Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 3

1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте 3

1.2. Подходы, методы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 15

Выводы по первой главе 25

Список используемой литературы 26

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте

Совершенствование школьного образования предполагает обновление содержания и методов обучения. Это должно опираться на разработку широкого круга психологических проблем, связанных, в частности, с установлением условий, критериев и характеристик умственного развития подростков. Наиболее важными здесь выступают вопросы о том, какова основная линия развития мышления школьников по мере обучения в средних классах и какие качественные изменения претерпевает их мышление в этот период.

Анализ работ исследователей (Блонский П.П., Кабанова-Меллер Е.Н., Калмыкова З.И., Люблинская А.А., Менчинская Н.А., Пиаже Ж., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Смирнов А.А. и др.) показывает, что ученые изучали разные стороны мыслительной деятельности школьников: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация), формы мышления (суждения, умозаключения, понятия), процесс решения задач (его этапы и их взаимосвязь), виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) [9].

При этом использовались разные подходы. Одни авторы рассматривали мышление школьников многоаспектно. П.П. Блонский помимо развития видов мыслительной деятельности (понимание, наблюдение, объяснение), изучал изменение роли мышления в усвоении знаний (в частности в формировании понятий на разных этапах школьного обучения), изменение качеств мышления (широта, дисциплинированность, критичность), его форм (суждения, умозаключения) и содержания (соотношение в мыслях наглядных и абстрактных компонентов).

26 стр., 12558 слов

Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения с учетом требований федерального государственного общеобразовательного стандарта

... как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка, а именно: ... как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка. Это следующие ...

На основе проведенных исследований он утверждал, что мышление в ходе обучения в школе становится более широким по объему (благодаря чтению), менее наглядным, более абстрактным, более детальным по содержанию, более дисциплинированным (доказательным, поскольку в школе дети приучаются использовать правила и закономерности), более обоснованным (т.е. более объективным) [1].

Еще более многоаспектным был охват разных сторон мышления школьников у М.Н. Шардакова, который изучал развитие у школьников операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации) и его видов (действенного, образного, понятийного).

В итоге он полагал, что развитие мышления школьников состоит в качественных изменениях действенного, образного и понятийного мышления, в изменении соотношения этих видов мышления в зависимости от содержания обучения (начальная школа или средняя школа), в совершенствовании форм мышления: анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации и систематизации.

Подобным образом представлял развитие мышления школьников А.А. Смирнов, который указывал, что в средних классах, по сравнению с начальными, в мышлении школьника просматриваются более явно тенденции к причинному объяснению явлений, все более развертывается умение обосновывать, доказывать, растет последовательность мышления, систематичность изложения, критичность суждений, умение найти ошибки в доказательствах и рассуждениях.

Другие авторы изучали развитие мышления школьников, выделяя в нем одну сторону, одну ведущую тенденцию, определяющую развитие всех других сторон. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что в основе развития мышления в школьном возрасте лежит борьба содержания мышления с формой, утверждая, что «новое содержание сбрасывает неадекватную ему форму, а новая форма ведет к переоценке, преобразованию содержания: ведущим при этом является содержание» [7].

3 стр., 1230 слов

IV. Общая характеристика развития школьника

... ______________________   IV. Общая характеристика развития школьника 1. Особенности физического развития (заполняется по материалам медпункта школы): а) рост_____ вес______объем грудной клетки_______ ... nbsp; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях обучения и воспитания. Основным принципом изучения школьника должен быть метод ...

В целом рассмотрение работ, в которых авторы характеризовали мышление подростков, позволяет высказать следующие выводы.

В одной группе работ мышление учащихся средней школы рассматривается в полном возрастном диапазоне — с 10 лет (от начала пятого класса) до 17 (по окончании одиннадцатого класса).

При этом развитие мышления характеризовалось в основном с количественной стороны: мышление «… становится более широким по объему…, менее наглядным, более абстрактным, более детальным по содержанию, более дисциплинированным…, более обоснованным…».

В другой группе работ развитие мышления школьников характеризовалось со стороны его качественных изменений. При этом период обучения рассматривался в этих случаях не в полном возрастном объеме учащихся средней школы: в основном брались средние классы (т.е. в экспериментах участвовали дети 10-14 лет).

Следует отметить, что возраст 10-14лет — особый период в развитии мышления в онтогенезе, поскольку именно в средних классах дети впервые приступают к изучению систематических курсов ряда дисциплин (математика, физика, химия, биология), где, в отличие от обучения в начальной школе, представлены подлинно научные понятия. Опираясь на эти понятия, школьники разрабатывают способы своих действий для успешного решения соответствующих задач [5].

Соотнесение теоретических знаний той или иной учебной дисциплины с предлагаемыми конкретными проблемными ситуациями создает благоприятные условия для понимания школьниками существенных оснований своих поисковых действий при решении задач. Это позволяет считать названные систематические курсы и в целом обучение в средних и старших классах решающим условием для формирования у школьников развитых форм теоретического мышления.

Рассмотрим более подробно, как происходит развитие мыслительных операций в подростковом возрасте.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке (таблица 1).

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.,2000 18 Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2005 3 Психология семейных ... М., 2010 1 Поликашева, Н. В. Проектирование системы поликультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] : автореферат ... Рек. Гос. комитетом РФ по высш. обр.- М.: Центр, 2000 1 Канке В.А. Основы философии.-2002 1 ...

Таблица 1

Мыслительные операции

№ п/п Операция Характеристика

1 Анализ мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений…….

Список используемой литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Монография / В.А. Аверин. – СПб., 1994. — 216 с.

3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. — 560 с.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1998. — 208 с.

5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 144 с.

6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: 1976. – 120с.

7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 176 с.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

9. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов; под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167с.

10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.

11. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2002. – 330 с.

12. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

13. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. — М.: Просвещение, Владос, 1995. – С.5-18.

14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова // Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 340 с.

3 стр., 1152 слов

Психология нравственного воспитания: теоретическая основа, структурные компоненты воспитанности, условия, этапы формирования нравственных знаний, убеждений

Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Поэтому в своей основе нравственное воспитание делает акцент на поведенческой стороне. Известно, что внешнее поведение может быть обусловлено разными устремлениями. Учёт мотивов, устремлений, побуждений не охватывается таким подходом к воспитанию. Под нравственным воспитанием мы будем понимать прежде всего воспитание ...

15. Корягина, О.П. Проблема подросткового возраста / О.П. Корягина // Классный руководитель. – 2003. — №1.

16. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. — 192 с.

17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992. — 528 с.

18. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. — М.: Педагогика, 2000. — 216 с.

19. Макрушина, О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками / О.П. Макрушина // Вопросы психологии. – 2005. — №12.

20. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. — М., 2002. – 224 с.

21. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 144 с.

22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 345с.

23. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования / Р.С. Немов. — М: Просвещение: Владос, 1995. – 456 с.

24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. — 512 с.

25. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

26. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

27. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. — М., 2002. — 336 с.

28. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — 304 с.

29. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д, 2003. – 345 с.

30. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. — 277 с.

31. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 128 с.

32. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. — М.: Психология, 2001.