Вопросы к экзамену по Социальной методологии Оглавление

1.Качественные, количественные методы исследования. 1

2.Проект исследования (проблема, объект, предмет, цели, задачи, рабочие гипотезы) 2

3.Цели, задачи, технические средства разведочного, описательного и каузального исследования. 3

4.Понятия измерения, шкалы, индикатора в социологии. 3

5.Типы шкал (номинальная, порядковая, интервальная, относительная).

4

6.Составляющие надежности шкалы. 4

7.Шкала Лайкерта. Семантическая дифференциальная шкала. 6

8.Шкала Богардуса. Шкала Гуттмана. 6

9.Шкала Терстоуна. 7

10.Социометрические методы. 8

11.Проективные методы исследования. 8

12.Социальный эксперимент. 10

13.Контент-анализ. 11

14.Анкетный опрос. 12

15.Наблюдение как метод социологического исследования. 12

16.Типы выборок и формирование простой случайной выборки. 13

17.Стратифицированная и групповая выборки. 14

18.Простая табуляция. Таблица частотного распределения. Мода. Гистограмма. Кумулята. Медиана. Квартильный размах. Статистические понятия среднего, дисперсии, стандартного отклонения. 14

19.Методы прогнозирования социальных процессов. 15

20.Использование корреляционного анализа в социологических исследованиях. 17

22.Факторный анализ. 17

  1. Качественные, количественные методы исследования.

Методы исследования:

  1. Качественные методы — глубина, рефлексия, понимание, уникальность. Недостатки – субъективизм. Достоинства – можно смотреть с разных сторон, не единственный подход
  2. Количественные методы – статистика, измерение, сравнение объектов. Недостатки – потеря индивидуальности, упрощение

Верификация присуща обоим методам

Качественные методы в социальной методологии:

  1. Фокус – группа
  2. Нестандантизированное наблюдение
  3. Глубинное интервью
  4. Анализ литературы
  5. Проективные методы (сопоставить что то с чем – то)

Количественные методы в социальной методологии:

  1. Анкета
  2. Опрос
  3. Стандартизированное наблюдение
  4. Контентный анализ

Правильное использование методов – объединение их, верификация.

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... горе, разработали методику для качественной и количественной оценки восприятия эмоциональных проявлений ... методики аудиторского анализа). Многочисленные исследования были посвящены аппаратурному (объективному) анализу речи с ... Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­ ... врачей-экспертов по специальной многомерной шкале, которая вклю­чала сниженное ...

  1. Проект исследования (проблема, объект, предмет, цели, задачи, рабочие гипотезы)

Основные компоненты получения знаний:

Программа исследования. Все работы выполняются по определенному стандартному сценарию. Что исследуем, зачем и кому надо.

Программа исследования: (ее нужно разработать)

Вся группа возьмет одну тему и разработать.

  1. Актуальность (зачем?) Знание должно быть для чего то нужным. — Уменьшать незнание. Четко определять незнание. Горизонт знания.

— Практическая целесообразность. Нужны знания для того что бы уменьшить степень неопределенности при принятии решения. Несколько альтернативных вариантов принятия решений. Выбрать то что подойдет лучше.

— Знание о проблемных ситуациях. Разведывательные исследования. Задача понять проблему.

(Полстранички – страничка).

Пишем кто изучал, зачем изучал. Что неизвестно

  1. Цели исследования.Таким образом, нам надо исследовать. Изучить, понять…. Например: изучить рекламную коммуникацию, исследовать …
  2. Задача исследования. Каждый раздел текста имеет соответствующую задачу. Например первая задача: Выявить основные функции имиджа предприятия. Вторая : проанализировать взаимовлияние внутреннего и внешнего имиджа. ..Выявить, проанализировать, исследовать и т.д. Разбить цель на три задачи.
  3. Объект и предмет исследования. Объект должен быть шире. Предмет суживает. Объект – массовое сознание современной молодежи, предмет – мнение студентов. Объект – изучение предприятия, а предмет – определенное предприятие. Четко определиться что изучаем и зачем изучаем. Конкретика.
  4. Гипотезы исследования. Гипотезы – исследования, которые можем доказать или опровергнуть. Если у меня есть гипотеза, я знаю что я буду исследовать. Гипотезы – основания и гипотезы следствия. (Три гипотезы, которые мы будем проверять в своем исследовании) Например: я изучаю имидж предприятия. 1 гипотеза – предприятие имеет позитивный внутренний имидж, 2 предприятие имеет позитивный внешний имидж, соответственный стратегии развития компании, 3 имидж – внутренний внешний имидж не противоречат друг другу. (Объем 2 страницы)
  5. Основные понятия. Дать определение основным понятиям которые изучаем.

  1. Цели, задачи, технические средства разведочного, описательного и каузального исследования.

Разведочное исследование— маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований. Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос ряда специалистов по данной проблеме.

Среди методов проведения разведочных исследований можно выделить следующее: анализ вторичных данных, изучение прежнего опыта, анализ конкретных ситуаций, работа фокус-групп, проекционный метод.

Описательное исследование— маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, например, демографической ситуации, отношения потребителей к продукции компании. При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: Кто, Что, Где, Когда и Как. Как правило, такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения наблюдений и опросов, постановки экспериментов.

Казуальное исследование— маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследование лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «Если X, то затем Y». Казуальные исследования можно осуществлять на основе адаптированного под цели данного исследования метода логико-смыслового моделирования, путем использования ряда математических методов, например, факторного анализа. Однако наиболее позитивные результаты получаются при постановке экспериментов.

  1. Понятия измерения, шкалы, индикатора в социологии.

Измерение – познавательная операция, включающая сравнение опытным путем измеряемых и известных величин, выполенение логических и вычислительных действий и представление информации в числовой форме.

Измерение – процедура, с помощью которой оьъекты измерения рассматриваются как носители определенного соотношения, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы.

Измерительная шкала – это основной инструмент, используемый для измерения.

Основная идея – замена интересующих нас эмпирических объектов другими (математическими) объектами, более удобными и обращении и доступными.

Предметы шкалирования:

  • признак, подлежащий измрению
  • множество шкальных значений
  • правило назначения шкальных значений

  1. Типы шкал (номинальная, порядковая, интервальная, относительная).

Вид шкалы

Отношения, определенные на множестве шкальных значений

Допустимые преобразования

Примеры признака

Номинальная шкала (шкала наименований, классификационная шкала)

На множетсве шкальных значений определено отношение эквивалентности

Произвольные, взаимооднозначные преобразования

Национальность, семейное положение, род занятий

Порядковая (ординальная)

На массиве шкальных значений определено отношение порядка

Произвольные, монотонно-возврастающие значения

Уровень образования, военные ранги, разряды тарифной сетки

Интервальная

Отношение порядка определено не только на множестве шкальных значений, но и на множестве разности шкальных значений

Положительные линейные преобразования

Год рождения, температура по Цельсию

Шкала отношений

Отношение порядка определено не только на множестве шкальных значений и на множетве разности, но и на множестве отношений частных шкальных значений

Положительные преобразования, подобия

Доход, рост, температура по Кельвину

Составляющие надежности шкалы

    Шкала – специально разработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта (присваивания или числовых значений).

    Основные этапы шкалирования:

    1. построение теоретической классификации (интерпретация)

    2. поиск эмпирических индикаторов для разработанной теоретической схемы концепта (операционализация)

    3. тестирование получившейся шкалы

    Требования к шкале:

    1. Полнота охвата (каждому измеряемому объекту должно найтись место на шкале);

    2. Непротиворечие (один и тот же объект на одной и той же шкале не может иметь более одного места);

    3. Единое основание классификации (шкала должна быть одномерной);

    4. Шкала должна обладать хорошей воспроизводимостью (при дальнейшем измерении того же объекта по той же шкале результат не должен сильно отличаться);

    5. Расстояние от одной позиции до другой должно быть примерно одинаковым.

    В качестве шкалы могут выступать: процесс получения ответа респондента на вопрос анкеты, способ получения значений некоторого индекса, разного рода тесты и т. д. Совокупность шкальных значений интересующих социолога объектов, как правило, бывает определена не однозначно, а с точностью до допустимых преобразований шкалы.

    При конструировании шкал в прикладной социологии соблюдаются еще такие требования, как точность и надежность.

    Точность шкалы– эта характеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования число о данных свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.

    Надежность шкалы– ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

    Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и «расщеплением» текста на две части с параллельной их проверкой в группе.

    Основными индикаторами качества шкалы могут выступать две основных характеристики:

    · Надежность — воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости от случайных факторов.

    · Валидность — степень соответствия собранной информации и той, которую планировали получить.

    Результаты – должны быть одинаковы, устойчивы.

    1. Шкала Лайкерта. Семантическая дифференциальная шкала.

    Набор суждений с которыми люди либо соглашаются, либо нет. Обычно рассматривается как шкала степени «согласия-несогласия». По шкале Лайкерта присваивается оценка или назначается вес каждой строке в матрице, обычно от 1 до 5. Эта шкала предназначена для получения суммарной оценки для каждого из респондентов (средняя оценка), и при этом утверждение будет представлять собой различные аспекты одного и того же отношения.

    Семантический дифференциал, семантическая дифференциальная шкала — семибалльная шкала с крайними точками, являющимися противоположными отметками. Как правило, респонденты оценивают объекты по нескольким пунктам с помощью семибалльных шкал, ограниченных по краям противоположными прилагательными, такими как «холодный» или «теплый». Применение этой шкалы иллюстрирует пример оценки респондентами Sears по пяти характеристикам.

    Шкала Богардуса. Шкала Гуттмана

      С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями.

      Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия. Максимальная социальная дистанция означает, что человек (этнос) держится обособленно, автономно. Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях.

      Шкала социальной дистанции дает возможность определить два основных показателя, каждый из которых имеет два варианта, оценивающих возможную и реальную социальные дистанции. Первый показатель — социальная приемлемость отражает стремление к взаимодействию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом. Второй показатель — социальная экспансивность — отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, тем плотнее их взаимодействие. Поэтому изучение этнических общностей с помощью шкалы социальной дистанции дает возможность определить и степень выраженности этнических чувств.

      Шкала Гуттмана. Цель Гуттмана заключалась в построении однородных шкал посредством кумулятивных высказываний. Он критиковал все существующие шкалы за их «многомерность» и отмечал, что если мы имеем ряд каких-то показателей, то в нем наблюдается определенная последовательность. Шкалограммный анализ Гуттмана предполагал такой порядок расположения пунктов по шкале, чтобы в зависимости от ответов все опрошенные могли быть размещены на ней в один ряд — «по ранжиру». Это означает, что балл установки респондента однозначно отображается на шкальном континууме. Все отвечающие положительно на данный опрос размещаются в начале ряда, а отрицательно — в конце.

      Методика Гуттмана состоит из восьми этапов.

      • Первый этап. Подбор суждений. Исследователь априори выбирает суждения, относящиеся к установке людей на изучаемый объект или явление. В состоянии ли эти суждения образовать шкалу решается экспертной проверкой. Требования к суждениям следующие:

      наличие двух альтернативных ответов — только «да» или «нет»;

      нацеленность на изучение какой-то одной специфической области;

      расположение по кумулятивной (накопительной) шкале, т.е. если респондент дал положительный ответ на первое суждение, то существует большая вероятность того, что и на последующие он даст положительные ответы.

      • Второй этап. Подбор экспертов.
      • Третий этап. Экспертная оценка предложенных суждений.
      • Четвертый этап. Процедура обработки данных.
      • Пятый этап. Проверка шкалы на воспроизводимость.

      Суждения считаются пригодными для шкалирования, если коэффициент воспроизводимости  0,85. Он характеризует степень приближенности к идеальной шкалограмме, в которой коэффициент воспроизводимости равен 1,00.

      • Шестой этап. Отбор надежных суждений.

      Если коэффициент воспроизводимости меньше 0,85, тогда отбрасываются суждения, дающие много ошибочных ответов. Строится новая шкалограмма и высчитывается новый коэффициент воспроизводимости. Эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут отобраны надежные и значимые суждения. Шкала с коэффициентом воспроизводимости не менее 0,85 готова.

      • Седьмой этап. Проведение опроса респондентов. При массовом опросе все суждения тасуются в беспорядке.
      • Восьмой этап. Математическая обработка полученных данных.

      Ранг каждого респондента определяется по сумме набранных им баллов. Затем высчитывается среднеарифметический ранг данной категории обследованных. Сравнивается с рангами других категорий. Можно сравнить, например, ранги представителей различных профессий, демографических, этнических и прочих групп, провести корреляционный, факторный анализы и прочее. Среднестатистический ранг категории показывает общую установку этой группы людей на изучаемый объект или явление.

      1. Шкала Терстоуна.

      Построение Ш. Т. включает ряд операций:

      1) сбор большого числа высказываний по существу изучаемой установки;

      2) исключение из списка неясных, двусмысленных суждений, а также тех, которые могли бы понравиться людям с против. аттитюдами;

      3) сортировка оставшихся высказываний группой экспертов по 11 категориям соответственно степени благоприятного или неблагоприятного отношения (при этом эксперт, независимо от собственного аттитюда, заносит в рубрику А высказывания, характеризующие крайне позитивную оценку, в F — нейтральные, а в K — крайне негативные и т. д.);

      4) статистическая обработка результатов (вычисление средних значений каждого высказывания и оценка разброса);

      5) формирование окончательной равноинтервальной шкалы измерения, в которую включают ок. 20 высказываний: а) по которым мнения экспертов были примерно одинаковыми и б) которые попадают в примерно одинаковые интервалы на шкале установки; при этом каждому вербальному пункту шкалы соответствует значение показателя на числовой шкале, определяемого на основе оценок экспертов.

      Процедура измерения заключается в выборе респондентом тех высказываний, с которыми он согласен, и подсчете среднего значения всех выбранных показателей, характеризующем общую оценку аттитюда. К преимуществам Ш. Т. относится примерное равенство интервалов, что дает возможность использовать более широкий круг статистических методов. Ограничения:

      1) трудоемкость конструирования;

      2) необходимость по возможности минимизировать влияние на экспертов их собственных аттитюдов, что обычно достигается за счет большого числа экспертов

      Социометрические методы

        МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ — в основе — принцип выбора партнера для совместных действий. Лицо, выбираемое наибольшим количеством членов группы, имеет высокий статус; не выбранное ни одним — низкий статус. Однако эта методика не позволяет выяснить причины и содержание тех или иных отношений, их ядро мотивационное.

        Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

        1. Проективные методы исследования.

        Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

        • Особенностями стимульного материала;

        Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

        • Особенностями поставленной перед респондентом задачи;

        Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

        • Особенностями обработки и интерпретации результатов.

        Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

        В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик. Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

        Классификация проективных методик

        • Методики дополнения. Стимульный материал:
        • Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).
        • Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).
        • Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).
        • Методики интерпретации. Стимульный материал:
        • набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
        • Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).
        • Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
        • Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент

        Социальный эксперимент

          Под социальным экспериментом понимается метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

          Социальный эксперимент предполагает искусственное построение социальной ситуации с целью получения нового знания, обогащающего социальную практику. Основное назначение эксперимента— проверка гипотез, в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент дает не только описание состояния или изменений объекта, но и объяснение причин изменений. Метод проверки гипотез, повышающий чистоту эксперимента, предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным.Экспериментальнойгруппой называется та группа, к которой применяется изучаемая независимая переменная;контрольнаягруппа идентична экспериментальной по заданным параметрам, но остается вне экспериментального воздействия. Гипотеза считается доказанной, если вследствие воздействия экспериментального фактора в одном из социальных явлений наблюдается изменение, которое в других явлениях отсутствует.

          Социальный эксперимент в социологии должен осуществляться с учетом правовых и нравственных норм общества, ограничения степени риска, обеспечения строгого контроля за ходом процедур и возможности повторения эксперимента.

          Классификация социальных экспериментов может осуществляться по разным основаниям:

          1) характеру экспериментальной ситуации: выделяют полевые (проводятся в реальной социальной ситуации) и лабораторные (проводятся в искусственно созданных ситуациях) эксперименты;

          2) объектам и предметам исследования — эксперименты, выявляющие причинные зависимости внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т.п.) или определенного вида социальной деятельности (социально-психологический, правовой, социально-управленческий и т.д.);

          3) специфике поставленной задачи — научные социальные эксперименты, направленные на приобретение нового знания, прикладные, имеющие целью получение практического эффекта (решения социальной проблемы, повышения эффективности и проч.).

          Алгоритм социального эксперимента включает в себя:

          1) выдвижение идеи, обоснование, построение гипотезы (научное предположение);

          2) разработку концептуальной модели эксперимента, которая предполагает: выделение фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной); выделение зависимого фактора (группы следствий); определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы); определение условий эксперимента;

          3) разработку программы эксперимента (цель, задачи, объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты);

          4) выбор и подготовку субъекта и объекта эксперимента;

          5) разработку конкретного плана действий;

          6) реализацию экспериментальной программы;

          7) измерение (сравнительный анализ) независимой и зависимых переменных в динамике (эмпирическая фиксация исходного и последующего состояний экспериментальных объектов);

          8) контроль и корректировку эксперимента;

          9) предварительную оценку итогов эксперимента;

          10) вывод объекта из экспериментальной ситуации;

          11) осмысление и теоретическую интерпретацию итогов эксперимента (подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории);

          12) разработку научных рекомендаций.

          Особенности и ограничения (пределы) социального эксперимента включают: сложность организации социального эксперимента; социальный объект порождает дополнительные требования к эксперименту, обладает памятью; многомерность социальной детерминации, использование принципа «не навреди»; этические проблемы манипулирования людьми, обращение с ними, как с материалом — неизбежный факт исследовательской работы; качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость; необходимость научной и общественной экспертизы.

          Контент-анализ

            Контент — анализ— метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования, параллельный, т.е. в сочетании с другими методами, вспомогательный или контрольный.

            Основными задачами контент-анализа являются.

            • Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
            • Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.
            • Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.

            В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

            Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими, взаимоисключающими, надежными и уместными. При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

            1. Анкетный опрос.

            Анкетный опрос – позволяет собрать информацию, систематизированную о респондентах, об объектах. Почти 70% исследования строится на анкетном опросе.

            Достоинства:

            а) комплексность

            б) сочетание методов (сочетание закрытых и открытых вопросов 4:1)

            Закрытый:формулируется вопрос – вы предлагаете варианты ответов, а респондент выбирается (есть варианты ответов).Открытые:– ответ любой произвольный (могут быть сложности).

            Режимы анкетного опроса: когда респонденты сами заполняют, прямой – анкетер сразу задает вопрос и приводит ответы. Респонденту задается вопрос – он выдает ответ, анкетер записывает.

            1. Наблюдение как метод социологического исследования.

            Наблюдение– сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов.

            Виды наблюдений:

            • формализованныеинеформализованные,
            • включенные, когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняют профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.), иневключенные, когда наблюдение осуществляется при условии невмешательства исследователя в изучаемые события.
            • Есть полевыенаблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, илабораторные, проводимые в специально созданных условиях. Последние чаще всего используются в рамках психологических и социально-психологических экспериментов.
            • Наблюдения бывают систематическими, проводимыми по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, инесистематическими(кратковременными), проводимыми на стадии «разведки» в качестве первичной основы для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с помощью опросов и т.д.).

            При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простое и не требующее больших финансовых затрат) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с обеспечением достоверности полученных данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения их мотивов. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов все-таки отражает объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и является решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов наблюдения.

            С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются следующие способы контроля:

            • наблюдение за наблюдением;
            • контроль другими методами;
            • обращение к повторному наблюдению;
            • исключение из записей оценочных терминов и т.п.

            1. Типы выборок и формирование простой случайной выборки.

            Выборка или выборочная совокупность — это необходимый для социологического исследования минимум результатов (случаев, испытуемых, объектов, событий, образцов) отобранных с помощью определённой процедуры из генеральной совокупности.

            Характеристики выборки:

            • Качественная характеристика выборки – что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.
            • Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

            Необходимость выборки

            • Объект исследования очень обширный. Например, потребители продукции глобальной компании – огромное количество территориально разбросанных рынков.
            • Существует необходимость в сборе первичной информации.

            Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35.

            Простая случайная выборка — вероятностный метод выборки, согласно которому каждый элемент генеральной совокупности имеет известную и равную вероятность отбора. Каждый элемент выбирается независимо от каждого другого элемента, и выборка формируется произвольным отбором элементов из основы выборки.

            При простой случайной выборке исследователь сначала формирует основу выборочного наблюдения, в которой каждому элементу присваивается уникальный идентификационный номер. Затем генерируются случайные числа, чтобы определить номера элементов, которые будут включены в выборку.

            1. Стратифицированная и групповая выборки.

            Стратифицированная, или расслоенная, выборка (stratified sampling) — это процесс, состоящий из двух этапов, в котором совокупность делится на подгруппы (слои, страты, strata).

            Слои должны взаимно исключать и взаимно дополнять один другого, чтобы каждый элемент совокупности относился к одному и только одному слою, и ни один элемент не был упущен. Далее, из каждого слоя случайным образом выбираются элементы, при этом обычно используется метод простой случайной выборки.

            Переменные, используемые для деления совокупности на слои, называются стратификационными переменными. Критерии для их выбора: однородность, неоднородность, взаимосвязанность и стоимость. Элементы, относящиеся к одному слою, должны быть как можно более однородными, а относящиеся к разным слоям — наоборот, как можно более разнородными. Кроме того, стратификационные переменные должны быть тесно связаны с исследуемой характеристикой. Чем больше переменные соответствуют этим критериям, тем эффективнее уменьшение нежелательных отклонений в выборке. В конце концов, переменные должны снижать стоимость процесса расслоения, будучи простыми в оценке и применении.

            ГРУППОВАЯ ВЫБОРКА — разновидность выборочного исследования, обычно используемая в исследованиях рынка, когда отбираются группы респондентов, часто по географическому признаку, для того чтобы сократить транспортные расходы.

            Простая табуляция. Таблица частотного распределения. Мода. Гистограмма. Кумулята. Медиана. Квартильный размах. Статистические понятия среднего, дисперсии, стандартного отклонения

              Табуляциейназывается подсчет количества случаев, относящихся к различным категориям. При простой табуляции исследуется одна переменная, при перекрестной табуляции – две или более одновременно.

              С помощью простой табуляции выполняется целый ряд действий.

              1. Обобщение результатов исследования.

              2. Выявление ошибок.

              3. Определение выбросов (посторонних значений).

              Выброс – не обязательно ошибка. Это просто измерение, сильно отличающееся от других. Обычно его убирают из общего анализа и исследуют его отдельно.

              4. Определение эмпирического распределения переменной.

              5. Получение суммарных статистик. По гистограмме легко можно получить моду, по функции распределения – медиану, квартили и процентили. По данным таблицы рассчитывается среднее и дисперсия (среднеквадратичное отклонение).

              6. Решение вопроса, что делать с неответами по отдельным пунктам. Возможны следующие варианты:

              • оставить неответ и отчитаться категорией нет ответа;
              • для каждого вопроса указать, из скольких ответов получено среднее;
              • заменить неответ медианой, модой или другой оценкой.

              Частотное распределение— показатель того, сколько раз каждое значение переменной происходит в совокупности наблюдений.

              Таблица частотного распределения— один из самых простых способов представления социологических наблюдений. Она состоит, по крайней мере, из двух столбцов: левый содержит значения которые может принимать переменная, а правый — число раз, которое каждое значение происходит. Иногда включаются дополнительные столбцы, отражающие процентное распределение.

              Гистограмма— столбчатая диаграмма, один из видов графического изображения статистического распределении каких-либо величин по количественному признаку.

              Кумулята — Распределение признака в вариационном ряду по накопленным частотам (частостям) изображается с помощью кумуляты.

              Медианаобозначена Ме и равна примерно 4,8. Половина интервала, в котором сосредоточены оценки (вокруг медианы) 50% экспертов, называетсяквартильным размахом. Квартильный размах R равен 0,8. Разумеется, существуют математические формулы для вычисления медианы и квартильного размаха.

              Как и среднее линейное отклонение, дисперсиятакже отражает меру разброса данных вокруг средней величины. Получится, что дисперсия — это средний квадрат отклонений. Дабы вернуть дисперсию в реальность, то есть использовать результат расчета для более приземленных целей, из нее извлекают квадратный корень. Получается так называемоестандартное отклонение.В статистике этот показатель еще называют среднеквадратическим отклонением

              1. Методы прогнозирования социальных процессов.

              Прогнозирование– наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер.

              Прогностика (футурология) – научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов. Социальное прогнозированиенаправлено на внесение изменений в социальную сферу человека и общества и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере разработки и подготовки различных вариантов решения социальных проблем.

              Методология социального прогнозирования исследует будущее в онтологическом, логическом и гносеологическом аспектах.

              • Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.
              • Логическийаспект позволяет формировать прогноз на основе диалектических принципов, основу которых составляет общие законы развития природы и общества, а также методов научного мышления.
              • Гносеологическийаспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

              Познание объективной истины при прогнозировании происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практической реализации.

              Методология (понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения этого знания. В настоящее время выделяется несколько методологических принципов социального прогнозирования, на основе которых проводится анализ объекта прогноза и разрабатывается собственно прогноз.

              1) Принцип системности в прогнозировании. Характерным признаком системы является особенность множества элементов, образующих систему, противостоять среде.

              2) Принцип историзма в общественном предвидении ориентирует на изучение конкретных закономерностей, условий их развития

              3) С помощью принципа социальной детерминации и развития в прогнозировании учитываются многообразные связи и зависимости в общественной жизни

              4) Принцип согласованности подразумевает согласование нормативных и поисковых подходов и соответственно прогнозов

              5) Принцип верифицируемости прогнозирования указывает на обязательную процедуру проверки разработанных прогнозов на точность, надежность, достоверность, их обоснованность.

              6) Принцип рентабельности прогнозирования тесно связан с достоверностью, ибо только надежный прогноз может быть экономически эффективным.

              7) Принцип непрерывности прогнозирования (особенно в кризисных условиях) требует корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования.

              Использование корреляционного анализа в социологических исследованиях

                Для определения степени влияния и взаимовлияния исследуемых переменных используют метод корреляционного анализа.

                Корреляционный анализ- метод социологического исследования позволяющий выделить зависимость между числовыми случайными величинами, не имеющими строгого функционального характера. Как правило, применяется в том случае, когда по крайней мере, одна из величин зависит не только от другой, но и от ряда случайных факторов.

                Корелляционный анализ заключается в изучении коэффициентов корреляции между переменными, с целью целью получения информации об одной переменной с помощю другой для установления между ними статистических взаимосвязей или взаимозависимостей. Тем не менее, корреляция отражает лишь линейную зависимость величин, но не отражает их функциональной взаимосвязи.

                1. Использование регрессионного анализа в социологических исследованиях.

                1. Факторный анализ.

                Факторный анализ– методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Существуют следующие типы факторного анализа:

                • Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
                • Стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.
                • Прямой (дедуктивный) – от общего к частному.
                • Обратный (индуктивный) – от частного к общему.
                • Одноступенчатый и многоступенчатый.
                • Статический и динамический.
                • Ретроспективный и перспективный.

                Также факторный анализ может быть разведочным – он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках и конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий.

                Обязательные условия факторного анализа:

                • Все признаки должны быть количественными;
                • Число признаков должно быть в два раза больше числа переменных;
                • Выборка должна быть однородна;
                • Исходные переменные должны быть распределены симметрично;
                • Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

                При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей.

                Как правило, факторный анализ проводится в несколько этапов.

                Этапы факторного анализа:

                1 этап. Отбор факторов.

                2 этап. Классификация и систематизация факторов.

                3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

                4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

                5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

                1. Группировка и типологизация эмпирических данных. Кластерный анализ в социологических исследованиях.