Дисциплина: «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» Практическое занятие 1−3 (6 часов) Тема: Актуальность изучения основных проблем се

Дисциплина: «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» Практическое занятие 1−3 (6 часов) Тема: Актуальность изучения основных проблем семей, имеющих особого ребенка

Вопросы для подготовки (анализ и обсуждение статей):

М. Килбом (М. Kihlbom).

Связь родители — ребенок. Вина родителей?.С.40

А. А. Сагдуллаев. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.С.43

Б. Лагерхейм, К. Гиллберг (В. Lagerheim, С. Gillberg).

Ситуация семьи, где есть ребенок с нарушениями различных функций С. 50

Й. Цубер, Й. Вепс (J. Weis).

Трудности, возникающие у семей с неполноценными детьми.54

Д. Н. Оудсхорн. Семья ребенка-пациента. С.56

И. Xapdu (I. Hardi).

Ребенок и больница. С.62

Т. А. Басшова. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным или множественным нарушением.С.64

М. Н. Гуслова, Т. К. Стуре. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов. С.75

Л. М. Колпакова, Г. Н. Мухаиметзянова. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста).С.80

Усанова О. Н., Шаховская С. Н. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей. С.82

A. Р. Маллер. Педагог и семья ребенка-инвалида (Некоторые вопросы педагогической этики).

С. 87

Л. Комбринк-Грэхам (L. Combrinck-Graham).

Работа с семьей. С.93

Е. И. Морозова. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста.С.96

Н. Волковская. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения.С.108

B. В. Ткачева. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. С.118

Г. А. Мишина. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации).

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

... yandex.ru Введение На основе анализа педагогической теории и практики нами были выделены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: ... совершенствованию у учителей-предметников уровня педагогической компетенции в области организации исследовательской работы с учащимися. Одним из педагогических условий, способствующих развитию исследовательских ...

С. 129

Ход занятия:

Обсудить и проанализировать предложенные статьи с целью актуализации основных направлений проблем, с которыми сталкиваются семьи проблемных детей.

Разделиться на несколько подгрупп, разработать и защитить свою модель спектра проблем, с которыми сталкиваются семьи с особыми детьми, и предложить возможные пути работы в решении указанного спектра проблем, используя информацию из предложенных статей. Модель спектра проблем, с которыми сталкиваются семьи с особыми детьми желательно отобразить на следующих уровнях: когнитивный уровень (кто я, как родитель особого ребенка), эмоциональный (что я чувствую, как родитель особого ребенка) и поведенческий (как я действую как родитель особого ребенка).

Модель может быть предложена в виде электронной презентации или на ватмане графически (допускаются любые творческие идеи).

Основная литература:

  1. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135

Дополнительная литература:

  1. Психология эффективного родительства: Материалы международной научно-практической конференции. — Курск: КГМУ, 2011. — 613 с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
  3. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина.— М.: Владос, 2003. — 408 с
  4. Борисова Н.А., Бучилова И.А., Денисова О.А. и др. Специальная семейная педагогика / под ред. Селиверстовой В.И. — М. 2005 — 386 с.
  5. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000

Практическое занятие 4−5 (4 часа)

Тема: Диагностическое направление работы с семьей, имеющей проблемного ребенка

17 стр., 8174 слов

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

... фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. Кроме того, для установления контакта с ребенком, его родителями много дает посещение семьи ребенка. Традиционные формы взаимодействия ... организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги. 2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста Вся система работы в ДОУ направлена ...

Вопросы для подготовки:

  1. Технологии психологического изучения семьи. Классификация методов диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка.
  2. Методы изучения внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей.
  3. Схема психологического изучения семьи с особым ребенком.

Анализ статьи: Пушина В.В. Психодиагностика и психологическое консультирование семей // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С. 372−378

Ход занятия:

Проанализировать предложенную статью и основные методы диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка.

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2000.
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
  2. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135
  3. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина.— М.: Владос, 2003. — 408 с
  4. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000

Практическое занятие 6−7 (4 часа)

Тема: Сказкотерапия в работе с семьей имеющей проблемного ребенка

Вопросы для подготовки

  1. Принципы работы со сказками. Сказкотерапия с «особым ребенком».
  2. Схема размышления над сказками и их обсуждение
  3. Способы разрешения трудностей в сказках
  4. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
  5. Художественные (народные и авторские) сказки в работе с особыми детьми
  6. Дидактические сказки в работе с проблемными детьми и их родителями
  7. Психокоррекционные сказки в работе с проблемными детьми и их родителями
  8. Психотерапевтические сказки в работе с проблемными детьми и их родителями
  9. Медитативные сказки в работе с проблемными детьми и их родителями

Индивидуальное задание: Предложить (или придумать) сказку и обсудить на занятии учитывая принципы, схему размышления над сказками и структуру коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия в работе с родителями, «особых» детей или с «особыми» детьми. Этапы схемы размышления над сказками проиграть на занятии при помощи учебно-ролевой игры.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

... развивающегося ребёнка В литературе вопросам поэтапного становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н.Гвоздева, в работах Г ... другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. -проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести ...

Основная литература:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб: Речь, 2000

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб: Речь, 1998

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. — СПб.1999

4. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М. 1996

  1. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.Питер, 2001

Практическое занятие 8−9 (4 часа) Тема: Игровая психотерапия и в работе с семьей, имеющей проблемного ребенка

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение игровой психотерапии в работе с семьей, имеющей проблемного ребенка
  2. Техники работы с фантазией
  3. Техники сочинения историй
  4. Игровые техники
  5. Техники с использованием кукол и марионеток

Ход занятия: Обсудить теоретические вопросы на занятии проиграть техники игровой психотерапии, максимально подходящие к работе с семьей, имеющей проблемного ребенка и отдельно с проблемным ребенком.

4 стр., 1889 слов

После того, как мы разобрались со структурой мастер-класса, хотели бы перейти к работе тренера с аудиторией и самое главное методику работы с проблемными л

... класса, хотели бы перейти к работе тренера с аудиторией и самое главное методику работы с проблемными людьми!!!   Целевая ... индивидуальную презентацию, даже если это не предусмотрено в расписании вашей работы.   Кроме вышеперечисленных трудных личностей, встречаются также: ... тому, что реально может повлиять на эффективность их работы в рамках данной организации, их специфики деятельности ...

Доклад: Холдинг терапия в работе с аутичными детьми: техники и специфика работы.

Литература:

  1. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.Питер, 2001

Практическое занятие 10 (2 часа) Тема: Арт-терапия и в работе с семьями, имеющими проблемного ребенка

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение игровой психотерапии в работе с семьей, имеющей проблемного ребенка
  2. Многообразие форм арт-терапевтической работы
  3. Психодинамический подход и арт-терапия
  4. Арт-терапевтическая работа с проблемными детьми и подростками

Ход занятия: Обсудить теоретические вопросы и предложить арт-терапевтические техники, которые можно было бы использовать в работе с родителями проблемных детей и совместно с детьми (провести их на занятии).

Литература:

  1. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.:Питер, 2001
  2. Практикум по арт-терапии / Под редакцией Копытина А.И. -СПб.:Питер, 2001

Практическое занятие 11 (2 часа)

Тема: Психокоррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели и задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям.
  2. Субъект, предмет и направления психокоррекционной помощи семьям с особым ребенком.
  3. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии в рамках психологической помощи семьям
  4. Коррекция эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и межличностной сфер ребенка с отклонениями в развитии

Анализ и обсуждение статей:

14 стр., 6942 слов

Развитие детей дошкольного возраста в условиях двуязычия

Московский Педагогический Государственный Университет Кафедра Дошкольной Дефектологии Курсовая работа Развитие детей дошкольного возраста в условиях двуязычия Студентки 311 группы Афониной Елены ... : каким образом двуязычная среда влияет на общее развитие ребенка дошкольного возраста Цель: Исследовать особенности психического развития детей в условиях двуязычия в онтогенезе Объект исследования ...

1.Шевченко А.В. Описание психотерапевтической работы с подростком с психосоматическими расстройствами // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С.551−558.

2.Исаев Д. Н. Участие семьи в воспитании, лечении и реабилитации детей с умственной отсталостью // Психология семьи и больной ребенок. Хрестоматия/ под ред. И.В. Добрякова. — СПб: Речь 2007

Анализ статей Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
  3. Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006
  4. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии — М.: Владос, 2003. — 408 с
  6. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000

Практическое занятие 12−13 (4 часа)

Тема: Психокоррекционная работа с семьями, имеющими проблемного ребенка

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... ). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продеман-стрирует ... мужа, недовольна им. Дима буквально не имеет дома спокойной минуты, чтобы готовить уроки, отдыхать. Он предпочитает проводить время ... соответ-ствует этому месту. 2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не ...

Вопросы для обсуждения:

  1. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей
  2. Переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка: методы работы психолога и коррекционные техники
  3. Этапы психологической работы в психолого-педагогическом направлении
  4. Роль психолога в работе с родителями. Особенности работы с авторитарными, невротичными и психосоматичными родителями
  5. Психокоррекция (индивидуальная и групповая формы): задачи и направления работы психолога
  6. Механизмы коррекционного воздействия при работе с семьей имеющей проблемного ребенка
  7. Психокоррекционное направление работы помощи семье с особым ребенком: формы работы, психокоррекционные техники и уровни базальной эмоциональной организации.

Анализ статей по теме практического занятия

1.Каськова Д.С. Тренинг ДРО как способ коррекции эмоционально-волевых нарушений // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С. 238−247

2. Шубина А.С., Живолупова Н.А. Сотрудничество с родителями в программе обучения «Активная поддержка родительства» // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции — Курск: КГМУ, 2011, — 613 с.: С. 572−582

  1. Анализ статей (на выбор) из книги: Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
  3. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2007, С. 24−135
  4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии — М.: Владос, 2003. — 408 с
  5. М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития — М. 2000
  6. Дж. Цианиста, С.Б. Ботиуса Работа с родителями: психоаналитическая психотерапия в работе с детьми и подростками. — М.:Когито центр, 2006

Практическое занятие 14−15 (4 часа)

Тема: Консультирование семей с проблемными детьми

Вопросы для подготовки

  1. Направления консультирования семей с проблемными детьми.
  2. Этапы консультирования и диагностика семейных проблем.
  3. Тактика психолога в процессе консультирования. Особенности консультирования отцов и матерей особых детей.

Анализ и обсуждение статьи: Кравченко К.Я. Принципы гештальт-терапии в консультировании семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна // Психология семьи и семейная терапия. — 2013, — № 3. — С. 25−31

На занятии проиграть учебно-ролевые игры по вопросам консультирования семей с особым ребенком.

Основная литература:

  1. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.

Практическое занятие 16−18 (6 часов)

Тема: Психокоррекционное направление с семьей имеющей проблемного ребенка

Ход занятия: Подготовить и защитить на занятии (контрольная точка как допуск к зачету) программу коррекциии по одному из направлений психологической помощи семье имеющей проблемного ребенка. Образец оформления в приложении 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Образец примерной программы коррекции личностной тревожности у младших подростков (4−6 классы)

(взято с http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program)

Аннотация: Программа основана на представлениях о тревожности, разработанных в рамках гештальт-подхода. Включает в себя 3 этапа: исследование участниками группы собственных границ; отработка навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми; коррекционная работа по запросу участников группы.

Проблема: в результате отслеживания социально-психологического статуса учащихся 4−6 классов с высокой личностной тревожностью было выявлено, что они, обладая большим потенциалом, испытывают значительные трудности, как в обучении, так и в установлении контактов с окружающими, которые сопровождаются снижением эмоционального фона и ухудшением самочувствия.

Цель: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня личностной тревожности.

Задачи:

— Исследование собственных границ участниками группы;

— Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;

— Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.

Целевая группа: младшие подростки (учащиеся 4−6 классов)

Идея: исследовав свои границы и освоив навыки их отстаивания в социальной среде, учащиеся смогут адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе.

Ресурсы:

— Занятия может проводить психолог, обладающий навыками коррекционной работы в рамках гештальт-подхода, гештальт-терапевт;

— Тренинговая комната должна быть оборудована партами или столами для выполнения письменных заданий, доской или пробковым стендом, настенными часами; а также должна иметь достаточно свободного места для работы в тренинговом круге;

— Для занятий необходимы: бумага формата А3; цветные карандаши, мелки, краски и кисти, фломастеры; бумажные носовые платки; английские булавки и канцелярские гвоздики; ножницы; раздаточный материал по темам «Активное слушание» и «Я-заявление»; гербы, листы обратной связи, банка орехового масла, батон, джем.

— Каждое занятие длится в течение 40−60 минут; всего 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

Подготовительная работа — формирование группы. Группа формируется из учащихся 4−6 классов по результатам диагностики тревожности. (В своей работе я использовала детский вариант явной тревожности (CMAS) для детей 7−12 лет).

Во время обратной связи учащимся с повышенной и высокой тревожностью предлагается принять участие в работе группы, назначается время и место первого занятия. Группа должна быть не более 10 человек; оптимальное количество — 5−7 человек.

Занятие 1.

Цель: знакомство, обсуждение цели и формирование правил работы группы.

— Упражнение «Снежный ком» — 10 минут. Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком". Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.

— Упражнение «Мой личный герб» — 15 минут. Инструкция: Теперь мы можем называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего друг о друге не знаем. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. Я раздам вам вот такие заготовки (см. Приложение 1), а вы должны будете заполнить их. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб (10 минут), а затем мы вывесим все гербы вот здесь на стенде (или доске), и вы сможете с ними познакомиться более подробно после занятия.

— Упражнение «Соглашения» — 15 минут. Инструкция: В ваших классах проводилось тестирование. По его итогам мы выяснили, что вам часто мешает повышенная тревожность, когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т. д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило).

А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать. Если кто-то не согласен с правилами группы, он ее покидает.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи (см. Приложение 2) — 5 минут.

Занятие 2.

Цель: исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром.

— Упражнение «Ассоциации с погодой» — 5 минут. Инструкция: Для того чтобы нам узнать, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие, давайте сейчас проассоциируем себя с погодой. Я сегодня как теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а только тепло и безветренно. Продолжите дальше по кругу.

— Упражнение «Осознавание собственных границ» — 30 минут. Инструкция: Сейчас возьмите листы формата А3, оставьте в центре место размером со свою ладонь, а вокруг нарисуйте мир, в котором вы живете. Это может быть все, что вас окружает, все, что вы считаете важным. Для рисования вы можете выбрать любые инструменты: краски, мелки, карандаши. Как вам захочется. На это вам дается 10 минут. Когда эта работа будет выполнена, дается следующая часть инструкции: А теперь в центре нарисуйте себя и то, как вы взаимодействуете с этим миром. На это вам дается 5 минут. По окончании работы проводится обсуждение — 20−30 минут: Теперь посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вам в нем нравится, а что нет? Чтобы вы сказали о человеке, который нарисовал такой рисунок? Подходит ли это высказывание к вам? Обсуждение может взывать у некоторых участников сильные эмоциональные переживания. При этом важно поддержать их, помогая им выразить свои эмоции, и определить, с чем конкретно они связаны. Можно предложить им послушать отклики других членов группы, если в этом будет необходимость.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут.

Занятие 3.

Цель: освоение участниками группы техники Я-заявления.

— Упражнение «Ассоциации с фруктами» — 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо фруктом. Я сегодня похожа на спелое зеленое яблоко: ничего необычного, просто нормальное рабочее настроение. Продолжите по кругу.

Теоретическая часть — 10 минут: На прошлом занятии мы с вами исследовали то, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром. Многие из вас были недовольны тем, что у него получилось. Сегодня мы попробуем с вами разобраться в том, как происходит это взаимодействие и что надо уметь для того, чтобы оно проходило успешно.

Для того чтобы происходило взаимодействие, человеку необходимо отправить во внешнюю среду сообщение (или совершить какое-то действие).

При этом сам человек становится отправителем сообщения, а среда его получателем. Когда сообщение получено, получатель посылает отправителю обратную связь (подтверждение, что сообщение получено или совершено действие).

Это выглядит следующим образом (схема чертится на доске или на листе, прикрепленном к пробковому стенду):

Сообщение

Отправитель — Получатель

Обратная связь

Для того, что чтобы взаимодействие было эффективным (чтобы получить от среды именно то, на что мы рассчитывали, отправляя сообщение) необходимо уметь отправлять правильные сообщения. К сожалению, мы часто получаем из среды совершенно не такую реакцию, которую ожидали. Особенно это касается взаимодействия с людьми. Это означает, что мы не умеем правильно формулировать свои сообщения. Сегодня мы с вами поучимся это делать. Для этого давайте составим список обязанностей отправителя. (Мозговой штурм)

— Упражнение «Бутерброд с ореховым маслом» — 15 минут. Инструкция: для выполнения этого упражнения мне понадобится один желающий. (Дальше инструкция дается после того, как выйдет помощник) Твое задание — объяснить младшему брату, как сделать бутерброд с ореховым маслом. Братом буду я. Я буду выполнять все твои инструкции. (Следовать указаниям учащегося необходимо настолько точно, насколько он говорит, не боясь взывать смех своими действиями. Младший брат ничего не знает: ни как открыть банку с маслом, ни как открыть пакет с хлебом, ни какой стороной ножа пользоваться и т. д. Это упражнение должно показать, как тяжело порой слушающему понимать мысли говорящего.)

Сейчас давайте обсудим, что было сделано хорошо, а что можно изменить. Возможно, у нас появятся дополнения к нашему списку обязанностей отправителя.

Теоретическая часть — 15 минут: Однако иногда, несмотря на все наши приложенные усилия, мы все-таки получаем негативную обратную связь. Что же делать в таких ситуациях? Можно использовать технику Я-заявления. Это безопасный способ высказывания другому человеку того, что вы ощущаете и какими видите ваши отношения в будущем. Например: «Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения и прошу тебя предупреждать меня, если тебе в следующий раз понадобится что-то из моих вещей». В Я-заявлении говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего и предлагает варианты разрешения сложной ситуации. (Раздать участникам группы раздаточный материал по теме «Я-заявление» (см. Приложение 3))

Давайте потренируемся формулировать Я-заявления. (Раздать участникам таблицы Я-заявления (см. Приложение 4), чтобы они их заполнили, а затем обсудить их.)

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут.

Занятие 4.

Цель: освоение участниками группы техники активного слушания.

— Упражнение «Ассоциации с одеждой» — 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с одеждой. Я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Продолжите дальше по кругу.

— Упражнение «Пересказ» — 15 минут. Инструкция: На прошлом занятии мы уже касались того, как тяжело слушающему бывает понять говорящего. Сегодня мы попробуем с вами научиться делать это правильно. Мне надо 5 добровольцев. Четыре из них должны выйти за дверь. Когда четверо выйдут, дать инструкцию оставшемуся: твоя задача слушать мой рассказ как можно внимательнее, а затем пересказать его тому, кто зайдет.

«Я сидела в своей комнате в гостинице и смотрела фильм „Стар Трек“, когда, посмотрев на часы, поняла, что было уже 5:00, а я должна была успеть на самолет в 5:30. аэропорт находился в 15 минутах езды от гостиницы. Я схватила сумку и пиджак и пошла вдоль по коридору к лифту. Я вошла в него и проехала 3 этажа вниз до первого этажа. Когда дверь лифта открылась, я увидела потрясающего брюнета в красной рубахе, напоминающей цистерну пожарной машины и белоснежных шортах. Но не это привлекло мое внимание: на цепи он вел обезьяну в спортивном костюме. Я так загляделась на мартышку, что, когда выходила из холла, мой чемодан попал в турникет. Я упала и разодрала колено, а левый нижний угол чемодана разорвался на 6 дюймов, и как раз в это время я увидела, что отъезжает последнее такси. Было уже 5:20, и я опоздала на самолет».

Каждому входящему дается такая же инструкция, как и первому добровольцу. В конце зачитывается первоначальная история. Для сравнения. Затем проводится обсуждение того, как исказилась информация при пересказе.

Теоретическая часть — 10 минут: Давайте составим список черт хорошего слушателя. (Мозговой штурм).

Для того, чтобы правильно слушать есть несколько правил, которые все вместе называются техникой активного слушания. (Раздать раздаточный материал к теме «Активное слушание» (см. Приложение 5), обсудить его.)

Работа в тройках — 15 минут. Инструкция: Разбейтесь сейчас на тройки и возьмите оценочные бланки (см. Приложение 6).

Один из вас в тройке будет рассказчиком, другой — слушателем, а третий — наблюдателем. Рассказчик должен в течение 3 минут рассказывать слушателю о важном для него событии. Слушатель должен использовать приемы активного слушания, а наблюдатель фиксировать в бланке какие приемы были использованы и сколько раз. Затем 2 минуты на обратную связь и меняетесь ролями. Каждый должен побывать и рассказчиком, и слушателем, и наблюдателем.

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут.

Занятия 5−10.

Цель: завершение участниками группы незавершенных сложных ситуаций.

Упражнение «Ассоциации с временами года» — 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо временем года. Я сегодня похожа на спелое лето: это середина года, когда длинные дни и можно много чего успеть сделать. У меня хорошее рабочее настроение. Продолжите по кругу.

Индивидуальная коррекционная работа — 30 минут. Инструкция: Сегодня и на нескольких следующих занятиях мы с вами будем заниматься решением ваших насущных проблем. Я буду работать с одним из вас на разрешение какой-либо сложной ситуации из вашей жизни. Остальные могут при этом присутствовать, но не мешать нам. Это может быть важно для вас потому, что часто нам приходится решать одни и те же проблемы, и то, как справится с какой-то проблемой ваш товарищ, может помочь вам справиться с такой же проблемой самостоятельно. Кто желает поработать со мной сегодня? (Дальше идет индивидуальная коррекционная работа).

Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи — 5 минут. (Обратную связь можно заменить шерингом).

Критерии оценки эффективности коррекционной работы:

  • Снижение у учащихся уровня тревожности по результатам диагностики (контрольного среза);
  • Повышение успеваемости и социального статуса учащихся в классном коллективе;
  • Субъективная оценка учащимися своего самочувствия и эмоционального состояния.

Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»

  1. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании
  2. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием
  3. Психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом
  4. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
  5. Изучение стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии и здоровых детей
  6. Изучение детско-родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития
  7. Изучение индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений родителей имеющих «особого» ребенка
  8. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка
  9. Изучение стиля семейного воспитания аутичного ребенка
  10. Особенности стиля семейного воспитания детей с нарушениями зрения
  11. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии
  12. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи
  13. Изучение стиля семейного воспитания ребенка с задержкой психического развития
  14. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника
  15. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом
  16. Структура и типы родительского отношения к детям с гиперактивностью и дефицитом внимания
  17. Психологическая помощь родителям дошкольника с общим недоразвитием речи
  18. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами
  19. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей
  20. Личностные особенности матерей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и стиль их воспитания
  21. Особенности ДРО в семьях детей с психосоматическими расстройствами желудочно-кишечного тракта
  22. Психологические особенности семей подростков с психосоматическими расстройствами ЖКТ, страдающих ожирением
  23. Изучение ДРО в семьях детей с бронхиальной астмой
  24. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семьям с особыми детьми в раннем возрасте.
  25. Особенности семейного воспитания и специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с интеллектуальными нарушениями
  26. Особенности семейного воспитания и специфика психологической помощи семьям, имеющим умственно отсталых детей
  27. Особенности семейного воспитания детей с задержкой психического развития и специфика психологической помощи.
  28. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями слуха.
  29. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями зрения.
  30. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями речи.
  31. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребенка с ДЦП.
  32. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с ранним детским аутизмом.
  33. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с СДВГ.
  34. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с синдромом Дауна.
  35. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с шизофренией.
  36. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с онкозаболеванием.
  37. Особенности семейного воспитания и характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с психосоматическими заболеваниями.
  38. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов
  39. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида
  40. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения.
  41. Особенности самоотношения матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом
  42. Особенности эмоционально-оценочного отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным параличом
  43. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников
  44. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании
  45. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития
  46. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
  47. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей
  48. Особенности семейных отношений в семьях воспитывающих «особых» и здоровых детей.
  49. Особенности семейных взаимоотношений в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга
  50. Изучение родительских установок и реакций в семьях воспитывающих «особых» и здоровых детей.
  51. Изучение родительского отношения в семьях воспитывающих «особых» и здоровых детей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector