1.Правила применения психодиагностических методик

Морально-этические принципы проведения психодиагностического исследования.

К сожалению, в отечественной психодиагностике пока неоправданно мало внимания уделяется этическим проблемам, возникающим в диагностических исследованиях. В публикуемых работах чрезвычайно редко встречается обсуждение этических аспектов тестирования. В лучшем случае бегло упоминается о том, что необходимо сохранять в тайне полученные результаты, не повлиять пагубно на испытуемого. Разработанные в последние годы в некоторых странах СНГ (например, в России и Украине) этические кодексы психолога страдают обилием общих мест, а главное — отсутствует система контроля над их исполнением.

Опыт работы зарубежных психологов, специалистов в области психодиагностики свидетельствует о том, что в разработке, издании и использовании тестов мы сталкиваемся с многочисленными этическими проблемами. Образцом нормативно-правового регулирования практической, в том числе и психодиагностической, деятельности психолога являются достаточно многочисленные и постоянно дополняемые документы, принятые Американской психологической ассоциацией (подробнее см. А. Анастази, С. Урбина, 2001).

Упомянем лишь об основных проблемах, которые неоднократно обсуждались нашими зарубежными коллегами.

Несмотря на то что существует множество тестов, все они должны отвечать требованиям, которые достаточно полно описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования. Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать (к сожалению, в странах СНГ приобретение тестов зависит лишь от желания и денег, необходимых для их покупки. Это достаточно яркая иллюстрация «действенности» принятых этических кодексов. Привычное у нас предание гласности — путем публикации «для всех» — отдельных тестов делает их невалидными).

Особые требования предъявляются к работе с компьютеризированными тестами. В этом случае всегда существует риск получения неточных данных. Нужно также всегда помнить о том, что компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие. Большое значение придается конфиденциальности результатов тестирования.

9 стр., 4113 слов

Понятие тест, тестирование

Развитие системы тестирования в России и за рубежом Психолого-педагогические аспекты тестирования 1. Преимущества тестирования перед другими методами 2. Понятие тест, тестирование 3. Исторические предпосылки тестирования 4. Развитие тестирования в зарубежной педагогике и психологии 5. Исследования по проблемам измерения и тестирования 6. Различия между педагогическими и психологическими тестами & ...

Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность. Мы должны постоянно помнить о том, что результаты наших исследований всегда приобретают личностный смысл для обследуемого. Отсюда вытекает важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности. Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому. Такое обоюдоострое оружие, как диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).

В противном случае создается возможность нанесения морального урона личности, происходит дискредитация психодиагностических исследований.

Следуает отметить, что процедура оценки как таковой, вызывает большое напряжение у испытуемых. В этих условиях необходимо, с одной стороны, минимизировать искажающее влияние эмоционального состояния на получаемые результаты, а с другой- не потерять диагностически важную информацию.

Правила использования психодиагностических тестов:

  • Неорбходимо применять лишь теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики;
  • Обязательно соблюдать профессиональную тайну как в отношении технологии тестирования, так и по поводу его результатов;
  • Строить отношения с обследуемыми на партнерской основе.
  • Это означает, что нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно предупреждать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто будет иметь к ней доступ: необходимо создавать условия для получения испытуемым информации по данным тестирования;
  • При запросе со стороны испытуемого о результатах тестирования предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого избегая негативных оценочных суждений;
  • Не допускать к психодиагностической и аналитической работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших и специальное обучение, а так же нарушающих требования профессиональной этики.

Для содания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании следует придерживаться следующих основных правил:

18 стр., 8713 слов

Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности

Профессиональная этика Материал из Википедии — свободной энциклопедии Профессиональная этика— термин, используемый для обозначения: системы профессиональныхморальных норм (например «профессиональная этика юриста») направления этическихисследований относительно оснований профессиональной деятельности В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается ...

  • Заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, обязательно сообщать о его продолжительности;
  • Тестирование следует просводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм( площадь на 1 испытуемого не менее 3 м3, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и пр.) , при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов;
  • Перед тестираванием важно установить психологический контакт с испытуемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения тестирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с заданиями, сообщить, что полученная информация является конфеденциальной, позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе и скрытый) и является не только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его профессиональной адаптации на новом рабочем месте;
  • Не следует сообщать испытуемому подробности об интерпритациии результатов- это може повлиять на уровень их достоверности и будет способствовать девализации методики;в отношении испытуемого следует занять партнерскую позицию (“Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении достоверной информации и будем благодарны за нее”), взаимодействие с позиции силы (“Сейчас мы все про вас узнаем!) недопустимо;
  • Во время психодиагностического обследования следует буть приветливым, вежливым, проявлять готовность придти на помощь в случае необходимости;
  • Во время тестирования следует предусмотреть 10-минутные перерывы через каждый час работы;
  • При интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования следует выразить готовность предоставить эту информацию в устой конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано;
  • При завершении обследования следует проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии(сроки, форма и пр.) и обязательно поблагодарить за проделанную работу.

Поведение испытуемого во время выполнения тестов может служить дополнительным источником информации о его индивидуально-психологических особенностей.

3 стр., 1459 слов

А) конструктная валидность теста

... результатов, чем пред­ставители других. Отсюда следует, что тесты интеллекта: В) культурно зависимы 12. Шкала Стенфорд-Бине используется для оценки ин­теллекта у испытуемых ... в работе психологов, гласит, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое ... что психологам добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и ...

2. Этические стандарты психологической диагностики

Этические стандарты психологической диагностикипредставлены в документе регламентирующем деятельность в области психометрических измерений(тестирования) –«Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик».

Они разработаны в соответствии с основными требованиями профессиональной этики, принятыми за рубежом, в странах с широ­кой и хорошо организованной сетью пси­хологических служб. Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточ­но структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля за практикой отдельных психо­логов. Поэтому предлагаемые «Нормы…» не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Норм…» — дать практи­кующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики поведения психо­диагностических обследований. В основе Норм…» лежат общепризнанные права — человека, и основным критерием и контролером их выполнения должна являть­ся -профессиональная честность и гуман­ность самих психологов.1

По мере продвижения нашего государства к правовому будут приняты законодательные и нормативные акты, определяю права человека при психологических обследованиях и регламентирующие работу прикладных психологов, и настоящие «Нормы…» рассматриваются как первый шаг в продвижении к этой цели.

8 стр., 3756 слов

Тест Рене Желя

Методика Рене Жиля Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению Назначение теста Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его ...

Введение

Как любой научный инструмент, психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. Неверным представление о природе и цели тестов, а также неправильной интерпретацией результатов тесов объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психологических тестов. В руках недобросовестного или неквалифицированного пользователя тесты могут принести серьезный вред.

Поэтому две основные причины необходимости контроля за использование психодиагностических тестов таковы: а) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным; б) гарантировать использование тестов только квалифицированными специа­листами.

Для того чтобы предотвратить непра­вильное употребление психологических тестов, возникает необходимость в соблю­дении ряда требований как к разработке и проведению самих тестов, так и к исполь­зованию их результатов.

1. Общие этические принципы психодиагностического обследова­ния

  1. Психолог, запрашивающий у че­ловека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему до­верили эту информацию, делает это толь­ко после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информа­ции.

Комментарий. Для эффективно­сти обследования может быть необходимо скрывать от испытуемого истинную цель тестирования и специфику интерпретации его ответов, тем не менее личность не дол­жна подвергаться какому бы то ни было тестированию обманным путем.

  1. Любой человек имеет право отка­заться от участия в психологическом об­следовании или эксперименте и тем са­мым оградить от нежелательного вме­шательства свой внутренний мир.
  2. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, об­следуемый должен быть полностью проин­формирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.

1.3.1. Результаты обследования, про­веденного по личной просьбе и в интере­сах обследуемого, не могут быть предос­тавлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.

13 стр., 6341 слов

Рисуночный тест-как метод психоанализа

... своей дочери 41 размера. Вот к каким выводам пришли психологи после исследований результатов рисуночных тестов. Автор рисунка может двумя способами продемонстрировать, что данная ... изображения деталей; · непроизвольное назойливое повторение при выполнении какого-то фрагмента рисунка; · комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом ...

  1. Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе ор­ганизации (школы, предприятия, вуза, су­да и т. п.), то для использования получен­ных результатов в рамках этой организа­ции дополнительного согласия обследуе­мого не требуется. Для передачи получен­ной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.
  2. Если в силу необходимости за­щиты интересов общества или прав граж­дан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены дру­гому лицу или в официальный орган, об­следуемый должен быть поставлен об этом в известность.
  3. Обязательство хранить профес­сиональную тайну теряет силу, если поло­жение закона обязывает психолога сооб­щить о полученной информации.
  1. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им дол­жны быть сообщены результаты тестиро­вания ребенка с соблюдением условий, указанных в пунктах 1.6 и 1.7. Относи­тельно передачи сведений другим людям соблюдаются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов).

    Представителями ре­бенка в данном случае являются его роди­тели.

При психодиагностическом обследова­нии подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.

  1. Во избежание неправильного обра­щения с тестовыми данными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.

Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохране­ния, уничтожения и доступности сведений об индивиде.

  1. При сообщении результатов тести­рования необходимо учитывать особенно­сти того человека, которому они предназ­начаются.

Комментарий. Например, при сообщении тестовых результатов школь­ника следует помнить, что эмоциональная причастность родителей и учителей к жиз­ни ребенка может препятствовать разум­ному пониманию фактической инфор­мации.

15 стр., 7311 слов

Психодиагностические тесты

Содержание 1. Характеристика стандартизированных психодиагностических методик 2 1. Понятие стандартизированных психодиагностических методов и стандартизации 3 2. Особенности стандартизированных методов 4 2.1. Психодиагностические тесты 4 2.2. Стандартизированное наблюдение 5 Список литературы 6 2. Конспекты статей 7 3. Диагностика 20 Приложения 24 1. Характеристика стандартизированных ...

  1. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их ин­терпретации специалистом. В ряде случа­ев необходим также соответствующий комментарий специалиста.

Комментарий. Даже если тест тщательно проведен и верно интерпрети­рован, сообщение тестовых результатов индивиду без возможности обсудить их более подробно может ему повредить. На­пример, школьник может быть сильно оза­дачен, узнав, что он плохо выполнил тест способности к обучению; серьезные нару­шения в развитии личности могут быть усугублены, если больному сообщить ре­зультаты его тестирования.

Помимо обоих принципов, используе­мых в работе с психодиагностическими тестами, имеется ряд требований к лицам, связанным в своей профессиональной де­ятельности с разработкой и применением тестов. Это могут быть лица трех катего­рий:

а) психолог-психометрист, занимающий­ся разработкой и адаптацией психоди­агностических методик;

б) психолог-пользователь, использующий в своей работе психодиагностические методики;

с) специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях (учи­тель, врач, социолог, экономист и др.) и применяющий в своей работе отдель­ные психодиагностические методики.

2. Требования к разработчикам тестов

  1. Психологом-психометристом (разработчиком психологических метод может являться специалист в области дифференциальной психометрии, имеющий психологическое образование, должен знать и применять на практике методы математической статистики, обеспечивать вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности, установленные в специальных психометрических экспериментах.
  2. С целью оптимального использования достижений науки психолог-психометрист должен быть в курсе достижени психологии в целом и своей узкой специальности в частности, применять самым современные научные методы и способствовать применению их другими.

Комментарий. Это требование обусловлено следующей тенденцией. Возрастающая сложность психологии не­избежно приводит к усилению специа­лизации психологов. В этом процессе спе­циалисты по психометрии все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенствовании тес­тов и незаметно теряют представление о том, что происходит в смежных областях, таких как педагогика, детская психология, психология индивидуальных различий и генетическая психология. Так, техничес­кие аспекты построения теста исподволь сужают психологический кругозор тесто- лога, хотя тестовые показатели могут быть правильно поняты только в свете со­ответствующих знаний относительно по­ведения, которое тест предназначен измерить.

  1. Разработчик подготавливает ру­ководство по применению методики в полном соответствии с официально приня­тыми «Стандартными требованиями к психологическим тестам». При этом руководство должно давать фактическое пред­ставление о том, что известно о тесте, а не быть средством его рекламы, представ­ляющим тест в выгодном свете. Кроме дан­ных, позволяющих оценить тест сам по себе, и информации о проведении, спосо­бах вычисления показателей и нормах теста, разработчик должен включать спе­циальные рубрики, обеспечивающие кор­ректное использование теста с процедур­ной и этической точек зрения.
  2. Обязанностью авторов теста явля­ется перепроверка тестов и их норм, с тем чтобы предупредить их старение.
  3. Разработчик отвечает за правиль­ное определение круга специалистов, ко­торым могут быть предоставлены матери­алы по использованию методики. Доступ к психологическим методикам должен ог­раничиваться людьми, чьи профессиональ­ные интересы гарантируют правильное использование методики и чья квалифика­ция позволяет интерпретировать резуль­таты надлежащим образом.

Комментарий. В каталогах тес­тов приводятся те требования, которые должны удовлетворять их пользователей.

  1. Не следует выпускать для широко­го применения неподготовленные тесты (не соответствующие стандарту).

    Когда тест распространяется только с исследо­вательскими целями, это условие должно быть оговорено, а распространение тес­та — соответственно ограничено.

Комментарий. При проведении тестирования с исследовательскими це­лями в ходе его разработки необходимо придерживаться всех требований к про­цедурам применения теста и сохранения тайны.

  1. Научно обоснованные психологи­ческие тесты нельзя печатать в газетах, популярных журналах или брошюрах ни в целях описания, ни для использования их при самооценке.

Комментарий. В этих условиях самостоятельное оценивание может не только привести к признанию бесполезно­сти теста, но и оказаться для индивида психологически вредным. Более того, лю­бое разглашение тестовых заданий и клю­чей может сделать невалидным последу­ющее применение теста другими людьми. Предоставление тестовых материалов та­ким способом является одной из причин искажения картины психологического те­стирования.

2.8. В своей работе психолог-психометрист и издатель придерживаются всех тре­бований по охране авторских прав.

3. Требования к психологу-пользователю

3.1. Психологом-пользователем явля­ется лицо, имеющее психологическое об­разование, работающее по этой специаль­ности в исследовательских и практиче­ских учреждениях и использующее в сво­ей работе психодиагностические мето­дики.

3.1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указа­на в руководстве к тесту.

Комментарий. Требование, что­бы тесты использовались только квали­фицированными экспериментаторами, призвано защищать индивида от непра­вильного использования теста. Квали­фикация пользователя должна соответ­ствовать типу теста. Так, например, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства лично­стных тестов требуется относительно дли­тельный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования учебных достижений нужна минимальная психоло­гическая подготовка. Следует также заме­тить, что студенты, участвовавшие в учеб­ном тестировании, обычно не готовы к са­мостоятельному проведению тестов или к правильной интерпретации тестовых по­казателей.

  1. Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает свои услуги, а так­же не использует методы, которые не удовлетворяют профессиональным стан­дартам, установленным в конкретных об­ластях исследования.
  2. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет всю ответствен­ность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отноше­нию к обследуемому.
  3. В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «не на­вреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуе­мому, так и о нем. Психолог должен вы­ражать свое мнение, устное или письмен­ное, с осторожностью.

Комментарий. Пользователь должен избегать субъективизма, препят­ствующего правильному суждению в отно­шении испытуемых, а также исключить любое возможное отрицательное воздей­ствие на них, проистекающее из его пове­дения. При интерпретации данных обяза­тельно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную ди­агностическую гипотезу.

  1. Психолог-пользователь обеспечи­вает тщательное соблюдение всех стан­дартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклонять­ся от стандарта в использовании методи­ки, вносить модификации в уже изданную методику и распространять скорректиро­ванные инструктивные материалы. Рабо­та по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия автора теста или организации, обладающей правом на данную методику.
  2. Недопустимо тестирование по почте.

Комментарий. Выполнение ин­дивидом каких-либо тестов не может быть правильно оценено с помощью бланков, высылаемых и возвращаемых по почте. Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тести­рования, но также предполагает интерпре­тацию тестовых показателей без привле­чения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоятельствах ре­зультаты теста могут оказаться бесполез­ными и даже вредными.

  1. В своей профессиональной дея­тельности психолог-пользователь руко­водствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно при­нимает решение и лично несет за него от­ветственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультиро­ваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полу­ченные рекомендации.

Комментарий. В случае, если обследуемый находится на лечении, ре­зультаты которого могут измениться вследствие вмешательства психолога, последний может действовать только с со­гласия лечащего врача.

Пользователь не имеет права собирать статистический и психологиче­ский материал по изданным методикам с целью публикации научных статей и от­сылки этих материалов разработчикам методик.

4. Требования к специалистам- не психологам

  1. В качестве пользователей психо­диагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, ин­женеры, экономисты и пр.
  2. Специалисты- не психологи имеют право использовать только некоторые, хо­рошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной уме­лости).

    Методики, не обеспеченные од­нозначной стандартной инструкцией, не­обходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использо­ваться специалистами- не психологами.

  3. Пользователь- не психолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие имен­но методики могут быть применены для ре­шения поставленных задач.

Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики тре­бует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладе­нию методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо прой­ти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.

4.4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, авто­матически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессио­нальной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

Рекомендации по использованию конфиденциальной информации

Правила пользования информацией

  1. Психологическая информация используется исключительно в служебных целях.
  2. Психолог по запросам должностных лиц, допущенных к информации, сообщает конкретную информацию на конкретный вопрос, ориентируясь при этом на корректность, на защиту интересов личности.
  3. Копии с вышеуказанных документов переснимаются только с разрешения начальника учреждения.
  4. Учёт размноженной информации осуществляется по экземплярно.
  5. Полученная информация хранится в надёжно запираемых, опечатываемых сейфах.

Обязанности пользователей психологической информацией

  1. Формулировать вопрос к психологу в конкретной форме.
  2. Обеспечить конфиденциальность предоставленной им информации.
  3. Принять меры по защите информации. Открыто не ссылаться на источник получения информации.
  4. Использовать информацию о личности и рекомендации психолога в строго служебных целях. Не использовать сведения о личности для достижения каких-либо личных целей или преимуществ, а также в частных интересах других лиц.
  5. Не подвергать личность психологическому воздействию со своей стороны.
  6. Применять и использовать только те приёмы, формы и методы работы с личностью, в которых пользователь является компетентным.
  7. Не оказывать отрицательного воздействия на психическое состояние личности.

Ответственность за разглашение психологической информации

  1. Лицо, виновное в разглашении психологической информации, несёт ответственность в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих порядок ведения и хранения служебной документации.
  2. О фактах разглашения психологической информации ставится в известность начальник учреждения, которым назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Дисциплинарная ответственность налагается руководителем учреждения.
  3. Незнание правил пользования психологической информацией о личности не освобождает от ответственности за некорректное их использование в неслужебных целях.

Информацию довел:

________________________________________________________________________

Бланк заявления о согласии на прохождение психологического обследования информация о психологическом обследовании кандидата, поступающего на работу

На основании (указывается наименование внутренних приказов, согласно которым проводиться обследование кандидатов на работу психологом), поступающие на работу в (наименование предприятия(организации), в обязательном порядке проходят психодиагностическое обследование, которое является составной частью определения профессиональной пригодности и служит дополнительным критерием приема на работу.

Я,______________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество кандидата)

согласен пройти психологическое обследование и сообщаю, что непосредственно перед обследованием чувствую себя здоровым и работоспособным.

Дата___________________

Подпись______________________(______________________________)

Вывод:

1. Психолог-диагност несет всю полноту ответственности за возможный моральный ущерб, в том числе за ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном проведении психодиагностического обследования.

2. Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.

3. Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.

4. Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.

5. Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

6. Принцип психопрофилактического изложения результатов -результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.

Вопросы:

1. Назовите морально-этическикие принципы проведения психодиагностического исследования.

2. Почему вопросы морально-этических принципов важны в психодиагностике.

1* Текст воспроизводится по: Рукавишни­ков А. А., Соколова М. В.Нормы профессио­нальной этики для разработчиков и пользовате­лей психодиагностических методик. Стандарт­ные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991.

13