СИП ответы к экзамену

1. Понятие управленческое отношение

Управленческие отношения – это взаимодействие людей, участвующих в процессе целенаправленного воздействия, то есть в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемыми подсистемами.

Управленческие отношения – это отношения определённой зависимости, они возникают вследствии объективной необходимости выполнения управленческих функций: планирование, организация и как психологические, так как в их рамках происходит волевое воздействие на психику человека. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.

2. Предмет социологии и психологии управления

Предметом социологии управления являются управленческие отношения, а также способы управленческой деятельности, как особого вида взаимодействий и связей между людьми.

Предметом психологии управления является совокупность психических явлений и отношений в организации

3. Общие закономерности управления

Кибернетика

4. Понятие социальное управление (широкий и узкий смысл)

Социальное управление в широком смысле – развитие и совершенствование общества.

Социальное управление в узком смысле – это управление социальной сферой, определённым пространством жизнедеятельности человека

5. Особенности традиционного типа

Проявляются в консервативности, так как он ориентировалось на воспроизводство прошлого опыта, а новшества и изменения рассматривались как подрыв всего уклада жизни.

стихийности (спонтанности): от человека не требовалось осознания программ жизни, да и не было социальных институтов, которые занимались бы разработкой подобных программ.

6. Виды управленческих отношений

Субординация. Выстраивается по вертикали. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Это всегда двусторонние отношения, то есть с одной стороны администрирование и распорядительство, с другой – исполнительность и подчинение.

Координация, то есть согласование деятельности в ходе реализации определённых целей.

Самостоятельность субъекта

Отношение дисциплины через соблюдение определённых правил и норм

Отношение инициативы

7. Методы психологии управления.

Наблюдение и эксперимент

8. Виды наблюдений.

Простое, самонаблюдение (интроспективный), лонитюдное (длительное наблюдение за простым объектом )

9. Методы социологии управления

организационно – административные

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

... или влияя на них. В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может ... того чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию ... на побуждение людей к достижению общих целей. Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется ...

· система законодательных актов страны;

· система нормативных документов вышестоящих структур управления;

· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;

· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.

· Налоговая система страны;

· Кредитно – финансовый механизм;

· Система заработной платы;

· Система ответственности за качество работы;

· Система стимулирования инновационной деятельности.

социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

10. Управленческое искусство, техника, культура

Управленческая техника — это совокупность конкретных умений и навыков решения управленческих задач.

Управленческая культура — это организация собственной деятельности и деятельности других для наиболее полного раскрытия способностей и творческого потенциала каждого работника.

Управленческое искусство — творческое использование управленческих умений и навыков в нестандартных, нетипичных ситуациях.

11. Законы психологии управления (3 группы)

Три группы законов:

1. Всеобщие – универсальные – диалектики.

2. Общие для больших групп явлений.

3. Частные – специфические.

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Их нельзя запретить, изменить или уничтожить.

Закономерности управления следует воспринимать как частные законы общества. На сегодняшний день они мало исследованы. В управленческой литературе 70-80-х годов о них даны только начальные понятия. В современной управленческой литературе они почти не упоминаются, хотя приводится множество принципов управления, которые вытекают из закономерностей управления.

Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств:

— выявление конкретной общественной потребности,

— исследование потребности на устойчивость или повторяемость,

— исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления,

— выявление устойчивой связи между явлениями.

Закономерности управления:

1. Единства производственных сил и производственных отношений – действует в рамках одной экономической формации.

2. Расширенного товарного воспроизводства – распространяется на несколько общественно экономических формаций и предполагает динамичную последовательность изменений форм товара с приращением стоимости после каждого периода.

3. Планомерного и пропорционального развития народного хозяйства – действует в обществе с государственно регулируемой экономикой, построенной на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики.

4. Распределения общественного продукта по труду – в соответствие с теорией стоимости распределение общественного продукта пропорционально количеству и качеству затраченного труда работника.

5. Возрастания издержек – с ростом производства одного продукта за счет снижения производства другого издержки на производство единицы продукта увеличиваются.

18 стр., 8990 слов

Совершенствование системы управления конфликтами в организации

... - организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления предполагает первичность функций и вторичность структуры управления. Система управления конфликтами ... направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в ...

6. Предельной полезности – выражается в том, что по мере роста потребительских благ их предельная полезность падает.

7. Тенденции падения нормы прибыли (отношение прибыли к стоимости авансированного капитала) – с ростом производительной силы труда и с изменением строения капитала происходит снижение нормы прибыли.

8. Падающей производительности труда и капитала – говорит о снижении эффективности последующих затрат труда и капитала на производство однотипного продукта.

9. Синергии (роста или падения потенциала организации) – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет всегда больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов.

10. Самосохранения – каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого все свои ресурсы (производственные, финансовые, кадровые, технические, материальные, научные, информационные и интеллектуальные).

11. Развития – каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

12. Информированности-упорядоченности – чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую вероятность она имеет для устойчивого функционирования.

13. Эмерджентности (единства анализа и синтеза) – каждая социальная организация стремится настроиться на более экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своих функций и структуры по одной из выбранных моделей развития:

a. Анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ.

b. Создание – реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание.

14. Композиции и пропорциональности (гармонии) – каждая система стремится сохранить в своей системе все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности и пропорции.

15. Рационализации диапазона управления – число прямых единичных, прямых групповых и переменных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены нормы управления: высшее руководство – 4-8 человек; средний уровень – 8-20 человек; низший уровень – 20-40 человек.

16. «Растущая пирамида» Пакерсона – утверждает, что существуют и осуществляются внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией (рост числа сотрудников происходит в среднем за год на 5,7% независимо от роста объема работы).

12. Основные законы определяющих динамику психических процессов

Закон неопределенности отклика (закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур).

Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.

Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов — осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.

13 стр., 6151 слов

Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности ...

... или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как ... безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с активностью, ... проблема агрессивного, враждебного поведения, а так же несдержанности людей по отношению друг к другу, приобретает всё более ...

Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой — различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.

Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками.

13. Социальная структура группы

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие — более строгого и авторитарного (в производственных группах).

Далее роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... то он подражает нормам поведения, бытующим у старших. Нереферентная группа- это такая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека. Антиреферентная группа- это такая группа, поведение и психологию членов которой ...

После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям. /i

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли — очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. Надо дать время че

довеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это применимо не только к деловым отношениям, но и к личным.

Следующий этап в системе ролевого поведения — исполнение роли — имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными).

Когда составляют специальные экспертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Второй «кит» в социальной структуре группы — профессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.

Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности.

Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

14. Уровни развития эммпатии (сопереживание).

Первый уровень (умение выделять эмоциональные жесты, нотки, тон голоса).

Второй уровень (переложить на себя паводки, ощущения, телодвижение, тембр голоса).

Третий уровень (способны не только чувствовать, но и умеют управлять этими чувствами).

15. При знакомстве с человеком, что бросается первым на глаза

ПРИЧЕСКА

16. Чем определяется статус личности в сплоченности коллективах при выполнении сложной деятельности

ДЕЛОВЫМИ И МОРАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ

17. Нижний количественный предел в малой группе и верхний количественный предел (УТОЧНИТЬ у Л.Г)

18. Характеристика групп:

• пирамидальный — системой закрытого типа; построена иерархически, то есть чем выше место, тем выше права и влияние; информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы); каждый человек знает свое жесткое место; в группе ценятся традиции; руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

• открытый — в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей;

• случайный — ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы

• синхронный — когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования.

19. Определение коллектива

группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели.

20. Первичный коллектив и вторичный

Первичной будет являться группа всех сотрудников, которые работают в компании, обычно носят общий характер, общение проходит на обычном деловом, бытовом и эмоциональном уровне, близкий контакт и взаимодействие людей друг с другом не обязательны. Вторичная же группа имеет более узкое значение, это могут быть коллеги, работающие в одном отделе и имеющие общую цель и направленность в труде, как правило, состоит из малых групп людей, более тесно и эмоционально связанных друг с другом.

21. Стадия зрелости коллектива.

В развитом коллективе действуют прочные связки между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по их претензиям. От ношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты

22. Внутренняя структура группы

свойственны лидеры двух типов:

специалист-производственник — занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению; этот тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей;

специалист-психолог — решает межличностные проблемы, снимает напряженность между членами группы и способствует повышению духа солидарности в группе; этот тип является экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности.

23. Понятие стереотипы

относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления.

24. Перцептивная сторона общения (коммуникативная)

процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный характер, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.

5 стр., 2383 слов

Взаимоотношения людей в группе и их динамика

... климата в группах людей, и конечно, рассмотреть динамику взаимоотношений между людьми. Объект исследования - взаимоотношения людей и их динамика. Предмет – взаимоотношения людей в группе государственных служащих. Цель – изучить взаимоотношения людей в группе и ...

25. Стратегия общения —

понимают общую схему действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели к которой стремятся собеседники

26. Механизмы восприятия

Стереотипизация. Социальный стереотип – устойчивый, упрощенный тип социального объекта, формирующийся в условиях дефицита информации на основании представлений своей социальной группы и личного опыта индивида. Носитель стереотипа – группа – общество, в котором индивид крутится.

Идентификация – восприятие человека путем отождествления себя с ним.

Социально-психологическая рефлексия. Попытка понять, как я выгляжу в глазах другого человека.

Эммпатия. Механизм и способность. Способность вчувствоваться во внутренний мир, в эмоциональное состояние другого человека.

Каузальная атрибуция – попытка понять причины и мотивы поведения другого человека.

Интерналы – человек, который всю вину в своих поступках берет на себя.

Экстерналы – человек, который по отношению к себе объясняет свои поступки какими-то внешними проявлениями.(звезды, магнитные аномалии и т.д.)

Поведенческая регидность – негибкость в ситуациях, связана со «сживанием» со своей социальной, профессиональной ролью.

27. Понятие конформизм

податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства

28. Референтная группа

это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.

29. Понятие личности и индивидуальность

Индивидуальность- это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих

30. Эффекты восприятия

Эффекты стереотипизации:

· Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

· Эффекты последовательности:

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

14 стр., 6563 слов

A)к умственной деятельности человека

... с переживанием прекрасного или уродливого в окружающем мире, называются… C)эстетические 87.Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему "Я" в разных ситуациях характеризуется такое его ... как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности: C)демократическом 62.Интерактивная сторона общения - это: D)взаимодействие людей друг с другом 63.Человеческий индивид, включенный ...

Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

· Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется

31. Акцентуация характера

– результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых, приобретенных качеств, выражающих отношения человека к другим людям, вещам, обществу и проявляющихся устойчивых привычных формах поведения.

32. Типы акцентуации

циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;

сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания , трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь», при неудовлетворенной потребности в признании;

20 стр., 9613 слов

Общая характеристика мотивационной сферы человека

... 1 Различия и сходства в мотивации человека и животных Мотивация животных Мотивация человека Сходства У человека и животных при организации своего поведения наблюдается избирательность (предпочтение) ... коре надпочечника, в результате чего из организма вымывалась соль. У человека и животных при организации своего поведения наблюдается ситуативная активность – поведение, детерминированное окружающей ...

дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

конформный — чрезмерная подчитенность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму

33. Типы темперамента

Сангвиник — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Флегматик — медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно.

Холерик — отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом.

Меланхолик — психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное

напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

34. Личностные особенности персонала

Ломака — таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение.

СИП ответы к экзамену — Стр 2

Любитель решать все с ходу. В противоположность Ломаке человек этой категории должен непременно принять решение к концу встречи.

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся.

Наставник. В противоположность Разведчику, Наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе.

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать Хвастуну нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, переищите к делу, которым предстоит заниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку Хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не выглядит нарочито.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Можно просто усесться поудобнее и насладиться повествованием Рассказчика. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности.

Предназначение и привязанность Ударников — это работа, так что вам, вероятно, придется услышать, что они «работают как проклятые». Отнеситесь к этому сочувственно и выразите восхищение их преданностью делу.

Человек, вынашивающий скрытые планы. Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем иной.

Доморощенный Психолог. Этому надо непрерывно анализировать все, что вы ни скажете или ни сделаете. Не подумайте, что это касается вас одного. Тем не менее такому человеку нужно подтверждение его домыслов, поэтому подыграйте

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если общаясь с подобным субъектом, будете выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Точно также старайтесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуальным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то личные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его манеру поведения.

Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать

35. Приемы общения

Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым идет общение. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями.

Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». Возникает чувство защищенности у человека, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, что ведёт также к образованию положительных эмоций.

Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем другого человека. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение.

Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями

36. Типы атрибуции

личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

37. Атрибуционные процессы

38. Специфика функции правого и левого полушария

(УЧИТЬ В ТЕТРАДИ)

39. Кто из ученых установил между самотипом и психотипом

Шелдон

40. Вербальные ключи доступа для репресистем.

Визуальная, видение, видеть, рассматривать, с моей точки зрения, под углом зрения, в фокусе, ярко, смутно, перспективы, смутно вижу суть вопроса, никаких перспектив, ясный, туманный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, мелькать, темный, пестрый цветастый, ракурс

Аудиальная (слуховая), слушать, звучать, я вас слушаю, я прислушиваюсь, тихо, шумно, громко, мелодично, настраивать, звенеть, согласовывать, скрипеть, кричать, оглушать, скрежетать

Кинестетическая (моторночувственная), чувствую, ощущаю, схватываю, схватываю суть проблемы, зажатый, скованно, свободно, удобно, остро чувствую, остро ощущаю, притрагиваюсь, теплый, гладкий, мягкий, орудую, хватаю, тугой, шероховатый, тверды й, тяжелый.

Обонятельновкусовая — пахнуть, вкусный, пресный, соленый, острый, сладкий, несвежий, терпкий, кислый, горький, ароматный

Неопределенная — думать, знать, понимать, воспринимать, учитывать, изменяться, помнить, верить, милый, уважаемый