Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него человека комплекс оживления.

Дисциплина Возрастная психология

1.Возрастная психология возникла в первой половине XX в.

2.Предметом исследования возрастной психологии является: возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов;

3.Теория культурно-исторического развития психики разработана Л.С. Выготским;

4.Разница между тем, что ребенок может сделать с помощью взрослых и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, в психологии носит название: зона ближайшего развития;

5. Зона актуального развития –реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей

6. Физический возраст характеризуется как время жизни ребенка в годах, месяцах и днях;

7. Психологический возраст — достигнутый ребенком уровень психического развития в определенном возрасте.

8.Проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста инфантильность;

9. Сензитивные периоды – это такие периоды развития, во время которых организм более восприимчив к тому или иному научению.

10. Движущими силами психического развития в отечественной психологии выступают внутренние противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями ребенка в онтогенезе.

11. Ведущим видом деятельности в возрастной психологии называют: деятельность, которая обуславливает изменение в психических процессах и личности ребенка;

Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой с позиций отечественной психологии является смена ведущего типа деятельности

13.Считал, что процессы развития идут вслед за процессами обучения Ж.Пиаже;

Для формирования у младенца доверия к окружающему миру необходимо эмоциональное общение со взрослыми.

15. Автором возрастной периодизации психического развития, основанной на смене ведущего вида деятельности является Д.Б. Эльконин;

Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него человека комплекс оживления.

17.Детская игра, в которой ребенок воспроизводит события реальной жизни людей, рассказов, сказок и пр., называется сюжетная;

18.Основными компонентами сюжетно ролевой игры являются сюжет и роли;

2 стр., 923 слов

ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...

... задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся ... и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями; 2) непосредственностью и откровенностью выражения своих ... своей специфики не без трудностей. В психологии принято подразделять эмоции на стенические и ...

19.Характерной особенностью мышления дошкольника является познавательный эгоцентризм, который проявляется как неумение встать на позицию другого

20.Помогает планировать и регулировать ребенку-дошкольнику свои действия эгоцентрическая речь;

21.Важным личностным механизмом организации деятельности ребенка – дошкольника является соподчинение мотивов, что может проявляться как принятие решения в ситуации выбора одного предмета (действия) из нескольких.

22.К концу дошкольного возраста у ребенка начинает формироваться произвольноевнимание, которое характеризуется умением контролироватьсвою деятельность в процессе выполнения.

23. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка младшего школьного возраста должны стать их произвольность

24.У учащихся младших классов главным авторитетом является учитель;

25. Усложнение сюжетно-ролевой игры в период дошкольного возраста связано в первую очередь с усложнением ее содержания;

26.Вместе с осознание своей уникальности, неповторимости, непохожести на других ребенок часто испытывает чувство одиночества. Это характерно для подросткового возраста;

27. Структура учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину) состоит из следующих компонентов учебная задача, учебные действия и операции, самоконтроль и самооценка;

28. Избирательность к учебным предметам, связанная с профессиональным самоопределение больше всего характерна для детей раннего юношеского возраста.

29.В младшем школьном возрасте в учебной деятельности преобладает непроизвольноевнимание;

30.Стеснительность, напряженность и скованность в общении со сверстниками противоположного пола – характерная особенность детей подростковоговозраста

31.Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение являются характеристикой раннего юношеского возраста.

32.Осознание значения убеждений и нравственных принципов, их роли в формировании своей личности характерно для раннего юношеского возраста.

33.Проявление растущим организмом каких либо признаков, унаследованных от его далеких предков, выполняющих ранее важную приспособительную функцию, со временем утраченную, называется атавизм;

34.Отождествление ребенком себя с человеком определенного и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения –полоролевая идентификация;

35.Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для человека (ребенка) во внутреннее, называется интериоризация; Экстериоризация – обратный процесс

36.Понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности – направленность личности;

37.В отечественной психологии в классификации методов (по Б.Г. Ананьеву) выделяют следующие группы:

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как ... ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности ...

· организационные методы;

· эмпирические методы;

· методы обработки данных;

· интерпретационные методы;

 

 

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Зигмунд Фрейд(1856—1939

Зигмунда Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе личност­ного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте. Он считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения («бессознательного»)

3 компонента человеческой психики «Ид» — врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основые составляющие — либидо (позитивные любовные, сексуальные импульсы), и танатос,т. е. (деструктивные, агрессивные импульсы)..«Эго»рациональная часть психики человека, «Суперэго»— это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения

Оральная стадия

Анальная стадия

Фаллическая стадия (эдипов комплек(у мальчиков) и комплек­с Электры(у девочек).

Латентная стадия(от 6 до 12 лет).

Генитальная стадия(от 12 до 18 лет).

ТЕОРИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Этапы развития возрастной психологии в России в начале XX столетия

Первые научные разработки в областивозрастной психологии в начале XX столетия осуществлялись с пози­ции биогенетического (П.Блонский, Е.Аркин и др.), социогенетического (А.Залкинд, С. Моложавый, А.Залужный и др.) и тео­рии двух факторов (М.Басов).

Однако уже в 20-е годы Н.Н. Корни­ловым и П.П.Блонским выдвигалась задача формирования новых подходов к психологии развития.

П.П. Блонский.(работы «Психологические очерки», «Память и мышление», «Разви­тие мышления школьника». В центре его внимания — вопросы обучения и развития детей, им изучены представленияшкольников разного возраста (предлагалось написать о солнце, земле и др.):

стадии развития представлений различных групп школьников млад­ших, средних и старших классов. Рассматривал различные сто­роны понимания(узнавание, наименование, перечисление, опи­сание, объяснение) как результат мыслительной деятельности.

Ценность работ П.П. Блонского в том, что, применяя специ­альную методику исследования представлений, памяти и мышле­ния, он делает ценные для учителя выводы об особенностях этих процессов на разных возрастных этапах.

В 30-е гг. XX в. произошли большие достижения в формирова­нии теоретических основ отечественной психологии. К их числу прежде всего относится разработанная Л.С. Выготским,при уча­стии А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева,теория культурно-исторического развития психики, которая стала противостоять биологизаторско­му направлению.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие ... Психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов. История развития ... Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три ... специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают ...

Деятельность ребенка с предме­том и его общение со взрослыми Л.С. Выготский включил в число движущих сил развития и определил их как факторы, формирую­щие психическую жизнь человека. Он пытался понять влияние воз­действий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, ученый исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. При одних и тех же обстоятельствах могут формироваться различные особенности психики. Ее развитие прежде всего зави­сит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок (поня­тие социальная ситуация развития).

Л.С. Выготский пересмотрел вопрос о взаимоотношении обу­чения и развития. Сложные формы психической жизни ребенка формируются в про­цессе общения. Обучение играет ведущую роль в формиро­вании психики,

не всякое обучение эффективно, а лишь такое, которое опережает развитие и ведет его за собой. То, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности («зона актуального разви­тия»); то, что он может сделать совместно со взрослым («зона ближайшего развития»).

Общепризнанные научные заслуги Л.С. Выготского в том, что он ввел новый, экспериментально-генетический, метод исследо­вания психических явлений; разработал учение о возрасте как еди­нице анализа детского развития; предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психи­ческого развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; вы­явил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

В конце 30-х гг. психологи харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин и др.) показали, что в основе развития лежит непосредственная практическая дея­тельность ребенка.

С.Л. Рубинштейна. («Основы общей психо­логии» — проблема формирования психики). Основной закон развития психики, по его мнению, за­ключается в том, что дети созревают и развиваются, лишь воспи­тываясь и обучаясь; ребенок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это оп­ределяет его движение вперед. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым человек овладевает в онтогенезе.

Очень важным для понимания развития психики является проблема единства сознания и деятельности, впервые поставлен­ная в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном.

А.Н. Леонтьев. Ученый сделал попытку объяс­нить своеобразие возрастных особенностей ребенка взаимоотно­шениями, в которые он вступает с окружающей действительнос­тью на различных этапах своего развития. Так, в дошкольном воз­расте ребенок зависит от окружающих людей и должен считаться с требованиями, предъявляемыми к его поведению. Переход от дошкольного детства к следующей стадии развития происходит в связи с поступлением в школу. Вся система отношений ребенка перестраивается. У него появляются новые обязанности перед обществом, от выполнения которых будет зависеть место младшего школьника в классе, его общественная функция и роль. Далее Леонтьев указывает, что положение в системе общественных от­ношений само по себе еще не определяет психического развития, оно только характеризует уже достигнутую ступень. Непосредствен­но же формирование психики ребенка обусловливает ведущая де­ятельность. Именно благодаря ведущей деятельности у него появ­ляются психические новообразования, характерные для данного возраста Предметом глубокого анализа в работах А.Н. Леонтьева явля­ются понятия приспособления и присвоения. Различие между ними, по мнению ученого, заключается в том, что биологическое при­способление — это изменения видовых свойств врожденного по­ведения, которые передаются путем наследственности, а присво­ение — воспроизведение исторически сформировавшихся челове­ческих свойств, способностей, способов поведения. Присвое­ние наиболее эффективно в специально организованной деятель­ности, называемой учением.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ­ков в раннем детстве совпадает с основной линией психическо­го развития - становлением предметной деятельности, освое­нием действий с предметами. Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще ... обеспечи­вают переход ребенка к активному, все более содержательно­му бодрствованию и в то же время создают условия для разви­тия всех психических функций. Поэтому режим ...

Л.И. Божович Психология воспитания,проблемы, связанные с формированием личности ребенка.. Наиболее подробно Л.И. Божович изучает мотивационно-потребностную сферу детей,соотношение на раз­ных возрастных этапах широких социальных мотивов учения и мотивов, идущих непосредственно от учебной деятельности. В ряде работ Л.И. Божович и ее сотрудников изучалась пробле­ма аффективной сферы личности ребенка. Исследование детских аффективных переживаний помогло выявить и охарактеризовать аффект неадекватности, проявляющийся в эмоциональных вспыш­ках ребенка, его упрямстве.

А.В. Запорожецвнес крупный вклад в решение проблем возрастной психологии. Наиболее подробно им была разработана, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане, проблема фор­мирования произвольных движений. Он пришел к выводу, что любой акт деятельности состоит из двух фаз — ориентировочной и исполнительской. Были выявлены формы ориентировочных ком­понентов деятельности и закономерность их функционального и генетического развития. Формирование всех действий происходит от внешних ориен­тировочных действий к внутренним. По мнению Запорожца, ребе­нок в своем развитии проходит ряд своеобразных периодов дет­ства. Основные новообразования в умственном развитии: раннее детство — перцептивные действия; дошкольный возраст — уровень воображаемых преобразований в плане наглядно-образного мыш­ления; школьный— умственные действия осуществляются с по­мощью знаковых систем в плане понятийного мышления.

Н.А. Менчинскаяработала в области педагогической психоло­гии. Ею вычленены основные закономернос­ти процесса усвоения знаний, изучены и психологически обосно­ваны приемы работы над учебным материалом. Менчинская рабо­тала над проблемой предупреждения и преодоления неуспеваемо­сти в школе. Под ее руководством проводились исследования по вопросу формирования научного мировоззрения школьников.

Д.Б. Эльконинвопросыпериоди­зации психического развития детской игры, обучения и воспитания детей шестилетнего возраста, формирования учебной деятель­ности, возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Он занимался не только теоретическими, но и практически­ми вопросами. Им создан экспериментальный букварь. Под его руководством разработаны психологические принципы и экспе­риментальные программы обучения младших школьников.

21 стр., 10494 слов

Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной ...

... установками педагогической деятельности многих школьных педагогов, для которых личность школьника остается на втором плане по сравнению ... фактора биопсихологического, проявляющегося в особенностях психофизического развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это ... опыте внесли ученики Л.С. Выготского -- Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др. Вопросы устойчивости личности ...

Придавая большое значение развивающему эффекту обуче­ния, считая его ведущим принципом любого обучения, отече­ственные психологи П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давы­дов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская и др. предлагают различные пути решения этой проблемы. Так, П.Я. Гальперин, А.В. Запоро­жец особое внимание форми­рованию у детей ориентировочных действий и использованию ха­рактерных для каждого этапа психического развития ребенка ви­дов деятельности.