Психологические проблемы воли и безволия

Введение

Актуальность исследования. Проблема безволия продолжает беспокоить человечество. Безволие проявляется в различной физической и умственной деятельности. Характерными её особенностями является снижение общей активности, психическая вялость, колебания там, где необходимость действий очевидна. Безвольные люди не доводят начатого дела до конца, не способны преодолевать даже незначительные трудности, откладывают дело на потом. Они легко отвлекаются от важной деятельности, берутся за маловажные, мелкие, ненужные. Им не присущи стойкие, целеустремленные интересы, самостоятельность и критическое отношение к себе и к другим.

Воля — особая внутренняя сила человека. Слабоволие и безволие — внутренняя слабость человека. Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному. Это внутренняя невидимая сила, с помощью которой человек умеет достигать (цели) и получать то, чего он хочет. Когда, чего-то желая, человек умеет заставить себя сделать что-то трудное, тогда говорят, что у него есть сила воли (сильная воля).

С помощью сильной воли человек может много и подолгу без устали работать и учиться, чтобы получить нужное (достичь желаемого).

Имея волю, человек целеустремленно добивается задуманного и легко преодолевает (побеждает) трудности.

Воля помогает человеку владеть и управлять собой и своими действиями. Проглотить горькое лекарство, прочитать книгу, собрать разбросанные игрушки, заставить себя сесть и сделать, не вставая, все уроки — для всего нужна воля.

Воля закаляется лишь в делах и труде, растет с преодолением трудностей.

Воля без дел и труда (не подкрепленная делами) не растет и не усиливается. Одни желания и слова, без труда и усилий, не могут закалить волю. Чем чаще заставлять себя делать трудное и неприятное, но нужное, тем сильнее станет ваша воля.

Если свою силу воли человек применяет в добрых целях, то и воля становится доброй. А если воля направлена человеком на исполнение плохого желания, то она становится злой.

Мальчик целый час упорно стреляет из рогатки, желая попасть в гнездо на дереве. Он собрал всю силу воли, для того чтобы исполнилось его плохое желание, а значит, его воля, которая помогает ему действовать долго не уставая и терпеливо ждет попадания, — злая.

3 стр., 1330 слов

Понятие воли и силы воли

Понятие воли и силы воли В повседневной жизни мы обычно не затрудняемся в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости. К волевым также относятся и те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств ...

У разных людей сила воли разная.

У кого-то хватит воли, чтобы три часа подряд сидеть и делать уроки без перерыва, а кто-то и пяти минут не может выдержать, подскакивает и начинает играть или заниматься чем-нибудь приятным. Один может собрать всю волю и сам помазать йодом свою рану, а другой даже не может найти в себе силы воли, чтобы утром умыться холодной водой.

Чтобы стать сильным человеком, тоже нужна воля. Гимнастику делают все, но один может заставить себя делать помногу упражнений каждый день в течение нескольких лет, а другой быстро устает и через несколько дней бросает заниматься

Дополнительно: для возбуждения воли в первую очередь нужно умело мотивировать цели и задачи, чтобы желание стало осознанным и окрасилось мысленным творчеством. В дальнейшем сила воли растет, опираясь на собранное, сосредоточенное на горячем желании мышление, воодушевленное верой в себя и в конечный успех задуманного. Значительную роль в устойчивом действии воли играет воображение.

Р.С.Немов в книге «Психологический словарь» даёт следующее определение: «Безволие — отсутствие воли и личной инициативы у человека, его неспособность начать или довести до конца какое-то дело"(с.41).

Маслоу считал, что: «Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность — и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению».

12 стр., 6000 слов

Проблемы воли и безволия в психологии

... Введение Целью данного исследования является изучение проблемы воли и безволия в психологии. Исследование обязано решить следующие ... которыми следует анализ поведения испытуемых, а кроме наблюдения еще представлены беседы, анкетирование и интервьюирование. ... .Опыт переживания неблагоприятных событий; .Опыт наблюдения беспомощных людей; .Отсутствие самостоятельности в детстве [Зелигман, 1997, ...

Целью данного исследования является анализ исследования воли и безволия на примере анкетирования.

Объектом исследования является Анкета (15−20 человек).

Предметом исследования является организация анкетирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:

— изучение психологии воли и волевых свойств личности;

— анализ анкетирования воли и безволия на примере 15−20 человек.

— интерпритация результатов по по проведению исследования.

Работа строго структурирована и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

1. Теоретические основы психологических проблем воли и безволия.

1.1. Психология воли и безволия.

1.2. Волевые свойства личности.

2. Анализ психологических проблем воли и безволия на примере анкетирования.

3. Интерпретация результатов исследования.

Глава 1. Теоретические основы психологических проблем воли и безволия

Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством), т. е. никакой теории, никакого научного анализа воли нельзя было и предпринять. Так же когда-то говорили о теплороде: это некоторая первичная способность, которая находит свое выражение, но сущность ее нераскрываема, потому что она собственно сама себя и порождает; достаточно указать, что теплота порождается теплородом, и никаких дополнительных объяснений можно не привлекать. Применительно именно к воле переодетая теория способностей продолжает существовать до настоящего времени. Достаточно сказать, что даже Джемс, во времена которого уже накапливался большой фактический материал, велись опыты, производились измерения и было немало известно о методах психологического исследования, продолжал стоять на той позиции, что существуют некоторые особые акты. Он их называл актами fiat — «да будет!», используя известное библейское fiat lux — да будет свет и стал свет…

4 стр., 1787 слов

Методология психологического исследования

1.Определение понятия наука. Наука это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Результатом научной деятельности может быто описание реальности, объяснение и предсказание процессов и явлений которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости. Идеалом научного поиска считается открытие ...

Анализ воли все же начался. Стали обсуждать какие-то характеристики волевых процессов (волевых действий), которые отличали эти процессы или действия от других, неволевых. Прежде всего волевым актом по справедливости можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Значит, волевые процессы (волевые действия) противопоставляются и отличаются от всех тех процессов, которые не имеют признака целеподчиненности.

Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И таким образом процессы как бы разделились на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

Но одного указания на целеподчиненность волевых действий недостаточно, потому что существует очень много действий, которые целе-направлены и в этом высоком смысле произвольны, но тем не менее никогда не называются и не могут быть названы волевыми на психологическом языке. И есть другие, тоже целенаправленные действия, которые явно выделяются нами из числа прочих, и к ним прикрепляется это имя — волевые. В классической марксистской традиции волевыми называют действия, подчиненные не только сознательной, но, более того, разумной цели, т. е. такой, которая не только сознается, но ставится как необходимая, разумная, и тогда, например, трудовая деятельность относится к волевой.

3 стр., 1414 слов

Реализация этих действий направлено на решение следующие задачи:

УДК 378 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Скребнева Н.Р.1 1 Тверской государственный университет, Тверь В данной статье рассматривается ряд концепций отечественных и зарубежных авторов по профилактике правонарушений молодежи в контексте социально-исторического развития. Также обобщаются направления работы тьютора по профилактике ...

Поэтому в психология продолжаются поиски тех особенных примет, черт, признаков, отличающих именно волевые акты от неволевых. Прежде всего среди этих признаков часто выделяется наличие выбора. Воля есть там и только там, где целеподчиненное действие происходит в условиях выбора между двумя или многими возможными действиями. Перед Спенсером стоит дилемма: либо ехать в Австралию, либо жениться и остаться в Англии.

Спенсер принимает решение на основе изобретенной им «моральной арифметики»: обстоятельства отъезда, равно как и обстоятельства женитьбы и пребывания в Англии, он баллирует по каждому пункту, расценивая их каким-то количеством очков, затем сосчитывает очки. Выходит, что больше пунктов собирает решение ехать в Австралию. Он остается в Англии и женится. То же происходит с пасьянсом Безухова, который колеблется, уезжать ли ему, оставлять ли ему Москву вместе с войсками или оставаться в Москве, занимаемой Наполеоном. Он раскладывает пасьянс, получает ответ на вопрос и — делает наоборот.

В связи с волей как выбором часто приводят ситуацию Буриданова осла. Даже есть остроумная мысль, которая состоит в том, что осел не обладает возможностью волевого действия и поэтому остается голодным между сеном и соломой, а человек умнее осла, и поэтому, не имея возможности разумно решать, он бросает жребий, а потом следует ему и, таким образом, не умирает от голода.

6 стр., 2937 слов

Категория мотива влечение инстинкт волевой импульс, аффект

Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» Институт педагогики, психологии и социальных технологий Кафедра общей психологии Реферат на тему Категория мотива (влечение, инстинкт, волевой импульс, аффект). Побуждение, направленность деятельности и смыслообразующая функция мотива. Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека. Выполнила: ...

Итак, волевое действие — это действие, осуществляемое по выбору. Выбор есть признак волевого действия. Где нет выбора, там нет волевого действия. Если же мы говорим о выборе, то естественно ввести еще одно понятие — принятие решения. Волевой акт есть действие в условиях выбора, основанное на принятии решения.

Вот вам и развернутая характеристика волевого действия. Тогда вся проблема переходит на проблему выбора — как он строится, на проблему принятия решения — как оно принимается и что это такое, а исследуя эти образующие волевого действия, тем самым мы изучаем и само волевое действие, по крайней мере в некотором приближении.

Но трудность состоит в том, что ни первый, ни второй критерий не оказываются удовлетворительными. Есть ситуации, которые не предоставляют никакого выбора и тем не менее вызывают действие, очень ярко выраженное и, бесспорно, всеми одинаково расцениваемое как волевое. Ситуация очень простая — приказ командира. Выполнить чрезвычайно трудно и, как говорится, надо мобилизовать всю волю. Подняться в атаку и оторваться от земли очень трудно, но альтернативы нет. Она никогда не обсуждается, ее и нет. Действительно, нет альтернативы, выбора нет, нужно действовать и все. Выбор только мы присочиняем, психологически его нет, реально нет. Другая ситуация — наркомания. Очень большой, можно сказать, подвиг воли — бросить наркотик, но ведь разве пользованию наркотиком есть альтернатива? Нет, это не альтернатива, это то, что есть, что течет, не целеподчиненное, и вообще не действие.

И вдруг появляется волевое действие, выкидывается коробка с сигаретами, или разбивается бутылка водки, или выбрасывается наркотик. Тем более не проходит вот это знаменитое принятие решения. Словом, выбор и принятие решения просто необязательные моменты, характеризующие волю.

10 стр., 4571 слов

Основные психологические мотивы, влияющие на решение молодежи жить отдельно от родителей

... практикум” на тему: Основные психологические мотивы, влияющие на решение молодежи жить отдельно от родителей Содержание ... деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, ... делен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора дей­ствий, а ... (<Я хотел жить и отрываться, идти гулять в 4 часа ночи не объясняя ...

А может быть обязательно наличие преодоления препятствий по пути к достижению цели, и когда препятствия нет, то действие неволевое? Если подниматься в атаку понарошку, а не в боевой обстановке (взял и поднялся, лежал, а теперь стою или бегу), никто не признает это действие волевым.

Оно произвольное, целеподчиненное, может быть даже альтернативным (например, в условиях военной игры), но только не волевым в узком смысле, когда говорят: «человек волевой», или «требуется большая сила воли», или «это по-настоящему волевое действие». Если мы сказали, что мы удерживаем целенаправленность и знание дела, т. е. разумную целенаправленность, то тогда, естественно, нам надо искать только специфику. Мы можем допустить и колебания (что лучше — севрюжины или осетрины положить на тарелку?), и выбор. Но чего-то не хватает. Может, не хватает усилия?

Итак, третья характеристика — преодоление препятствий, т. е. наличие препятствий. Если действие совершается беспрепятственно, оно не может быть волевым, даже если оно с выбором и с принятием решения.

Прежде всего нужно сказать, что мы не можем думать только о внешнем препятствии. Внешнее препятствие нам ничего не дает. Известно, что тяжелые наркоманы способны преодолеть любые препятствия, чтобы получить наркотик, но это выражение не воли, а безволия. Известное правило психиатрических клиник, которые занимаются тяжелыми наркоманами, — не спускать с них глаз, они всегда найдут возможность раздобыть наркотик и разовьют для этой цели колоссальную энергию. Значит, внешнее препятствие отпадает.

Теперь представим себе обыкновенное волевое, т. е. целенаправленное, действие. За целью лежит мотив в соответствии с общим положением, которое называют деятельностным подходом в психологии. И тогда легко представить себе очень простую схематическую картину. За целью (указанной кем-то или самим собой) может лежать положительный мотив.

Тогда действие происходит и энергетически (т. е. по затраченному времени, силе, объему работы, который надо провести) находится в известном соотношении с силой мотивации, точнее — мотива. Оно идет и не попадает в категорию волевых. Можно представить себе обратную картину: за целью лежит отрицательный мотив — неделания, и тогда действие просто не идет. Простая альтернатива: положительный мотив — действие идет, отрицательный мотив — действие не идет. Проще быть не может.

Но дело все в том, что действия всегда — это надо запомнить — полимотивированы. Когда я осуществляю какое-нибудь действие, то я вступаю в отношения не только к одному, а к нескольким предметам, которые сами по себе могут выступать как мотивы. Будем рассматривать как простейший случай полимотивированности наличие двух мотивов (на самом деле можем иметь в виду три, сколько угодно, это не играет роли в схематическом анализе).

Опять возьмем банальный случай — оба мотива положительные.

Действие идет. Рассмотрим второй случай — оба мотива отрицательные. Действие не пойдет нипочем. Зачем ему идти? А теперь рассмотрим такой вариант: один мотив положительный, а другой — отрицательный. Возникает ситуация поступка. Это уже не просто действие. Это волевое действие. При этом совершенно все равно, осознаются ли оба мотива, осознается только один или оба не осознаются.

Важно, чтобы эти мотивы были. В ситуации экзамена я нахожусь в двояком отношении: к своим профессиональным обязанностям (к своему долгу) и к экзаменующемуся. Экзаменуя, я не могу не иметь дела с экзаменующимся, но я также не могу не иметь дела с программой, требованием. Что возникает? Возникает отвратительная ситуация. Я не могу поставить четверку, потому что никакой четверки в ответе нет, и я не могу поставить тройку, потому что этим я лишаю стипендии человека, явно в ней очень нуждающегося.

Какое бы решение я ни принял и что бы я ни сделал в этих условиях, поведение (действие) будет волевым: я поставил все-таки тройку… или я все-таки поставил четверку… Итак, волевое действие есть действие, осуществляющееся в условиях полимотивации, когда различные мотивы имеют различные аффективные знаки, т. е. одни являются положительными, а другие — отрицательными. Вот, собственно, первое определение, грубое, недостаточно развитое, указывающее лишь на общее свойство, на общий подход к проблеме.

Принимая эту формулу, мы не требуем обязательности осознания мотивов. Но мы не требуем еще и другого: мы не требуем характеристики этих мотивов, а эту характеристику надо требовать. Почему же все-таки человек действует так, а не иначе? Почему он не может попросту бросить жребий или нипочем не хочет его бросать?

Если мне предложат поставить тройку или четверку по жребию, я буду скорее прислушиваться к себе, к тому, что во мне происходит. Во мне происходит какой-то процесс, это и есть воля — процесс внутренний, очень тонкий и очень сложный. Это каркас, на который я натягиваю свой анализ, грубая схема, векторное сложение мотивов, самое вульгарное, кстати. Потому что они вступают друг с другом в очень сложные отношения. Значит, проникновение в проблему воли потребовало от нас проникновения в мотивационную сферу личности, вот почему воля — глубоко личностный процесс.

И если мы не рассмотрим отношения, которые возникают внутри сознания, порождаясь его развитием, если мы не рассмотрим эти внутренние процессы как самопорождающиеся, мы не сможем решить проблему воли. Значит, нужно вести дальше анализ и по гораздо более сложным и трудным путям. Итак, мы пришли к некоторой схеме всякого действия, которое может быть названо волевым. Еще раз эта схема: действие реализует объективно два разных отношения, т. е. осуществляет две различные деятельности, следовательно, подчиняется двум различным мотивам. В случае, когда один из этих мотивов является отрицательно эмоционально окрашенным, а другой, напротив, положительно, то возникает ситуация, типичная для осуществляющегося волевого действия. Если оба мотива являются положительными, то действие идет, но выпадает из категории волевых. То же самое с отрицательными мотивами, действие просто не идет, его нет.

Безусловно, можно определить, что всякий мотив имеет положительную или отрицательную окраску; безоговорочно, существуют такие альтернативы, по которым их можно расклассифицировать. Простой критерий состоит в том, что если нет другого мотива, а действие идет, значит есть положительный мотив; если действие не идет, то мотив отрицательный или вообще не мотив. Таким образом, всегда есть критерий очень жесткий: имеет ли данный мотив побудительную силу? Если он ее не имеет, тогда это не мотив. Либо он имеет положительную побудительную силу — действовать, либо побудительную силу отрицательную — не действовать.

Если передо мной пламень жаровни или свечи, то действие поднесения руки в обычных условиях не совершается, наоборот, есть тенденция к ее отдергиванию, а в случае с Муцием Сцеволой, напротив, действие идет, потому что тогда есть, будем говорить, супер-мотив и получается типичное волевое действие.

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

1) при выполнении физической и умственной работы;

2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

3) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности.

Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо произвольному усилию (Брагина, Доброхотова, Лурия).

В целом, можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха — смелости; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности).

Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные).

К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это — терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Безволие. Его причины и преодоление.

Безволие большей или меньшей степени проявляется в различных физических и умственных действиях. Характерными его особенностями является снижение общей активности, психическая вялость, колебания там, где необходимость действий очевидна. Безвольные люди не доводят начатого дела до конца, способны преодолевать даже незначительные трудности, откладывают дело на потом. Они легко отвлекаются от важной деятельности, берутся за маловажливе, мелкое, ненужное. Им не присущи стойкие, целеустремленные интересы, самостоятельность и критическое отношение к себе и к другим.

Безволие обусловливается многими причинами. Иногда его вызывают органические или функциональные расстройства в деятельности коры больших полушарий головного мозга, особенно главнокомандующим его участков, диссоциация, разобщенность образов действия и движений, пассивность идей, представлений. К этому приводят различные болезни, особенно употребление алкоголя, наркотиков, вызывающих пассивность умственной деятельности, розладнують тормозную функцию коры больших полушарий головного мозга, в результате чего активизируются подкорковые процессы, в частности эмоции. Но безволие типа «обломовщины», «маниловщины» обусловливается в основном воспитанием. Ограничивания движений и действий детей, стремление во всем помогать им воспитывают в них пассивность, которая становится привычкой, трудно перевоспитывается в старшем возрасте. Формирование у детей трудолюбия, привлечение их к целенаправленных трудовых действий, побуждение доводить начатое дело до конца являются важнейшими мероприятиями преодоление безволие. Физическое воспитание, спорт, различные виды соревнований большой степени способствуют развитию активности, самообладание, сильной воли.

Психологические проблемы воли и безволия — Стр 2

17