Вопросы к экзамену по дисциплине «основы неврологии»

Раздел 1 общая неврология

  1.  Неврология как наука: предмет неврологии, взаимосвязь неврологии с психологией и другими науками.
  2.  Разделы неврологии. Вклад в развитие нейронауки.
  3.  История становления отечественной неврологии. Вклад в неврологию зарубежных ученых.
  4.  Учение о системогенезе. Значение миелиновой оболочки в становлении нервно-психических функций.
  5.  Онтогенез нервной системы. Особенности развития нервной системы новорожденного ребенка.
  6.  Нормальное развитие нервно-психических функций:

1) Период внутриутробного развития нервной системы.

2) Развитие нервной системы на первом году жизни.

3) Развитие нервной системы во второй и третий год жизни.

4) Развитие нервной системы в дошкольный период.

5) Развитие нервной системы в младшем школьном возрасте.

6) Развитие нервной системы в пубертатный период.

  1.  Функции и строение нервной системы.
  2.  Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Виды нейронов.
  3.  Синапс: строение, функции, виды.
  4.  Рефлекс как функциональная единица нервной системы. Значение обратной связи в саморегуляции организма.
  5.  Кровоснабжение головного мозга.
  6.  Система желудочков мозга. Спинномозговая жидкость.
  7.  Оболочки головного и спинного мозга. Гематоэнцефалический барьер.
  8.  Цитоархитектоника коры головного мозга: особенности строения и функций афферентной (ассоциативной) и эфферентной (моторной) коры. Звездчатые и пирамидные нейроны коры.
  9. Строение белого вещества головного мозга: ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна.
  10.  Карта полей Бродмана: моторная, сенсорная и ассоциативные зоны.
  11.  Функциональная ассиметрия мозга. Мозговые центры речи.
  12.  Строение и функции переднего мозга: конечный мозг.
  13.  Конечный мозг: мозговые центры, моторная, соматосенсорная зоны.
  14.  Конечный мозг: базальные ядра, внутренняя капсула, лимбическая кора.
  15.  Строение и функции переднего мозга: промежуточный мозг (таламус, гипоталамус, эпиталамус).
  16.  Строение и функции ствола мозга: средний мозг. Реализация ориентировочного рефлекса «Что такое?» и движений. Базальные ядра среднего мозга.
  17.  Строение и функции ствола мозга: продолговатый мозг. Ядра черепных нервов.
  18.  Строение и функции ствола мозга: продолговатый мозг. Ретикулярная формация. Участие в реализации двигательных функций и поддержании позы тела.
  19.  Строение и функции ствола мозга: продолговатый мозг. Мозжечок.
  20.  Лимбико-ретикулярный комплекс: реализация психических функций.
  21.  Проводящие пути головного и спинного мозга.
  22.  Строение и функции пирамидной двигательной системы.
  23.  Строение и функции экстрапирамидной двигательной системы.
  24.  Мозговая локализация высших психических функций: гнозис и праксис.
  25.  Строение и функции спинного мозга. Сегмент спинного мозга.
  26.  Внутреннее строение спинного мозга: строение серого вещества спинного мозга. Функции рогов спинного мозга.
  27.  Внутреннее строение спинного мозга: строение белого вещества спинного мозга. Строение канатиков. Проводящие пути спинного мозга.
  28.  Собственные рефлексы спинного мозга. Учение о рефлексогенных зонах. Зоны Захарьина – Геда.
  29.  Строение и функции вегетативной нервной системы.
  30.  Влияние на организм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
  31.  Строение и функции периферической нервной системы: черепные нервы.
  32.  Строение и функции периферической нервной системы: строение спинномозгового нерва.
  33.  Принципиальная структура и биологическое значение анализатора. Классификация анализаторов.
  34. Кодирование информации в нервной системе. Виды кодов нервной системы.
  35.   Строение и биологическое значение двигательного анализатора. Роль проприорецепторов в реализации механизмов движения.
  36.  Строение и биологическое значение чувствительного (кожного) анализатора. Виды чувствительности (поверхностная и глубокая чувствительность) в зависимости от вида рецепторов.
  37.  Болевой анализатор. Антиноцицептивная система.
  38.  Строение и биологическое значение обонятельного и вкусового анализаторов.
  39.  Строение и биологическое значение зрительного анализатора. Механизм реализации остроты зрения. Рефракция. Миопия.
  40.  Строение и биологическое значение слухового анализатора.
  41.  Строение и биологическое значение вестибулярного анализатора.
  42.  Исследование нервной системы: анамнез, неврологический статус. Схема определения неврологического статуса.
  43.  Исследование пирамидной двигательной системы: исследование функций органов движения (тонус, объем, сила).

    6 стр., 2783 слов

    Тема 1. Строение и функции спинного мозга. 4

    ... актуальные источники информации. 1. Строение и функции спинного мозга Спинной мозг состоит из 5 отделов: - шейный; - грудной; - поясничный; - крестцовый; - копчиковый. Размеры спинного мозга взрослого человека колеблются в ... хроническую боль и такой переход означает, что произошло повышение чувствительности нервной системы (центральная сенситизация); 2) по содержанию: а) образная память – позволяет ...

    8 стр., 3610 слов

    Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной ...

    ... также мозжечке и подкорковых центрах, т. е. отделах, которые ведают высшими психическими функциями, координацией движений и регуляцией деятельности внутренних органов. Алкоголь вызывает слипание ... процессов. И. П. Павлов называл алкоголь парализатором нервной системы. Парализующее действие алкоголя на высшие отделы центральной нервной системы сказывается даже при его незначительной дозе. ...

    Исследование поверхностных и глубоких сухожильных рефлексов. Патологические рефлексы.

  44. Исследование экстрапирамидной системы и мозжечка.
  45.  Исследование чувствительности.
  46.  Исследование вегетативных функций на примере солярного рефлекса и дермографизма.
  47.  Исследование черепных нервов.
  48.  Электрофизиологические методы исследования нервной системы – электроэнцефалография, электромиография.
  49.  Ультразвуковых методов исследования нервной системы – ЭХО-энцефалография (УЗИ), ультразвуковая допплерография, ультрасонография.
  50.  Рентгенологические методы исследования нервной системы – краниография, спондилография, ангиография, компьютерная томография. Значение магнитно-резонансной томографии в неврологии.
  51. Диагностическое значение исследования спинномозговой жидкости в неврологии.

Раздел 2 частная неврология

  1.  Классификация заболеваний нервной системы.
  2.  Симптомы поражения нервной системы при периферическом (вялом) параличе.
  3.  Симптомы поражения нервной системы при центральном (спастическом) параличе. Патологические рефлексы.
  4.  Синдромы поражения мозжечка.
  5. Синдромы поражения чувствительности.
  6.  Синдромы поражения чувствительных черепно-мозговых нервов.
  7. Синдромы поражения двигательных черепно-мозговых нервов.
  8.  Синдромы поражения смешанных черепно-мозговых нервов.
  9.  Синдромы поражения высших психических функций. Агнозии и апраксии.
  10.  Поражение нервной системы при наследственной патологии: аутосомные синдромы.
  11.  Поражение нервной системы при наследственной патологии: гоносомные синдромы.
  12. Причины врожденной и рано приобретенной патологии нервной системы.
  13.  Поражение нервной системы при перинатальной патологии: фетоплацентарная недостаточность, родовая травма, травма спинного мозга.
  14.  Гипоксическая родовая травма: гипоксия, асфиксия.
  15.  Резидуальные явления перинатальной патологии нервной системы.
  16. Клиника и симптомы поражения высших психических функций при детских церебральных параличах.
  17.  Параличи и механизм двигательных расстройств при ДЦП.
  18.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при микроцефалии.
  19.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при гидроцефалии.
  20.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при черепно-мозговых травмах.
  21.  Резидуальные явления травм головного мозга.
  22.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при эпилепсии.
  23.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при опухолях мозга.
  24.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций и поведения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (минимальная мозговая дисфункция).
  25. Критерии постановки диагноза «Синдром дефицита внимания и гиперактивности».
  26.  Клиника и личностные изменения при неврозах.
  27.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при нарушении мозгового кровообращения. ОНМК. ХНМК.
  28.  Синдромы поражения вегетативной нервной системы: вегето-сосудистая дистония. Типы ВСД.
  29.  Особенности течения ВСД у детей.
  30.  Принципы лечения ВСД.
  31. Клиника и симптомы поражения высших психических функций при менингитах. Серозный и гнойный менингиты.
  32.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при энцефалитах.
  33.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при арахноидитах.
  34.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при полиомиелите.
  35.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при ревматизме.
  36.  Поражение нервной системы при васкулитах.
  37.  Поражение нервной системы при болезнях крови (острый лейкоз, геморрагические диатезы).
  38.  Поражение нервной системы при коллагенозах (красная волчанка, узелковый периартериит, дерматомиозит).
  39.  Поражение нервной системы при патологии печени.
  40.  Представить поражение нервной системы при болезнях почек.
  41.  Представить поражение нервной системы и высших психических функций при эндокринной патологии.
  42.  Органическая поражение головного мозга: психоорганический синдром.
  43.  Клиника и симптомы поражения высших психических функций при психоорганическом синдроме.
  44.  Варианты течения психоорганического синдрома.
  45.  Характеристика и причины врожденного слабоумия.
  46.   Клиника и состояние высших психических функций при олигофрении.
  47.  Характеристика и причины деменции.
  48.  Клиника и состояние высших психических функций при деменции (болезни Альцгеймера).
  49.  Психоорганический синдром у детей.
  50.  Методы лечения болезней нервной системы.
  51.  Средства симптоматической терапии.
  52.  Понятие о реабилитации и абилитации. Нейрореабилитация.
  53.  Принципы медицинской реабилитации.
  54.  Организация медико-педагогической помощи детям с заболеваниями нервной системы.
  55.  Организация лечебно-педагогической помощи детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
  56.  Медицинская деонтология и этика в неврологии.
  57.  Этика медицинского психолога.

Список литературы Основная

  1.  Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник для студ. высш. учеб. завед. / Л. О. Бадалян. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
  2.  Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учеб. для вузов / А. С. Батуев. – 3 изд. – СПб. : Питер, 2010. – 317 с.
  3.  Бурцев, Е. М. Основы неврологии : руководство для врачей и студентов мед. вузов. / Е. М. Бурцев, В. Д. Трошин, О. В. Трошин. – Н.Новгород: изд-во НГУ, 1998. – Т.1. – 339 с.
  4.  Мастюкова, Е. М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учеб. пособ. для студ. пед. высш. учеб. завед. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М. : Владос, 2005. – 367 с.
  5.  Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / В. М. Смирнов – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
  6.  Шипицина, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л. М. Шипицина, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 432 с.

Дополнительная

    1.  Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособ. для вузов / Л. И. Акатов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
    2. Астрахан, Д. Х. Основы невропатологии : учеб. пособ. / Д. Х. Астрахан. – Иркутск, 2007. – 234 с.
    3.  Бочарова, Е. А. Ранняя реабилитация детей с отклонениями в развитии // Экология человека, 2002. – № 2. – С. 30-31.
  1.  Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студ-ов вузов / Т. Г. Визель. – АСТ : Транзиткнига, 2006. – 384 с.
  2.  Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред.  A. M. Вейна. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. – 752 с.
  3.  Гуровец, Г. В. Детская невропатология : учеб. пособ. для ССУЗов / Г. В. Гуровец. – М. : Владос, 2004. – 303 с.
  4.  Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности : учебник / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 478 с.
  5.  Детские болезни: учебник / под ред. А. А. Баранова. – М. : ГОЭТАР-МЕД, 2010. – 880 с.
  6.  Дудьев, В. П. Психомоторика : cлов.-справ. / В. П. Дудьев. – М. : Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с. – (Коррекционная педагогика).
  7.  Колобова, Г. Д. Невропатология : учеб. пособ. / Г. Д. Колобова. – М. : Феникс, 2008. – 319 с.
  8.  Коркина, М. В. Психиатрия : учебник / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. П. Сергеев. – М.: Академия, 2006. – 247 с.
  9.  Комар, Е. Нервная система ребенка. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.9months.ru – Загл. с экрана.
  10.  Ляпидевский, С. С. Невропатология : учебник для вузов / С. С. Ляпидевский – М. : Владос, 2003. – 384 с.
  11.  Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособ. / Ю. В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2008. – 288 с.
  12.  Меркушкина, И. В. Инструментальная диагностика заболеваний нервной системы : метод. указ. / И. В. Меркушкина, О. И. Игнатьева, А. А. Фирсов. – Саранск : Из-во Мордовского ун-та, 2005. – 20 с.
  13.   Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособ. для сред. учеб. завед. / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М. : Академия, 2006. – 224 с.
  14.  Мэш, Э. Детская психопатология. Нарушение психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.
  15.  Никифоров, А. С. Клиническая неврология : учебник / А. С. Никифоров, А. Н. Коновалов, Е. И. Гусев. – М. : Медицина, 2002. – Т. 1-2. – 704 с.
  16.  Никифоров, А. С. Основы неврологии : учеб. пособ. / А. С. Никифоров, Е. И. Гусев. – М. : Медицина, 2007. – 725 с.
  17.  Обухов, С. Г. Психиатрия : учебное пособие / С. Г. Обухов / под. ред. Ю. А . Александровского. – М. : Гоэтар-Медицина, 2007. – 352 с.
  18.  Скоромец, А. А. Нервные болезни : учеб. пособ. / А. А .Скоромец, А. П. Скоромец, Т. А. Скоромец. – М. : МЕДпресс-информ, 2005. – 544 с.
  19.  Шабалов, Н. П. Педиатрия : учеб. для студ. мед. вузов / Под ред. Н. П. Шабалова / – СПб. : СпецЛит, 2003, – 893 с.
  20.  Шурыгина, Ю. Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения : учеб.-метод. пособ. / Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. – 100 с.
  21.  Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская – М. : МГУ, 2008. – 288 с.

Internet-ресурсы

  1.  http://window.edu.ru – Коллекция цифровых образовательных электронных ресурсов
  2.  http://max.1gb.ru – Информационный портал для студентов.
  3.  http://www.elite-medicine.narod.ru – Медицинский портал.
  4.  http://medbook.net.ru – Сайт медицинской литературы.
  5.  http:// www.libopen.ru – Библиотека электронных книг по медицине.
  6.   – Электронная психологическая библиотека.
  7.  http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
  8.  http:// www.bookz.ru/ – Электронная библиотека по клинической психологии.
  9.  http://auno.kz – Сайт учебной медицинской литературы.
  10.  http://nevro-enc.ru – Неврологический портал.
  11.  http://med-books.info – Портал медицинской учебной литературы

  – Материалы по этике медицинского психолога.

5 стр., 2350 слов

Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...

... развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, ... группе дошкольного учреждения общеразвивающей направленности для практической вторичной профилактики нарушений звукопроизношения. Правомерность выдвинутой нами гипотезы подтверждается благодаря следующим методам ...

7 стр., 3096 слов

Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны ...

... педагогических методов - обучающий эксперимент, который включал дифференцированные методы коррекции нарушений произносительной стороны речи и других нарушений речевого развития; - контрольное обследование детей - метод количественной, качественной ... дизартрии, которые описаны у детей с остаточными явлениями детского церебрального паралича (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова и др.). Е.Ф. ...

14 стр., 6501 слов

ГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

... тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мыс­ли мчатся чрезвычайно быстро и одно ... больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органи­ческих заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опу­холях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с ...

4 стр., 1947 слов

Занятие №14. Перинатальные поражения нервной системы Вводная часть

... и проч. (гипервозбудимость ,судороги, угнетение) 4. Инфекционные поражения перинатального периода - поражение ЦНС при ВУИ (TORCH-синдром) - Цитомегаловирусная инфекция, ... нерва 3. Дисметаболические и токсико-метаболические нарушения функций цнс - преходящие нарушения обмена веществ - ... хлорид, препараты магния, панангин). - нормализация метаболизма нервной ткани и повышение её устойчивости к гипоксии ...

Краткий словарь терминов

Абазия – неспособность ходить.

Абсанс – кратковременное выключение сознания.

Абулия – отсутствие воли, выражающееся в том, что больной не может что-либо решить, предпринять.

Аггравация – преувеличение больным симптомов своего заболевания.

Агейзия – потеря (или отсутствие) вкусового ощущения.

Агнозия – неспособность узнавать, понимать.

Аграмматизм — нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к анализу грамматического строя речи и грамматически правильному применению речи. Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария головного мозга и включается в различные формы афазии.

Аграфия – нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступно. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария.

Адаптация – морфофункциональное приспособление животных и человека к конкретным условиям существования.

Адекватный – соответствующий обстоятельствам, проявлениям.

Адиадохокинез – нарушение правильного чередования противоположных движений.

Адинамия – чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, сидеть, понижение умственной деятельности.

Акалькулия – нарушение способности считать, возникающее вследствие недоразви гия или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.

Алалия – нарушение речи у детей при сохранном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта, обусловленное недоразвитием или поражением в доречевом периоде речевых областей больших полушарий головного мозга.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не ... скованное или неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, основанное на ...

Алексия – нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга.

Акроцианоз – синюшность и похолодание кистей и стоп.

Амавроз – слепота, возникающая за счет поражения центрального отдела зрительного анализатора.

Амблиопия – снижение остроты зрения.

Амимия — отсутствие или ослабление мимических движений.

Анализаторы – нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма.

Анамнез – совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются при установлении диагноза.

Аномалия – отклонение от общих закономерностей развития.

Анартрия – резкое расстройство артикуляции. Анизокория неравенство зрачков.

Анизорефлексия – неравномерность однозначных рефлексов на симметричных участках правой и левой стороны.

Анозогнозия – отсутствие сознания своего дефекта (своей болезни).

Анорексия – утрата аппетита.

Анурия – задержка ночи.

Апоплексия – «мозговой удар», внезапно наступающий паралич вследствие кровоизлияния в мозг.

Апатия – состояние безразличия, равнодушия, подавленности, отсутствие интересов.

Апраксия – нарушение целенаправленных действий, не обусловленное расстройством движений.

Арефлексия – выпадение рефлексов. Асинергия отсутствие содружественных движений. Астазия неспособность стоять.

Ассоциативный – отражающий связь (ассоциацию) между представлениями.

Астазия – потеря способности стоять, на почве заболеваний нервной системы.

Астения – нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы.

Астереогноз – расстройство способности узнавать предметы на ощупь.

Астигматизм – недостаток оптической системы, получающийся вследствие неодинаковой кривизны оптической поверхности в разных плоскостях сечения падающего на неё светового пучка.

Асфиксия – удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.

Атаксия – расстройство координации движений.

Атеросклероз – хроническое заболевание, характеризующееся уплотнением и потерей эластичности стенок артерий, сужением их просвета с последующим нарушением кровоснабжения органов вследствие отложения в них холестерина.

Атетоз – непроизвольное червеобразное сокращение пальцев рук и ног. Атония – резкое ослабление мышечного тонуса.

Атрофия – уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.

Аура – предвестник эпилептического припадка.

Афазия – утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции (моторная афазия) или утрата способности ее понимания (сенсорная афазия).

4 стр., 1875 слов

Из каких основных структур состоит нервная система человека?

... нервной Нервная система человека: - Отделы нервной системы 1) Центральный - Головной мозг - Спинной мозг 2) Периферический - Соматическая система - Вегетативная (автономная) система 1) Симпатическая система 2) Парасимпатическая система В вегетативной системе выделяют симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Симпатическая нервная система ... - нарушение работы тактильной ... полным параличом. В ...

Афферентный – характеристика центростремительности процессов нервного возбуждения их направленности по нервной системе от периферии к центру, от рецепторов к головному мозгу.

Афония – беззвучность голоса.

Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями.

Блефароспазм – судорожное сокращение век.

Брадикинезия — замедление темпа движения.

Брадилалия – замедление темпа речи.

Брайлевская – система обучения система обучения слепых, основанная на использовании рельефно-точечного шрифта, который воспринимается с помощью осязания.

Бред – симптом психического расстройства, при котором суждения и высказывания не соответствуют реальной действительности и не поддаются коррекции.

Булимия – чрезмерный аппетит.

Бульбарный паралич – периферический паралич IХ, Х, ХII пар нервов.

Вентрикулография – рентгенографический метод исследования мозга путем введения в желудочки мозга воздуха в качестве контрастного вещества.

Вербигерация – ритмичное однотонное повторение какого-либо слова

или словосочетания; иногда бессмысленное нанизывание сходных слов, слогов.

Возрастной криз – см. Криз возрастной.

Габитус (или хабитус) – внешний вид.

Ганглий – нервный узел.

Гемианопсия – половинное выпадение поля зрения.

Гемиатрофия – половинная атрофия.

Гемибаллизм – гиперкинез конечностей одной стороны, характсризующийся грубыми, размашистыми бросковыми движениями.

Гемикрания – боль в половине головы, мигрень.

Гемиплегия – паралич половины тела.

Гемиспазм – судорога половины тела.

Гемисфера – полушарие.

Гередитарный – наследственный.

Герпес – пузырьковый лишай.

Геронтология – раздел биологии, изучающий процессы старения

Гидроцефалия – водянка мозга.

Гипалгезия – понижение болевой чувствительности.

Гиперакузия – повышенная острота слуха.

Гиперестезия – повышение чувствительности.

Гипергенитализм — чрезмерное, не соответствующее возрасту развитие.

Гиперкинез – насильственное движение.

Гиперметропия – дальнозоркость.

Гиперпатия – качественное извращение чувствительности, при

повышается порог восприятия, выражены иррадиация и последствие раздражения.

Гиперрефлексия – повышение рефлексов. Гипертония повышение тонуса (мышц).

Гипертоническая болезнь – стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше.

Гипертрофия – ненормальное увеличение объема того или иного

Гипомнезия – ослабление памяти.

Гипостезия – понижение чувствительности.

Гипотрофия – уменьшение в объеме органа, мышцы.

Гипотония – снижение тонуса (мышц).

Горметония – тонические судорожные сокращения мышц конечности

с периодами выраженной гипотонии.

Дактильная речь – см. Речь дактильная.

Девиация – отклонение от обычного нормального положения.

Деменция – приобретенное слабоумие.

Депрессия – подавленное угнетенное состояние.

Дивергенция – расхождение глазных яблок.

Дизартрия – расстройство членораздельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов, слогов и звуков.

Дизморфизм черепно-лицевой – нарушение строения лица и черепа.

Дизэмбриогенез – различные расстройства эмбриогенеза (зародышевого развития) вследствие генетических дефектов, тератогенных воздействий.

Долихоцефалический – удлиненный.

Миоклония – периодические короткие клонические подергивания.

Миопия – аномалия рефракции, близорукость.

Дизартрия – нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата.

Диплегия – двусторонний паралич.

Диплопия – двоение в глазах.

Диссоциация – разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других).

Долихоцефалия – форма головы, при которой значительно преобладает продольный размер над поперечным.

Дрожание интенционное – дрожание, полностью или почти полностью отсутствующее в покое и резко усиливающееся при движении: при попадании пальцем в кончик носа, при поднесении стакана с водой ко рту и т. д.

Иллюзия – искаженное восприятие реально существующих предметов.

Инсульт – внезапно наступающее острое нарушение мозгового кровообращения.

Катаболизм (энергетический обмен) – процесс метаболического распада, разложения на более простые вещества или окисления какого-либо вещества, протекающий с высвобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ.

Каталепсия – двигательное оцепенение, застывание в одной позе.

Клонус – ритмическое сокращение мышц при растяжении их сухожилия (клонусы стопы, коленной чашечки).

Кома – бессознательное состояние, сопровождающееся выключением рефлекторной деятельности и расстройством жизненно важных функций.

Конвергенция – схождение глаз.

Конвульсии – судороги.

Контузия – ушиб мозга.

Краниоцеле – грыжа головного мозга.

Краниография – рентгенография черепа.

Краниостоз – преждевременное окостенение черепных швов.

Криз возрастной – переходные возрастные периоды, во время которых существенно увеличивается вероятность появления психического нарушения, расстройства поведения, проблем социальной адаптации.

Ксантохромия – желтоватая окраска спинномозговой жидкости.

Лагофтальм – «заячий глаз», недостаточное смыкание глазной щели.

Ликворрея – истечение спинномозговой жидкости.

Логорея – патологическое многословие.

Логофобия – невротическая боязнь произносить нужные слова.

Лордоз – искривление позвоночного столба кпереди.

Люмбаго – «прострел», резкая боль в пояснице.

Макропсия – восприятие предметов в увеличенном виде.

Мегалоцефалия – большеголовость.

Медиальный – внутренний.

Менингизм – менингеальный синдром, не обусловленный воспалением мозговых оболочек головного и спинного мозга.

Менингоцеле – грыжа мозговых оболочек.

Метаморфопсия – восприятие предметов в искаженном виде.

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий.

Миалгия – мышечная боль.

Миастения – мышечная слабость.

Миатония – мышечная атаксия.

Мидриаз – расширение зрачка.

Микропсия – восприятие предметов в уменьшенном виде.

Миоз – сужение зрачка.

Миелография – рентгенография спинного мозга.

Моноплегия – паралич одной конечности.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы.

Невралгия – боли по ходу нерва.

Неврит – воспаление нерва.

Невропатия – конституциональная нервность (повышение возбудимости, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства, наклонность к тикам, заиканию).

Нистагм – непроизвольные подергивания глазных яблок.

Олигофрения – врожденное слабоумие.

Опистотонус – судорожное запрокидывание головы и изгибание позвоночника, всего тела дугой.

Паралич – выпадение функции какого-либо органа вследствие нарушения иннервации.

Параплегия – паралич обеих верхних или нижних конечностей.

Парез – неполный паралич.

Парестезия – тактильные ощущения, возникающие без внешних воздействий.

Паркинсонизм – болезнь Паркинсона, хроническое, прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, характеризующееся расстройствами двигательных функций.

Патогенез – механизм развития заболевания.

Педантизм – чрезмерная, преувеличенная аккуратность.

Персеверация – склонность больного при разговоре повторять одно и

то же слово или одну и ту же мысль.

Плексит – воспаление нервного сплетения.

Пневмопатия – это перинатальные заболевания легких, не связанные с инфекцией.

Полиестезия – вид извращения чувствительности, при котором нанесение единичного раздражения воспринимается больным как несколько раздражений.

Полидипсия – сильная жажда.

Полиневрит – множественное воспаление нервов.

Премоторная зона – составная часть двигательной области мозговой коры (6-е поле), отличается от моторной зоны (4-е поле) отсутствием гигантских пирамидных клеток Беца.

Префронтальная кора головного мозга – совокупность нескольких областей лобных долей, непосредственно связанных с отделами лимбической системы.

Пропульсия – непроизвольное движение вперед.

Психический статус – описание состояния психики человека, включающее его интеллектуальные, эмоциональные, характерологические особенности, поведение и деятельность.

Психоорганический синдром – состояние общей психической беспомощности со снижением памяти, сообразительности, ослаблением воли и аффективной устойчивости, снижением трудоспособности и иных возможностей адаптации.

Психотерапия – лечение с помощью психического воздействия на больного в виде разъяснения, убеждения, внушения.

Птоз – опущение верхнего века.

Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми психическими переживаниями.

Резидуальный – остаточный, сохранившийся после болезни.

Резонерство – склонность к длинным рассуждениям отвлеченного и нравоучительного характера.

Ретропульсия – насильственное движение кзади.

Рецидив – повторение, возврат болезни после кажущегося ее исчезновения.

Ригидность – оцепенение, отсутствие гибкости, податливости.

Речь дактильная (от греч. daktylos – палец) – речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Ринофония – гнусавость.

Сексуальность – проявление повышенного полового чувства.

Симпатикотония – повышение тонуса симпатического отдела нервной системы.

Синдром – закономерное сочетание симптомов.

Синергия – совместная деятельность (мышц).

Синдактилия – сращение пальцев между собой.

Синкинезия – содружественное движение.

Сколиоз – искривление позвоночника в сторону.

Скотома – выпадение небольшого участка поля зрения.

Соматический – телесный.

Сомнамбулизм – снохождение, лунатизм.

Сопор – резкое угнетение сознания.

Спонтанный – самопроизвольный.

Статус – состояние больного в момент осмотра.

Страбизм – косоглазие.

Ступор – полная неподвижность, заторможенность, оцепенение.

Сурдомутизм (глухонемота) – функциональное нарушение слуха и речи. психогенной природы.

Тактильный – осязательный.

Тетраплегия – паралич всех четырех конечностей.

Токсикоз – болезненное состояние, вызванное накоплением в организме вредных или ядовитых веществ – токсинов.

Тремор – дрожание.

Триплегия – паралич трех конечностей.

Хорея – вид гиперкинеза, который проявляется быстрыми подёргиваниями конечностей, подмигиваниями, причмокиваниями и др.

Церебральный – мозговой.

Цереброастенический – неврологический синдром, который характеризуется снижением работоспособности, нарушением внимания и памяти, повышенной утомляемостью, а также головными болями, сильным истощением нервной системы и различными вегетативными проявлениями.

Циклопия – порок развития, при котором глазные яблоки полностью или частично сращены и помещены в одной глазнице, которая расположена по средней линии лица. «Циклопы» погибают на первых днях жизни.

Эгоцентризм – фиксация внимания только на личных переживаниях и восприятие явлений только с точки зрения личных интересов; крайняя степень индивидуализма.

Эйфория – повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия, не соответствующие объективным обстоятельствам.

Электроэнцефалография – графический метод исследования биотоков мозга.

Эмоция – чувство, переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость).

Энцефалопатия – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера.

Энурез – ночное недержание ночи.

Эпикант («монгольская складка») – особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок, придающая глазу монголоидный разрез.

Этиология – изучение причин заболеваний.

Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.

Эфферентный – (эффекторный) характеристика центробежности процессов нервного возбуждения их направленности по нервной системе от центра к периферии, от центральной нервной системы – от головного мозга к периферии тела.

Ювенильный – юношеский.