Дисциплина: «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» Практическое занятие 1−3 (6 часов) Тема: Актуальность изучения основных проблем се

Дисциплина: «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» Практическое занятие 1−3 (6 часов) Тема: Актуальность изучения основных проблем семей, имеющих особого ребенка

Вопросы для подготовки (анализ и обсуждение статей):

М. Килбом (М. Kihlbom).

Связь родители — ребенок. Вина родителей?.С.40

А. А. Сагдуллаев. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.С.43

Б. Лагерхейм, К. Гиллберг (В. Lagerheim, С. Gillberg).

Ситуация семьи, где есть ребенок с нарушениями различных функций С. 50

Й. Цубер, Й. Вепс (J. Weis).

Трудности, возникающие у семей с неполноценными детьми.54

Д. Н. Оудсхорн. Семья ребенка-пациента. С.56

И. Xapdu (I. Hardi).

Ребенок и больница. С.62

Т. А. Басшова. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным или множественным нарушением.С.64

М. Н. Гуслова, Т. К. Стуре. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов. С.75

Л. М. Колпакова, Г. Н. Мухаиметзянова. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста).С.80

Усанова О. Н., Шаховская С. Н. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей. С.82

A. Р. Маллер. Педагог и семья ребенка-инвалида (Некоторые вопросы педагогической этики).

С. 87

Л. Комбринк-Грэхам (L. Combrinck-Graham).

Работа с семьей. С.93

Е. И. Морозова. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста.С.96

Н. Волковская. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения.С.108

B. В. Ткачева. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. С.118

Г. А. Мишина. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации).

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы «Pedagogical conditions of research activity organization among pupils in primary school» УДК 371.388.6 ЕленаБорисовнаБиянова, Elena Borisovna Biyanova учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», 427628 Удмуртская Республика г. Глазов ...

С. 129

Ход занятия:

Обсудить и проанализировать предложенные статьи с целью актуализации основных направлений проблем, с которыми сталкиваются семьи проблемных детей.

Разделиться на несколько подгрупп, разработать и защитить свою модель спектра проблем, с которыми сталкиваются семьи с особыми детьми, и предложить возможные пути работы в решении указанного спектра проблем, используя информацию из предложенных статей. Модель спектра проблем, с которыми сталкиваются семьи с особыми детьми желательно отобразить на следующих уровнях: когнитивный уровень (кто я, как родитель особого ребенка), эмоциональный (что я чувствую, как родитель особого ребенка) и поведенческий (как я действую как родитель особого ребенка).

Модель может быть предложена в виде электронной презентации или на ватмане графически (допускаются любые творческие идеи).

Основная литература:

  1. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135

Дополнительная литература:

  1. Психология эффективного родительства: Материалы международной научно-практической конференции. — Курск: КГМУ, 2011. — 613 с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
  3. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина.— М.: Владос, 2003. — 408 с
  4. Борисова Н.А., Бучилова И.А., Денисова О.А. и др. Специальная семейная педагогика / под ред. Селиверстовой В.И. — М. 2005 — 386 с.
  5. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000

Практическое занятие 4−5 (4 часа)

Тема: Диагностическое направление работы с семьей, имеющей проблемного ребенка

19 стр., 9224 слов

Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического развития

... № 1) организации работы социального педагога с семьей ребенка с ОПФР, которая состоит из четырех блоков: Диагностическая работа. Коррекционно-развивающая работа. Консультативная работа. Информационно-просветительская работа. Согласно этой ... цвет и почему? Какой нелюбимый цвет и почему? ? Назови любимую сказку и сказку, которая тебе не нравится. ? В другом человеке мне больше ...

Вопросы для подготовки:

  1. Технологии психологического изучения семьи. Классификация методов диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка.
  2. Методы изучения внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей.
  3. Схема психологического изучения семьи с особым ребенком.

Анализ статьи: Пушина В.В. Психодиагностика и психологическое консультирование семей // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С. 372−378

Ход занятия:

Проанализировать предложенную статью и основные методы диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка.

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2000.
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
  2. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135
  3. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина.— М.: Владос, 2003. — 408 с
  4. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000

Практическое занятие 6−7 (4 часа)

Тема: Сказкотерапия в работе с семьей имеющей проблемного ребенка

Вопросы для подготовки

  1. Принципы работы со сказками. Сказкотерапия с «особым ребенком».
  2. Схема размышления над сказками и их обсуждение
  3. Способы разрешения трудностей в сказках
  4. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
  5. Художественные (народные и авторские) сказки в работе с особыми детьми
  6. Дидактические сказки в работе с проблемными детьми и их родителями
  7. Психокоррекционные сказки в работе с проблемными детьми и их родителями
  8. Психотерапевтические сказки в работе с проблемными детьми и их родителями
  9. Медитативные сказки в работе с проблемными детьми и их родителями

Индивидуальное задание: Предложить (или придумать) сказку и обсудить на занятии учитывая принципы, схему размышления над сказками и структуру коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия в работе с родителями, «особых» детей или с «особыми» детьми. Этапы схемы размышления над сказками проиграть на занятии при помощи учебно-ролевой игры.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

Курсовая работа Дети из неблагополучных семей План: Введение Виды неблагополучных семей Алкогольная семья Криминально - аморальная семья Аморально - асоциативная семья     Конфликтная семья Педагогически несостоятельная семья Ошибки воспитания детей Психолого-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей            Мы привыкли рассматривать семью как ...

Основная литература:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб: Речь, 2000

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб: Речь, 1998

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. — СПб.1999

4. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М. 1996

  1. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.Питер, 2001

Практическое занятие 8−9 (4 часа) Тема: Игровая психотерапия и в работе с семьей, имеющей проблемного ребенка

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение игровой психотерапии в работе с семьей, имеющей проблемного ребенка
  2. Техники работы с фантазией
  3. Техники сочинения историй
  4. Игровые техники
  5. Техники с использованием кукол и марионеток

Ход занятия: Обсудить теоретические вопросы на занятии проиграть техники игровой психотерапии, максимально подходящие к работе с семьей, имеющей проблемного ребенка и отдельно с проблемным ребенком.

6 стр., 2682 слов

Основные направления в работе при развитии исполнительской техники у учащихся средних классов

... ребенка развитие самостоятельности, творческой инициативы ребенка развитие метроритмической пульсации, чувства ритма ребенка . Воспитательные: воспитать понимание исполнения инструктивных этюдов на мелкую технику воспитать навыки слухового контроля при работе ... теме; выявить элементы мелкой фортепианной техники; выявить особенности развития мелкой техники у детей среднего школьного возраста В ходе ...

Доклад: Холдинг терапия в работе с аутичными детьми: техники и специфика работы.

Литература:

  1. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.Питер, 2001

Практическое занятие 10 (2 часа) Тема: Арт-терапия и в работе с семьями, имеющими проблемного ребенка

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение игровой психотерапии в работе с семьей, имеющей проблемного ребенка
  2. Многообразие форм арт-терапевтической работы
  3. Психодинамический подход и арт-терапия
  4. Арт-терапевтическая работа с проблемными детьми и подростками

Ход занятия: Обсудить теоретические вопросы и предложить арт-терапевтические техники, которые можно было бы использовать в работе с родителями проблемных детей и совместно с детьми (провести их на занятии).

Литература:

  1. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.:Питер, 2001
  2. Практикум по арт-терапии / Под редакцией Копытина А.И. -СПб.:Питер, 2001

Практическое занятие 11 (2 часа)

Тема: Психокоррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели и задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям.
  2. Субъект, предмет и направления психокоррекционной помощи семьям с особым ребенком.
  3. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии в рамках психологической помощи семьям
  4. Коррекция эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и межличностной сфер ребенка с отклонениями в развитии

Анализ и обсуждение статей:

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

1.Шевченко А.В. Описание психотерапевтической работы с подростком с психосоматическими расстройствами // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С.551−558.

2.Исаев Д. Н. Участие семьи в воспитании, лечении и реабилитации детей с умственной отсталостью // Психология семьи и больной ребенок. Хрестоматия/ под ред. И.В. Добрякова. — СПб: Речь 2007

Анализ статей Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
  3. Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006
  4. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии — М.: Владос, 2003. — 408 с
  6. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000

Практическое занятие 12−13 (4 часа)

Тема: Психокоррекционная работа с семьями, имеющими проблемного ребенка

Вопросы для обсуждения:

  1. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей
  2. Переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка: методы работы психолога и коррекционные техники
  3. Этапы психологической работы в психолого-педагогическом направлении
  4. Роль психолога в работе с родителями. Особенности работы с авторитарными, невротичными и психосоматичными родителями
  5. Психокоррекция (индивидуальная и групповая формы): задачи и направления работы психолога
  6. Механизмы коррекционного воздействия при работе с семьей имеющей проблемного ребенка
  7. Психокоррекционное направление работы помощи семье с особым ребенком: формы работы, психокоррекционные техники и уровни базальной эмоциональной организации.

Анализ статей по теме практического занятия

13 стр., 6046 слов

Развитие творческого воображения детей подготовительной группы на занятиях по изодеятельности средствами нетрадиционных техник рисования

Курсовая работа Тема: «Развитие творческого воображения детей подготовительной группы на занятиях по изодеятельности средствами нетрадиционных техник рисования» Введение Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе творческое воображение становится определяющим во всей практической деятельности человека. Происходящая в стране модернизация образования, особенности ...

1.Каськова Д.С. Тренинг ДРО как способ коррекции эмоционально-волевых нарушений // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С. 238−247

2. Шубина А.С., Живолупова Н.А. Сотрудничество с родителями в программе обучения «Активная поддержка родительства» // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С. 572−582

  1. Анализ статей (на выбор) из книги: Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
  3. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135
  4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии — М.: Владос, 2003. — 408 с
  5. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000
  6. Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006

Практическое занятие 14−15 (4 часа)

Тема: Консультирование семей с проблемными детьми

Вопросы для подготовки

  1. Направления консультирования семей с проблемными детьми.
  2. Этапы консультирования и диагностика семейных проблем.
  3. Тактика психолога в процессе консультирования. Особенности консультирования отцов и матерей особых детей.

Анализ и обсуждение статьи: Кравченко К.Я. Принципы гештальт-терапии в консультировании семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна // Психология семьи и семейная терапия. — 2013, — № 3. — С. 25−31

На занятии проиграть учебно-ролевые игры по вопросам консультирования семей с особым ребенком.

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.

Практическое занятие 16−18 (6 часов)

Тема: Психокоррекционное направление с семьей имеющей проблемного ребенка

Ход занятия: Подготовить и защитить на занятии (контрольная точка как допуск к зачету) программу коррекциии по одному из направлений психологической помощи семье имеющей проблемного ребенка. Образец оформления в приложении 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Образец примерной программы коррекции личностной тревожности у младших подростков (4−6 классы)

(взято с http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program)

Аннотация: Программа основана на представлениях о тревожности, разработанных в рамках гештальт-подхода. Включает в себя 3 этапа: исследование участниками группы собственных границ; отработка навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми; коррекционная работа по запросу участников группы.

Проблема: в результате отслеживания социально-психологического статуса учащихся 4−6 классов с высокой личностной тревожностью было выявлено, что они, обладая большим потенциалом, испытывают значительные трудности, как в обучении, так и в установлении контактов с окружающими, которые сопровождаются снижением эмоционального фона и ухудшением самочувствия.

Цель: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня личностной тревожности.

Задачи:

— Исследование собственных границ участниками группы;

— Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;

— Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.

Целевая группа: младшие подростки (учащиеся 4−6 классов)

Идея: исследовав свои границы и освоив навыки их отстаивания в социальной среде, учащиеся смогут адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе.

Ресурсы:

— Занятия может проводить психолог, обладающий навыками коррекционной работы в рамках гештальт-подхода, гештальт-терапевт;

— Тренинговая комната должна быть оборудована партами или столами для выполнения письменных заданий, доской или пробковым стендом, настенными часами; а также должна иметь достаточно свободного места для работы в тренинговом круге;

— Для занятий необходимы: бумага формата А3; цветные карандаши, мелки, краски и кисти, фломастеры; бумажные носовые платки; английские булавки и канцелярские гвоздики; ножницы; раздаточный материал по темам «Активное слушание» и «Я-заявление»; гербы, листы обратной связи, банка орехового масла, батон, джем.

— Каждое занятие длится в течение 40−60 минут; всего 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

Подготовительная работа — формирование группы. Группа формируется из учащихся 4−6 классов по результатам диагностики тревожности. (В своей работе я использовала детский вариант явной тревожности (CMAS) для детей 7−12 лет).

Во время обратной связи учащимся с повышенной и высокой тревожностью предлагается принять участие в работе группы, назначается время и место первого занятия. Группа должна быть не более 10 человек; оптимальное количество — 5−7 человек.

Занятие 1.

Цель: знакомство, обсуждение цели и формирование правил работы группы.

— Упражнение «Снежный ком» — 10 минут. Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком". Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.

— Упражнение «Мой личный герб» — 15 минут. Инструкция: Теперь мы можем называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего друг о друге не знаем. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. Я раздам вам вот такие заготовки (см. Приложение 1), а вы должны будете заполнить их. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб (10 минут), а затем мы вывесим все гербы вот здесь на стенде (или доске), и вы сможете с ними познакомиться более подробно после занятия.

— Упражнение «Соглашения» — 15 минут. Инструкция: В ваших классах проводилось тестирование. По его итогам мы выяснили, что вам часто мешает повышенная тревожность, когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т. д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило).

А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать. Если кто-то не согласен с правилами группы, он ее покидает.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи (см. Приложение 2) — 5 минут.

Занятие 2.

Цель: исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром.

— Упражнение «Ассоциации с погодой» — 5 минут. Инструкция: Для того чтобы нам узнать, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие, давайте сейчас проассоциируем себя с погодой. Я сегодня как теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а только тепло и безветренно. Продолжите дальше по кругу.

— Упражнение «Осознавание собственных границ» — 30 минут. Инструкция: Сейчас возьмите листы формата А3, оставьте в центре место размером со свою ладонь, а вокруг нарисуйте мир, в котором вы живете. Это может быть все, что вас окружает, все, что вы считаете важным. Для рисования вы можете выбрать любые инструменты: краски, мелки, карандаши. Как вам захочется. На это вам дается 10 минут. Когда эта работа будет выполнена, дается следующая часть инструкции: А теперь в центре нарисуйте себя и то, как вы взаимодействуете с этим миром. На это вам дается 5 минут. По окончании работы проводится обсуждение — 20−30 минут: Теперь посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вам в нем нравится, а что нет? Чтобы вы сказали о человеке, который нарисовал такой рисунок? Подходит ли это высказывание к вам? Обсуждение может взывать у некоторых участников сильные эмоциональные переживания. При этом важно поддержать их, помогая им выразить свои эмоции, и определить, с чем конкретно они связаны. Можно предложить им послушать отклики других членов группы, если в этом будет необходимость.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут.

Занятие 3.

Цель: освоение участниками группы техники Я-заявления.

— Упражнение «Ассоциации с фруктами» — 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо фруктом. Я сегодня похожа на спелое зеленое яблоко: ничего необычного, просто нормальное рабочее настроение. Продолжите по кругу.

Теоретическая часть — 10 минут: На прошлом занятии мы с вами исследовали то, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром. Многие из вас были недовольны тем, что у него получилось. Сегодня мы попробуем с вами разобраться в том, как происходит это взаимодействие и что надо уметь для того, чтобы оно проходило успешно.

Для того чтобы происходило взаимодействие, человеку необходимо отправить во внешнюю среду сообщение (или совершить какое-то действие).

При этом сам человек становится отправителем сообщения, а среда его получателем. Когда сообщение получено, получатель посылает отправителю обратную связь (подтверждение, что сообщение получено или совершено действие).

Это выглядит следующим образом (схема чертится на доске или на листе, прикрепленном к пробковому стенду):

Сообщение

Отправитель — Получатель

Обратная связь

Для того, что чтобы взаимодействие было эффективным (чтобы получить от среды именно то, на что мы рассчитывали, отправляя сообщение) необходимо уметь отправлять правильные сообщения. К сожалению, мы часто получаем из среды совершенно не такую реакцию, которую ожидали. Особенно это касается взаимодействия с людьми. Это означает, что мы не умеем правильно формулировать свои сообщения. Сегодня мы с вами поучимся это делать. Для этого давайте составим список обязанностей отправителя. (Мозговой штурм)

— Упражнение «Бутерброд с ореховым маслом» — 15 минут. Инструкция: для выполнения этого упражнения мне понадобится один желающий. (Дальше инструкция дается после того, как выйдет помощник) Твое задание — объяснить младшему брату, как сделать бутерброд с ореховым маслом. Братом буду я. Я буду выполнять все твои инструкции. (Следовать указаниям учащегося необходимо настолько точно, насколько он говорит, не боясь взывать смех своими действиями. Младший брат ничего не знает: ни как открыть банку с маслом, ни как открыть пакет с хлебом, ни какой стороной ножа пользоваться и т. д. Это упражнение должно показать, как тяжело порой слушающему понимать мысли говорящего.)

Сейчас давайте обсудим, что было сделано хорошо, а что можно изменить. Возможно, у нас появятся дополнения к нашему списку обязанностей отправителя.

Теоретическая часть — 15 минут: Однако иногда, несмотря на все наши приложенные усилия, мы все-таки получаем негативную обратную связь. Что же делать в таких ситуациях? Можно использовать технику Я-заявления. Это безопасный способ высказывания другому человеку того, что вы ощущаете и какими видите ваши отношения в будущем. Например: «Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения и прошу тебя предупреждать меня, если тебе в следующий раз понадобится что-то из моих вещей». В Я-заявлении говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего и предлагает варианты разрешения сложной ситуации. (Раздать участникам группы раздаточный материал по теме «Я-заявление» (см. Приложение 3))

Давайте потренируемся формулировать Я-заявления. (Раздать участникам таблицы Я-заявления (см. Приложение 4), чтобы они их заполнили, а затем обсудить их.)

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут.

Занятие 4.

Цель: освоение участниками группы техники активного слушания.

— Упражнение «Ассоциации с одеждой» — 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с одеждой. Я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Продолжите дальше по кругу.

— Упражнение «Пересказ» — 15 минут. Инструкция: На прошлом занятии мы уже касались того, как тяжело слушающему бывает понять говорящего. Сегодня мы попробуем с вами научиться делать это правильно. Мне надо 5 добровольцев. Четыре из них должны выйти за дверь. Когда четверо выйдут, дать инструкцию оставшемуся: твоя задача слушать мой рассказ как можно внимательнее, а затем пересказать его тому, кто зайдет.

«Я сидела в своей комнате в гостинице и смотрела фильм „Стар Трек“, когда, посмотрев на часы, поняла, что было уже 5:00, а я должна была успеть на самолет в 5:30. аэропорт находился в 15 минутах езды от гостиницы. Я схватила сумку и пиджак и пошла вдоль по коридору к лифту. Я вошла в него и проехала 3 этажа вниз до первого этажа. Когда дверь лифта открылась, я увидела потрясающего брюнета в красной рубахе, напоминающей цистерну пожарной машины и белоснежных шортах. Но не это привлекло мое внимание: на цепи он вел обезьяну в спортивном костюме. Я так загляделась на мартышку, что, когда выходила из холла, мой чемодан попал в турникет. Я упала и разодрала колено, а левый нижний угол чемодана разорвался на 6 дюймов, и как раз в это время я увидела, что отъезжает последнее такси. Было уже 5:20, и я опоздала на самолет».

Каждому входящему дается такая же инструкция, как и первому добровольцу. В конце зачитывается первоначальная история. Для сравнения. Затем проводится обсуждение того, как исказилась информация при пересказе.

Теоретическая часть — 10 минут: Давайте составим список черт хорошего слушателя. (Мозговой штурм).

Для того, чтобы правильно слушать есть несколько правил, которые все вместе называются техникой активного слушания. (Раздать раздаточный материал к теме «Активное слушание» (см. Приложение 5), обсудить его.)

Работа в тройках — 15 минут. Инструкция: Разбейтесь сейчас на тройки и возьмите оценочные бланки (см. Приложение 6).

Один из вас в тройке будет рассказчиком, другой — слушателем, а третий — наблюдателем. Рассказчик должен в течение 3 минут рассказывать слушателю о важном для него событии. Слушатель должен использовать приемы активного слушания, а наблюдатель фиксировать в бланке какие приемы были использованы и сколько раз. Затем 2 минуты на обратную связь и меняетесь ролями. Каждый должен побывать и рассказчиком, и слушателем, и наблюдателем.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут.

Занятия 5−10.

Цель: завершение участниками группы незавершенных сложных ситуаций.

Упражнение «Ассоциации с временами года» — 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо временем года. Я сегодня похожа на спелое лето: это середина года, когда длинные дни и можно много чего успеть сделать. У меня хорошее рабочее настроение. Продолжите по кругу.

Индивидуальная коррекционная работа — 30 минут. Инструкция: Сегодня и на нескольких следующих занятиях мы с вами будем заниматься решением ваших насущных проблем. Я буду работать с одним из вас на разрешение какой-либо сложной ситуации из вашей жизни. Остальные могут при этом присутствовать, но не мешать нам. Это может быть важно для вас потому, что часто нам приходится решать одни и те же проблемы, и то, как справится с какой-то проблемой ваш товарищ, может помочь вам справиться с такой же проблемой самостоятельно. Кто желает поработать со мной сегодня? (Дальше идет индивидуальная коррекционная работа).

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут. (Обратную связь можно заменить шерингом).

Критерии оценки эффективности коррекционной работы:

  • Снижение у учащихся уровня тревожности по результатам диагностики (контрольного среза);
  • Повышение успеваемости и социального статуса учащихся в классном коллективе;
  • Субъективная оценка учащимися своего самочувствия и эмоционального состояния.

Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»

  1. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании
  2. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием
  3. Психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом
  4. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
  5. Изучение стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии и здоровых детей
  6. Изучение детско-родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития
  7. Изучение индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений родителей имеющих «особого» ребенка
  8. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка
  9. Изучение стиля семейного воспитания аутичного ребенка
  10. Особенности стиля семейного воспитания детей с нарушениями зрения
  11. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии
  12. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи
  13. Изучение стиля семейного воспитания ребенка с задержкой психического развития
  14. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника
  15. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом
  16. Структура и типы родительского отношения к детям с гиперактивностью и дефицитом внимания
  17. Психологическая помощь родителям дошкольника с общим недоразвитием речи
  18. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами
  19. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей
  20. Личностные особенности матерей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и стиль их воспитания
  21. Особенности ДРО в семьях детей с психосоматическими расстройствами желудочно-кишечного тракта
  22. Психологические особенности семей подростков с психосоматическими расстройствами ЖКТ, страдающих ожирением
  23. Изучение ДРО в семьях детей с бронхиальной астмой
  24. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семьям с особыми детьми в раннем возрасте.
  25. Особенности семейного воспитания и специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с интеллектуальными нарушениями
  26. Особенности семейного воспитания и специфика психологической помощи семьям, имеющим умственно отсталых детей
  27. Особенности семейного воспитания детей с задержкой психического развития и специфика психологической помощи.
  28. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями слуха.
  29. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями зрения.
  30. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями речи.
  31. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребенка с ДЦП.
  32. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с ранним детским аутизмом.
  33. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с СДВГ.
  34. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с синдромом Дауна.
  35. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с шизофренией.
  36. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с онкозаболеванием.
  37. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с психосоматическими заболеваниями.
  38. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов
  39. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида
  40. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения.
  41. Особенности самоотношения матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом
  42. Особенности эмоционально-оценочного отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным параличом
  43. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников
  44. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании
  45. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития
  46. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
  47. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей
  48. Особенности семейных отношений в семьях воспитывающих «особых» и здоровых детей.
  49. Особенности семейных взаимоотношений в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга
  50. Изучение родительских установок и реакций в семьях воспитывающих «особых» и здоровых детей.
  51. Изучение родительского отношения в семьях воспитывающих «особых» и здоровых детей.