Представления о будущем на разных возрастных этапах

Содержание:

Введение. 2

Глава I. Категория времени в психологии. 4

1.1. Понятие психологического времени. 4

1.1.1. Междисциплинарный характер проблемы времени. 4

1.1.2. Психологические аспекты исследования времени. 8

1.1.3. Психологическое время как переживание. 10

1.1.4. Концепции психологического времени 12

1.2. Связь временной перспективы и благополучия личности. 18

1.2.1. Параметры временной перспективы и благополучия личности. 18

1.2.2. Виды временных перспектив. 22

1.2.3. Возрастные особенности и жизненная перспектива. 25

Глава II. Организация исследования. 29

2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования. 29

2.2. Особенности представлений о будущем на разных возрастных этапах 31

2.3. Результаты сравнения характера представлений о будущем у людей разного возраста 43

Заключение 48

Литература. 50

Введение.

В условиях современного общества оптимальное осмысленное использование времени становится актуальной социальной проблемой. Увеличение скорости и сложности общественных и производственных процессов, потоков получаемой человеком информации настоятельно требует от него более рационального – ответственного и сознательного использования своего времени: рабочего, личного и т.д. Ведь возрастание темпов научно-технической революции приводит к увеличению свободного времени, которое общество предоставляет личности для ее развития.

Актуальность разработки категории времени в социологической науке обусловлена тем, что такие объекты ее исследования как деятельность и жизнедеятельность, психика и сознание личности являются динамичными, развивающимися во времени и процессами и образованиями. Поэтому при изучении категории времени в социологии возникает вопрос о его субъективности. При этом имеется в виду не только и не столько субъективность в восприятии времени, сколько субъективный характер самой этой категории. Последняя точка зрения воплотилась в понятии психологического времени.

Ситуация исследование психологического времени в настоящее время остается весьма неудовлетворительной как у нас, так и за рубежом. Имеются лишь ограниченное число работ, посвященных собственно изучению жизненной перспективы, а не восприятию времени как такового. Поэтому целью данной работы является изучение представлений о будущем у взрослых людей и старшеклассников.

Поставленная цель, позволила выделить следующие задачи исследования:

4 стр., 1883 слов

Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы по статье Н.Л. Пушкаревой

Реферат на тему: «Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы по статье Н.Л. Пушкаревой» Содержание Введение .Появление «женской истории» .Развитие методологического аппарата «женской истории» .Развитие «женской истории» в России Заключение Список литературы Введение Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо ...

1. Выявление представлений о будущем у работающих людей в возрасте 25-45 лет и у подростков.

2. Сравнение представлений о будущем у работающих мужчин и женщин в возрасте 25-45 лет.

3. Сравнение представлений о будущем у школьников разного пола.

4. Сравнение характера представлений о будущем у работающих специалистов и у школьников.

В качестве предмета исследования выступали представления о будущем. Объект исследования: взрослые люди в возрасте 25 – 45 лет в количестве 130 человек (60 мужчин и 70 женщин); подростки в возрасте 15 – 16 лет – 144 человека (54 мальчиков и 90 девочек).

Представления о будущем исследовалось с помощью специально разработанной биографической анкеты. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью ?2-критерий Пирсона.

Результаты исследования представляют интерес в рамках теоретической разработки проблемы психологического времени и жизненной перспективы. Также полученные результаты имеют некоторую практическую ценность. Они могут быть использованы в практике индивидуального консультирования или в практике групповой психологической работы со взрослыми людьми.

Также полученные данные могут быть использованы при разработке специальных программ, направленных на работу с жизненными целями и перспективами.

Глава I. Категория времени в психологии.

1.1. Понятие времени

1.1.1. Междисциплинарный характер проблемы времени.

Проблема психологического времени – одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и объективно (везде одинаково по своим законам), и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека (ее событий, развития), но подчас не может переживаться «объективно», в отрыве от собственно личностных смыслов и значений.

Поскольку время различается не только по количеству, но и по качеству, ученые на протяжении длительного периода вели дискуссию о том, каковы особенности этого «другого», не физического времени, имеет ли вообще последнее право на существование. Это время помимо основных физических параметров, присущих любому времени, должно обладать какими-то особыми признаками, которые определяли бы его как человеческое время. Разрешить многолетнюю дискуссию, отстоять «человечность» времени помогли психологи. Выделив сначала субъективное время, отличное от физического, они затем доказали, что «субъективность» — это принадлежность времени субъекту, а не субъективистское его истолкование.

5 стр., 2296 слов

8. Категория образа в психологии. Психогностическая проблема

Программа государственного экзамена по общей психологии Развитие представлений о предмете психологии Психология как наука, ее предмет и объект. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательное. Житейские и научные знания о психике. Развитие представлений о предмете психологии. Представления древних философов о душе ( ...

Внимание исследователей проблемы времени сосредоточилось на выявлении качественной специфики, качественной определенности времени, а не только на особенностях субъективного переживания хронологического времени. Накопленные в психологии и других науках сведения, факты постепенно раскрывали временные аспекты психики, механизмы их действия (такие, как скорость, ритм, интенсивность) с точки зрения «произвольного» управления этими механизмами субъектом в отличие от неуправляемых, физиологических процессов (альфа-, бета-ритмов, подвижности нервных процессов и т.д.).

Все развитие психики человека осуществляется во времени, поэтому психологи постепенно стали выделять периоды, этапы, события, поворотные пункты. Появилось понятие жизненного пути, или индивидуальной истории (по аналогии с общественной), развитие психики определялось как протяжное, удлиненное, изменяющееся во времени, имеющее прошлое, настоящее и будущее.

Проблема времени лежит на стыке многих наук и оказывается удивительно близкой ученому и писателю, критику и художнику, актеру и публицисту. За последние годы появилось множество произведений, посвященных философским проблемам времени, они ставятся крупнейшими писателями двадцатого века: М.Прустом, Д. Джойсом, В Вулф, Ф.-С. Фицжеральдом, Т. Манном и др.[по 1]

Философская постановка проблемы времени, представляющая особый интерес для психологии, связана с двумя альтернативными подходами – субстанциональным и реляционным. С точки зрения субстанционального подхода время представляет собой некую абсолютную сущность. Реляционный подход рассматривает время как явление, производное от структуры материальных процессов [18]. Каждый из этих подходов имеет богатую философскую и естественнонаучную традицию [17]. Каждый из них связан с определенным пониманием содержания и значения категории времени в психологии.

До появления теории относительности в науке «работало» понятие «абсолютного времени» — равномерного, непрерывного, бесконечного, однородного, независящего от материальных взаимодействий. Теория относительности ввела идею изменения хода времени в движущихся системах [6]. Это произошло еще и потому, что универсальная хронология оказалась недостаточным средством развития знаний в различных областях науки. В результате произошла дифференциация содержания категории «время» и сформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное, психологическое время [11.].

27 стр., 13051 слов

Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

КУРСОВАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка» 1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростков. 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ...

Параллельно с дифференциацией содержания категории «время» в истории философии и культуры шел процесс формирования и одновременно расслоения категории «пространство» и наиболее общей категории «мир». В содержании категории «мир» выделились понятия, относящиеся к миру живой и неживой природы, к миру человека.

Различные миры обладают собственной качественно-своеобразной пространственно-временной структурой. Специфические временные отношения характеризуют внутренний мир личности, который, являясь, по сути, психологическим образованием, включает в себя ценности идеалы человека, его жизненный опыт и ориентации на будущее, чувства, мысли, побуждения. Поэтому динамика внутреннего мира личности подчинена особым временным отношениям, совокупность которых может быть определена как «психологическое время».

С точки зрения психологов, разделяющих концепции абсолютного времени можно выделить только одну исследовательскую задачу – установить взаимосвязь между внешне заданной объективной деятельностью того или иного интервала и его субъективной оценкой. По сути, это традиционные проблемы психологии восприятия времени – оценки, отмеривания, воспроизводства коротких (в пределах десятков секунд) интервалов [23, 10, 22, 9, 27].

Сами по себе эти исследования достаточно продуктивны. Именно в них были получены многочисленные факты и связи субъективной деятельности с характером деятельности человека, его эмоциональным состоянием, уровнем мотивации [24]. Ошибки в отражении длительности интервалов рассматриваются при этом лишь как помехи в некоторых видах деятельности (операторской, спортивной и т.д.).

Время, однако, измеряется не только секундами и минутами, но и годами. И если следовать логике традиционной психологии, то представления о том, что человеческая воля, а не количество прожитых лет определяет истинную продолжительность жизни, окажутся лишь интеллектуальной иллюзией. Но совсем не иллюзорны переживания потерянных, вычеркнутых из жизни лет и представления о долгой и вместе с тем незаметно пролетевшей жизни.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

Текущие исследования в социальной психологии Том 4, № 9, 1999 Джон Хантер, Маурис Стрингер «Приписывающее предубеждение и идентичность в конфликтной области: умеренные эффекты статуса». АННОТАЦИЯ Взаимоотношения между оцениванием групповой идентичности и групповыми приписывающими предубеждениями были обследованы среди школьников из протестантских и католических школ Северной Ирландии. Участникам ...

Если обобщить описанные в художественной, философской и психологической литературе отдельные переживания времени, то их список окажется весьма внушительным. Это оценки последовательности и одновременности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, оценки их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживание сжатого и растянутого, прерывного и непрерывного, ограниченного и беспредельного времени, чувства возраста на различных этапах жизни, представления о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни и жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом. Только ли физическое время отражается во всем многообразии этих переживаний? В чем источники столь богатой феноменологии психологического времени в различных его масштабах – ситуативном, биографическом, историческом? Какую методологическую функцию выполняет общефилософская категория времени в решении данных вопросов? …………………..

Заключение

Работа посвящена изучению сложной психологической категории — временной перспективе, содержание которой проявляется в представлениях личности о своем будущем. Первая глава работы посвящена анализу современных представлений о категории времени в психологии. Особое внимание уделяется проблемам временной перспективы и детерминантам, определяющим ее содержание.

В ходе эмпирического исследования определялись представления о будущем у подростков и работающих специалистов, а также уровень социального благополучия взрослых людей. Для этой цели использовались биографическая анкета и анкета «Социальное благополучие». Результаты, полученные с помощью биографической анкеты, обрабатывались с помощью контент-анализа.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Мужчины, в отличие от женщин в своем будущем больше места отводят бытовым событиям вообще и текущим бытовым делам в частности. Женщины же в отличие от мужчин больше внимания уделяют биографическим событиям, в особенности семейным и личностно значимым событиям.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

2. У девочек-подростков в отличие от мальчиков-подростков в представлениях о будущем более выражены такие категории как отдых, дополнительное обучение и саморазвитие, а также социальная активность.

3. Существуют значимые различия в частоте встречаемости отдельных категорий ответов в представлениях о будущем работающих специалистов и старшеклассников. Так, например, работающие специалисты в большей степени уделяют внимание в своем будущем событиям, относящимся к бытовым событиям, отдыху и здоровью, заботе о близких людях.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии различий в представлениях о будущем у взрослых и подростков, а также у представителей разного пола. Так, взрослые мужчины (в отличие от женщин) в своем будущем больше места отводят бытовым событиям, а меньше — биографическим событиям. У девочек-подростков в отличие от мальчиков-подростков в представлениях о будущем более выражены такие категории как отдых, дополнительное обучение и саморазвитие, а также социальная активность. Работающие специалисты, в отличие от старшеклассников, в большей степени уделяют внимание в своем будущем событиям, относящимся к бытовым событиям, отдыху и здоровью, заботе о близких людях.

Список литературы

1. Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени. Рига, 1997

2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1., М., 1980.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. – 296с.

6. Анцыферова Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал.- 1993.- Т. 14. -№ 2.- С. 16-24

7. Асеев В.Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал, 1981, Т.2., №6, с. 28-37

8. Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука. 1998. 259 с.

4 стр., 1584 слов

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей Человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества, что с очевидностью сказывается на его поведении. В настоящий момент нет ...

9. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Кауфман Д.А., Николаенко Н.Н. О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени. Л., 1998. 124 с.

10. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 169-179.

11. Беленькая Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях// Исследования по психологии восприятия. М.: Наука, 1998. 324 с.

12. Белинская ЕЛ. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии, 1999, № 3(19), ее. 140-147, с. 141.

13. Березина T.H. Жизненный путь личности; осознаваемые и неосознаваемые аспекты / Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 313-322.

14. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях.- М., МПСИ 1997.

15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).

– М.: Издательство МГУ, 1984. – 200с

16. Вудроу Г. Восприятие времени. М.: Изд-во «Иностранная литература». 1996. 859 с.

17. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии, 1969, №9, с. 88-98

18. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев. Наукова думка. 1988, 144с.

19. Головаха Е.И. Кроник А.А. Понятие психологического времени. / Неврология и психиатрия, Выпуск 15, Киев: Здоровье, 1986, с.199-213

20. Головаха Е.И., Кроник АЛ. Психологическое время личности. Киев, 1984. С. 30-33.66-67.

21. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии.- 1969.- № 3. – С. 81-94

22. Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования». – М.: Педагогика, 1980.- 240 с.

23. Джебраилова Т.Д. Восприятие и воспроизведение временных интервалов у лиц с разными характеристиками ?- и ?-ритмов // Физиология человека, 1995, Том 21, №4, с. 86-91

24. Дмитриев А.С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени).

М.: Педагогика. 2000. 347 с.

25. Дроздова А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности. Екатеринбург, 1996. 198 с.

26. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение Литературное произведение: общие понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 47-62

27. Жаров А.М. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность. Л., 1999. 124 с.

28. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник МГУ, серия 14 психология, 1983, №4, с. 46-53

29. Зиммель Г. Проблема исторического времени // Г. Зиммель. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.

30. Каган М.С. Время как философская проблема. М.: Педагогика. 1998. 117 с.

31. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы психологии, 1982, №10, с. 117-124

32. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // категории материальной диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовай. М.: Наука, 1988, с. 216-230

33. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 225с.

34. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192с.

35. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992с. (Серия «Мастера психологии»)

36. Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени. М., 1996. 167с.

37. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия. М.: Наука. 1997. 373 с.

38. Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников // Вопросы психологии, 2000, №4, с. 19-28

39. Меринг Т.А. Категория «время». Структурно-функциональные основы механизмов отсчета времени // Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О.С. Адрианова. М.: Медицина, 1985, с. 123-133

40. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций) // Социологические исследования.- 2002.- № 7.- С. 61-67.

41. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977

42. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал, 2000, Том 21, №4, с. 5-21.

43. Муладжанова Т.Н., Николаева В.В. Изменение временной ориентации личности в ситуации хронического стресса, вызванного тяжелым заболеванием // Неврология и психиатрия, Выпуск 15. Киев: Здоровье, 1986, с. 14-17

44. Наумова Н.Ф. Время человека // Социологический журнал. -1997.- № 3.- С. 159-176.

45. Наумова Н.Ф., Пригожий А.И., Горяинов В.П. Связь субъективного времени и социальных характеристик респондентов // Российское общество: социологические перспективы. -М., 2000. С.321-342.

46. Попова ИМ. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социологические исследовании.- 1999.- № 10.- С. 135-145.

47. Попович В.В., Москвин В.А. Особенности психологического времени при хроническом алкоголизме // Вопросы психологии, 2002, 33, с 68-79

48. Рябцева Н.К. Аксиологические модели времени //Логический анализ языка: Язык и время. М., 1997. С. 78-95, 83.

49. Сурина О.Е., Лупандин В.И., Ермишина Л.А. Некоторые закономерности изменения субъективного временного эталона // Физиология человека, 1991, Том 17, №2, с. 5-10

50. Тишков В.А. Восприятие времени // Этнографическое обозрение.-2002.- №3.- С.14-24.

51. Успенский Б.А. История и семиотика. Восприятие времени как семиотическая проблема. Статья 1 //Труды по знаковым системам. XX1L Вып. 831. Тарту, 1988. С. 73-74.

52. Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология, М., 1978, Выпуск 6, с. 88-135

53. Хомик В.С., Кроник А.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии, 1988, №1, с.98-106

54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.

55. Чуприкова Н.И., Митина Л.М. Теоретические, методологические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени // Вопросы психологии, 1979, №3, с. 16-24.

56. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 78-79.

57. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия).

М., 1994. С. 84.

Приложение 1

Профессия_________________________

Инструкция: Напишите 15-20 событий Вашей жизни, относящихся с Вашему будущему. Укажите примерный возраст, в котором событие предположительно произойдет.

№ Описание события Возраст Значимость Зависит от

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Оцените каждое событие по степени значимости для Вас, используя пятибальную шкалу, где: 1- «совсем не значимо», 5 – «очень значимо».

Оцените также, насколько то, что произойдет, зависит от Вас: 1 балл – «Абсолютно не зависит от меня», 5 баллов – «полностью зависит только от меня».

Приложение 2

Кодировочная матрица для контент-анализа.

Категории

Примеры эмпирических индикаторов

1) Бытовые события 1а — Текущие бытовые дела Ремонт в квартире, смена старой машины, покупка вещей и т.д.

1б — Благоустройство Переезд на постоянное место жительства зарубеж, обставить квартиру, купить дом, дачу, машину и т.д.

2) Биографические события 2а — Семейные и личностно-значимые события жизни Окончание ребенком школы, ВУЗа; Женитьба, замужество, рождение ребенка, смерть родственника и т.д.

2б — Забота о близких Вылечить ребенка, помощь детям в устройстве на работу, в поступлении в ВУЗ, помощь стареющим родителям и т.д.

3) Социально-полезная деятельность 3а — Карьерный рост Написание диссертации, устройство на работу, окончание обучения (школы, ВУЗа), увольнение с работы, выход на пенсию, повышение по службе, организация собственного дела и т.д.

3б — Дополнительное обучение и саморазвитие Самообразование; обучение иностранному языку, обучение вождению машины, вертолета;

3в — Социальная активность Создание центра, организация конференции, знакомство с интересными людьми, написание книги, биографии, расширить круг знакомств, наладить отношения в группе и т.д.

4) Отдых и здоровье 4а — Отдых, путешествия Поездки по стране и за рубежом, походы в горы, вокруг света. Посещение музеев, театров, дискотек, кино и т.д.

4б — Здоровье Оздоровительные мероприятия и занятия спортом. Стремление следить (заняться) своим здоровьем.

5) иное В данную категорию вошли те фразы, которые не подходят в ранее выделенные или не понятные. Жить без болезней, спокойно прожить, чтобы все было хорошо, ускорить процесс выздоровления

6) мечта События, связанные с осуществление мечты Купить озеро, остров. Спрыгнуть с парашютом, полететь в космос и т.д.

7) смерть Категория, выделяемая школьниками Смерть.