Раздел 1 общая неврология
- Неврология как наука: предмет неврологии, взаимосвязь неврологии с психологией и другими науками.
- Разделы неврологии. Вклад в развитие нейронауки.
- История становления отечественной неврологии. Вклад в неврологию зарубежных ученых.
- Учение о системогенезе. Значение миелиновой оболочки в становлении нервно-психических функций.
- Онтогенез нервной системы. Особенности развития нервной системы новорожденного ребенка.
- Нормальное развитие нервно-психических функций:
1) Период внутриутробного развития нервной системы.
2) Развитие нервной системы на первом году жизни.
3) Развитие нервной системы во второй и третий год жизни.
4) Развитие нервной системы в дошкольный период.
5) Развитие нервной системы в младшем школьном возрасте.
6) Развитие нервной системы в пубертатный период.
- Функции и строение нервной системы.
- Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Виды нейронов.
- Синапс: строение, функции, виды.
- Рефлекс как функциональная единица нервной системы. Значение обратной связи в саморегуляции организма.
- Кровоснабжение головного мозга.
- Система желудочков мозга. Спинномозговая жидкость.
- Оболочки головного и спинного мозга. Гематоэнцефалический барьер.
- Цитоархитектоника коры головного мозга: особенности строения и функций афферентной (ассоциативной) и эфферентной (моторной) коры. Звездчатые и пирамидные нейроны коры.
- Строение белого вещества головного мозга: ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна.
- Карта полей Бродмана: моторная, сенсорная и ассоциативные зоны.
- Функциональная ассиметрия мозга. Мозговые центры речи.
- Строение и функции переднего мозга: конечный мозг.
- Конечный мозг: мозговые центры, моторная, соматосенсорная зоны.
- Конечный мозг: базальные ядра, внутренняя капсула, лимбическая кора.
- Строение и функции переднего мозга: промежуточный мозг (таламус, гипоталамус, эпиталамус).
- Строение и функции ствола мозга: средний мозг. Реализация ориентировочного рефлекса «Что такое?» и движений. Базальные ядра среднего мозга.
- Строение и функции ствола мозга: продолговатый мозг. Ядра черепных нервов.
- Строение и функции ствола мозга: продолговатый мозг. Ретикулярная формация. Участие в реализации двигательных функций и поддержании позы тела.
- Строение и функции ствола мозга: продолговатый мозг. Мозжечок.
- Лимбико-ретикулярный комплекс: реализация психических функций.
- Проводящие пути головного и спинного мозга.
- Строение и функции пирамидной двигательной системы.
- Строение и функции экстрапирамидной двигательной системы.
- Мозговая локализация высших психических функций: гнозис и праксис.
- Строение и функции спинного мозга. Сегмент спинного мозга.
- Внутреннее строение спинного мозга: строение серого вещества спинного мозга. Функции рогов спинного мозга.
- Внутреннее строение спинного мозга: строение белого вещества спинного мозга. Строение канатиков. Проводящие пути спинного мозга.
- Собственные рефлексы спинного мозга. Учение о рефлексогенных зонах. Зоны Захарьина – Геда.
- Строение и функции вегетативной нервной системы.
- Влияние на организм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
- Строение и функции периферической нервной системы: черепные нервы.
- Строение и функции периферической нервной системы: строение спинномозгового нерва.
- Принципиальная структура и биологическое значение анализатора. Классификация анализаторов.
- Кодирование информации в нервной системе. Виды кодов нервной системы.
- Строение и биологическое значение двигательного анализатора. Роль проприорецепторов в реализации механизмов движения.
- Строение и биологическое значение чувствительного (кожного) анализатора. Виды чувствительности (поверхностная и глубокая чувствительность) в зависимости от вида рецепторов.
- Болевой анализатор. Антиноцицептивная система.
- Строение и биологическое значение обонятельного и вкусового анализаторов.
- Строение и биологическое значение зрительного анализатора. Механизм реализации остроты зрения. Рефракция. Миопия.
- Строение и биологическое значение слухового анализатора.
- Строение и биологическое значение вестибулярного анализатора.
- Исследование нервной системы: анамнез, неврологический статус. Схема определения неврологического статуса.
- Исследование пирамидной двигательной системы: исследование функций органов движения (тонус, объем, сила).
6 стр., 2783 слов
Тема 1. Строение и функции спинного мозга. 4
... и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации. 1. Строение и функции спинного мозга Спинной мозг состоит из 5 отделов: - шейный; - грудной; - поясничный; ... ее в хроническую боль и такой переход означает, что произошло повышение чувствительности нервной системы (центральная сенситизация); 2) по содержанию: а) образная память – позволяет запоминать, ...
6 стр., 2783 словТема 1. Строение и функции спинного мозга. 4
... и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации. 1. Строение и функции спинного мозга Спинной мозг состоит из 5 отделов: - шейный; - грудной; - поясничный; ... ее в хроническую боль и такой переход означает, что произошло повышение чувствительности нервной системы (центральная сенситизация); 2) по содержанию: а) образная память – позволяет запоминать, ...
Исследование поверхностных и глубоких сухожильных рефлексов. Патологические рефлексы.
- Исследование экстрапирамидной системы и мозжечка.
- Исследование чувствительности.
- Исследование вегетативных функций на примере солярного рефлекса и дермографизма.
- Исследование черепных нервов.
- Электрофизиологические методы исследования нервной системы – электроэнцефалография, электромиография.
- Ультразвуковых методов исследования нервной системы – ЭХО-энцефалография (УЗИ), ультразвуковая допплерография, ультрасонография.
- Рентгенологические методы исследования нервной системы – краниография, спондилография, ангиография, компьютерная томография. Значение магнитно-резонансной томографии в неврологии.
- Диагностическое значение исследования спинномозговой жидкости в неврологии.
Раздел 2 частная неврология
- Классификация заболеваний нервной системы.
- Симптомы поражения нервной системы при периферическом (вялом) параличе.
- Симптомы поражения нервной системы при центральном (спастическом) параличе. Патологические рефлексы.
- Синдромы поражения мозжечка.
- Синдромы поражения чувствительности.
- Синдромы поражения чувствительных черепно-мозговых нервов.
- Синдромы поражения двигательных черепно-мозговых нервов.
- Синдромы поражения смешанных черепно-мозговых нервов.
- Синдромы поражения высших психических функций. Агнозии и апраксии.
- Поражение нервной системы при наследственной патологии: аутосомные синдромы.
- Поражение нервной системы при наследственной патологии: гоносомные синдромы.
- Причины врожденной и рано приобретенной патологии нервной системы.
- Поражение нервной системы при перинатальной патологии: фетоплацентарная недостаточность, родовая травма, травма спинного мозга.
- Гипоксическая родовая травма: гипоксия, асфиксия.
- Резидуальные явления перинатальной патологии нервной системы.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при детских церебральных параличах.
- Параличи и механизм двигательных расстройств при ДЦП.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при микроцефалии.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при гидроцефалии.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при черепно-мозговых травмах.
- Резидуальные явления травм головного мозга.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при эпилепсии.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при опухолях мозга.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций и поведения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (минимальная мозговая дисфункция).
- Критерии постановки диагноза «Синдром дефицита внимания и гиперактивности».
- Клиника и личностные изменения при неврозах.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при нарушении мозгового кровообращения. ОНМК. ХНМК.
- Синдромы поражения вегетативной нервной системы: вегето-сосудистая дистония. Типы ВСД.
- Особенности течения ВСД у детей.
- Принципы лечения ВСД.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при менингитах. Серозный и гнойный менингиты.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при энцефалитах.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при арахноидитах.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при полиомиелите.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при ревматизме.
- Поражение нервной системы при васкулитах.
- Поражение нервной системы при болезнях крови (острый лейкоз, геморрагические диатезы).
- Поражение нервной системы при коллагенозах (красная волчанка, узелковый периартериит, дерматомиозит).
- Поражение нервной системы при патологии печени.
- Представить поражение нервной системы при болезнях почек.
- Представить поражение нервной системы и высших психических функций при эндокринной патологии.
- Органическая поражение головного мозга: психоорганический синдром.
- Клиника и симптомы поражения высших психических функций при психоорганическом синдроме.
- Варианты течения психоорганического синдрома.
- Характеристика и причины врожденного слабоумия.
- Клиника и состояние высших психических функций при олигофрении.
- Характеристика и причины деменции.
- Клиника и состояние высших психических функций при деменции (болезни Альцгеймера).
- Психоорганический синдром у детей.
- Методы лечения болезней нервной системы.
- Средства симптоматической терапии.
- Понятие о реабилитации и абилитации. Нейрореабилитация.
- Принципы медицинской реабилитации.
- Организация медико-педагогической помощи детям с заболеваниями нервной системы.
- Организация лечебно-педагогической помощи детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
- Медицинская деонтология и этика в неврологии.
- Этика медицинского психолога.
Список литературы Основная
- Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник для студ. высш. учеб. завед. / Л. О. Бадалян. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
- Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учеб. для вузов / А. С. Батуев. – 3 изд. – СПб. : Питер, 2010. – 317 с.
- Бурцев, Е. М. Основы неврологии : руководство для врачей и студентов мед. вузов. / Е. М. Бурцев, В. Д. Трошин, О. В. Трошин. – Н.Новгород: изд-во НГУ, 1998. – Т.1. – 339 с.
- Мастюкова, Е. М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учеб. пособ. для студ. пед. высш. учеб. завед. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М. : Владос, 2005. – 367 с.
- Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / В. М. Смирнов – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
- Шипицина, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л. М. Шипицина, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 432 с.
Дополнительная
-
- Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособ. для вузов / Л. И. Акатов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
- Астрахан, Д. Х. Основы невропатологии : учеб. пособ. / Д. Х. Астрахан. – Иркутск, 2007. – 234 с.
- Бочарова, Е. А. Ранняя реабилитация детей с отклонениями в развитии // Экология человека, 2002. – № 2. – С. 30-31.
- Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студ-ов вузов / Т. Г. Визель. – АСТ : Транзиткнига, 2006. – 384 с.
- Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред. A. M. Вейна. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. – 752 с.
- Гуровец, Г. В. Детская невропатология : учеб. пособ. для ССУЗов / Г. В. Гуровец. – М. : Владос, 2004. – 303 с.
- Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности : учебник / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 478 с.
- Детские болезни: учебник / под ред. А. А. Баранова. – М. : ГОЭТАР-МЕД, 2010. – 880 с.
- Дудьев, В. П. Психомоторика : cлов.-справ. / В. П. Дудьев. – М. : Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с. – (Коррекционная педагогика).
- Колобова, Г. Д. Невропатология : учеб. пособ. / Г. Д. Колобова. – М. : Феникс, 2008. – 319 с.
- Коркина, М. В. Психиатрия : учебник / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. П. Сергеев. – М.: Академия, 2006. – 247 с.
- Комар, Е. Нервная система ребенка. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.9months.ru – Загл. с экрана.
- Ляпидевский, С. С. Невропатология : учебник для вузов / С. С. Ляпидевский – М. : Владос, 2003. – 384 с.
- Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособ. / Ю. В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2008. – 288 с.
- Меркушкина, И. В. Инструментальная диагностика заболеваний нервной системы : метод. указ. / И. В. Меркушкина, О. И. Игнатьева, А. А. Фирсов. – Саранск : Из-во Мордовского ун-та, 2005. – 20 с.
- Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособ. для сред. учеб. завед. / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М. : Академия, 2006. – 224 с.
- Мэш, Э. Детская психопатология. Нарушение психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.
- Никифоров, А. С. Клиническая неврология : учебник / А. С. Никифоров, А. Н. Коновалов, Е. И. Гусев. – М. : Медицина, 2002. – Т. 1-2. – 704 с.
- Никифоров, А. С. Основы неврологии : учеб. пособ. / А. С. Никифоров, Е. И. Гусев. – М. : Медицина, 2007. – 725 с.
- Обухов, С. Г. Психиатрия : учебное пособие / С. Г. Обухов / под. ред. Ю. А . Александровского. – М. : Гоэтар-Медицина, 2007. – 352 с.
- Скоромец, А. А. Нервные болезни : учеб. пособ. / А. А .Скоромец, А. П. Скоромец, Т. А. Скоромец. – М. : МЕДпресс-информ, 2005. – 544 с.
- Шабалов, Н. П. Педиатрия : учеб. для студ. мед. вузов / Под ред. Н. П. Шабалова / – СПб. : СпецЛит, 2003, – 893 с.
- Шурыгина, Ю. Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения : учеб.-метод. пособ. / Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. – 100 с.
- Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская – М. : МГУ, 2008. – 288 с.
Internet-ресурсы
- http://window.edu.ru – Коллекция цифровых образовательных электронных ресурсов
- http://max.1gb.ru – Информационный портал для студентов.
- http://www.elite-medicine.narod.ru – Медицинский портал.
- http://medbook.net.ru – Сайт медицинской литературы.
- http:// www.libopen.ru – Библиотека электронных книг по медицине.
- – Электронная психологическая библиотека.
- http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
- http:// www.bookz.ru/ – Электронная библиотека по клинической психологии.
- http://auno.kz – Сайт учебной медицинской литературы.
- http://nevro-enc.ru – Неврологический портал.
- http://med-books.info – Портал медицинской учебной литературы
– Материалы по этике медицинского психолога.
Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...
... проанализировать и экспериментально проверить эффективность профилактических мероприятий на предупреждение нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного ... развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен ...
Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны ...
... методов - обучающий эксперимент, который включал дифференцированные методы коррекции нарушений произносительной стороны речи и других нарушений речевого развития; - контрольное обследование детей - метод количественной, ... все формы дизартрии, которые описаны у детей с остаточными явлениями детского церебрального паралича (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова и др.). Е.Ф. Архипова в ...
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не ... или неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, основанное на ...
Занятие №14. Перинатальные поражения нервной системы Вводная часть
... гипервозбудимость, парциальные судороги, внутричерепная гипертензия 2. Травматические поражения цнс и пнс - внутричерепная травма - ... травма лицевого нерва 3. Дисметаболические и токсико-метаболические нарушения функций цнс - преходящие нарушения обмена веществ - ... карнитина хлорид, препараты магния, панангин). - нормализация метаболизма нервной ткани и повышение её устойчивости к гипоксии ...
Краткий словарь терминов
Абазия – неспособность ходить.
Абсанс – кратковременное выключение сознания.
Абулия – отсутствие воли, выражающееся в том, что больной не может что-либо решить, предпринять.
Аггравация – преувеличение больным симптомов своего заболевания.
Агейзия – потеря (или отсутствие) вкусового ощущения.
Агнозия – неспособность узнавать, понимать.
Аграмматизм — нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к анализу грамматического строя речи и грамматически правильному применению речи. Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария головного мозга и включается в различные формы афазии.
Аграфия – нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступно. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария.
Адаптация – морфофункциональное приспособление животных и человека к конкретным условиям существования.
Адекватный – соответствующий обстоятельствам, проявлениям.
Адиадохокинез – нарушение правильного чередования противоположных движений.
Адинамия – чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, сидеть, понижение умственной деятельности.
Акалькулия – нарушение способности считать, возникающее вследствие недоразви гия или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.
Алалия – нарушение речи у детей при сохранном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта, обусловленное недоразвитием или поражением в доречевом периоде речевых областей больших полушарий головного мозга.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... признаками аутизма являются: 1. Трудности коммуникации. 2. Сильные реакции на сенсорные раздражители. 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно ...
Алексия – нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга.
Акроцианоз – синюшность и похолодание кистей и стоп.
Амавроз – слепота, возникающая за счет поражения центрального отдела зрительного анализатора.
Амблиопия – снижение остроты зрения.
Амимия — отсутствие или ослабление мимических движений.
Анализаторы – нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма.
Анамнез – совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются при установлении диагноза.
Аномалия – отклонение от общих закономерностей развития.
Анартрия – резкое расстройство артикуляции. Анизокория неравенство зрачков.
Анизорефлексия – неравномерность однозначных рефлексов на симметричных участках правой и левой стороны.
Анозогнозия – отсутствие сознания своего дефекта (своей болезни).
Анорексия – утрата аппетита.
Анурия – задержка ночи.
Апоплексия – «мозговой удар», внезапно наступающий паралич вследствие кровоизлияния в мозг.
Апатия – состояние безразличия, равнодушия, подавленности, отсутствие интересов.
Апраксия – нарушение целенаправленных действий, не обусловленное расстройством движений.
Арефлексия – выпадение рефлексов. Асинергия отсутствие содружественных движений. Астазия неспособность стоять.
Ассоциативный – отражающий связь (ассоциацию) между представлениями.
Астазия – потеря способности стоять, на почве заболеваний нервной системы.
Астения – нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы.
Астереогноз – расстройство способности узнавать предметы на ощупь.
Астигматизм – недостаток оптической системы, получающийся вследствие неодинаковой кривизны оптической поверхности в разных плоскостях сечения падающего на неё светового пучка.
Асфиксия – удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.
Атаксия – расстройство координации движений.
Атеросклероз – хроническое заболевание, характеризующееся уплотнением и потерей эластичности стенок артерий, сужением их просвета с последующим нарушением кровоснабжения органов вследствие отложения в них холестерина.
Атетоз – непроизвольное червеобразное сокращение пальцев рук и ног. Атония – резкое ослабление мышечного тонуса.
Атрофия – уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.
Аура – предвестник эпилептического припадка.
Афазия – утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции (моторная афазия) или утрата способности ее понимания (сенсорная афазия).
Афферентный – характеристика центростремительности процессов нервного возбуждения их направленности по нервной системе от периферии к центру, от рецепторов к головному мозгу.
Из каких основных структур состоит нервная система человека?
... нервной системы 1) Центральный - Головной мозг - Спинной мозг 2) Периферический - Соматическая система - Вегетативная (автономная) система 1) Симпатическая система 2) Парасимпатическая система В вегетативной системе выделяют симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Симпатическая нервная система ... глухота); - нарушение работы тактильной ассоциативной ... или полным параличом. В регуляции ...
Афония – беззвучность голоса.
Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями.
Блефароспазм – судорожное сокращение век.
Брадикинезия — замедление темпа движения.
Брадилалия – замедление темпа речи.
Брайлевская – система обучения система обучения слепых, основанная на использовании рельефно-точечного шрифта, который воспринимается с помощью осязания.
Бред – симптом психического расстройства, при котором суждения и высказывания не соответствуют реальной действительности и не поддаются коррекции.
Булимия – чрезмерный аппетит.
Бульбарный паралич – периферический паралич IХ, Х, ХII пар нервов.
Вентрикулография – рентгенографический метод исследования мозга путем введения в желудочки мозга воздуха в качестве контрастного вещества.
Вербигерация – ритмичное однотонное повторение какого-либо слова
или словосочетания; иногда бессмысленное нанизывание сходных слов, слогов.
Возрастной криз – см. Криз возрастной.
Габитус (или хабитус) – внешний вид.
Ганглий – нервный узел.
Гемианопсия – половинное выпадение поля зрения.
Гемиатрофия – половинная атрофия.
Гемибаллизм – гиперкинез конечностей одной стороны, характсризующийся грубыми, размашистыми бросковыми движениями.
Гемикрания – боль в половине головы, мигрень.
Гемиплегия – паралич половины тела.
Гемиспазм – судорога половины тела.
Гемисфера – полушарие.
Гередитарный – наследственный.
Герпес – пузырьковый лишай.
Геронтология – раздел биологии, изучающий процессы старения
Гидроцефалия – водянка мозга.
Гипалгезия – понижение болевой чувствительности.
Гиперакузия – повышенная острота слуха.
Гиперестезия – повышение чувствительности.
Гипергенитализм — чрезмерное, не соответствующее возрасту развитие.
Гиперкинез – насильственное движение.
Гиперметропия – дальнозоркость.
Гиперпатия – качественное извращение чувствительности, при
повышается порог восприятия, выражены иррадиация и последствие раздражения.
Гиперрефлексия – повышение рефлексов. Гипертония повышение тонуса (мышц).
Гипертоническая болезнь – стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше.
Гипертрофия – ненормальное увеличение объема того или иного
Гипомнезия – ослабление памяти.
Гипостезия – понижение чувствительности.
Гипотрофия – уменьшение в объеме органа, мышцы.
Гипотония – снижение тонуса (мышц).
Горметония – тонические судорожные сокращения мышц конечности
с периодами выраженной гипотонии.
Дактильная речь – см. Речь дактильная.
Девиация – отклонение от обычного нормального положения.
Деменция – приобретенное слабоумие.
Депрессия – подавленное угнетенное состояние.
Дивергенция – расхождение глазных яблок.
Дизартрия – расстройство членораздельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов, слогов и звуков.
Дизморфизм черепно-лицевой – нарушение строения лица и черепа.
Дизэмбриогенез – различные расстройства эмбриогенеза (зародышевого развития) вследствие генетических дефектов, тератогенных воздействий.
Долихоцефалический – удлиненный.
Миоклония – периодические короткие клонические подергивания.
Миопия – аномалия рефракции, близорукость.
Дизартрия – нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата.
Диплегия – двусторонний паралич.
Диплопия – двоение в глазах.
Диссоциация – разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других).
Долихоцефалия – форма головы, при которой значительно преобладает продольный размер над поперечным.
Дрожание интенционное – дрожание, полностью или почти полностью отсутствующее в покое и резко усиливающееся при движении: при попадании пальцем в кончик носа, при поднесении стакана с водой ко рту и т. д.
Иллюзия – искаженное восприятие реально существующих предметов.
Инсульт – внезапно наступающее острое нарушение мозгового кровообращения.
Катаболизм (энергетический обмен) – процесс метаболического распада, разложения на более простые вещества или окисления какого-либо вещества, протекающий с высвобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ.
Каталепсия – двигательное оцепенение, застывание в одной позе.
Клонус – ритмическое сокращение мышц при растяжении их сухожилия (клонусы стопы, коленной чашечки).
Кома – бессознательное состояние, сопровождающееся выключением рефлекторной деятельности и расстройством жизненно важных функций.
Конвергенция – схождение глаз.
Конвульсии – судороги.
Контузия – ушиб мозга.
Краниоцеле – грыжа головного мозга.
Краниография – рентгенография черепа.
Краниостоз – преждевременное окостенение черепных швов.
Криз возрастной – переходные возрастные периоды, во время которых существенно увеличивается вероятность появления психического нарушения, расстройства поведения, проблем социальной адаптации.
Ксантохромия – желтоватая окраска спинномозговой жидкости.
Лагофтальм – «заячий глаз», недостаточное смыкание глазной щели.
Ликворрея – истечение спинномозговой жидкости.
Логорея – патологическое многословие.
Логофобия – невротическая боязнь произносить нужные слова.
Лордоз – искривление позвоночного столба кпереди.
Люмбаго – «прострел», резкая боль в пояснице.
Макропсия – восприятие предметов в увеличенном виде.
Мегалоцефалия – большеголовость.
Медиальный – внутренний.
Менингизм – менингеальный синдром, не обусловленный воспалением мозговых оболочек головного и спинного мозга.
Менингоцеле – грыжа мозговых оболочек.
Метаморфопсия – восприятие предметов в искаженном виде.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий.
Миалгия – мышечная боль.
Миастения – мышечная слабость.
Миатония – мышечная атаксия.
Мидриаз – расширение зрачка.
Микропсия – восприятие предметов в уменьшенном виде.
Миоз – сужение зрачка.
Миелография – рентгенография спинного мозга.
Моноплегия – паралич одной конечности.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы.
Невралгия – боли по ходу нерва.
Неврит – воспаление нерва.
Невропатия – конституциональная нервность (повышение возбудимости, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства, наклонность к тикам, заиканию).
Нистагм – непроизвольные подергивания глазных яблок.
Олигофрения – врожденное слабоумие.
Опистотонус – судорожное запрокидывание головы и изгибание позвоночника, всего тела дугой.
Паралич – выпадение функции какого-либо органа вследствие нарушения иннервации.
Параплегия – паралич обеих верхних или нижних конечностей.
Парез – неполный паралич.
Парестезия – тактильные ощущения, возникающие без внешних воздействий.
Паркинсонизм – болезнь Паркинсона, хроническое, прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, характеризующееся расстройствами двигательных функций.
Патогенез – механизм развития заболевания.
Педантизм – чрезмерная, преувеличенная аккуратность.
Персеверация – склонность больного при разговоре повторять одно и
то же слово или одну и ту же мысль.
Плексит – воспаление нервного сплетения.
Пневмопатия – это перинатальные заболевания легких, не связанные с инфекцией.
Полиестезия – вид извращения чувствительности, при котором нанесение единичного раздражения воспринимается больным как несколько раздражений.
Полидипсия – сильная жажда.
Полиневрит – множественное воспаление нервов.
Премоторная зона – составная часть двигательной области мозговой коры (6-е поле), отличается от моторной зоны (4-е поле) отсутствием гигантских пирамидных клеток Беца.
Префронтальная кора головного мозга – совокупность нескольких областей лобных долей, непосредственно связанных с отделами лимбической системы.
Пропульсия – непроизвольное движение вперед.
Психический статус – описание состояния психики человека, включающее его интеллектуальные, эмоциональные, характерологические особенности, поведение и деятельность.
Психоорганический синдром – состояние общей психической беспомощности со снижением памяти, сообразительности, ослаблением воли и аффективной устойчивости, снижением трудоспособности и иных возможностей адаптации.
Психотерапия – лечение с помощью психического воздействия на больного в виде разъяснения, убеждения, внушения.
Птоз – опущение верхнего века.
Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми психическими переживаниями.
Резидуальный – остаточный, сохранившийся после болезни.
Резонерство – склонность к длинным рассуждениям отвлеченного и нравоучительного характера.
Ретропульсия – насильственное движение кзади.
Рецидив – повторение, возврат болезни после кажущегося ее исчезновения.
Ригидность – оцепенение, отсутствие гибкости, податливости.
Речь дактильная (от греч. daktylos – палец) – речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.
Ринофония – гнусавость.
Сексуальность – проявление повышенного полового чувства.
Симпатикотония – повышение тонуса симпатического отдела нервной системы.
Синдром – закономерное сочетание симптомов.
Синергия – совместная деятельность (мышц).
Синдактилия – сращение пальцев между собой.
Синкинезия – содружественное движение.
Сколиоз – искривление позвоночника в сторону.
Скотома – выпадение небольшого участка поля зрения.
Соматический – телесный.
Сомнамбулизм – снохождение, лунатизм.
Сопор – резкое угнетение сознания.
Спонтанный – самопроизвольный.
Статус – состояние больного в момент осмотра.
Страбизм – косоглазие.
Ступор – полная неподвижность, заторможенность, оцепенение.
Сурдомутизм (глухонемота) – функциональное нарушение слуха и речи. психогенной природы.
Тактильный – осязательный.
Тетраплегия – паралич всех четырех конечностей.
Токсикоз – болезненное состояние, вызванное накоплением в организме вредных или ядовитых веществ – токсинов.
Тремор – дрожание.
Триплегия – паралич трех конечностей.
Хорея – вид гиперкинеза, который проявляется быстрыми подёргиваниями конечностей, подмигиваниями, причмокиваниями и др.
Церебральный – мозговой.
Цереброастенический – неврологический синдром, который характеризуется снижением работоспособности, нарушением внимания и памяти, повышенной утомляемостью, а также головными болями, сильным истощением нервной системы и различными вегетативными проявлениями.
Циклопия – порок развития, при котором глазные яблоки полностью или частично сращены и помещены в одной глазнице, которая расположена по средней линии лица. «Циклопы» погибают на первых днях жизни.
Эгоцентризм – фиксация внимания только на личных переживаниях и восприятие явлений только с точки зрения личных интересов; крайняя степень индивидуализма.
Эйфория – повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия, не соответствующие объективным обстоятельствам.
Электроэнцефалография – графический метод исследования биотоков мозга.
Эмоция – чувство, переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость).
Энцефалопатия – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера.
Энурез – ночное недержание ночи.
Эпикант («монгольская складка») – особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок, придающая глазу монголоидный разрез.
Этиология – изучение причин заболеваний.
Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Эфферентный – (эффекторный) характеристика центробежности процессов нервного возбуждения их направленности по нервной системе от центра к периферии, от центральной нервной системы – от головного мозга к периферии тела.
Ювенильный – юношеский.