Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 3

1.1. Особенности развития мыслительной операции «классификация» у старших подростков">развития мыслительных операций в подростковом возрасте 3

1.2. Подходы, методы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 15

Выводы по первой главе 25

Список используемой литературы 26

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте

Совершенствование школьного образования предполагает обновление содержания и методов обучения. Это должно опираться на разработку широкого круга психологических проблем, связанных, в частности, с установлением условий, критериев и характеристик умственного развития подростков. Наиболее важными здесь выступают вопросы о том, какова основная линия развития мышления школьников по мере обучения в средних классах и какие качественные изменения претерпевает их мышление в этот период.

Анализ работ исследователей (Блонский П.П., Кабанова-Меллер Е.Н., Калмыкова З.И., Люблинская А.А., Менчинская Н.А., Пиаже Ж., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Смирнов А.А. и др.) показывает, что ученые изучали разные стороны мыслительной деятельности школьников: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация), формы мышления (суждения, умозаключения, понятия), процесс решения задач (его этапы и их взаимосвязь), виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) [9].

При этом использовались разные подходы. Одни авторы рассматривали мышление школьников многоаспектно. П.П. Блонский помимо развития видов мыслительной деятельности (понимание, наблюдение, объяснение), изучал изменение роли мышления в усвоении знаний (в частности в формировании понятий на разных этапах школьного обучения), изменение качеств мышления (широта, дисциплинированность, критичность), его форм (суждения, умозаключения) и содержания (соотношение в мыслях наглядных и абстрактных компонентов).

5 стр., 2035 слов

Развитие креативного мышления

... , и вам станет по плечу даже гениальность! Развитие образного мышления на все случаи жизни! Развитие образного мышления, казалось бы, актуально для детского или подросткового ... нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление.   Развитие креативного мышления «между делом» ☻ Во время езды на автобусе или ...

На основе проведенных исследований он утверждал, что мышление в ходе обучения в школе становится более широким по объему (благодаря чтению), менее наглядным, более абстрактным, более детальным по содержанию, более дисциплинированным (доказательным, поскольку в школе дети приучаются использовать правила и закономерности), более обоснованным (т.е. более объективным) [1].

Еще более многоаспектным был охват разных сторон мышления школьников у М.Н. Шардакова, который изучал развитие у школьников операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации) и его видов (действенного, образного, понятийного).

В итоге он полагал, что развитие мышления школьников состоит в качественных изменениях действенного, образного и понятийного мышления, в изменении соотношения этих видов мышления в зависимости от содержания обучения (начальная школа или средняя школа), в совершенствовании форм мышления: анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации и систематизации.

Подобным образом представлял развитие мышления школьников А.А. Смирнов, который указывал, что в средних классах, по сравнению с начальными, в мышлении школьника просматриваются более явно тенденции к причинному объяснению явлений, все более развертывается умение обосновывать, доказывать, растет последовательность мышления, систематичность изложения, критичность суждений, умение найти ошибки в доказательствах и рассуждениях.

Другие авторы изучали развитие мышления школьников, выделяя в нем одну сторону, одну ведущую тенденцию, определяющую развитие всех других сторон. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что в основе развития мышления в школьном возрасте лежит борьба содержания мышления с формой, утверждая, что «новое содержание сбрасывает неадекватную ему форму, а новая форма ведет к переоценке, преобразованию содержания: ведущим при этом является содержание» [7].

3 стр., 1230 слов

IV. Общая характеристика развития школьника

... ______________________   IV. Общая характеристика развития школьника 1. Особенности физического развития (заполняется по материалам медпункта школы): а) рост_____ вес______объем грудной клетки_______ б ... ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях обучения и воспитания. Основным принципом изучения школьника должен быть метод ...

В целом рассмотрение работ, в которых авторы характеризовали мышление подростков, позволяет высказать следующие выводы.

В одной группе работ мышление учащихся средней школы рассматривается в полном возрастном диапазоне — с 10 лет (от начала пятого класса) до 17 (по окончании одиннадцатого класса).

При этом развитие мышления характеризовалось в основном с количественной стороны: мышление «…становится более широким по объему…, менее наглядным, более абстрактным, более детальным по содержанию, более дисциплинированным…, более обоснованным…».

В другой группе работ развитие мышления школьников характеризовалось со стороны его качественных изменений. При этом период обучения рассматривался в этих случаях не в полном возрастном объеме учащихся средней школы: в основном брались средние классы (т.е. в экспериментах участвовали дети 10−14 лет).

Следует отметить, что возраст 10−14лет — особый период в развитии мышления в онтогенезе, поскольку именно в средних классах дети впервые приступают к изучению систематических курсов ряда дисциплин (математика, физика, химия, биология), где, в отличие от обучения в начальной школе, представлены подлинно научные понятия. Опираясь на эти понятия, школьники разрабатывают способы своих действий для успешного решения соответствующих задач [5].

Соотнесение теоретических знаний той или иной учебной дисциплины с предлагаемыми конкретными проблемными ситуациями создает благоприятные условия для понимания школьниками существенных оснований своих поисковых действий при решении задач. Это позволяет считать названные систематические курсы и в целом обучение в средних и старших классах решающим условием для формирования у школьников развитых форм теоретического мышления.

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.,2000 18 Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2005 3 Психология семейных отношений с основами ... : курс лекций. Рек. Гос. комитетом РФ по высш. обр.- М.: Центр, 2000 1 Канке В.А. Основы философии.-2002 1 Скирбекк ...

Рассмотрим более подробно, как происходит развитие мыслительных операций в подростковом возрасте.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке (таблица 1).

Таблица 1

Мыслительные операции

№ п/п Операция Характеристика

1 Анализ мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений…

Список используемой литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2000. — 624 с.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Монография / В.А. Аверин. — СПб., 1994. — 216 с.

3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. — 560 с.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1998. — 208 с.

5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 144 с.

6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. — М.: 1976. — 120с.

7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 176 с.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 / Ж. Годфруа. — М.: Мир, 1996. — 496 с.

9. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов; под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 2001. — 167с.

3 стр., 1152 слов

Психология нравственного воспитания: теоретическая основа, структурные компоненты воспитанности, условия, этапы формирования нравственных знаний, убеждений

... Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка ... проблемам. Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, ...

10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 1999. — 368 с.

11. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубровина. — М.: Академия, 2002. — 330 с.

12. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

13. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. — М.: Просвещение, Владос, 1995. — С.5−18.

14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова // Теория и практика воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996. — 340 с.

15. Корягина, О.П. Проблема подросткового возраста / О.П. Корягина // Классный руководитель. — 2003. — № 1.

16. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. — 192 с.

17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992. — 528 с.

18. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. — М.: Педагогика, 2000. — 216 с.

19. Макрушина, О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками / О.П. Макрушина // Вопросы психологии. — 2005. — № 12.

20. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. — М., 2002. — 224 с.

21. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 144 с.

4 стр., 1709 слов

Тема 3. Психология воспитания

... психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В.Габай. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010, - 240с. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие ... , личность, научение, педагогическая психология, развитие, образование, подход, проблема, учение, психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология субъекта образовательной деятельности и его ...

22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 345с.

23. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования / Р.С. Немов. — М: Просвещение: Владос, 1995. — 456 с.

24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. — 512 с.

25. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.

26. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.

27. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. — М., 2002. — 336 с.

28. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — 304 с.

29. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д, 2003. — 345 с.

30. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. — 277 с.

31. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 128 с.

32. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. — М.: Психология, 2001.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector