Практическая деятельность психолога в организации

ТРЕБОВАНИЯ

К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ, ПОРЯДКУ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАТУРЫ
37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки «Практическая деятельность психолога в организации»

Кафедра «Психологии и философии»

Тверь 2016

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
Лист согласования
1. Общие положения
2. Область, объекты и задачи профессиональной деятельности
3. Цель и задачи выпускной квалификационной работы
4. Вид выпускной квалификационной работы
5. Критерии оценивания выпускной квалификационной работы
6. Структура выпускной квалификационной работы
7. Содержание выпускной квалификационной работы
8. Объем магистерской диссертации
9. Требования к оформлению магистерской диссертации
10. Подготовка магистерской диссертации
11. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы
12. Приложение

Настоящие требования регламентируют требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, порядку ее выполнения и защиты по направлению подготовки магистров 37.04.01 Психология.

Составители:

д.псх.н., профессор каф. ПиФ С.И. Филиппченкова

к.псх.н., доцент каф. ПиФ Е.В. Балакшина

Требования обсуждены и рекомендованы к применению на заседании кафедры психологии и философии.

«____» ____________ 201__г., протокол № ____.

Заведующий выпускающей кафедрой ПиФ Е.А. Евстифеева

Согласовано:

Начальник учебно-методического

отдела УМУ Д.А. Барчуков

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа обучающихся всех форм обучения является важнейшим завершающим этапом учебного процесса — государственной итоговой аттестации.

Она проводится в целях определения соответствия результатов освоения студентами основных образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.04.01 Психология.

ОБЛАСТЬ, ОБЪЕКТЫ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по направлению 37.04.01 Психология, включает: решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению 37.04.01 Психология являются:

психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

Магистр данного направления должен быть готов к решению следующих профессиональных задач в зависимости от вида деятельности:

а) вид деятельности — научно-исследовательская:

анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;

постановка проблемы и определение задач, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей;

организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;

подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;

б) вид деятельности — организационно-управленческая:

определение целей, задач, организация работы психологической службы в различных областях профессиональной деятельности;

проектирование и создание психологического инструментария работы психолога с учетом требований качества, надежности, валидности, стоимости, информационной, социальной, экономической и этической безопасности.

При выполнении ВКР студент закрепляет и расширяет полученные знания по профессиональным и специальным дисциплинам и развивает необходимые способности и навыки самостоятельной научно-исследовательской работе.

В настоящих требованиях даны рекомендации по выполнению магистерской диссертации, требования к оформлению текстовой и иллюстрационной части.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Защита работы является заключительной стадией государственной итоговой аттестации. Она осуществляется на заседании государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР.

ВКР представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Самостоятельная профессиональная деятельность выпускников определена разделом «IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры» ФГОС ВО и соответствующими разделами ОХОП.

Раздел IV ФГОС ВО имеет следующие подразделы:

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников;

4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников;

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:;

4.4. Готовность выпускника решать профессиональные задачи, соответствующие виду профессиональной деятельности.

Содержание этих разделов приведено в разделе 2 настоящего документа.

В соответствии с этим основными показателями и критериями оценки уровня выполнения ВКР и её защиты членами государственной экзаменационной комиссии по защите работы являются:

Показатель — Область профессиональной деятельности, отражённая в ВКР. Критерий — соответствует (не соответствует) ФГОС ВО.

Показатель — Объект профессиональной деятельности, отражённый в ВКР. Критерий — соответствует (не соответствует) ФГОС ВО.

Показатель — Вид профессиональной деятельности, присущий ВКР. Критерий — вид профессиональной деятельности соответствует (не соответствует) ФГОС ВО.

Показатель — готовность выпускника решать профессиональные задачи, соответствующие виду профессиональной деятельности. Критерий — решённая в ВКР задача соответствует (не соответствует) ФГОС ВО.

В качестве дополнительных, к основным показателям предлагаются следующие показатели и их критерии:

Соответствие ВКР профессиональному стандарту (при его наличии).

Критерий — да (нет).

Актуальность тематики работы. Критерий — тема ВКР актуальна (не актуальна).

Корректность и обоснованность постановки задачи. Критерий — задача поставлена корректно (не корректно).

Корректность использования методов исследований, методик, технологий и моделей. Критерий — использованные методы исследований, методики и модели корректны (не корректны).

Возможность использования результатов работы на практике. Критерий — использование результатов работы на практике возможно (не возможно).

Свобода владение материалами ВКР. Критерий — владеет (не владеет).

Необходимая полнота изложения в работе решаемых задач. Критерий — изложено полно (изложено не полно).

Логичность и связанность излагаемого в ВКР материала. Критерий — изложено связанно (изложено не связанно).

Соответствие оформления материалов магистерской диссертации соответствующим стандартам. Критерий — соответствует (не соответствует).

Обоснованность выводов и умозаключений, представленных в работе. Критерий — выводы обоснованы (не обоснованы).

Наличие умения публично представлять материалы ВКР. Критерий — имеется (не имеется).

Аргументированность ответов на вопросы и замечания. Критерий — аргументированы (не аргументированы).

Владение терминологией предметной области. Критерий — владеет (не владеет).

Шкала оценки защиты ВКР — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

В целом уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности интегрировано оценивается государственной экзаменационной комиссией:

— на «отлично» — при готовности (способности) выпускника решать задачи профессиональной деятельности в нестандартной ситуации по оригинальному алгоритму без существенных погрешностей;

— на «хорошо» — при готовности (способности) выпускника решать задачи профессиональной деятельности в нестандартной ситуации по известному алгоритму без существенных погрешностей;

— на «удовлетворительно», если выпускник в ходе защиты ВКР демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях по известному алгоритму без погрешностей принципиального характера.

При положительной оценке ВКР государственная экзаменационная комиссия выносит решение о присвоении выпускнику квалификации магистра по направлению подготовки 37.04.01 Психология.

Несоблюдение вышеуказанных критериев означает несоответствие уровня подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности требованиям ФГОС ВО, что влечет за собой оценку «неудовлетворительно» и не присвоение ему квалификации, соответствующей данной образовательной программе.

СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:

1.Титульный лист.

2.Задание на ВКР.

3.Аннотация.

4.Оглавление.

5.Введение.

6.Основная часть.

7.Заключение.

8.Список использованных источников.

9.Приложения, включая иллюстрационную часть.

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

7.1. Содержание магистерской диссертации должно соответствовать требованиям ФГОС ВО направления подготовки 37.04.01 Психология в части сформированности компетенций выпускника на этапе государственной итоговой аттестации.

Тематика ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, ориентировать студента на эффективное решение задач в области психологии.

В диссертации студент должен продемонстрировать глубину теоретических знаний, готовность к самостоятельному творческому решению практических вопросов в области психологии, к использованию положений и методик по тематике работы.

К содержанию ВКР предъявляются следующие требования:

— формулировка темы работы должна соответствовать содержанию, целям и задачам магистерской диссертации;

— конкретность постановки задач работы;

— логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на полученных знаниях по избранной теме;

— корректное изложение материала с учетом принятой в предметной области работы терминологии;

— убедительная аргументация принимаемых решений и обоснованность результатов работы;

— исследовательско-аналитический характер работы;

— практический базис работы;

— применение современной методологии (т. е. системы концепций, принципов, законов и методов) предметной области и (или) методов исследования.

Требование исследовательско-аналитической направленности работы означает, что выпускная квалификационная работа не должна иметь описательный характер, либо представлять собой пересказ известных сведений по заявленной теме. По выбранной студентом теме диссертации должен быть проведен анализ текущего состояния заявленной тематики, приведены необходимые объяснения и умозаключения, выявлены причинно-следственные связи, тенденции и закономерности, поставлены и решены конкретные задачи, сделаны выводы и даны рекомендации.

Требование практического базиса работы означает, что работа должна выполняться с учетом конкретных материалов, собранных студентом во время практик.

С учетом собранных материалов студентом должен быть проведен анализ по рассматриваемой проблеме, проведены необходимые для решения поставленных задач эмпирические исследования и (или) эксперименты, сделаны обобщения и выводы, обоснованы конкретные рекомендации.

Применение современной методологии предметной области и методов исследования означает, что в основу работы должна быть положена современная научная методология, определяющая способы проведения исследований.

При изложении материала ВКР следует соблюдать логическую последовательность и корректное представление с учетом принятой в предметной области работы терминологии.

7.2. Титульный лист является первой страницей ВКР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

Шаблон титульного листа приведен в Приложении 1.

7.3. Задание на ВКР содержит ее тему, утверждаемую приказом ректора; перечень разделов и (или) задач, решаемых в работе.

Шаблон задания на ВКР приведен в Приложении 2.

7.4. В аннотации должны быть сформулированы решаемые задачи, основные результаты работы и области их применения. Объем аннотации не должен превышать 1500 знаков, включая пробелы.

7.5. В оглавлении указываются наименование всех разделов магистерской диссертации и номера страниц, с которых они начинаются. Структурные элементы работы (содержание, введение, главы, заключение, список использованных источников, приложение) начинать с нового листа, а их названия выделять ПРОПИСНЫМИ буквами, располагать по центру строки без точки в конце. Подразделы (параграфы) рекомендуется начинать в продолжение листа с отступом трех строк от предыдущего текста, а их заголовки выделять строчными буквами жирным шрифтом. Названия глав и параграфов рекомендуется отделять от их содержимого отступом в 1 пустую строку. Не допускается располагать заголовок на одном листе, а следующий за ним текст — на другом. Главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Номер параграфа включает номер главы отделенной точкой, после номера главы или параграфа точка не ставится.

Названия глав и параграфов начинаются с прописной буквы и пишутся без точки в конце. Пример оформления заголовков:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Название первой главы

1.1 Название параграфа один-один

1.2…

Глава 2 Название второй главы

2.1…

2.2 …

Глава 3 Название третьей главы

3.1

3.2 …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Внутри подразделов (параграфов) могут быть перечисления. Для детализации перечислений необходимо использовать буквы русского алфавита, арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

В тексте не допускается сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии (т.е. — то есть, гг. — годы, т.п. — тому подобное и т. д.).

7.6. Во введении дается краткое обоснование выбора темы магистерской диссертации, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методологические принципы и методы исследования проекта. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования: перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обоснованно отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав выпускной квалификационной работы и привести перечень использованных материалов. Объем введения к магистерской диссертации составляет 3−6 страниц машинописного текста. Охарактеризуем коротко обязательные части введения, указав одновременно их примерный объем.

Актуальность исследования (одна-две страницы) содержит положения и факты, свидетельствующие о научной и (или) прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. Основной целью данного раздела введения является характеристика научного кругозора автора и формирование круга исследователей, являющихся его предшественниками в данном научном направлении, краткая характеристика их работ и вопросов, не рассмотренных ими в данном направлении исследований. Этот раздел является кратким перечнем пробелов в исследуемой области, потребность восполнения которых и определяет круг задач исследований автора работы. Степень научной разработанности темы отражается перечислением авторов, имевших отношение к исследуемой проблематике, краткой характеристикой рассмотренных ими вопросов, а также указанием вопросов, которые по мнению автора работы необходимо исследовать. Фамилии исследователей приводятся в алфавитном порядке. В список исследователей включаются наиболее известные ученые, если список получается большим, то можно перечислять не всех, а после перечисления указать «и др.». Если проблема рассматривается впервые и не существует научных источников по исследуемым вопросам, то это необходимо указать. Если автором рассматривается несколько направлений исследуемой проблемы, то необходимо сгруппировать исследователей по направлениям с указанием рассмотренных ими вопросов и существующих пробелов. Обычно описание степени научной разработанности темы подразделяют на 2−3 подраздела, в которых сначала упоминаются ученые, занимавшиеся данными исследованиями в более ранний период времени, а затем исследователи современного периода. Кроме того, обычно в отдельную группу выделяют зарубежных ученых, исследовавших рассматриваемую проблему.

При описании степени научной проработанности темы в части перечня исследователей обычно используются следующие фразы: «Проблемам повышения эффективности… посвящены труды авторов …», «Существенный вклад в изучение проблемы… внесли…», «В последние годы проблеме… уделяли внимание…», «Определенное влияние на решение проблемы… оказали…». При описании степени научной разработанности темы в части краткой характеристики выполненных ранее исследований обычно используются следующие фразы: «Их работы содержат фундаментальные основы…», «Их работы в значительной мере способствовали изучению…», «В этих работах отражен характер…». При описании степени научной проработанности темы в части характеристики пробелов обычно используются следующие фразы: «Однако в трудах этих ученых не рассматриваются…», «Эти работы не могут быть в чистом виде применены для решения…, так как …», «В значительной части эти исследования охватывают только…, не учитывая…».

Цель и задачи исследования (до одной страницы) содержат формулировку главной цели, которая обозначает направление исследовательской деятельности и значимость вклада в теорию и практику. Поэтому наряду с указанием способа научного изучения предмета (анализа теории, выявления сущности, обобщения фактов) формулировка цели должна содержать обозначение возможностей прикладного использования результатов данного исследования (в виде рекомендаций, предложений, управленческих технологий, методов решение проблемы).

Достоинством магистерских работ по психологии является также четкая формулировка гипотез эмпирического исследования. Гипотезы представляют собой научные предположения, выдвигаемые для объяснения изучаемых явлений, которые требуют подтверждения либо опровержения в результате диссертационной работы. В дополнение к основным гипотезам в работе могут формулироваться гипотезы следствия, конкретизирующие основные гипотезы.

Обязательное условие для формулировки гипотез: гипотеза должна быть доступна для эмпирической проверки. Формулируется гипотеза исследования, исходя из проблемы и цели исследования. Существует следующие виды гипотез: о наличии явления, о существовании различий, о связи между явлениями, о причинно-следственной связи между явлениями (проверяется только в истинном или факторном эксперименте).

Задачи исследования. В соответствии с целью диссертационного исследования формулируются 5−7 конкретных задач, каждая из которых, как правило, решается в соответствующем подразделе (параграфе) работы. Задачи рекомендуется формулировать по пунктам, используя фразы: «изучить литературу…, «описать методы…», «установить взаимосвязь…», «выявить закономерности…», «разработать методику…» и т. п.

Объект исследования представляет область научных изысканий, в пределах которой выделяется предмет исследования. Предмет исследования более узок и конкретен, благодаря чему из общей системы объекта выделяется часть системы, или процесс, образующие предметную область исследования. Поскольку именно на предмет исследования ориентируется диссертационная работа, в её названии должен получить отражение предмет исследования.

Теоретическая и методологическая основа исследования (до одной страницы) формулируется как утверждение о том, какие труды отечественных и зарубежных ученых в данной отрасли науки послужили научной и методической базой данного исследования. Здесь необходимо упомянуть ученых, которые внесли значительный вклад в данную отрасль науки и практики.

Отдельно следует указать методы исследования, например, методы системного и структурно-функционального анализа, методы социологического исследования, методы обобщения, эксперимента и др.

Во введении должны быть описаны методы исследования, по следующей схеме (Б.Г. Ананьев):

— организационные методы исследования (сравнительный, лонгитюдный,

комплексный метод);

— эмпирические методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, беседа, архивный, психодиагностический и т. д.);

— методы обработки данных (качественные: контент — анализ, типологизация, классификация и т. п.; количественные: методы математико-статистической обработки данных и т. д.);

— интерпретационные методы (структурное, генетическое описание).

К теоретическим основам и методам исследования тесно примыкает информационная база исследования. Она включает:

а) официальные документы в виде кодексов законов и других нормативных актов, в том числе локальных актов предприятий и учреждений, на базе которых проводились исследования;

б) научные публикации;

в) отечественные и зарубежные статистические и социологические материалы;

г) результаты собственных исследований автора.

Обзор научных источников должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать информацию, критически её осмысливать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главные направления и методику дальнейших научных поисков.

Научная новизна исследования излагается на одной-двух страницах и играет особо важную роль. К числу признаков научной новизны относятся:

а) изучение новой научной проблемы, либо её наименее изученного аспекта;

б) применение оригинальных методов изучения известного науке явления;

в) введение в научный оборот новых понятий, либо уточнение содержания применяемых терминов;

г) разработка и обоснование предложений, методов и технологий, направленных на совершенствование, оптимизацию, модернизацию изучаемых процессов.

В подразделе «Практическая значимость работы», которому отводится обычно полстраницы, следует перечислить области прикладной деятельности, в которых определенные государственные и муниципальные органы, другие субъекты и объекты управления могут использовать результаты выполненного исследования, применить высказанные рекомендации. К числу практически значимых относятся и возможности использования полученных результатов в преподавании учебных дисциплин.

Апробация результатов исследования также занимает полстраницы, где содержатся сведения о публикациях результатов магистерского исследования, докладах на конференциях, отчетах о практической проверке основных положений и отзывах о применении разработанных методов и рекомендаций.

В завершающей части введения целесообразно дать на одной странице описание структуры магистерской работы, включающее краткое изложение разделов её основной части.

7.7. Основная часть состоит из нескольких глав (как правило, 3), содержащих параграфы. Объём основной части, как правило, 40−60 страниц.

Содержание и рубрикация основной части определяется автором ВКР совместно с руководителем и отражается в задании.

Изложение материала в ВКР должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.

После оформления введения написание текста диссертации следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и, прежде всего, опираться на результаты практики научно-исследовательской работы, при этом важно дать не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т. е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Основная часть должна содержать разделы, в которых последовательно раскрывается содержание проблемы, программа, методика и основные результаты её научного исследования. Оптимальная структура основной части включает три главы: теоретическую, проектно-аналитическую и прикладную. Каждая глава в свою очередь разделяются на 2−3 параграфа.

В первой главе предлагается теоретический обзор литературных источников по теме исследования, обобщение накопленного опыта, в процессе которого выявляются как научные достижения, так и дискуссионные положения, нерешенные проблемы теоретического и методического характера. Исходя из этого, определяется направление диссертационного исследования такого рода проблем и определяется авторский подход к их решению в соответствии с целью работы. Завершается описание теоретической части работы основными выводами.

В начале теоретической главы желательно остановиться на определении основных понятий, которые используются в исследовании, и в случае значительных разногласий дать их рабочие определения (предлагаемые автором или других авторов с обязательной ссылкой на первоисточник).

Везде, где идет речь о научных источниках, приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на источники и литературу.

Необходимо также четко разграничить излагаемые концепции и собственные мнения, оценки, выводы, возражения. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях (теоретического аспекта, конкретной сферы, отрасли, предприятия).

Вторая часть ВКР носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом магистрант не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития исследуемого объекта. При описании выбранных магистром методик и техник исследования всегда нужно делать ссылки на первоисточники — где и когда была предложена методика или техника, кем апробирована и адаптирована. Методы исследования зависят от конкретной отрасли науки. Далее автором формулируются выводы по проведённому исследованию, которые должны иметь практическую направленность по исследуемой проблеме.

Описание психодиагностической методики должно включать название, авторов, год издания со сведениями о выходных данных публикации методики в списке использованной литературы. Должны быть указаны: диагностическая цель методики, основные шкалы, изучаемые в результате применения методики, алгоритм расчета вторичных показателей (если они есть), краткая характеристика содержания каждой шкалы, ограничения в применении методики. В случае применения малоизвестных методик, в приложении представляют текст методики, название шкал, набор стимульного материала, способы обработки первичных данных, ключи. При адаптации, апробации и самостоятельной разработке методики, описываются выполненные процедуры проверки валидности и надежности методики, ее психометрической стандартизации.

Описываются способы статистической обработки данных, использованные в работе, и обосновываются цели их применения. Здесь также указываются статистические программы, которые были использованы в процессе обработки.

Далее автор представляет результаты своего исследования на основе проведенных с испытуемыми: психологического консультирования, психодиагностических и психокоррекционных процедур. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т. п. должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов.

В части, посвященной анализу результатов исследования, должна оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено. Этот раздел завершаются интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием практических рекомендаций по их возможному применению.

Каждая из глав заканчивается промежуточными выводами. Их может быть несколько. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы.

7.8. Заключение по объему, как правило, может представлять до 5% ВКР. В нем обобщаются и формулируются результаты и (или) выводы выполнения ВКР.

Результаты и (или) выводы должны соответствовать цели и задачам исследования и содержать рекомендации по практическому применению результатов работы, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

Заключение — это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т. п. Часто в разделе заключения намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения. В заключении желательно указывать практическую, научную, социальную ценность результатов работы.

В конце заключения можно остановиться на том, чем завершена работа, например: получением научных данных о новых объектах, и процессах, явлениях, закономерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлении; составлением инструкции, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т. д.; внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов.

Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении.

Построение заключения зависит от сложности работы и характера её содержания. В наиболее полном виде оно строится примерно по такому плану:

— утверждение о достижении цели исследования и доказанности;

— доказанности гипотезы с краткими подтверждениями;

— соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования;

— резюме как кратчайший обзор проделанной работы;

— новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;

— определение научной новизны проделанной работы;

— определение практической значимости проделанной работы.

7.9. Список использованных источников (не менее чем из 50 наименований, включая ссылки на нормативные документы, учебники и учебные пособия, государственные стандарты, локальные нормативные акты, литературу (монографии, статьи, тезисы) и публикациях в интернет), должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении ВКР, и соответствовать соответствующему стандарту по правилам оформления библиографического списка.

При использовании в работе результатов выполненных курсовых работ (проектов), последние также включаются в список использованных источников на правах рукописи.

7.10. В приложения рекомендуется включать материалы, которые не были включены в основную часть: таблицы, плакаты, иллюстрации, графики, протоколы исследований; описание оборудования и приборов, применяемых при проведении исследования; методики, используемые при выполнении; промежуточные доказательства, расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; иллюстрации вспомогательного характера и др.

Автореферат магистерской диссертации выполняется по завершении работы над диссертацией и представляется на защиту вместе с магистерской диссертацией.

Автореферат магистерской диссертации включает титульный лист и пояснительную записку объёмом 0,25 п.л. (4−5 с.).

В пояснительной записке необходимо изложить

— актуальность темы исследования,

— цель и задачи исследования,

— предмет и объект исследования,

— краткое содержание исследования,

— теоретическую и практическую значимость исследования,

— научную новизну полученных результатов,

— краткие выводы.

Автореферат подписывается автором на последней странице текстовой части.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Представление ВКР в бумажном варианте обязательно.

ВКР печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 за исключением графической части, печатаемой в ином формате. ВКР должна быть переплетена или сшита в виде единого документа.

При выполнении ВКР должны соблюдаться требования ГОСТ 7.32−2001, 7.12−93, 8.417−2002 в действующей редакции, а также иные вновь принимаемые стандарты, регламентирующие правила оформления, как отдельных элементов, так и ВКР в целом.

Общие требования к оформлению магистерской диссертации:

1. ВКР должна быть напечатана на стандартных листах белой бумаги формата А4.

2. Шрифт — Times New Roman, межстрочный интервал полуторный, размер 14 пт, поля сверху, снизу по 20 мм, справа — 15 мм, слева — 30 мм, отступ первой строки абзаца — 1,25, выравнивание по ширине (в больших таблицах можно использовать размер шрифта 11−12 пт.).

3.Для оформления заголовков глав используется шрифт Times New Roman размер 16 пт, написание — жирный, межстрочный интервал — 1,5, выравнивание по центру. В конце заголовков глав и параграфов точка не ставится.

4. Для оформления параграфов работы используется шрифт Times New Roman, написание — жирный, размер 14 пт, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по центру.

5. Цитаты оформляются или сносками по тексту с нумерацией на каждой странице, или в квадратных скобках с указанием номера цитируемой книги из списка литературы и номера страницы, например: [21, с. 187].

6. Формулы, уравнения и т. д. набираются на компьютере.

7. Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, приложения и т. д.) начинается с новой страницы.

8. Страницы работы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Номера страниц проставляются снизу посередине, номер первой страницы (титульного листа) не ставится. Размер шрифта, используемого для нумерации, должен быть меньше, чем у основного текста. Страницы, содержащие только рисунки (графики), не нумеровать.

9. Слово и следующий за ним знак препинания нельзя разделять пробелом.

10. Титульный лист заполняется по единому образцу (см. приложение Б), он подписывается руководителем ВКР.

11. Последняя страница работы подписывается студентом.

12. Приложения должны быть помещены после списка литературы, без нумерации страниц. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и номера арабскими цифрами (без знака №).

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки: (см. приложение 1).

Отражение приложения в оглавлении обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Следует иметь в виду, что неправильное оформление магистерской диссертации может привести к снижению итоговой оценки.

ВКР оформляется в соответствии с ГОСТом 7.32−2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», выполняется на русском языке и должна быть написана в научном стеле, грамотным литературным языком.

Оформление таблиц, рисунков, формул, приложений

Все иллюстрирующие материалы ВКР (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики) называют рисунками. Таблицы и рисунки должны иметь сплошную нумерацию и названия. Например, следует писать: таблица 1 «название», либо рисунок 3 «название».

Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста выпускной квалификационной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке после ее названия.

На все таблицы и рисунки в тексте должны быть сделаны ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать «…приведены на рисунке 1» или «на рисунке 1 приведен …».

Таблицы и рисунки должны располагаться сразу после ссылок на них из текста работы или непосредственно вверху следующей страницы, при этом, если в конце предыдущей страницы остался незаконченный абзац или даже перенос слова, то продолжение текста на следующей странице осуществляется после рисунка или таблицы без абзацного отступа. Размер шрифта в таблицах и рисунках может быть меньше размера шрифта основного текста, но должен быть в диапазоне 10−14.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Подпись рисунка располагается под рисунком после подрисуночного текста, в середине строки, содержит слово «Рисунок» и его номер, название рисунка отделяется от его номера знаком тире. На рисунке 1 представлен пример оформления рисунка.

Рисунок 1 — Название первого рисунка

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Если таблица не входит на одну страницу, то допускается делить ее на части. При необходимости переноса таблицы на следующую страницу перед перенесенной частью слева без абзацного отступа пишутся слова «Продолжение таблицы» и номер таблицы без точки после номера. При этом названия заголовков столбцов таблицы повторяются, если эти названия чрезмерно большие, то вводится строка с номерами колонок и при продолжении таблицы на другой странице, повторяются только номера колонок. Ниже, в таблице 3 представлен пример оформления названий таблицы.

Таблица 3 — Название третьей таблицы

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5

В таблице допускается применять размер шрифта, меньше 14, например 12. Левый и правый края таблицы должны соответствовать параметрам страницы, не превышая их. В случае если содержание ячеек таблицы значительно меньше ширины страницы ее размеры могут быть меньше установленных параметров страницы.

Столбцы и строки таблиц должны быть разделены горизонтальными и вертикальными линиями 0,5 пт.

Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков столбцов.

С целью равномерного распределения текста в таблице допускается установка переносов в ячейках таблицы.

Таблица должна иметь сноску на источник, который указывается после таблицы без абзацного отступа, 11 шрифтом. Ссылка должна начинаться словами: «Источник:», «Составлено по:», «Рассчитано по:». После сноски на источник необходимо предусмотреть отступ перед текстом, равный 12 пт.

Приложения и особенности их оформления. В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основной текст работы, например, документы, подтверждающие выводы и доказательства, анализируемые документы, промежуточные расчеты, чрезмерно большие рисунки и таблицы и т. п. На все приложения должны быть даны ссылки в тексте ВКР. Приложения располагаются в конце работы, после списка использованных источников в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием посередине строки слова «Приложение» и его номер. Если в работе одно приложение, то оно обозначается «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, отражающий содержание материала, который пишется на отдельной строке и выравнивается посередине относительно материала приложения.

Таким образом, на каждый рисунок или таблицу, приложение, использованный источник в тексте ВКР необходимы ссылки:

• на рисунок — на рисунке 3.4;

• на таблицу — в таблице 2.1;

• на приложение — в приложении А;

• на использованные источники — [6], [14, с. 126].

Оформление списка использованных источников

В список использованных источников включаются только те источники, которые действительно использовались при подготовке аттестационной работы. Для качественного и всестороннего изучения рассматриваемых в ВКР вопросов студенту рекомендуется использовать как отечественную, так и зарубежную литературу. В списке источников: ВКР бакалавра должно быть не меньше 50 наименований, в том числе: нормативно-правовые акты (не более 25% от общего числа источников — не допускается выполнение работы только на анализе нормативно-правовой базы без учета специальной литературы); не более 3 источников учебного характера; не менее 25 источников научно-исследовательского и публицистического характера.

Срок публикации основных источников учебного, научно-исследовательского и публицистического характеров должен быть не более 5 лет. Например, для ВКР 2015 года допускаются источники 2010 года издания, так как 2015−5=2010, источники 2009 года и старше считаются устаревшими и их не может быть более 20% от общего числа источников в списке литературы.

Оформление списка использованных источников осуществляется в соответствии с ГОСТом 7.0.5−2008 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», ГОСТом 7.80−2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТом 7.82−2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Рекомендуемая последовательность расположения использованных источников:

1. Список использованных источников помещается после основного текста ВКР.

2. Источники располагается в следующем порядке: законы; указы; постановления; ведомственные документы (инструкции, положения, письма, приказы, методические указания и т. п.); книги и статьи из периодических изданий на русском языке; книги и статьи на иностранном языке; неопубликованные материалы.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой: международные законодательные акты — по хронологии; Конституция РФ; Кодексы — по алфавиту; Законы РФ — по хронологии; Указы президента РФ — по хронологии; Акты правительства РФ — по хронологии; Акты министерств и ведомств в последовательности — приказы, постановления, положения, инструкции министерства — по алфавиту, акты — по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования.

3. Все материалы располагаются по алфавиту фамилий авторов и заглавий с учетом последующих вторых, третьих и т. д. букв. Нумерация документов в списке должна быть сплошной от начала до конца.

При оформлении последнего листа выпускной квалификационной работы студент пишет:

«Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них».

«__» ________________ 2015 г. ________________ (________________)

(подпись)

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Допуск студента к защите магистерской диссертациификсируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе работы.

В случае если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзыва руководителя не считает возможным допустить студента к защите, вопрос об этом должен рассматриваться на заседании кафедры с участием руководителя и автора работы.

Студент, получив положительный отзыв руководителя о выпускной квалификационной работе и допуск к защите, должен подготовить доклад на 7…10 минут, в котором четко и кратко излагаются основные положения ВКР.

Выпускающая кафедра направляет работу вместе с письменным отзывом научного руководителя на рецензию не позднее, чем через два дня после ее получения.

Выпускающая кафедра должна представить выпускную магистерскую диссертацию вместе с письменными отзывами научного руководителя и рецензента ответственному секретарю ГАК не позднее, чем за один день до защиты. Получение отрицательного отзыва и/или рецензии не является препятствием к представлению диссертации на защиту, если она допущена к защите.

В отзыве научный руководитель характеризует качество диссертации, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные магистрантом в период написания выпускной магистерской диссертации, степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным магистерским диссертациям соответствующего уровня, рекомендует (или не рекомендует) выпускную магистерскую диссертацию к защите.

В рецензии должен быть дан анализ содержания и основных положений рецензируемой диссертации, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию (наличия собственной точки зрения автора), умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами отмечаются недостатки. В заключение рецензент дает характеристику общего уровня выпускной магистерской диссертации и оценивает ее, после чего подписывает титульный лист диссертации. Объем рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста.

В соответствии с Положением о государственной аттестации студентов ТвГТУ, студент, не прошедший ГИА в связи с его неявкой по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы (отмена рейса, отсутствие билетов), погодные условия, уход за тяжелобольным членом семьи или ближайшим родственником, нахождение в служебной командировке студента заочной формы обучения, утрата выпускной квалификационной работы по независящей от студента причине) вправе пройти ГИА в течение 6 месяцев после ее завершения.

Студент, не прошедший ГИА в связи с его неявкой по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», отчисляется из университета с выдачей справки об обучении, как не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Магистрант, не прошедший ГИА по этим причинам, может повторно пройти ГИА не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после прохождения ГИА впервые. Для повторного прохождения ГИА указанное лицо по его заявлению восстанавливается в университет на период времени не менее предусмотренного календарным учебным графиком по соответствующей образовательной программе.

Защита работы проходит публично на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

Защита работы осуществляется в следующем порядке:

1. Доклад студента.

2. Вопросы членов ГЭК студенту.

3. Ознакомление с отзывом руководителя ВКР и рецензией на ВКР.

4. Дискуссия.

5. Заключительное слово студента.

6. Составление протокола заседания ГЭК.

7. Объявление результатов защиты ВКР студенту.

В докладе должны быть отражены:

— тема ВКР, ее актуальность;

— цель и задачи решаемые в ВКР;

— объект исследования;

— обзор исследований, проектных решений и результатов по разделам ВКР;

— заключение — выводы и предложения по работе.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания научной проблемы и формулировки цели работы. Далее следует изложить методы, которые были использованы при исследовании рассматриваемой проблемы. Затем по главам раскрыть основное содержание работы.

Доклад завершается изложением заключения выпускной квалификационной работы.

Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые приводятся только в случае необходимости для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

— выпускник должен излагать основное содержание своей выпускной квалификационной работы, не читая текста.

— в процессе доклада необходимо использовать иллюстрационную часть работы.

После выступления студента члены ГЭК и присутствующие на защите ВКР задают ему вопросы, относящиеся к теме работы. При ответах на них студент вправе пользоваться своей работой.

После ответов на вопросы зачитывается отзыв руководителя, рецензия и проводится дискуссия.

Определение соответствия результатов освоения студентом образовательной программы соответствующим требованиям ФГОС ВО и принятие решения о присвоении квалификации осуществляется на закрытом заседании ГЭК в соответствии с критериями, изложенными в разделе 2 настоящих Требований.

Результаты защит объявляются студентам сразу же после оценивания.

По окончании защиты студентом на кафедру передаются:

-автореферат;

— магистерская диссертация в печатном виде, включая иллюстрационную часть;

— магистерская диссертация в электронном варианте;

— отзыв руководителя.

По результатам государственных аттестационных испытаний студент имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания (далее — апелляция).

Апелляция подается секретарю государственной экзаменационной комиссии студентом лично не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.

Демонстрационные материалы и презентация

Демонстрационные материалы предназначены для показа комиссии теоретической, аналитической и расчетной частей магистерской диссертации. Демонстрационный материал может быть представлен средствами медиапроектирования. Общий объем демонстрационного материала составляет 10−15 слайдов. В состав демонстрационного материала могут входить: схемы, алгоритмы, таблицы с исходными данными, формулы, структуры управления и т. п.

Приложение 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

Кафедра «Психологии и философии»

К защите допустить:
Заведующий кафедрой ПиФ
Е.А. Евситфеева.
«____"___________20___г.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

На тему: «Наименование темы в кавычках прописными буквами, шрифт Times New Roman, размер 14, полужирный»
Направление 37.04.01 Психология

Профиль Практическая деятельность психолога в организации _

Студент (ка):
(Ф.И.О.) подпись
Форма обучения: Группа:
Руководитель:
(ученая степень, звание, Фамилия, И.О.) подпись
Консультанты:
Нормоконтроль:

ТВЕРЬ 2016

Приложение 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

Утверждаю: Заведующий кафедрой ПиФ _____________Е.А. Евстифеева «____» __________2016 г

З, А Д, А Н И Е

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector