Практическое занятие № 1

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика»

  1. Предмет психологической диагностики. Диагностические цели и задачи (семинар 2 часа)

Вопросы для подготовки конспектов:

  1. Что изучает психологическая диагностика?
  2. Как она связана с другими областями психологии и практикой?
  3. Каковы основные области практического использования психодиагностики?
  4. С какими целями психодиагностика используется в школе?
  5. Перечислите основные шаги психодиагноста, получившего практический запрос.

Темы рефератов и сообщений:

  1. Реферативный обзор по книге А. Анастази «Психологическое тестирование».
  2. Реферативный обзор по книге …

Практическое занятие № 2

  1. История психодиагностики как науки. Профессионально-этические нормы в психодиагностике. (семинар 2 часа)

Вопросы для подготовки конспектов:

  1. Чем характеризуется клинический период в развитии психодиагностики?
  2. Каков вклад терапевтической практики в развитие методов психодиагностики?
  3. В какой период наблюдается физиологизация психологии? С чем это связано?
  4. Когда возникает экспериментальная психология?
  5. Каковы этические принципы работы психодиагноста?
  6. Перечислите требования к методической и научно-исследовательской литературе по психодиагностике.
  7. Каковы требования к пользователям психодиагностических методик: педагогу-психологу и представителям смежных профессий (педагог, социальный работник, социальный педагог, врач и др.)?

Темы рефератов и сообщений:

  1. История возникновения тестов.
  2. История возникновения психодиагностики в России.

Практическое занятие № 3

  1. Использование психодиагностики в проектировании образовательных сред и психологическом сопровождении (лпз 4 часа)

Прорабатываемые проблемы:

24 стр., 11998 слов

VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики

47 ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Общее представление о психодиагностике. Значение термина "психологическая диагностика" Сам по себе термин "диагностика" образован от известных греческих корней ("диа" и "гнозис") и буквально рассматривается как "различительное познание". Этот термин активно используется во многих областях науки и общественной практики. В самом общем виде под диагностикой понимается ...

  1. Психологическая служба школы: ее цели и задачи.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение и его характеристики.
  3. Основные направления деятельности школьного психолога.
  4. Проектирование образовательной среды учащихся.
  5. Психокоррекция и ее методы.
  6. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):

изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор методики и рекомендаций осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).

Проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы.

Лабораторно-практическое занятие № 4

  1. Этапы проведения психодиагностического обследования

Прорабатываемые проблемы:

  1. Процедура психодиагностического обследования.
  2. Содержание основных этапов обследования.
  3. Психологическим диагноз, примеры, уровни.
  4. Психологический прогноз.
  5. Основные правила представления информации о результатах обследования.
  6. Психопрофилактическое изложение результатов обследования.
  7. Принципы психолого-педагогической диагностики.

Проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы.

4 стр., 1734 слов

Основные принципы обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха

ПЛАН 1. Основные принципы обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха. 2. Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями слуха. 3. Специфические задачи изучения особенностей психического развития детей с нарушениями слуха. 4. Методы диагностического обследования детей с нарушениями слуха. 4.1.Психолого-педагогическое ...

Практическое занятие № 5

  1. Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. Классификация методик психодиагностики (семинар 2 часа)

Вопросы для подготовки конспектов:

  1. Перечислите общие методы психологии.
  2. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные?
  3. Перечислите виды тестов.
  4. Обозначьте достоинства и недостатки тестов.
  5. Каковы требования к психодиагносту, проводящему тестирование?

Темы рефератов и сообщений:

  1. Проблема тестов в современной психологии и педагогике.
  2. История создания тестов.
  3. Этические принципы работы практического психолога.

Проработка каждого пункта предполагает самостоятельную подготовку и реализацию на занятии практического материала из рекомендованной литературы.

Лабораторно-практическое занятие № 6

  1. Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. Классификация методик психодиагностики

Прорабатываемые проблемы

  1. Проблема тестов в современной психологии и педагогике.
  2. Применение тестов личности (тесты-опросники).
  3. Применение тестов интеллекта.
  4. Применение тестов достжений.
  5. Применение проективных тестов.

Практическое занятие № 7

  1. Психометрия и ее основные параметры (семинар 2 часа)

Вопросы для подготовки конспектов:

11 стр., 5057 слов

8. Тесты их виды и общая характеристика

... основные виды Надежность теста - Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых; независимость методики ... личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы ...

  1. Перечислите отличия психодиагностических методик от психологических.
  2. Назовите основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
  3. Что такое стандартизация методики?
  4. Каковы правила формирования выборки стандартизации?
  5. Раскройте содержание и условия вычисления статистической нормы.
  6. Раскройте понятие «надежность» методики. Каковы основные виды надежности, как они устанавливаются?
  7. Что такое валидность? Каковы основные виды валидности и способы ее установления?
  8. Что такое независимый внешний критерий? Назовите основные виды внешних критериев и предъявляемые к ним требования.

Темы рефератов и сообщений:

  1. Статистическая норма и социально-психологический норматив: сходство и принципиальное различие (конспектирование статьи Акимовой, М.К., Козловой, В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психологический журнал, 1986. — № 2)

Лабораторно-практическое занятие № 8

  1. Малоформализованные диагностические методики

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?
  2. Что такое оценочные шкалы?
  3. Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?
  4. Перечислите правила проведения диагностического интервью.
  5. Сравните между собой тесты, опросники и проективные методы и перечислите отличительные особенности каждого из этих методов.

Темы рефератов и сообщений:

3 стр., 1057 слов

психологические рисуночные тесты

... знания о рисуночных тестах, как особого вида психодиагностических методик. 3. Рассмотреть сущность и специфику психологических качеств личности, ориентированной ... фантазии при решении поставленной задачи. Основная гипотеза таких тестов состоит в том, что способ ... использованием методик психодиагностики опросного типа. Например, для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие ...

  1. Особенности использования метода беседы в работе с детьми.
  2. Контент-анализ и документальные источники информации.

Лабораторно-практическое занятие № 9 Формализованные диагностические методики. Метод тестирования в психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Приведите характеристику тестов.
  2. Перечислите критерии классификации тестов.
  3. Сравните опросники и анкеты: в чем их сходство и отличия?
  4. Что изучают психофизиологические методы психодиагностики? Приведите примеры.
  5. Каковы возможности и специфические трудности применения на практике каждого вида психодиагностических методов?
  6. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):

изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор методики и рекомендаций осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).

Вопросы к экзамену по дисциплине «психолого-педагогическая диагностика»

  1. Понятие психодиагностики. Теоретическая (общая) и практическая психодиагностика.
  2. Предмет, цель, задачи психодиагностики.
  3. Направления деятельности педагога-психолога психологической службы школы.
  4. Использование методов психодиагностики в проектировании образовательных сред.
  5. Основные этапы психодиагностического обследования. Психологический диагноз, его уровни (по Л.С. Выготскому).

    Психологический прогноз.

  6. Этические принципы работы практического психолога.
  7. Требования, предъявляемые к психодиагносту.
  8. Требования к пользователям психодиагностических методик.
  9. Понятия «метод», «методика», «техника». Общие методы психологии.
  10. Классификации психодиагностических методик. Объективные и субъективные методики.
  11. Малоформализованные диагностические методики.
  12. Научное наблюдение как психологический метод. Цели наблюдения.
  13. Виды наблюдений. Поисковое и исследующее наблюдение. Аналитическое наблюдение и экспертные оценки. Стандартизированное наблюдение.
  14. Беседа. Интервью как вид беседы. Диагностическое и клиническое интервью.
  15. Формализованные методики. Психологическое тестирование. Виды тестов.
  16. Субъективные тесты. Опросники и их виды.
  17. Опросники черт.
  18. Типологические опросники.
  19. Опросники состояний и опросники свойств.
  20. Объективные методики: тесты личности, достижений.
  21. Психофизиологические методики.
  22. История возникновения метода проекции. Различные подходы к пониманию понятия «проекция». Классификация проективных методик.
  23. Психометрические требования к построению и проверке методик.
  24. Стандартизация теста. Критерии стандартизации. Процетиль.
  25. Социально-психологический норматив.
  26. Генеральная совокупность и выборка стандартизации. Репрезентативность выборки стандартизации.
  27. Надежность. Показатели надежности: коэффициенты надежности, стабильности и константности.
  28. Валидность. Виды валидизации. Релевантность. Виды валидности.
  29. История возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине — Симона, шкалы Стэнфрд — Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности.
  30. Невербальные тесты интеллекта, их особенности и цели применения. Тесты действия.
  31. Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки.
  32. Типологические опросники: Миннесотсткий многофакторный личностный опросник, опросник Х. Шмишека, ПДО А.Е. Личко.
  33. Личностные опросники мотивации.
  34. Опросники интересов и личностных ценностей, установок.
  35. Проективные методики изучения личности.
  36. Межличностные отношения как объект диагностики. Задачи, решаемые межличностной диагностикой.
  37. Диагностика межличностных отношений в группе на основе субъективных предпочтений: социометрический метод Дж. Морено.
  38. Опросник описания поведения Томаса.
  39. Диагностика детско-родительских отношений.
  40. Бланковые методики диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека, лабильности и силы нервной системы и мыслительно-речевой деятельности.
  41. Проблемы диагностики психических состояний. Опросники психических состояний.
  42. Диагностика состояний тревожности.
  43. Методы исследования когнитивной сферы дошкольников.
  44. Методики изучения личности дошкольника.
  45. Методики изучения межличностных отношений дошкольника.
  46. Исследования психологической готовности к обучению в школе.
  47. Методы исследования самосознания взрослых людей.
  48. Изучение психических состояний и свойств взрослых людей.
  49. Методы изучения личности и межличностных отношений взрослого человека.
  50. Исследование взаимодействия в коллективе взрослых людей.
  51. Психодиагностические методики для исследования личностных качеств педагога-психолога.