образовательном учреждении, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи воспитания и образования.
Принципы обучения:системность, интегративность, дифференциация, преемственность, универсальность, единство социализации и профессионализации личности, модульность, профессиональная периодизация, демократизация, гуманизация, стабильность, динамичность.
Методы теоретического обучения:организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.
Методы профессионального (практического) обучения:словесные, наглядно-демонстрационные, практические; самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий; устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационные пробные работы.
Задание. При посещении учебных занятий проследи:
- Реализацию педагогом воспитательных задач по критериям:
- педагог реализует воспитательный потенциал уч. занятия;
- обеспечивает вовлечение обучаемых в активную познавательную деятельность;
- оценка знаний является воспитывающим фактором;
- доминирует положительное эмоциональное состояние;
- формируется личностное отношение к знаниям;
- оснащение способствует воспитанию эстетической культуры.
- Во время посещения уч. занятий, внеучебных дел выяви наиболее часто применяющиеся педагогом (педагогами) методы и принципы воспитания.
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Проведи педагогические наблюдения за обучаемыми (в ходе посещения уч. занятия проведи наблюдения за обучаемыми).
Наиболее дисципли нирован |
Недисциплинированные |
Наиболее эрудирован ные |
Самостояте льные, ответствен ные |
Лидер уч. группы |
|
Уроки, перемены |
|||||
1 день |
|||||
2 день |
|||||
3 день |
|||||
4 день |
|||||
5 день |
|||||
Мнение куратора уч. группы |
|||||
Наиболее отличившиеся |
Прокомментируй поведение данных обучаемых. Постарайся найти мотивы их поведения и предложи возможные варианты воздействия на них, если это необходимо__________________________________________________
___________________________________________________________________
В процессе наблюдения за обучаемыми на учебных занятиях мне удалось выявить:
- уровень дисциплины и работоспособности
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
- заинтересованности в учебе
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- наиболее эрудированные
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- самые ответственные
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- лидеры учебной группы
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
В процессе наблюдения за обучаемыми в разных ситуациях я выяснил (а)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Свои наблюдения я сопоставил (а) с мнением куратора уч. группы. Мои выводы
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание:
- Создай цветовой дневник настроения обучаемого (обучаемых)
Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают учащиеся, как и под влиянием чего, формируются и изменяются их настроения, можете воспользоваться приемом цветописи.
Цветопись – это цветовой дневник настроения. Предлагаем примерную форму цвета дневника:
Фамилия…………………………………………….. |
Мое настроение сегодня |
К – восторженное |
|
О – радость, теплое |
|
Ж – светлое, приятное |
|
З — спокойное |
|
С – неудовлетворенное, грустное |
|
Ф – тревожное, напряженное |
|
Ч – упадок, уныние |
На плотном листе бумаги – семь цветовых полос. Каждая цветовая полоса – условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены буквенными обозначениями: К – красный, О – оранжевый, Ж – желтый, З – зеленый, С – синий, Ф – фиолетовый, Ч – черный. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневник нужно изготовить столько, сколько обучаемых примет участие в этой работе.
Ежедневно в одни и те же часы (лучше после занятий, в конце дня) раздается цветодневник каждому из обучаемых и они самостоятельно, не советуясь ни с кем, ставят в правой стороне листа дату (число этого дня) напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени.
Однако перед тем как начать работу надо выполнить ряд важных условий. Настроение – это интимный мир каждого, и вторгаться в него не совсем прилично. А потому нужно:
- получить согласие всех добровольцев вести в течение определенного времени цветодневники;
- гарантировать обучаемым тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают;
- убедить их быть искренними в своих оценках настроения.
Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постепенно раскроется картина. Живописный цветовой ковер даст вам возможность увидеть настроение в цвете. Он вам расскажет, какое настроение и, в какие дни преобладает у обучаемых, в целом в коллективе: по вертикали – у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали – у каждого и у всех на протяжении всего времени изучения. Анализируя цветоматрицу, обратите внимание на то, как эмоционально откликаются обучаемые на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях обучаемых, кто наиболее близко воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись может помочь определить существует ли единство в переживаниях обучаемыми значимых ситуаций, если нет такого единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло обучаемых, возможно, что коллектив не настолько еще сплочен, чтобы проявить единство переживаний. Обратите внимание и на настроения отдельных обучаемых. Если кому-то длительное время плохо и это отражается на его состоянии (синий, фиолетовый и черный цвета преобладают), то постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком. Если понадобиться, окажите ему поддержку, помощь, душевно поговорите ним.
Справка.
Психолого-педагогические особенности подростков: импульсивность, формирование самосознания, оформление нравственного идеала, недостаточность воли, авторитет сверстников, значимость общения, устремленность в будущее, внушаемость, конфузность и упрямство.
Характеристика на учащегося
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Характеристика класса
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Характеристика на студента-практиканта
Характеристика работы студента____________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Методист по методике воспитательной работы_______________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Подпись_____________________________
Методист по психологии__________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Подпись _________________________
Отметка о посещаемости студентом-практикантом учебного заведения во время практики
День практики (от 1до 24) (цель) роспись мастера п/о, преподавателя
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Оценка практической деятельности студента
№ п/п |
Содержание деятельности |
Оценка |
Подпись руководителя, преподавателя, мастера ПО |
1. |
Подготовка и проведение теоретического занятия №1 |
|
|
2. |
Подготовка и проведение теоретического занятия №2 |
|
|
3. |
Подготовка и проведение теоретического занятия №3 |
|
|
4. |
Подготовка и проведение открытого занятия. |
|
|
Материалы к дипломной работе (результаты диагностики, проведенной в учебном заведении).
Материалы к дипломной работе (анализ методического вопроса по результатам анализа статей из журналов) «Биология в школе»
Страничка руководителя дипломной работы по методической части
___________________________________________________________________
Материалы к дипломной работе (теоретические аспекты проблемы)
Общая оценка практики
(заполняется руководителем практики)
1.Уровень профессионально-педагогических умений:
а) выше среднего, высокий;
б) средний;
в) ниже среднего;
г) ниже среднего, низкий.
2.Проявление профессионально значимых качеств личности (дисциплинированность, уравновешенность, организованность, доброжелательность и др.):
а) проявил все названные качества;
б) недостаточная самостоятельность, инициативность;
в) не проявил в достаточной мере названные качества;
г) не проявил названные качества.
3.Качество выполнения всех заданий практики:
а) хорошее и отличное;
б) в большинстве случаев хорошее качество;
в) в большинстве случаев удовлетворительное;
г) неудовлетворительное, удовлетворительное.
4.Уровень проявления творчества.
а) творческо-репродуктивный и творческий.
б) репродуктивно-творческий;
в) репродуктивный;
г) эмпирический, репродуктивный.
5.Уровень педагогического анализа и рефлексии.
а) достаточно высокий;
б) достаточный;
в)допустимый;
г) низкий или допустимый.
6.качество отчетной документации.
а) аккуратное, отвечает требованиям, сдана своевременно;
б) отвечает требованиям, сдана своевременно;
в) отвечает не всем требованиям;
г) не отвечает требованием, сдана несвоевременно.
Примерные вопросы к дифференцированному зачету
1. Сформулируйте цели своей педагогической практики. Соотнести их с ожиданиями, которые возникли у вас во время изучения психолого-педагогических дисциплин.
2. Перечислите основные виды деятельности студента во время педагогической практики. Назовите те из них, которые вам наиболее интересны; наиболее трудны; кажутся ненужными. Свой выбор аргументируйте.
3. Разработайте программу индивидуальных бесед с одним из обучающихся. При разработке опирайтесь на проведенную вами диагностику его личностных качеств, учебных достижений и личных предпочтений. Попытайтесь реализовать одну из намеченных форм индивидуальной беседы с ним и проанализируйте полученные результаты.
Содержание отчета, прилагаемого к дневнику практики
1.Записи наблюдений уроков
2.План-конспект открытого учебного занятия (3 урока)
3. План-конспект внеклассного мероприятия
4.Результаты знакомства и анализа с методической работой школы (колледжа).
Приложение Примерное содержание психолого-педагогической характеристики личности учащегося
1. Общие сведения об ученике
Возраст, физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы.
Условия жизни и быта в семье. Состав семьи. Занятия родителей. Взаимоотношения членов семьи. Отношение к подростку в семье. Позиция подростка в семейном общении (равноправный, опекаемый, зависимый, безнадзорный).
Кто осуществляет контроль за учебной работой учащегося. Кто принимает наиболее активное участие в воспитании учащегося. Вовлеченность ученика в домашний труд. Проведение подростком своего свободного времени.
В разделе использованы материалы, подготовленные докторантами Курского государственного университета О.В.Соболевой и Н.А.Сухих.
Наиболее существенные факты биографии учащегося, повлиявшие на его развитие.
Положение учащегося в структуре группы. Взаимоотношения с товарищами по группе. Авторитет в коллективе.
Референтная группа учащегося. Наиболее значимые для него лица из ближайшего социального окружения.
2. Направленность личности
Общая направленность личности (личная, общественная, деловая).
Доминирующая мотивация основных видов деятельности (игровой, трудовой, общественной, спортивной и т.д.).
Интересы и склонности учащегося, глубина и устойчивость этих интересов.
Нравственное развитие учащегося. Взгляды и убеждения, стремления, мечты и идеалы. Их действенность в мотивации поведения (соотношение нравственного сознания и нравственного поведения).
Профессиональные интересы и склонности учащегося, их проявление в общении и различных видах деятельности.
3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы
Черты характера, преобладающие в отношениях: а) к учению; б) к труду; в) к общественным обязанностям и поручениям; г) к сверстникам; д) к взрослым; е) к товарищам; ж) к вещам; з) к самому себе.
Самооценка и уровень притязаний учащегося.
Волевые черты характера (настойчивость, дисциплинированность, отношение к трудностям и пр.).
Проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.
Проявление темперамента. Близость к одному из типов темперамента по традиционной классификации (например, по методике Айзенка).
Особенности эмоциональной сферы психики. Степень эмоциональной возбудимости, импульсивности, эмоциональная устойчивость, эффективность, внешняя выраженность эмоций, умение руководить проявлением эмоций.
4. Способности и особенности познавательной деятельности
Общие интеллектуальные способности. Творческие способности. Специальные и практические способности (математические, литературные, музыкальные, технические, организаторские, спортивные и т.д.).
Особенности восприятия и внимания учащегося, наблюдательность.
Особенности памяти: осмысленность, точность, быстрота запоминания, длительность сохранения запомненного. Точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преобладающий тип памяти.
Развитие образного и абстрактного мышления. Последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Самостоятельность деятельности. Гибкость мышления.
Развитие устной и письменной речи. Богатство словаря.
5. Выводы
Указать возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.
Приведенная система оценок является примерной и может корректироваться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося при наличии обоснованной методической позиции студента.
Во время педагогической практики студент, в соответствии с изложенными выше рекомендациями, заполняет в дневнике страницу наблюдений за учащимся закрепленной группы. Затем выполняет психолого-педагогическую характеристику личности.
На выпускном курсе студенты выполняют психологический анализ коллектива группы, рассматриваемого с точки зрения того, насколько он обладает воспитательными возможностями, может ли выполнять воспитательные функции. С этой целью с первых дней практики студенты ведут записи психолого-педагогических наблюдений. По ним составляют психолого-педагогическую характеристику группы на основе изучения структуры межличностных отношений.
Основные требования к характеристике группы таковы. Характеристика должна быть развернутой и опираться на следующие данные:
а) наблюдение за группой;
б) беседы с классным руководителем и мастером группы, пре подавателями общеобразовательных и специальных дисциплин;
в) проведенное психологическое исследование. Характеристика должна содержать обоснованные выводы и возможные пути коррекции.
Примерное содержание психолого-педагогической характеристики группы
- Общие сведения о группе.
- Направленность группы, т.е. цели, интересы, ценности, вокруг которых объединяется большинство учащихся.
- Организованность (способность группы к самоуправлению).
Классный руководитель и особенности его взаимоотношений с учащимися: стиль руководства, организаторские способности, личные качества и т. п.
- Психологический климат группы: товарищество и дружба в группе, краткая характеристика дружеских группировок и мотивов, объединяющих подростков, лидерство в группировках, отношения между группировками, общий эмоциональный фон (на
пример, доброжелательность или агрессивность, пессимизм или оптимизм и т.д.).
- Краткая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей характера учащихся, наиболее выделяющихся из общего фона (отличники, неуспевающие, «трудные», агрессивные и т.д.).
- Проведение психологического исследования и анализ полученных результатов. Соотношение данных исследования с результатами наблюдений за группой. Психологическое обеспечение этого этапа (конкретный подбор методик) зависит от целого ряда факторов — уровня развития группы, возраста учащихся, цели исследования.
Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т.п.).
Осуществляемый каждым подростком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.
По рабочим страницам наблюдений за группой практикантом разрабатывается психолого-педагогическая характеристика коллектива. По согласованию с факультетским руководителем педагогической практики по психологии отдельно могут прилагаться данные исследования с помощью социометрического метода с разработкой матриц выбора и социограмм. По результатам использования в ходе педагогической практики и применения психологических знаний ставится мотивированная оценка, учитываемая при выставлении оценки дифференцированного зачета.
Анализ урока
- Когда педагог вошел в класс (немного раньше звонка, после)? Проверил ли готовность группы к работе? Организованно ли начался урок? Сколько времени учитель потратил на поиск нужной страницы в журнале, на отметку отсутствующих и т.п.?
- Каков общий стиль общения с группой, с отдельными учащимися (авторитарный, демократический, либеральный)? Меняет ли его преподаватель в зависимости от конкретного ученика; можно ли понять причину такого отношения — почему?
- Какие средства общения использует педагог: манера беседы, реплики, шутки, мимика, жесты, позы, расстояния и др.? Что, на ваш взгляд, в данном классе достигает педагогического эффекта?
- Как в процессе занятия проявляется убедительность, образность речи при общении с учащимися? Как организуется общение в конфликтной ситуации, меняется ли характер общения и отчего он зависит?
- Как преподаватель увлекает в процессе урока тех, кто может заниматься посторонними делами?
- Мотивирует ли педагог оценки знаний, как именно? Придает ли своей мотивировке характер, заинтересовывающий учащегося: показывает ли, над чем следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку?
- Воспитывается ли на уроке чувство удовлетворения учащимися результатами своего труда? Что положительного педагог сумел найти в работе слабых или недисциплинированных учеников; удержался ли от излишних замечаний?
- Как закончился урок (со звонком, после)? Напомнил ли педагог дежурным об их обязанностях?
А теперь ответьте сами себе на следующие вопросы.
Какого результата следовало достичь на уроке? Реализован ли замысел?
Какие ключевые понятия, элементы теории или практики были сообщены на уроке? Усвоены ли они?
Владеет ли педагог знаниями ораторского искусства? Умеет ли говорить с учащимися доступно, четко, кратко, выразительно, красиво?
Обладает ли преподаватель-предметник умениями выражать свою мысль с помощью схематических рисунков, хорошо ли владеет изобразительной техникой? Соблюдаются ли при этом требования ГОСТов и ЕСТД? Используется ли для выразительности цвет?
Схема подготовки к уроку
- Сформулируйте тему урока. Для этого выделите новое понятие, закономерность, действие, которые будут изучаться на уроке.
- Выделите и запишите существенные признаки понятия, закономерности, действия, которые будут изучаться на уроке.
- Установите, какие из выделенных существенных признаков подлежат чувственному познанию, т. е. для их восприятия можно использовать средства наглядности — предметные, изобразительные, символические.
- Выясните, какие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация), на ваш взгляд, будут наиболее эффективно формироваться у учащихся при изучении учебного материала.
- Составьте схему учебных задач так, чтобы эта схема охватила все признаки, понятия, закономерности или действия, изучаемые на уроке, и содержала задачи на развитие мыслительных операций.
- Определите, какую информацию необходимо учащимся на уроке запомнить. Придумайте, каким способом этого можно достигнуть: опираясь на непроизвольное запоминание (яркость, броскость средств обучения, деятельность учащихся и пр.) или на произвольное (осознание значимости материала, опора на долг, использование приемов запоминания и др.).
- Продумайте, что на уроке — содержание материала, деятельность учащихся, действия педагога — ив какой степени может способствовать формированию положительной мотивации учащихся.
- Сформулируйте воспитательную задачу, оценив возможности материала, уровень развития ученического коллектива, от дельных учащихся и возможные ситуации на уроке.
Самоанализ урока
- Удалось ли реализовать намеченный план урока?
- Соответствует ли содержание урока требованиям программы, допущены ли отклонения? Почему?
- Оцените содержание занятия, учитывая научность, доступность, последовательность изложения, политехническую, экологическую направленность и т.д.
- Уделяли ли вы внимание формированию логических умений — анализировать, сравнивать, делать выводы (приведите при меры); специальных умений — проводить наблюдения, работать с приборами, с книгой? Каковы причины невыполнения (недостаточного выполнения) этих требований?
- Как решались образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока? Достигнуты ли они?
- Выдержана ли запланированная структура занятия?
- Сколько опрошено учащихся? Каково качество ответов (глубина, точность, четкость ответов, речевое оформление)? Как они оценены?
- Осуществлялся ли дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения? Все ли учащиеся активно работали на уроке? Было ли потеряно время? Как этого избежать?
- Какие средства наглядности использованы на разных этапах занятия? Их эффективность.
Выводы
- Насколько полно достигнуты цели;
- Правильность выбранной методики, подбора дидактических материалов, ТСО и т.д.
- Трудности при подготовке и проведении урока, которые обусловлены:
а) уровнем подготовки учащихся;
б) их отношением к практической (теоретической) деятельности;
в) уровнем материально-технической базы обучения;
г) уровнем методической базы производственного обучения;
д) особенностями группы и отдельных учащихся;
е) уровнем личной теоретической и практической подготовки;
ж) особенностями личности самого практиканта.
4. Общая самооценка урока (что из задуманного удалось реализовать, причины неудач).