Т10-управление группами

Тема 10. Психологические аспекты управления группами

Понятие о группах, командах, коллективах и групповой динамике. Основы возникновения групп, их значение в деятельности организации.

Структура группы: лидерство, роли, нормы, статус, размер, состав. Характеристики групп, определяющие эффективность их деятельности в организации: социально-психологический климат, сплоченность, конформность, групповое единомыслие, взаимопомощь, групповая мотивация. Степень управляемости группой.

Отличие команды от группы. Стадии создания команды. Достоинства и недостатки в работе команд.

Формальные и неформальные группы и особенности их поведения. Типология формальных групп.

Причины возникновения неформальных групп в организации. Потенциальные достоинства неформальных групп организаций. Поведенческие проблемы, связанные с их организационной деятельностью. Особенности управления неформальными группами. Особенности взаимоотношений личности и группы в организации.

  • Группа – это 2 лица или более, которые осуществляют совместную деятельность и оказывают взаимное влияние друг на друга; собрание индивидов, которые:

— часто взаимодействуют друг с другом;

— определяют себя как члены одной группы;

— разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;

— участвуют в единой системе разделения ролей;

— идентифицируют себя с одними с теми же объектами и идеалами;

— воспринимают группу как источник удовлетворения;

— находятся в кооперативной взаимозависимости;

— ощущает себя как некоторое единство;

— кооперируют действия по отношению к среде.

Группы бывают:

— Номинальные – объединение людей по общему признаку (пол, возраст, профессия, образование, квалификация)

— Реальные – объединение людей, связанных общей деятельностью, общением, интересами.

— Неформальные – нет жестких правил, предписаний; есть свои правила, этика поведения. Формируются на основе потребностей, интересов, целей. Могут быть оппозицией формальной группе, тогда становятся фактором усложняющим процесс управления. Цели неформальных групп формируются на основе конвергенции личных целей. Управление неформальными группами с негативными установками: показать группе бесперспективность ее деятельности, недостижимость ее целей; посеять недоверие между членами группы; недоверие к лидеру; поощрять перебежчиков; ассоциировать принадлежность к группе с отрицательными качествами (некомпетентностью, неполноценностью).

3 стр., 1181 слов

Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»

... списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы организации управления коммерческой фирмой» основой явились труды отечественных и зарубежных учёных и ... дипломной работе рассмотрен и решен следующий круг вопросов: - проанализированы сущность и особенности управленческого труда; - проведено исследование современных методов оценки эффективности труда руководителя; - ...

Позитивные неформальные группы помогают организации в достижении целей, поддерживаются администрацией (через дух единства, укрепление доверия членов группы др. к др.; к лидеру; культивирование чувства престижности принадлежности к группе; поддержка веры в достижимость стоящих перед группой целей).

— Формальные – размер четко определен, деятельность и поведение всех членов регулируется предписанными правилами. В любой формальной группе есть неформальные. Цели формальной группы определяются администрацией.

Типы неформальных групп:

1. Одиночка. Связей в группе нет. Неприятие личности группой (следствие личностных особенностей, ценностей).

2. Диада. Дружеские доверительные отношения 2х человек.

3. Цепочка. Лидера нет, связи последовательные, группа неустойчивая; нет единства и сплоченности; управлять группой сложно, приходится действовать на всех членов. Если группа с положительной направленностью целесообразно сплачивать членов, если с негативной направленностью – можно принять меры к ее разрешению.

4. Замкнутая цепочка, кольцо. Нет лидера, более устойчива, т.к. каждый член группы имеет 2х товарищей.

Все члены неформальной группы отличаются большой сплоченностью, автономией, дорожат отношениями. Управлять такой группой всегда сложно, т.к. трудно влиять на отдельных ее членов. Для управления – необходимо выявить лидера и действовать через него. При негативной направленности группы следует выявить слабое звено, вырвать его из группы, включить в устойчивые отношения с другими членами организации.

5. Игрек. Структура очень устойчива к внешним и внутренним воздействиям, 2 лидера в группе, которые в случае конфликта вместе решают проблему. Климат при этом не очень хороший. Управлять группой опираясь на лидеров.

6. Крест. Группа устойчива, есть явный лидер с авторитарным стилем управления в доброжелательной форме общения. Группа возникает чаще всего в критических ситуациях.

7. Конверт. Группа очень устойчива, есть явный лидер демократ; при положиетльной направленности группы – самый оптимальный вариант неформальных отношений в организации.

Роли в группе:

Типы сотрудников

Типичные черты

Положительные качества

Допустимые недостатки

Администратор

консервативен, обязателен, предсказуем

организаторские способности, практический ум, высокая работоспособность, самодисциплина

Недостаточно гибок, отсутствует реакция на предложенные идеи

Мыслитель

Индивидуальный, серьезный, не ортодоксальный

Одаренность, воображение, интеллект

Рассеянность, витание в облаках, склонность не замечать практические детали

Исследователь ресурсов

Экстраверт, восторженный, любознательный, общительный

Умение сходиться с людьми, исследовать все новое

Склонность терять интерес к работе, когда проходит увлечение

Оценивающий

Рассудительный, хладнокровный, осторожный

Благоразумие, практичность

Недостаток вдохновения, способности стимулировать других

Душа компании

Социально ориентирован, чувствительный, мягкий

Адекватно реагирует на людей, ситуации; способность поддержать дух коллективизма

Нерешительность в критический момент

Доводящий до конца

Старательный, организованный, добросовестный

Умение доводить до конца, стремление к качественному выполнению работы

Свойство волноваться из-за пустяков, неумение не вмешиваться в чужие дела

Возможно другое распределение ролей в группе– статусно-ролевое:

Альфа – лидер в группе; энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ.

Бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага; менее энергичен, но белее интеллектуален; хранитель групповых норм и правил.

Гамма 1 – приближенные, опора, соратники альфа.

Гамма 2 – многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы.

Гамма 3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, вынужденная подчиняться, к ним применяется политика «кнута и пряника».

Гамма 4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова ( по статусу может быть равен гамме 1,2,3).

Омега – «козел отпущения», лицо, принимающее на себя групповую агрессию – его роль необходима группе для сплочения в противовес омеге.

Групповые эффекты

Мультиплексный (синергитический) эффект – группа работает лучше самого квалифицированного работника, а хорошо управляемая группа работает эффективнее, чем неуправляемая руководителем.

Групповые нормы, групповое единомыслие, склонность к групповому альтруизму и взаимоподдержке, групповая склонность к риску, групповая агрессивность, сопротивление переменам, групповая сплоченность.

  • Групповые нормы – регуляторы поведения каждого в группе, обеспечивают единообразие трудового поведения.
  • Сплоченность группы – мера тяготения членов группы друг к другу.
  • Конформизм – результат группового давление; изменение поведения или собственных убеждений в результате реального или воображаемого воздействия группы.
  • Групповое единомыслие – подавление отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.

Для преодоления единомыслия:

— целесообразно внушить членам группы, что они могут свободно сообщить любую информацию;

— назначить члена группы на роль человека, защищающего «неправое дело»;

— выслушать разные точки зрения, воспринимать критику спокойно;

— отделить усилия по генерации идей от их оценки;

Сначала выслушать мнение подчиненных, далее — руководителя

По размерам группы бывают:

— Малые – на основе эмоционального и делового общения.

— Большие – по количеству и характеру общения.

По уровню развития:

— Диффузные – общий интерес, цель, но члены не связаны между собой, обособленны.

Функциональные – связаны общим делом, выполняют закрепленные за каждым обязанности, связанные принципом «ты — мне, я – тебе»; для них характерны – сотрудничество, отношения – минимальны; это чаще временные рабочие группы.

— Коллектив.

  • Коллектив – высшая стадия развития группы на основе общего дела, общих интересов, целей. Есть функциональное разделение обязанностей, Отношения носят сложный характер – функциональные, сотрудничества, взаимопомощи.

Методы изучения группы: социометрия, социологические исследования, изучение групповой динамики.

  • Групповая динамика – совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих в группе на всем протяжении ее существования (от образования до распада).

    В более узком смысле – это показатель благополучия отношений в группе и эффективности совместной работы.

Суть групповой динамики: частичное изменение в группе влияет на состояние группы в целом:

1) группа – важнейший фактор формирования поведения личности;

2) легче изменить поведение людей в группе, чем менять поведение каждого в отдельности;

3) чем привлекательнее группа для ее членов, тем больше влияния на них можно оказать;

4) чтобы воздействовать на группу, необходимо вначале определить лидеров и воздействовать на них.

Трудовой коллектив – совокупность индивидов, объединенных общей работой в организации и общими интересами.

Признаки трудового коллектива:

  • Отношения ответственной зависимости;
  • Общность целей, которая обеспечивает сочетание интересов личности, коллектива и общества; гармония личных и общественных целей;
  • Готовность к действиям;
  • Взаимопомощь; Наличие определенной оргструктуры, которая обусловлена размерами и задачами организации;
  • Дисциплина;
  • Выполнение определенных социальных функций (производство продукции, оказание услуг, обеспечение занятости и пр.);
  • Социальная защищенность членов;
  • Уверенность в будущем, условия для самореализации личности.

Для того, чтобы определить ступень развития коллектива опираются на 4 основных признака:

1. Общность целей и их социальная значимость

2.Совместная деятельность

3. Организованность

4. Отношения.

Ступени развития группы (коллектива):

1. номинальная группа (оргструктура – административная);

2. ассоциативная группа (неформальный актив группы);

3. кооперация (общие цели, деловые отношения преобладают над эмоциональными; внутренняя структура совпадает с административной)

4. коллектив

Стадии развития коллектива:

1 – единоличного контроля (функция контроля за руководителем, он же принимает решения);

2 – контроль с участием актива (есть ядро – компетентные и авторитетные личности, они выполняют часть функций руководства, которые руководитель им делегирует);

3 – стадия взаимного контроля (включается актив — все члены группы; которые квалифицированы; каждый осуществляет контроль, функции руководства частично редуцируются; руководитель обеспечивает внешние связи и долгосрочное планирование);

4 – стадия самоконтроля (каждый работает самостоятельно на условиях полного доверия к решениям партнеров; функции руководства внутренней жизнью не нужна; группа основана на жестком отборе, все сработанные).

Структура трудового коллектива – эффективность деятельности трудового коллектива зависит от его структуры (внутреннего строения).

Типы структуры

Основные характеристики; виды отношений

Производственно-функциональная

Виды разделения труда. Формальные деловые отношения регламентированы инструкциями, договорами.

Общественно-организационная

Принадлежность к профсоюзам, политическим и др. организациям; участие в управлении

Социально-демографическая

Возраст, пол, семейное положение, образование, стаж работы

Профессионально-квалификационная

Профессия, специальность, квалификация

Социально-психологическая

Межличностные отношения, ценности, установки, мотивы трудовой деятельности, интересы, внепроизводственное поведение

СПК- состояние неформальных межличностных отношений, клмат опосредован прочностью внутренних связей между сотрудниками.

СПК – преобладающая, относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющаяся как в отношениях людей др. к др., так и в их отношении к общему делу.

Положительный СПК повышает производительность труда, удовлетворенность коллективом, его сплоченность. Это атмосфера взаимного доверия, уважительного отношения, дух товарищества, внутренняя дисциплина, ответственность, требовательность к другим и себе.

Отрицательный СПК может привести к распаду коллективы.

На СПК влияет: профессиональная и психологическая совместимость членов коллектива.

  • Совместимость – способность согласовывать действия членов группы.
  • Психологическая совместимость – наиболее благоприятное сочетание свойств членов группы, обеспечивающее успех общего дела и личностное удовлетворение от работы..

Эффектная совместная деятельность предполагает сработанность, совместимость, нормальный характер межличностных отношений в коллективе.

Лит-ра:

1. Управление персоналом / под ред. А.А. Литвинюка. – М.: Юрайт, 2012.

2. Ильин Социология и психология управления

5